Концепция географического образования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект – характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект – характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект – ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект – может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект – характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект – позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

[1] Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г.


Полный текст материала Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы ее реализации.

Значение географии и географического образования в России и современном мире

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем).

высокую мотивацию к изучению географии;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

Проблемы преподавания географии

В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

Проблемы содержательного характера

недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией;

недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;

отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки;

отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории у выпускников.

преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения;

отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;

недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;

низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.

отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;

сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах;

снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования;

Проблемы мотивационного характера

недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;

отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;

недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо;

снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий;

невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией;

Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

Основные направления реализации Концепции

Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно:

обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.

Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся;

учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой;

формировать у обучающихся представление о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);

формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе;

обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний и умений;

обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с использованием программ дистанционного обучения.

Система дополнительного образования и воспитания должна:

координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций;

развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований.

Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов, так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:

усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;

привлечение студентов и молодых специалистов к участию в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;

расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;

привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);

ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;

формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.

Географическое просвещение и популяризация географии в России

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается:

организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам и событиям отечественной и мировой географии;

организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев;

создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;

выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;

содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;

поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания и популяризирующих географию;

развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.

Реализация Концепции

Реализация Концепции предполагает:

обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;

разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.

Планируемые механизмы реализации Концепции:

разработать современные требования к учебно-методическим комплексам по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания;

подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя;

проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах;

проводить национальные исследования качества образования (НИКО) в 7-8 классах;

рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям в классических университетах;

создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров;

внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов;

проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии;

реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в обучении географии;

ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации,
а также определяет механизмы ее реализации.

II.Значение географии и географического образования в России
и современном мире.

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Географическая информация является необходимой базой для выявления
и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества
с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт
и геоинформационных систем).

высокую мотивацию к изучению географии;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

III. Проблемы преподавания географии.

В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

1. Проблемы содержательного характера

Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией;

недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;

отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки;

отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории
у выпускников.

2. Методические проблемы

Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения;

отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;

недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;

низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.

3. Кадровые проблемы

Отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;

сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах;

снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования;

4. Проблемы мотивационного характера

Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;

отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;

недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо;

снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий;

невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией;

IV. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

Задачи Концепции:

совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

V. Основные направления реализации Концепции.

1. Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно:

обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.

2. Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся;

учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой;

формировать у обучающихся представление о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);

формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе;

обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний
и умений;

обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с использованием программ дистанционного обучения.

3. Дополнительное образование

Система дополнительного образования и воспитания должна:

координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций;

развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований.

4. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов,
так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:

усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;

привлечение студентов и молодых специалистов к участию в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;

расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;

привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);

ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;

формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.

5. Географическое просвещение и популяризация географии в России

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается:

организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам
и событиям отечественной и мировой географии;

организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев;

создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;

выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;

содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;

поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания и популяризирующих географию;

развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.

VI. Реализация Концепции.

Реализация Концепции предполагает:

обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;

разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.

Планируемые механизмы реализации Концепции:

разработать современные требования к учебно-методическим комплексам
по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания;

подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя;

проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах;

проводить национальные исследования качества образования (НИКО)
в 7-8 классах;

рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям в классических университетах;

создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров;

внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов;

проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии;

реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в обучении географии;

ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты.

Значение географии и географической культуры в России и современном мире

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.

Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой (ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой; негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и другие).

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике. Такая система призвана обеспечивать:

- подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, туризма, экологии и др.

- должный уровень образования и воспитания молодежи, формирование у нее понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, ответственного отношения к природе и ее ресурсам, социальной ответственности, географической грамотности.

Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации. Примеры реализации такого подхода имеются как отечественной, так и в зарубежных педагогических системах (например, в Германии). При этом, система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе.

Внедрение новой системы географического образования должно обеспечить преемственность достижений русской и советской школы преподавания географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время.

Проблемы изучения и преподавания географии

Проблемы изучения и преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы мотивационного характера

В настоящее время существует ряд проблем мотивационного характера, связанных с низким престижем географии как таковой в школе и обществе в целом; непониманием и недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека; невостребованностью географии как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах.

Недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, равно как и отсутствие критериев этого отбора, приводят к переизбытку географической информации, затрудняющему её усвоение и, зачастую, выходящему далеко за рамки общего образования. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению географии среди учащихся.

Проблемы содержательного характера

Содержание реализуемого в настоящее время географического образования требует актуализации в соответствии с задачами формирования национальной идентичности и патриотического воспитания молодежи, обозначенным в данной Концепции, а также ряде других действующих стратегических документов.

В содержании школьного географического образования явно недостаточное внимание уделено географии человеческой деятельности, недооценено значение проведения школьниками комплексных междисциплинарных конструктивно-географических исследований.

Недостаточное внимание уделено повторению и закреплению материала в течение всего периода обучения. Как следствие этого, полученные на начальных стадиях обучения практические навыки решения географических задач утрачиваются ко времени окончания школы.

Важнейшей проблемой является отсутствие научно обоснованных представлений о базовом минимуме необходимой для усвоения учащимися информации, утвержденных перечней-минимумов основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры. От ее решения зависят объективность и качество контроля знаний выпускников, а также само понятие единого в масштабах территории страны образовательного пространства.

Требуют совершенствования методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии, в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий.

В практике школьного географического образования недостаточно используются технологии (в т.ч. базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким как проведение многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зеленой экономики.

В связи с низким престижем профессии учителя географии, данное направление педагогической подготовки мало востребовано среди выпускников старших классов общеобразовательных учреждений. Из-за отсутствия конкуренции и низкого проходного балла в педагогические вузы, в том числе на географические специальности, поступают выпускники школ со слабым уровнем подготовки. Отсутствие конкурса и неудовлетворительная базовая подготовка абитуриентов, поступающих в ВУЗы на географические и смежные специальности (учитель географии, географ, геоэколог и др.) неизбежно приводит к нарушению смены поколений и кадровому дефициту.

Системы подготовки студентов по направлениям географических и педагогических специальностей, дополнительного образования и переподготовки учителей географии недостаточно эффективны и направлены в основном на ликвидацию пробелов содержательного характера, а не на освоение новых технологий географического образования. Преподаватели образовательных учреждений высшего образования, в большинстве своем, оторваны от современных направлений географических исследований, не владеют информацией о последних открытиях и достижениях в сфере географии.

Похожие документы:

Программа декады образования в калужской области 19 августа 1 сентября 2016 года

Российская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации

. развития в Российской Федерации". . Российской Федерации имеют: 1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации . Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; 4) климатические и географические . Концепция .

. и совершенствования образования: подготовка и утверждение Концепции развития рыбохозяйственной науки в Российской Федерации; создание банка . здравоохранения и социального развития Российской Федерации, кандидат географических наук, эксперт по .

Правительство российской федерации распоряжение от 18 ноября 2011 г. N 2074-р

. и всей Российской Федерации. Благодаря уникальному географическому положению и . образования как инструментов социального развития включает в себя: развитие государственно-частного партнерства в сфере образования в субъектах Российской Федерации .

Читайте также: