Коммерческая тайна доклад презентация

Обновлено: 19.05.2024

Презентация на тему: " Тема 5. Коммерческая тайна предприятия Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции." — Транскрипт:

1 Тема 5. Коммерческая тайна предприятия Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции

2 Содержание лекции 1.Понятие коммерческой тайны. 2.Критерии охраноспособности коммерческой тайны, особенности ее защиты. 3.Последствия разглашения коммерческой тайны

3 Виды конфиденциальной информации Сведения о сущности изобретения до официальной информации о них Сведения, связанные с профес- сиональной деятельностью: адвокатская, нотариальная, банковская и др. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства Коммерческая тайна Персональные данные, т.е. сведения о частной жизни гражданина.

5 Критерии охраноспособности коммерческой тайны Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае: 1. Когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2. К ней нет доступа на свободном основании; 3. В отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Только при соблюдении этих трех условий у предпринимателя есть возможность защитить свои права в судебном порядке. Срок охраны коммерческой тайны не ограничен.

6 Коммерческая тайна Сведения, отнесенные к коммерческой тайне локальными корпоративными актами Сведения, отнесенные к коммерческой тайне законодательными актами (информация из регистров бухгалтерского учета)

7 Не относятся к коммерческой тайне разрешительные документы (свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты); сведения о численности работающих, заработной плате, условиях труда; о задолженности работодателя по заработной плате и иным выплатам; сведения о загрязнении окружающей среды, состояния противопожарной безопасности, эпидемиологической обстановке; нарушении законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности; несоблюдении безопасных условий труда; сведения о реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения и т.д.

8 Каналами утечки информации могут служить: -публикации в отечественных и международных изданиях; -любые формы международного сотрудничества; - экспонирование на отечественных и международных выставках, любые формы международного сотрудничества; -передача документации и образцов представителям других фирм (в том числе при заключении контракта, если в контракте не оговорены положения о сохранении коммерческой тайны); -участие в конференциях, конгрессах и семинарах; -пребывание в лабораториях специалистов других фирм, в том числе стажеров, практикантов и студентов; -разглашение коммерческой тайны не информированным сотрудником. Если разглашение коммерческой тайны произошло по одному из вышеперечисленных каналов, то защитить свои права предпринимателю будет практически невозможно.

10 Введение режима охраны коммерческой тайны Обладателем коммерческой тайны является работодатель. Для сохранения режима коммерческой тайны работодатель обязан урегулировать данный аспект отношений с работником. Для этого необходимо: 1) ознакомить под расписку работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. 2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; 3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. В свою очередь работник обязан: выполнять режим коммерческой тайны, не разглашать коммерческую тайну, а в случае разглашения возместить причиненный работодателю ущерб.

11 Ответственность в информационных отношениях Виды ответственности Гражданско-правовая Уголовная Административная

12 Основания наступления ответственности Отказ в доступе к открытой информации; Предоставление недостоверной информации; Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну; Распространение ложных и порочащих сведений о конкурентах; Необоснованное отнесение информации к категории ограниченного доступа; Неисполнение обязанностей по предоставлению информации для формирования государственных информационных фондов

14 Административный порядок защиты коммерческой тайны Что бы квалифицировать действия как акт недобросовестной конкуренции, необходимо и вполне достаточно квалификации 3 признаков: 1. Действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. 2. Действия должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. 3. Действия должны причинить или быть способными причинить убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.

15 Судебный порядок защиты коммерческой тайны Подразумевает обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. Вопрос о коммерческой тайне непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, поэтому иски относятся к подведомственности арбитражных судов. В тех случаях, когда в качестве ответчика выступает работник - дело рассматривается в суде общей юрисдикции. Ст. 139 ГК РФ указывает лишь один из них возмещение причиненных убытков, но допускает применение и других способов. Если нарушение права на коммерческую тайну причиняет ее обладателю убытки, то виновное лицо должно эти убытки возместить. Убытки должны быть возмещены в полном объеме: компенсации подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

16 Вопросы для самоконтроля 1.Перечислите виды конфиденциальной информации. В чем отличие коммерческой тайны от других видов конфиденциальной информации? 2. Перечислите критерии охраноспособности коммерческой тайны? 3. Какая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, а какая нет? 4. Кто вводит на предприятии режим коммерческой тайны? 5. Какие меры необходимо принять для введения режима коммерческой тайны на предприятии? 6. Какие способы утечки информации необходимо контролировать в первую очередь? 7. Защищает ли режим коммерческой тайны владельца от предоставления информации для судебных органов и органов исполнительной власти?

Слайды и текст этой презентации

Коммерческая тайнаПодготовили: Рогожина Татьяна , Юлия Созонова , Мария Макарова , Ангелина Папанова

Подготовили:
Рогожина Татьяна , Юлия Созонова , Мария Макарова , Ангелина Папанова

Что такое коммерческая тайна?Коммерческая тайна – это законодательно охраняемое право каждого предпринимателя на скрытие информации. Другими словами? это

Что такое коммерческая тайна?

Коммерческая тайна – это законодательно охраняемое право каждого предпринимателя на скрытие информации. Другими словами? это секретная информация о деятельности предприятия.

Виды коммерческой тайныПо содержанию перечень информации, составляющей коммерческую тайну, может быть следующего содержания: секреты производства; экономические, в

Виды коммерческой тайны

По содержанию перечень информации, составляющей коммерческую тайну, может быть следующего содержания: секреты производства;
экономические, в том числе финансовые тайны;
иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.
Виды носителей:
письменных и печатных документов;
компьютерных баз данных;
данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
устройств и механизмов;
материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Информация, которую можно и нельзя рассекречивать. Деловые сведенияФинансовые отчеты. Вся бухгалтерская документация;Информация об использовании ценных бумаг;Данные о себестоимости

Информация, которую можно и нельзя рассекречивать.

Финансовые отчеты. Вся бухгалтерская документация;
Информация об использовании ценных бумаг;
Данные о себестоимости закупаемых материалов для производства;
Сведения о прибыли;
Информация о перспективах и планах развития компании;
Сведения об объемах реализованной продукции;
Любые рекламные сведения;
Данные о конкурентоспособности фирмы;
Сведения о клиентах, поставщиках, посредниках, заключенных контрактах и т. д.;
Особенности организации предприятия;
Данные, которые получены в результате деловой переписки.

Планы, схемы, чертежи и т. д.;
Рецептуры;
Методы и способы разработки материалов для производства;
Новейшие разработки по модернизации уже существующих технологий;
Информация о программном обеспечении, пароли, которые открывают доступ к секретной информации предприятия.

Меры защиты секретной информацииДля того чтобы секретные сведения охранялись законом, в компании должен действовать режим ком. тайны.Он

Меры защиты секретной информации

Соглашение о конфиденциальностиВводная часть. Данные о подписывающих сторонах, дата и место подписания документа, его наименование и т.

Соглашение о конфиденциальности

Вводная часть. Данные о подписывающих сторонах, дата и место подписания документа, его наименование и т. д.;
Предмет соглашения;
Обязанности обеих сторон;
Общие положения;
Ответственность, за нарушение условий договора;
Подписи сторон, их адреса и реквизиты.

Ответственность, которая наступает за разглашение конфиденциальной информации и нарушения договора о коммерческой тайнеДисциплинарная – выговор, увольнение или

Ответственность, которая наступает за разглашение конфиденциальной информации и нарушения договора о коммерческой тайне

Дисциплинарная – выговор, увольнение или простое замечание;
Материальная – возможно, придется возместить убытки, которые были нанесены фирме;
Административная – наложение штрафа. Для рядовых сотрудников – 500-1000 рублей, для руководителей – 4000-5000 рублей;
Уголовная – применяется в особо тяжелых случаях. Это штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, или ограничение свободы до 7 лет.
Если разглашение информации было неумышленное, тогда виновника привлекают к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел доказан, тогда наступает уголовная ответственность.


№ слайда 1

Что такое

№ слайда 2

Что такое 'коммерческая тайна'? Что такое 'коммерческая тайна'? Природа и характерные критерии Почему защищать коммерческую тайну? Преимущества и неудобства защиты коммерческих тайн Как создать программу управления коммерческими тайнами? Незаконное завладение коммерческими тайнами: как это запретить и каковы системы защиты? Нарушение коммерческих тайн: как это установить и каковы средства юридической защиты? Как проводить аудит коммерческих тайн?

Сотрудник А (инженер), который работал в компании A в бизнесе автомобилей, был н

№ слайда 3

Сотрудник А (инженер), который работал в компании A в бизнесе автомобилей, был нанят компанией О, которая изготавливает шины для автомобилей. В течение первой недели работы в компанией О сотрудник улучшил химический состав, который используется для изготовления шин. Генеральный директор компании О спросил сотрудника А, как он сделал это усовершенствование. Сотрудник А сказал, что это знание он имеет от предыдущей компании, где он работал. Генеральный директор был удивлен и спросил, не была ли такая информация секретной. Сотрудник А сказал, что он никогда не слышал не о чем ' секретном'. Сотрудник А (инженер), который работал в компании A в бизнесе автомобилей, был нанят компанией О, которая изготавливает шины для автомобилей. В течение первой недели работы в компанией О сотрудник улучшил химический состав, который используется для изготовления шин. Генеральный директор компании О спросил сотрудника А, как он сделал это усовершенствование. Сотрудник А сказал, что это знание он имеет от предыдущей компании, где он работал. Генеральный директор был удивлен и спросил, не была ли такая информация секретной. Сотрудник А сказал, что он никогда не слышал не о чем ' секретном'.

Информация (технологическая, коммерческая, финансовая, стратегическая, логистиче

№ слайда 4

Информация (технологическая, коммерческая, финансовая, стратегическая, логистическая, научная, и т.д.); Информация (технологическая, коммерческая, финансовая, стратегическая, логистическая, научная, и т.д.); Не является общеизвестной ни для общество, ни для других соответствующих круг бизнеса; Имеет коммерческую ценность ее владельцу из-за факта, что это является секретной; Подлежит разумным усилиям поддержать тайну информации.

Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную и ко

№ слайда 5

Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 98 ГК РУз). Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 98 ГК РУз).

Производственные процессы Производственные процессы (Химические) формулы: напитк

№ слайда 6

Производственные процессы Производственные процессы (Химические) формулы: напитки, пища, косметика, лекарства, и т.д. Программное обеспечение Проекты и модели Процедуры испытания Маркетинг, развитие и исследование, стратегические планы Отрицательная информация (процессы, которые не работали, и т.д.) Списки клиентов и информация о клиентах Цены и информация затрат Новые идеи, методы, понятия Самый знаменитый пример: формула напитков Coca-Cola

Формула напитков Coca-Cola Формула напитков Coca-Cola

№ слайда 7

Формула напитков Coca-Cola Формула напитков Coca-Cola


№ слайда 8

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпри

№ слайда 9

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпринять: 1 - установить систему идентификации коммерческих тайн 2 - развивать политику в области безопасности относительно информации, которая включает информацию о коммерческих тайнах (физический, административный и технический контроль)

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпри

№ слайда 10

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпринять: 3 - обучать всех сотрудников в вопросах, связанных с безопасностью информации 4 – проявлять должную осмотрительность, нанимая сотрудника вашего конкурента, и в отношении вашего сотрудника, который оставляет компанию 5 - включать разумные ограничения в письменной форме во все контракты

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпри

№ слайда 11

Шаги, которых компания должна предпринять: Шаги, которых компания должна предпринять: 6 - ограничить доступ к бумажным отчетам 7 - отмечать документы 8 - обеспечивать конфиденциальность в помещении офиса 9 - поддерживать тайну компьютеров 10 - охранять тайну, которая разделена с партнерами

Что должна была сделать компания A, чтобы ее сотрудник А (позже нанятый конкурир

№ слайда 12

Что должна была сделать компания A, чтобы ее сотрудник А (позже нанятый конкурирующей компанией O) не взял с ним 'знание', которое было секретным? Что должна была сделать компания A, чтобы ее сотрудник А (позже нанятый конкурирующей компанией O) не взял с ним 'знание', которое было секретным? Пожалуйста объясните возможные схемы защиты такой коммерческой тайны как определенный химический состав, который используются для изготовления шин.

Несправедливое приобретение коммерческой тайны воровством, мошенничеством, прину

№ слайда 13

Несправедливое приобретение коммерческой тайны воровством, мошенничеством, принуждением или любыми другими противоправными действиями Несправедливое приобретение коммерческой тайны воровством, мошенничеством, принуждением или любыми другими противоправными действиями Приобретение коммерческой тайны, зная (или будучи чрезвычайно небрежным в подвождении знать), что это было незаконно приобретено прежде Невинно приобретая коммерческую тайну, но используя или разглашая ее после изучения более раннего незаконного приобретения Использование или разглашение коммерческой тайны в нарушении договорного обязательства


№ слайда 14

В большинстве стран нет определенных законов о коммерческих тайнах. В большинств

№ слайда 15

В большинстве стран нет определенных законов о коммерческих тайнах. В большинстве стран нет определенных законов о коммерческих тайнах. Защита установлена: Согласно гражданским законам (Узбекистан) Согласно законам о нечестной конкуренции (например, в Германии) Договорным правом (во многих странах) Уголовным правом (например, в странах Европейского Союза, США, России)

→ Прежде всего, ответить на вопросы: → Прежде всего, ответить на вопросы: 1 - Де

№ слайда 16

→ Прежде всего, ответить на вопросы: → Прежде всего, ответить на вопросы: 1 - Действительно ли информация была тайной? 2 - Были ли предприняты разумные шаги, чтобы поддержать эту информацию в тайне? 3 - Было ли нарушение прав или конкурентоспособное преимущество, полученное другой компанией или человеком незаконно приобретшим коммерческую тайну? 4 - Было ли неправильное употребление информации, которая была незаконно приобретена или разглашена в нарушении честной практики ведения бизнеса?

Постановление суда остановить дальнейшее использования и получения выгоды Постан

№ слайда 17

Постановление суда остановить дальнейшее использования и получения выгоды Постановление суда остановить дальнейшее использования и получения выгоды Разрушение незаконно приобретенной продукции Постановление суда признать убытки (фактическое повреждение, потеря прибыли или несправедливого обогащения) Конфискация и поиск в помещении ответчика, чтобы получить свидетельство

Генеральный директор компании О планирует сделать аудит коммерческих тайн своей

№ слайда 18

Генеральный директор компании О планирует сделать аудит коммерческих тайн своей компании. Он желает поговорить с отделом кадров и управления об этом. Но сначала он хочет узнать, что точно означает такой 'аудит'. Генеральный директор компании О планирует сделать аудит коммерческих тайн своей компании. Он желает поговорить с отделом кадров и управления об этом. Но сначала он хочет узнать, что точно означает такой 'аудит'. Вы можете помочь генеральному директору и объяснить это?

1 - Установить существенные коммерческие тайны в компании 1 - Установить существ

№ слайда 19

1 - Установить существенные коммерческие тайны в компании 1 - Установить существенные коммерческие тайны в компании 2 - Проверить право компании на данные коммерческие тайны 3 - Проверить, чтобы процедуры конфиденциальности были сопровождены 4 - Проверить, чтобы сотрудники компании, консультанты, продавцы, клиенты и другие третьи лица не разглашали коммерческие тайны третьим лицам


№ слайда 20

Коммерческая тайна

Под коммерческой тайной принято понимать охраняемое законом право предприятия на засекречивание производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним. Информация, составляющая коммерческую тайну, как своеобразный нематериальный актив дает предпринимателю гарантию устойчивости и экономической безопасности бизнеса.Как показывает российская и зарубежная практика, более 50% угроз может быть ликвидировано путем введения и поддержания системы защиты коммерческой тайны.

Коммерческая тайна

Слайд 3

Коммерческая тайна

Слайд 4

Коммерческая тайна

Слайд 5

Слайд 6

Коммерческая тайна

Слайд 7: Организационные меры:

Организационные меры:

Слайд 8: Технические меры:

формирование комплекта необходимых и разумно достаточных технических устройств (приборов, несгораемых шкафов, программного обеспечения и т.д.) для соблюдения работниками организации установленного режима коммерческой тайны.

Технические меры:

Слайд 9: Юридические меры:

разработка и утверждение нормативно-распорядительных документов организации, регламентирующих: процедуру формирования, поддержания и контроля соблюдения режима коммерческой тайны; процедуру обращения с информацией, содержащейся в режиме коммерческой тайны; порядок и процедуру охраны конфиденциальности в рамках трудовых отношений; порядок и процедуру признания ноу-хау в качестве нематериального актива организации и снятия ноу-хау с бухгалтерского учета; порядок организации и процедуру работы экспертной комиссии; конкретные обязательства руководителя организации по обеспечению охраны конфиденциальной информации организации;

Юридические меры:

Слайд 10

разработка и утверждение комплекта документов: 1)договоров с работниками, третьими лицами (физическими и юридическими), договоров отчуждения ноу-хау, лицензионных договоров на использование ноу-хау; 2)приказов по признанию ноу-хау, принятию к учету, снятию с учета; 3)первичных учетных документов по ноу-хау; 4)схем бухгалтерских проводок в отношении ноу-хау; 5)реестров учетных документов.

Читайте также: