Комитет против пыток доклад

Обновлено: 18.05.2024

Иллюстрация: Анна Морозова / Медиазона

В 1987 году СССР ратифицировал Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Россия как правопреемница Союза должна выполнять договорные обязательства.

Конвенция предполагала создание при ООН Комитета против пыток (КПП). Этот орган наблюдает за выполнением государствами, ратифицировавшими документ, обязательств по запрету пыток. В Комитет входят десять независимых экспертов, сейчас в их числе есть и представитель России — юрист Бахтияр Тузмухамедов, в прошлом — судья Международных трибуналов ООН для Руанды и бывшей Югославии.

После этой процедуры Комитет публикует заключительные замечания властям страны, представившей доклад, а затем следит за ответными действиями государства. Замечания носят рекомендательный характер: их невыполнение не влечет никаких санкций.

О чем спрашивали Россию на сессии Комитета

Другой вопрос, поднятый сразу несколькими членами КПП — отсутствие в российском Уголовном кодексе отдельной статьи о пытках и, как следствие, статистики приговоров, вынесенных за применение пыток, и данных о количестве привлеченных к ответственности силовиков. По словам председателя КПП, из-за этого не получается составить четкое представление о состоянии дел в стране.

И что ответила Россия

На второй день сессии — 26 июля — российская делегация отвечала на поставленные Комитетом вопросы. Возглавлял делегацию заместитель министра юстиции и уполномоченный России в ЕСПЧ Михаил Гальперин, кроме него Россию представляли сотрудники Минюста, МИДа, Минобороны, Генпрокуратуры и ФСИН.

Глава российской делегации сказал, что не знает, какие обстоятельства заставили уехать из страны адвоката Ирину Бирюкову, поскольку она не подавала заявлений о предоставлении госзащиты, но пообещал, что в случае такого обращения охрану ей обеспечат.

Начальник управления надзора и режима ФСИН Игорь Кулагин, выступая перед КПП, зачитал статистику смертности в колониях, привел данные о количестве освобожденных по инвалидности заключенных и сотрудников медсанчасти, а также рассказал, что в России готовится законопроект о создании в тюрьмах условий для людей с ограниченными возможностями.

На эти замечания председателя российская делегация не ответила. Зато уже под конец заседания Гальперин ответил на вопрос члена КПП Диего Родригеза-Пинзона о компенсациях за жестокое обращение, рассказав о подготовке соответствующего законопроекта.

Доклад России. Официально

Доклад страны-участницы договора строится как ответ на список вопросов Комитета. Последний доклад России, подготовленный в 2016 году, состоит в основном из ссылок на нормы закона, которые теоретически способствуют искоренению пыток.

Комитет просил объяснить, как государство борется с практикой получения признательных показаний под пытками и исключают ли суды такие показания из числа доказательств. Россия в докладе цитировала статьи УПК с определением недопустимых доказательств, но не смогла уточнить, сколько раз суды отклоняли признательные показания из-за того, что они были получены под пытками — такую статистику в стране никто не ведет. О признаниях под пытками говорили осужденные в России украинцы Станислав Клых и Николай Карпюк, однако их признания остались в числе доказательств и легли в основу приговора.

Отвечая на вопрос о соблюдении прав задержанных, Россия снова перечислила нормы УПК, которые дают право на телефонный звонок, уведомление родных, свидание с защитником и его присутствие на следственных действиях.

Российские власти отдельно отмечают, что в СИЗО страны на 1 января 2016 года установлено 10 616 камер наблюдения, а тюремщикам выдано более 3 895 видеорегистраторов. В колониях камер к тому моменту было более 56 тысяч штук, а регистраторов — более 12 тысяч. В докладе утверждается, что сигнал с камер выведен на единый сервер, который находится в изолированном помещении с ограниченным для сотрудников ФСИН доступом. В то же время, когда заключенные жалуются на пытки, записи зачастую оказываются удаленными в связи с истечением срока хранения, либо их выдача намеренно затягивается. В случае заключенного ярославской ИК-1 Евгения Макарова запись, на которой запечатлено его избиение надзирателями, стала поводом для расследования только после утечки видео в СМИ.

В ИВС и спецприемниках государство не зафиксировало случаев пыток, говорится в докладе, а об отделах полиции в этом контексте просто не упоминается.

Отвечая на вопросы КПП, власти России говорят также о попытках наладить взаимодействие между учреждениями ФСИН и ОНК. Как отмечают авторы доклада, данных о воспрепятствовании посещению наблюдателями колоний и СИЗО в 2013-2015 годах нет, как и сведений о привлечении тюремщиков к уголовной ответственности на основании фактов, выявленных членами ОНК. Хотя с недопуском в колонию в этот период, например, сталкивался член оренбургской ОНК Тимур Рахматулин, а в Нижегородской области возбудили уголовное дело об избиении заключенного в ИК-14 после обращений наблюдателей в СК и Генпрокуратуру.

Отдельным пунктом на каждой сессии с участием России рассматривается ситуация на Северном Кавказе. Отвечая на вопрос об ответственности за нерасследованные похищения в Чечне, российское правительство в докладе сообщает, что сотрудников управления Следственного комитета по субъектам Северо-Кавказского федерального округа в связи с такими фактами не наказывали.

В докладе также представлены данные о количестве расследовавшихся в 2012-2015 годах дел о нераскрытых насильственных исчезновениях: в Чечне насчитали лишь два дела, в Дагестане — 17, в Ингушетии — три, в Северной Осетии — семь таких дел. Отвечая на вопрос о количестве чеченских полицейских, привлеченных к уголовной ответственности за пытки или жестокое обращение, Россия заверила, что таких преступлений в 2012-2015 годах не выявлено.

Рекомендации КПП, которые Россия игнорирует год за годом

Комитет обеспокоен тем, что эта статья редко применяется на практике, а силовиков за пытки судят по статьям 286 УК (превышение должностных полномочий) или 302 УК (принуждение к даче показаний)

Пытки

В 2012 году Комитет приветствовал создание в Следственном комитете подразделения по расследованию преступлений силовиков, но отмечал, что новой структуре не хватает сотрудников для оперативного и эффективного расследования всех подобных случаев. Из последнего доклада России следует, что сейчас отдел состоит только из десяти сотрудников. Еще в ноябре 2014-го сообщалось о 60 сотрудниках отдела, или 0,7 сотрудника на каждый регион страны.

Бытовое насилие

Нападения на правозащитников

Психиатрическая помощь

В 2006-м Комитет обратил внимание на проблему принудительной госпитализации в психиатрические больницы и условия содержания в этих учреждениях, которые организация оценила как бесчеловечные. КПП рекомендовал развивать амбулаторные методы лечения, улучшить условия в больницах. Помимо этого, эксперты Комитета советовали обучить персонал стационаров таким методам ухода за пациентами, которые исключают насилие и принуждение, а все случаи жестокого обращения расследовать. Российские власти отвечают, что действующее законодательство и так предполагает гуманное обращение с пациентами. В 2013 году журналист Егор Сковорода рассказывал о положении пациентов в двух психиатрических больницах Казани, где пациентов по указанию персонала связывали другие больные и в зафиксированном положении оставляли на несколько часов; во втором случае им кололи тяжелые и агрессивные препараты без показаний.

Подготовка кадров

Комитет уже не раз призывал власти России обучить медицинский персонал обнаружению следов пыток или жестокого обращения у задержанных, а силовиков и судей — проведению оперативных и беспристрастных расследований. Эта рекомендация повторялась на трех последних сессиях с участием России.

Дедовщина

Экстрадиция

Другая тема, которая обсуждается в Комитете с первых сессий с участием России — выдача иностранцев по запросу других государств. КПП советует российским властям запретить высылку людей в те страны, где им могут угрожать пытки.

Пытки в Чечне

Внимание Комитета к Чечне изначально привлекли военные действия, которым сопутствовали пытки и жестокое обращение с пленными. В 1997 году эксперты рекомендовали создать независимый комитет по расследованию заявлений о пытках со стороны российских военных и чеченских сепаратистов. В начале 2000-х Комитет поднял проблему внесудебных казней и похищений в Чечне, а также появившихся тогда тайных тюрем. Эксперты КПП призвали Россию расследовать эти преступления и предать огласке существование нелегальных мест заключения, выяснить, как там обращаются с задержанными и по чьему указанию они созданы.

В 2012-м обсуждались все те же проблемы. Комитет обращал внимание, что управление Следственного комитета по Чечне с 2007-го по 2009 год получило 427 жалоб на насильственные исчезновения и ни по одной не возбудило дело.

Рекомендации КПП, которые Россия хотя бы попыталась выполнить

Основные правовые гарантии для задержанных

На каждом заседании Комитета с участием России говорилось о соблюдении прав задержанных. С введением нового Уголовного-процессуального кодекса в 2001 году срок задержания ограничили до 48 часов, как и рекомендовали эксперты. Также новый УПК дает подозреваемому право на адвоката после задержания. Однако на практике эта норма не всегда соблюдается. Для решения этой проблемы Комитет предложил привлекать к дисциплинарной или уголовной ответственности силовиков, которые лишают задержанных доступа к адвокату. Случаи, когда силовики под надуманным предлогом откзываются пускать адвокатов к задержанным — не редкость; так было с защитником акционистов из Pussy Riot после финального матче ЧМ-2018.

В числе позитивных изменений Комитет отметил введение в 2001-м более строгих требований к арестам и допросам, а также передачу вопроса об аресте подозреваемых в исключительную компетенцию судов — раньше такие решения могли принимать прокуроры.

Прокуратура и СК

С 2002 года Комитет говорил о недостаточной независимости и эффективности работы сотрудников прокуратуры из-за ее двойной функции — ведомство занималось как расследованием уголовных дел, так и надзором. В 2006 году КПП призвал власти реформировать прокуратуру и разделить функции расследования и надзора. В 2011 году Следственный комитет при прокуратуре стал самостоятельным ведомством — теперь именно СК занимается расследованием уголовных дел, а прокуратура осуществляет надзор за ходом следствия.

Условия в тюрьмах

С первых сессий с участием России Комитет затрагивает проблему жестокого обращения с заключенными, которое остается нерасследованным, и обращает внимание на условия содержания в СИЗО и колониях, отмечая переполненность и антисанитарию. На последних сессиях одновременно с критикой Комитет отмечал, что власти России все же пытаются изменить ситуацию: так, Верховный суд запретил арест фигурантов экономических дел, вводятся альтернативные заключению виды наказаний. Но несмотря на это, учреждения ФСИН все равно остаются переполненными. В начале июля об антисанитарных условиях в нижегородском СИЗО-1 рассказал член местной ОНК Сергей Шунин, который опубликовал фотографии аварийной камеры.

Медицина в СИЗО и колониях

В том числе для таких осмотров эксперты советовали России создать тюремную медслужбу, независимую от МВД и Минюста. Однако позже, когда закон об обязательном медосмотре был принят, выяснилось, что на практике пожаловавшимся на пытки заключенным трудно добиться проведения судебно-медицинской экспертизы.

Моряков Д., аспирант кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета.

Комитет против пыток (далее - Комитет) был создан в соответствии со ст. 17 Конвенции против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (далее - Конвенция 1984 г.). Его целью была организация контроля за соблюдением государствами обязательств, вытекающих из участия в этом многостороннем международном договоре. Комитет учрежден государствами - участниками Конвенции 1984 г. и является наблюдательным органом, наделенным правом выносить решения только рекомендательного характера . Он стал первым в истории специализированным контрольным механизмом за соблюдением государствами обязательств по недопущению пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Доклад Комитета против пыток. 1998 г. A/53/44. С. 71.

При создании Комитета многие характерные черты его деятельности были заимствованы у Комитета по правам человека. Эти органы близки по своей природе, поскольку имеют общую задачу - осуществление контроля за соблюдением государствами означенных обязательств. Одно из их отличий заключается в том, что деятельность Комитета против пыток носит узкоспециальный характер, так как в его задачи входит контроль за выполнением государствами обязательств, вытекающих из Конвенции 1984 г.

Близость сфер действия этих контрольных органов принимается во внимание при избрании членов Комитета против пыток: в соответствии с п. 2 ст. 17 Конвенции 1984 г. при выборе экспертов необходимо отдавать предпочтение лицам, являющимся одновременно членами Комитета по правам человека, учрежденного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Но если механизмы деятельности Комитета по правам человека и Комитета против пыток оценивать в целом, становится очевидным, что второй, хотя и повторяет черты первого, разработан детальнее.

Комитет против пыток состоит из десяти экспертов, выступающих в личном качестве, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Выборы членов Комитета проводят государства - участники Конвенции 1984 г. на основе справедливого географического распределения, отдавая предпочтение кандидатам с юридическим опытом. Эксперты избираются тайным голосованием из числа граждан государств - членов Конвенции 1984 г. на основе составленного ими списка. Каждое государство-участник может выдвинуть только одну кандидатуру.

Комитет против пыток приступил к осуществлению своих функций 3 января 1988 г. Первое совещание, состоявшееся в апреле 1988 г. в Женеве, созвал Генеральный секретарь ООН. На первых двух сессиях эксперты приняли Правила процедуры и определили методы работы в соответствии с положениями Конвенции, п. 2 ст. 18 которой оговаривает только два обязательных условия работы Комитета: шесть членов образуют кворум, решения принимаются большинством голосов присутствующих. В соответствии с Правилами процедуры Комитет избирает председателя, трех его заместителей и докладчика. Должностные лица в таком составе избираются на два года с возможностью переизбрания. Могут быть учреждены специальные вспомогательные органы и определены их состав и полномочия.

Док. CAT/C/3 Rev. 1.29 August 1989.

Как правило, Комитет ежегодно проводит две очередные сессии. По требованию большинства экспертов или одного из государств - участников Конвенции, а также по решению председателя Комитета, принятого после консультации с другими должностными лицами, может быть созвана специальная сессия.

В соответствии со ст. 24 Конвенции 1984 г. Комитет против пыток, как и Комитет по правам человека, ежегодно представляет государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН доклад о проделанной работе. В нем отражается деятельность Комитета в течение двух состоявшихся в прошедшем году сессий: прилагаются отчеты о рассмотрении докладов государств-участников, представленных в соответствии со ст. 19 Конвенции, и о проведенных расследованиях по заявлениям о нарушении положений Конвенции. В докладе Комитет освещает также различные организационные вопросы (состав Комитета, выборы должностных лиц, участие членов Комитета в других органах). В качестве приложения к докладу могут быть опубликованы различные документы .

В докладе Комитета против пыток о работе его 23-й и 24-й сессий (2000 г.) была опубликована Совместная декларация по случаю Международного дня Организации Объединенных Наций в поддержку жертв пыток от 26 июня 2000 г. Док. A/55/44.

Как уже отмечалось, основной функцией Комитета против пыток является контроль за соблюдением государствами своих обязательств, вытекающих из участия в вышеназванном международном договоре. В случае нарушения положений Конвенции 1984 г. государства не могут оправдывать их своим внутренним законодательством, поскольку они обязаны привести его в соответствие с международными договорами, участниками которых являются. В целях реализации поставленной перед ним задачи Комитет, основываясь на положениях Конвенции, осуществляет следующие виды деятельности:

  • рассматривает периодические доклады государств о принимаемых ими мерах по выполнению обязательств согласно Конвенции 1984 г.;
  • проводит расследования случаев систематического применения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказании на территории государств - участников Конвенции 1984 г.;
  • рассматривает заявления:

а) государств-участников о нарушении положений Конвенции другим государством-участником;

б) частных лиц о применении к ним пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Первый вид деятельности Комитета - рассмотрение периодических докладов государств - участников Конвенции 1984 г. - носит превентивный характер, так как направлен на предупреждение возможных нарушений государствами положений Конвенции. Второй и третий виды деятельности осуществляются в целях пресечения уже имеющих место фактов применения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В соответствии с положениями ст. 19 Конвенции государства-участники представляют Комитету через Генерального секретаря ООН доклад о принятых ими мерах по выполнению обязательств. Первый доклад должен быть представлен в течение года после вступления в силу этого международного договора для соответствующего государства. В дальнейшем государства-участники обязаны раз в четыре года представлять в Комитет дополнительные доклады о любых новых принятых мерах в области предупреждения пыток. В отличие от Комитета по правам человека в докладах Комитету против пыток должны быть отражены только меры по реализации соответствующих прав и не рассматриваются трудности, с которыми государства сталкиваются при их осуществлении .

Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. ООН. Изд. "Права человека", 1995. С. 70.

Для упорядочения работы над докладом Комитет разработал общие руководящие принципы относительно формы и содержания первоначальных докладов и общие руководящие принципы относительно формы и содержания периодических докладов , которых должны придерживаться государства-участники. Как правило, доклад состоит из двух частей, первая из которых является введением, а вторая представляет собой комментарий по выполнению государством обязательств по каждой статье Конвенции.

Док. CAT/C/4/Rev.2.
Док. CAT/C/14/Rev.1.

При рассмотрении доклада Комитет в первую очередь определяет, содержит ли он информацию, достаточную для объективной оценки выполнения государством своих обязательств. В случае если доклад не отвечает этому требованию, Комитет может обратиться к соответствующему государству с просьбой представить к определенному сроку дополнительную информацию.

Комитет может включить свои замечания по докладу какого-либо государства-участника в собственный ежегодный доклад, а по просьбе государства-участника - включить в него весь текст его доклада. Но, как правило, Комитет в ежегодном докладе составляет краткий отчет по рассмотренным докладам государств в соответствии со ст. 19 Конвенции 1984 г., где отражает позитивные аспекты по выполнению государством обязательств, вопросы, вызывающие обеспокоенность, и рекомендации, данные Комитетом соответствующему государству.

Комитет против пыток в ходе изучения докладов государств - участников Конвенции 1984 г. следит за принятием этими государствами мер по имплементации норм соответствующего международного договора в национальное законодательство.

Внимание Комитета против пыток может быть обращено и на ситуацию в отдельном регионе государства - участника Конвенции 1984 г.

Рекомендации, выносимые Комитетом государствам-участникам, касаются различных аспектов предупреждения и пресечения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В своих рекомендациях Комитет может затрагивать также вопросы условий содержания заключенных.

Сделанные Комитетом против пыток замечания учитываются при составлении государством следующего периодического доклада спустя четыре года. Но это достаточно большой период, в течение которого ситуация может измениться, поэтому весьма позитивным было бы вменить в обязанность государствам-участникам в определенный срок, например в течение шести месяцев, предоставлять информацию о работе в области пресечения пыток, в соответствии со сделанными Комитетом замечаниями, а также предусмотреть меры воздействия на государство, отказывающееся прекратить применение пыток (например, наделить Комитет полномочием составлять специальный доклад о допущенных государством нарушениях и передавать его Генеральной Ассамблее ООН для оглашения на ее заседании и опубликования).

В целом деятельность Комитета против пыток по рассмотрению периодических докладов государств-участников нельзя назвать результативной, поскольку во многом, как и для Комитета по правам человека, эта работа носит формальный характер, а предоставляемые государствами сведения отражают только позитивные аспекты в сфере выполнения положений Конвенции 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Следующий вид деятельности Комитета против пыток осуществляется на основании ст. 20 Конвенции 1984 г., предусматривающей проведение конфиденциального расследования случаев систематического применения пыток. Под систематическим применением пыток Комитет понимает засвидетельствованные на территории государства - участника Конвенции 1984 г. случаи пыток, "которые не являются единичными и характерными для какого-либо места или времени, а характеризуются повторяемостью, широким распространением и конкретной целью, по крайней мере на значительной части территории соответствующей страны". Несмотря на данное Комитетом определение, "разграничение индивидуальных случаев и массовых нарушений прав человека" является одним из наиболее сложных проблем . При этом установить, каковы критерии массовых нарушений прав человека, невозможно. Например, хотя массовые нарушения слагаются из индивидуальных, не поддается определению количество индивидуальных нарушений, которое образует массовые нарушения прав человека. Таким образом, оценка Комитетом широты распространения и значительности территории государства, где имели место нарушения прав человека, носит субъективный характер.

Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 2. Старые и новые теоретические проблемы. М.: НИМП, 1999. С. 424.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Конвенции 1984 г., любое государство-участник во время подписания или ратификации этого международного договора или присоединения к нему может заявить о непризнании компетенции Комитета, определенной ст. 20 . Этот вид деятельности Комитет стремится осуществлять на основе сотрудничества с соответствующим государством-участником. Информация, послужившая основанием для начала расследования, может быть получена из разных источников: непосредственно от жертвы пыток, представляющего его лица, другого государства, неправительственной организации или по иным каналам.

По состоянию на 18 мая 2001 г. десять государств - участников Конвенции 1984 г. (Афганистан, Беларусь, Китай, Куба, Израиль, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Украина) заявили, что они не признают компетенцию Комитета, предусмотренную ст. 20 указанного международного договора. Доклад Комитета против пыток, 2001. A/56/44. Приложение 2. С. 82. В более поздних докладах Комитета информации о заявлениях государств-участников по ст. 20 Конвенции 1984 г. не содержится.

С согласия соответствующего государства-участника расследование может включать выездную миссию членов Комитета, уполномоченных для проведения расследований, в ходе которой они могут заслушать показания свидетелей. Посещение территории допустившего нарушение Конвенции государства представляется одним из наиболее эффективных методов получения достоверной информации о практике применения пыток, который нашел закрепление в п. 2 ст. 20 Конвенции и п. 80 Правил процедуры Комитета. В большинстве случаев проведение расследования включает посещение экспертами территории государства, в том числе мест лишения свободы. Отказ государства предоставить им такую возможность, как правило, не препятствует продолжению расследования в целом.

Для наиболее полного и объективного исследования фактов применения пыток члены Комитета в дополнение к персоналу и средствам, предоставленным Генеральным секретарем ООН, могут приглашать специалистов в области медицины, обращения с заключенными и переводчиков.

После проведенного расследования члены Комитета составляют доклад, который рассматривается Комитетом и через Генерального секретаря ООН направляется государству-участнику, в отношении которого проводилось расследование. Одновременно этому государству предлагается в разумные сроки информировать Комитет о мерах, которые оно принимает для исправления ситуации в соответствии с замечаниями и предложениями, высказанными в докладе. По завершении процедуры расследования Комитет при наличии согласия соответствующего государства может включить краткий отчет по результатам расследования в свой ежегодный доклад.

По окончании расследования Комитет сообщает государству-участнику о результатах этой работы и излагает свои замечания и предложения. Поскольку работа Комитета в соответствии со ст. 20 Конвенции 1984 г. носит строго конфиденциальный характер, вся информация, собранная в результате расследования, является закрытой. По завершении расследования и после консультаций с соответствующим государством-участником Комитет может включить краткий отчет о результатах этой работы в свой ежегодный доклад.

По состоянию на 2003 г. 48 государств-участников (из 134) сделали заявления, предусмотренные статьями 21 и 22 Конвенции 1984 г., из них Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Япония и Уганда сделали заявления только по ст. 21, а Мексика, Сейшельские Острова и Азербайджан - только по ст. 22 Конвенции 1984 г. Доклад Комитета против пыток, 2003. A/58/44.

В соответствии со своей компетенцией Комитет полномочен рассматривать заявления одного государства-участника о применении другим государством-участником пыток и заявления частных лиц о применении к ним пыток государством - участником Конвенции 1984 г.

Приступая к рассмотрению вопроса, Комитет в первую очередь оказывает добрые услуги сторонам в целях его дружественного разрешения. С этой целью Комитет может при необходимости учредить специальную согласительную комиссию. Попытка дружественного урегулирования спора в полной мере отвечает одному из основополагающих принципов международного права - принципу мирного разрешения международных споров, под которым понимается, что "на всех государствах лежит юридическая обязанность разрешать все возникающие в международной жизни споры и ситуации с помощью мирных средств и способов" .

Бахов А.С., Бобров Р.Л., Тункин Г.И. и др. Курс международного права. Т. 2. Основные принципы современного международного права / Под ред. Ф.И. Кожевникова и др. М.: Наука, 1967. С. 159.

Действия Комитета против пыток могут быть результативными только в случае согласия сторон пользоваться его добрыми услугами и принять его предложения по урегулированию конфликта. В ином случае Комитет против пыток в силу суверенитета государств не может правовым путем обязать их принять меры по пресечению пыток.

При решении вопроса о приемлемости заявления или рассмотрения его по существу Комитет может обратиться к соответствующему государству с просьбой принять меры по обеспечению безопасности предполагаемой жертвы. Такая просьба не означает, что было принято какое-либо решение по заявлению в целом, в том числе о его приемлемости.

В соответствии с этим документом бремя аргументированного изложения дела лежит на заявителе, который должен обосновать реальность угрозы применения к нему пыток на родине и подкрепить свои доводы достаточными фактическими материалами. В ином случае Комитетом выносится решение об отсутствии нарушения ст. 3 Конвенции 1984 г.

В связи с этим целесообразно было бы внести в ст. 22 Конвенции 1984 г. изменения, обязывающие государства, в отношении которых было установлено нарушение вытекающих из участия в этом международном договоре обязательств, сообщать Комитету против пыток о принятых в целях исправления ситуации мерах. Так, п. 7 ст. 22 Конвенции 1984 г. следовало бы дополнить следующим положением: "В случае признания Комитетом факта нарушения положений настоящей Конвенции соответствующее государство-участник в течение 90 дней информирует Комитет о принятых в свете исправления ситуации мерах".

Одновременно следовало бы наделить Комитет полномочием составлять доклад в отношении государств, допустивших нарушения Конвенции 1984 г. и отказывающихся сотрудничать с Комитетом в рамках ст. ст. 19 и 22 Конвенции 1984 г., для передачи его на рассмотрение Генеральной Ассамблее ООН в целях оглашения на ее заседании и опубликования.

Все эти проблемы остаются актуальными. Возникает вопрос практического использования механизмов защиты прав, которые на сегодняшний день не являются всеохватывающими и готовыми к применению для полноценной защиты прав и свобод.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст.17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984г.

КПП состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года.

Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств участников Конвенции могут проводиться и специальные сессии. В отличии от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС.

Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трёх уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств. Ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст.41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление.

Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток.

Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст.22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер.

Однако следует особо подчеркнуть, что эти процедуры были разработаны до принятия двух пактов о правах человека и их цель состоит не в том, чтобы обеспечить юридическую защиту отдельных жертв нарушений прав человека, а в том, чтобы собрать информацию о систематических и грубых нарушениях прав человека.

Комиссия ООН по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. как одна из шести функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН. В настоящее время её членами являются 53 государства. Комиссия действует как политическая структура, и работающие в ней делегации представляют свои государства и отстаивают их политику.

Мандат Комиссии состоит в том, чтобы она занималась всеми проблемами прав человека. Комиссия имеет в своём распоряжении две процедуры реагирования на нарушения прав человека. Одна из них основана на резолюции ЭКОСОС 1235 от 6 июня 1967 г. и носит публичный характер, в то время как другая, исходящая из резолюции ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г., является закрытой.

На основе процедуры, изложенной в резолюции 1235, Комиссия разработала два различных механизма своей деятельности - региональный (по отдельным государствам) и тематический (проблемный). Первый из них подразумевает подготовку доклада о положении дел с правами человека в каком-либо государстве. С Этой целью Комиссия может назначить авторитетного специалиста своим специальным докладчиком либо специальным представителем, или же просить его выступить в качестве независимого эксперта при Комиссии. Комиссия может также обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой, чтобы он сам назначил такого авторитетного специалиста. Второй механизм (тематический, проблемный) подразумевает исследование определённой разновидности нарушений прав человека, проводимое не в отдельно взятой стране, а в глобальном масштабе. Чтобы провести такое исследование, Комиссия может либо назначить специального докладчика, либо создать рабочую группу.

Все меры, предпринимаемые в соответствии с этой процедурой, носят конфиденциальный характер, до тех пор, пока комиссия не представит соответствующий доклад ЭКОСОС ООН.

На основе доклада Комиссии Экономический и социальный совет направляет государствам рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам.

Деятельность Комиссии по правам человека осуществляется в форме сессий, которые проходят ежегодно в Женеве в течение шести недель с начала февраля до середины марта. На сессиях могут присутствовать представители государств, не являющихся членами Комиссии, а также представители специализированных учреждений ООН, национально освободительных движений и неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Все эти делегации имеют в Комиссии статус наблюдателя: они могут участвовать в её работе, но не имеют права голоса при принятии решений.

В ходе ежегодной весенней сессии Комиссии принимается более ста резолюций и решений по различным правозащитным вопросам, в том числе по положению прав человека в отдельных странах. Помимо резолюций Комиссия может принимать решения, а также так называемые Заявления Председателя сессии. Основное различие между резолюциями и Заявлениями Председателя заключается в том, что последние обязательно принимаются на основе консенсуса, а для принятия резолюций возможно проведение голосования. То есть в том случае, если хотя бы одно из государств - членов Комиссии по правам человека имеет возражения по тексту проекта Заявления Председателя, то оно уже не может быть принято в виде Заявления, а должно обрести форму резолюции или же вообще должно быть снято с рассмотрения. Кроме того, Заявления Председателя сессии разрабатывают те же самые правительственные делегации, а Председатель сессии всего лишь зачитывает его на пленарном заседании.

У Комиссии по правам человека существует вспомогательный орган - Подкомиссия по поощрению и защите прав человека. Она была создана в 1947 г.

В отличие от Комиссии, Подкомиссия состоит из независимых экспертов. Члены Подкомиссии и их заместители избираются на персональной основе и выполняют свои обязанности свободно, без какого-либо воздействия со стороны государств. Отбор 26 экспертов осуществляется в соответствии с принципом справедливого географического представительства.

Подкомиссия представляет собой исполнительный орган Комиссии и имеет следующие задачи: проводить исследования в свете Всеобщей декларации прав человека, представлять Комиссии рекомендации относительно предотвращения дискриминации и выполнять любые другие поручения, данные ей ЭКОСОС или Комиссией.

Свой вклад в упрочение уважения прав человека вносят специализированные экономические учреждения ООН.

В системе ООН есть довольно много учреждений, занимающихся экономическими проблемами. все специализированные учреждения имеют программы, направленные на цели экономического развития. Они планируют и финансируют деятельность по экономическому развитию в сотрудничестве с правительствами отдельных стран. Остановимся на важнейших. Это Программа развития ООН (ПРООН), Международный банк реконструкции и развития (более известный как Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Поскольку существует связь между экономической политикой и ситуацией с правами человека, есть и связь между описанными выше механизмами защиты прав человека и деятельностью этих учреждений.

Целью экономических программ, рекомендуемых либо финансируемых этими учреждениями, являются улучшение экономического положения стран и рост благосостояния народов. Эта цель имеет отношение к праву на жизнь, провозглашенному в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, а также права на необходимый жизненный уровень по ст. 25 Декларации. Она затрагивает также право на образование (ст. 26 Декларации), право на труд (ст. 23), право на социальное обеспечение (ст.

Рассматривая варианты экономической политики, ПРООН, Всемирный банк и МВФ до недавнего времени взаимодействовали только с правительствами и опирались исключительно на экономические соображения. Основные права человека, такие как право на свободу выражения убеждений (ст. 19 Всеобщей декларации), не говоря уже о праве на развитие, всё это время игнорировались.

Все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека последние 10 лет координирует Верховный комиссар по правам человека.

В 1993 г., более чем через 40 лет после того, как впервые была выдвинута идея назначить Верховного комиссара Организации объединённых наций для рассмотрения вопросов, касающихся прав человека, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 г. в Вене, рекомендовала Генеральной ассамблее, чтобы та в первоочередном порядке начала изучение вопроса об утверждении поста Верховного комиссара в целях поощрения и защиты всех прав человека. Осенью 1993 года Генеральная ассамблея достигла консенсуса по проекту резолюции, предусматривающему учреждение данного поста.

В соответствии с этой резолюцией Верховный комиссар ООН по правам человека в ранге заместителя Генерального секретаря является должностным лицом Организации объединенных наций, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека.

Он координирует все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека, соответствующие образовательные программы, предоставляет через секретариат ООН по просьбе государств консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь

с целью поддержки мер и программ в области прав человека.

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной ассамблеей с учетом периодической смены, сроком на четыре года с возможностью его одноразового продления еще на четыре года.

Верховный комиссар должен быть знатоком различных мировых культур, быть специалистом в сфере прав человека, обладать личностной целостностью и высоким моральным авторитетом. Верховный комиссар должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно.

Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы механизмы Организации объединенных наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которому уделено большое внимание в Венской декларации и Программе действий. Он распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всём мире, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека, координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям.

В соответствии со своим мандатом и с учётом Венской декларации и Программы действий Верховный комиссар ориентировал свою деятельность на следующие области: консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, включая помощь странам, совершающим переход к демократии; реагирование на случаи серьёзного нарушения прав человека и предупреждение нарушений; координация деятельности, связанной с правами человека, в системе ООН; борьба с расовой дискриминацией; поощрение прав лиц, подлежащих к особо уязвимым группам, включая женщин, детей, меньшинства и коренные народы; борьба с особо гнусными нарушениями прав человека, такие как пытки и насильственные исчезновения; содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека и осуществление Венской декларации и Программы действий.

До обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством данного государства; •

Не приемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН; •

Не приемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих либо нарушающих права и свободы человека; •

Жалоба может быть на принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; •

В московском Сахаровском центре прошла встреча с председателем Комитета против пыток Игорем Каляпиным. Он рассказал о том, как работает правозащитная организация в стране, где в раскрытии преступлений сотрудников правоохранительных органов не заинтересованы не только собственно правоохранительные органы, но зачастую и потерпевшие.

Пытки в полиции

Комитет против пыток был основан в Нижнем Новгороде в 2000 году группой правозащитников, среди которых — Игорь Каляпин. Сейчас у комитета статус межрегиональной общественной организации, и это крупнейшая правозащитная НКО в России, которая помогает пострадавшим от пыток в полиции и в тюрьмах.

Игорь Каляпин, Комитет против пыток

Правозащитники выяснили: чтобы добиться результата, мало заниматься мониторингом нарушений правоохранительных органов, нужно становиться полноценным участником уголовного процесса, — с момента подачи заявления о применении пыток. Иначе в материалах проверки прокуратуры не окажется никаких собранных вами доказательств — будет только первоначальное обращение и больше ничего.

Поэтому и возник Комитет против пыток — чтобы становиться полноценным участником процессов. И теперь цель организации — доводить дела до конца, добиваться наказания для полицейских.

50 обвинительных приговоров

В соответствии с этой целью правозащитники и работают. Они ведут расследования не для написания отчётов, а собирают такие факты и доказательства, с которыми можно заставить следователя открыть уголовное дело и довести его до суда. Ведь, как показывает практика, можно написать 500 жалоб, из которых только одна ляжет на стол судьи.

Игорь Каляпин, Комитет против пыток

Успешно проведённым расследование Комитета считается тогда, когда вынесен приговор, который вступил в законную силу, а пострадавший от действий правоохранителей получил компенсацию от государства.

За время работы специалисты Комитета проверили более полутора тысяч заявлений о нарушении прав человека, провели сотни расследований. До обвинительных приговоров было доведено более 50 уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов. 107 сотрудников осуждены за применение пыток, ещё в отношении 11 сотрудников судебные процессы идут в настоящее время. Комитет добился от государства выплаты более 27 миллионов рублей компенсаций для граждан, пострадавших от пыток.

Статистика пыток

Примерно две трети жалоб, которые поступают в Комитет против пыток, — жалобы на действия сотрудников полиции, примерно треть — жалобы на действия сотрудников ФСИН, чаще всего из колоний, реже из следственных изоляторов.

Игорь Каляпин подчёркивает, что писать заявления и добиваться справедливости люди готовы редко. И в 90 процентах случаев граждане, зная, что их заявление скорее всего не будет проверено, что им скорее всего откажут в возбуждении уголовного дела, просто никуда не обращаются.

Саботажники в следственном комитете

Но следователи в первые сутки почти всегда стараются не делать ничего для того, чтобы зафиксировать следы преступления.

Потом следователь смотрит, есть ли общественное внимание к этому происшествию. Если нет, почти 100 процентов гарантии, что будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же следователь видит, что происшествие вызвало какой-то резонанс, внимание СМИ, за событиями следит крупная правозащитная организация, тогда возбуждается уголовное дело и ведётся следствие. Но через пару месяцев, когда общественный интерес к делу пропадает, когда сам потерпевший не хочет вспоминать случившееся, тогда можно сказать, что дело де-факто закончено.

Игорь Каляпин, Комитет против пыток

В понятие общественного расследования Комитет против пыток включает механизм доведения виновного полицейского до суда. В организации работают юристы, не связанные адвокатскими обязательствами. Поэтому они продолжают расследование даже если потерпевший по тем или иным причинам отказывается от своих претензий и меняет показания.

Читайте также: