Личность и общество доклад кратко

Обновлено: 30.04.2024

Цель реферата – провести анализ существования личности в обществе. Названная цель конкретизируется в решении следующих задач:
– охарактеризовать личность и общество как предмет философии;
– охарактеризовать понятие соотношения личности и общества в философии;
– дать характеристику социализации и организации личности в современном обществе.

Оглавление

Введение
Личность и общество как предмет философии
Понятие соотношения личности и общества в философии
Социализация и организация личности в современном обществе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по фил Тамара испр.doc

Личность и общество как предмет философии

Понятие соотношения личности и общества в философии

Социализация и организация личности в современном обществе

Список использованных источников

Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персони-фицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

Цель реферата – провести анализ существования личности в обществе. Названная цель конкретизируется в решении следующих задач:

– охарактеризовать личность и общество как предмет философии;

– охарактеризовать понятие соотношения личности и общества в философии;

– дать характеристику социализации и организации личности в современном обществе.

Личность и общество как предмет философии

Личность, человек является одной из самых важных категорий для всей философии. Первые представления о личности возникли задолго до появления самой философии. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах.

Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира. В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания. Здесь становится возможным крайность субъективизма – утверждение о том, что мир не существует вне нашего восприятия и представления о нем.

В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.

Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.

Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а. человеческое существо.

По данным современной науки человек принадлежит к роду homo sapiens, занимает высшую ступень в эволюционной лестнице живой природы. Биологи рассматривают человека как живое существо, наиболее высокоорганизованное и развитое среди живых существ на Земле.

В самом деле, человек – живое существо, а, следовательно, как минимум наполовину животное 6 . Надо нам, наконец, перестать третировать животность в себе, не подавлять ее, а раз умно управлять ею и даже развивать, культивировать. Философия антиживотности – античеловеческая, антигуманная, вообще антивитальная философия. К сожалению, в нашей русской культуре эта философия антиживотности длительное время распространялась как зараза. Ею были поражены виднейшие представители русской культуры, такие как Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.

Конечно, человек – не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура – это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением- усовершенствованием живого-животного в человеке. Т. е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека – сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.

Другой аспект сущности человека: то, что человек един в разделительном и собирательном смыслах. Он – индивид, индивидуальность, личность и в то же время – представитель рода homo sap iens, член общества. Человек, с одной стороны, хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это – вечное противоречие жизни. Человек – не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе.

Далее, человек – сам себе хозяин, король, никому не подчиняется? Или ничтожная песчинка, овца в стаде? Очевидно, ни то, ни другое. Он – царь природы, господин мира и в то же время – песчинка в безбрежном океане вселенной; он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен, един и неедин.

К определению сущности личности как нельзя лучше подходят слова поэта Г.Р. Державина: Я телом в прахе истлеваю / Умом громам повелеваю /
Я царь – я раб – я червь – я бог!

Понятие соотношения личности и общества в философии

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей чело-века.


Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.


И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня перед нами две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. Реализация этих задач – нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

При анализе проблемы взаимоотношения личности и общества обращается внимание на явление, называемое отчуждением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Личность и общество

2. Личность и общество Импульсы развития личности В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой. Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa

3.8. Личность и общество

3.8. Личность и общество Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или она цель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся ли мы,

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или онацель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся лимы, формируемся

Глава 4 Личность и общество

Глава 4 Личность и общество Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых,

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Личность и общество

Личность и общество Одно из любимых слов советской пропаганды и учебников марксизма — это "народ". "Народ — творец истории". "Народные массы — решающая сила исторического развития". Но для советского человека "народ" — такая же абстракция, такая же внешняя, безличная сила,

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

3. Личность благословляет человеческое общество

Изначально развитие личности сводится к ее вливанию в социальное общество, адаптация в нем и развитие. Это если обобщенно смотреть на весь процесс формирования личности. Есть такое понятие как фазы развития личности, которые состоят из этапов развития личности, относительно стабильного общества. Проще говоря, когда личность находится в стабильной социальной среде, она постепенно развивается, и это развитие полностью зависит от окружающего личность общества.

Первая фаза – это фаза становления личности, когда личность усваивает все нормы морали и этики в обществе, развивает в себе соответствующие навыки и умения. Любая форма деятельности личности, адаптируется непосредственно под ту социальную среду, в которой она находится, что логично. Несмотря на то, что каждая личность может придти в социальную группу со своими индивидуальными особенностями, проявить свою индивидуальность личность может лишь тогда, когда освоит все общественные нормы, нравственные качества, овладеет всеми теми приемами поведения и общения, которыми владеют другие члены общества. Это самый эффективный вариант заявить о себе как о личности, ибо вариант с белой вороной, как правило, воспринимается обществом в штыки. У вас есть свое я, есть свои особенности и свои представления, но внедрять в общество их нужно аккуратно и постепенно, изначально адаптировавшись в нем и изучив его.

Вторая фаза развития – включает в себя процесс противоречия между уже адаптировавшейся в обществе личностью и ее индивидуальностью, а точнее невозможностью ее выразить. Субъект, ставший похожим на других, пытается подчеркнуть свою индивидуальность и заявить о своей персоне как о персоне отличной от остальных. Этот этап проходят все люди, никто не хочет быть чьей-то тенью, и пускай даже страх порою заставляет сливаться с остальной серой массой, потребность в признании своей индивидуальности колоссальна.

Личность ищет способы самовыражения, не всегда эти способы вписываются в нормы общественного поведения, но это лишь говорит об отчаянии со стороны этой личности, которая не может найти, иного способа привлечь к себе особое внимание. Вроде бы человек такой же как и все, и его это устраивает, по крайне мере с точки зрения удовлетворенности общества этим человеком. Но с другой стороны, каждый хочет, чтобы его воспринимали отлично от других, и желательно с положительной точки зрения. Этот процесс противоречия между индивидом и восприятием его обществом, может продолжаться очень долго, подавляя эту самую личность. Нередко это продолжается в течении всей жизни, особенно если человек не находит себе пару, которая восторгалась бы своим избранником или избранницей, как особенным человеком.

Третья фаза развития личности, которая является продолжением второй, это когда поиск этих самых возможностей самовыражения оценивается обществом с точки зрения необходимости таких индивидуальных качеств личности. Если общество не воспринимает индивидуальные особенности человека, в ряду их ненужности для себя, то себя можно буквально навязать этому обществу, себя и свои идеи. Но это уже под силу только очень сильным с моральной точки зрения людям.

Потребность общества в конкретном человеке, не всегда является правилом, и пример тому лидеры, которые ведут за собой остальных, тем самым не просто подчеркнув свою индивидуальность и особенность, но и внедрив ее в общество с выгодной для себя позиции. Конечно далеко не каждая личность может сформироваться подобным образом, чтобы так ярко выразить свою особенность. Но несмотря на это, в любом грамотном коллективе, обязательно есть что-нибудь такое, что выражает чью-либо индивидуальность и признание ее со стороны других.

Вспомните про доску почета, в которой нет никакого смысла, за исключением того, что она выражает индивидуальность, какой-нибудь конкретной личности, и ее признание со стороны других людей. Так что это очень важный момент в жизни каждого человека как индивида, и на этом можно порою неплохо сыграть, и наверняка те, кто знакомился с девушками и подчеркивал их особенность, понимают насколько это сильная вещь, индивидуальность и особенность личности.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Читайте также: