Лектор читает доклад но постоянно отвлекается на посторонние темы не придерживается логики изложения
Обновлено: 02.05.2024
Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования…………………………………………………………………………….
Задание 5. Отметьте правильное утверждение.
□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.
□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.
□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.
__________________________________________________________________
Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?
1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________
2) Свободных местов в зале не было._______________________________
3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________
4) Как барановски девцонки
«Дайте мыльце, полотенце
5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________
6) Вода хлестает из крана.._______________________________________
7) Все компы зависли._____________________________________________
Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.
1. Культура речи – это
Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;
Ø соблюдение норм нравственного поведения людей ;
Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
2. Под культурой речи понимается
Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;
Ø использование слов в несвойственном им значении;
Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?
1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________
3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть катАлог. ____________________________________________________________
4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы.______________________________________________________
7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________
8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________
9. Вы обещаете своему другу походотАйствовать за него. ____________________________________________________________
Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.
v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________
v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________
v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________
v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________
v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________
v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________
Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.
1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________
2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________
3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________
4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________
5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ________________________________________
6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________
7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________
8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________
9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________
10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________
Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.
Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования…………………………………………………………………………….
Задание 5. Отметьте правильное утверждение.
□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.
□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.
□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.
__________________________________________________________________
Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?
1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________
2) Свободных местов в зале не было._______________________________
3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________
4) Как барановски девцонки
«Дайте мыльце, полотенце
5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________
6) Вода хлестает из крана.._______________________________________
7) Все компы зависли._____________________________________________
Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.
1. Культура речи – это
Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;
Ø соблюдение норм нравственного поведения людей ;
Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
2. Под культурой речи понимается
Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;
Ø использование слов в несвойственном им значении;
Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?
1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________
3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть катАлог. ____________________________________________________________
4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы.______________________________________________________
7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________
8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________
9. Вы обещаете своему другу походотАйствовать за него. ____________________________________________________________
Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.
v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________
v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________
v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________
v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________
v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________
v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________
Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.
1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________
2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________
3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________
4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________
5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ________________________________________
6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________
7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________
8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________
9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________
10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________
Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
Читайте также: