Контроль качества образования доклад

Обновлено: 19.05.2024

Контролирование, оценивание знаний, умений – очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

ВложениеРазмер
osobennosti_pedagogicheskogo_kontrolya_kachestva_usvoeniya_soderzhaniya_obrazovaniya_i_otsenki_rezultatov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности педагогического контроля качества усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса

Контролирование, оценивание знаний, умений – очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Педагогический контроль (ПК ) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.

На результат проверки и оценки знаний влияют психоогические факторы, общая и специальная подготовка учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний.

Таким образом, проверка и оценка знаний учащихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи. Контроль – это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учеников и педагогов. Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учеников и учащихся. Система проверки их знаний и умений – органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей , контроль выполняет обучающую , диагностическую , воспитывающую , развивающую , прогностическую и ориентирующую функции .

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – преподаватель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.

Диагностическая функция – получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся.

Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Выделяют пять основных принципов контроля : объективность ; систематичность ; наглядность ; всесторонность ; воспитательный характер .

Объективность контроля заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех эта пах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства в свете требований новых ФГОС как средство оптимизации результатов образовательного процесса.

В статье рассматриваются виды и функции контрольно-оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, который в настоящее время базируется на деятельностно-компетентностном подходе.


Качество образовательного процесса: содержание и оценка.

Повышение каче­ства образования в современных условиях возможно только на основе активиза­ции инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интегра­ции образовательной, научной и практической де.

Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.


5. Участие в работе РУМО, ПЦК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Методическая работа.Участие в профессиональных конкурсах.Результаты участия в профессиональных конкурсах.


5. Участие в работе МК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Методическая работаУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты участия в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сообществ, творческих коллективов, эк.


Тесты по ПМ. 03 " Кулинарное приготовление пищи и контроль качества блюд".


Программированный контроль качества усвоения знаний учащимися

Особенностью программированного контроля является наличие программы контроля, т.е. вполне определенного описания как последовательности, так и специфики каждой контрольной процедуры, применяемой к уча.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Контроль качества образования. Презентация на заданную тему содержит 36 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Задачи контроля, связанные с оценкой: соответствия содержания образования требованиям ФГОС при организации образовательного процесса; условий реализации основных образовательных программ; соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям ФГОС; результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Независимо от используемых понятий, речь идет о единой управленческой деятельности, целью которой является: получение информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, определение проблем для принятия конструктивных решений по оптимизации управления, оказание методической и практической помощи субъектам образовательного процесса; выявление соответствия процесса и результатов образовательного процесса существующим требованиям ФГОС общего образования; принятия системы мер, направленных на повышение эффективности и качества образования.

заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника): осуществляет контроль за качеством образовательного процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС, ФГТ. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников, за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций;

учитель: оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе); осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

социальный педагог изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

Гост

ГОСТ

Понятие контроля качества образования

Контроль качества образования – это система научно-обоснованной проверки результатов обучения, предполагающая выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков, а также установление разницы реального и запланированного уровней освоения учебной программы.

Цель контроля – оценить качество знаний и получить информацию, чтобы спрогнозировать и скорректировать дальнейшее развитие процесса обучения.

Организовывая контроль, необходимо знать и учитывать специфические теоретические и методологические особенности этого процесса. Базируясь на принципах организации контроля, можно выстроить перечень связанных друг с другом содержательно-временных этапов.

Этап контроля определяется выбором разных методов проведения контроля.

Методы контроля – это способы, которыми обеспечивается обратная связь в ходе обучения, чтобы получить данные, касающиеся успешности обучения и эффективности учебного процесса. В современной дидактике выделены методы устного, письменного, практического контроля, а также метод наблюдения и тестирования.

Методы контроля

Метод устного контроля – наиболее древний способ, применявшийся еще в средневековых школах в формате диспутов. Основой устного контроля выступает беседа или речь. Использование индивидуального опроса дает возможность получения более полных и точных данных, касающихся уровня усвоения информации. Главное достоинство этого метода – осуществление непосредственного живого контакта проверяющего и отвечающего.

Однако, при устном контроле отсутствует возможность уравнять меру оценки. В качестве такой меры выступают вопросы, которые не могут быть равными для всех. Еще одна отрицательная черта устного контроля – невозможность повтора и детального анализа ответа, что неизбежно снижает качество оценки.

Готовые работы на аналогичную тему

К Ингенкампом были проанализированы результаты исследования факторов, оказывающих воздействие на устную проверку, и выявлено три главных фактора:

Еще одна отрицательная черта – возбуждающее воздействие на нервную систему. Устная проверка – не объективная, не валидная и не надежная.

Метод письменного контроля – предполагает необходимость выполнять письменные задания. Любая письменная работа – это некоторый документ, который может остаться у проверяющего, что обеспечит тщательный контроль и оценку. Благодаря возможности перепроверки повышается ответственность педагога за оценку, выступающую результатом контроля и оценки. Письменная проверка облегчает равенство меры выявления знания, повышая справедливость оценки. К недостаткам письменного метода контроля относят:

  • отсутствие непрерывного живого контакта проверяющего и проверяемого, что не позволяет проверяющему отследить ход решений;
  • трудность самого процесса выражения мыслей, которое предполагает знание системы правил;
  • не обеспечивает сопоставимости оценок учебных достижений.

Метод практического и графического контроля – имеет специфические черты, которые ограничивают область его применения в большинстве учебных предметов. Его можно использовать только в сочетании с письменным и устным контролем. Практическим заданием может выступать проведение последовательного и параллельного соединения отдельных приборов учебного оборудования в электрической цепи или получением кислоты через соединение определенных химических веществ.

Метод программного контроля, то есть машинный – непосредственно относится к программированному обучению,. В процессе программированного обучения весь материал, который должен быть усвоен, разбивается на части, которые изучаются последовательно одна за другой. Учителя пользуются программированным контролем в качестве самостоятельного элемента на разных уроках как в начале, так и в конце урока.

Иными словами, названные выше традиционные методы контроля успеваемости учеников имеют ряд недостатков:

Трудности, связанные с особенностями педагогической деятельности:

  • отличия в требованиях разных педагогов, разница в их уровне строгости при оценивании одного и того же ответа;
  • разница профессиональной квалификации;
  • степень загруженности педагога работой, связанной с большими объемами информации, которая должна быть обработана за достаточно большой промежуток времени;
  • субъективность учителя к оценке учеников.

Трудности, вызванные спецификой традиционной формы проверки знаний.

  • Использование шпаргалок, списывание взаимопомощь на экзамене, которые искажают достоверность оценки знаний учащихся и мешающие педагогу объективно оценить качество своей педагогической работы.
  • Отсутствие объективных критериев оценивания и механизмов сравнения результатов обучения.

Современный этап оценивания знаний учащихся решает эти проблемы через использование тестового контроля и портфолио.

Метод портфолио – дает возможность отбора, фиксации и оценивания материализованных продуктов учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других типов деятельности учеников во время обучения, включая не только оценку, но и самооценку, и давая всестороннюю характеристику личности обучающегося, его интересам, склонностям, прогрессу и достижениям в разных областях.

Существует несколько форм реализации данного метода:

  • портфолио достижений;
  • отзывы;
  • европейское языковое портфолио, позволяющее ученику самостоятельно оценивать свои знания и умения в этой области, определяя ступень, на которой он находится и намечая стратегию дальнейшего обучения.

Результат собранной информации – некий паспорт ученика, демонстрирующий академические знания, которые ученик приобрел в процессе обучения.

Тестовый контроль – открывает перспективные направления повышения качества обучения через совершенствование системы контроля результатов обучения при условии сотрудничества ученика и педагога.

Насколько эффективно образование, какие обновления требуются в этой области, а от чего следует отказаться – всё это определяется при помощи периодического мониторинга и оценки образовательного процесса. Аспекты и нюансы этого непростого процесса, требующие огромных усилий, кропотливого труда, глубокого потенциала и искреннего желания, будут рассмотрены в данной статье.

Определение значения

Качество образования представляет собой комплексную характеристику научной деятельности и подготовки обучающихся. Это показатели, выражающие степень соответствия обучения федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность. Качество профессионального образования также определяется степенью достижения планируемых результатов тематической программы. Их оценивают, сопоставляют и анализируют.

качество образования

Для чего нужен мониторинг качества образования?

Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности. Его результат – вывод о том, насколько достижения, их условия соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативной документации и локальных актах государственной системы.

оценка качества образования

Что включает в себя оценка качества образования школы?

В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз.

К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей.

мониторинг качества образования

Цели и организация мониторинга и контроля

Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Должен быть сформирован механизм точного сбора, обработки и сохранения информации о качестве образования.
  2. Налажена координация деятельности всех задействованных участников мониторинга.
  3. Своевременно выявлены и зафиксированы точки роста динамики результатов учебного процесса.
  4. Должны быть обнаружены существенно действующие на качество образования факторы и приняты меры по уменьшению действия и устранению возможных отрицательных последствий тех из них, которые не несут положительной динамики.
  5. Задействование программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических, организационных и других баз, улучшающих качество образования.
  6. Определение направления в соответствии с результатами образовательной деятельности школьной программы за предыдущий учебный год, в состыковке с проблемами и поставленными задачами на текущий период.

образование в россии

Образование в современной России

Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

современное образование

Требования к качеству образования в России

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности. Важным является и соответствие актуальным и перспективным потребностям общества, личности и государства. В условиях индивидуализации обучения современное образование в России должно быть непрерывным. Такое требование обусловливается потребностью человека к необходимости постоянного пополнения собственных знаний в течение профессиональной деятельности и прогресса науки и техники. Цели и принципы, определяющие современное образование, должны быть ориентированы на подготовку учащихся к полноценному и эффективному соучастию в общественной и профессиональной областях в текущих условиях рыночных отношений.

повышение качества образования

Что даёт контроль за качеством образовательной деятельности?

Контроль и мониторинг качества образования позволяют своевременно модернизировать систему российского просветительского процесса. Это является закладкой фундамента на этапе построения здания экономически и политически эффективного правового государства. Речь идёт не столько о контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся, сколько о качестве самой системы и методах преподавания.

На современном этапе повышение качества образования – это внесение глобальных изменений в цели и содержание программ, которые будут ориентировать обучаемых на выработку новой модели подготовки людей к жизни и к профессиональной деятельности. Необходимо формирование у них совершенно новых личных качеств и навыков. Всё это диктуется также и новыми требованиями, предъявляемыми современным специалистам.

Оценочный мониторинг – основа формирования компетентных специалистов

На сегодняшний день уже в большинстве стран уделяют повышенное внимание таким проблемам, как эффективность обучения. Обращают внимание и на контроль качества образования. Для этого учёные объединяют свои усилия для разработки технологий и инструментария, методологий и сравнительных исследований эффективности и качественности процесса. Этим самым они создают систему мониторинга для оценки качества учебной деятельности в мировом масштабе.

качество образования в школе

Прогресс в соответствии со временем

Нынешняя система формирует обновлённую модель подготовки специалистов. Оценка качества образования вывела её на новый уровень, когда требуется учитывать не столько квалификационную модель специалиста, сколько его компетентность. Осведомлённого в своей сфере профессионала отличают не только знания, умения, навыки, опыт, но и способность реализовывать их, воплощать в жизнь, действовать, творить и создавать.

Качество образования в компетентностной модели специалиста связывают с интегрированными междисциплинарными требованиями к результату текущего процесса. То есть на первое место выходят качественные характеристики личности, которые как раз и будут сформированы современными просветительскими технологиями. Такая система на практике реализуется при помощи сетевых технологий обучения. Они, прежде всего, широко распространились среди представителей тех социально-возрастных групп, что получают глубокие знания без отрыва от своей основной трудовой деятельности. В результате более эффективное использование современных технологических достижений в традиционной системе образования приведёт к тому, что будет стёрта грань между очным, заочным и дистанционным обучением. И это, в свою очередь, является основной характерной чертой прогрессивного инновационного обучения современной молодёжи.

Читайте также: