Коррупция в пфр доклад

Обновлено: 02.05.2024

ПОЧЕТНЫЙ РАДИСТ, ПОЛКОВНИК

Ранее утверждалось, что Иванов, совмещающий сегодня руководящие посты в десятке IT-компаний, может лишиться своей должности в ПФР. По крайней мере, с конца прошлого года он якобы остался без основных функций, которые перекочевали к другому замглавы фонда — Николаю Козлову. Накануне своего задержания Алексей Михайлович якобы даже написал заявление на уход из ПФР — его должность в фонде стала почти номинальной.

Кирилл Кабанов — председатель национального антикоррупционного комитета, член президентского совета по правам человека:

— Я думаю, следователи проследят цепочку компаний-исполнителей, а также подчиненных, которые формировали технические задания. Ведь зачастую уже в них заложена коррупционная составляющая. Думаю, появятся также вопросы к господину Дроздову: я не верю, что он был не в курсе происходящего.

Подобная практика существует уже давно, айтишная тема находится в стадии очень высоких коррупционных рисков. Эта поляна отработана таким образом, что очень сложно оценить результаты в реальности, ведь большая часть приходится на творческую деятельность. Во-вторых, отлажен механизм поставок железа, когда оно покупается с большим дисконтом, а продается за огромные деньги, естественно, бюджетные.

Это наиболее коррупционная сфера закупок, откаты здесь могут доходить до 70%. Она закрыта, на ней выступают одни и те же игроки. К тому же данная область всегда была благодатной для чиновников, которые в случае чего могли сказать: мол, мы же не айтишники, не разбираемся в этом, нам сказали — мы заплатили. И зачастую подобное позволяет уходить от ответственности, правда, не всегда.

У нас имелись дела по Росреестру о хищении миллиардов на этой теме, недавно были материалы, связанные с закупками в МВД, — данная сфера емкая. На сегодняшний день наибольшее количество средств выделяется на цифровую экономику, и она будет находиться в ситуации коррупционного риска.

Сейчас речь идет о нескольких миллионах, я так понимаю, это уже доказанные суммы, в дальнейшем, думаю, они значительно вырастут. Если копать всю историю внутренних трат пенсионного фонда, то можно, наверное, дойти и до масштаба дел Михаила Абызова и Арашуковых.

У россиян уже давно возникают вопросы к пенсионному фонду и пенсионной реформе, и, безусловно, данное дело не добавит ПФР доверия и популярности. Это очередной камень в огород системы государственного управления.

Я надеюсь, что антикоррупционная чистка в пенсионном фонде произойдет, тем более что там уже давно пора провести масштабное кадровое реформирование.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— А дело Дмитрия Захарченко к кому-то привело? Мы же понимаем, что он не для себя эти деньги хранил… А дело Евгении Васильевой? К символическому наказанию и возвращению ей китайской бижутерии, хотя, по первоначальным данным, изымали золотые драгоценности. К чему приведет дело господина Иванова? Может быть, он сядет, а может, и нет. Я напомню, что у нас в 2012 году был посажен весь пенсионный фонд от бухгалтера до председателя. И что, это что-то изменило? Нет. И пенсионную реформу не остановило, а может, даже и ускорило, потому что борьба с коррупцией и с коррупционерами — это совершенно разные вещи. Нужно менять правила, которые порождают коррупцию почти в каждой точке госаппарата. А наказывать людей, которые были посажены на должность… Я вполне допускаю, что их назначают с условием, что они на данном посту должны собрать определенную сумму взяток, иначе не утвердят. Ну поймаете вы этого человека, который ворует, ну посадите его. Придет следующий, который должен будет собрать еще бо́льшую сумму — за себя и за того парня, который не справился с задачей. Это моя гипотеза.

Я допускаю, что какое-то время в ПФР от страха не будут воровать совсем или меньше. Может, там честные люди и вообще никто не крал. Пять лет вашей жизни у вас забрал не пенсионный фонд. Он не разрабатывает пенсионную реформу, а выполняет решения правительства. Так какая разница, воруют там или нет, когда госбюджет лопается от денег, неиспользованный остаток средств на 1 июня — более 12 триллионов рублей. Этого хватит на всех пенсионеров и на то, чтобы страну на ноги поставить. Но деньги принципиально не расходуются ни на что полезное для России. Что они лежат без дела, что их украли — разницы нет: все равно людям не достанутся. А получит ли господин Иванов и его неведомые покровители — вопрос интересный, но к реальной жизни отношения не имеющий. На жизнь пенсионеров влияние он не окажет.

Можно было бы говорить, что воровство в пенсионном фонде — это отнимание денег у пенсионеров, если у государства правда не имелось бы средств. Но у него они есть. Это то же самое, что говорить: у меня в левом кармане денег нет, а в правом лежит миллион долларов, но я вам их не дам, потому что достаю только из левого.

После дела Иванова люди, конечно, испытают радость, что какого-то коррупционера наказали. Даже если этот человек не коррупционер, граждане поддержат его посадку по классовому соображению: он представитель чиновничьего класса, который повседневно демонстрирует презрение по отношению к россиянам. Воровство в РФ является наиболее рентабельным видом бизнеса. Ну хорошо, вас закроют, посидите вы несколько лет, все равно заработаете на два порядка больше, чем могли бы честным путем. А деньги вам отдадут — как это было с делом Алексея Улюкаева.

Юрий Макеев — начальник экспертного управления федерального комитета по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти:

— Обязательно и однозначно: это дело должно привести следователей к иным лицам. Крупные финансовые суммы, которые по фиктивным договорам обналичивались через аффилированные структуры, в которых раньше работал Иванов, не могут проходить без ведома и участия его непосредственных руководителей.

Пенсионный фонд славен периодическими скандалами. А IT — это как раз та сфера, где очень сложно проконтролировать и объем, и качество выполняемых работ, то есть создание программного обеспечения. Поэтому, я уверен, если следствие будет объективным, то обязательно приведет к руководству ПФР.

Дело Иванова говорит о разграблении народных финансовых средств — и ничего более. Россиянам постоянно рассказывают, что средств не хватает, что все должны дольше работать, а тут они видят, как деньги фактически нагло разворовываются. Конечно, данное дело ухудшит отношение граждан и к пенсионной реформе, и к пенсионному фонду. Людям становится ясно, что это воровская мошенническая структура, с которой почему-то высшее руководство страны пока ничего делать не собирается, насколько я понимаю.

Антикоррупционная чистка в пенсионном фонде должна была произойти уже давно. Почему она до сих пор не случилась — не знаю. Насколько сейчас будет чиститься ПФР? Я думаю, чистка произойдет на уровне ротации кадров. Поставят других, которые будут делать то же самое, а по сути ничего не изменится.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Вы прекрасно понимаете, что спецслужбы ведут разработку значительного количества чиновников. Системная борьба с коррупцией подразумевает, что берут кустами. Одновременно с Ивановым произошло задержание таможенных сотрудников в Домодедово и Внуково. Это говорит о том, что разработка ведется довольно давно и следует ожидать арестов не только в пенсионном фонде, но и в компаниях, которые с ним работали. Хотя сейчас некорректно комментировать ход следствия. От дела Улюкаева нынешнее отличается тем, что будут задержаны все участники схемы — целый куст коррупционеров.

Пенсионный фонд не пинал только ленивый. Разве кого-то устраивает нынешняя пенсионная система? Нет? Траты ПФР на представительские расходы, офисы, зарплату себе… Тут выяснилось, что Дроздов, оказывается, миллиардер. Конечно, задержание резонансное и общество хотело бы продолжения банкета, потому что то, что мы видим, неприемлемо.

Содержание

Завершено расследование дела о коррупции в ПФР, менеджеры ИТ-компаний, дававшие взятки, отпущены

Адвокат одного из участников дела подтвердил TAdviser, что расследование завершено. При этом отметил, что пока дата суда не назначена. Сейчас все стороны должны приступить к изучению материалов дела, это может занять несколько месяцев. Как долго продлится изучение материалов будет зависеть от того, сколько в деле томов.

В то же время, первые участники дела, которые начали сотрудничать со следствием – бывший первый замглавы ПФР Алексей Иванов и экс-директор департамента по работе с госструктурами Алексей Копейкин, – уже осуждены на 4 года колонии строгого режима и начали отбывать свой срок.

В СИЗО с октября 2020 года находятся бывший глава департамента организации госуслуг ПФР Евгений Турчак, экс-глава департамента по осуществлению закупок ПФР Александр Руднев, начальник департамента информационных технологий ПФР Дмитрий Кузнецов, начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубен Эфианджян, руководитель департамента по обеспечению информационной безопасности ПФР Евгений Никитин и глава Межрегионального информационного центра ПФР Константин Янкин.

Участникам дела о взятках в ИТ-блоке ПФР продлили содержание в СИЗО до апреля 2022 года

23 декабря Мосгорсуд продлил содержание под стражей для участников дела о взятках в ПФР. Экс-начальник департамента по осуществлению закупок ПФР Александр Руднев, бывший начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубен Энфиаджян, бывший начальник департамента по обеспечению ИБ в ПФР Евгений Никитин, а также экс-начальник департамента организации предоставления госуслуг и цифрового развития Евгений Турчак останутся в СИЗО до апреля. Об этом TAdviser рассказал адвокат Рубена Энфиаджяна.

По словам адвоката, слушание растянулось на два дня, хотя уже в первый день стало ясно, что смягчения условий содержания не будет. В апреле заканчивается максимально допустимый срок содержания в СИЗО, где подсудимые находятся уже более года. В соответствии с законодательством, защита намерена в трехдневный срок обжаловать приговор и подать апелляцию.

Также 23 декабря также было продлено содержание в СИЗО бывшему начальнику департамента ИТ ПФР Дмитрию Кузнецову и экс-начальнику Межрегионального информационного центра ПФР Константину Янкину, дела которых рассматривается отдельно. Об этом TAdviser сообщили в пресс-службе Мосгорсуда.

В Лефортовском суде сообщили TAdviser, что Иванов был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на 3 года.



Копейкина суд признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере). Ему также назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на 3 года.



По данным базы судов Москвы, защита Алексея Иванова и Алексея Копейкина подала апелляционные жалобы на эти решения Лефортовского суда.

УК РФ предписывает засчитывать время нахождения лица под домашним арестом и под стражей до судебного разбирательства в срок лишения свободы. За исключением отдельных категорий осужденных, например, при особо опасном рецидиве преступлений, нахождение в СИЗО до суда засчитывается из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима. А два дня нахождения под домашним арестом считаются за один день содержания под стражей или лишения свободы.

Таким образом, по подсчетам TAdviser, с учетом сроков, уже проведенных в СИЗО и под домашним арестом, Алексею Иванову предстоит провести в колонии около 2 лет и 6 мес., а Алексею Копейкину – около 2 лет и 8,5 мес.

Максимальные сроки, которые могут быть назначены судом по вменяемым Иванову и Копейкину статьям, согласно УК РФ, составляют до 15 лет лишения свободы. Также по этим статьям могли быть назначены крупные штрафы.

Обвиняемые по уголовному делу о коррупции в ПФР жалуются на медленное расследование

Трое обвиняемых по делу о взятках в ПФР – бывший начальник департамента по осуществлению закупок ПФР Александр Руднев, бывший начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубен Энфиаджян, бывший начальник департамента по обеспечению ИБ в ПФР Евгений Никитин – и их адвокаты на рассмотрении апелляции в Мосгорсуде указали на то, что следственные действия в отношении них затягиваются. Это следует из опубликованного в августе 2021 года постановления Мосгорсуда по итогам рассмотрения коллективной апелляции о смягчении меры пресечения четырем фигурантам дела о взятках в ПФР [4] .

Помимо Руднева и Энфиаджяна на том же заседании рассматривалась апелляция экс-начальника департамента организации предоставления госуслуг и цифрового развития Евгения Турчака.

Все четверо с октября 2020 года находятся в СИЗО, пока идет следствие по делу, в котором они проходят обвиняемыми по статье о получении взятки. Сроки содержания обвиняемых под стражей неоднократно продлевались по ходатайству следствия, и они не понимают, почему их до сих пор не отпускают, например, под домашний арест.



Адвокат Евгения Никитина считает, что следствие ведется с волокитой: он утверждает, что его подзащитный не был допрошен с предъявления ему обвинения в октябре 2020 года и до момента рассмотрения жалобы в июле 2021 года. На заседании он заявил, что Никитину была продлена мера пресечения в виде заключения под стражу исключительно из-за тяжести вменяемого преступления, что считает незаконным.

Также защитник Никитина заявил в апелляционной жалобе, что суд в постановлении о продлении под стражей никак не проанализировал фактическую возможность избрания его подзащитному более мягкой меры пресечения, не указал, почему в отношении лица нельзя избрать более мягкую меру пресечения, в частности, домашний арест.

Александр Руднев в своей апелляционной жалобе отмечает, что он содержится под стражей уже более 6 месяцев, следствием не совершено ни одного следственного действия, связанного с расследованием уголовного дела. А суд, удовлетворяя ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей, не исследовал фактические обстоятельства дела, и в ходатайстве следователя не указано ни одного конкретного следственного действия, которое должно быть осуществлено следствием в указанный срок, утверждает Руднев.

Мосгорсуд, тем не менее, не увидел оснований для изменения меры пресечения обвиняемым. Последнее продление срока их содержания в СИЗО было обозначено октябрем 2021 года.

Экс-руководители ИТ-подразделений ПФР проведут год под стражей, ожидая завершения следствия

В июле 2021 года Евгению Турчаку и проходящим с ним по одному уголовному делу еще пяти фигурантам – Александру Рудневу, Дмитрию Кузнецову, Евгению Никитину, Константину Янкину и Рубену Энфиаджяну – продлили срок содержания в СИЗО до 1 октября. Об этом TAdviser сообщили в Басманном суде Москвы.

Если адвокатам обвиняемых не удастся вызволить своих подзащитных из-под стражи, к октябрю они совокупно проведут в СИЗО почти год, пока идёт следствие.

Попытки оспорить решения суда о заключении фигурантов дела под стражу уже предпринимались, но пока не увенчались успехом. Одна из них – со стороны адвокатов Кузнецова и Янкина – имела место в апреле. В апелляционном постановлении Мосгорсуда, который рассматривал жалобу, опубликованном в базе судов Москвы, изложены обезличенные позиции адвокатов [5] . Защита считает содержание Кузнецова и Янкина в СИЗО несправедливым в том числе потому, что они признали свою вину, в отличие от некоторых других обвиняемых по тому же делу.

В Мосгорсуде, однако, уверены, что оснований для выводов о неэффективности предварительного расследования и наличии грубой волокиты в расследовании нет, учитывая, что требуется проведение большого объема следственных и процессуальных действий, включая анализ большого количества документов, допрос большого количества лиц и значительного количества участников уголовного судопроизводства. Расследование этого уголовного дела представляет собой особую сложность.

Также, полагают в Мосгорсуде, следствие учло, что основания для содержания Дмитрия Кузнецова и Константина Янкина в СИЗО не изменились и не отпали, поскольку они обвиняются в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет. В связи с этим, а также с учетом данных о личности обвиняемых, по-прежнему имеются основания полагать, что, находясь на свободе, они могут скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, иным образом воспрепятствовать производству по делу, говорится в постановлении Мосгорсуда.

Продление СИЗО экс-руководителям ИТ-подразделений Пенсионного фонда

Басманный суд Москвы продлил сроки содержания под стражей на 3 месяца, до 9 апреля 2021 года, шести фигурантам уголовного дела:

  • экс-начальнику департамента организации предоставления госуслуг ПФР Евгению Турчаку,
  • бывшему начальнику департамента ИТ ПФР Дмитрию Кузнецову,
  • бывшему начальнику департамента по обеспечению информационной безопасности ПФР Евгению Никитину,
  • экс-начальнику департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубену Энфиаджяну,
  • начальнику Межрегионального информационного центра ПФРКонстантину Янкину,
  • начальнику департамента по осуществлению закупок в Пенсионном фонде России (ПФР) Александру Рудневу.

Это TAdviser сообщили в Басманном суде в январе 2021-го. Все указанные лица находятся в СИЗО, пока идет следствие по делу. С учетом продления получается, что совокупно они проведут в СИЗО не менее 6 месяцев.

Басманный суд исследовал соответствующие материалы, дал им надлежащую оценку, следовательно, обоснованность причастности обвиняемого к совершению инкриминируемого ему преступления судом первой инстанции была проверена, указана позиция апелляционной инстанции.

Также суд апелляционной инстанции отметил, что он не вправе разрешать вопросы о наличии в действиях обвиняемого состава того или иного инкриминируемого преступления, доказанности вины: эти вопросы разрешаются судом первой инстанции при рассмотрении уголовного дела по существу. Оно состоится после того, как завершится следствие по делу.

По другим фигурантам текстовых документов в базе судов не опубликовано по состоянию на середину января 2021 года.

Новыми фигурантами дела стали ключевые ИТ-руководители ПФР

С начала октября ряд экс-руководителей и два на тот момент действующих руководителя из ПФР находятся в СИЗО, рассказали TAdviser два источника, знакомых с ходом следствия. В частности:

  • бывший начальник департамента информационных технологий ПФР Дмитрий Кузнецов,
  • бывший начальник департамента по обеспечению информационной безопасности ПФР Евгений Никитин,
  • бывший начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубен Энфиаджян,
  • начальник Межрегионального информационного центра ПФР Константин Янкин,
  • начальник департамента по осуществлению закупок ПФР Александр Руднев,
  • экс-начальник департамента организации предоставления государственных услуг ПФР Евгений Турчак. 2 октября 2020 года Евгению Турчаку была определена мера пресечения в виде заключения под стражу до 1 декабря 2020 года, сообщили TAdviser в пресс-службе Басманного суда. На тот же срок по тому же делу в СИЗО были отправлены и остальные фигуранты.

Адвокат Ананьева: в постановлении СК нет доказательств его причастности к делу о взятках

6 октября 2020 года адвокат бывшего совладельца Промсвязьбанка Алексея Ананьева Алексей Кирсанов сообщил TAdviser о том, что, изучив поступившее от Следственного комитета постановление о возбуждении уголовного дела, не нашёл в нем никаких доказательств причастности к делу Ананьева.

Алексей Ананьев находится не в России и, насколько известно адвокату, в ближайшее время не собирается возвращаться в страну.

Алексея Ананьева подозревают в даче взяток сотрудникам ПФР

5 октября 2020 года стало известно о возбужденном Следственным комитетом России деле в отношении Алексея Ананьева. Его подозревают в даче взяток Пенсионному фонду России (ПФР) в обмен на покровительство при заключении госконтрактов. Подробнее здесь.

Перевод под домашний арест Алексея Иванова

Басманный суд города Москвы перевел из следственного изолятора под домашний арест до 9 июля 2020 года бывшего зампреда правления Пенсионного фонда РФ Алексея Иванова. Об этом сообщил "Интерфакс" 5 июня 2020 года со ссылкой на пресс-службу суда [6] . Подробнее здесь.

Перевод под домашний арест Алексея Копейкина

В конце декабря 2019 года Могорсуд удовлетворил апелляционную жалобу защиты Алексея Копейкина на постановление Басманного суда, вынесенное в том же месяце, о продлении содержания его в СИЗО до 9 марта 2020-го. Из постановления, опубликованного в базе судов Москвы, следует, что Копейкин будет находиться под домашним арестом, пока идет следствие. Подробнее здесь.

Признание вины и заявление об отставке Алексея Иванова

12 июля стало известно о том, что Алексей Иванов признал свою вину и подал в отставку с поста замглавы Пенсионного фонда. Об этом TAdviser рассказал ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Иван Мельников.

Агентство ТАСС позднее сообщило, что Иванов признал вину в получении взятки за покровительство компании "Техносерв" в размере 4,4 млн рублей. Об этом 12 июля в Басманном суде Москвы сообщил следователь.

Представитель Генпрокуратуры Сергей Демидов сообщил, что сразу после задержания Алексей Иванов оформил явку с повинной, раскрыл механизм совершенных преступлений, изобличив как самого себя, так и иных лиц, участвовавших в коррупционной схеме, сообщила газета "Коммерсантъ" [7] .

Задержание замглавы ПФР Алексея Иванова

10 июля 2019 года заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов был задержан сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в получении взятки (ст. 290 УК РФ), сообщили TAdviser два источника. По словам одного из них, задержанию предшествовала выемка документов в ПФР, а также в офисах его ИТ-подрядчиков - в компаниях "Техносерв" и "Редсис". Подробнее здесь.

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Решение проблем дефицита бюджета ПФ РФ

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

— отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

— обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

— лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

— обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

— применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

— начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

Решение проблем информационного обеспечения и взаимодействия ПФРФ с другими ведомствами

Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР.

Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

Решение проблем коррупции в ПФ РФ

Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

— контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

— разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

— совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные).

После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

— пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

— на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

— бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

— система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.


Турских Елена Сергеевна
Магистрант,
(Челябинский государственный университет)

Научный руководитель: Сабитов Рашид Акремович,
доктор юридических наук, профессор
(Челябинский государственный университет)

Одной из самой коррумпированной в России можно назвать сферу распределения бюджетных средств. Здесь обращают на себя внимание государственные внебюджетные фонды, с поддержкой которых правительство реализует финансовую деятельность, распределяет и использует средства, нацеленные на решение государственных задач.

В соответствии со ст. 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации одним из внебюджетных фондов РФ является Пенсионный фонд России. Это организация через которую проходят огромные финансовые потоки. Безусловно, коррупция в органах, отвечающих за социальное обеспечение наименее защищенных слоев граждан, — совершенно недопустимое явление. Следует отметить, что для полноценного осуществления внебюджетным фондом своих полномочий необходим постоянный надзор за деятельностью всех его подразделений, в том числе территориальных управлений ПФР.

В исследовании установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда проявляются в таких направлениях деятельности как: разделение бюджетных субсидий; инвестирование средств страховых взносов и предоставление в управление средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии; установление и выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат; осуществление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал); материально-техническое обеспечение территориальных управлений; организация и принятие кадровых решений.

Установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда характеризуются такими признаками как: общественная опасность и антисоциальность; наличие различных уровней проявления; латентностью; запрещенностью уголовным, административным и иными отраслями законодательства под страхом дисциплинарного взыскания; использованием служебных полномочий, не в соответствии с их действительным целевым предназначением; получением с той или иной периодичностью вознаграждения.

Одной из значимой мер противодействия коррупции является планирование антикоррупционной деятельности. Планирование антикоррупционной деятельности носит универсальный характер, поскольку оно охватывает все уровни власти, а также государственные, муниципальные и негосударственные организации. С помощью планов и программ противодействия коррупции осуществляются мероприятия экономической, политической, социальной, правовой, идеологической направленности.

С 2009 года Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаться планы противодействия коррупции, которые предусматривают мероприятия по законодательному обеспечению противодействию коррупции в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных управлений, мероприятия по усовершенствованию управления в целях предупреждения коррупции, мероприятия по усовершенствованию профессионального уровня сотрудников и правовому просвещению.

Данные о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в форме справки ежегодно, до 30 апреля года, следующего отчетным, которая утверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ. Данные сведения представляются в кадровую службу территориального управления Пенсионного Фонда РФ.

В случае непредставления либо представления заведомо ложных сведений о доходах и расходах работник территориального управления Пенсионного Фонда РФ будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Так же сотрудник территориального органа Пенсионного Фонда должен осуществлять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, неисполнение таковой служит основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания. Работник РФР так же должен уведомлять нанимателя (работодателем) и своего непосредственного руководителя о возникающем конфликте интересов либо о возможности его возникновения, как только ему станет о нем известно.

Уведомление о образовавшемся конфликте интересов либо о возможности его возникновения оформляется работником в письменном виде и в свободной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр уведомления в течение одного рабочего дня подлежит обязательной регистрации в специальном журнале для регистрации уведомлений о возникшем конфликте, который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью. Второй экземпляр сотрудник ПФР оставляет у себя. По результатам рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение, которое затем представляется в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В диссертационном исследовании предлагается следующие предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России:

— сделать упор на выявлении, пресечении и раскрытии верхушечной, элитарной коррупции. Отмечается, что в борьбе с взяточничеством много имитации, поскольку к уголовной ответственности за получение взятки в основном привлекаются сотрудники среднего звена;

— создать в территориальных управлениях Пенсионного Фонда результативную систему противодействия коррупции: конкурсное замещение должностей в управленческом аппарате; ежегодная сдача экзаменов; ежегодные аттестации; проверку сведений работников в территориальных органах, особенно при поступлении на работу, касающихся их участия в управленческой деятельности; представление доходов, имущественного положения и расходов не только членов семей, но и иных родственников либо доверенных лиц;

— осуществить запретить принимать на работу родственников и свойственников управленческого аппарата в территориальные органы Пенсионного Фонда. Совместная работа родственников и свойственников в территориальных органах Пенсионного Фонда при их непосредственной подчиненности либо подконтрольности должна быть запрещена для избежания потенциально возможных коррупционных действий;

— запретить обращения гражданина за назначением выплат (пенсия, федеральная социальная доплата, материнский капитал и другие выплаты) в то структурное подразделение Пенсионного Фонда, в котором осуществляют работу его близкие родственники, для исключения коррупционных преступлений;

— антикоррупционный мониторинг сделать неотъемлемым направлением как одной из значимых мер противодействия коррупции. Антикоррупционный мониторинг позволит оценить общий уровень коррупции, выявить уязвимые места, в которых коррупция наиболее высока. Он поможет фиксировать результаты применяемых антикоррупционных мер, что даст возможность оперативно корректировать проводимые мероприятия, исключить приспособление коррупции к изменяющимся условиям. Показатели мониторинга позволят характеризовать активность и успешность применения территориальными органами Пенсионного Фонда антикоррупционной политики тех либо иных антикоррупционных инструментов.

Таким образом в исследовании осуществлен комплексный анализ современной системы противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России и ее особенностей. Так же сформулированы предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России, которые могут быть применены при развитии совершенствования концепции противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России.

Читайте также: