Ликвидация горных предприятий доклад

Обновлено: 05.07.2024

Добровольная ликвидация предприятия по решению учредителей

Приняв решение о добровольной ликвидации предприятия, имеющего задолженности, руководитель расстается с большим количеством проблем. А по окончании процедуры ликвидация ООО дает руководителю и его учредителям гарантию того, что они раз и навсегда избавлены от административной и уголовной ответственности за деятельность предприятия. Кроме того, компания закрывается в ограниченные законодательством РФ сроки и за приемлемую плату.

Заказ звонка

До сих пор не существует единого мнения по поводу того, является ли маркшейдерское дело отраслью геодезии или самостоятельной наукой с собственными объектом, предметом и методами исследования. Так или иначе, геодезия и маркшейдерское дело являются, по сути, близкими науками, решающими вопросы, во многом схожие между собой; средства, при помощи которых выполняются задачи, также весьма схожи — маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты.

Ликвидация горного предприятия

представляет собой совокупность технических и организационно-правовых мер в отношении горного предприятия как имущественного комплекса в целом или его части, предусматривающая полное и окончательное прекращение работ, связанных с добычей полезных ископаемых, с последующим обязательным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в подземные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений.

Ликвидация И Консервация Горных Предприятий Сочинения и курсовые работы

Введение Условия ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых или эксплуатирующих подземное пространство в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, несопоставимы с условиями прекращения деятельности предприятий других отраслей народного хозяйства. Отличие заключается.

Ликвидация и консервация горных предприятий

Понятие и состав фонда недр, его функции и принципы формирования. Специфика права собственности на недра. Сущность и виды права пользования недрами. Сроки и платность пользования недрами. Основания возникновения и прекращения права недропользования.

Право пользования недрами как разновидность права природопользования. Государственный фонд недр. Месторождения полезных ископаемых. Техногенные месторождения полезных ископаемых.

Открытые горные работы

Консервация горнодобывающего предприятия— временная остановка горных и других связанных с ними работ с обязательным сохранением возможности приведения основных горных выработок и сооружений в состояние, пригодное в последующем для их эксплуатации. Основанием для консервации служат изменения в горно-геологических, гидрогеологических или технико-экономических условиях разработки месторождения: например, изменение государственных кондиций на разрабатываемое полезное ископаемое, отсутствие потребителя на него и т.

Отраслевая инструкция о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче угля (сланца)

Инструкция регламентирует порядок получения и оформления разрешения на ликвидацию или консервацию предприятий по добыче угля (сланца) или их частей; содержание проекта ликвидации и консервации; проведение мероприятий по обеспечению безопасности при выполнении работ в период ликвидации или консервации шахт, разрезов и в послеликвидационный период; учет ликвидированных и находящихся на консервации предприятий.

Охрана труда

Техническое состояние горизонтальных и наклонных выработок должны проверяться должностными лицами участков, в ведении которых они находятся: горными мастерами участков — ежесменно, начальниками или заместителями (помощниками) начальников участков — ежесуточно, горными мастерами участков ВТБ — при контроле ими состояния рудничной атмосферы.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Кузбасский государственный технический университет

Им. Т.Ф. Горбачева " Кафедра разработка месторождений полезных ископаемых

подземным способом Контрольная работа

по дисциплине "Горное право"

ст. гр. ГП-103 Саичкин А.В.

Проверил: Дмитриева Е.В Кемерово 2012

Оглавление Введение

. Порядок проведение работ

Введение Условия ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых или эксплуатирующих подземное пространство в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, несопоставимы с условиями прекращения деятельности предприятий других отраслей народного хозяйства. Отличие заключается в том, что законсервированное или ликвидированное горное предприятие будет (в случае непринятия эффективных мер) оказывать во все возрастающих масштабах неблагоприятное воздействие на окружающую среду в следующих формах:

* деформации земной поверхности, зданий и сооружений, находящихся в районе ведения горных работ, за счет протекающих в массиве горных пород геомеханических процессов;

* загрязнение водного бассейна в результате смешивания поверхностных вод с шахтными и карьерными водами;

* загрязнение воздушного бассейна за счет выделяющихся рудничных газов и эрозионных процессов, возникающих на поверхности уступов и бортов карьеров, отвалов хвосто- и шламохранилищ;

* ухудшение качества геологической среды за счет продолжения геомеханических, геофизических процессов в недрах после прекращения горных работ.

Поэтому ликвидация или консервация горного предприятия должны сопровождаться специальными мероприятиями по предотвращению его неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, специфика отношений недропользования проявляется в вероятностном характере результатов работ по обнаружению ресурсов недр, повышенном риске процесса присвоения полезных свойств участков недр, необходимости совмещения пользования недрами с их охраной, особом режиме работ по консервации или ликвидации горного предприятия.

Некоторые виды этих специфических общественных отношений уже урегулированы исключительно нормами этой формирующейся отрасли права, другие еще нуждаются в таком урегулировании.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование недрами (статья 9) при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, с

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Комментарий к статье 26
Специфика консервации и ликвидации предприятий, занятых разработкой недр, заключается в том, что в эти процессы вовлекаются горные выработки. Консервация горных выработок производится в том случае, если происходит приостановка горных работ, а их ликвидация - если эти работы вовсе прекращаются.
Законодатель прежде всего заботится о том, чтобы забрасываемые горные выработки не причинили вреда людям, животным, постройкам, а также природным богатствам, находящимся как на поверхности земли, так и в ее недрах. Горные выработки должны быть укреплены, так как в ином случае возможны просадки поверхности, оползни. Если предполагается, что со временем они вновь поступят в эксплуатацию, то их следует оградить от притока воды. В противном случае допускается засыпать их пустой породой или замыть грунтом с помощью специальной техники. Через горные выработки не должно происходить загрязнения подземных вод; чтобы добиться такого результата, могут понадобиться особые меры. В частности, такие меры должны быть осуществлены на буровых скважинах.
В безопасное состояние должны быть приведены как подземные, так и надземные сооружения. К ним относятся, в частности, отвалы породы, хвосто- и шламохранилища. Последние бывают ограждены дамбами, которые требуют к себе особого внимания. Закон РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. предусматривает выполнение по таким дамбам специальных мероприятий в порядке, который должно установить Правительство РФ.
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
По общему правилу консервация и ликвидация горных выработок, а равно надземных гидротехнических сооружений должны производиться по специальным проектам, одобренным органами Госгортехнадзора (п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона).
Один из вариантов ликвидации горного предприятия заключается в передаче его сооружений - целиком или частично - другому предприятию или организации. Очевидно, что такая передача может иметь место только с уведомлением Госгортехнадзора и с согласия тех госорганов, которые выдали лицензию на пользование недрами (ст. 17-1 Закона).
Статья 26 устанавливает два показания для консервации или ликвидации горных выработок (вместе со всем предприятием или отдельно). Это истечение срока действия выданной лицензии или досрочное прекращение пользования недрами.
Основания досрочного прекращения пользования недрами названы в ст. 20 Закона. При этом допускается как инициатива органов, предоставивших лицензию (например, в случае стихийных бедствий, возникновения "непосредственной угрозы" жизни или здоровью людей в зоне влияния горных работ), так и усмотрение владельца лицензии. Досрочное прекращение по инициативе органов государственной власти может быть обжаловано держателем лицензии в суде или арбитражном суде; в некоторых случаях возможно рассмотрение жалобы в административном порядке (ст. ст. 20 и 50 Закона).
Вместе с тем ст. 11 Закона допускает заключение договора между владельцем лицензии и уполномоченными на то органами государственной власти по поводу конкретных условий пользования недрами. В случае если стороны заключат такой договор, одностороннее расторжение его по усмотрению владельца лицензии было бы неправомерным. Во всяком случае, другая сторона может потребовать возмещения своих убытков. Поэтому правила ст. 50 Закона о порядке разрешения споров между сторонами должны относиться также к случаю, когда инициатива досрочного прекращения или приостановки пользования недрами исходит от владельца лицензии.
Статья 20 Закона содержит дополнительную гарантию, направленную на соблюдение интересов собственника недр - государства. Она заключается в том, что одной инициативы владельца лицензии прекратить или приостановить пользование недрами недостаточно для того, чтобы считать (явный или неявный) договор о пользовании недрами исчерпанным. Эта инициатива должна быть одобрена органами, выдавшими лицензию. Только они вправе принять решение о том, что правопользование недрами досрочно приостанавливается или прекращается.
Таким образом, возникает вопрос о том, что следовало бы считать уважительными причинами для владельца лицензии в случае, если бы он проявил инициативу по приостановке лицензионного пользования недрами. Таких причин может быть несколько.
Сюда относится, например, изменение конъюнктуры рынка, которое делает невыгодным добычу полезного ископаемого и заставляет отложить ее "до лучших времен"; народные волнения, препятствующие продолжению работ; затяжной трудовой конфликт; предписания властей, требующие изменить технологию производства (к чему горнодобывающее предприятие не готово); временное прекращение работы в связи с банкротством предприятия; неожиданные препятствия к продолжению производства со стороны горно-геологических условий. Примерно такие же причины могут побудить забросить горные работы на данном участке насовсем.
По общему правилу консервация, как и ликвидация, горных выработок производится за счет той организации (или физического лица), которой они принадлежат . Эти операции не дают производителю экономической отдачи и являются для него убыточными. Но на их выполнение у обязанной организации может не оказаться необходимых средств. Учитывая это обстоятельство, в лицензиях, которые выдаются на производство горных работ, желательно предусматривать в необходимых случаях, чтобы горные предприятия создавали свои резервные фонды. Такое условие необходимо согласовать с финансовыми и налоговыми органами. Уместно вспомнить, что в свое время создание подобных фондов предусматривала Инструкция Минфина, Госплана и Госбанка СССР "О порядке финансирования работ по рекультивации земли" (1978 г.).
--------------------------------
Согласно ст. 21 Закона, расходы по консервации или ликвидации горных выработок (как и других опасных объектов, принадлежащих владельцу лицензии) в некоторых случаях принимает на себя государство. К этим случаям относятся чрезвычайные ситуации (как локального, так и более крупного масштаба), если они возникли не по вине владельца лицензии.
Лицензия на право производства горных работ содержит условия на случай временного или постоянного забрасывания участка недр, на который выдана лицензия (п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона). При наступлении такой ситуации держатель лицензии обязан своевременно уведомить Госгортехнадзор, а также выдавшие лицензию органы о своем намерении временно или постоянно прекратить работы, а равно согласовать с ними порядок своих дальнейших действий.
Обязанность по консервации или ликвидации горных выработок может показаться недостаточно "адресной" в том случае, когда горнодобывающее предприятие приглашает для проведения работ подрядную организацию. Такие случаи нередки, например, в области разведки недр. Возникает вопрос: если разведочные работы застопориваются или вовсе прекращаются, кто должен консервировать или ликвидировать пробуренные скважины - заказчик работ или же подрядчик - геологоразведочная организация? Формальный ответ заключается в том, что за выполнение требований ст. 26 ответственность несет та организация, которая получила лицензию на разведочные работы. Вместе с тем представляется желательным, чтобы этот вопрос был заранее предусмотрен и разрешен в том договоре, который заключают между собой заказчик разведочных работ и их исполнитель. Следует, однако, полагать, что условия заключенного таким образом договора ни в каком случае не снимают ответственности с той стороны, на чье имя выдана лицензия. Так, если сторона, ответственная за проведение работ по консервации объекта по договору, не выполнит своего обязательства, последнее перейдет на другую сторону, ответственную за эти работы в соответствии с выданной лицензией.
В ст. 26 имеются в виду горнодобывающие предприятия и другие специализированные организации, использующие недра. Но к недропользователям относятся также многочисленные собственники и владельцы земли, добывающие с поверхности общераспространенные полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе (ст. 19). К ним примыкают лица, добывающие подземную воду для бытовых целей и сооружающие неглубокие подземные устройства. Такие недропользователи не подпадают под понятие "предприятие"; не получают они и лицензий для выполнения соответствующих работ. Поэтому порядок консервации и ликвидации последствий таких работ, предусмотренный в ст. 26, к ним не относится. Практически они не подконтрольны органам Госгортехнадзора.
Но сказанное не означает, что деятельность "поверхностных недропользователей" является бесконтрольной. Надзор за правильным использованием земли осуществляют государственные земельные органы. Если они найдут, что какие-то работы опасны для окружающих или не соответствуют требованиям рационального использования земли, они должны принять меры к их приостановке, а при необходимости - выдать предписания о возврате трансформированной поверхности земли в прежнее состояние. Подобными же полномочиями обладают органы Госкомэкологии по линии охраны природы и некоторые другие надзорные органы.
Известен случай, когда в Юринском районе Республики Марий-Эл в глубоком мелиоративном канале, который был прорыт для нужд местного торфопредприятия, погибли пять лосей. По иску Госохотинспекции тогдашний Госарбитраж РСФСР взыскал штраф с торфопредприятия за погибших животных. Торфопредприятию было предложено соорудить для диких животных переходы через канал, выложить в отдельных местах его откосы, усилить наблюдение за состоянием канала. Инцидент не затрагивал полномочий государственных органов, ведающих недрами, поэтому он был разрешен при участии других государственных структур.
Необходимо считаться с тем, что пользование недрами может происходить не только в рамках, но и за рамками Закона. Так, недропользователь может вести работы, не получив необходимой для этого лицензии. Деятельность такого лица должна быть прекращена уже по одной этой причине. Но если к тому же его работы следует приостановить или прекратить по другим законным поводам, то последние также должны быть приняты во внимание. При этом все меры безопасности, которые Закон требует от недропользователя, работающего по лицензии, для случая прекращения или приостановки его работ, должны распространяться на лицо, работающее без лицензии. Требования Закона к такому нарушителю не могут быть менее жесткими, чем к законопослушному недропользователю.

1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ , Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 .
--------------------------------
Далее Закон Российской Федерации "О недрах" - опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст. 657.

2. Инструкция устанавливает технические требования при ликвидации и консервации подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых или его части , по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр, а при консервации - также сохранность подземного сооружения на время консервации.
--------------------------------
Далее по тексту "подземное сооружение".

3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющих проектирование, консервацию или ликвидацию подземных сооружений на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной зоны Российской Федерации.
4. Требования настоящей Инструкции распространяются на подземные сооружения пользователей недр, размещенные в соответствии с лицензией на пользование недрами в специально пройденных подземных горных выработках или образовавшихся при добыче полезных ископаемых, проведении других горных работ, естественных полостях (пещерах) , а также на участках недр, используемых для захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, за исключением случаев захоронения через скважины в глубокие горизонты.
--------------------------------
Далее по тексту "горные выработки".

5. В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" подземные сооружения подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами, а также при прекращении эксплуатации подземного сооружения.
6. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" ликвидация и консервация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О недрах" расходы на ликвидацию и консервацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недр прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).
7. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Предусмотренное техническим проектом сезонное прекращение эксплуатации подземного сооружения консервацией не считается.
8. В соответствии с приложением 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ объекты, на которых ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов.
9. Консервация подземного сооружения осуществляется в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико - экономическим, экологическим, горно - техническим и другим причинам. При сухой консервации подземного сооружения имеющиеся водоотливные средства остаются в действии и обеспечивается водоотлив из горных выработок и их поддержание совместно с оборудованием в состоянии, пригодном для эксплуатации и возобновления приостановленных работ. При мокрой консервации подземного сооружения работа водоотлива прекращается и горные выработки затапливаются. Продолжительность периода, в течение которого подземное сооружение может находиться на консервации до возобновления работ по его эксплуатации, определяется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами в проекте консервации.
10. Ликвидация и консервация нефтяных, газовых, поглощающих, контрольных и других скважин, которые используются для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промстоков, вредных отходов производства, систем возврата и искусственного пополнения запасов подземных вод, производится в соответствии с установленными требованиями по ликвидации и консервации скважин и оборудования их устьев стволов.
11. Ликвидация и консервация подземного сооружения считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом Госгортехнадзора России.
12. После полной или частичной консервации подземного сооружения не допускается использование горных выработок и скважин различного назначения в каких бы то ни было целях без согласования с органами Госгортехнадзора России.
13. Возобновление работ по эксплуатации подземных сооружений в режиме консервации производится по проектам, утвержденным в установленном порядке по согласованию с органами Госгортехнадзора России.
14. Учет ликвидированных и находящихся на консервации подземных сооружений ведется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком ведения государственного учета участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.

II. Содержание проекта ликвидации или консервации подземного сооружения

15. В проекте ликвидации или консервации подземного сооружения отражаются:
- геологическая и гидрогеологическая характеристика участка недр;
- состояние горных выработок, барьерных и предохранительных целиков;
- зоны проникновения токсичных и вредных веществ во вмещающий горный массив, хранение или захоронение которых осуществлялось в ликвидируемом (консервируемом) подземном сооружении;
- возможные образования провалов, трещин, затопления и заболачивания земной поверхности, других отрицательных явлений после ликвидации или консервации подземного сооружения и их влияние на окружающую среду.
--------------------------------
Далее по тексту "проект".

16. В проекте определяются сроки и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией подземного сооружения, разрабатываются технические решения и мероприятия по:
- обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
- предотвращению загрязнения геологической среды и водных объектов;
- ликвидации провалов, трещин, ограждению опасных участков;
- рекультивации нарушенных земель;
- предотвращению попадания в горные выработки, провалы людей и животных;
- предотвращению повреждений зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ликвидированного и законсервированного подземного сооружения.
При ликвидации подземных сооружений под застроенными территориями проектом должна предусматриваться закладка горных выработок, расположенных выше безопасной глубины.
17. Проект должен соответствовать установленным требованиям по ликвидации или консервации горных выработок и скважин, рекультивации нарушенных земель.
Технические решения по ликвидации сложных и специфических подземных сооружений определяются специализированными научно - исследовательскими и проектными организациями.
18. При мокрой консервации подземного сооружения или его части проектом консервации определяется срок допустимой продолжительности консервации без потери горных выработок, а также возможные сроки их осушения, ремонта крепи, восстановления работы вентиляции, подъемного комплекса, иного оборудования и проведения других восстановительных мероприятий.
19. В проекте определяется порядок ведения, периодичность, техническое обеспечение наблюдений за состоянием подземного сооружения и его влиянием на окружающую среду (горно - экологический мониторинг) на период консервации или период стабилизации гидродинамического режима и процессов сдвижения горных пород и земной поверхности при ликвидации подземного сооружения.

III. Порядок оформления документов при ликвидации или консервации подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых

20. За дату начала ликвидации или консервации подземного сооружения принимается дата утверждения согласованных с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзора России состава ликвидационной комиссии и положения о ее деятельности.
--------------------------------
Далее по тексту МПР России.

21. Состав ликвидационной комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей в установленном порядке решение о ликвидации или консервации подземного сооружения.
К функциям ликвидационной комиссии могут быть отнесены:
- разработка предложений по обеспечению промышленной безопасности, безопасности населения, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений;
- подготовка замечаний и предложений по подготавливаемым проектным решениям по ликвидации или консервации подземного сооружения;
- осуществление контроля за качеством проводимых работ по ликвидации или консервации подземного сооружения, выполнением проекта, реализацией, рекомендацией экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы;
- подготовка акта приемки выполненных работ по ликвидации или консервации подземного сооружения.
22. Задание на проектирование ликвидации или консервации подземного сооружения составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Проект задания на проектирование направляется в ликвидационную комиссию, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России, Госгортехнадзора России, иные заинтересованные организации для подготовки замечаний и предложений. Задание на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации подземного сооружения.
23. Проектирование ликвидации или консервации подземного сооружения осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.
24. Проект ликвидации или консервации подземного сооружения утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации подземного сооружения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок или объектов выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.
25. При ликвидации или консервации подземного сооружения подлинники геологической, маркшейдерской документации постоянного хранения пополняются на момент завершения работ по эксплуатации подземного сооружения и его ликвидации или консервации и передаются на хранение в соответствующие государственные или муниципальные архивы по акту. Перечень передаваемой на хранение документации согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России. Копия акта о передаче документов на хранение представляется в территориальные органы Госгортехнадзора России.
26. Скрытые работы, связанные с ликвидацией или консервацией подземного сооружения или его части, подлежат освидетельствованию с составлением актов согласно требованиям СНиП 03.01.85, которые подписываются представителем пользователя недр и строительно - монтажной организации.
27. Приемка работ осуществляется на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных проектом ликвидации или консервации подземного сооружения, а также изучения представленных документов. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта ликвидации или консервации подземного сооружения, нарушениями установленных нормативных требований не допускается.
28. В акте приемки выполненных работ по ликвидации или консервации подземного сооружения указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Подписанный членами ликвидационной комиссии акт утверждается руководителем организации, принявшей решение о ликвидации или консервации подземного сооружения. К акту прилагаются необходимые горнографические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ.
29. Для подписания предусмотренного статьей 26 Закона РФ "О недрах" акта о ликвидации или консервации подземного сооружения пользователь недр представляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта акта на ликвидацию или консервацию подземного сооружения по форме, предусмотренной в Приложении 1, и прилагаемых к проекту акта нотариально заверенных копий следующих документов:
а) акт по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации подземного сооружения;
б) акт по приемке - передаче рекультивированных земель;
в) акты на скрытые работы;
г) основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы подземного сооружения, геологическая и гидрогеологическая карта участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на которых указываются скважины различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом (засылка и прикрепление горных выработок, установка перемычек, полков, оборудование стволов и устьев скважин, продуктопроводов и т.п.) и размещение оставшегося оборудования;
д) заключение специализированной организации о стабилизации гидродинамического режима и процессов сдвижения горных пород и земной поверхности для случаев ликвидации подземных горных выработок обрушением и мокрой консервации или о степени опасности процессов сдвижения для задний, сооружений и окружающей среды;
е) заключение специализированной организации об исключении возможности проникновения на дневную поверхность токсичных и взрывоопасных газов из ликвидированных или законсервированных подземных сооружений в случаях захоронения или хранения веществ, выделяющих токсичные или взрывчатые газы.
Кроме того, в составе приложений к проекту акта представляются сведения:
а) о состоянии производственных и санитарно - бытовых зданий, сооружений и водоотливных установок на законсервированном подземном сооружении;
б) об организации наблюдений за состоянием подземного сооружения и его влиянием на окружающую среду;
в) о наличии подземных пустот и состоянии горных выработок, максимальных фактических и ожидаемых величинах сдвижения земной поверхности;
г) об объемах размещенных в недрах вредных веществ, отходов производства и сточных вод с указанием концентраций в них основных компонентов;
д) о запасах полезных ископаемых в предохранительных и других целиках с указанием состояния этих запасов в случаях размещения подземного сооружения на месторождении полезных ископаемых.
При необходимости могут быть затребованы дополнительные материалы, включая заключения независимой экспертизы по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния ликвидированного или законсервированного подземного сооружения.
30. По одному экземпляру подписанного акта о ликвидации или консервации подземного сооружения и приложений к нему направляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России, пользователю недр. Учет актов о ликвидации или консервации подземного сооружения осуществляют территориальные органы Госгортехнадзора России по форме, приведенной в Приложении 2. Номер и дату акта о ликвидации или консервации подземного сооружения проставляется территориальным органом Госгортехнадзора России после его подписания.
31. В месячный срок после подписания акта о ликвидации подземного сооружения соответствующий горноотводный акт возвращается в выдавший его орган Госгортехнадзора России, а лицензия на пользование недрами возвращается в выдавший ее орган МПР России.

IV. Контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции

32. Контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции осуществляют органы Госгортехнадзора России и государственного геологического контроля в пределах его компетенции.

Читайте также: