Компетенция федеральных государственных органов в сфере экологического управления доклад

Обновлено: 05.07.2024

2. Специальные. Органы специальной экологической компетенции определены указом президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. В этой группе органы власти можно разделить на:

а) Органы общего комплексного государственного управления. К ним относятся:

1. Министерство природных ресурсов и экологии;

2. Министерство сельского хозяйства;

3. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

б) Функциональные органы государственного экологического управления. К ним относятся:

1. Федеральное агентство лесного хозяйства;

2. Федеральное агентство водных ресурсов;

3. Федеральное агентство по недропользованию;

4. Федеральное агентство по рыболовству;

5. Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

7. Федеральная служба по технологическому надзору;

8. Федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

в) Координационные, специальные уполномоченные органы государственного управления. К ним относятся:

1. Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию;

2. Экспертный совет при Правительстве РФ;

3. Государственный центр экологических программ министерства природных ресурсов и экологии.

1. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности;

2. Министерство здравоохранения;

3. Органы государственной статистики и таможни;

Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды РФ)

В его компетенцию входят:

1. Выработка государственной экологической политики;

2. Регулирование эксплуатации и обеспечение безопасности работ в сфере пользования недрами гидротехническими сооружениями, промышленной безопасности;

3. Мониторинг окружающей среды;

5. Регулирование деятельности ООПТ;

6. Проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Она осуществляет контроль и надзор в области охраны и использования животного мира, ООПТ федерального значения, за использованием недр, водных объектов, земель, лесов на землях ООПТ, атмосферного воздуха, обращения с отходами, кроме радиоактивных отходов.

Проф. Дубовик подразделяет органы, осуществляющие экологическое управление по статусу на две группы:

1. Общие. Органы общей компетенции:




2. Специальные. Органы специальной экологической компетенции определены указом президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. В этой группе органы власти можно разделить на:

а) Органы общего комплексного государственного управления. К ним относятся:

1. Министерство природных ресурсов и экологии;

2. Министерство сельского хозяйства;

3. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

б) Функциональные органы государственного экологического управления. К ним относятся:

1. Федеральное агентство лесного хозяйства;

2. Федеральное агентство водных ресурсов;

3. Федеральное агентство по недропользованию;

4. Федеральное агентство по рыболовству;

5. Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

7. Федеральная служба по технологическому надзору;

8. Федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

в) Координационные, специальные уполномоченные органы государственного управления. К ним относятся:

1. Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию;

2. Экспертный совет при Правительстве РФ;

3. Государственный центр экологических программ министерства природных ресурсов и экологии.

1. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности;

2. Министерство здравоохранения;

3. Органы государственной статистики и таможни;

Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды РФ)

В его компетенцию входят:

1. Выработка государственной экологической политики;

2. Регулирование эксплуатации и обеспечение безопасности работ в сфере пользования недрами гидротехническими сооружениями, промышленной безопасности;

3. Мониторинг окружающей среды;

5. Регулирование деятельности ООПТ;

6. Проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Она осуществляет контроль и надзор в области охраны и использования животного мира, ООПТ федерального значения, за использованием недр, водных объектов, земель, лесов на землях ООПТ, атмосферного воздуха, обращения с отходами, кроме радиоактивных отходов.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденные Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

абзац тридцать первый утратил силу;

Информация об изменениях:

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

абзац тридцать четвертый утратил силу;

Информация об изменениях:

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;

утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

С 01.09.2022 абз. 21 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ).

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

установление перечня загрязняющих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.

Гост

ГОСТ

Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды

Органы государственной власти, осуществляющие управление и контроль в области охраны окружающей среды, можно подразделить на: органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый ряд, потому что решение вопросов в области охраны окружающей среды:

  • не является специальной функцией этих органов;
  • решения данных органов распространяются на всех граждан и учреждения, предприятия и организации, которые находятся в пределах территории, подчиненной данным органам.

Органы общей компетенции действуют в соответствии с положениями Конституции РФ и конституций субъектов, а также в соответствии со специальными актами экологического законодательства, в которых содержатся положения о полномочиях данных субъектов.

В органы общей компетенции входят:

  • Президент РФ;
  • Правительство РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

Президент РФ и Правительство РФ в сфере экологического управления сосредотачивают свои действия на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом планировании, обеспечении рационального природопользования и безопасности окружающей среды. Их главной целью является общее руководство и управление природоохранительной деятельностью и общий контроль за этой деятельностью.

На данный момент структура специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования включает:

  • Федеральные министерства;
  • Федеральные агентства;
  • Федеральные службы.

Федеральное Министерство осуществляет функции по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию соответствующей деятельности.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей деятельности, а также выполняет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы и борьбы с преступностью. Федеральной службе может быть присвоен статус коллегиального органа, в соответствии с которым она полномочна издавать индивидуальные правовые акты.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральное агентство осуществляет правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом. Также как и федеральная служба, федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа, в соответствии с чем оно наделено полномочиями издавать индивидуальные правовые акты, вести реестры, регистры и кадастры.

В настоящее время специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • Федеральное агентство по недропользованию.
  1. Министерство сельского хозяйства РФ
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  1. Министерство экономического развития РФ
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
  1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  2. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
  3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.

Специально уполномоченные органы охраны окружающей среды

Рисунок 1. Специально уполномоченные органы охраны окружающей среды

Система центральных органов федеральной исполнительной власти состоит из органов, выполняющих специальные задачи по государственному управлению охраной окружающей среды и природопользования. Этими органами являются:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая расположена в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отвечает за проведение надзора и контроля, а также исполнения обязательных требований законодательства РФ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды наделены целым рядом полномочий. Они должны:

Читайте также: