Мальтузианство и неомальтузианство доклад

Обновлено: 18.05.2024

Мальтузианство — демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом. Согласно этой теории рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост населения неминуемо приведет к голоду [1] [2] . Мальтузианство сразу привлекло к себе внимание тем, что вошло в противоречие с оптимистичными теориями социальных реформаторов Кондорсе, Годвина и Оуэна. Сейчас же теория Мальтуса рассматривается как важная составная часть классической экономической теории [3] .

Содержание

Марксистская точка зрения на мальтузианство и неомальтузианство

МАЛЬТУЗИАНСТВО, бурж. теория народонас., система антинауч. воззрений на воспроиз-во нас. и его роль в обществ. развитии, отрицающая историч. характер законов народонас. Получила название по имени англ. бурж. экономиста Т. Р. Мальтуса, к-рый в своей теории проводил идею биол. природы воспроиз-ва нас. и выдвинул методологич. принцип демографич. детерминированности социальных бедствий. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Мальтус интерпретировал демографич. рост как независимую переменную обществ. развития, к-рая лишь корректируется действием 'разрушительных' (войны, эпидемии, голод) и 'предупредительных' социальных факторов (безбрачие, позднее вступление в брак и т. п.). Основываясь на антинауч., абсолютизирующем технич. застой 'законе убывающего плодородия почвы', Мальтус конструирует свой абстрактный внеисторич. закон народонас., к-рый 'состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи' (Мальтус Т. Р., Опыт о законе народонаселения…, СПБ, 1868, т. 1, с. 95-96). Широкую известность получила формулировка мальтусовского 'закона', представленная в 1-м издании его кн. 'Опыт о законе народонаселения…', в соответствии с к-рой нас. растёт в геометрич. прогрессии, а средства существования увеличиваются в арифметич. прогрессии. Отсюда Мальтус выводит статич. оптимум нас. — определённое соотношение внутри системы 'нас.- средства существования', при к-ром ещё не начали действовать 'разрушительные факторы'. Мальтус подчёркивал внеисторич. характер своего 'закона'. 'Явления природы, — отмечал он, — подчинены неизменным законам, и мы не имеем никакого права думать, что с тех пор, как существует мир, законы, управляющие населением, подверглись каким-либо изменениям' (там же, с. 469).

В теории народонас. Мальтуса из биол. детерминизма в трактовке демографич. процессов вытекает демографич. детерминизм в объяснении нищеты, пауперизма и политич. конфликтов. 'Главная и непрерывная причина бедности, — писал Мальтус, — мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравноправного распределения имущества: богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания' (там же, т. 2, с. 341). Мальтус '…утверждал наличие перенаселения при всех формах общества… Перенаселение на различных исторических этапах экономического развития он рассматривает как однородное, не понимая его специфического различия…' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 103). Мальтус подчёркивал, что 'толпа, участвующая в мятежах, доставляется избыточным населением' (Мальтус Т. Р., Опыт о законе народонаселения…, т. 2, с. 244), причём 'предупреждением избытка населения будет уничтожена главнейшая причина и, бесспорно, главное средство для исполнения завоевательных планов, а внутри государства будут предупреждены тирания и возмущение' (там же, с. 219). Он усматривал панацею от губительного перенас. в распространении в народе норм христианского аскетизма, предлагая бедным воздерживаться от вступления в брак и обуздывать свой 'инстинкт размножения'.

Несостоятельность М. убедительно показана в трудах социалистов-утопистов (Р. Оуэн, У. Томпсон, Дж. Брей — Великобритания, Ш. Фурье — Франция), представителей прогрес. социально-экон. мысли России В. А. Милютина и Н. Г. Чернышевского, противопоставивших мальтусовской апологетике эксплуататорского общества требование социалистич. равенства, а социальному пессимизму М. — перспективу технич. прогресса, поставленного на службу гуманистич. идеалам. Антинауч. характер концепции Мальтуса доказан классиками марксизма-ленинизма. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин проанализировали классовые корни М., подвергли последоват. критике методологию и осн. положения этой концепции, вскрыли реакционную политич. сущность М., к-рое выступает, по определению Энгельса, '…самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата…' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 504). Маркс показал, что осн. методологич. ошибка Мальтуса заключается, с одной стороны, во внеисторич. подходе к народонас., а с другой — в идеалистич. трактовке историч. процесса. Человек' Мальтуса, абстрагированный от исторически определенного человека, — отмечал Маркс, — существует только в его воображении, так же как и соответствующий этому естественному мальтусовскому человеку геометрический метод размножения. Поэтому действительная история представляется Мальтусу таким образом, что не размножение его естественного человека является абстракцией от исторического процесса, от действительного размножения, а наоборот, действительное размножение представляет собой применение теории Мальтуса… Имманентные, исторически изменяющиеся границы процесса размножения людей Мальтус превращает во внешние пределы; внешние препятствия происходящего в природе процесса воспроизводства — …в естественные законы… размножения' (там же, т. 46, ч. 2, с. 104-05). Классики марксизма-ленинизма показали, что при разл. обществ. способах произ-ва существуют разл. законы возрастания нас., перенаселения (см. там же, т. 23, с. 646), обосновали закон народонас. при капитализме, опровергли мальтузианскую догму о давлении нас. на средства существования, противопоставив ей историко-материалистич. концепцию относительного перенаселения (см. там же, т. 23, с. 651; т. 31, с. 393; т. 46, ч. 2, с. 102).

Теория народонас. Мальтуса носила междисциплинарный характер, охватывала, с одной стороны, демографию, с другой — философию, политэкономию и политологию. После смерти Мальтуса по мере выявления несостоятельности методологии и отд. положений его концепции М. стало утрачивать свой целостный характер. Дальнейшая эволюция М. заключалась в последоват. разграничении двух его осн. аспектов. При этом в наибольшей степени видоизменилась демографич. концепция М., из к-рой выделилось неомальтузианство, ставшее одним из ведущих направлений бурж. демографии. Сущность же М. как социального учения (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257), его филос., экон. и политологич. позиции не претерпели сколько-нибудь существ. изменений. Основанное на поверхностно-вульгарной интерпретации нас. лишь как совокупности потребителей, предъявляющих растущий спрос на ограниченные экон. ресурсы, совр. М. в полной мере сохраняет реакционную идейную направленность.

Неомальтузианство сформировалось в основном во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. Его представители, отказавшись от фундаментальной мальтузианской идеи о постоянном стремлении людей к многодетности, выдвинули абстрактное внеисторич. предположение о вытеснении из человеческого сознания 'инстинкта размножения'. Оставаясь на идеалистич. позициях, они игнорировали социально-экон. детерминацию репродуктивного поведения, обращаясь преим. к 'сознанию' людей и к технич. условиям реализации 'стремления нас. к ограничению рождаемости'. В своей практич. программе неомальтузианство сместило акцент с проповеди 'нравственного воздержания' на распространение средств контрацепции и применение методов 'социальной инженерии' (жёсткие адм. меры, пропаганда и т. п.). Первоначально сторонники неомальтузианства (Ф. Плейс, Р. Д. Оуэн, Ч. Дриздейл, Ч. Брэдлоу, А. Безант — Великобритания, Ч. Ноултон — США) апеллировали к психологии мелкого буржуа (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 256). Во 2-й пол. 20 в. новый импульс развитию неомальтузианства придал т. н. демографический взрыв в развивающихся странах, осн. объектом неомальтузианской пропаганды и соответствующих практич. мероприятий становится нас. этих стран. 'Демографический взрыв' объективно обусловлен длительной колон. эксплуатацией зависимых стран и деформированным развитием в них капитализма, неомальтузианцы же подменяют причину следствием, утверждая, что чрезмерный, неконтролируемый рост нас. развивающихся стран ввергает их в 'порочный круг слаборазвитости' (Р. Нельсон, X. Лей-бенстейн — США), генерирует многочисленные и всё более опасные политич. конфликты (Г. Бутуль — Франция, Н. Чемберлен, Н. Чукри — США), истощает продовольств. и природные ресурсы планеты (Ж. Стассар — Франция, Дж. Хаксли — США, Г. Боргстром — Великобритания), грозит глобальной экологич. и экон. катастрофой (Г. Тейлор — Великобритания, П. и А. Эрлих, Дж. Форрестер, Д. Медоуз — США). Один из наиболее одиозных представителей неомальтузианства в послевоен. период У. Фогт (США) прокламировал 'естественный путь' преодоления перенас. в развивающихся странах вследствие вымирания от голода 'лишних людей'. Однако подобные человеконенавистнич. взгляды в целом не характерны для совр. М., к-рое, выступая составным элементом идеологич. доктрины империализма, навязывает развивающимся странам выход из 'порочного круга слаборазвитости' посредством осуществления широкомасштабных программ демографич. политики, направленной на снижение рождаемости, поддержание 'нулевого прироста населения' (Д. Боуг, А. Коул, Э. Гувер, П. Демени, С. Энке, Р. Солоу — США и др.). Широко используя альтруистскую фразеологию, М. в действительности стремится подменить программами регулирования рождаемости и планирования семьи, основанными на волюнтаристских представлениях о возможности произвольной манипуляции демографич. сознанием и поведением людей, неприемлемый для империализма курс на коренные социальные преобразования в развивающихся странах.

Совр. модификации М. и неомальтузианские рецепты демографич. политики были подвергнуты критике в сов. демографич. и заруб. марксистской лит-ре (М. Торез, Ж. Фревиль — Франция, Р. Кларк — Великобритания). В науч. и политич. кругах развивающихся стран ширится оппозиция неомальтузианской пропаганде программ регулирования рождаемости и планирования семьи как ведущего направления социально-экон. политики, укрепляется представление о совр. М. как идеологич. инструменте неоколониализма. Это проявилось, в частности, в прогрес. изменении позиции ООН по вопросам народонас. Гносеологич. предпосылки кризиса совр. М. — углубление изучения социальных факторов развития демографич. процессов, науч. обоснованность марксистско-ленинского анализа причин слаборазвитости и путей её преодоления, выявившего несостоятельность центр. тезисов М. о демографич. обусловленности экон. слаборазвитости и возможности волюнтаристского воздействия на репродуктивное поведение людей.

М. оказало существ. воздействие на развитие бурж. обществоведения 19- 20 вв. С М. неразрывно связано возникновение в бурж. демографии биол. (органич.) направления, представители к-рого неправомерно переносили закономерности воспроиз-ва биол. популяций на человеческое общество. Принцип демографич. детерминизма, разработанный в мальтузианской теории, был положен в основу концепций демографической школы в бурж. социологии, 'историч. циклов' обществ. развития (К. Джини, Ф. Карли — Италия и др.). Наиболее реакц. проявления М. — концепции социального дарвинизма и геополитики. Бурж. обществоведению свойственно отмеченное Лениным '…критическое заигрывание с мальтузианством…', приводящее к '…вульгарному буржуазному апологетизму…' (там же, т. 5, с. 108), постоянное возрождение '…сочетания мелкобуржуазных симпатий и мальтузианства' (там же, т. 2, с. 175). Положения М. являются подтверждением реакционности бурж. идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной борьбы против М. во всех его разновидностях, '…против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257).

Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч, 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том 'Капитала'), там же, т. 26, ч. 2, гл. 9; его же, Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Полн. собр соч, 5 изд., т. 2; его же. Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; Милютин В. А., Мальтус и его противники, Избр. произведения, М., 1946; Чернышевский Н. Г., История мальтусовой теоремы, Избр. экономич. произведения, т. 3, ч. 1, М., 1948, Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Попов А. Я., Современное мальтузианство. (Очерк критики), М., 1960, Валентей Д. И., Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; его же, Теория и политика народонаселения, М., 1967, Птуха М. В., Учение о народонаселении Т. Р. Мальтуса, в кн.- Демографические тетради, в. 4-5, К., 1972; Рубин Я. И., Теория народонаселения, М., 1972, его же, Наследники Мальтуса, М., 1983, Судоплатов А. П., Демографические концепции, М., 1974; Араб-Оглы Э. А., Демографические и экологические прогнозы, М., 1978, Критика мальтузианских и неомальтузианских взглядов. Россия XIX — нач. XX в., М., 1978; Коростелев Г. М., Краев В. С., Буржуазные концепции народонаселения. Критический анализ, М., 1981.

С. Ф. Иванов, А. П. Судоплатов.

Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация.

Файлы: 1 файл

Неомальтузианство.docx

Федеральное государственное бюджетное

Высшего профессионального образования

студентка группы ГиМУ 2-3

Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.

Биологические законы роста народонаселения Т.Мальтуса

Наиболее известная работа Т.Мальтуса - “Опыт о законе народонаселения. ” вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а “вечными” законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал “естественный закон”, согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законами арифметической прогрессии. По его мнению, это связано с так называемым законом убывающей производительности последовательных затрат, что, например, для земледелия оборачивается “законом убывающего плодородия почвы”. От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.

Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.

Для того чтобы понять какую роль играет народонаселение, его прирост, темпы роста в социально- экономческой реальности необходимо обратиться к конкретно-историческому анализу динамики народонаселения Земли. Рассмотрим некоторые факты. В настоящее время, население Земли превысило 5 миллиардов человек и продолжает стремительно расти. Чтобы представить себе, каковы темпы этого роста, укажем, что в начале эпохи раннего палеолита численность населения Земли равнялась примерно 100-200 тысяч человек, к началу позднего палеолита население достигло примерно 1 миллиона человек, к началу неолита - 10 миллионов, а к его концу - 50 миллионов. Увеличение темпов роста народонаселения связано с переходом от первого культурно- хозяйственного типа - охота, собирательство, рыболовство (так называемый, присваивающий тип хозяйствования) - к земледелию. Анализ археологических данных показывает, что прирост численности предков человека и первых людей в период становления общества был очень медленным. Он сдерживался суровыми естественными условиями и низким уровнем развития производительных сил. Ускорение роста народонаселения наблюдалось каждый раз при переходе к более прогрессивному типу хозяйствования. Так, переход от каменных орудий к металлическим, от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию сопровождался скачками в росте населения Земли.

К началу нашей эры численность населения Земли уже составляла 230 миллионов человек, а к началу 19 века - 1 миллиард человек. К 1930 году эта цифра возросла до 2 миллиардов человек, к 1961 - до 3 миллиардов, к 1976 - до 4 миллиардов человек. Темпы роста населения Земли непрерывно увеличиваются, достигнув в начале 70-х годов двадцатого столетия 2% в год, что дало основания говорить о “демографическом взрыве”. Эта тенденция прогрессирующего роста народонаселения и была замечена Т.Мальтусом в конце восемнадцатого века, послужив основой и импульсом создания его теории.

Мальтус утверждал, что, несмотря на “естественное” регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим “абсолютным перенаселением”. Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости. При этом в его теории игнорируется естественная потребность в детях и содержится призыв к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса. В начале 19 века сознательное ограничение числа детей охватывало лишь около одного процента всех семейных пар, к началу 20 века - 8%, к середине - 25% и в 70-начале 80-х годов - около 45%.

Различные теории народонаселения

Наличие избытка рабочих рук и невозможность поглощения промышленностью больших масс населения не являются следствием той или иной абстрактной численности рабочего населения, а обусловливаются масштабами капиталистического накопления и циклическим характером капиталистического производства.

По мере развития производства рабочее население делает себя относительно избыточным, производя дополнительный капитал, и потому несуществует природных ограничителей роста населения а только социальные.

Он обьяснял свое капиталистическое перенаселение, как появление населения которое не участвует в производстве (никогда не бывает избыточным, всегда необходимо для потребления произведенного, чтобы функционировало капиталистическое производство), и соответственно появления большого количества безработных (имеют потребности, но не средства их удовлетворения, обуза, их становится больше благодаря влиянию научно-технического прогресса на развитие средств производства).

Решение проблемы Маркс видит в изменении способа производства, отказе от погони за экономической эффективностью и прибылью как главными целями деятельности.

А теперь обратим внимание на то что же такое Теория Мальтуса:

Рост населения он рассматривал как определенный естественный, а не общественный, процесс, определял его как закон народонаселения.

«Предмет настоящего Опыта, — говорит Мальтус в первой главе своей книги, — составляет исследование одного явления, тесно связанного с природой человека, — явления, дававшего себя знать постоянно и могущественно с самого возникновения человеческого общества…

1) Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

2) Народонаселение строго ограничено средствами существования.

3) Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод) которые являются наиболее вероятными средствами ограничения рождаемости и сокращения размеров семей.

Также Мальтус приходит к выводу, что если рост населения не задерживается какими-либо причинами, то население будет удваиваться каждые четверть века, т.е. расти в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

Классическое мальтузианство и неомальтузианство

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности “ арифметической прогрессии” Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к “прогрессиям”, что главным тезисом мальтузианства выступает именно “природный” характер демографического развития.

Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий — дворянства и духовенства. В ту эпоху подобные идеи в определенной степени имели прогрессивное значение. Буржуазия, стремившаяся к власти, обвиняла земельную аристократию в том, что она довела население до нищеты. Идеологи же земельной аристократии, чтобы оправдать господство землевладельцев, старались в свою очередь доказать, что в нищете повинны сами массы.

В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всяким бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус (1766—1834). В своей книге "Опыт о законе народонаселения" он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработицы, есть результат переизбытка населения. Все дело в "естественном законе народонаселения", согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существования лишь в арифметической прогрессии. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака). Эта теория по имени своего создателя получила название мальтузианства.

Современные последователи Т. Мальтуса — неомальтузианцы Г. Бутуль, И. Чемберлен, У. Фогт и другие считают главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения. Население Земли действительно увеличивается все ускоренными темпами. В течение XX в. оно более чем утроилось и составляет ныне около 6 млрд. человек. На сегодняшний день демографическая ситуация в различных странах и регионах явно неодинакова. На Юге планеты — стремительный рост народонаселения. Так, население Африки, Азии и Латинской Америки практически удваивается каждые 25 лет. На Севере (в Европе) наблюдается обратная картина: постоянство или даже снижение роста рождаемости.

Допустимый разумный предел населения Земли (по данным ООН) — 10—12 млрд. человек — может быть достигнут уже к середине XXI в. Отсюда возникает масса проблем. Среди предполагаемых мер их решения — программа планирования семьи в странах Юга; повышение в них уровня занятости и культуры; помощь им со стороны более развитых стран. Положительное решение проблемы роста народонаселения благоприятно отразится также и на отношении общества к природе, природным богатствам. Взаимодействие общества и природы имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только "вырастает" из природы, но, производя материальные ценности, одновременно "врастает" в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою прелесть, очарование таинства, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. "Калмыцкая степь", "русское поле" и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием.

2.3 Географическая среда, окружающая среда, биосфера

Вопросы взаимодействия человека и природы, невозможно анализировать без таких понятий, как "географическая среда", "окружающая среда", "биосфера". Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы является естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят направления человеческой деятельности, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Почему древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран - на берегах Нила, Ефрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера? Одной из важнейших причин этого, безусловно, были природные условия. Например, климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что даже при тогдашнем довольно низком уровне развития производительных сил именно на Юге в первую очередь открывалась лучшая возможность для развития разделения труда, частной собственности, возникновения прибавочного продукта, развития культуры и всего общества. Словом, природные условия, очевидно, способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата.

Активно используя природные условия, люди вырабатывают определенные навыки, приобретают производственный опыт, знания, развивают свои способности, совершенствуют технику производства. Если бы они находили все необходимые им средства к существованию в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток могут оказывать ускоряющее влияние на развитие общества.

Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы - геосферу и биосферу

Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера произвела огромные изменения в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом.

Положительные для человека моменты освоения и преобразования естественных природных источников и богатств, составных частей естественной среды обитания неоспоримы. Это прежде всего рост материальных и духовных ценностей, более высокий уровень жизни. Все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. В этом отчетливо проявляется значение природы в жизни человека как основы его жизнедеятельности. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать и нечто свое. Искусственная среда обитания ~ это все то, что создано человеком: разнообразные предметы, выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе человеческое общество без крупных городов, домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д. Но, несмотря на кажущуюся независимость общества, все произведенное человеком было бы невозможно без матушки природы.

Мальтузианство — демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом. Согласно этой теории рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост населения неминуемо приведет к голоду. Мальтузианство сразу привлекло к себе внимание тем, что вошло в противоречие с оптимистичными теориями социальных реформаторов Кондорсе, Годвина и Оуэна. Сейчас же теория Мальтуса рассматривается как важная составная частьклассической экономической теории.

Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

Народонаселение строго ограничено средствами существования.

Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

Минусы теории с современной точки зрения:

Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).

Мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие кдемографическому переходу. Однако во времена Мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).

Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

Вместе с тем, теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ.

Последователи и развитие

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных общества (даже в странах третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Читайте также: