Маргиналы в россии доклад

Обновлено: 19.05.2024

Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972г. (ранее существовало только понятие "маргинальный"). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Маргиналы и маргинальность в современной России.doc

Министерство образования и науки РФ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Кафедра философии и молодежной политики

студентка группы Э-11

Глава II. Маргинальность в современной России…………………………………9

1.1 Процесс маргинализации………………………………………… …………. 9

1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества………………………………………………………… ………………….11

Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972г. (ранее существовало только понятие "маргинальный"). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.

Маргинальность - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена.

Ведь деклассирование — понятие, прежде всего, социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак?

Прежде всего - в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо - скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур". Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп. Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно одерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и номенклатура сама, по сути, является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой. В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества путем использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения социальной структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает несоответствие доктринальных марксистских установок о классовом характере общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему отношений.

Глава II. Маргинальность в современной России

1.1 Процесс маргинализации

Процесс маргинализации идет по двум векторам:

Понятие маргинальности для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2015
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государствеенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Реферат по теме:

Маргиналы в современном

Российском обществе

Выполнил: ст.гр.320391 Дроздов И.А.

Проверил: Есина Т.А.

Тула 2010

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

маргинальность социальный культурный

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат.Margo - край) - человек:

- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и

- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Ведь деклассирование -- понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак?

Прежде всего-- в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.

Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо

-- скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии.

Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур"[1].

Маргинальность в ее типичной форме - это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала - вчерашний крестьянин в городе - уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа - от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов - тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы - дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение - аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя.

Восленский прямо утверждает, что номенклатура - продукт деклассированного общества и номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой. В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества путем использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения социальной структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему отношений.

В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить появление первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А.

Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.). Для указанных публикаций характерно то, что в них центральное место отводится анализу политики большевистского режима в отношении маргинальных групп. Отмечены и такие параметры, как численность: состав, территориальное размещение указанных групп. Вместе с тем социокультурные характеристики (облик) данных групп до сих пор остается еще на периферии исследовательских интересов. Что касается таких категорий, как тылоополченцы и ссыльные, то в настоящее время о них имеется лишь несколько публикаций автора книги.

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.

Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.

Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей[2].

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:

- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.

Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития страны.

Список литературы

3.Социальная стратификация российского общества. проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

Подобные документы

История развития адвокатуры в российском государстве. Место и роль адвокатуры в современном российском обществе. Понятие и назначение адвокатуры в обществе. Принципы функционирования адвокатуры. Участие адвокатов гражданском и арбитражном процессе.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 08.08.2006

Юридическая деятельность в современном российском обществе как отрасль правовых работ; профессиональные, моральные, личностные и квалификационные требования, предъявляемые к ней. Роль и значение юриста в современном обществе, сферы его деятельности.

реферат [23,8 K], добавлен 27.03.2010

Связь явления маргинальности с процессами социальной мобильности, происходящими под влиянием кризисов и структурных сдвигов в обществе. Взаимосвязь маргинальности и преступности. Декриминализация бродяжничества в РФ. Алкоголики, наркоманы и проститутки.

контрольная работа [36,8 K], добавлен 02.04.2013

Место и роль института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе. Проблемы, связанные с вопросами образования детей-сирот, медицинского обслуживания, прав на имущество, прав на жилье.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 24.05.2013

Роль некоммерческих организаций в гражданском обществе. Изучение этапов развития, сущности, структуры, управления и источников финансирования некоммерческих организаций. Современные исследования гражданского общества и некоммерческого сектора в России.

Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия

Маргинал и люмпен, в чём разница между ними

Понятие маргинал в 1972 году пришло из Франции. Так называли людей, которые отвергали общество, либо общество само отвергало их.

Но причин, по которым человек может стать маргиналом много: человек может выпасть из религиозной, этической, политической или социальной среды, по материальным проблемам, а также по причине инвалидности или болезни.

Маргиналы

С самого рождения каждого человека начинается его социализация в обществе. Это неизбежный процесс. Сначала ясли, потом школа, ВУЗ и наконец начало трудовой деятельности. Человек заводит семью, обрастает связями и друзьями по своим интересам.

Но иногда люди по различным причинам выпадают из общественного социума. Таких людей можно назвать маргинальными. Они не потеряны для общества, а иногда даже приносят ему больше пользы, чем другие люди.

Словари дают разные толкования понятия маргинал. Такие люди находятся в постоянном психологическом и эмоциональном напряжении. Они не могут определить, к какому слою общества они относятся. По этой причине они часто вступают в конфликты с другими людьми.

  • ~ отсутствие финансовых социальных и духовных связей с обществом
  • ~ отсутствие постоянного места жительства и каких-либо привязанностей
  • ~ враждебное отношение к окружающему миру
  • ~ наличие психологических проблем
  • ~ человек живёт по своим нормам и правилам.

Маргиналы не являются низшим слоем общества, просто они вступают в конфликт с общепринятыми нормами. Имеется много синонимов слова маргинал — деклассированный элемент, изгой, нигилист, неформал.

Большинство людей не остаются на всю жизнь маргиналами. Если их жизненная ситуация меняется в лучшую сторону (им удаётся социализироваться, они заводят семью и друзей или находят хорошую работу), то они перестают быть маргиналами.

Но есть и такие, которые сами не хотят терять статус маргинала и принимать обычную жизнь.

Плюсы и минусы маргинальности

Маргиналом считают и великого русского писателя Льва Толстого. Он не признавал дворянские привилегии, жил в деревне и понимал революционные идеи.

Маргиналом считают и великого ученого, академика Сахарова. Многие писатели, ученые, бизнесмены и государственные деятели достигли высот потому, что были маргиналами. Затем свои достижения они ставили на службу обществу.

К плюсам маргинальности можно отнести:

~ возможность проявить свою индивидуальность без воздействия различных социальных групп, что позволяет им добиться успеха в разных областях

~ их высокую мобильность, ведь они свободны от всяких обязательств и привязанностей

~ их желание социализироваться является дополнительным стимулом для достижения выдающихся результатов в бизнесе и науке.

К минусам маргинальности можно отнести:

~ это явление провоцируют тяжёлые общественные потрясения (смены государственного строя, войны и экономические кризисы)

~ маргиналу тяжело социализироваться

~ маргинальность часто толкает людей на крайности (на нарушение законности и порядка).

Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия

Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов

Они могут быть бедными или очень богатыми. И те и другие вступают в конфликт с окружающими людьми и обществом. Одни еле сводят концы с концами и поэтому всех ненавидят, а другие могут позволить себе всё и хотят показать свое превосходство. Наибольшее количество экономических маргиналов появляется во время финансовых потрясений.

Маргиналов этого типа не устраивает общественно-политический строй и связанные с ним законы. Они составляют активную оппозицию государственной власти и готовы способствовать любым политическим катаклизмам. По этим же причинам очень часто покидают страну или становятся беженцами.

Увеличение количества таких маргиналов происходит, опять-таки, при различных общественно-политических потрясениях. Очень часто, это бывают люди с высоким положением в каком-либо в социальном слое, и теряют его.

Бывает и наоборот — социальное положение повышается, но оно его не устраивает и он разочаровывается. Наглядный пример — революция 1917 года. Тогда большинство дворян стало социальными маргиналами.

Таким маргиналам приходится труднее всего. Ими становятся по разным причинам. Очень часто в результате эмиграции. Эмигранту очень трудно адаптироваться к образу жизни в другой стране. Ещё одну группу таких маргиналов составляют выходцы из межнациональных браков. Также, этническими маргиналами часто становятся представители национальных меньшинств — общество их отвергает.

Это касается людей, которые не признают традиционных религий или признают сомнительные религиозные течения.

Это люди, пораженные смертельными недугами или трансгендеры. Например, большинство людей враждебно относятся к ВИЧ-инфицированным.

Люмпены

Это слово появилось с лёгкой руки основоположника коммунизма — Карла Маркса. Он относил к ним нищих, бродяг, людей криминальной направленности и вообще всех людей, опустившихся на дно жизни по разным причинам.

Несмотря на то, что они находятся внизу социальной лестницы — не стремятся изменить своё положение. У таких людей нет дома, семей, никакой собственности, работы, да и профессии тоже. К сожалению, процесс появления люмпенов в рыночных условиях неизбежен.

Слишком велико социальное расслоение общества. В России это проблема очень сильно проявилась в девяностые годы прошлого столетия, при распаде Советского Союза.

~ наличие психологических проблем

Эта прослойка людей представляет потенциальную опасность для общества, так как она готова поддержать любые потрясения. Есть даже такое понятие в политологии — люмпен-пролетариат. Их вполне могут использовать в своей антигосударственной деятельности различные экстремистские и радикальные организации.

  • ~ не имеют постоянной работы
  • ~ имеют беспрецедентно низкий уровень доходов или вообще их не имеют
  • ~ имеют сильную социальную деградацию
  • ~ не имеют профессии
  • ~ безнравственны
  • ~ подвержены вредным привычкам (алкоголизм, наркомания)
  • ~ легко идут на противозаконные действия (любые виды преступности, экстремизм или терроризм)

В чём заключается разница между маргиналами и люмпенами

Собственно, разница между ними кроется в их признаках. Маргинал не выходит из рамок правового поля. Имеет свою собственность, работает и зачастую достигает больших успехов, чем приносит большую пользу обществу. Да, маргинал сознательно пренебрегает общественными нормами, но противозаконной образ жизни не ведёт.

Люмпены является полной противоположностью маргиналам. Никакой собственности не имеют. У них нет постоянной работы и заработка. Они пренебрегают общественными нормами, безнравственны, зачастую неадекватны и подчиняются сильному. Легко идут на нарушение закона.

Вывод можно сделать один — между маргиналом и люмпеном нет ничего общего.

Гост

ГОСТ

Проблемы маргинальности в современном обществе

Маргинальность – проблема, имеющая практическую значимость, ее феномен позволяет изучать природу современной цивилизации, ее потенциально разрушительные дисфункциональные механизмы.

Проблемы маргинальности напрямую связаны с фундаментальными проблемами социологии и смежных дисциплин. Из-за различий в теоретических вопросах маргинальности, данную проблему целесообразно рассматривать масштабно, что позволит соотнести ее различные аспекты, раскрываемые при помощи различных теоретических инструментов.

Значительная и активная часть современного американского общества находится в качестве маргиналов: представители нестандартно мыслящей научной и художественной интеллигенции, религиозные и этнические меньшинства и др.

Как правило, маргинальные слои ограничены в статусных позициях, не могут реализовать в полной мере свои творческие возможности, и, следовательно, обогатить общество духовно и материально.

Маргинальность возникает как следствие различия в формах социокультурного опыта, она по-разному реализуется на практике.

Маргинальность выступает одновременно как источник групповых и индивидуальных форм протеста, деморализации, неврозов, так и очаг нового восприятия Вселенной и общества, нетрадиционных форм художественного, интеллектуального и религиозного творчества.

Многие инновационные направления в духовной истории мира (философские системы, мировые религии, научные концепции, новейшие формы художественного отображения мира) обязаны своим появлением маргинальным личностям.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные, культурные, технологические преобразования последних лет придали проблеме маргинальности новые характеристики.

В современном мире статус маргинала – не столько исключение, сколько норма существования множества людей, что обусловлено:

  • высоким уровнем урбанизации;
  • активным взаимодействием между носителями разных религиозных и этнокультурных традиций;
  • влиянием средств массовых информаций;
  • размыванием культурных барьеров.

Для включения в общественную жизнь маргинализированных групп населения повсеместно создаются неформальные общественные движения – правозащитные, просветительские, культурные, благотворительные, религиозные, экологические, земляческие и др.

Проблема культурной маргинальности

Конфликтная ситуация возникает, когда представители менее элитной группы хотят приспособиться к более элитной, имеющей большие властные полномочия. Проблемы маргинальных личностей начинают проявляться после осознания представителями подчиненной группы своего неравного положения с другой группой. Такое осознание ведет к раздвоенности и психологической неустойчивости, может проявиться в виде аномии или суицида.

Решить данную проблему можно путем: идентификацию с подчиненной группой; ассимиляции маргинала господствующей группой; соприкосновение групп; появление в подчиненной группе лидера, способного возглавить борьбу за равноправие.

К специфическим признакам культурной маргинальности относятся:

  • долгий контакт плохо совместимых культур, одна из которых является господствующей, а другая – маргинальной;
  • возможности для представителей маргинальной культуры пересекать разделяющую эти культуры, границу, усваивать манеру мышления, идеалы, образ жизни господствующей культуры, ожидать поощрения;
  • наличие социальных барьеров, обусловленных дискриминацией, преградами, воздвигаемыми маргинальной культурой для перехода желающих в более значимую группу;
  • увеличение интенсивности конфликтной ситуации с течением времени.

Проблемы маргинальности в России

Проблема адаптации маргинальных слоев к новым статусно-ролевым функциям, переориентация личной и социальной идентичности является одной из актуальных проблем современности.

Экономический и финансовый кризис, затронувший многие регионы России, отраслевые сдвиги затронули определенную часть населения, которая в результате этих процессов осталась вне сферы занятости и приобрела статус безработных. Возникновение данного слоя оказывает значительное влияние на качество жизни всего населения страны.

Маргиналы, изменив свой статус занятости, сформировали черты групповой определенности, имеющей собственные:

  • ценностно-нормативные установки;
  • жизненные ценности;
  • образ жизни;
  • структуру потребления;
  • идентификационные предпочтения.

Произошел целый комплекс социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания, консолидации и интеграции.

Характерной особенностью российского общества является совмещение процесса глобализации и трансформации, что сопровождается усилением социального неравенства, появлением значительного количества маргиналов.

Трансформации российского общества привели не только к изменениям в социальной структуре, но и поставила вопрос об осознании групповой и индивидуальной идентичности, дезинтеграции или интеграции, солидарности, системе ценностей, сплоченности, месте в социальной иерархии.

Все больше к маргиналам причисляют не только нежелательные элементы, но также тех, кто в силу перестройки общества, вытесняется в состояние маргинальности, не сумев приобщиться ни к одной из категорий отверженности.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 03 2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Социальное исключение или социальная эксклюзия – это процесс отторжения человека из общества. Такой человек неустойчив на рынке труда, не может купить себе достаточно еды, одежды и оплатить расходы на жильё, имеет мало социальных контактов и поэтому почти не участвует в общественной жизни.

В Высшей школе экономики выяснили, что под риском социальной эксклюзии находится каждое пятое домохозяйство в России. В основе исследования лежит индекс ООН – он учитывает ограничения в доступе к экономической сфере, социальным услугам и общественной жизни.

  • Доля россиян, которые могут стать социально исключёнными, составила 13,1%, а доля домохозяйств – 19,8%.
  • 88% из них имеют материальные трудности, у них нет доступа к общественной жизни и социальным услугам.
  • Среди людей от 15 до 72 лет доля потенциальных маргиналов – 12%. Среди россиян других возрастов – 22,6%. Среди трудоустроенных граждан – 6,7%, безработных – 36,2%.
  • Семьи с пенсионерами оказались подвержены риску социальной эксклюзии не более, чем все остальные.

Чем социальная исключённость отличается от бедности?

  • Росстат рассчитывает количество бедных по одному показателю – доходы ниже прожиточного минимума на каждого человека в семье. По итогам 2018 года за чертой бедности жили 18,9 млн россиян – это 12,9% от всего населения.
  • Социально исключённые слои населения не только имеют проблемы с деньгами, но и изолированы от большей части общества.
  • Большинство бедных семей – 51% – многодетные.
  • Социальная исключённость меньше всего грозит семьям из трёх и четырёх человек, а больше всего – одиночкам (25,5% из них рискуют стать маргиналами).

С 2020 года Росстат включит в оценку бедности данные о материальных проблемах и социальной исключённости людей.

Где угроза маргинализации больше?

  • В Москве доля потенциальных маргиналов самая низкая – 1,7%. В Санкт-Петербурге она составляет 2,8%, в Татарстане – 4,6%, Ленинградской области – 5,5%, Ханты-Мансийском автономном округе – 5,8%, Камчатском крае – 6,2%.
  • Самый высокий риск социальной исключённости в Хакасии, где такой угрозе подвержены 34,3% населения. Похожая ситуация в Забайкальском крае (31,6% потенциальных маргиналов), Тыве (29,6%), Еврейской автономной области (27,2%), Республике Алтай (25,6%) и Курганской области (24,6%).
  • Риск маргинализации в сельских поселениях составляет 20,2%, в городах – 9,9%.

Каков уровень социальной эксклюзии в Европе?

В Евросоюзе угроза социального исключения взаимосвязана с относительной бедностью – её порогом считают уровень доходов 60% ниже медианного по стране. Медианный доход делит всё население ровно пополам – 50% получают зарплату выше этой отметки, 50% – ниже.

На уровень эксклюзии влияют также материальные проблемы:

  • люди не могут своевременно оплачивать аренду жилья, ипотеку, жилищно-коммунальные услуги
  • у них нет возможности поддерживать комфортную температуру в доме
  • непредвиденные расходы вызывают трудности
  • люди не могут хотя бы через день есть мясо, рыбу и другие богатые белком продукты
  • не могут выехать на недельный отдых
  • не могут купить автомобиль
  • стиральную машину
  • телевизор
  • телефона (в том числе мобильный)

Ещё одна характеристика социального исключения – проживание в домохозяйстве с крайне низкой занятостью – менее 20% времени в году.

Если европеец имеет низкие доходы, четыре материальных затруднения из перечисленных или мало работает, он имеет риск стать социально исключённым.

Читайте также: