Конституционно правовой статус дагестана доклад

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрим особенности конституционно-правового статуса республик РФ.

В статье 65 Конституции в составе Российской Федерации в качестве её субъектов выделены 22 республики:

– Северная Осетия (Алания);

Республики заметно отличаются друг от друга по численности населения, размеру территории, географическому расположению, экономическому потенциалу и т.д. При этом имеющиеся различия не влияют на объем их полномочий, все они наделены равным конституционно-правовым статусом в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 66 Основного Закона конституционно-правовой статус республики устанавливается положениями Конституции РФ и конституции республики. Следовательно, именно Основной Закон определяет конституционно-правовой статус и характер взаимоотношений между федеральным центром и республиками в её составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что она выступает государственным образованием в составе Федерации, который наделен полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) на собственной территории, за исключением определенных полномочий. Последние согласно Конституции РФ закреплены за федеральными органами государственной власти. Властные полномочия республиканского образования исходит от её народа.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ также отличается и тем, что они имеют свою территорию. Она обладает внутренней границей, отделяющей её от остальных субъектов России. В отдельных случаях она имеют и внешнюю границу, которая отделяет её и в целом РФ от иностранных государств. Она устанавливается международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами.

Территориальное верховенство является важным проявлением конституционно-правового статуса республики. Территория выступает пространственным пределом для её власти. Органы госвласти республики распространяют власть на всю её территорию. Она не может изменяться без согласия региона. Согласно статье 67 Основного Закона границы между республикой и остальными субъектами могут быть изменены только при наличии их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется и специфичностью их конституционно-правовых систем, состоящих из конституции республики, республиканских законов и иных нормативно-правовых актов, договоров и соглашений с Российской Федерацией и другими субъектами России, а также акты о делегировании полномочий.

Каждая республика имеет собственную конституцию, в которой закрепляются:

– основы её конституционного строя;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– государственно-правовой статус субъекта РФ;

– система, принципы деятельности и компетенция законодательных, исполнительных, судебных органов региона и её муниципалитетов.

Республика принимает свою конституцию самостоятельно в определяемом ею порядке, он не предполагает необходимость её последующего утверждения федеральными структурами государственной власти. Она также самостоятельно разрабатывает и принимает иные региональные нормативно-правовые акты, что характеризует её конституционно-правовой статус. Принятые в пределах полномочий законы обладают верховенством и обязательностью для всех юридических и физических лиц на их территории.

Конституция и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить положениям Основного Закона России и федеральным законам, которые приняты в пределах полномочий РФ. При наличии противоречий между федеральным и республиканским актом действует федеральный закон. Однако в случае возникновения противоречий между федеральным законом, который издан вне пределов полномочий РФ, и республиканским нормативно-правовым актом действуют положения последнего.

Согласно конституционно-правовому статусу республика в составе РФ наделена правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании России. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения с РФ. При нарушении федеральными органами прерогатив субъекта РФ в сфере нормотворческой деятельности регион имеет право обратиться за защитой собственных прав и интересов в Конституционный Суд России.

Республика в составе РФ сама избирает систему своих органов государственной власти согласно основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных и представительных структур госвласти в России и законодательством субъекта.

Каждая республика имеет в своем составе:

– парламент как законодательный (представительный) орган;

– главу исполнительной власти в лице главы республики (Президента);

Систему республиканских органов прокуратуры возглавляет прокурор республики, который подчиняется Генеральному прокурору России.

Конституционно-правовой статус республик в РФ характеризуется республиканской собственностью. В её состав включают: землю, недра, воды, леса, животный и растительный мир и другие природные богатства, находящиеся на территории региона. К ней также относят памятники истории и культуры, другие ценности национального достояния. Они используются для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения территории.

В соответствии со статьей 68 Основного Закона России, конституционно-правовой статус республики предполагает право устанавливать свои государственные языки. В системе органов государственной и муниципальной власти и государственных учреждений субъекта они используются наряду с государственным языком РФ (русским языком).

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации предполагает международную правосубъектность. Они вправе выступать как участники внешнеэкономических связей и международных отношений, подписывать соглашения и договоры с другими государствами, участвовать в работе международных организаций и открывать зарубежные представительства. Однако их международная правосубъектность отличается ограниченностью, её реализация должна не противоречить положениям Конституции и законов РФ, а также Федеративного договора. Их международная деятельность должна координироваться с федеральными органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики лишает их права изменять собственный правовой статус в одностороннем порядке. Вместе с тем их конституционно-правовой статус также не может изменяться и без её согласия. Согласно статье 66 Конституции России конституционно-правовой статус республики может быть трансформирован при достижении взаимного согласия РФ и региона в установленном ФКЗ порядке.

Предметы ведения республик определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и конституциями республиканских образований в составе России. Часть из них формируют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Подобные вопросы разрешаются федеральными и республиканскими государственными органами на совместной основе. Остальные вопросы находятся вне пределов ведения и полномочий РФ, они относятся к предмету ведения самих республик и решаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении находятся вопросы обеспечения соответствия конституций и законов субъекта РФ положениям Конституции России и федеральным законам.

В совместном ведении РФ и республик находятся защита прав человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка и законности, гарантия общественной безопасности, охрана режима пограничных зон.

К совместному ведению отнесены вопросы законодательного регулирования: административное, административно-процессуальное, семейное, трудовое, жилищное, водное, земельное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и республик отнесены также кадры правоохранительных и судебных органов, адвокатура, нотариат, определение общих принципов по организации системы органов госвласти и местного самоуправления.

К совместному ведению РФ и республик в её составе в экономической и социально-культурной сфере отнесены:

– разграничение объектов государственной собственности;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, лесными и водными объектами и другими природными ресурсами;

– обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов и правил налогообложения и сборов в России.

Российская Федерация и республики совместно занимаются:

– решением общих вопросов воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и спорта;

– охраной памятников культуры и истории;

– защитой традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных этнических общностей на территории России;

– координацией механизма решения вопросов здравоохранения;

– защитой семьи, материнства, отцовства, детства;

– социальной защитой, в том числе социальным обеспечением;

– реализацией мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и эпидемиями, а также ликвидацией их последствий.

Особую сферу в совместном ведении РФ и республик в её составе формируют внешние отношения, где их общей задачей РФ выступает координация международных и внешнеэкономических связей региона, а также выполнение международных договоров России.

Помимо предметов совместного ведения имеются предметы, которые причислены к исключительному ведению республик в составе РФ. Их исключительные полномочия определяются конституциями регионов, но на основе положений Конституции РФ и Федеративного договора, раскрывая их конституционно-правовой статус. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Республики распоряжаются своей государственной собственностью, землей, недрами, водами и лесами, охраной окружающей среды на самостоятельной основе. Они разрабатывают и принимают бюджет региона, устанавливают республиканские и местные налоги, управляют республиканскими фондами экономического, социального и культурного развития, а также обеспечивают правовое регулирование своего политического, социально-культурного и экономического развития.

Конституционно-правовой статус республик предполагает, что они могут выстраивать внешние экономические, научные и культурные взаимосвязи с иностранными государствами, открывают представительства в международных организациях.

В их ведении находится и заключение Федеративного договора, а также межпарламентских и межправительственных соглашений и договоров. Они решают и другие вопросы, которые отнесены республиканской конституцией к ведению её государственных органов.

Отраженный в конституциях республик перечень их исключительных полномочий не выступает исчерпывающим. Исключительными полномочиями могут быть избраны и другие полномочия в случае, если это не противоречит положениям Основного Закона России. Другими словами, конституционно-правовой статус республики позволяет им самостоятельно реализовывать те полномочия, которые не были отнесены Конституцией РФ и Федеративным договором к ведению Российской Федерации либо к предметам совместного ведения.

Федеральные органы исполнительной власти при достижении соглашения с республиканскими органами исполнительной власти могут передавать последним на реализацию часть своих полномочий. Республиканские органы исполнительной власти по соглашению с федеральными органами также могут передавать им на реализацию часть своих полномочий.

от 10 июля 2003 года

Принята
Конституционным Собранием
10 июля 2003 года

Мы, многонациональный народ Республики Дагестан - составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство,

сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия,

выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства,

признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

стремясь к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Республика Дагестан - Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана.

Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны.

Республика Дагестан имеет свою Конституцию и законодательство, соответствующие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Конституция Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, принятые по предметам ведения Республики Дагестан, имеют прямое действие и применяются на всей территории Республики Дагестан.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Власть в Республике Дагестан осуществляет ее многонациональный народ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Республике Дагестан.

Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными.

В Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций.

Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Республике Дагестан осуществляют Глава Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан.

Система органов государственной власти Республики Дагестан устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.

В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана.

В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Каждый проживающий на территории Республики Дагестан, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с федеральным законом является гражданином Российской Федерации (далее - гражданин).

Республика Дагестан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Республике Дагестан обеспечиваются социальная ориентация экономики, свобода экономической деятельности, создаются условия для добросовестной конкуренции.

Регулирование экономических отношений органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством и должно способствовать устранению диспропорций в развитии территорий.

В Республике Дагестан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В Республике Дагестан признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Дагестан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Республика Дагестан - светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Глава 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В Республике Дагестан признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.

Достоинство личности, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой общественного порядка и социального мира.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


Опыт развития конституционно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, исследование происходящих в республике процессов, обусловленных как общегосударственными преобразованиями, так и собственными политическими явлениями, поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем — все это представляет интерес для понимания аналогичных процессов, имеющих место в других субъектах Российской Федерации, для совершенствования государственной региональной политики в России.

И.Б. МАГОМЕДОВ,

аспирант кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета

Опыт развития конституционно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, исследование происходящих в республике процессов, обусловленных как общегосударственными преобразованиями, так и собственными политическими явлениями, поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем — все это представляет интерес для понимания аналогичных процессов, имеющих место в других субъектах Российской Федерации, для совершенствования государственной региональной политики в России.

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституция Республики Дагестан, конституционно-правовое развитие, правовой и национальный режим, государственная целостность, законодательная инициатива.

Legal System of The Republic of Dagestan as a Subject of Russian Federation

The experience of development of the constitutional-legal status of the Republic of Dagestan as a subject of the Russian Federation, the study taking place in the Republic of processes, stipulated by the national transformations, and their own political phenomena, the search for mechanisms for the solution of regional problems – all this is of interest for the understanding of similar processes taking place in the other subjects of the Russian Federation, to improve the state regional policy in Russia.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Dagestan, the constitutional-legal development, legal and national treatment, the state integrity, the legislative initiative.

Республика Дагестан — одна из наиболее многонациональных республик Северного Кавказа, с характерной сложной этнополитической обстановкой, которая не раз за последние годы грозила привести республику к состоянию вооруженного конфликта.

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Характеристика государственно-правового статуса республики должна основываться в первую очередь на положениях обеих конституций. При этом содержание правового статуса республики составляют закрепленные в Конституции РФ, конституции республики и предусмотренных ими законах права, гарантии, обязанности и ответственность республики[1].

Общепринятой проблемой федерализма государства является конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция РФ исходит из асимметричности статуса субъектов Российской Федерации[2]. Например, если ч. 1 ст. 5 Конституции РФ устанавливает фактическое равноправие всех субъектов, то ч. 2 ст. 5 определяет статус республик уже как государств.

В Конституции Республики Дагестан (далее — Конституция РД), принятой в 1994 году, было закреплено, что Республика Дагестан есть суверенное государство в составе Российской Федерации.

Однако в действующей Конституции РД 2003 года[3] республика уже не признается суверенной. Данное положение является, несомненно, соответствующим Конституции РФ. Таким образом, конституционно-правовой статус республик должен определяться Конституцией РФ и конституциями республик, которые, следуя демократическим принципам государственного строительства, внесли существенные изменения в концепцию развития отечественного федерализма.

Соответствие республиканского законодательства Конституции РФ является одним из фундаментальных условий укрепления единства Российской Федерации, сохранения ее территориальной целостности.

Республика Дагестан обладает большинством атрибутов, которые свойственны государству. Однако республика не суверенное государство, а составная и неразрывная часть Российской Федерации, и ее статус, согласно ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, определяется совместно с Российской Федерацией. Конституция РФ обеспечивает юридическую основу развития законодательства республик как по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и по вопросам, которые входят в компетенцию республик.

Развитие правовой системы Республики Дагестан должно быть связано с научным исследованием ее региональной специфики и особенностей, а также с реальным воплощением ее основных положений в системе права, в судебной и иной правоприменительной практике, в деятельности всех государственных органов по созданию и реализации действующих в республике правовых норм, в формирующих современную правовую идеологию трудах ученых и специалистов, в правосознании и правовой культуре граждан[4].

Бесспорно, процесс формирования правовой системы Республики Дагестан и других субъектов Российской Федерации должен идти в направлении дальнейшей координации их места и роли в рамках единой правовой системы Российской Федерации, что требует согласованной работы всех политических институтов Российской Федерации и ее субъектов, формирования необходимого координационного механизма согласования интересов субъектов в рамках Российской Федерации. В сфере правотворчества данный процесс может быть реализован путем:

— разработки концепции правовой реформы и соответствующих программ, планов законодательных работ и законодательных приоритетов;

— разработки модельных законов и подзаконных актов органов исполнительной власти;

— контроля и координации республиканских нормативных актов с федеральными и, наоборот, федеральных нормативных актов с республиканскими.

Большую роль в законотворческом процессе должно играть социальное партнерство органов власти и общественных организаций. Создаваемые в регионах проекты законов должны быть скорректированы и приведены в соответствие с международными стандартами прав человека. При этом заложенный в Конституции РФ и Конституции РД механизм координации правовых систем Российской Федерации и республики укрепляет сущностную основу федерализма и способствует реализации международных стандартов прав человека.

При отсутствии полного государственного суверенитета, который принадлежит лишь государственному образованию в целом, т. е. Российской Федерации, тем не менее ее субъекты обладают достаточно широкими полномочиями в сфере собственного законодательства, создания своего регионального, учитывающего местные условия, традиции, национальные и иные особенности права и законодательства с учетом общих принципиальных положений единого российского правового пространства. В частности, речь идет о включении отдельных норм и принципов обычного права народов Дагестана в действующее законодательство Республики Дагестан.

Развитие концепции правовой системы отдельного субъекта Российской Федерации имеет важное практическое значение, поскольку дает возможность взаимодействия национального и международного права, непосредственного внутреннего действия норм международного права. При этом следует иметь в виду, что в процессе исторического развития правовая система России должна стать частью общемировой. Основным направлением развития России является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступают права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Основные проблемы развития правовой системы Дагестана во многом обусловлены тем, что она выступает составной частью общероссийской правовой системы. В этой связи важно отметить, что если в историческом прошлом единство и целостность Российского государства обеспечивались преимущественно силовыми методами, то в нынешних условиях они должны обеспечиваться преимущественно правовыми средствами: путем формирования отвечающей современным требованиям правовой основы и соответствующей правовой системы и осуществления комплекса мер по ее реализации на практике. Надо заметить, что в силу ряда причин, в том числе организационного характера, с этой задачей федеральная власть в нашей стране справляется далеко не лучшим образом. Федеральная власть, рассчитывая преимущественно на властные методы решения социальных проблем, эффективность которых на деле нередко оказывалась весьма сомнительной, фактически действует по старинке. К сожалению, она еще не научилась, как это принято в цивилизованных странах мира, открыто и последовательно, максимально уважая на деле политические, национальные, религиозные интересы проживающих на ее территории людей и, главное, без обмана формировать и осуществлять государственную политику. В государстве, где уровень жизни людей по регионам различается в десятки раз, вряд ли уместна положительная оценка деятельности властных структур федерального центра.

Разработанные юридической наукой рекомендации, несомненно, способствуют дальнейшему развитию правовой системы, хотя надо иметь в виду, что характерные для нашей страны социально-экономические предпосылки препятствуют реализации содержащихся в ее элементах требований по реформированию Российского государства, обеспечению демократических процессов и конституционных прав человека.

Перспективы социально-экономического развития Дагестана в немалой степени связаны с экологическим благополучием республики и всего Каспийского бассейна и Кавказского региона. Однако предпринимаемые в этой области меры со стороны государственных органов должны быть, по нашему мнению, более последовательными и эффективными. Особенно это касается вопросов использования ресурсов Каспийского моря и обеспечения его защиты. Позиция Республики Дагестан как прикаспийского государства по указанным вопросам должна быть достаточно активной, особенно в нынешних условиях, когда еще не определен правовой режим Каспийского моря и идет повсеместное разграбление его природных ресурсов. Выдвигаемые предложения со стороны отдельных прикаспийских государств по секторальному разделению единого моря на части с последующим распространением на них национального правового режима вытекают, скорее, из экономических интересов и впоследствии могут привести к непредсказуемым экологическим последствиям в бассейне моря[5].

Таким образом, правовая система Республики Дагестан в настоящее время является иерархически организованной совокупностью функционально взаимосвязанных юридических средств, оказывающих правовое воздействие на общественные отношения, сложившиеся в результате государственно-политического, экономического, социально-духовного, национального своеобразия региона. В результате сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включения западных правовых ценностей, современная правовая система Дагестана оказалась в состоянии эволюции, что, однако, не устраняет ее исконных культурно-национальных основ. В настоящее время дагестанская правовая система является составной частью российской правовой системы, следовательно, имеет все признаки романо-германской правовой системы. В то же время она испытывает серьезное влияние религиозно-традиционной правовой системы, которая сформировалась в глубокой древности на территории Дагестана и существовала почти на всех этапах развития республики.

1 См.: Кудрявцев В.Н. Российское конституционное право. — М., 2003. С. 198.

2 См.: Васильев А.М. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2008. С. 154.

3 См.: Казимирчук В.П. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2009. С. 178.

4 См.: Баглай М.В., Габричидзе К.Н. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1996. С. 281.

5 См.: Правовая система Дагестана: материалы межвузовской конференции. — Махачкала, 2005. С. 3—20.

26 июля дагестанцы в очередной раз отмечают национальный праздник Республики Дагестан - День Конституции Республики Дагестан.

14 лет назад — в 1994 году на первом Конституционном Собрании Республики Дагестан, после долгого и трудного поиска различных вариантов государственного устройства, была принята Конституция Республики Дагестан, открывшая новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовавшая вступление республики на путь демократического развития.

Одновременно Конституционным Собранием Республики Дагестан 26 июля был объявлен национальным праздником Республики Дагестан — Днем Конституции.
Конституция Республики Дагестан, принятая в 1994 году, отразила в себе кардинальные перемены, произошедшие в общественно-историческом развитии и государственно-политическом устройстве страны, вобрала в себя такие фундаментальные принципы демократии, как правовое государство, гражданское общество, многообразие форм собственности, провозгласила права и свободы человека как высшую ценность.

Конституция Республики Дагестан 1994 года стала серьёзным фактором консолидации дагестанского общества на ответственнейшем этапе нашей истории, позволила в тех сложных условиях сохранить мир и согласие на дагестанской земле, но самое главное — стала ярким выражением непоколебимости исторического выбора и твердой воли дагестанцев к сохранению единого неделимого Дагестана в составе многонациональной России.

Принятие Конституции явилось важнейшим в истории Республики Дагестан политическим актом, отразившим волю и интересы многонационального дагестанского народа, обозначившим демократию в качестве главного приоритета дальнейшего государственно-политического развития республики. В то же время Конституция стала основой сохранения мира и согласия, способствовала консолидации дагестанского общества на том ответственном этапе развития.

В непростой обстановке, в какой находилась страна и республика в начале 90-х годов, дагестанцы нашли в себе мудрость избежать политических крайностей, заняли ответственную и взвешенную позицию, смогли подчинить процесс разработки и принятия Конституции интересам Дагестана и России.

Идеи, заложенные в Конституции, были призваны предотвратить развитие деструктивных процессов, обеспечить стратегические интересы народов Дагестана. Она была пронизана духом подлинной демократии и интернационализма, закрепляла исторический выбор наших народов, ориентированный на дружбу, равенство и единство всех народов и национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Республики Дагестан практически заново была создана правовая база дагестанской государственности, реализован на практике принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Вместе с тем жизнь не стоит на месте, а федеральное законодательство постоянно совершенствуется и развивается. На федеральном уровне были законодательно закреплены общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, более четко определены положения, связанные с правовым статусом субъектов Российской Федерации, изменения произошли в регулировании правовых основ российского гражданства и ряде других вопросов.

Исходя из этих предпосылок, в Республике Дагестан пришли к необходимости пересмотра Конституции Республики Дагестан.

В соответствии с решениями руководства республики была образована Конституционная комиссия, разработан и опубликован для всенародного обсуждения проект редакции новой Конституции Республики Дагестан.

10 июля 2003 года Конституционным Собранием Республики Дагестан была принята новая Конституция Республики Дагестан, официально обнародованная 26 июля.

Отразив в себе позитивные перемены, произошедшие в стране, современные тенденции государственно-правового развития России, Конституция Республики Дагестан подтвердила верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стала прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демократии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.

Конституция Республики Дагестан, принятая в 2003 году, закрепляет и развивает общепризнанные принципы демократического государства, подчеркивает твердость исторического выбора дагестанского народа — жить и развиваться в единой семье народов многонациональной России.

Закрепленные в новой Конституции Республики Дагестан основополагающие принципы государственного устройства в полной мере согласуются с проводимым руководством России курсом, направленным на обеспечение единого правового пространства, укрепление вертикали власти и усиление роли государства в обеспечении общенациональных интересов страны.

Конституцией Республики Дагестан 2003 года был изменен порядок формирования органов государственной власти. Она впервые учредила должность Президента Республики Дагестан, наделяемого полномочиями Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Российской Федерации.

Современная политическая обстановка, которая характеризуется укреплением вертикали власти и правопорядка, консолидация дагестанского общества позволила республике с 2006 года перейти к президентской форме правления.

Два года, прошедшие со времени практической апробации института президентства, состоявшиеся выборы в марте 2007 года в Народное Собрание Республики Дагестан, относительно непродолжительный опыт функционирования парламента республики четвертого созыва, позитивные перемены в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни дагестанского общества убедительно свидетельствуют, что Конституция Республики Дагестан соответствует духу переживаемого страной и республикой времени, открывает перед Дагестаном широкие возможности для динамичного развития экономики, улучшения жизни дагестанцев, укрепления демократии и дагестанской государственности в составе Российской Федерации.

Конституция Республики Дагестан ознаменовала собой новый шаг в развитии прав и свобод граждан. В ней содержится свыше сорока статей, в которых устанавливаются экономические, политические, социальные, культурные права и свободы, которыми может обладать каждый гражданин. Они полностью соответствуют международным стандартам. К сожалению, реализуя свои права, граждане республики нередко сталкиваются с определенными сложностями.

Одна из существенных проблем в этой области — ненадлежащее исполнение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами федеральных законов и законов Республики Дагестан, принятых на основе и во исполнение основных положений Конституции. Высокий уровень коррумпированности административных и правовых институтов выступает как препятствие на пути к применению и реализации конституционных норм.

Курс политического руководства республики свидетельствует о реальном стремлении сформировать в Дагестане действенный механизм обеспечения прав и свобод граждан, в котором большая роль отводится институтам гражданского общества. За последние два года в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека, сформирована Общественная Палата, образованы общественные советы при правоохранительных органах, а также ряде министерств и ведомств республики. Создание подобных советов способствует развитию гласности и открытости деятельности государственных структур.

Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без широкого участия в этом процессе граждан республики. Следует признать, изучение и разъяснение основных положений Конституции Республики Дагестан среди различных категорий населения, особенно молодежи, явно недостаточно. Содержание Основного Закона не доводится до каждого гражданина. Конституционные положения не стали нормой жизни всего общества. Просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты должно стать стратегическим направлением деятельности не только государственных органов, но общественных институтов.

Конституция Республики Дагестан является фундаментом, основой республиканского законодательства. Закрепление ею основ конституционного строя, базовых прав и свобод человека, принципов организации государственной власти в республике позволяет последовательно развивать и совершенствовать республиканское законодательство.

В соответствии с новой Конституцией Республики Дагестан необходимо продолжать корректировать правовую базу дагестанской государственности, реализующей на практике конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Предстоит еще много сделать для того, чтобы в полной мере реализовать положения Конституции Республики Дагестан, а именно способствовать дальнейшему демократическому развитию дагестанского общества, укреплению мира и согласия в республике и сплоченности многонационального дагестанского народа со всеми народами Российской Федерации с целью построения демократического, правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Все это — большая и кропотливая работа, которую предстоит проделать всем нам в ближайшие годы, с тем, чтобы весь огромный потенциал Конституции Республики Дагестан, её дух и буква могли реально и эффективно выполнять своё предназначение.

Ниматулаева Р.А., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета ДГУ, кандидат юридических наук.

Новая Конституция Республики Дагестан была принята не на референдуме, а Конституционным собранием 10 июля 2003 г., несмотря на то что законодательство позволяет выносить такие судьбоносные вопросы на референдум. В результате изменилась форма правления в Республике - введен институт президентства, изменилась избирательная система, получили совершенно иное звучание основы конституционного строя Республики и т.д.

New Constitution of the Republic of Dagestan was not adopted at a referendum, but by the Constitutional Assembly on July 10, 2003 despite the fact that the legislation allows to put such fateful issues on a referendum. As a result the form of government was changed - the institute of presidency was introduced, the election system was changed, the fundamentals of constitutional system were reviewed .

Nimatulaeva R.A. Certain problems of constitution al development of the Republic of Dagestan.

Распад СССР породил множество проблем, которые существенно изменили политическую карту на постсоветском пространстве. Объективно возникла настоятельная потребность в разработке и принятии Конституции РФ и конституций ее субъектов. В результате на референдуме 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, и вслед за ней Республика Дагестан также на референдуме 1994 г. приняла свой Основной Закон.

Справедливости ради надо отметить, что Дагестан, в отличие от большинства республик страны, никогда не принимал участия в тогдашнем "параде суверенитетов". Однако некоторые положения Конституции 1994 г. свидетельствовали о непонимании или о двойственном толковании дагестанским законодателем некоторых правовых категорий и положений.

В частности, в ст. 1 Конституции РД 1994 г. подчеркивалось: "Республика Дагестан - Дагестан есть СУВЕРЕННОЕ (выделено мною. - Р.Н.) единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана". Ведь очевидно, что суверенное государство не может быть в составе другого государства. В дальнейшем данная статья была изменена, и в Конституции РД 2003 г. она получила следующую редакцию: "Республика Дагестан - Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана". Обладает ли Дагестан всеми необходимыми атрибутами государства? Разумеется, нет. Поэтому данное положение Конституции тоже спорно.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что в Конституцию РД 1994 г. было внесено большое количество изменений. Исходя из этого, дагестанский законодатель решил принять новую Конституцию РД, которая была принята Конституционным собранием 10 июля 2003 г. Правда, в научных кругах эту Конституцию считают новым Основным Законом, а в коридорах органов власти, как правило, видят в ней новую редакцию Конституции 1994 г. И это не случайно. Ведь Конституция РД 2003 г. была принята не на референдуме, а Конституционным собранием. Несмотря на то что закон это позволяет, такие судьбоносные вопросы нужно выносить на референдум. В противном случае получается, что Конституционное собрание РД полностью подменяет весь дагестанский народ. Между тем согласно ст. 4 Конституции РД "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".

С принятием Конституции РД 2003 г. изменилась форма правления в Республике - введен институт президентства, изменилась избирательная система, получили совершенно иное звучание основы конституционного строя Республики и т.д. Однако по всем этим новеллам не спросили мнение дагестанского народа.

Следует подчеркнуть, что проблема не в том, какая форма правления для Республики наиболее приемлема, а в том, что власть в свою угоду и для своего самовоспроизводства может пойти на самые изощренные политико-правовые ухищрения. Ведь в Законе "О референдуме в Республике Дагестан" от 9 февраля 2001 г., который заменил подобный Закон от 29 октября 1998 г., подчеркивается (п. 1 ст. 5), что на референдум выносятся вопросы, находящиеся в пределах полномочий РД, и "на референдум Республики Дагестан в обязательном порядке выносятся вопросы о принятии новой Конституции Республики Дагестан в случае принятия Конституционным собранием соответствующего решения; об изменении статуса или границ Республики Дагестан" .

См.: О референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 9 февраля 2001 г. // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2001. N 2.

Практика проведения референдумов в последние 10 лет показывает, что этим правом граждане РД пользовались неоднократно. На референдум выносились три проекта Конституции РД: в июне 1991 г., в декабре 1993 г. и в марте 1999 г., и трижды выносился вопрос о целесообразности введения института президентства.

В Республике проводились референдумы в июне 1991 г., в декабре 1993 г. и в марте 1999 г. с одним и тем же вопросом - о целесообразности введения поста Президента в Республике Дагестан в разных редакциях. На наш взгляд, подлинным толчком для открытия дискуссии об учреждении института президентства в Дагестане послужило стремление граждан иметь сильную исполнительную власть, которая покончила бы с разгулом преступности, коррупцией в органах власти, социально-экономическим кризисом и духовной деградацией населения.

На первый референдум выносился вопрос в редакции: "Считаете ли Вы целесообразным введение поста Президента в Республике Дагестан?" В данном случае гражданам было не ясно, как будет избираться Президент: всеобщим тайным прямым голосованием, парламентом и т.д. Учитывая возрастающий интерес к данному вопросу граждан, руководство Республики рекомендовало Конституционной комиссии РД и ее рабочей группе провести встречи с представителями общественных организаций, национальных движений, религиозных организаций и творческой интеллигенции и составить целостную картину общественного мнения по этому вопросу .

Дагестанская правда. 1994. 15 февраля.

В первом референдуме против института президентства проголосовало около 90% граждан. Вместе с тем надо отметить, что и после референдума не было достаточных оснований утверждать, что граждане РД были единодушны по поводу формы правления Республики. Гражданам было не ясно, за что и против чего они должны голосовать, так как вопрос, на наш взгляд, сформулирован туманно. Более того, граждане не имели представления, каков правовой статус будущего Президента, так как заранее не были определены основы его правового положения. Известно, что в различных странах президент имеет разные полномочия, и они зависят от формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима, национальных особенностей. Данный вопрос остался вне поля зрения законодателей и при принятии новой Конституции РД.

В печати и на телевидении продолжались дебаты, ставились под сомнение результаты референдумов, власть упрекали в использовании административных рычагов в процессе подготовки и проведения референдума.

После принятия действующей Конституции РД вопрос о Президенте также был актуальным для Республики. В частности, на учреждении поста Президента РД настаивали некоторые религиозные организации и национальные движения . В результате в обществе усиливалась социально-политическая напряженность. Ситуация могла бы выйти из-под контроля, оппоненты требовали отставки руководства и проведения досрочных выборов. Учитывая эту обстановку, Госсовет РД сам, согласно Закону, инициировал необходимость проведения очередного референдума и назначил сроки его проведения. На наш взгляд, это политически правильное решение снизило накал страстей в обществе.

См.: Халилов А.М., Гамзатов Я.Б., Исмаилов Ч.М. Национальный суверенитет и правовой статус Дагестана. Махачкала, 2000. С. 152.

На мартовский 1999 г. референдум был вынесен вопрос в редакции: "Считаете ли Вы необходимым введение в Республике Дагестан поста Президента Республики Дагестан (главы государства), избираемого гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?" На этот раз вопрос был поставлен достаточно ясно и определенно. Конституционный Суд РД также рассматривал вопрос о законности проведения референдума по одному и тому же вопросу в третий раз. Он счел это вполне обоснованным и законным .

См.: По делу о проверке соответствия Конституции Республики Дагестан вопроса, предполагаемого для вынесения на референдум Республики Дагестан в марте 1999 г.: Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1999. N 4.

Результаты последнего референдума таковы: против введения поста Президента в РД проголосовал 71% от общего числа принявших участие в референдуме; в референдуме приняли участие 68,3% граждан Республики, имеющих право голоса .

См.: Итоги всенародного референдума // Дагестанская правда. 1999. 24 марта.

Таким образом, на референдумах раз за разом был отвергнут институт Президента в РД. Некоторые считали, что это явилось результатом пропаганды подконтрольных органам власти СМИ и использования административных рычагов . Одним из основных аргументов против института президентства выступала сильная полиэтничность Республики и нежелание сделать пост Президента средством создания благоприятных условий для районов проживания нации, к которой будет относиться Президент .

См.: Сайфутдинов З. Почти зеркальное отражение // Дагестанская правда. 1994. 23 марта; Кушиев И. Национальный вопрос в условиях демократии // Дагестанская правда. 1994. 6 июля.
См.: Алиева З.А. Система органов государственной власти Республики Дагестан на современном этапе. Махачкала, 1999. С. 26.

Очевидно одно - вначале действующая в то время власть не хотела упразднения Госсовета как высшего коллегиального органа, как "коллективного президента", состоявшего из 14 представителей титульных народов Республики. При этом весомым аргументом в пользу его сохранения выдвигался фактор полиэтничности дагестанского общества. Однако за короткий период все диаметрально поменялось. Такое легкое отношение к Основному Закону говорит о наличии конституционного нигилизма среди чиновников разного уровня, что приводит к отчуждению от населения органов власти. Плюс ко всему этому повальная коррупция в высших эшелонах власти, сужение в прямом и в переносном смысле жизненного пространства для жителей Республики приводят к отрицанию самих основ конституционного строя Республики, правовому нигилизму, экстремизму и терроризму.

Поэтому действующая Конституция РД органами власти используется как политический документ, и ссылаются на него, когда нужно обозначить свою лояльность и преданность по отношению к центральной власти, когда хотят подчеркнуть позицию о единстве и неделимости России. Центр ценит подобную лояльность и взамен ей выделяет около 80% дотаций в Республику, которые, как считают многие в Дагестане, разворовываются местными чиновниками.

Анализ основных положений Конституции РД позволяет заключить, что многие из них прогрессивны, но остаются лишь простой констатацией и пожеланиями. В этом случае Конституция РД во многом превращается в фикцию, так как большинство ее положений не соответствуют действительности. Конституция превращается в простую декларацию благих намерений и пожеланий, т.е. она не реалистична.

Например, ст. 23 гласит: "Каждый имеет право на жизнь. " Однако на ухабистых дорогах Дагестана, по данным РИА "Дагестан", ежегодно погибают около 500 и получают увечья различной степени тяжести около 2000 человек. По этому показателю Дагестан занимает одно и первых мест со знаком минус в России, хотя и в самой России в этом вопросе ситуация неблагоприятная. Эти потери сравнимы с потерями локальной войны .

См.: РИА "Дагестан". 2007. 1 марта.

Далее, в ст. 27 подчеркивается: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". С одной стороны, имеется озабоченность политического руководства страны ухудшением качественных и количественных демографических показателей, а с другой - остается без должного внимания регион с избыточными трудовыми ресурсами. В Дагестане в настоящее время, по методике МОТ, около 22% населения являются безработными. Простому обывателю не объяснишь, как из федеральной Конституции данное положение перекочевало в республиканскую Конституцию, и оно абсолютно не влияет на его жизненный уровень.

В ст. 46 Конституции РД записано: "Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц". Однако до сих пор мирные жители, пострадавшие в результате антитеррористической деятельности, не могут получить компенсации и т.д.

К сожалению, таких примеров неэффективного действия конституционных норм можно привести много. В настоящий период ведутся бурные теоретические дискуссии о судьбах Российской Федерации, об особенностях проявления суверенитета в условиях федеративного государства, а также о статусе субъектов Федерации. Думается, что необходимо осмыслить суть федерализма в Российской Федерации с учетом потребностей конституционного развития страны в целом и субъектов РФ, так как "законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума" . Не политические амбиции отдельных личностей, групп, политических партий, а исключительно интересы населения всех частей страны и безопасность государства должны стать предопределяющими факторами будущего государственного строительства России.

Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992. С. 120.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: