Конституционные основы экологического права доклад

Обновлено: 25.04.2024

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм:

  1. общего характера, важные с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. экологические.

Нормы общего характера

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство". Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. "Достойная жизнь человека" включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.

Конституция в России закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Применительно к экологическому праву это – разделение деятельности по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.

Экологические (специальные) нормы

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы.

Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. Ст. 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства (частная, государственная, муниципальная и иная). Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.
В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств. Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется, и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • регулирование и защита прав человека и гражданина;
  • федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
  • ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В совместном ведении находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
  • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Важнейшим основополагающим источником экологического права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Консти­туция РФ, принятая на всенародном референдуме 23 декабря 1993 г.

Конституционные нормы, относящиеся к сфере общественных экологических отношении, как правило, подразделяются на нормы общего характера и специальные экологические. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в ст. 9, 36,41,42, 58, 71, 72, 114.

В ч. 1 ст. 9 Конституции устанавливается базовый принцип, содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, устанав­ливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой: использование и охрана; устанавливаются цели использования и охраны, на основе которых формируются права и обязанности граждан, их объединений и государства по бережному от­ношению и рациональному использованию природных ресурсов.

Во второй части данной статьи закрепляется многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (частной. государственной, муниципальной и иных формах)

В соответствии со ст. 41 Конституции в Российской Федерации фи­нансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическо­му и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду корреспон­дируется с обязанностью граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам (ст. 58).

В совместном ведении (ст. 72) Российской Федерации и ее субъ­ектов находятся: обеспечение правопорядка, общественной без­опасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окру­жающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; администра­тивное, земельное, водное и лесное законодательство, законодатель­ство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Кроме того, в соответствии со ст. 114 на Правительство РФ возло­жено проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования.

Важнейшим основополагающим источником экологического права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Консти­туция РФ, принятая на всенародном референдуме 23 декабря 1993 г.



Конституционные нормы, относящиеся к сфере общественных экологических отношении, как правило, подразделяются на нормы общего характера и специальные экологические. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в ст. 9, 36,41,42, 58, 71, 72, 114.

В ч. 1 ст. 9 Конституции устанавливается базовый принцип, содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, устанав­ливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой: использование и охрана; устанавливаются цели использования и охраны, на основе которых формируются права и обязанности граждан, их объединений и государства по бережному от­ношению и рациональному использованию природных ресурсов.

Во второй части данной статьи закрепляется многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (частной. государственной, муниципальной и иных формах)

В соответствии со ст. 41 Конституции в Российской Федерации фи­нансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическо­му и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду корреспон­дируется с обязанностью граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам (ст. 58).

В совместном ведении (ст. 72) Российской Федерации и ее субъ­ектов находятся: обеспечение правопорядка, общественной без­опасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окру­жающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; администра­тивное, земельное, водное и лесное законодательство, законодатель­ство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Кроме того, в соответствии со ст. 114 на Правительство РФ возло­жено проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования.

12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права

Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).

Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:

  • природно-ресурсное право, которое регламентирует отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;
  • природоохранительное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Объектами экологического права являются:

  • естественно-экологические системы;
  • земля, ее недра;
  • животный и растительный мир;
  • генетический фонд;
  • озоновый слой атмосферы;
  • воды;
  • микроорганизмы;
  • заповедники, заказники;
  • находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.

Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:

  • на формы охраны природы среды государством
  • формы охраны негосударственными объединениями

Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.

12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права

Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

  • обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;
  • выделение принципов экологического законодательства;
  • ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;
  • создание единого понятийного аппарата экологического права;
  • разработка круга субъектов экологических правоотношений;
  • уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

Выделяют следующие виды источников экологического права:

Основой экологического базиса являются конституционные акты

Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ

Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1

Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;

общепризнанные принципы и нормы международного права

Законы: федеральные и субъектов РФ

Специальный (полностью экологизированный)

федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);

законы субъектов РФ;

другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)

Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)

и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм

Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.

Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения 2 .

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.


В учебно-методическом пособии представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по экологическому праву России. В предлагаемом издании ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса, а также в соответствии с действующим законодательством. Данное пособие поможет подготовиться и успешно сдать экзамен по экологическому праву.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Конституционные основы экологического права

Конституционные основы охраны окружающей среды включают три группы норм.

1. Гуманитарные нормы. Конституция РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А также право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к ее богатствам.

2. Природоресурсные нормы. Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Нормы, определяющие компетенцию высших органов государственной власти. Конституция РФ закрепляет основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Также Конституция РФ оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Она определяет, что пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение компетенции проводится по предмету ведения, согласно которому Российская Федерация принимает федеральные законы. Они являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений вне пределов ведения Российской Федерации. При этом в Конституции отмечено, что законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Читайте также: