Креативное мышление функциональная грамотность pisa доклад

Обновлено: 05.07.2024

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

ВложениеРазмер
функциональная грамотность 18 КБ

Предварительный просмотр:

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним из основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. «Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому на уроках и внеклассных занятиях мы используем такие средства как игра, проекты, видеопутешествия, тексты, видеофильмы страноведческого характера. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции страны изучаемого языка. Просмотр видеофильмов вместе с комментариями учителя расширить информационное поле учащихся.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета.

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

• Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя
роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

  • Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционный доклад

Креативное мышление как важнейший компонент

функциональной грамотности

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Согласно А. А. Леонтьеву “функциональная грамотность” - “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

- креативное мышление

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.

В исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) — знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия (ситуативные) - лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах; страх.

Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.

Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания на разрешение проблем— социальных и научных.

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Тематическая модель. Представляет собой две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение социальных и межличностных проблем.

Компетентностная модель. Модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и совершенствование разнообразных и креативных идей, их оценку и отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.

Кратко хотелось бы остановиться на визуальном самовыражении.

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели:

1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает несколько различных визуальных объектов, разными способами комбинируя предоставленные формы;

2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;

3)совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией

4) оценка сильных и слабых сторон идей (учащийся может указать как улучшить например дизайн, предложенный другим учеником)

5) отбор креативных идей (учащийся ранжирует предложенные художественные дизайны, располагая их от наиболее до наименее креативного)

Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся.

Развитие и оценка креативного мышления, по мнению специалистов, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А. и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282–304.

Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

Любарт Т., Муширу К., Торджман С. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 206 с.

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.

Зачем предлагается начинать оценивать креативное мышление?

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение? Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше и общественное развитие, и развитие материальной и духовной культуры, и развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий [11; 6; 3]. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности [12]. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [1]. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности. Включение этого направления, по нашему мнению, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

Что мы будем понимать под креативным мышлением?

Вслед за концептуальными рамками, предложенными в исследовании PISA-2021 [8], под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (Комментарий 1) и эффективных (Комментарий 2) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (Комментарий 3) выражения воображения. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы [2]— знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия [5]. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Как может проявляться креативность?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических [10; 7]. Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания на разрешение проблем— социальных и научных. Модель креативного мышления, изучаемая в исследовании PISA, таким образом, охватывает внешние и внутренние факторы, влияющие на способность мыслить креативно, и способы проявления креативного мышления в учебном процессе. Схематически она изображена на Рис. 1. 7 Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе

Как строится модель оценки креативного мышления? Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Внутренние стимуляторы Знание предмета Навыки умственных действий Открытость Мотивация на выполнение задания Подходы в образовани и Климат в школе и классной комнате Разрешение проблем Получение нового знания Творческое выражение Внешние стимуляторы Достижения и прогресс Культурные нормы и ожидания Целеустремленность и уверенность в своих силах Сотрудничество

Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели: (1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать); (2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны; (3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, сопереживать потребностям отдельных социальных групп, а также выявлять и оценивать эти потребности; распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях используются следующие модели: (1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус; (2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; (3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений; (4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС

Креативное мышление Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения…

Креативное мышление Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения…

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Наличие ситуационной значимости контекста
Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Креативное мышление: понятие Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных…

Креативное мышление: понятие Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных…

Креативное мышление: понятие

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Модель оценки креативного мышления в исследовании

Модель оценки креативного мышления в исследовании

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области

письменное
или
устное

художественное или символическое

Получение нового знания/ Решение проблем

естественно-научные или математические

социальные или межличностные

Выдвижение и совершенствование идей

Выдвижение и совершенствование идей

Выдвижение и совершенствование идей

Оценка и отбор идей

Получение нового знания/решение проблем:
научных
социальных

Креативное мышление: модель оценки

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности. Первые результаты апробации

Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения
с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.

Иллюстрировать Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот

Иллюстрировать Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот

Как научить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

Читать, разговаривать и придумывать

Читать, разговаривать и придумывать
Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения.
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства с : спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.

Как научить креативному мышлению?

Сочини рассказ по ключевым словам.
Сочините историю, используя слова: "дедушка", "фотоальбом", "почта", "спички".

Играть Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей

Играть Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей

Играть
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.
Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.
В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Подбирать ассоциации
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?

Как научить креативному мышлению?


В данной статье рассматривается международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Также в статье представлены варианты применения типовых задач PISA на уроках информатики, актуальность обучения функциональной грамотности в школьном образовании, способы применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя. Уделяется внимание международному исследованию качества образования PISA в 2022 году в сфере ИКТ компетентностей, формируемых на уроках информатики.

Ключевые слова: исследование, типовые задачи, PISA, грамотность, информатика, функциональная грамотность, компьютерная грамотность.

С начала двухтысячных годов Российская Федерация принимает участие в международных программах исследования качества образования, в том числе и в PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).

В 2022 году в России пройдет очередной этап из международных исследований — PISA.

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

В XXI веке информационные и коммуникативные навыки наиболее актуальные. В соответствии с концепцией интеграции ИКТ в исследовании PISA-2022 предполагается, что школьник должен быть открытым, креативным, инициативным, мыслить критически, уметь искать, обрабатывать и пользоваться информацией, быть коммуникабельным.

Под компьютерной и информационной грамотностью подразумевают:

— Знание назначения и пользовательские свойства ведущих приборов ПК.

— Знание основных видов программного обеспечения (ПО).

— Знание пользовательских интерфейсов.

— Умение осуществлять поиск, хранение, обработку разных типов информации с использованием конкретного ПО.

— Умение осуществлять поиск информации, критически ее оценивать, сортировать и отсеивать ненужную, использовать ее и создавать новую.

— Умение ориентироваться в бесконечно изменяющемся мире новых технологий и огромного возрастания информации.

Это важно в наши дни, так как огромное множество профессий связано с пользованием вычислительной техники от самого банального ввода данных до разработки самых новых поколений технических и программных средств.

Данные умения нужны в динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии с каждым днем все глубже проникают в судьбу каждого человека. Это находит свое отражение и на занятиях, и в знакомстве с ПК, и в овладении методами работы с информацией, в развитии критического мышления, применении компьютерных технологий для решения заданий по различным дисциплинам.

Еще стоит подробно остановиться на экономической грамотности, которая предполагает:

— умение учащихся решать задачи с экономическими элементами;

— формирование у учащихся стремления активно принимать участие в экономической жизни Родины.

Также внимание на уроках информатики уделяется компьютерной графике и мультимедийным презентациям. Создание иллюстраций, редактирование изображений, создание презентации в картинности текстового и иллюстрированного материала дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, способствуют ранней профориентации творческих профессий.

Результаты проведенного тестирования становятся доступны в конце следующего года, так итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023 года.

Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь проводя подобные исследования, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет к чему стремиться [6].

Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, какое направление нужно расширить и углубить в школах [3].

Результаты PISA — это результаты владения новыми актуальными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, но и ключевыми умениями прогрессивного человека, от которых зависит окончательный результат, реализация креативного потенциала школьника и в полной мере взаимодействие с обществом.

Основные термины (генерируются автоматически): PISA, урок информатики, качество образования, Международная программа, умение, функциональная грамотность, школьник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Креативное мышление

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие ситуационной значимости контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения 2

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

  • Наличие ситуационной значимости контекста
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
  • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Креативное мышление Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Креативное мышление

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий. Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени), -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), - -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям) 2

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд

  • Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

  • -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
  • -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -
  • -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
  • -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или нового знания , и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения Креативное мышление: понятие 2

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или
  • нового знания , и/или
  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Креативное мышление: понятие

Факторы, влияющие на креативность внутренние (личностные) уверенность в своих силах знание предмета, любознательность доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности склонность к риску отсутствие боязни показаться странным и необычным отсутствие конформизма в действиях и мыслях развитое чувство юмора наличие богатого по содержанию подсознания любовь к фантазированию и построению планов на будущее нацеленность на достижение результата 2

Факторы, влияющие на креативность

внутренние (личностные)

  • уверенность в своих силах
  • знание предмета, любознательность
  • доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности
  • склонность к риску
  • отсутствие боязни показаться странным и необычным
  • отсутствие конформизма в действиях и мыслях
  • развитое чувство юмора
  • наличие богатого по содержанию подсознания
  • любовь к фантазированию и построению планов на будущее
  • нацеленность на достижение результата

 Как может проявляться креативность? Большая креативность (Big-C creativity). творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом Малая креативность (Little-C creativity) может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. 2

Как может проявляться креативность?

Большая креативность (Big-C creativity).

  • творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом

Малая креативность (Little-C creativity)

  • может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п.

Подходы к оценке креативного мышления Выбор заданий для оценки креативности направлен на: организацию мыслительных процессов определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область 2

Подходы к оценке креативного мышления

Выбор заданий для оценки креативности направлен на:

  • организацию мыслительных процессов
  • определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью
  • что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область

Подходы к оценке креативного мышления

Области творческих задач

  • область вербального выражения
  • область художественного выражения
  • область решения проблем (социальные, естественнонаучные, математические)

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области Креативное самовыражение письменное или устное художественное или символическое Получение нового знания/ Решение проблем естественно-научные или математические социальные или межличностные 2

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области

Креативное самовыражение

художественное или символическое

Получение нового знания/ Решение проблем

естественно-научные или математические

социальные или межличностные

Креативное мышление: модель оценки компетентностная модель тематическая модель Получение нового знания/решение проблем: научных социальных Креативное самовыражение: словесное визуальное Уточнение и совершенствование идей Отбор креативных идей Выдвижение разно-образных идей Выдвижение креативных идей Оценка сильных и слабых сторон идей Выдвижение и совершенствование идей Выдвижение и совершенствование идей

Креативное мышление: модель оценки

компетентностная модель

тематическая модель

Получение нового знания/решение проблем:

Уточнение и совершенствование идей

Отбор креативных идей

Выдвижение разно-образных идей

Выдвижение креативных идей

Оценка сильных и слабых сторон идей

Выдвижение и совершенствование идей

Выдвижение и совершенствование идей

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: тематическую модель , в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; компетентностную модель , определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

тематическую модель , в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

компетентностную модель , определяющую

мыслительные процессы, используемые при

Креативное мышление Примеры визуального самовыражения Компоненты компетентностной модели выдвижение разнообразных идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках выдвижение креативных идей, оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Креативное мышление Примеры визуального самовыражения

Компоненты компетентностной модели

  • выдвижение разнообразных идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках
  • выдвижение креативных идей, оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны
  • совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности.

Первые результаты апробации

Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся и 5-го, и 7-го классов

  • Результаты выполнения заданий и экспертные заключения говорят о том, что большинство заданий требуют некоторой доработки текстов заданий. Легенды и структура заданий в целом приемлемы. Многие задания, по мнению экспертов, интересны и полезны.

Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами :

  • сновизной концепцииоценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепциизаметнойнедооценкой возможностейучащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.
  • сновизной концепцииоценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
  • заметнойнедооценкой возможностейучащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.

Как научить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.

Сочини рассказ по ключевым словам.

Как научить креативному мышлению?

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.

Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

-исчезли все горы

-Земля была плоской и т.д.

Как научить креативному мышлению? Решать головоломки и ребусы Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника . (География) (Горизонт)

Как научить креативному мышлению?

Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника .

Как научить креативному мышлению? Подбирать ассоциации Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера. Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?

Использовать задачи ТРИЗ

Читайте также: