Корпоративная этика банковского сотрудника доклад

Обновлено: 02.07.2024

Каждый работник как представитель Банка своим поведением поддерживает его репутацию и престиж. Мы помним, что наши действия и поступки воспринимаются как действия и поступки Банка.

Каждый из нас уважает свою профессию и в полной мере осознает и гордится тем, что наш Банк является:

Успешным Банком, который динамично развивается.

Конкурентоспособным Банком, который стремится занять прочные позиции на рынке банковских услуг в Республике Беларусь.

Открытым Банком, который может служить образцом соблюдения общих норм, правил и стандартов, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь.

Статья 2. Приоритетным правилом для всех работников Банка при осуществлении банковской деятельности и внутрикорпоративных отношений должно быть соблюдение высоких этических стандартов и законодательства Республики Беларусь. Основы этих стандартов изложены в настоящем Кодексе.

Статья 3. Целью настоящего Кодекса является обеспечение осознания работниками Банка персональной ответственности перед клиентами, деловыми партнерами и акционерами Банка за выполнение своих должностных обязанностей, своей роли в реализации стратегии Банка, а также определение принципов отношений с клиентами и деловыми партнерами.

Статья 4. Документы, регламентирующие деятельность всех структурных подразделений и отдельных работников Банка, разрабатываются и утверждаются с учетом положений настоящего Кодекса.

Статья 5. Настоящий Кодекс является локальным нормативным правовым актом Банка и утверждается Правлением Банка. Правила, нормы и стандарты, изложенные в настоящем Кодексе, являются обязательными и могут дополняться и изменяться только по решению Правления Банка.

Ценности и принципы работников Банка

Статья 6. Работники Банка, осуществляя свою деятельность, руководствуются следующими ценностями и принципами:

Преданность делу. Мы преданы общему делу, и каждый из нас стремится к достижению общих целей Банка.

Законность. Мы неуклонно следуем общепризнанным нормам и стандартам, законодательству Республики Беларусь, положениям настоящего Кодекса и иным локальным нормативным правовым актам Банка.

Доверие и надежность. Вся работа Банка направлена на закрепление за собой репутации надежного, стабильного и конкурентоспособного банка, который придерживается самых современных стандартов обслуживания.

Выполнение обязательств. Банк всегда выполняет свои обязательства перед деловыми партнерами, клиентами и акционерами в объеме и сроки в соответствии с достигнутыми договоренностями.

Ответственность . Мы ответственны перед акционерами, клиентами и деловыми партнерами за результаты нашей деятельности, качество банковских услуг, надлежащее выполнение своих обязательств, а также перед обществом – за вклад в развитие экономики Республики Беларусь.

Открытость и безопасность. Деятельность Банка является максимально открытой и прозрачной для акционеров, клиентов, деловых партнеров, органов государственной власти. Мы принимаем все необходимые меры для предотвращения любых противоправных действий со стороны третьих лиц относительно акционеров, клиентов, деловых партнеров и работников Банка.

Статья 7. Каждый из нас, являясь работником Банка, представляя его интересы и действуя от его имени, обязан:

Выполнять свои служебные обязанности в соответствии с правилами, ценностями и принципами, принятыми в Банке;

Соответствовать требованиям, которые предъявляются к работникам Банка, а именно – профессионализм, способность работать в команде, стремление к успеху, инициативность, креативность, умение быстро адаптироваться к новым условиям бизнеса, готовность к реализации идей;

Стремиться к повышению эффективности своей работы, обеспечивая рост результативности посредством оптимизации бизнес-процессов;

Не разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся Банка и его клиентов (при этом возможность передачи информации третьим лицам или использование ее в личных целях полностью исключаются);

Строить свои отношения с клиентами и деловыми партнерами на принципах добросовестности, честности и доверия, не допускать ситуаций, которые могут повредить интересам или деловой репутации Банка;

Строить свои отношения с коллегами на основе доброжелательности и эффективного сотрудничества.

Статья 8. Наши отношения с клиентами и деловыми партнерами строятся на принципах добросовестности, честности, профессионализма, взаимного доверия и уважения, приоритетности интересов клиента, соблюдения обязательств.

Статья 9. Работник Банка прилагает все усилия для минимизации любых рисков клиента или делового партнера, внимательно рассматривает и своевременно реагирует на замечания, жалобы и претензии в адрес Банка.

Статья 10. Работник Банка не разглашает информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов или деловых партнеров, а также другие сведения, раскрытие которых может нанести ущерб деловой репутации или другим интересам клиента, делового партнера, если раскрытие такой информации не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Каждый из нас в своей работе с клиентами или деловыми партнерами должен руководствоваться следующими правилами:

Компетентность. Каждый работник Банка должен владеть основательными знаниями в области своей профессиональной деятельности; уметь использовать свои знания; стремиться к постоянному самосовершенствованию и новаторству; искать новые перспективные возможности и средства для наиболее эффективной работы Банка.

Вежливость. Необходимо уважительно относиться к клиенту, проявлять интерес к его проблемам, быть внимательным, вежливым и тактичным.

Культура языка. При общении с клиентом необходимо четко излагать информацию, избегать специальных терминов и профессионального жаргона, учитывать возраст, социальный статус и личностные особенности собеседника.

Ответственность. Работник Банка должен употреблять конкретные и доходчивые формулировки, отвечая на вопросы клиентов, быть последовательным и пунктуальным в своих обещаниях и взятых на себя обязательствах.

Эффективность. Информация, полученная клиентом от работника Банка, должна соответствовать запросу клиента, быть четкой и понятной.

Умение слушать. Работник Банка должен уметь терпеливо выслушать клиента и не выдвигать своих предложений и аргументов, не уяснив суть заданного вопроса. Это – один из главных коммуникативных навыков, определяющих степень эффективности беседы.

Умение задавать вопрос. Дополнительные вопросы позволяют добиваться максимальной глубины понимания интересов клиента в беседе, оказывать ему корректную помощь в случае возникновения трудностей при изложении информации.

Умение вести себя . Аксиомой взаимоотношений является честность во всех аспектах коммерческой деятельности Банка, обеспечение высокого уровня обслуживания для удовлетворения потребностей клиента, сохранение полной конфиденциальности и внимательное отношение к требованиям и предложениям. Каждый работник Банка при общении с клиентом обязан проявлять взвешенность, осмотрительность и профессионализм, придерживаться делового стиля и доброжелательного тона, передавать свой позитивный настрой, делать все возможное для недопущения превращения спорной ситуации в конфликтную.

Принципы ведения банковской деятельности

Статья 12. Каждый из нас, осуществляя текущую работу и банковские операции в соответствии со своими служебными обязанностями, стремится содействовать финансовой стабильности и увеличению прибыльности, повышению эффективности работы Банка, установлению взаимовыгодных отношений с деловыми партнерами и клиентами, снижению затрат и укреплению деловой репутации Банка.

Статья 13. Каждый из нас должен ставить интересы Банка выше собственных и избегать ситуаций, которые могут негативно повлиять на интересы Банка и отношения с партнерами.

Статья 14. Деловая репутация Банка является одной из важных составляющих успешности Банка. Каждый из нас должен знать, что обязательства перед партнерами и клиентами должны быть выполнены в полном объеме и в соответствии с оговоренными сроками. В случае возникновения проблем с выполнением обязательств, работник должен доложить об этом своему непосредственному руководителю.

Статья 15. Работники, которые задействованы в проведении, оформлении и учете банковских операций, в своей повседневной деятельности должны строго придерживаться всех требований законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов Банка.

Отношение к работе

Статья 16. Успешность работы каждого работника – это успешность деятельности Банка в целом. Поэтому каждый из нас на своем рабочем месте должен использовать свои способности для достижения результата в необходимый срок.

Статья 17. Обязанность каждого руководителя Банка – оказывать подчиненным помощь в достижении поставленных целей. Умением делегировать полномочия своим подчиненным руководитель оказывает содействие в повышении эффективности деятельности и профессиональном росте, как каждого работника в отдельности, так и всего коллектива в целом.

Статья 18. Клиент, обратившийся к любому работнику Банка, должен получить исчерпывающий ответ на свой вопрос или рекомендации, у кого из работников Банка он может получить необходимую консультацию и конкретную помощь для решения данного вопроса.

Статья 19. Банк нацелен на развитие культуры управления рисками. Работник Банка при выполнении своих обязанностей уделяет особое внимание возможным операционным рискам, следствием реализации которых могут стать убытки для Банка, и информирует непосредственного руководителя об их наличии.

Статья 20. Оформление всех документов, в том числе и внутрибанковских, должно отвечать требованиям делопроизводства, стандартам Национального банка Республики Беларусь и внутрикорпоративным требованиям.

Статья 21. Использование работником Банка программного обеспечения, оргтехники и офисного оборудования, средств связи, информационных и сетевых ресурсов Банка, а также канцелярских и прочих принадлежностей во внеслужебных целях не допускается.

Статья 22. Непосредственный руководитель любого работника Банка должен всегда знать причину отсутствия работника на рабочем месте в рабочее время, а также должен быть извещен о времени возвращения работника на рабочее место и иметь возможность оперативной связи с ним.

Статья 23. Каждый из нас придерживается корпоративного стиля, который является важным фактором формирования имиджа и деловой репутации Банка.

Статья 24. Работник Банка должен быть вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять выдержку в случае некорректного с ним общения со стороны клиентов, деловых партнеров и других лиц.

Статья 25. Работникам Банка запрещается высказывать недостоверную и непроверенную информацию в отношении Банка и его работников. Недопустима предвзятость, распространение слухов и сплетен, а также обсуждение деловых, личностных и профессиональных качеств своих коллег, в том числе бывших.

Статья 26. Необходимо соблюдать чистоту и порядок на рабочих местах и помещениях Банка, запрещается курение.

Статья 27. Работник Банка обязан соблюдать трудовую дисциплину. В случаях, если возникла ситуация, которая может привести к нарушению дисциплины, работник ставит в известность непосредственного руководителя и делает все возможное для предотвращения таких обстоятельств.

Статья 28. Работник Банка обязан соблюдать деловой стиль в одежде, что способствует узнаваемости и укреплению имиджа Банка.

Несоблюдение работником Банка делового стиля в одежде является нарушением трудовой дисциплины.

Этика отношений с клиентами

Статья 29. Основные принципы при контакте с клиентами: общение в вежливой форме, улыбка, интерес к клиенту и его ситуации, обязательное предложение услуг (исходя из интересов клиента) и демонстрация их преимуществ, а не просто информирование клиента.

Этика отношений с коллегами

Статья 3 0 . Каждый из нас помнит, что все работники являются частью Банка, и для достижения эффективной работы каждого из нас и Банка в целом мы должны всегда оказывать друг другу поддержку советом и действиями. Умение работать в команде является необходимым профессиональным качеством работника Банка.

Статья 3 1 . Взаимоотношения между работниками Банка должны осуществляться в доброжелательном и вежливом тоне. В деловых отношениях необходимо придерживаться принципов взаимодополняемости и взаимозаменяемости работников, а также – принципа нейтральности – отношение ко всем работникам должно быть корректным, независимо от личных симпатий или антипатий.

Статья 3 2 . В присутствии клиентов, деловых партнеров или третьих лиц обращение к работнику должно быть только по имени и отчеству. Мы должны помнить: каждый из нас является лицом Банка.

Статья 3 3 . Ответственность за эффективность своей работы и достижение результатов несет сам работник, не перекладывая вину на коллег или руководителя. Каждая проблема открыто обсуждается с коллегами и руководителем, в результате чего формируются пути ее решения.

Политика переговоров: правила общения по электронной почте и телефону

Статья 3 4 . Для быстрого и эффективного коммуникативного общения с коллегами работники Банка пользуются программой Lotus Notes, которая используется в Банке как канал для делового общения.

Статья 3 5 . Время ответа на запросы по внешней и внутренней электронной почте не должно превышать указанные в письме сроки. Если вопрос требует более тщательного изучения – необходимо уведомить об этом адресата.

Статья 3 6 . При проведении телефонных переговоров необходимо помнить, что каждый абонент, обращающийся по любому вопросу – наш потенциальный клиент, он формирует мнение на рынке банковских услуг о Вас лично и Банке в целом. При входящем звонке следует поднять трубку не позднее третьего сигнала. С любым абонентом, вне зависимости от Вашего настроения, неотложных дел и занятости, работник Банка должен быть приветлив и вежлив.

Статья 37 . Во время проведения телефонных переговоров будьте кратки и лаконичны. При временном отсутствии Вашего коллеги на просьбу соединить с ним лично, сообщите, что в данный момент он не может подойти к телефону, предложите свои услуги, и, в случае отказа, попросите перезвонить в конкретное время, не вдаваясь в подробности и причины отсутствия коллеги.

Статья 38 . Любая служебная информация, в том числе информация о работниках Банка, внутренней структуре, финансовых потоках и подобная, за исключением общедоступной информации, носит конфиденциальный характер.

Статья 39 . Объем информации, которая предоставляется клиентам, деловым партнерам, определяется законодательством Республики Беларусь, локальными нормативными правовыми актами Банка и характером сотрудничества.

Статья 40. Клиенты Банка и деловые партнеры должны быть уверены в том, что информация об их предпринимательской или другой деятельности, включая информацию о том, что они являются клиентами Банка, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 41. Работник Банка предоставляет информацию относительно деятельности Банка только по согласованию с руководством Банка.

Статья 42. Работникам Банка запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью лично или через доверенных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 43. Работникам Банка не рекомендуется участвовать в политической жизни.

Статья 44. Каждый работник Банка обязан вести себя таким образом, чтобы внеслужебная деятельность и личное поведение делали его неуязвимым для влияния других лиц.

Статья 45. Соблюдение требований настоящего Кодекса является одним из критериев нравственной зрелости работника Банка и учитывается при оценке его деловой репутации.

Статья 46. Систематическое нарушение требований настоящего Кодекса работником Банка влечет применение мер морального и дисциплинарного воздействия и рассматривается как нелояльность к Банку и несовместимость со статусом работника Банка.

Статья 47 . Каждый работник Банка должен ознакомиться с настоящим Кодексом и подписать обязательство по выполнению его положений (Приложение 1).

Управление по работе с персоналом

к Кодексу корпоративной этики

работник отдела ________________________________________________,

Исходя из принципов преданности Банку, уважения к ценностям Банка, осознавая себя частью банковского сообщества, стремясь к прибыльности, финансовой стабильности, благополучию и процветанию Банка, обязуюсь руководствоваться настоящим Кодексом при выполнении своих служебных обязанностей.

Я согласен(-на), что нарушение настоящего Кодекса в зависимости от тяжести последствий может повлечь наложение дисциплинарного взыскания.

Похожие документы:

2015 г. Кодекс этики работника музея города Москвы

. Кодекс этики работника музеев Москвы. Существование и деятельность Музейного сообщества невозможны без соблюдения корпоративной . дисциплины и профессиональной этики, заботы Музейных работников о своей чести и .

Корпоративного управления

. в Кодекс корпоративной этики, формулирует позицию по вопросам возможного конфликта интересов работников Общества, анализирует . законодательства, внутренних процедур, Кодекса корпоративной этики Общества любым его работником и (или) любым членом .

Учебно-методический комплекс дисциплины этика и культура управления (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

. требования к государственному аппарату и его работникам; этика управления и государственной службы как регулятор . Назовите и дайте характеристику профессиональной этики государственной службы. Корпоративная этика чиновников. Истоки этого явления .

. ) с 1919 года объединяет правительства, работодателей и работников представителей 187 государств для того . стандартов и правил корпоративной этики возлагаются на комитет по корпоративной этике. Комитет по корпоративной этике как гарант .

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Корпоративная этика банка. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Введение: Краткое описание профессии Краткая история профессии Значимость для общества Корпоративная этика банковского кассира - контроллера сберегательного банка: 4.1 Содержание видов профессиональной дея – сти банка 4.2 Квалифиционная хар – ка банка 4.3 Профессиональные качества и мед. противопоказания: - Деловой разговор - Пунктуальность - Дресс –код - Деловая речь - Мед. противопоказания

1. Краткое описание профессии Профессия банкира является широко распространенной и популярной в наши дни. Банкиры (высшего и среднего звена) – это собственники банковского капитала и менеджеры, участвующие в банковском бизнесе. Специалисты банковского дела - это сотрудники банка. Круг обязанностей банкира зависит от занимаемой должности. В основном, это работа с клиентами: обслуживание, консультирование по различным вопросам, а также аналитическая деятельность, планирование, прогнозирование.

2. Краткая история профессии На Руси, да и во всем мире, издавна были известны ростовщики, дающие деньги в долг под проценты. После того, как появились банки, ставшие посредниками при совершении крупных денежных сделок, возникла потребность в таких работниках, которые умели бы грамотно проводить денежные платежи, кредиты и ссуды. Тогда и возникла новая профессия банкира, оператора и посредника в кредитной системе государства.

3. Значимость для общества Важность, значение и социальный статус профессии Сегодня необходимость в квалифицированных банкирах, как никогда, велика. Ни в одной стране, какой бы она ни была развитой, невозможно процветание без работы людей, которые способны создать и отладить механизм проведения денежных операций как внутри государства, так и на внешнем рынке.

4. Корпоративная этика банковского кассира - контроллера сберегательного банка: 4.1 Содержание видов профессиональной дея – сти банка Основные виды профессиональной деятельности: - ведение кассовых операций (выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции; выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств; выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами; осуществлять контроль кассовых операций); - ведение операций по банковским вкладам (депозитам) (консультировать клиентов по депозитным операциям; выполнять и оформлять депозитные операции с физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; выполнять и оформлять депозитные операции с юридическими лицами; выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов).

4.2 Квалифиционная хар – ка банка Общие положения: Должность "Контролер-кассир" относится к категории "Технические служащие". Квалификационные требования - старший контролер-кассир. Полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование или полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве. Стаж работы по профессии контролера-кассира - не менее 1 года. Контролер-кассир. Полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование или полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве. Без требований к стажу работы. Знает и применяет в деятельности: - нормативно-методические материалы по ведению кассовых операций; - формы кассовых и банковских документов; - правила приема, выдачи, учета и хранения денежных сумм и ценных бумаг; - порядок оформления кассовых документов; - лимиты остатков наличных денег в кассе, правила обеспечения их сохранности; - порядок составления кассовой отчетности; - перечень информации, составляющей служебную тайну или носит конфиденциальный характер; - государственный язык; - основы психологии труда; - правила эксплуатации компьютерной, вычислительной и организационной техники; - основы трудового законодательства; - правила и нормы охраны работы и противопожарной защиты. Контролер-кассир во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности: - Выполняет операции по приему, определение подлинности и платежности, перечисления, учета, сортировки, хранения, выдачи наличности и других ценностей в соответствии с нормативно-методическими документами Сбербанка. - Контролирует правильность составления входных и выходных документов клиентов. - Сортирует денежные билеты и монеты по номиналам, а также на пригодные и непригодные для обращения, обнаруживает фальшивые, старые, поврежденные денежные билеты и монеты. - Формирует, упаковывает, оформляет денежные билеты и монеты в соответствии с инструкцией по эмиссионно-кассовой работы. - Обменивает поврежденные денежные билеты и монеты. - Составляет кассовую отчетность. - Контролирует соблюдение кассовой дисциплины. - Участвует в разработке и внедрении мероприятий по выявлению недостатков в кассовой работе, их устранения и предотвращения. - Сохраняет информацию, которая составляет служебную тайну или носит конфиденциальный характер. - Соблюдает правил и норм охраны труда и противопожарной защиты. - Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности. - Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Права: - Контролер-кассир имеет право предпринимать действия для предотвращения и - Контролер-кассир имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии. - Контролер-кассир имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав. - Контролер-кассир имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря. - Контролер-кассир имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности. - Контролер-кассир имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства. - Контролер-кассир имеет право повышать свою профессиональную квалификацию. - Контролер-кассир имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению. - Контролер-кассир имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

Ответственность - Контролер-кассир несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав. - Контролер-кассир несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. - Контролер-кассир несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне. - Контролер-кассир несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства. - Контролер-кассир несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. - Контролер-кассир несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. - Контролер-кассир несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.3.2 Деловой разговор Каждый сотрудник банка должен знать, когда и что необходимо сказать конкурентам или партнерам фирмы, а также коллегам. Также сотрудники не должны обсуждать свою или чужую личную жизнь, поскольку должна быть создана исключительно деловая обстановка. Задача каждого руководства в этом случае мотивировать данных работников к работе, а так же использовать определенные карательные меры для данных сотрудников.

4.3.4 Деловая речь Деловая речь — это один из видов связной письменной устной речи. Деловая речь обязательна для всех сотрудников банка для общения с собеседником. Также необходимо письменно общаться в деловом стиле. Деловые письма должны составляться по определенным шаблонам. Язык общения должен быть грамотным и красивым, причем вовсе не допускается наличие в речи нецензурных слов или фамильярности по отношению к собеседнику.

4.3.5 Медицинские противопоказания заболевания опорно-двигательного аппарата; нервной системы; сердечнососудистой системы; органов слуха и зрения; различные формы аллергий; вирусоносительство (например, туберкулез); психические заболевания. При наличии этих заболеваний работа по профессии кассира может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

Создание Кодексов корпоративной этики стало распространенной практикой для многих российских компаний. С одной стороны, кодекс является элементом международного стандарта, значимость которого возрастает для компаний, выходящих на IРО. С другой стороны, с этическим менеджментом, основными элементами которого являются собственно кодекс корпоративной этики и система его исполнения, связываются надежды на повышение эффективности управления в сфере HR и укрепление имиджа компании. Предмет усилий этического менеджмента - выявление, формулирование, внедрение, поддержание, модернизация и модификация этических корпоративных норм и принципов, составляющих систему деловой этики компании.

Наличие ясных и соблюдаемых этических норм в организации помогает сотрудникам ориентироваться в сложных ситуациях, снижает риск возможных нарушений, помогает формировать приверженность сотрудников компании.

И, если кодекс корпоративной этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения:

· поддерживает и поощряет такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

· предупреждает отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

· помогает своевременно выявлять факты этических нарушений;

· помогает соответствующим образом реагировать на факты этических нарушений.

Рассмотрим подробнее возможные мотивы соблюдения этических норм.

Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений. В частности, в христианстве за несоблюдение заповедей в качестве мер наказания выступают епитимья и Страшный суд в загробной жизни.

Другой возможный двигатель этичного поведения – боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.

Групповая принадлежность: профессиональная и корпоративная

Вместе с тем встречаются своды этических правил, сочетающие в себе значимость для человека как корпоративной, так и профессиональной принадлежности.

Мотив следующего уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую, экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.

Выделенные мотивы соблюдения этических норм на основе анализа собственного практического опыта соответствуют классификации американского психолога Лоренса Колберга, который определяет три уровня развития нравственности (моральных суждений)[19]:

· доконвенциональный (движущий мотив нравственного поведения – страх наказания);

· конвенциональный – социальное одобрение (со стороны значимого сообщества – в том числе профессионального);

· постконвенциональный (принципиализованный) – самолично признаваемые нравственные принципы (вне зависимости от их общественной значимости).

Вышеперечисленные уровни развития нравственности (моральных суждений) принято соотносить со стадиями зрелости личности, организации, социальной системы. Возникает закономерный вопрос – до какого уровня целесообразно развивать деловую этику в организации? Напрашивающийся ответ – до постконвенционального – не так однозначно позитивен, как кажется на первый взгляд. Представим себе, что сотрудник достиг постконвенциального уровня и стал принимать этические принципы и нормы организации как свои собственные жизненные принципы. Это означает, что, с одной стороны, он будет их выполнять (вероятнее всего), с другой стороны, он будет воспринимать себя как неотъемлемую часть организации, а организацию – как свою семью. Пока сотрудник работает на этом месте – это хорошо для него и для организации. Но представим себе, что в организации произошла смена руководства, реструктуризация, слияние и пр., или что сотрудник перешел на работу в другую организацию. И в том и в другом случае у него возникнет проблема оперативного изменения собственной этической системы, неотъемлемой частью которой стали прежние корпоративные нормы правильного поведения. Поэтому, только в практикуемых многими японскими компаниями условиях пожизненного найма, уровень принятия этических норм организации сотрудниками может быть сколь угодно глубок.

Таким образом, ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Сформулируем принципы трансляции этических норм, позволяющие реализовать такой подход[20]:

1. Диалогичность и максимальная прозрачность всего процесса разработки и введения в действия системы деловой этики в компании (на основании кодекса корпоративной этики или в другой форме).

2. Добровольность принятия этических принципов и норм сотрудниками организации.

3. Равенство всех сотрудников в исполнении этических норм. Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения.

Депутаты Госдумы намерены сегодня на заседании Экспертно-консультационного совета рассмотреть проект "Модельного Этического кодекса госслужащего РФ" (см. приложение 1). Документ был подготовлен рабочей группой Российской академии госслужбы при президенте РФ. "По своей сути это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц органов и органов местного самоуправления"[21].

Этот документ может способствовать и реализации антикоррупционных инициатив. "В условиях кризиса экономика нуждается в особой поддержке, поэтому вопрос борьбы с коррупцией становится всё более актуальным.

В качестве примеров для кодекса были взяты аналогичные документы, которые уже прошли утверждение в виде рекомендации Комитета министров Совета Европы. "Опыт зарубежных стран показывает, что, действуя исключительно законодательными нормами, нельзя добиться необходимого перелома в борьбе с коррупцией. Необходимое условие - создание целой системы этических стандартов".

Как отмечается в проекте, основные требования к госслужащему - "это высокие профессиональные и нравственные качества". Причем, данный документ "призван помочь госслужащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы".

Этический кодекс государственного служащего РФ представляет собой систему определенных нравственных стандартов, конкретных норм поведения особой социально-профессиональной группы, главная задача которой – обеспечить реализацию функций. Он не регламентирует частную жизнь государственного служащего, не ограничивает его права и свободы вне службы, но в то же время определяет нравственную сторону его профессиональной деятельности, устанавливает четкие этические нормы служебного поведения[22].

Важно подчеркнуть, что Этический кодекс, предложенный авторами рассматриваемой работы, не содержит каких-либо специально придуманных нравственных норм. Он опирается на реальные нравы российского общества, сообразуется с системой ценностей, существующей в нем, представлениями о моральном и аморальном в человеческом поведении, которые исторически сложились в общественном мнении. Безусловно, предстоит тщательный анализ всех проблем, связанных с разработкой и принятием Этического кодекса государственного служащего РФ. Однако бесспорно одно: подобный кодекс – эффективное средство укрепления нравственных основ всей системы государственной службы в России.

1. Тема 7. Основы профессиональной этики в банковской сфере

2. Вопросы для рассмотрения

1. Основные профессиональные и этические
нормы сотрудников банковского сектора
2. Понятие кодекса корпоративной этики

Банковский продукт - это отдельная банковская услуга или комплекс
взаимосвязанных
услуг,
предназначенный
для
удовлетворения
потребностей клиентов банка.
Банковские услуги являются разновидностью конкретного нематериального
банковского продукта и выражаются в действиях банка, направленных на
удовлетворение конкретных потребностей клиента денежного характера.
Банковские операции - технические, бухгалтерские, финансовые и другие
приемы и способы действий банка, совокупность и определенное сочетание
которых выражается в технологии создания банковской услуги.

4. Банковские продукты, услуги и операции

Банковские
продукты
Банковские услуги
Банковские операции
Депозитный
продукт
(открытие
и ведение счетов
клиентов)
1. Открытие и ведение
счетов клиентов юридических лиц
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Открытие счета
Выдача чековых книжек
Прием наличных денег на счет
Выдача наличных денег со счета
Изменение условий, аннуляция и возврат переводов
Направление запросов о розыске непоступивших сумм
Предоставление выписки о текущих операциях по счету
Начисление процентов по счету и т.д.
2. Открытие и ведение
счетов клиентов физических лиц
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Открытие счета
Прием наличных денег во вклады
Зачисление средств во вклады
Снятие наличных денег со счета
Начисление процентов
Начисление налогов на процентный доход
Оформление доверенности по вкладам и т.д.
3. Ведение
корреспондентских
счетов банков
1.
2.
3.
4.
5.
Открытие счета и выдача письменного подтверждения
Закрытие счета и выдача письменного подтверждения
Выполнение запросов об операциях по счету
Предоставление выписок по счету
Розыск средств по запросу банка-респондента и т.д.

5. Основные профессиональные и этические нормы сотрудников банковского сектора

Понятие
"этика"
было
придумано
древнегреческим ученым Аристотелем. Этика
помогает уяснить, что следует делать, а что нет.
В наше время этические установки и нормы
морали являются неотъемлемой частью жизни.
Аристотель

7. Корпоративная этика

- это
культура поведения сотрудников компании, их
убеждения, традиции, уровень взаимоотношений
между руководителями и сотрудниками,
между организацией, ее клиентами и контрагентами

8. Главные элементы корпоративной этики

моральные и этические ценности
организации и ее приоритеты в развитии
нормы поведения сотрудников в
формальных и неформальных ситуациях

9. Субъекты корпоративной этики

10. Принципы профессиональной этики направлены на

укрепление взаимного
доверия участников
рынка банковских услуг
выработки корпоративной
культуры и корпоративных
ценностей
на укрепление у персонала банка
осознания персональной
ответственности перед
клиентами и деловыми
партнёрами банка за выполнение
своих должностных обязанностей

11. Отношения с клиентами, контрагентами, деловыми партнёрами, представителями органов власти строятся на принципах

добросовестности
профессионализма
законности
взаимного доверия и уважения
приоритета интересов клиентов (без ущемления законных интересов банка)
сотрудничества
соблюдения коммерческой и банковской тайны (конфиденциальность)

12. Принцип добросовестности

Сотрудники банка, выполняя свои должностные обязанности,
должны действовать добросовестно, то есть с той степенью
честности, старательности и ответственности, которая требуется
от них с учетом специфики банковской деятельности и практики
делового оборота.
Сотрудники внимательно рассматривают и своевременно
реагируют на замечания, жалобы и претензии в адрес банка.

13. Принцип добросовестности

Сотрудники банка в своей деятельности:
оценивают с профессиональной точки зрения факты и обстоятельства, сложившиеся
на финансовом рынке с целью предоставления клиентам и контрагентам необходимых
разъяснений;
предоставляют клиентам, контрагентам, деловым партнерам необходимую информацию для
объективной оценки возможных рисков при совершении сделок;
не используют неосведомленность или некомпетентность клиента в интересах банка либо в личных
интересах;
относятся ко всем клиентам, контрагентам, деловым партнерам непредвзято;
совершают все необходимые действия, направленные на предотвращение возможных конфликтов
интересов;
не оказывают в любой форме давление на клиента, контрагента, делового партнера в целях
совершения ими каких-либо действий вопреки собственным интересам.

14. Принцип профессионализма сотрудников

Профессионализм - это такое осуществление деятельности сотрудниками банка,
которое обеспечивается надлежащим уровнем квалификации в отношениях
с клиентами, контрагентами, деловыми партнерами, а также между собой,
и эффективным применением и использованием ресурсов банка, соблюдением
утвержденных правил, регламентов и процедур.
Необходимой составляющей профессионализма является компетентность.
Компетентность заключается в том, что для выполнения своих функций сотрудники
банка должны обладать необходимыми знаниями, мастерством, умением, опытом.
Банк обязан контролировать наличие необходимого уровня квалификации
и профессионализма сотрудников, в том числе соответствие квалификационным
требованиям регулирующих органов.

15. Принцип законности деятельности сотрудников

Сотрудники банка должны следовать требованиям, предъявляемым законами
Российской Федерации, нормативными документами Банка России, внутренними
документами банка, а также предпринимать все возможные приемлемые и законные
шаги для обеспечения исполнения клиентами, контрагентами, деловыми партнерами
данных требований.
Сотрудники банка должны отказаться от выполнения поручений клиента, если такие
поручения противоречат действующему законодательству Российской Федерации,
нормативным документам Банка России, внутренним документам банка.

16. Принцип взаимного доверия и уважения сотрудников

Банк должен строить отношения со своими сотрудниками на принципах
долгосрочного сотрудничества и взаимного уважения.
Сотрудники банка должны соблюдать этические нормы поведения,
уважать мнение своих коллег.
Руководители контролируют исполнение сотрудниками их должностных
обязанностей и имеют право давать обязательные для исполнения
распоряжения, не оказывая какого-либо давления на сотрудников
в корыстных или иных неэтичных целях.

17. Принцип приоритета интересов клиентов, деловых партнеров, контрагентов перед иными интересами

18. Принцип сотрудничества при исполнении должностных обязанностей

Все сотрудники банка должны иметь четко определенные функции
и сферы ответственности, которые закреплены в должностных
инструкциях.
Сотрудники банка должны относиться друг к другу доброжелательно
и уважительно, воздерживаться от необоснованной критики,
публичного обсуждения деятельности друг друга, а также иных
подобного рода действий, которые могут нанести ущерб или
подорвать деловую репутацию банка.

19. Принцип сохранения тайны (конфиденциальность)

Конфиденциальность информации - банковская тайна, полученная в процессе
выполнения функциональных обязанностей.
Каждый сотрудник банка должен быть надежен в сохранении конфиденциальных
сведений, доверенных ему третьими лицами и организациями, обязан воздерживаться
от любых действий, наносящих ущерб.
Каждый сотрудник банка дает обязательство о неразглашении информации
об операциях, о счетах и вкладах клиентов, контрагентов, представителей органов
власти, банка, а также иных сведений, которые могут нанести ущерб деловой
репутации, иным нематериальным или материальным интересам клиента, контрагента,
представителей органов власти, банка, если раскрытие такой информации
не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

20. Понятие кодекса корпоративной этики

21. Кодекс корпоративной этики

свод гласных и негласных правил, формулирующих основные
принципы деятельности организации и обеспечивающих при
этом соблюдение норм морали
Этим кодексом регулируется поведение сотрудников в
ситуациях, которые не прописаны в должностных инструкциях и
нормах законодательства, например на корпоративном
мероприятии.
Как правило, у каждой организации - свой индивидуальный
кодекс, однако в основе каждого из них - общепринятые
моральные ценности и законы.

22. Основные разделы Кодекса

Цель Кодекса корпоративной этики
Задачами Кодекса
Сфера применения Кодекса корпоративной этики
Миссия Банка
Корпоративные ценности банка
Взаимоотношения с клиентами, контрагентами, деловыми
партнерами

23. Основные разделы Кодекса

Взаимоотношения с конкурентами
Взаимоотношения Банка со своими Работниками
Корпоративный стиль
Банк и его дочерние и зависимые структуры
Правила работы с информацией
Защита Банка и его акционеров, клиентов, деловых партнеров и
Работников Банка

24. Плюсы наличия корпоративного кодекса

- определяет порядок разрешения конфликтных или нерегламентированных
ситуаций
- делает едиными нормы поведения и морали в компании
- регулирует порядок принятия решений в сложных экономических ситуациях
- формирует положительный имидж компании в бизнес-среде
- позволяет решать такие вопросы, как обсуждение выплаты вознаграждений
или продвижения по служебной лестнице отдельных сотрудников

25. Домашнее задание

Читайте также: