Компетенция федеральных государственных органов в сфере экологического управления доклад
Обновлено: 05.07.2024
2. Специальные. Органы специальной экологической компетенции определены указом президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. В этой группе органы власти можно разделить на:
а) Органы общего комплексного государственного управления. К ним относятся:
1. Министерство природных ресурсов и экологии;
2. Министерство сельского хозяйства;
3. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
б) Функциональные органы государственного экологического управления. К ним относятся:
1. Федеральное агентство лесного хозяйства;
2. Федеральное агентство водных ресурсов;
3. Федеральное агентство по недропользованию;
4. Федеральное агентство по рыболовству;
5. Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
7. Федеральная служба по технологическому надзору;
8. Федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
в) Координационные, специальные уполномоченные органы государственного управления. К ним относятся:
1. Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию;
2. Экспертный совет при Правительстве РФ;
3. Государственный центр экологических программ министерства природных ресурсов и экологии.
1. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности;
2. Министерство здравоохранения;
3. Органы государственной статистики и таможни;
Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды РФ)
В его компетенцию входят:
1. Выработка государственной экологической политики;
2. Регулирование эксплуатации и обеспечение безопасности работ в сфере пользования недрами гидротехническими сооружениями, промышленной безопасности;
3. Мониторинг окружающей среды;
5. Регулирование деятельности ООПТ;
6. Проведение государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Она осуществляет контроль и надзор в области охраны и использования животного мира, ООПТ федерального значения, за использованием недр, водных объектов, земель, лесов на землях ООПТ, атмосферного воздуха, обращения с отходами, кроме радиоактивных отходов.
Проф. Дубовик подразделяет органы, осуществляющие экологическое управление по статусу на две группы:
1. Общие. Органы общей компетенции:
2. Специальные. Органы специальной экологической компетенции определены указом президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. В этой группе органы власти можно разделить на:
а) Органы общего комплексного государственного управления. К ним относятся:
1. Министерство природных ресурсов и экологии;
2. Министерство сельского хозяйства;
3. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
б) Функциональные органы государственного экологического управления. К ним относятся:
1. Федеральное агентство лесного хозяйства;
2. Федеральное агентство водных ресурсов;
3. Федеральное агентство по недропользованию;
4. Федеральное агентство по рыболовству;
5. Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
7. Федеральная служба по технологическому надзору;
8. Федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
в) Координационные, специальные уполномоченные органы государственного управления. К ним относятся:
1. Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию;
2. Экспертный совет при Правительстве РФ;
3. Государственный центр экологических программ министерства природных ресурсов и экологии.
1. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности;
2. Министерство здравоохранения;
3. Органы государственной статистики и таможни;
Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды РФ)
В его компетенцию входят:
1. Выработка государственной экологической политики;
2. Регулирование эксплуатации и обеспечение безопасности работ в сфере пользования недрами гидротехническими сооружениями, промышленной безопасности;
3. Мониторинг окружающей среды;
5. Регулирование деятельности ООПТ;
6. Проведение государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Она осуществляет контроль и надзор в области охраны и использования животного мира, ООПТ федерального значения, за использованием недр, водных объектов, земель, лесов на землях ООПТ, атмосферного воздуха, обращения с отходами, кроме радиоактивных отходов.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
ГАРАНТ:
См. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденные Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;
установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
создание и эксплуатация государственного фонда данных;
установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
абзац тридцать первый утратил силу;
Информация об изменениях:
осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
абзац тридцать четвертый утратил силу;
Информация об изменениях:
установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;
государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;
установление перечня загрязняющих веществ;
установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;
установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;
установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;
утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
создание и эксплуатация государственного фонда данных;
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами;
(см. текст в предыдущей редакции)
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
С 01.09.2022 абз. 21 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ).
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;
(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
установление перечня загрязняющих веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.
ГОСТ
Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды
Органы государственной власти, осуществляющие управление и контроль в области охраны окружающей среды, можно подразделить на: органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции выделены в особый ряд, потому что решение вопросов в области охраны окружающей среды:
- не является специальной функцией этих органов;
- решения данных органов распространяются на всех граждан и учреждения, предприятия и организации, которые находятся в пределах территории, подчиненной данным органам.
Органы общей компетенции действуют в соответствии с положениями Конституции РФ и конституций субъектов, а также в соответствии со специальными актами экологического законодательства, в которых содержатся положения о полномочиях данных субъектов.
В органы общей компетенции входят:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления.
Президент РФ и Правительство РФ в сфере экологического управления сосредотачивают свои действия на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом планировании, обеспечении рационального природопользования и безопасности окружающей среды. Их главной целью является общее руководство и управление природоохранительной деятельностью и общий контроль за этой деятельностью.
На данный момент структура специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования включает:
- Федеральные министерства;
- Федеральные агентства;
- Федеральные службы.
Федеральное Министерство осуществляет функции по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию соответствующей деятельности.
Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей деятельности, а также выполняет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы и борьбы с преступностью. Федеральной службе может быть присвоен статус коллегиального органа, в соответствии с которым она полномочна издавать индивидуальные правовые акты.
Готовые работы на аналогичную тему
Федеральное агентство осуществляет правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом. Также как и федеральная служба, федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа, в соответствии с чем оно наделено полномочиями издавать индивидуальные правовые акты, вести реестры, регистры и кадастры.
В настоящее время специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования являются:
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство по недропользованию.
- Министерство сельского хозяйства РФ
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Министерство экономического развития РФ
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Федеральное агентство лесного хозяйства.
Рисунок 1. Специально уполномоченные органы охраны окружающей среды
Система центральных органов федеральной исполнительной власти состоит из органов, выполняющих специальные задачи по государственному управлению охраной окружающей среды и природопользования. Этими органами являются:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая расположена в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отвечает за проведение надзора и контроля, а также исполнения обязательных требований законодательства РФ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
Органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды наделены целым рядом полномочий. Они должны:
Читайте также: