Коррупция в узбекистане доклад

Обновлено: 17.05.2024

Начальник центра Академии генеральной прокуратуры Бахадыр Исмаилов рассказал о ключевых причинах распространения взяточничества в системе образования республики, а также о тех мерах, которые предпринимаются для искоренения этого противоправного деяния.

Основной и самой сложной проблемой, ведущей к процветанию коррупции в системе образования республики, чиновник назвал устоявшиеся обычаи и менталитет самих людей, привыкших благодарить за те или иные услуги.

"Эта негативная традиция сложилась давно. Люди привыкли делать подношения, подарки различного рода, не считая это чем-то преступным. Выявить такие преступления не так просто из-за их латентного (скрытого) характера, ведь зачастую в "сделке" заинтересованы обе стороны - и тот, кто дает взятку, и тот кто получает. В этом отношении надо вести работу с населением и дать понять, что дача взятки - это такое же преступление, которое карается законом", — подчеркнул Исмаилов.

Еще одной причиной взяточничества в образовательных структурах он назвал неэффективные механизмы управления, а также значительный человеческий фактор.

"Электронная система приема в вузы, тестирование и аттестация с применением высоких технологий способствуют снижению коррупционных рисков", — добавил представитель прокуратуры.

По его словам, необходимо пропагандировать в обществе неприятие коррупции на всех уровнях, разъяснять и студентам, и преподавателям, что каждый из них несет прямую ответственность, если содействует этому противоправному действию.

Кроме того, добавил Исмаилов, важно менять в целом имидж Узбекистана, повышать позиции страны в международных рейтингах, в том числе по восприятию уровня коррупции.

Говоря о том, за какой срок можно коренным образом изменить ситуацию, Исмаилов заметил, что на постсоветском пространстве были положительные примеры, но в каждом конкретном случае подход может быть разным. Так, Грузия и Эстония сумели, по его словам, за 5-10 лет навести порядок в системе образования и внедрить мировые стандарты качества обучения.

Подробный комментарий эксперта слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан.

Коррупция в Узбекистане является серьёзной проблемой. Существуют законы, направленные на предотвращение коррупции, но их исполнение очень слабо. Низкий уровень судебного преследования коррумпированных должностных лиц является ещё одним фактором, способствующим разгулу коррупции в Узбекистане. Для непубличного должностного лица не является уголовным преступлением влиять на решение публичного должностного лица. Судебная система сталкивается с серьёзным функциональным дефицитом из-за ограниченности ресурсов и коррупции [1] .

В Узбекистане коррупция присутствует во многих уровнях общества и бизнеса. Это также одна из самых коррумпированных стран мира [2] , и среди факторов, способствующих этому, она обладает второй по величине экономикой в Центральной Азии, большими запасами природного газа и её географическим положением между соперничающими державами так называемой Второй холодной войны [3] .

В Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2017 год страна заняла 157-е место из 180 стран [4] .

В Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2020 год страна заняла 146-е место из 179 стран.

Взяточничество, кумовство и вымогательство широко распространены в государственном секторе Узбекистана [5] .

Содержание

Президентская власть

Президент Ислам Каримов

Даже после его смерти при исполнении служебных обязанностей, влияние Каримова оставалось достаточно твёрдым, чтобы позволить его избранному преемнику, премьер-министру Шавкату Мирзиёеву, быть исполняющим обязанности президента в ожидании дополнительных президентских выборов в вопиющем пренебрежении к Конституции, которая возлагает эту ответственность на Президента Сената.

Коррупционный скандал Гульнары Каримовой в сфере телекоммуникаций

Дочь президента, Гульнара Каримова, (как и сам президент) была связана с крупномасштабной коррупцией. [10] Уголовное расследование в Швейцарии, начатое в 2012 году, было сначала направлено против четырёх граждан Узбекистана, имевших связи с Каримовой. Двое из них были арестованы в том же году и освобождены под залог. [11] Также в 2012 году шведский телевизионный документальный фильм заявил, что шведская телекоммуникационная компания TeliaSonera AB заплатила 320 миллионов долларов Takilant (подставной компании из Гибралтара, предположительно связанной с Каримовой), в обмен на лицензии и частоты в Узбекистане. [12]

В январе 2013 года шведские следователи опубликовали новые документы, очевидно, показывающие, что TeliaSonera пыталась вести переговоры напрямую с Каримовой. [9] [13] В том же году США и голландские власти начали расследование дела Каримовой. [14]

В феврале 2014 года исполнительный директор TeliaSonera был вынужден уйти в отставку после того, как были обнаружены серьёзные провалы юридической экспертизы. В мае шведские СМИ обнародовали документы, в которых говорилось, что Каримова агрессивно продиктовала условия контракта с TeliaSonera и пригрозила ему препятствиями. Связанные с отмыванием денег расследования в Швейцарии и Швеции продолжались в течение всего года, и сотни миллионов долларов на счетах, связанных с делом, были заморожены властями. [9] [12]

Гульнара Каримова

В марте 2015 года Министерство юстиции попросило Швецию заморозить 30 миллионов долларов в фондах, находящихся в стокгольмском Nordea Bank. [17]

В отчёте за июль 2015 года указывалось, что власти США пытались конфисковать 300 миллионов долларов на банковских счетах в Ирландии, Люксембурге и Бельгии, утверждая, что эти средства были взятками, уплаченными Каримовой. [12] [18]

В августе 2015 года Радио Свобода сообщило, что власти Узбекистана арестовали девять подозреваемых в связи с расследованием, в том числе двух высших руководителей на заводе по розливу Кока-колы в Узбекистане, который ранее принадлежал Каримовой. [19]

Коррупция на выборах

Судебная система

Уголовная судебная система

Полиция

Государственная служба

Частная собственность

Судебная коррупция препятствует защите прав собственности. Деловой Антикоррупционный Портал сообщает, что государство регулярно экспроприирует частную собственность, предоставляя возможности для вымогательства и коррупции. [5]

Принудительный труд

Налоги

Считается, что коррупция широко распространена в налоговой администрации Узбекистана. Расплывчатое и неоднозначное налоговое законодательство допускает официальную коррупцию, часто в форме взяточничества и вымогательства за счёт иностранных компаний. Фирмы, участвующие в судебных спорах, подлежат аресту активов налоговиками, сообщает Антикоррупционный бизнес-портал. [5]

Таможня

Таможенный сектор Узбекистана изобилует коррупцией. Сообщается, что сотрудники таможни и пограничники берут взятки у контрабандистов, в результате чего количество контрабанды ежегодно увеличивается. [5]

Ташкентские таможенные аресты

Государственные закупки

Коррупция широко распространена в секторе государственных закупок, который характеризуется широко распространённым конфликтом интересов, отсутствием прозрачности и вымогательством взяток в обмен на государственные контракты. Сообщается об отсутствии прозрачности по проведении торгов по контрактам от правительства. [5]

Громкий антикоррупционный процесс на закате СССР, в результате которого в тюрьме оказались высокопоставленные чиновники.

Изобретение пороха. А при чём тут хлопок?

3.jpg

Почему возникла потребность в таком огромном количестве сырья? Дело в том, что хлопок использовался не только в текстильной промышленности, но и для производства так называемого бездымного пороха. Хлопковое волокно, обработанное азотной кислотой, превращалось в нитроцеллюлозу — горючее вещество. На первых порах из нитроцеллюлозы делали пластик, в том числе широко распространённый целлулоид (его горючие свойства хорошо известны — целлулоид сгорает практически дотла и быстро). Второе важнейшее направление использования горючей целлюлозы — производство бездымного пороха. Причём этот порох был нужен не только для огнестрельного оружия, но и в качестве составляющей топлива в ракетных установках. Так что потребности военной промышленности в хлопке только росли.

Планы на год: 6 млн тонн хлопка

Промышленность требовала всё больше и больше хлопка, план, который ставился перед республикой, становился всё выше и достигал 6 млн тонн в год — цифра нереальная. Если только… не начать делать хлопок буквально из воздуха. Первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов пытался, принимая на себя повышенные, а вернее, завышенные обязательства, объяснить, что подобные цифры недостижимы. Но против установленного плана возражать было невозможно.

Шараф Рашидов

Следствие вели Гдлян и Иванов

В уже упомянутой книге Гдлян и Иванов указывают точную дату, когда было положено начало одному из самых громких коррупционных процессов. 27 апреля 1983 года за взятку в размере 1000 рублей был задержан с поличным начальник ОБХСС УВД Бухарского областного исполкома Ахат Музаффаров. Желая как-то облегчить свою участь, он начал активно давать показания. Также в числе первых был задержан директор Бухарского горпромторга Шоды Кудратов. Оценить масштаб хищений можно по изъятому у последнего — более 500 000 рублей наличными, ювелирные изделия, золотые монеты — всего на сумму более 4 миллионов. И он был отнюдь не самым крупным фигурантом этого дела.

5 копия.jpg

И дело в итоге обрело невероятный размах. Начавшееся с двух задержаний расследование вела группа в общей сложности из 200 человек, руководил которыми следователь по особо важным делам Прокуратуры СССР Тельман Гдлян. В течение 1984−1989 годов группа рассмотрела более 800 уголовных дел, 600 человек из привлечённых к ответственности занимали руководящие посты. Считается, что одним из основных виновников сложившейся ситуации был Рашидов, который умер в октябре 1983 года. В результате министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана Вахабджан Усманов и начальник ОБХСС Бухарской области Музаффаров были приговорены к расстрелу, остальные — к различным срокам заключения.

Тельман Гдлян и Николай Иванов

Тельман Гдлян и Николай Иванов Источник: Wikimedia Commons

Юрий Чурбанов — самый известный обвиняемый

7.jpg

Эксперт перечислил корреспонденту Podrobno.uz 10 простых шагов, как Узбекистан в лице созданной новой антикоррупционной структуры, может быстро улучшить положение в этой сфере.

Как это осуществить?

1. Агентство должно предложить или даже потребовать разработать закон или указ президента об обязательствах каждого госчиновника и руководителя, включая даже самого президента, по:

– недопуску родственников и друзей к власти или к имуществу государства

– невмешательству родственников и друзей чиновников в государственные дела, в процесс распределения национальных ресурсов страны

– увольнению всех родственников и друзей чиновников из государственных структур

2. Сотрудничество с независимыми журналистами. Публикация фактов о связях высших чиновников с криминалом, мафией, максимальное раскрытие схем, как чиновники наживались, воровали и распределяли государственные народные средства среди "своих".

3. Сотрудничество с правоохранительными органами других стран и иностранными журналистами по выявлению капиталов узбекских коррупционеров за рубежом.

4. Агентству необходимо создать свою сильную команду честных, лояльных и непродажных сотрудников. Борьба с коррупцией – это работа дерзких, смелых, отчаянных, самоотверженных людей. То есть состав агентства должен быть новым, без привлечения людей из других госструктур.

5. Глава агентства должен воспитывать в себе качество независимости в политических взглядах, а главное – автономного лидера, честного и непродажного. Тогда народ начнёт больше верить ему, а через его действия правительству, почувствует настоящую власть справедливости.

6. Работать сообща, информировать граждан обо всем что происходит в стране. Сотрудничать больше с гражданским сектором, чем с госчиновниками.

7. Разработать народный виртуальный bot, или объявить тендер на разработку онлайн программы, где будет формироваться список коррупционных фактов и коррупционеров поименно.

Также необходимо создать Uzbek Corruption Network Map – своеобразный электронный стенд, где агентство будет прозрачно публиковать отчёты, что происходит в стране касательно борьбы с коррупцией. Здесь будут отображаться все жалобы с географической привязкой и степень их решения.

Главное, чтобы этот электронный ресурс был всенародным, то есть Агентство учредит, разработает и будет использовать его информацию. Однако оно не будет владеть им, лишь управлять его работой. Также следует обязать новую структуру ни в коем случае не передавать информацию о заявителях и лицах, сообщающих факты коррупции, третьим лицам.

Важно, чтобы агентство наладило четкие механизмы конфиденциальности и анонимности узбекистанцев, которые будут готовы рассказать о фактах коррупции.

Появление подобного стенда, где личности подтвержденных коррупционеров будут выставляться на всеобщее обозрение, позволит перевести борьбу на другой уровень. Ведь у многих наших чиновников нет страха попасть в тюрьму, так как они могут откупиться, однако теперь все их знакомые, родственники и друзья, да и вообще все общественность, будут знать, что этот человек – вор.

8. Агентство – это совесть и глаза народа, поэтому каждый руководитель и чиновник должен отчитываться перед ним и народом, куда тратил и как использовал деньги, выделенные государством. Все должно быть максимально прозрачно, конкретно, а не в теории. Все отчеты необходимо выкладывать на электронный стенд.

Новая структура также должна готовить аналитические материалы и рекомендации по коррупции и теневым процессам в стране, пусть этим также занимаются научные центры, совместно с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при президенте.

9. Необходимо ежемесячно проводить хотя бы один брифинг о проделанной работе.

10. Я призываю наших граждан всячески оказывать содействие и поддержку молодой команде Антикоррупционного агентства, участвовать и наблюдать за его работой, имея свой критический взгляд на все что происходит.

Читайте также: