Контрольно оценочные средства доклад

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального." — Транскрипт:

2 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 464) Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей ), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

3 Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы (федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности) 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП ( текущая и промежуточная аттестация ) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

4 ФОС представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения. ФОС используются при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. ФОС

5 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие : ФГОС СПО по соответствующей специальности ; ОПСПО и учебному плану специальности ; рабочей программе дисциплины, профессионального модуля ; педагогическим технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

6 ФОС Структурными элементами ФОС являются контрольно - оценочные средства ( КОС ) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план образовательного учреждения. Комплекты контрольно - оценочных средств в бумажном и электронном виде хранятся в методическом кабинете.

7 Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине

9 ОГСЭ.01 Основы философии Коммерция (по отраслям)

14 КОС по УД 1.3. Требования к портфолио Тип портфолио ______ смешанный _________ Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио : ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио ( если есть такие ): ____________________________________________________________ Состав портфолио : фотоматериалы, грамоты, дипломы, рефераты, презентации

15 КОС по УД ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к комплекту КОС по учебной дисциплине Ответы к заданиям промежуточной аттестации ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к комплекту КОС по учебной дисциплине Материалы текущего контроля знаний ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к комплекту КОС по учебной дисциплине Материалы текущего контроля умений Практические работы представлены в методических указания по проведению практических работ по дисциплине.

16 Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю

17 КОС по ПМ Освоение профессиональных компетенций ( ПК ), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций ( ОК ): Профессиональные и общие компетенции Показатели оценки результата Средства проверки ПК 1.1-…… -…. Практические задания 1, 20 вариантов, выполняется на экзамене квалификационном ПК 1.2-…… -…. Защита проекта (портфолио работ и портфолио документов) на экзамене квалификационном ПК 1.3Практические задания 2, 20 вариантов, выполняется на экзамене квалификационном ОК 1 Практические задания 1, 20 вариантов, выполняется на экзамене квалификационном Анализ портфолио документов

18 КОС по ПМ Требования к портфолио Тип портфолио ______ смешанный _________ Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио : ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио ( если есть такие ): ____________________________________________________________ Состав портфолио : фотоматериалы, грамоты, дипломы, рефераты, презентации

19 КОС по ПМ Приобретение в ходе освоения профессионального модуля практического опыта : Иметь практический опыт Средства проверки ………. Контроль выполнения работ 1-5 путем наблюдения деятельности обучающегося на учебной практике …….. Контроль выполнения работ 2-10 путем наблюдения деятельности обучающегося на производственной практике

22 КОС по ПМ 2. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля 2.1. Типовые задания для оценки освоения МДК Типовые задания для оценки освоения МДК Требования к дифференцированному зачету по учебной и ( или ) производственной практике 3.1. Учебная практика УП Производственная практика ПП.01

23 КОС по ПМ 4. Контрольно - оценочные материалы для экзамена ( квалификационного ) I. ПАСПОРТ II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

24 КОС по ПМ Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний Показатели оценки результата Оценка (да / нет) ПК обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 1 ОК 2- владение способами бесконфликтного общения

25 КОС по ПМ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к комплекту КОС по профессиональному модулю Протокол по профессиональному модулю ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к комплекту КОС по профессиональному модулю Материалы текущего контроля знаний ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к комплекту КОС по профессиональному модулю Материалы текущего контроля умений Практические работы представлены в методических указания по проведению практических работ по дисциплине.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Методическое обеспечение проектирования

Николай Павлович Миронов, мастер производственного обучения, преподаватель.

2. Основные понятия.

3. Этапы создания фонда оценочных средств.

4. Структура фонда оценочных средств.

Значение оценки качества образования подчѐркивают М.М. Поташник, В.А. Кальней, В.П.Панасюк и другие исследователи, утверждающие, что она направлена на сохранение образовательным учреждением основных ценностей и идеалов образования. Именно в этом ключе в России проходит большое количество научно-практических конференций международного, федерального, регионального или локального масштаба.

Каждое учебное заведение должно иметь свои собственные оценочные средства. Особую остроту проблемы оценки качества образования и разработки оценочных средств приобрела в связи с реализацией ФГОС СПО, который в разделе VIII «Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) констатирует следующее:

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания и умения, и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

Итак, данные пункты ФГОС ориентируют преподавателей на то, что к началу учебного года у них должны быть разработаны и соответствующим образом оформлены фонды оценочных средств по дисциплине (МДК, профессиональному модулю). Но сложность выполнения такой задачи заключается в том, что сегодня нет для этого необходимой нормативной базы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Известно, что структура оценочной деятельности включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания.

С учѐтом того, что любую оценку можно произвести, только сравнивая некую величину на еѐ соответствии неким образцовым значениям, в качестве предмета оценивания могут выступать:

1. Продукты учебно-профессиональной деятельности студентов, оцениваемые на соответствие определѐнному эталону, требованиям (например, соответствие представленных к оценке результатов самостоятельной работы установленным требованиям к реферату, курсовой работе, отчѐту по практике).

2. Процесс учебно-профессиональной деятельности студентов, который оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например, на практическом занятии оценивается точность и скорость выполнения студентом учебных и профессиональных операций).

3. Уровень усвоенной студентами профессионально значимой научной информации в рамках учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

4. Компетенции (общие или профессиональные) студентов или выпускников в рамках профессиональных модулей (соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов).

Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами.

Под фондом оценочных средств мы понимаем комплект методических, контрольно-измерительных и оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, их знаний. Умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников пот завершении усвоения ими конкретной основной образовательной программы на соответствие уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС.

Фонд оценочных средств может состоять из трѐх частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов, средства для итоговой аттестации выпускников.

Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более чѐтко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную

активность, а педагогу – направлять деятельность обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций. Так, если преподаватель работает на основе технологии развития критического мышления, то для оценки умения анализировать и

сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств целесообразно будет использовать такие методы, как составление концептуальных таблиц, решение ситуационных и проблемных задач, перекрѐстную дискуссию, синквейн и т.д.

В зависимости от уровня и особенностей образовательной программы, целей оценки оценочные средства могут конструироваться на разных уровнях сложности и неопределѐнности. Они могут иметь однозначное решение (например, решение математических задач, знание исторических дат и событий). Оценочные средства могут предполагать многозначные ответы, как при решении проблемных ситуаций или кейсов. Возможны оценочные средства, не имеющие на сегодня признанных решений. Правда, они используются довольно редко.

Естественно. Чем выше уровень неопределѐнности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень нормирования. Например, если в качестве оценочного средства используется ситуационная задача, то еѐ содержание будет нормировано. А вот решения, предлагаемые студентами, жѐстко нормировать вряд ли возможно. Мы будем задавать лишь общие критерии оценки ответа: обоснованность, оригинальность и т.п. Так, тесты обычно имеют высокую степень нормирования.

Нельзя забывать о том, что помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами из студентов, преподавателей т работодателей. По итогам оценивания следует проводить анализ учебно-профессиональных достижений обучающихся, отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Оценка качества подготовки обучающихся, как было сказано в предыдущей лекции, осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, необходимо разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 2 [1] .

Характеристики

Объект измерения

обучающихся

Дают качественную оценку

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Вид контроля по

этапам обучения

Аттестация по профессиональному модулю.

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

утверждение

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела
5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения. А вот и змеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Поэтому, мы более подробно рассмотрим проблему разработки контрольно-оценочных средств, ориентированных на проверку сформированности компетенций.

Контрольно-оценочные средства (КОС) – это с овокупность контрольных и оценочных средств и материалов, позволяющих проверить сформированность компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

При разработке оценочных средств необходимо придерживаться следующих принципов [2] :

1. Независимость оценки.

Цель - констатация наличия квалификации, понимаемой как готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности - актуализирует проведение независимой от обучающих: преподавателей и образовательных учреждений - процедуры оценки, в которой в качестве экспертов выступают представители профессионального сообщества, обладающие опытом и высокой квалификацией в определенной трудовой (профессиональной) деятельности.

При этом допускается, что оценивание происходит по завершении основной (профессиональной) образовательной программы или отдельного профессионального (учебного) модуля, проводится независимой структурой, включающей в себя представителей образовательного сообщества и работодателей (например, Центром оценки и сертификации квалификаций) и ведет к сертификации (официальному признанию с выдачей соответствующего документа) полной квалификации или ее части.

2. Интегративный (комплексный) характер оценивания.

Данный принцип подразумевает, что предмет оценивания – квалификация – должен быть оценен в целом, комплексно в условиях профессиональной деятельности или максимально приближенным к ней.

Сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации.

3. Объективность оценивания.

Объективность оценивания подразумевает осуществление оценивания независимыми экспертами на основании показателей и критериев, объективно значимых для качества выполнения деятельности. Важнейшим условием при этом является взаимосвязь показателей и критериев с предметом оценивания (квалификация) и соответствующим ему объектом (продукт и/или процесс деятельности).

Подведение итогов процедуры оценивания должно осуществляться на основании показателей и критериев с использованием дуальной оценки. Главное требование к показателям и критериям – диагностичность. Факт соответствия объекта оценивания установленным показателям и критериям (а следовательно, и наличие квалификации) должен определяться любым экспертом объективно и однозначно.

4. Единство подходов к оцениванию квалификаций вне зависимости от уровня образования и стажа работы

Данный принцип вытекает из содержания предшествующих трех. Наличие квалификации подтверждает только демонстрация готовности к осуществлению определенного вида трудовой деятельности на основе независимости, интегративности и объективности оценки. Количественные характеристики уровня образования и стажа работы не дают представления о качестве выполнения трудовых функций, готовности применять умения и знания в условиях профессиональной деятельности. Они могут быть лишь косвенным доказательством такой готовности. Таким образом, требования процедуры признания квалификации являются едиными для любого претендента вне зависимости от наличия у него документов об образовании и(или) стаже работы.

5. Практикоориентированность и междисциплинарность оценочных средств.

Данный принцип является логическим продолжением предшествующих. Оценочные средства носят комплексный характер, требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Они направлены на решение профессиональных задач, требующих применения информации из разных предметных областей, актуализации умений и знаний в новой ситуации, выполнения универсальных способов деятельности. В идеальном случае задание представляет собой показательную работу в реальных или модельных условиях. Поскольку работодатели сегодня занитересованы в констатации и готовности человека к решению профессиональных задач, и наличия у него личностных качеств, повышающих эффективность такого решения, именно междисциплинарные оценочные средства позволяют оценить как общие, так и профессиональные компетенции, обеспечивающие квалификацию соискателя.

6. Итерационный характер разработки оценочных средств.

Итерационность процесса разработки оценочных средств обеспечивает их валидность и подразумевает включенность в их создание представителей академического, профессионального сообществ и самих испытуемых. Экспертиза с участием разных заинтересованных сторон и апробация на выборке испытуемых требует корректирования содержания оценочных средств, ведущего к окончательной итерации, которая, в свою очередь, должна пересматриваться через определенный промежуток времени (от года до пяти лет) на предмет актуальности и соответствия предмету и объектам оценивания.

7. Адаптируемость инструментария оценивания (непротиворечивость и преемственность процедур внутреннего и внешнего оценивания).

Идеи концепции распространяются на процедуры внешнего (в центрах сертификации квалификаций, например) оценивания и внутреннего (внутри образовательных учреждений профессионального образования), тем самым обеспечивая преемственность и непротиворечивость этих процедур.

Единые подходы концепции к разработке оценочных средств для любых предметов оценивания – знаний, умений, практического опыта, компетенций - обеспечивают эффективность процедуры оценивания квалификации: к ней допускаются только лица, доказавшие способность пройти ее успешно.

8. Этапность оценивания.

Принцип охватывает несколько аспектов оценивания квалификаций. Во-первых, он подразумевает наличие процедуры, предшествующей основной процедуре оценивания квалификации, имеющей статус допуска к основным квалификационным испытаниям. Эта процедура может происходить в форме собеседования или разных форм оценки профессионально значимых знаний и умений и обеспечивает эффективность (результативность) проведения основной процедуры оценивания квалификации.

Во-вторых, любая трудовая (профессиональная) деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени, чаще всего, невозможно. В практике оценочно-сертификационных процедур Финляндии, например, оценивание квалификации происходит в течение временного периода от полугода до полутора лет по мере возникновения рабочих ситуаций, подлежащих оцениванию. Составляется специальная программа оценивания, аттестуемый берется на работу с испытательным сроком до окончания этой программы.

В-третьих, возможно постепенное наращивание квалификации работником на рабочем месте или за счет программ дополнительного профессионального образования и оценивание ее по частям (помодульно, например).

В рамках основных (профессиональных) образовательных программ в образовательных учреждениях профессионального образования освоение профессиональных или учебных модулей рассредоточено во времени, и аттестация по каждому из них происходит сразу после окончания модуля.

9. Индивидуализация подходов к оцениванию.

Принцип является значимым относительно психологической атмосферы проведения процедуры оценивания. В условиях независимой экспертной оценки, которой предшествует этап допуска, важно снять психологические барьеры, волнение испытуемого. В раскрепощенной доверительной обстановке человек способен показать максимально высокий для себя результат, поэтому от экспертной комиссии требуется создание непринужденной дружелюбной атмосферы во время квалификационных испытаний. В зарубежной практике с этой целью иногда используются формы скрытого экспертного наблюдения, запись видеоматериалов и т.д. при условии непротиворечивости этих форм специфике самой деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что создается для проведения аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация)?

3. Дайте сравнительную характеристику контрольно-измерительным материалам и контрольно-оценочным средствам.

4. Охарактеризуйте принципы разработки контрольно-оценочных средств.


В работе рассматривается новый образовательный стандарт и контрольно — оценочные средства, производится характеристика КОС и КИМ.

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.

Особенность ФГОСов третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (в дальнейшем ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОСы представляют свободу ОУ в отборе содержания образования и выборе образовательных технологий.

Исходя из этого, согласовывать с работодателем, с нашей точки зрения, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.

Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени форсированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.

Фонды оценочных средств

Характеристики

КИМ

КОС

Дают качественную оценку

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Вид контроля по этапам обучения

Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.

Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.

К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:

1. Разработка и оформление КОС производится по макету.

2. Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося.

3. Задания для проверки теоретических знаний должны носить компетентностно-ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.

4. Обратить внимание на корректность формулировки показателей.

В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность. Разработку комплекта КОС необходимо начинать с анализа и уточнения показателей оценки освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.

В нашем техникуме регламентируются такие виды контроля учебной деятельности обучающегося: вступительные испытания; входной контроль; текущий (внутри семестровый контроль); семестровые испытания; контроль остаточных знаний; итоговый контроль: Государственные экзамены.

Одним из применяемых в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т. д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями.

Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), — это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.

1. Разъяснения по заполнению макета контрольно-оценочных средств ОПОП СПО (НПО).

2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2010. — 160 с

3. Чадаева Н. Ю. Проблемы разработки контрольно-оценочных материалов для оценки освоения основных профессиональных образовательных программ.

Основные термины (генерируются автоматически): промежуточная аттестация, профессиональное образование, компетенция, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, средство, VIII, вид контроля, заместитель директора, профессиональный модуль.

Похожие статьи

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств.

предметно-развивающая среда, промежуточная аттестация, ОКА, компетенция, соответствие, профессиональный модуль, профессиональная деятельность, проектировочная матрица, качественный показатель.

Управление качеством практического обучения студентов.

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Развитие профессиональной компетентности в системе.

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует.

Междисциплинарный курс как средство формирования.

В состав фонда оценочных средств по профессиональному модулю входят комплекты контрольно-оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущий контроль (текущая аттестация).

Формирование профессиональных компетенций магистрантов.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня.

задача, ситуационная задача, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, студент, решение, образовательный процесс, оценочное средство, реальная жизнь.

Формирование общих и профессиональных компетенций.

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

промежуточная аттестация, процесс деятельности, текущий контроль, средство, умение, вид контроля, профессиональная деятельность, компетенция, задание, форма контроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям техникума при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю.Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, государственной (итоговой) аттестации (ГИА) для специальностей, реализуемых в техникуме. Разработка фондов оценочных средств связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

(КГБОУ СПО Вяземский техникум)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям техникума при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

1. СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………8

2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ ПАСПОРТА ФОС…………………….9

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ………………………………………………………17

4. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКТА КОС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ……19

5. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКТА КОС ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ………………………………………………………………………………………36

6. ТРЕБОАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УД И ПМ……………………………………………………………………….57

Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, государственной (итоговой) аттестации (ГИА) для специальностей, реализуемых в техникуме. Разработка фондов оценочных средств связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной профессиональной образовательной программы и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей и т.д.

Согласно требованиям ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для ГИА – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно - оценочных средств (ККОС) под каждый профессиональный модуль и учебную дисциплину.

Фонды оценочных средств входят в состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

В состав фонда оценочных средств по учебной и профессиональному модулю входят комплекты контрольно-оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации.

Настоящие методические рекомендации построены таким образом, чтобы помочь преподавателям в разработке комплектов контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине и профессиональному модулю.

Методические рекомендации разработаны на основании следующих документов:

-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Согласно требованиям п. 8.4. ФГОС оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух направления:

оценка уровня освоения дисциплин (умения, знания);

оценка компетенций обучающихся.

Компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Общие компетенции формируются, как правило, в ходе освоения всей ОПОП.

Профессиональные компетенции формируются, как правило, в ходе освоения учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Фонд оценочных средств – комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.

Оценочные средства – это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала учебной дисциплины, профессионального модуля.

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно - оценочных средств (КОС) под каждый профессиональный модуль и учебную дисциплину, а также государственную (итоговую) аттестацию.

КОС по учебной дисциплине и профессиональному модулю являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и обеспечивают повышение качества образовательного процесса колледжа.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

КОС входит в состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины и профессионального модуля (далее УМК).

Структура фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств по специальности/профессии состоит из программы государственной итоговой аттестации и ФОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с учебным планом.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине состоит из КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся и КОС для промежуточной аттестации обучающихся.

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю состоит из:

- КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и темам профессионального модуля;

- КОС для промежуточной аттестации обучающихся по междисциплинарному курсу(ам), учебной и производственной практикам (по профилю специальности);

- КОС для экзамена (квалификационного).

Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС СПО.

Структурными элементами фонда оценочных средств по учебной дисциплине являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств (Макет 1)

2. Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний в ходе освоения учебной дисциплины

2.1 Комплект материалов для проведения контрольных работ

2.2 Комплект материалов для проведения тестового контроля

2.3 Комплект материалов для проведения лабораторных работ и практических занятий

2.4 Комплект материалов по оценке результатов самостоятельной работы

2.5 Комплект материалов для промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины

Структурными элементами фонда оценочных средств по профессиональному модулю являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств (Макет 2)

2. Комплект материалов для текущего контроля

3. Комплект материалов для промежуточной аттестации

4. Контрольно-оценочные средства для экзамена (квалификационного)

Инструкция по заполнению таблицы паспорта ФОС:

Таблица Паспорт ФОС представляет собой планирование, сортирование и представление вашего накопленного материала по контролю знаний и умений студентов. Она призвана определить и выделить набор необходимых знаний и умений, которые будут сформированы Вами у студентов на протяжении изучения всей дисциплины. Также она дает представление о том, с каким багажом знаний и умений, а также навыков выйдет ваш студент на этап освоения выбранной специальности.

Далее распределяем знания и умения (полные из начала рабочей программы, пункт 1.3.) по ходу их формирования и распределяем по темам, желательно в скобках знания и умения конкретизировать по каждой теме.

Если выбран уровень 1 ознакомительный, то формы контроля должны будут проверить только умение узнавать изученный материал, свойства и т.д.

Если выбран уровень 2 репродуктивный, то формы контроля предполагают самостоятельную деятельность обучающихся по заданию преподавателя, по инструкции под руководством.

Уровень 3 продуктивный предполагает проверочные работы выполняемые студентами самостоятельно.

В соответствие с выбранным уровнем заполняем столбики 5 и 6, виды контроля

В конце заполняем столбик 2. Указываем, какие ОК формируются на протяжении изучения материала дисциплины.

Определяем, какие форма проведения контроля знаний формируют данные компетенции и распределяем их по темам.

Далее собирается конкретный материал оценочных средств (приложение столбик 2), при разработке данного материала обязательно учитываются выделенные знания и умения по темам, компетенции и уровень освоения, указанные в паспорте.

Читайте также: