Магистратура в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Давайте разберемся, как устроена российская магистратура, и в чем ее сильные и слабые стороны.

В нашей стране магистерское образование стало распространенным явлением относительно недавно, после присоединения России к Болонскому процессу. Магистратура — это вторая ступень трехступенчатой системы образования. Она длится 2 года, за которые студенты полностью осваивают специальность.

  • Смена специализации. После 11 класса не каждый готов выбрать специальность и будущую профессию. Иногда осознание приходит в университете или после начала работы по специальности. В таком случае всего за 2 года в магистратуре можно изучить то, что вас действительно интересует или кажется более актуальным.
  • Переезд. Обычно в столицу или город-миллионник. В 18 лет не каждый готов оставить семью и начать жить самостоятельно. Кроме того многие не делают этого под давлением родителей или не набирают достаточного количества баллов, чтобы поступить, например, в Москву.
  • Углубление знаний в уже изучаемой сфере. Для некоторых специальностей (например, технических) бакалавриата недостаточно. Так, чтобы конструировать ракеты, часто требуется закончить магистратуру и даже аспирантуру.
  • Улучшение конкурентоспособности. Магистратура дает не только знания, но и преимущество на рынке труда перед теми, кто окончил только бакалавриат. Кроме того, многие работодатели придают образованию большое значение. Так, в крупных компаниях во время отбора могут выдвигаться четкие требования о том, что кандидат обязательно должен окончить магистратуру.
  • Возможность бесплатного обучения. В России на магистерских программах есть бюджетные места. Чтобы учиться бесплатно, достаточно пройти только один экзамен, сдать портфолио или написать олимпиаду. Если ваши результаты окажутся достаточно высокими, скорее всего, вы поступите на бюджет.
  • Возможность совмещать с работой. Многие люди начинают работать еще во время бакалавриата или сразу после него, но при этом хотят продолжать образование. В России большинство магистерских программ составлено так, что студенты успевают работать в офисе по 30-40 часов в неделю. Например, в НИУ ВШЭ пары у магистров чаще всего длятся с 6 до 9 вечера в будни. С таким расписанием вполне возможно работать в первую половину дня, например, с 9 до 5.

Несмотря на множество плюсов, у магистерского образования в России есть свои подводные камни. Так как система сформировалась недавно, ещё проявляются проблемы с организацией и общий уровень подготовки довольно низкий. Объясняем, в чем именно состоят проблемы:

  • Неравная подготовка студентов. Как мы уже сказали, студент может полностью поменять специализацию и выбрать совершенно незнакомую для себя сферу деятельности. При этом некоторые из его однокурсников продолжат изучать уже известную им тему. Подобное неравенство в знаниях приводит к тому, что либо начинающие специалисты не справляются с заданиями, либо продолжающие не развиваются и стоят на месте.
  • Неопытность вузов и низкое качество образования. Так как большинство магистерских программ открылись сравнительно недавно у вузов еще нет достаточного опыта работы с ними. Это приводит к проблемам с организацией и низкой эффективности магистратуры.
  • Недостаток практики. Большинство российских магистерских программ делают уклон на теоретические знания или научную деятельность. При этом практико-ориентированных программ на рынке очень мало.
  • Трудности при совмещении с работой. Возможность одновременно учиться и работать можно отнести и к плюсам, и к минусам. К концу бакалавриата некоторые студенты уже имеют хорошую работу и возможность развиваться в карьерном плане. Если они идут в магистратуру, скорее всего, на учебу просто не хватает времени. В результате качество образования страдает, а потенциальный карьерный рост замедляется.

Не стоит забывать, что нельзя приравнивать магистратуру ко второму высшему образованию. Магистратура — лишь одна из одна из ступеней системы подготовки специалистов. А второе высшее — это полноценное образование, на которое можно поступить как после магистратуры, так и после бакалавриата и специалитета.

Магистратура, как и бакалавриат, дает фундаментальные знания. Но даже если вы решили продолжить свое образование, не стоит забывать о практических навыках. К сожалению, ответственность за их получение полностью лежит на плечах студентов. Мы в Changellenge >> помогаем решить эту проблему и восполнить недостаток практики в российском образовании. Студенты бакалавриата и магистратуры могут участвовать в кейс-чемпионатах, бизнес-играх, посещать лекции и воркшопы. Все это поможет применить знания, полученные в университете и получить реальный опыт.

Мы верим, что магистратура в России идет по правильному пути и вскоре все проблемы будут решены. Главное для каждого студента — быть осведомленным о плюсах и минусах, чтобы понимать, чего ожидать.


Ключевые слова: высшее образование, уровневая модель образования, образовательные программы магистратуры, предпосылки, проблемы, перспективы, государственная образовательная политики, система непрерывного образования, академическая магистерская программа, практико-ориентированаая магистерская программа

Abstract: The goal of this article lies the examination of evolution of Master’s Degree Program in Russia, as well as determination of the promising trends of its development. The object of this research is the Master’s curricula implemented in higher education facilities of the Russian Federation. The subject is the status of Master’s Degree Program within the hierarchy of national education system that defines its effectiveness functions and types of curricula. The author assesses the quantitative characteristics of the Master’s Programs in Russian universities, and concludes that it becomes the key program for preparing the highly qualified specialists. The article also reveals the problems and typical “deceptions” in the area of implementation of the Master’s Programs regarding their succession, objective functions and academic component. The research provides the results of survey performed among the Master’s Program applicants of the leading Russian socioeconomic universities, which allow forecasting their individual educational trajectories. The author formulates the suggestions on the need for parallel development and implementation of academic and practice-oriented (applied) Master’s Programs as a promising direction of the development of Master’s Degree Program in the system of continuing education of the Russian Federation.

the system of continuous education, government education policy, prospects, problems, prerequisites, masters’ degree programs, tertiary model of education, high education, academic master’s degree program, practical-oriented master’s degree program

Постановка проблемы

Дискуссии о роли и месте магистратуры в системе высшего образования России активно ведутся почти 25 лет, с момента ее появления по настоящее время. Российские исследователи продолжают анализировать проблемы становления и развития магистратуры, уточняя ее статус, целевые функции [1, 2, 3, 4] . Всё более актуальными становятся вопросы понимания роли и места магистерских программ в структуре высшего образования, а также их взаимосвязи с предшествующими и последующими уровнями образования, наличие или отсутствия преемственности образовательных программ различных уровней.

Целью настоящей статьи является исследование эволюции магистратуры в России и определение перспективных форм ее развития.

Методы, используемые автором: дедукция, количественный и сравнительно-логический анализ, анкетирование (опрос абитуриентов магистерских программ ведущих российских университетов социально-экономического профиля с целью прогнозирования их образовательной траектории).

Статус магистратуры в российской иерархии высшего образования

Переход российского высшего образования на уровневую систему принято связывать с присоединением России к Болонской декларации в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран­-участниц Болонского процесса и ее обязательством до 2010 г. воплотить в жизнь его основные принципы. Главным целевым ориентиром вхождения в Болонский процесс для России был адекватный ответ вызовам глобализации, перспективы интеграции в мировое образовательное пространство и полноправное участие в создании транснациональной системы образования. Среди задач, решаемых в рамках вхождения в Болонский процесс, основной для России явился переход на двухуровневую бакалавр-магистр образовательную систему [5, с. 7; 6, 7] .

В настоящее время уровневая модель высшего образования в России сформирована. Ее стержневой основой являются направления подготовки. В рамках направления выделяются три уровня: первый - бакалавриат и специалитет, второй - магистратура и третий - подготовка кадров высшей квалификации. Следует обратить внимание, что современная российская модель обладает определенной эклектичностью. С одной стороны, она имеет не два, как предполагалось ранее, а три уровня высшего образования. С другой, -достаточно большой спектр направлений подготовки, в основном в области инженерии, медицины, искусства и культуры остался в традиционной для российского образования форме подготовки специалиста [8] .

Каков же статус магистратуры в российской иерархии высшего образования? Прежде всего, магистратура представляет собой вторую ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению же программ подготовка кадров высшей квалификации допускаются лица, освоившие программы магистратуры или специалитета.

Роль и место магистратуры в системе образования

В настоящее время в РФ наблюдается рост числа студентов, поступающих в магистратуру, связанный с повсеместным переходом на уровневую систему высшего образования. Так, например, количество мест в магистратуре, финансируемых за счет бюджетов различных уровней в 2017 г., увеличилось по сравнению с 2014 г. почти в три раза (табл. 1).

Tаблица 1. Количество мест в университетах, финансируемых за счет бюджетных средств в бакалавриате, специалитете и магистратуре (2014-2017 гг.) [12]

Уровни высшего образования

Количество мест в университетах, финансируемых за счет бюджетных средств (тыс. чел.)

Приведенные в табл. 1 данные показывают, что в последние годы государство форсировано увеличивает приём в магистратуру, выделяя более трети бюджетных мест на магистерские программы. Наблюдается вытеснение из образовательного поля высшей школы традиционных образовательных программ подготовки специалистов. На рис. 1 представлена структура контингента студентов, обучающихся на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2017 г.


Рис. 1. Структура контингента студентов, обучающихся на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2017 г. [12]

В настоящее время основная доля (более 80%) студентов в РФ обучается по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Поэтому всё более актуальными становятся вопросы понимания роли и места магистерских программ в структуре высшего образования, а также их взаимосвязи с предшествующими и последующими образовательными программами.

В 2017 г. 84% студентов магистерских программ являлись выпускниками программ бакалавриата. При этом, 65% студентов поступили в магистратуру сразу по завершению программ бакалавриата. Магистратура становится, по существу, ключевой программой подготовки специалистов с высшим образованием высокой квалификации.

В этой связи определенный интерес представляет возможность прогнозирования образовательных траекторий абитуриентов магистерских программ. Индивидуальная траектория абитуриентов магистерских программ может иметь принципиально различные векторы. Автор статьи принял участие в опросе почти 500 абитуриентов магистерских программ ведущих российских университетов социально-экономического профиля в 2016-2017 годах. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Основной контингент абитуриентов магистратуры (почти 90%) представлен выпускниками бакалавриата года приема в магистратуру. 91% выпускников бакалаврских программ выразили желание продолжить обучение в магистратуре, при этом 85% намерены совмещать обучение с практической деятельностью. Только одна треть опрошенных не рассматривали возможность изменить направление подготовки в магистратуре. Только 7% абитуриентов магистерских программ хотели бы поступить на академические программы для дальнейшего продолжения обучения в аспирантуре.

Анализ зарубежного опыта показал правомерность и востребованность практико-ориентированных программ [15] . Например, британские университеты предлагают абитуриентам годовые программы Master of practice management. Интересен также опыт Белоруссии. Белорусские университеты предлагают абитуриентам два типа магистерских программ: академические (1 год) и практико-ориентированные (2 года). Нам представляется, что преемственность бакалаврских и магистерских программ, как гарантия их качества, может иметь место именно при формировании следующей образовательной вертикали в рамках одного направления подготовки: бакалаврская программа -академическая магистерская программа - программа аспирантуры. Также представляется целесообразным дифференцировать нормативный срок обучения для программ различной ориентации.

К настоящему времени российские вузы накопили значительный опыт реализации магистерских программ. Перспективным направлением развития магистратуры, обеспечивающим эффективность системы непрерывного образования в России, является, на наш взгляд, параллельная разработка и реализация программ двух типов: академических (научно-исследовательских) и прикладных (практико-ориентированных).

Дарханова Т.М., Портнягина М. А. Изучение мотивов поступления в магистратуру в контексте повышения качества образования у студентов // Вестник бурятского государственного университета. 2017. №. 7 С. 122-129.

Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38–45.

Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13-25.

Гребнев Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только… (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 5-18.

Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31–36.

Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Магистр в России

По умолчанию стандартное обучение в университете (в среднем, в течение 4-5 лет) выполняется по программе бакалавриата или специалитета. В России эти термины редко используются в обычной жизни – чаще вместо них применяется название полученной профессии. И бакалавриат, и специалитет относятся к категории базовой подготовки в рамках системы высшего образования. А за углубленную программу обучения по специальности отвечает магистратура. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


История появления магистратуры

Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.


Магистр – ученая степень или нет в России?

Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.

Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:

В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.

Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.

Как поступить в магистратуру?

Итак, мы разобрались, является ли магистр ученой степенью в России. Обучение в магистратуре длится 2-2.5 года, пройти его можно только после окончания программы бакалавриата или специалитета, то есть с уже имеющимся высшим образованием. Как и базовое высшее образование, оно может предоставляться на бюджетной или коммерческой основе (магистранты, обучающиеся на бюджете, получают стипендию). Основные документы, которые понадобятся для поступления, следующие:

  • Паспорт резидента РФ.
  • Диплом о высшем образовании.
  • Заявление на поступление, которое заполняется непосредственно в вузе.

Проходить магистратуру можно как в своем вузе (в котором была получена степень бакалавра или специалиста), так и в другом.



Для того, чтобы стать магистром, также понадобится пройти вступительные испытания:

  1. Экзамены на базе вуза. Их количество, сложность и формат проведения определяются учебным заведением, никаких стандартных экзаменов наподобие ЕГЭ здесь нет. Обычно в государственные вузы, где есть достаточно много бюджетных мест, поступить на магистратуру чуть сложнее. В некоторых коммерческих университетах вступительных экзаменов может не быть вовсе.
  2. Собеседование. Это обязательное испытание, которое проводится на профильной кафедре. Во время собеседования абитуриента спрашивают, почему он выбрал магистратуру именно по этой специальности, именно в этом вузе, именно на этой кафедре. Основная задача – убедить комиссию в том, что абитуриент заслуживает места в магистерской программе.

Также стоит отметить, что поступить на магистерскую программу можно и не по своей специальности. Но для этого понадобится основательно подготовиться ко вступительным испытаниям по профильным предметам.


Диплом магистра в России: возможные направления обучения

Конкретные программы предлагают конкретные вузы: их нужно смотреть на официальных сайтах учебных заведений. Многие из них проводят дни открытых дверей, в рамках которых можно получить полезную информацию, в том числе, о магистерских программах. Условия обучения: например, форма получения образования, количество бюджетных мест – также зависят от вуза.

В рамках прохождения программ будущие специалисты изучают теорию, приобретают практические навыки, проводят научные исследования.

Считается, что лучше всего поступать в магистратуру в вуз, для которого выбранное направление является профильным. В технический вуз для инженеров, в экономический для экономистов, и т.п. Это позволит получить более качественные знания и повысит ценность будущего магистранта на рынке труда.

Что дает степень магистра в России?

Таким образом, магистр в современной России – это степень, означающая повышение квалификации бакалавра или специалиста с уже освоенным высшим профессиональным образованием. Основные преимущества, которые она дает, следующие:

  • Возможность трудоустройства за границей (дипломы об окончании программа бакалавриата или специалитета далеко не всегда принимаются зарубежными работодателями).
  • Большая ценность на рынке труда.
  • Получение более глубоких теоретических и практических знаний и навыков по специальности, чем при базовом высшем образовании.
  • Возможность продолжить научную деятельность.
  • Возможность получать стипендию и жить в общежитии.
  • Продление студенческой жизни (для молодых людей это означает также отсрочку необходимости идти в армию).

Магистратура открывает достаточно много возможностей для выпускников вузов. Пройти ее можно не только сразу после получения высшего образования, но и спустя годы после этого.

Магистратура в России: что это такое, срок обучения, направления

А вы знаете, что из всех студентов только 1% решается поступить на учебу в магистратуру? Не слышали? А зря, потому что бесплатная магистратура в России преподается по тщательно продуманным программам подготовки.

В данной статье мы осветим следующие вопросы: что такое магистратура и что дает магистратура в России, какие документы необходимы для поступления, зачем и кому поступать в магистратуру.

Как правило, на этапе поступления в вуз многие молодые люди еще не знают, чего же они хотят от жизни, не говоря уже об образовании. Кстати, таким настоятельно рекомендуем почитать материалы на нашем телеграм-канале, который помогает определиться с планами на жизнь и на будущее.

Магистратура в России: что это такое?

Обучение в магистратуре обеспечивает углубленную подготовку специалиста, как правило, с получением знаний, умений и навыков в области научно исследовательской и педагогической работы.

Так что, если вы находитесь на пороге окончания бакалавриата, но чувствуете необходимость и интерес в углублении знаний по профильным предметам, однозначно следует задуматься о поступлении в магистратуру в России.

Зачем вообще нужна магистратура


Выбор темы для магистратуры

В настоящее время в России существует множество программ в самых разных отраслях образования: от инженерного дела и ядерной физики до бизнеса и менеджмента. Военная магистратура, медицинская магистратура – этот список можно продолжать очень долго.

В нашу страну для получения высшего и последипломного образования приезжают граждане как ближнего, так и дальнего зарубежья. Обучение в магистратуре открывает массу новых возможностей:

Несмотря на то что высшее образование в России (бакалавриат, магистратура) считается непрестижным, эта ступень обучения позволяет подготовить специалиста самого высокого ранга, закрепить навыки, полученные в аспирантуре.

Срок обучения в магистратуре


Сроки обучения в магистратуре

Чтобы поступить в магистратуру, необходимо пройти вступительные испытания, а также иметь диплом о соответствующем высшем образовании. Срок обучения в магистратуре России очно или заочно после бакалавриата составляет не менее двух лет. По окончании обучения проводится итоговая аттестация, главное событие в которой – защита магистерской диссертации. Магистерская диссертация представляет собой независимое исследование под руководством научного руководителя.

Обучение в магистратуре, возможно, еще более серьезное испытание, чем получение диплома специалиста. В любом случае, оно потребует от полной самоотдачи, ведь человек лишь сам может заставить себя заниматься саморазвитием. Часто обучение в магистратуре в силу обстоятельств приходится совмещать с работой.

Программы магистратуры в России

В России представлено более 500 магистерских программ по следующим направлениям:

03.04.01 - Прикладные математика и физика
40.04.01 - Юриспруденция
38.04.04 - Государственное и муниципальное управление
37.04.01 - Психология
45.04.01 - Филология
01.04.02 - Прикладная математика и информатика
09.04.01 - Информатика и вычислительная техника
13.04.02 - Электроэнергетика и электротехника
38.04.08 - Финансы и кредит
03.04.02 - Физика
45.04.02 - Лингвистика
39.04.01 - Социология
44.04.02 - Психолого-педагогическое образование
06.04.01 - Биология
09.04.03 - Прикладная информатика
41.04.05 - Международные отношения
11.04.02 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи
18.04.01 - Химическая технология
04.04.01 - Химия
46.04.01 - История
09.04.02 - Информационные системы и технологии
05.04.06 - Экология и природопользование
08.04.01 - Строительство
22.04.01 - Материаловедение и технологии материалов
21.04.01 - Нефтегазовое дело
14.04.02 - Ядерные физика и технологии
16.04.01 - Техническая физика

Развитие магистратуры в России и проблемы

Аспиранты, желающие продолжить обучение в магистратуре, сталкиваются с множеством проблем, которые никак не решаются на законодательном уровне. И для развития направления магистратуры в России эти проблемы нужно решать.

  • На данный момент в нормативных документах нет четкого определения содержания образовательной программы по подготовке магистров. Это произошло в результате отмены в 2003 году Положения о магистерской подготовке.
  • До сих пор нет четкого порядка госбюджетного финансирования магистратуры. Это осложняет подачу документов для магистратуры в России на платной или бесплатной основе. Также это осложняет понимание приема соискателей на конкурентной основе.
  • Подавляющее большинство российских вузов на обладают достаточным опытом реализации программ по любой специальности магистратуры в России.


Затруднено и понимание того, сколько лет длится магистратура в России. Как отдельное направление соискатели могут проходить обучение в течение двух лет.

Однако существует также возможность пойти на обучение в магистратуру специалистам с другим высшим профессиональным образованием, чем выбранное в магистратуре направление. В этом случае сроки обучения сильно меняются (в зависимости от вуза). Рекомендуем посмотреть на пояснительную записку к курсовой работе в другой нашей статье.

В современном жизненном ритме сил на все может просто не хватить. Помните, что вы всегда можете обратиться за помощью к нашим квалифицированным авторам, которые качественно и в срок выполнят работу любой степени сложности. Студенческий сервис рад приложить все усилия, чтобы ничто не мешало вам двигаться к мечте и успеху.

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Читайте также: