Лермонтовский музей заповедник тарханы доклад

Обновлено: 30.06.2024

Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной).

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, теплица, дом мельника и мельница, конюшня и здание музейно-просветительского центра, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.

Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой.

В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны.

С 1826 по 1840 гг. церковь выполняла функции приходской. Здесь постоянно ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана. Действующей была до 1925 года.

В 2007 году церковь была освящена. Каждый четверг и в праздники здесь проходят службы.

Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был подарен маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.

Кроме традиционной экспонатуры (предметы быта XIX в., издания произведений, иллюстрации) в этой экспозиции применена аудиовизуальная система, включающая в себя слайды, фонограмму, приемы световой и цветовой выразительности.

С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка - Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.

В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей.

Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными.

На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгой рощи.

Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.

По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка.

СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЧАСОВНЯ

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта Е.А. Арсеньевой. В 1826 году началось строительство церкви Михаила Архистратига.

М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск.

Строительство церкви было завершено в 1839 году. Освящение состоялось в 1840 году.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение.

Слева под окном установлена плита, удостоверяющая, что здесь похоронена Е.А. Арсеньева.

Режим работы музея:

Баркий дом (604x453, 81Kb)

… И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Край лермонтовского детства — Тарханы, легко узнать в этих строках и сейчас.

МУЗЕЙ В ЦИФРАХ И ДАТАХ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.

Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

"Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи.

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.

Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.


ИЗ ИСТОРИИ УСАДЬБЫ

С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.

Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.

С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.


САДЫ И ПАРКИ УСАДЬБЫ

На расстоянии версты на восток в излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание новой усадьбе, которая устроена по всем правилам тогдашнего усадебного строительства и в настоящее время представляет собой памятник садово-паркового искусства того времени. На обрыве над Большим прудом построили барский дом. От него открывались близкие и дальние живописные виды на пруды, поля, рощу, церковь. Из-за богатства окружающего ландшафта не было нужды в благоустройстве большой территории.
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.

Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.

Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненым цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита, на фоне акантовых листьев застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2—вырезаны, 42—чистые. Его размер 25,8x20,9x1,8 см.

Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого цвета. Украшена скромно. На крышке остались две розетки, к которым крепилась бронзовая ручка. По бокам тоже имелись небольшие бронзовые ручки в виде львиных головок с кольцами в зубах (одна из них сохранилась). Прямоугольная, длина — 25, ширина — 17 и высота — 12 см. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег, а также потайной замок, который закрывался ключом.

Четъи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные, корешок утрачен) с металлическими застежками. Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на август месяц.

Сергеевых Светлана Анатольевна

Работа написана учащимися 10 класса, любящими творчество М.Ю. Лермонтова. При чтении реферата создаётся впечатление, что Яна и Диана дорожат всем, что связано с именем великого поэта. Очень трогателен финал работы.

ВложениеРазмер
tarhany_3.docx 53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы

Погорельская Яна Сергеевна 10 Б класс

Рахматуллина Диана Маратовна 10 Б класс

Сергеевых Светлана Анатольевна

г. Москва, пос. Ватутинки

Причины, побудившие заняться изучением истории усадьбы Тарханы.

Тарханский край – земля, взрастившая великого поэта.

Глава 1. Судьба усадьбы до приобретения ее Е.А. Арсеньевой.

Глава 2. Тарханы – усадьба Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов в Тарханах.

Глава 3. Тарханы сегодня. Государственный Лермонтовский музей-заповедник.

Тарханы – одно из достопримечательных мест Пензенского края.

Мы поставили перед собой следующие цели:

- изучить материалы о хозяевах усадьбы,

- выяснить, изменилось ли что-нибудь во внешнем облике теперь уже заповедного места,

-определить, какую роль сыграли Тарханы в творческой судьбе великого М.Ю. Лермонтова.

После обработки полученных данных мы поняли, что не напрасно взялись за работу над темой“Земля, взрастившая М.Ю. Лермонтова. Усадьба Тарханы”.

- изучение и обработка материалов, присланных из музея;

- систематизация обработанной информации;

- обращение к трудам литературоведов, внимание которых было сосредоточено на тарханской поре в судьбе и творчестве поэта.

В 1762г. княгиня Анна Михайловна Долгорукова, к тому времени овдовевшая, продала имение Настасье Александровне Нарышкиной, в собственности семьи которой Тарханы пробыли свыше 30 лет.

Настасья Александровна была женой комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина. Большую часть жизни она провела при царском дворе. Рожденная Милославская, она была родственницей первой жены царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны. Настасья Александровна слыла ярой противницей петровских преобразований и, будучи близкой подругой царицы Прасковьи Федоровны, жены сводного брата Петра I Иоанна Алексеевича, имела большое на нее влияние. Ее замужество за Иваном Ивановичем Нарышкиным, родственником второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны, рожденной Нарышкиной, служило примирению этих двух враждующих родов – Милославских и Нарышкиных. В последующие царствования дочерей Иоанна и Петра – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны – семья Настасьи Александровны пользовалась благорасположением двора.

Единственный сын Нарышкиных Александр Иванович начал свою придворную карьеру с 13 лет со звания пажа, а в 23 года уже получил камергерство и был назначен в свиту императора Петра III. Свадьба Александра Ивановича Нарышкина с княжной Анной Никитичной Трубецкой была торжественно справлена во дворце в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Но близость Александра Ивановича к Петру III оказала ему плохую услугу в последующее царствование: при Екатерине II при дворе он никакой роли не играл.

У Настасьи Александровны, по преданию, хранилась как святая реликвия борода известного юродивого императрицы Анны Иоанновны Тимофея Архипыча.

Нарышкины верили, что от сохранности этой реликвии зависит благосостояние их семьи и продолжительность их рода. Но во время переезда в новый дом борода Тимофея Архипыча исчезла. Это было дурное предзнаменование. В этот же год Александр Иванович заболел тяжелым недугом, от которого спустя какое-то время преждевременно скончался. Он умер в чине тайного советника в Москве в 1782г. 27 лет от роду.

У А.И. Нарышкина было два сына: Иван и Петр. По завещанию бабушки Настасьи Александровны село Тарханы унаследовали оба внука, но Петр уступил свою долю Ивану.

Иван Александрович Нарышкин не сделал большой карьеры в царствование Екатерины II. Его звезда взошла, когда на престоле воцарился Александр I. Иван Александрович занял при дворе видное положение, разбогател, но вел такой образ жизни, который привел вельможу к разорению. Утратив состояние и расположение двора, он покинул Петербург и поселился в Москве, где прожил еще довольно долго.

Иван Александрович был женат на Екатерине Александровне Строгановой и по жене своей находился в родстве с А.С. Пушкиным (Е.А. Строганова была двоюродной сестрой тещи А.С. Пушкина Натальи Ивановны, рожденной Загряжской). В качестве двоюродного дяди И.А. Нарышкин навещал молодоженов Пушкиных в их квартире на Арбате.

У Нарышкиных были две дочери и три сына. Старший сын Нарышкиных, Александр, был убит на дуэли знаменитым дуэлянтом того времени графом Ф.И. Толстым-Американцем. Другие два сына Нарышкиных, Григорий и Алексей, были женаты. Алексей потомства не оставил, а у Григория хотя и были дети, однако эта ветвь рода Нарышкиных, по замечанию бытописателя Москвы и Петербурга М.И. Пыляева, пресеклась во второй половине 19-ого века.

Так сбылось суеверное пророчество, связанное с бородой юродивого Тимофея Архипыча. Потеряв бороду, семья Настасьи Александровны Нарышкиной поспешно утратила состояние и прекратила свой род. Одной из первых ласточек в потере состояния стало село Тарханы, в котором случился сокрушительный пожар.

Рассказывают, что пожар произошел следующим образом. Повар с лакеем бывшего нарышкинского управляющего вздумали палить живого голубя, который у них вырвался и полетел в свое гнездо, находившееся в соломенной крыше. Гнездо загорелось. Сгорело и все село до основания, кроме маленькой деревянной церкви. И.А. Нарышкин не захотел тратиться на восстановление и в 1794 г. продал село Е.А. Арсеньевой (будущей бабушке М.Ю. Лермонтова).

С этого момента начинается новая глава в истории данного имения.

Как было сказано выше, в 1794г., к моменту покупки именияЕлизаветой Алексеевной и Михаилом Васильевичем Арсеньевыми, усадьба Нарышкиных полностью сгорела, и молодые супруги Арсеньевы устраивались здесь заново.

Помещики екатерининской закалки, они строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский особняк на крутом берегу в тридцать с лишним комнат за восточной окраиной села; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк.

Нам же дороги Тарханы тем, что здесь прошли детские годы великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Михаилу Юрьевичу не исполнилось и года, когда ранней весной 1815г. его привезли из Москвы в имение бабушки. Почти половину своей короткой жизни он прожил здесь.

В Тарханах Михаил Юрьевич был окружен заботой, любовью и лаской, несмотря на разлуку с отцом и смерть матери. В мальчике души не чаяла бабушка. Потеряв в 1817 году единственную дочь, Елизавета Алексеевна занялась воспитанием внука и перепланировкой усадьбы. Она продала барский одноэтажный дом на слом, возведя на его месте церковь во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны.

Елизавета Алексеевна создала все условия для воспитания и развития внука. Мальчику были отведены в доме две светлые комнаты. Можно предположить, что одна была спальная, другая – игровая.

Первый биограф М.Ю. Лермонтова П. Висковатый писал:

Михаил Юрьевич с детства имел особую склонность к рисованию. Исследователи творчества великого поэта утверждают, что, если бы литература не стала главной страстью М.Ю. Лермонтова, он смог бы стать выдающимся художником. Сохранилось 13 работ Михаила Юрьевича маслом, 51 - акварелью, около 450 рисунков пером и карандашом.

Большое внимание уделила Елизавета Алексеевна домашнему образованию внука. Желая создать вполне подходящую обстановку для занятий, она наняла учителей и решила обучать внука вместе со сверстниками, с которыми он делил бы и часы досуга. Кроме Акима Шан-Гирея, Пожогиных-Отрашкевичей, здесь воспитывались братья Юрьевы, князья Максютовы и др. Одно время в Тарханах жили десять мальчиков. П.А. Висковатый, писал, что домашнее обучение в Тарханах Е.А. Арсеньевой обходилось до десяти тысяч ассигнаций в год. В программу обучения были включены немецкий, французский, латинский, греческий языки. Учился Миша прилежно.

Уделялось в Тарханах внимание и физическому развитию Мишеля. Верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были любимыми упражнениями Лермонтова. С детства любил Михаил Юрьевич играть в шахматы, один из кавказских сослуживцев поэта вспоминал, что в редких случаях удавалось кому бы то ни было выиграть партию у Лермонтова. Любимые Тарханы поэт покинул в 1828 году, когда поехал учиться в Москву, но он возвращался в усадьбу. Последний раз он приехал сюда 31-ого декабря 1835-ого года в отпуск, по окончании которого отправился в Петербург.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта, услышал и полюбил народные песни и предания о волжских разбойниках, а также о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

В Тарханах Михаил Юрьевич Лермонтов обрел свой последний приют. Он похоронен в той земле, которая его взрастила. Михаил Юрьевич Лермонтов оставил о себе добрую память у односельчан. О Лермонтове земляки слагали легенды, имеющие под собой реальную почву. Предания о Лермонтове объединяет одно свойство: во всех без исключения легендах поэт предстает в образе очень привлекательного человека – доброго, отзывчивого, щедрого, гуманного.

«Уже с детских лет он для крестьян родного села – заступник перед бабушкой. В одной легенде говорится, как однажды повели дворовую девушку наказывать, а Миша остановил людей и кричит бабушке: “Не позволю бить”, а сам плачет. Елизавета Алексеевна вышла на крыльцо, отменила наказание и сказала: “Ишь защитник! Самого тебя побью за это”. (Из рассказа И.Д. Знаменского, р. 1866, со ссылкой на М.М. Коновалову). Г.П. Сорокин (р. 1868) подтверждал, что “когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, он не позволял наказывать крестьян: бывало, увидит, что мужиков ведут на порку, сейчас бежит к бабушке и говорит: “Бабушка, я запрещаю бить людей! Ведь мужики такие же люди, как и мы”. И барыня отменяла порку”. Впоследствии, когда Михаил Юрьевич уехал из Тархан (сначала на учебу в Москву, а потом в Петербург), крестьяне всегда ожидали его с нетерпением, потому что при нем отменялись наказания розгами, а бедные получали хлеб и одежду. « Самой популярной стала легенда о том, как Михаил Юрьевич Лермонтов подарил тарханцам лес на избы и кирпич для печей, а те в ответ подарили молодому барину коня. Содержание ее сводилось к следующему.
После долгой отлучки приехал Михаил Юрьевич на побывку. Бабушка от избытка чувств не знала, чем его порадовать.
-Ну, Мишенька, проси, что угодно, все для тебя сделаю, - пообещала будто бы она.
Внук сказал, что многие избы в селе обветшали, покосились от старости и вросли в землю. Пора бы заменить их новыми. Не ожидала бабка такого оборота дела, но все-таки вынуждена была согласиться дать лесу нуждающимся крестьянам.
Выложил М.Ю. Лермонтов перед бабкой и вторую просьбу: выделить им и кирпич для труб, чтобы избы топились по-белому.
Обещала она и кирпич. Тогда Михаил Юрьевич назвал и третью просьбу: отпустить всех крестьян на волю, наделив их землей. Бабушке отступать было некуда, и она дала слово уважить и третью просьбу. Первые две стали выполняться сразу же, а с третьей Елизавета Алексеевна замешкалась. Все откладывала да откладывала. А тут и срок отпуска истек, и Михаил Юрьевич уехал, но перед отъездом напомнил бабушке о своей последней просьбе. Она дала слово сделать так, как он просит. Но слова своего не сдержала. Будто бы барыню отговорила ее любимая холопка ключница Дарья Куртина.

Если бы поэт не был добрым и душевным человеком, вряд ли бы так плакали крестьяне в день его похорон. Простые люди понимали, кого провожали в последний путь в апреле 1842 года.

У Михаила Юрьевича Лермонтова было предчувствие ранней смерти, о чем свидетельствуют его стихи. Похороненным же он хотел быть в Тарханах:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

У входа в усыпальницу М.Ю. Лермонтова и его родственников растет ветвистый дуб. В 1859 году слуга поэта А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один. " По сей день это огромное дерево встречает перед входом в усыпальницу всех, кто приезжает почтить память великого Лермонтова. Как бы исполняя его поэтическое завещание, шумит и склоняется над его могилой могучий дуб:

…Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник, возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007-ом году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст её – более 100 лет.

В комплекс усадьбы входит также церковь Святой Марии Египетской. Небольшое здание храма в стиле ампир построено на месте первого барского дома в память о рано умершей матери поэта. Церковь освятили в 1820-ом году во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны Лермонтовой.

Тринадцать раз поэт отмечен в метрических книгах как крестный отец крестьянских детей. В книге за 1845-ый год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А Арсеньевой.

Барская усадьба, в которой рос поэт, являла собой пример садово-парковой архитектуры. Три сада, небольшой, но очень красивый декоративный парк с традиционными аллеями и розарием, живописные пруды – всё это и сейчас могут увидеть многочисленные посетители заповедника.

На территории заповедника есть и теплица, где выращиваются характерные для первой половины XIX века виды цветов для дальнейшей их высадки и украшения комнат барского дома.

В центре села на высоком берегу Большого пруда стоит церковь. Она возведена на средства Е.А. Арсеньевой взамен старой деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, построенной первым владельцем села Яковом Долгоруковым в середине XVIIIвека. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней. Новый храм в 1840-ом году, за год до гибели поэта, был освящен во имя Архангела Михаила, считавшегося святым покровителем М.Ю. Лермонтова.

Рядом с церковью Архангела Михаила расположена усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых. Она занимает самое главное место среди других экспозиций.

Выводом из нашей работы можно посчитать стихотворение, которое родилось у нас в процессе написания данного реферата.


Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га.


"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской. " - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки М.Ю. Лермонтова карандашом, одна из самых больших работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана - вещи изящные, удобные и прочные. В "Тарханах" экспонируется принадлежавший Лермонтову экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году.

В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в ". Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.


Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой.


Самая большая комната барского дома - зала - обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Ел изавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович.

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А.С.Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.


В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: "Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, "Ручная математическая энциклопедия", "Псалтырь, или Книга хвалений", "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "Древнейшая всеобщая история" Милота.

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. На секретере - ксерокопии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.

Рядом с барским домом возвышается однокупо льное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Время пощадило памятник: внешний вид, архитектура сохранились. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А.Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.


Церковь Марии Eгипетской строилась с 1819 по 1820г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840г. церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к "слову божьему", позднее, в романе "Вадим" он напишет: ". Дьячок читал козлиным голосом послание апостола Павла, кругом. толпа зевала в немом бездействии".

По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.

Особый интерес вызывают представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. Среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте "полугоду", а в 1821г. cемилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки; в книге за 1845г. - запись о смерти Е.А.Арсеньевой.


"На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение все его престарелое существо", - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был подарен маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.

Дом был восстановлен на прежнем фундаменте в 1968 году. Сейчас в нем выставка: крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян.


Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы, где и был похоронен поэт.

Читайте также: