Лекция доклад обзор род речи

Обновлено: 17.06.2024

Основания для выделения речей различных типов. Классификация речей в зависимости от целевой установки. Тип речевого действия. Роды и виды красноречия. Типы речи: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Разновидности аргументирующей речи.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2013
Размер файла 45,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основания для выделения речей различных типов

Классификация речей в зависимости от целевой установки (цель, тип речевого действия, тип речи)

Тип речевого действия

Что такое аргументирующая речь? (главная функция, общая цель и задача речи)

Список использованной литературы

«Речь должна вытекать и развиваться

из знания предмета. Если же оратор

не обнял и не изучил его, то

всякое красноречие является

Марк Туллий Цицерон

Культура речи как научная дисциплина в 20-70-е гг. XX в. развивалась преимущественно в пределах ортологического направления. Однако было бы неправильно с узких позиций рассматривать достижения выдающихся лингвистов этого времени, которые занимались и проблемами стилистики речи в широком понимании, и закономерностями общественно-речевого общения, и практическими задачами культуры речи. Характерно было стремление отойти "от мертвых схем к живому слову как орудию социального общения и воздействия" (Винокур Г.О. Культура языка). Внимание таких замечательных ученых, как Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Б.В. Томашевский, Б.А. Ларин, Г.О. Винокур, Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, В.И. Чернышев, Д.Н. Ушаков, А.М. Селищев и др., было привлечено к культурологическим проблемам, к неотложным для того времени задачам речевого воспитания общества, к идее создания нормативных трудов XX в. - прежде всего толкового словаря и академической грамматики, отражавших языковые реалии новой жизни страны. Наиболее интересна научная дискуссия по проблемам культуры речи, которая проводилась в 20-е гг. и в которой приняли участие все виднейшие языковеды. Они оценивали сложившуюся социолингвистическую ситуацию по-разному, но, как справедливо подчеркивал академик Н.И. Толстой, в последующий полувековой период "рассудил всех суд истории русского литературного языка" (Толстой Н.И. Вопросы культуры речи в трудах русских лингвистов 20-х годов).

Важнейшая эпоха в становлении культуры речи как особой дисциплины в российском языкознании связана с именем профессора С.И. Ожегова. Он был не только талантливым исследователем и крупнейшим лексикографом, но, что не менее важно, - основателем сектора культуры русской речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 г. и организатором научной работы в этой области. Академия наук в лице ее головного института и сектора культуры русской речи, как считал С.И. Ожегов, должна активно следить за современным состоянием живого и развивающегося литературного языка с тем, чтобы наиболее адекватно отражать эти знания в трудах Института. Центральные проблемы, выдвинутые С.И. Ожеговым, группировались вокруг следующих основных разделов: теория нормализации, теория нормы, теория ортологии (или, как тогда чаще всего говорили, правильности речи и ее практической кодификации). Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе нами будут рассмотрены следующие вопросы: основания для выделения различных типов речи, классификация речей в зависимости от целевой установки, определение аргументирующей речи.

Основания для выделения речей различных типов

Основанием для выделения речей различных типов, могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили речи и функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи.

Общение между людьми может происходить в разных формах. Разговор с друзьями, коллегами по работе, по телефону, лекция в университете - это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме. Но чтение книг, личных или официальных писем, документов, законов и т. п. тоже является общением, только это общение происходит посредством текста, представленного в письменной форме. Письменная форма речи позволяет с помощью знаков передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Таким образом, по тому, в какой форме происходит коммуникация, в звуковой или письменной, выделяют устную и письменную форму речи.

В коммуникации может участвовать разное количество людей, которые ведут себя неодинаково. Если вы обсуждаете курсовую работу с преподавателем или договариваетесь о чем-то по телефону с другом, если ведутся деловые переговоры, то участники примерно равноправны между собой в общении: каждая из сторон поочередно высказывает свое мнение. Такой разговор, такое общение происходит в форме диалога. Диалоги различаются по поведению в них участников: от доминирования одной из сторон (судья - подсудимый) до относительного равноправия (беседа одноклассников). Когда же читает лекцию преподаватель, или выступает какой-то оратор, или глава государства обращается по телевидению ко всему народу, то участники такого общения неравноправны: активным является один - говорящий, а все остальные - пассивные слушатели. Это монологическая речь. Если монологическая речь рассчитана на непосредственное восприятие ее слушающим, она существует в устной форме. Когда монолог рассчитан на зрительное восприятие, он фиксируется в письменной форме и существует в виде письменного текста (например, учебник, предвыборная программа какого-то лица, договор, закон и т. п.). Таким образом, по количеству активных участников коммуникации выделяют две основные формы речи: диалог и монолог.

И так, к основным факторам выделения речей различных типов можно считать многообразие ситуаций, при которых возникает коммуникация, разнообразие участников данного общения, наличие содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков, многогранность специфических функциональных черт речи, ее видов, типов, функций, форм и прочие.

Классификация речей в зависимости от целевой установки (цель, тип речевого действия, тип речи)

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель - дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т.п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Ключевский находил простые, свежие слова. У него не встретишь штампов. А свежее слово радостно укладывается в голове слушателя и остается жить в памяти".

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX вв., как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.И. Вавилов, - прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс - это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, Н.И. Холева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия.

Разумеется, в судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить - вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является "Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года" М.В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. В XIX в. подобная пышность слога утрачивается. Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.

Духовное (церковно-богословское) красноречие - древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того как князь Владимир Святославич в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве - гомилетика.

Основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

И так, форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело - речь на форуме или конференции, а другое - на митинге: разные формы речи, разное время произнесения, разная аудитория.

Тип речевого действия

Роды и виды публичной речи.В зависимости от цели речи, ее содержания и условий ее произнесения (т. е. пафоса, логоса и этоса) в общественной практике сложилась традиция классифицировать публичную речь по родам и видам, где род характеризуется общностью предмета речи и ее ближайших целей (особенностями этоса и пафоса), а вид соответствует ее жанровой специфике (определяемой в первую очередь логосом). Еще Аристотель выделял три рода речей – совещательные, судебные и эпидейктические (или показательные, имеющие целью восхваление или порицание), акцентируя тем самым связь риторики с общественной жизнью.

Представим современную классификацию родов и видов публичной речи и заметим, что практика традиционно допускает сходство условий, задаваемых этосом и пафосом, а потому и грани между родами речи достаточно подвижны.

Судебное красноречие.Владение ораторским мастерством имеет особое значение в деятельности судебных ораторов. Их выступления в прениях часто называют судебным красноречием. Судебное красноречие, основное назначение которого – способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.

Своим развитием судебное красноречие в России обязано реформе судопроизводства 1864 года, когда произошло отделение суда от администрации, было установлено равенство перед судом граждан всех сословий (заметим: после отмены крепостного права прошло всего три года), учрежден институт судебных присяжных, узаконена выборность мировых судей и присяжных заседателей. Гласность судебного процесса, публичное состязание сторон предъявляли новые требования к юристам. Правосудие остро нуждалось в новом типе прокурора и адвоката.

«…Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек. Она… подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако.

Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, и если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.

– Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее. Взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Итак, искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию. Иными словами, выяснить, доказать, убедить. Это и составляет специфику судебной речи.

Судебная речь всегда была особенным родом речи. Среди других основных современных видов красноречия – академического, социально-политического, социально-бытового и церковно-богословского – судебное, пожалуй, наиболее архаично (как уже говорилось, судебные речи как род выделял еще Аристотель). В свою очередь, судебная речь подразделяется на обвинительную (прокурорскую или общественно-обвинительную, а также речь прокурора при отказе от обвинения) и защитительную (адвокатскую или общественно-защитительную (представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика), а также самозащитительную речь обвиняемого). С вводом, точнее с возвращение суда присяжных вновь актуальна напутственная речь председательствующего в судебном заседании, адресованная присяжным и имеющая место перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату.

Как показывает сложившаяся к сегодняшнему дню практика, главными ораторами в суде выступают прокурор и адвокат.

Кроме того, после произнесения речей всеми участниками процесса каждый из них имеет право на реплику – еще одно выступление, предполагающее законченную композицию и представляющее собой не повтор сказанного, а нечто принципиально новое по существу дела: дополнительные аргументы, уточнение позиций и, возможно, измененную точку зрения относительно того или иного положения. Выступление с репликой также процессуально регламентировано – право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику (статья 292 УПК РФ).

Предмет же речи у каждого из судебных ораторов в той или иной конкретной ситуации, безусловно, единый – суть рассматриваемого дела. Итак, различие предмета речи в судебном заседании обусловлено спецификой преступления или правонарушения – уголовное или гражданское дело рассматривается в суде, а также судом какой инстанции – 1-ой или II-ой – ведется рассмотрение [1].

Безусловно, что в суде любой инстанции правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Полемика между прокурором и адвокатом есть самое эффективное средство установления истины по делу. Уточним: полемика вообще есть разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. В полемике, как и в споре, недопустимы некорректные приемы, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, в правосудии не допускается.

I. Inventio (лат. находка, изобретение) Нахождение, изобретение того, что сказать.
II. Dispositio (лат. расстановка, расположение) Упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного.
III. Elocutio (лат. выражение, речь, слог, стиль) Придание найденному словесной формы, украшение словами.
IV. Memoria (лат. память) Утверждение в памяти, запоминание.
V. Actio (лат. действие) Произнесение.

Остановимся на каждой части этого алгоритма, по которому не только создается текст речи, но и готовится выступление.

Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами, илитопами (от гр. topox. – место, общее место), учение о них – топикой. Топос – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения. Значение топоса зависит не только от предмета высказывания, но и от прагматического, психологического, этического и других смыслов. Будучи общепринятыми, топосы обладали убеждающей силой – отсюда и та значимость, которая придавалась составлению списков топов[4].

2) целое и части,

3) свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость),

4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства),

В зависимости от цели речи, ее содержания и условий ее произнесения (т. е. пафоса, логоса и этоса) в общественной практике сложилась традиция классифицировать публичную речь по родам и видам, где род характеризуется общностью предмета речи и ее ближайших целей (особенностями этоса и пафоса), а вид соответствует ее жанровой специфике (определяемой в первую очередь логосом). Еще Аристотель выделял три рода речей – совещательные, судебные и эпидейктические (или показательные, имеющие целью восхваление или порицание), акцентируя тем самым связь риторики с общественной жизнью.

Представим современную классификацию родов и видов публичной речи и заметим, что практика традиционно допускает сходство условий, задаваемых этосом и пафосом, а потому и грани между родами речи достаточно подвижны.

Социально-бытовое красноречие.К нему относятся юбилейная (или похвальная) речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; панегирик – речь, имеющая нежесткий план изложения и освещающая разные только положительные стороны личности; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, или тост, а также речь бытовая; надгробная (поминальная) речь. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное.

Церковно-богословское (или Духовное) красноречие– имеет богатейший опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Судебное красноречие – один из основных жанров ораторского искусства, распространенный в сфере юрисдикции и включающий такие виды, как обвинительная (прокурорская, общественно-обвинительная) и защитительная (адвокатская, общественно-защитительная, самозащитительная речь обвиняемого).

Роды красноречия

Способность грамотно и красиво говорить начала цениться еще с древних времен, и по сей день не теряет своей актуальности, а даже наоборот, искусство красноречия развивается наряду с современным миром. Навыки владения риторикой зародились во времена Древней Греции, с тех пор ораторское дело совершенствовалось, ведь со временем появлялись новые сферы коммуникации и, соответственно, рождались новые разновидности речей. В статье подробнее о них.

Роды красноречия, и какие виды к ним относятся

Все виды и роды красноречия можно разделить на две формы: диалогическую и монологическую. Диалог – это общение между собой двух и личностей, а монолог – это вещание одного человека, рассчитанное на множество слушателей, которые не вступают в общение с оратором. Большинством ученых выделено 5 основных родов красноречия:

  1. Социал-политическое. .
  2. Судебное.
  3. Социал-бытовое.
  4. Церковно-богословское.

Далее немного подробнее о них и их видах.

Роды красноречия

Социал-политическое красноречие

Один из самых древних родов ораторского искусства. Берет свое начало из античности, яркими представителями этой разновидности риторики того времени являются Сократ и Цицерон. Их политические речи до сих пор изучают на лекциях в высших учебных заведениях. В настоящее время социально-политическое красноречие встречаются на заседаниях правительства, общественных митингах, собраниях и советах местного самоуправления.

Этот большой род красноречия включает в себя такие виды, как:

  • Отчётные доклады собраний.
  • Доклады на политико-экономические и социально-политические тематики.
  • Политические и дипломатические речи.
  • Агитационная и митинговая речи.

Академическое красноречие

Этот жанр искусства грамотного слога, как ясно из названия, относится к научной тематике. Особое внимание уделяется глубокой аргументации, высоко логической культуре, сухому изложению темы с употреблением большого количества терминологии. Этот блок риторики разделён на три подвида:

  1. Академический. Включает в себя разного рода научные доклады, рефераты и другие информационные обзоры.
  2. Вузовский. Сюда относятся лекции преподавателей учебных заведений.
  3. Школьный. Разговоры с учениками и объяснение темы урока, в щадящей форме, понятной для школьников.

Академическое

Судебное красноречие

Это тоже один из древнейших крупных родов красноречия в риторике. Зародился и активно использовался ещё в Древней Греции, в наших краях начал развиваться с появлением судебной практики. Судебное красноречие характеризуется тем, что при составлении речи употребляются четкие выражения цели, без расплывчатости.

Присутствует умение воспользоваться навыками психологии и знания художественной литературы, ведь в судебном зале идёт упор на воздействие на заседателей. Это может быть как один человек, так и небольшая группа людей. Среди разновидностей выделяют следующие:

  • Обвинительные речи прокуроров или других уполномоченных лиц.
  • Защитное слово адвоката или другие формы оправдательных речей.
  • Монолог в защиту самого себя.

Социал-бытовое красноречие

Эта разновидность включает общение, связанное с социально-бытовыми ситуациями. Несет в себе отражение общественных коммуникаций, воплощает древние народные обычаи и традиции. Выражением этого рода ораторского искусства считается:

  1. Всевозможные застольные речи, так называемые тосты. Стоит отметить, что это проявления древнейшей языковой культуры, которые сохранились до наших дней и передаются следующему поколению.
  2. Слово, связанное, например, с вручением награды, поздравлениями с юбилеем, или же просто выражением похвалы собеседнику.
  3. Еще одной вековой традицией являются речи об усопшем.

Богословско-церковное красноречие

Здесь и так ясно, что свое начало этот род красивого слога берет из глубокой древности. Основой этого направления является проповедь, она пропитана верованиями в воплощение светлой и абсолютной истины. Однако стоит заметить, что церковные речи не лишают слушателей возможности задуматься над смыслом жизни. Проповеди устроены так, чтобы они могли влиять не на интеллект прихожан, а именно на их чувства и эмоциональные переживания.

Богословско-церковное

Как освоить ораторское искусство?

  • Полезно будет быть осведомленным, какая категория людей составляет основную массу аудитории, перед которой необходимо выступить. Зная, кто будет слушать речь, легче мысленно настроить направление слов. Например, задействовать молодежный сленг во время научного доклада будет уместно только в том случае, когда основная масса сидящих в зале – это молодые люди, не сильно разбирающиеся в науке. Люди с ученой степенью вряд ли положительно отреагируют на такой поступок.
  • Научиться импровизации. Это очень ценное умение, но бывает, что во время монолога волнение берет верх, и навыки импровизации играют с человеком злую шутку. Есть риск попасть в неловкое положение прямо на сцене. Чтобы этого избежать, рекомендуется составить схему своего выступления. Стоит обратить внимание, что имеется в виду не текст речи, а именно пошаговые этапы своего доклада. Составить план выступления – когда нужно сделать упор на основные моменты, выделить ключевые слова, вступить в диалог со слушателями. Наглядные материалы в виде схем, таблиц и графиков также положительно повлияют на выступление. И еще один совет – не забыть в конце своей речи повторить аудитории основную идею.
  • Очень длинное публичное выступление тяжело высидеть даже самому заинтересованному слушателю. Одной из тонкостей ораторского искусства является способность быть лаконичным, использовать короткие и понятные фразы, без ненужных и общих рассуждений.

Необходимо запомнить, что красноречием называют не только способность выражать мысли, но и умение грамотно и доступно делать это для публики, которая выступает слушателем. Нужно суметь развить в себе способность с помощью искусства речи заразить своей идеей другого человека, или даже группу людей, научиться влиять на их эмоции и разум.

Помощниками в этом деле выступают чёткий и звонкий голос и не зажатая мимика – с таким арсеналом шансы заинтересовать массы людей увеличиваются в несколько раз. Не стоит бояться осваивать это искусство – обладание грамотной речью всегда было и будет залогом воспитания, уважения и образованности.

Читайте также: