Конституция норвегии доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эйдсволльская конституция 1814 — конституция Норвегии. Принята 17 мая Учредительным собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (Кильские мирные договоры (1814)) готовилась оказать сопротивление шведским планам её присоединения. Определяла Норвегию независимым государством, высшим представительным органом признавался парламент — Стортинг (избирался прямыми выборами, но с цензом — возрастным, имущественным, оседлости), имевший широкие права в области законодательства и финансов. Исполнительная власть в области управления страной, обороны, внешней политики, контроля над законодательством предоставлялась королю (последний не мог распустить стортинг и имел лишь право отлагательного вето). Вводились свобода слова, печати, предпринимательства, неприкосновенность личности и пр. По шведско-норвежской унии (1814) Швеция обязалась признавать норвежскую конституцию с поправками, вытекавшими из факта унии. С изменениями и дополнениями (в 1905, 1936, 1946 и др.) эйдсволльская конституция действует в Норвегии поныне. 17 мая в Норвегии отмечается как день независимости.

См. также

Ссылки

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

  • История Норвегии
  • История Швеции
  • События 17 мая
  • Май 1814 года
  • Политика Норвегии
  • Конституции
  • Право Норвегии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституция Норвегии" в других словарях:

Эйдсволльская конституция Норвегии 1814 г. — Эйдсволльская конституция 1814 конституция Норвегии. Принята 17 мая Учредительным собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (Кильские мирные договоры 1814)… … Википедия

Эйдсвольская конституция Норвегии 1814 г. — Эйдсволльская конституция 1814 конституция Норвегии. Принята 17 мая Учредительным собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (Кильские мирные договоры 1814)… … Википедия

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

КОНСТИТУЦИЯ — (лат.eonstitutio установление,устройство) в материальном смысле представляет собой писаный нормативный акт. совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина и определяют… … Энциклопедия юриста

ЭЙДСВОЛЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1814 — конституция Норвегии, принятая 17 мая 1814 Учредит. собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия, после отказа дат. короля от норв. короны в пользу Швеции (см. Кильские мирные договоры 1814), готовилась оказать сопротивление швед … Советская историческая энциклопедия

Эйдсволльская конституция 1814 — конституция Норвегии. Принята 17 мая 1814 Учредительным собранием в г. Эйдсволль (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (см. Кильские мирные договоры 1814) готовилась… … Большая советская энциклопедия

Парламентские выборы в Норвегии (2009) — Парламентские выборы в Норвегии в 2009 году состоялись 14 сентября.[1] Выборы в Норвегии, как правило, назначаются на второй или третий понедельник сентября. Досрочное голосование было возможно в период с 10 августа по 12 сентября… … Википедия

Эйдсволльская конституция 1814 — Эйдсволльская конституция 1814 конституция Норвегии. Принята 17 мая Учредительным собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (Кильские мирные договоры 1814)… … Википедия

Религия в Норвегии — Нидаросский собор, крупнейшая церковь в Норвегии. Религия в Норвегии. Государственной религией в Норвегии является лютеранство. Также су … Википедия

Католицизм в Норвегии — Собор святого Олафа, Осло, Норвегия … Википедия


Культура, развитие, место страны в современном мире определяются не только ее текущим состоянием и положением, но и влиянием, которое оказала история. Значимыми и определяющими развитие Норвегии историческими событиями являются получение независимости от Дании и создание норвежской конституции.

Принятие Норвегией основного документа государства создало подлинно демократическую культуру, подчеркивающую право голоса и прекращение наследственной власти. Хотя основной закон королевства был изменен с момента его создания в 1814 году, он остается предпосылкой для демократического политического климата в этой стране.

Последствия революций

Принятие конституции

Как и многие другие основные документы европейских стран, принятые в Европе между 1789 и 1814 годами, конституция Норвегии 1814 года носила в той или иной степени революционной характер.

Независимость королевства стала результатом окончания наполеоновских войн.

Основной документ страны был обусловлен принятием Декларации независимости США от 1776 года и революцией во Франции в 1789 году. Конституция Норвегии, текст которой был написан Кристианом Магнусом Фальсеном и Йоханом Гундером Адлером, также находилась под влиянием главного документа Испании 1812 года.

По сравнению со многими другими конституциями, принятыми в 1787-1814 годах, норвежская может быть охарактеризована как "умеренно революционная".

Устойчивость конституции Норвегии

Устойчивость конституции

Что делает конституцию королевства 1814 года по-настоящему особенной, так это то, что за два столетия она ни разу не была отменена.

Почти все конституции, принятые в Европе в те революционные годы, были аннулированы или претерпели сильные изменения. Только главные документы Норвегии и США остались более или менее нетронутыми.

Изменения конституции

Поправки к конституции

Строго говоря, конституция Норвегии в том виде, в каком она была принята в Эйдсволле 17 мая 1814 года, долго не просуществовала. 4 ноября 1814 года стортинг проголосовал за поправки к шестимесячной конституции.

В связи с этими поправками Норвегии было разрешено создать собственный национальный банк - Банк Норвегии. Стортинг также проголосовал за то, чтобы норвежский язык продолжал использоваться в конституции и правительственных документах. Эта норвежская конституция от 4 ноября 1814 года преобладала в течение большей части XIX века.

Конституция Норвегии 1814 года была продуктом своего времени. По мере развития норвежской демократии некоторые ее части стали выглядеть все более устаревшими. Например, король первоначально имел право назначать членов совета, которые были подотчетны только ему, и их нельзя было выбирать из членов парламента Норвегии. С установлением парламентаризма в 1884 году совет был фактически избран путем всеобщих выборов.

Весной 2012 года стортинг принял важную поправку к конституции - о разделении церкви и государства. Формально это сделало Норвегию светским государством без наличия официальной религии, при этом церковь Норвегии все еще упоминается в конституции.

Содержание

Современная Норвегия

Современный текст документа (с изменениями, принятыми в 2018 году) состоит из 121 статьи, объединенных в главы от А до F.

Основной закон королевства изложен на норвежском языке, кроме того, есть экземпляры на некоторых европейских языках. Конституция Норвегии на русском языке также может быть при желании найдена.

Глава А состоит из статей 1 и 2, в которых говорится, что Норвегия представляет собой свободное, независимое, неделимое королевство с ограниченной и наследственной монархией. Ценности государства - это "христианское и гуманистическое наследие, демократия и верховенство закона и права человека".

Глава B посвящена королю (или королеве), королевской семье, государственному совету и церкви Норвегии. Она состоит из статей 3-48.

Глава C (статьи 49-85) посвящена стортингу и правам граждан.

Законодательная власть принадлежит стортингу, который состоит из одной палаты из 169 членов, которые избираются раз в четыре года на свободных и тайных выборах. Все граждане государства в возрасте от 18 лет и старше имеют право голосовать. Статья 50 гарантирует это право мужчинам и женщинам.

Глава D (статьи 86-91) посвящена судебной системе.

В главе E (статьи 92-113) изложены различные права человека.

Глава F и алгоритм внесения поправок в конституцию

Глава F (статьи 114-121) содержит иные различные положения, в том числе о внесении поправок в конституцию.

Согласно статье 121, поправки к конституции могут быть предложены к первому, второму или третьему ежегодному собранию стортинга после всеобщих выборов. В случае принятия двумя третями голосов парламента поправка должна быть заверена королем и секретарем стортинга и опубликована. При этом поправка не должна идти вразрез с принципами, закрепленным в конституции, или "изменять дух конституции".

В конце стоит отметить, что современная конституция Норвегии демонстрирует любопытную смесь радикальных и традиционных ценностей. Этот документ предусматривает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Еще хочется обратить внимание на доступность основного закона королевства, ведь он представлен на нескольких европейских языках: на сегодняшний день в сети Интернет можно найти перевод конституции Норвегии на русский и многие другие языки.


Заседание Учредительного собрания в Эйдсволле в 1814 году. Работа художника Оскара Вергеланна в 1814 году .

Конституция Норвегии была одобрена 16 мая 1814 года на собрании Норвежского учредительного собрания в Эйдсволле (небольшой город к северу от Осло , который тогда назывался Христианией ). Конституция была подписана и датирована 17 мая , который стал национальным днем ​​Норвегии. В то время она считалась одной из самых радикально демократических конституций Европы.

История

Норвежская конституция [ 1 ] была вдохновлена Декларацией независимости Соединенных Штатов 1776 года и Французской революцией 1789 года , а также последующими конституциями Северной Америки и Франции, а также конституцией Испании 1812 года .

После кампании Швеции против Норвегии Конвенция Мосса вынудила Норвегию создать личную унию со Швецией , образовав Союз между Швецией и Норвегией , при этом 4 ноября 1814 г. пришлось внести соответствующие поправки в свою конституцию . Эти поправки были отменены в 1905 г. профсоюз был распущен через девяносто один год. Начиная с 1814 года было внесено несколько поправок, последняя из которых датирована 20 февраля 2006 года .

Развитие конституции

Необходимость реформирования конституции в 1814 году была продуктом его эпохи, поскольку в Норвегии развивалась демократия, и стало очевидно, что некоторые части конституции устарели. Например, исполнительная власть, которая согласно Конституции принадлежала королю, все больше оставалась в руках Государственного совета (statsråd). Точно так же изначально Король имел право назначать членов Совета, которые несли ответственность только перед Королем за свои действия и не могли быть избраны из числа членов Стортинга (парламента). С установлением парламентаризма В 1870-х годах Совет избирался всеобщими выборами, при этом король ограничивался назначением членов партии или коалиции, имевшей большинство в стортинге. Более того, Совет считался подотчетным Стортингу в том смысле, что неудавшийся вотум доверия вынудил правительство уйти в отставку. Последнее произошло в марте 2000 года, когда правящая коалиция сочла неспособной согласиться с введением газовых электростанций (с учетом их вредного воздействия на окружающую среду), что поддержало большинство стортингов.

Идиома

События и конституция 1814 года занимают центральное место в формировании норвежской идентичности. По этой причине и для того, чтобы текст был максимально согласованным, изменения написаны на языке, близком к исходному датскому . В 1814 году датский язык был языком письма. Два современных стандарта письменного норвежского языка, букмол и нюнорск , не были разработаны до конца 19 века. В 1903 году Конституция претерпела небольшую лингвистическую ревизию, исправив написание некоторых слов, которые изменились с 1814 года, но сохранив консервативный датский язык и стиль 19 века.

Поскольку поправки разрабатываются политиками, не владеющими датским языком XIX века, некоторые аспекты современной норвежской орфографии вкрались в конституцию. Для изменения языка, используемого в документе, были предложены различные подходы:

  • Измените язык и перепишите его, используя текущее написание и использование.
  • Используйте стандарт 1903 года, но исправьте различные отрывки, в которых некоторые поправки не соответствуют этому стандарту.
  • Восстановить язык до уровня 1814 года; Одно возражение против этого состоит в том, что большинству современных норвежцев было бы еще труднее читать.
  • Обновите язык до одной из орфографических реформ, будь то 1917, 1938 или 1959. Это все равно будет довольно консервативный язык, но ближе к текущему вмешательству.

Поправка к конституции от 2 февраля 2006 г. направлена ​​на устранение 16 незначительных орфографических ошибок в форме 1903 г.

Можно утверждать, что Норвегия, возможно, единственная страна, конституция которой написана на иностранном языке. Без сомнения, это единственное государство, составившее новый материальный закон на мертвом языке, за исключением Ватикана , в котором используется латынь. Даже официальное название Королевства Норвегия (норвежский: Kongeriket Norge / Kongeriket Noreg ) могло фактически быть датской формой Kongeriget Norge , если принять за чистую монету Конституции.

Текущие тренды

Время от времени вносятся предложения об отделении церкви от государства, что предполагает изменение статьи 2 Конституции. Это никогда не поддерживалось большинством стортинга , но это постоянная тема для дискуссий.

Верховный суд Норвежского королевства оправдан Конституцией и часто (неправильно) используется стортингом в качестве политического инструмента для контроля над правительством в 19 веке, но с 1927 года не проводились процедуры импичмента . Предложение о внесении поправок в конституцию было внесено в 2004 году, чтобы изменить правовую основу Высокого суда Королевства и уменьшить его политическую предвзятость. Предложение было единогласно одобрено Стортингом 20 февраля 2007 года. Суд будет состоять из пяти постоянных магистратов Верховного суда Норвегии и шести народных судей, назначаемых стортингом, а не всего Верховного суда, а также Лагтинга ( 1/4 Стортинга).

Некоторые ученые-конституционисты утверждают, что конституцию, возможно, придется изменить, если Норвегия присоединится к Европейскому союзу . Однако после референдума 1994 года эти дебаты были относительно тихими , поэтому вряд ли это изменение произойдет в ближайшее время.

использованная литература

внешняя ссылка

  • Wikisource на английском языке содержит оригинальные произведения Конституции Норвегии .
  • Английский перевод (обновлено 2 февраля 2006 г.): > с веб-сайта норвежского парламента (Stortinget)
  • Текущая версия на норвежском языке (с поправками, внесенными до 2 февраля 2006 г.): Kongeriget Norges Grundlov из Норвежской службы правовой информации
  • Оригинальная версия на норвежском языке (17 мая 1814 г.): Конституция для Kongeriget Norge с веб-сайта норвежского парламента
  • Исправленная версия для Союза со Швецией (4 ноября 1814 г.): Kongeriget Norges Grundlov с веб-сайта Национальной библиотеки Норвегии, на норвежском языке.

Государство на севере Европы, занимающее северную и западную части Скандинавского полуострова, остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген. Территория — 324 тыс. кв. км. Столица — г. Осло.

Население — 4,4 млн чел. (1998 г.). Официальный язык — норвежский.

Господствующая религия — лютеранство.

Норвегия — унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Во главе каждой области стоит назначаемый королем губернатор (фюлькесман). В областях (кроме Осло и Бергена) существуют выборные советы (фюлькестинги). Действующая Конституция была промульгирована 17 мая 1814 г. По форме правления Норвегия — конституционная парламентская монархия.

§1. Конституция Норвегии

1) Французская конституция 1791 г. оказала влияние в части регулирования статуса королевской власти и формального закрепления принципа разделения (теперь — распределения) властей между ее главными ветвями.

2) Шведская форма правления 1809 г. оказала влияние в части регулирования ответственности министров, права контрассигнации и отношения между королем и Госсоветом.

3) На положение и структуру Стортинга громадное влияние оказала конституция Батавской (Нидерланды) республики 1798 г. в части разделения парламента на две камеры (части, а не палаты) с целью обеспечения должного процессуального порядка при обсуждении законопроектов, при условии, что в стране отсутствуют предпосылки для учреждения второй, как правило аристократической, палаты. Дворянство было законодательно отменено в Норвегии в 1821г.

4) Конституция США 1787 г. оказала влияние на правовую связь Норвегии со Швецией: уния строилась на началах федерализма, но в связи с ее роспуском этот источник отпал.

5) В части, касающейся церкви, вплоть до сегодняшнего дня продолжают действовать некоторые параграфы Норвежского Уложения 1685 г. датского короля Кристиана V. Этот же акт продолжает сохранять значение и для регулирования статуса династии. Кроме того, необходимо указать на перечень актов конституционного значения, изданных с 1685 по 1814 г., которые до сих пор считаются действующими; список приведен в законе об отмене части устаревших законоположений от 20.12.1985 г.

6) Старонорвежское право эпохи викингов или саг (sagatiden) оказало влияние на представительную форму демократии в соединении с учением Ж.-Ж. Руссо.

Надо заметить, что это, пожалуй, единственное во всем норвежском праве упоминание о роли публичною международного права в норвежской правовой системе; есть, впрочем, незначительные ссылки на общее действие норм международного права: § 4 Закона о принудительном исполнении судебных решений. Если еще учесть противоречивые утверждения doctoreslegum о роли международного права, то создается впечатление сознательного запутывания простой проблемы норвежскими юристами.

На практике принцип легалитета осуществляется таким чисто скандинавским институтом, как омбудсман. Сам институт представляет собой избранного парламентом специального чиновника, наделенного особыми полномочиями по расследованию дел, вызванных нарушением государством прав и свобод гражданина. Единственное средство осуществления его власти — возбуждение уголовного обвинения против одного или нескольких государственных служащих. Тут стоит отметить, что в Швеции омбудсман уже лишился этой возможности и теперь у него осталось только право апелляции к Риксдагу. В Дании омбудсман проверяет только правомерность действий, предпринятых гражданской и военной администрацией. А § 3 закона Норвегии от 1962 г. об омбудсмане гласит, что задачей омбудсмана является обеспечение охраны граждан от неправомерных действий публичных властей. К самым последним конституционным новеллам Норвегии следует отнести принятие закона о контроле за деятельностью органов контрразведки, разведки и тайной полиции от 3.02.1995 г. Закон направлен на защиту частной жизни граждан от чересчур внимательного отношения к ним этих организаций, но контроль предоставлен соответствующему комитету Стортинга, а не омбудсману. Судебная практика скандинавских стран также свидетельствует о том, что суды принимают активное участие в обеспечении этойстороны легалитета.

3) Как принцип, применимый в уголовном праве. В соответствии с § 96 и 99 конституции Норвегии; ч. 6 § 71 конституции Дании и ст. 1 гл. 8 Формы правления Швеции индивид может быть осужден и подвергнут заключению не иначе как в соответствии с законом и по решению суда. Причем следственные органы обязаны обвинять всякого, совершившего преступление (так скандинавские юристы понимают действие принципа легалитета как принципа неотвратимости наказания).

§2. Конституционно-правовой статус личности

Положение норвежских граждан регулируется законом о норвежском гражданстве от 8.12.1950 г. В основу этого акта положен четкий принцип крови iussanguinis (nedstamningsprinsippet). По своей сути это закон с довольно жестким режимом, предусматривающий льготы для приобретения норвежского гражданства только для граждан других северных стран, сотрудничающих в рамках Северного Совета (ч. 2 § 6 и § 10 закона).

В 1994 г. в связи с ратификацией Норвегией ряда дополнительных протоколов к Европейской конвенции по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., протоколы № 6, 7, 9 и 10) появился новый параграф (1 Юс), обязывающий государство заботиться об уважении и соблюдении прав человека, что, однако, не всегда делается Норвегией. В первом ряду прав и свобод, которыми так гордится западное либеральное общество, традиционно стоит свобода слова. В Норвегии это право закреплено § 100 конституции, которое в первоначальном своем значении предполагало неответственность за выступления в печати. Ответственность наступала за преднамеренную диффамацию и клевету, но практика применения судами этого конституционного положения пошла по пути признания ответственности даже за случай непреднамеренной диффамации — публикацию неверных сведений по ошибке. Кроме того, толкование этого параграфа конституции формально запрещает предварительную цензуру, но ничего не говорит о контроле за распространением печатного издания. Формальное право, таким образом, весьма гибкий инструмент в осуществлении контроля даже за святая святых так называемой четвертой власти, как любят себя самодовольно называть представители СМИ.

Традиционное право человека на частную собственность, провозглашенное известной декларацией, закрепляется § 105 конституции, который устанавливает право на равное возмещение экспроприированной собственности. Рядом конституционных прецедентов, которые мы можем видеть в решениях Верховного суда (последнее значительное решение было принято в 1976 г.), этот параграф конституции толкуется именно в том смысле, что экспроприация может иметь место только в силу закона и за полное возмещение, включая даже упущенную выгоду. В этом же направлении идет судебная практика и остальных скандинавских стран. Однако развитие капиталистических отношений в рамках западной модели WelfareState несколько размыло былое крепкое ядро принципа неприкосновенности частной собственности, что отражено также в текущем норвежском законодательстве. Параграф 101 конституции, запрещающий устанавливать какие-либо ограничения предпринимательской деятельности (indskrasnknin-geriNasringsfriheden), исторически отражает устремление людей начала XIX в. устранить все препятствия, которые составляли основу полицейского государства эпохи меркантилизма. Во многом этот параграф является отражением идеологии laisser-faire, которая, однако, в современных условиях государства благоденствия является уже пустым звуком, но идеологическую роль продолжает играть.

§3 Органы государственной власти

Главой государства является король. Конституция называет особу короля “священной и почитаемой”; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. Поправка к Конституции, принятая в 1913 г., закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступает на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования. Он решает вопросы внешней политики: заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, принимает дипломатических представителей, вправе начать войну для обороны страны и заключить мир. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами. Все акты короля должны быть контрасигнованы соответствующими министрами, которые несут за них ответственность.

Законодательная власть принадлежит норвежскому парламенту — Стортингу. В его состав входят 165 человек, избираемых на четыре года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Во время работы парламент делится на две палаты: 1/4 депутатов образует верхнюю палату — Лагтинг (41 место), остальные — нижнюю, Одельстинг (124 места). Парламент ежегодно собирается на сессии, которые обычно начинаются в первый будний день, следующий за 10 января. Сессия продолжается столько времени, сколько Стортинг сочтет нужным. Палаты заседают раздельно, на заседаниях должно присутствовать не менее половины членов палаты. Премьер-министр и министры вправе участвовать в парламентских дебатах, но они не имеют решающего голоса. Правомочия парламента перечислены в Конституции: он издает законы, устанавливает налоги и пошлины, предоставляет займы за счет королевства. Парламент обладает контрольными полномочиями; осуществляет контроль за финансами, проверяет протоколы и официальные отчеты правительства, может требовать сведения о договорах, заключенных королем с иностранными государствами. Все законопроекты, представляемые депутатами или членами правительства, должны быть сначала рассмотрены Одельстингом. Далее он отсылается в Лагтинг, который или одобряет его. или возвращает со своими поправками в Одельстинг. Если законопроект дважды пройдет через Одельстинг и дважды будет отклонен Лагтингом, он может быть принят в случае одобрения на совместном заседании Стортинга большинством в 2/3 голосов. Принятый законопроект отсылается королю для утверждения. Поправки к Конституции представляются на рассмотрение парламента только в первую, вторую или третью сессию после новых выборов. Стортинг должен определить, принимать для обсуждения эти поправки или нет. Если вопрос будет решен положительно, поправки рассматриваются на совместном заседании палат и в случае принятия 2/3 депутатов вступают в силу без королевского утверждения. Правительство (во главе с королем оно образует Государственный совет) состоит из премьер-министра (им обычно становится лидер партии парламентского большинства) и не менее чем семи министров, которые назначаются и увольняются королем. Компетенция правительства весьма обширна. После того как в 1884 г. была установлена конституционная монархия, большинство прав короля перешло к Государственному совету. Ныне в руках этого органа сосредоточена подавляющая часть вопросов государственного управления. Правительство обладает, кроме того, некоторыми полномочиями в областей законодательства: оно подготавливает большинство законопроектов. Важные права закреплены за премьер-министром: он может увольнять министров в отставку, ему принадлежит решающая роль в определении правительственной политики, он участвует в назначении высших должностных лиц. Правительство осуществляет возложенные на него функции через департаменты, возглавляемые министрами. Перечень департаментов законодательно не установлен, но их сравнительно немного (10—20J. Правительство ответственно перед парламентом. Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя (по традиции он называется юстициарием) и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из трех судей) и уголовным (в коллегиях из пяти судей) делам. При разбирательстве гражданского дела Верховный суд может рассматривать все фактические и юридические его аспекты, а уголовного — лишь вопросы, относящиеся к применению права, характеру наказания и процессуальным нарушениям, допущенным в нижестоящих судах. Поскольку Верховный суд не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами. В составе Верховного суда функционирует Специальный проверочный апелляционный комитет (в составе трех судей, назначаемых председателем Верховного суда). Он предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в Верховном суде жалобы явно необоснованные либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет причин сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь некоторыми иными соображениями. В то же время при определенных обстоятельствах комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в Верховный суд. По уголовным делам комитет может самостоятельно отменить вынесенный нижестоящим судом приговор либо изменить его в пользу осужденного. Суды провинций действуют в пяти крупнейших городах страны — Осло, Скине, Бергене и Тронхейме и Тромсе. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из трех судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены двое или четверо непрофессиональных судей. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями. Приговоры по уголовным делам, вынесенные городскими или окружными судами, могут быть обжалованы в суд провинции только по вопросу о признании подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу. По первой инстанции суд провинции рассматривает уголовные дела о преступлениях, по которым грозит наказание строже, чем пять лет лишения свободы, а также может разобрать дело о менее тяжком преступлении, если об этом ходатайствуют органы обвинения. Уголовные дела рассматриваются тремя профессиональными судьями и отдельным жюри из 10 присяжных (для вынесения вердикта и виновности требуются голоса не менее 7 присяжных). Окружные и городские суды (их около 100 в стране) представляют собой центральное звено судебной системы; они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них рассматривает судья, как правило, единолично либо, по требованию сторон, совместно с двумя непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами (такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью). В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из трех профессиональных судей. Принятая в Норвегии судебная процедура (по большинству гражданских дел) требует, чтобы перед обращением в суд была предпринята попытка примирения сторон путем разбирательства дела в согласительном совете (из трех членов), образуемом при каждом муниципалитете (члены этих советов, избираемые на четыре года, как правило, не юристы)- Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения, но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски, обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства, по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.

Окружные и городские суды рассматривают по первой инстанции все уголовные дела, за исключением тех, что входят в компетенцию суда провинции. Они разбирают дела обо всех кражах, мошенничестве и иных имущественных преступлениях, а также о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. Уголовные дела рассматриваются коллегией в составе одного профессионального и двух непрофессиональных судей, Единолично судьи решают вопрос о предании суду, а также разбирают дела о проступках. Наряду с общими в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. В их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все они состоят из одного профессионального и двух непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд. В соответствии с Законом о трудовых спорах 1927 г. был создан Суд потрудовым делам, который выступает в качестве апелляционной инстанции, разбирающей жалобы на решения по трудовым спорам, вынесенные окружными и городскими судами. Его решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд. Наряду с профессиональными судьями в его состав назначаются представители объединений предпринимателей и профсоюзов. В 1952 г. в дополнение к нему в Осло был создан специальный Суд по трудовым конфликтам, призванный предупреждать забастовки и бойкоты (они могут состояться лишь после окончания слушания дела в этом суде). Этот суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам.

Обвиняемые в преступлениях, а также, если этого требуют обстоятельства дела, — в проступке имеют право на бесплатную юридическую помощь.

§4. Территориальное устройство и местное самоуправление

до 5000 жителей — 11 членов;

от 5000 до 10000 — 19 членов;

от 10000 до 50000 — 27 членов;

от 50000 до 100000 — 35 членов;

более 100.000 — 43 члена.

Для губерний

более 150000 — 13 членов

от 150000 до 200000 — 27 членов

от 200000 до 300000 — 35 членов

более 300000 — 43 члена.

Список использованной литературы

1. А.Я. Сухарев Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. М.: Издательство НОРМА, 2001.

2. М.А. Исаев Основы конституционного строя Норвегии. М.: Муравей, 2001.

3. М.А. Исаев, А.Н. Чеканский, В.Н. Шишкин Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000.

Читайте также: