Комитет по правам человека доклад

Обновлено: 20.05.2024

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года.

Функции

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "КПЧ ООН" в других словарях:

Комитет по правам человека ООН — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на… … Википедия

Комитет ООН по правам человека — Комитет по правам человека ООН организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в… … Википедия

Почтовая администрация ООН — Оживление в почтовом отдел … Википедия

Совет по правам человека ООН — Совет по правам человека международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года[1]. Содержание 1… … Википедия

Специальные мероприятия и памятные даты ООН — Международные даты и периоды ООН специальные мероприятия и памятные даты, объявляемые Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к проблемам интернационального значения. Существуют международные десятилетия, годы, месяцы, дни. Содержание … Википедия

Совет Безопасности ООН — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Зал заседаний Совета Безопасности ООН … Википедия

Генеральный секретарь ООН — Генеральный секретарь ООН … Википедия

Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия

Штаб-квартира ООН — Координаты: 40°44′58″ с. ш. 73°58′05″ з. д. / 40.749444° с. ш. 73.968056° з. д. … Википедия

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев — логотип УВКБ Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам. В 1949 году на сессии … Википедия

На апрель 2003 г. насчитывалось 149 государств-участников Пакта, 104 государства-участника Факультативного протокола и 49 государств-участников Второго Факультативного протокола, направленного на отмену смертной казни. Государства, которые подписали, но еще не ратифицировали Пакт, т.е. выразили свое намерение присоединиться к нему, в этот период времени обязаны воздержаться от действий, которые противоречили бы целям и задачам Пакта.

Комитет уполномочен рассматривать доклады о принятых мерах и о прогрессе, достигнутом в осуществлении прав, признаваемых в ПГПП. Кроме того, согласно Факультативному протоколу к этому Пакту, 104 государства признало компетенцию Комитета в рассмотрении письменных жалоб от отдельных лиц, утверждающих, что их права были нарушены.

Комитет обычно заседает трижды в год. Его сессии длятся по три недели и проводятся следующим образом: в марте-апреле - в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в июле и октябре-ноябре - в Отделении ООН в Женеве. В 2003 г., однако, все три сессии пройдут в Женеве.

Статья 40: доклады государств


Комитет по правам человека рассматривает доклады государств-участников с точки зрения того, как они осуществили права, сформулированные в Пакте. Такие доклады должны представляться государством в течение одного года после присоединения к Пакту и далее каждые пять лет (в последнее время используется более гибкая система, когда дата подачи следующего доклада устанавливается Комитетом в каждом случае отдельно и публикуется в заключительных замечаниях по текущему докладу соответствующего государства).

Все доклады государств - общедоступные документы. Доклады рассматриваются на открытых заседаниях, на которых представители государства вносят доклад на рассмотрение и затем отвечают на вопросы членов Комитета. Рассмотрение и обсуждение каждого доклада обычно занимает около двух дней.

Большую помощь Комитету оказывают неправительственные организации, предоставляющие его членам материалы о состоянии дел в области гражданских и политических прав в государствах, чьи доклады будут рассматриваться на ближайших заседаниях Комитета.

В марте 1999 г. Комитет принял решение, что список вопросов к докладу утверждается на сессии, предшествующей его рассмотрению, тем самым предоставляя государству, подающему доклад, как минимум два месяца на его обсуждение с Комитетом. Кроме того, в октябре 1999 г. Комитет утвердил новые руководящие принципы относительно формы и содержания докладов государств-участников, измененные затем в октябре 2000 г. и направленные на содействие подготовке докладов.

Начиная с марта 1992 г. Комитет публикует по каждому докладу заключительные замечания, которые рассматриваются как отправная точка при подготовке списка вопросов к следующему докладу государства-участника. Комитет также ввел процедуру, в соответствии с которой государство-участник в течение определенного срока должно представить комментарии о выполнении рекомендаций, вынесенных Комитетом в заключительных замечаниях.

К сожалению, доклады многих государств поступают со значительным опозданием, а некоторые из государств-участников фактически игнорируют свои обязательства по докладам. В феврале 2003 г.95государств (т.е. около двух третей от всех государств-участников) имели задолженность, из них 46 просрочили доклады более чем на пять лет или не подали внеочередной доклад по требованию Комитета.

Эти доклады были слишком краткими и общими, и Комитет призвал государства-участники представлять доклады, которые откровенно говорят как о трудностях в реализации, так и о достигнутом прогрессе.

Сталкиваясь не только с проблемой просрочки, но и с отставанием в рассмотрении уже полученных докладов, Комитет в июле 2000 г. решил рассматривать несколько периодических докладов одного государства вместе, даже если они были поданы по отдельности. Комитет также счел возможным разрешить государствам-участникам объединение просроченных периодических докладов в один документ.

Статья 41: межгосударственные жалобы

Комитет может рассматривать жалобу одного из государств-участников о том, что другое государство-участник не выполняет свои обязательства по Пакту, но только если оба государства сделали заявление в соответствии со ст.41 Пакта, признающее компетенцию Комитета рассматривать такие жалобы.


КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возникновение международных механизмов защиты прав человека связано с расширением в этой сфере международно-правового сотрудничества после Второй мировой войны. Это стало следствием формирования международного единства в понимании ценности прав человека и их защиты. Только такое понимание было сформулировано в Уставе ООН, сразу эта организация стала центром международно-правового сотрудничества по правам человека. В ее рамках были созданы наиболее авторитетные международные органы по защите прав человека.

В деле международной защиты прав человека особую роль играют международные конвенционные органы.

В современном мире существует разветвленная система из действующих универсальных и региональных международных органов по правам человека с разным объемом компетенции. Это позволяет классифицировать эти органы, чтобы легче разобраться в особенности их деятельности. Существующие международные органы по правам человека разделяют прежде всего на универсальные и региональные.

Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и другие). Ни один из универсальных международных органов по правам человека не является полноценным международным судебным органом, хотя предложения по их созданию высказывались сразу после окончания Второй мировой войны.

Универсальные конвенционные органы были созданы для контроля за выполнением ряда универсальных международных договоров: Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года; Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1991 года; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Комитеты состоят из экспертов, которые являются гражданами государств-участников соответствующего международного договора. Однако они выступают в личном качестве.

Основная функция комитетов – контроль за выполнением государствами-участниками своих обязательств по соответствующей конвенции. Государства-участники обязаны представлять Комитетам доклады. На своих заседаниях Комитеты рассматривают представленные им доклады. После рассмотрения доклада члены комитетов принимают свои Заключительные замечания, в которых отмечаются позитивные аспекты и проблемные моменты.

В процессе своей деятельности конвенционные органы по правам человека разрабатывают высокие стандарты толкования и применения норм соответствующих конвенций. Они постепенно оформляются в так называемые Общие Рекомендации, в которых формулируется авторитетное мнение того или иного Комитета по общим проблемам применения норм конвенций.

Комитет ООН по правам человека стал первым универсальным международным конвенционным органом, который был создан 20 сентября 1976 года. Этот орган образован в соответствии с ч. IV Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами-участниками положений Пакта. Комитет по правам человека состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве. Эксперты избираются на четырехлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно Комитет проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью-Йорке).

Комитет ООН по правам человека – это механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является тем органом, куда поступают от государств и от отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированные в Пакте прав. Изучение представленных государствами-участниками докладов и принятие замечаний по ним образуют собой главную функцию контрольной деятельности Комитета. Также участвующие в Пакте государства могут подавать друг на друга жалобы в связи с нарушениями зафиксированных в Пакте прав человека.

Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решения по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами.

В своем диалоге с представителями государства Комитет опирается на широкий круг источников. Это и доклады, полученные органами, которые следят за соблюдением других договоров по правам человека, информация специальных докладчиков по конкретным правам человека или по отдельным странам, доклады неправительственных организаций и другие. [Международная и внутригосударственная защита прав человека. Учебное пособие для вузов / Отв. ред.: Валеев Р.М.; Вазгизов Р.Г. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. – с.463]

Комитет стремится произвести оценку de jure и de facto положения в государстве, представившем доклад, и помочь этому государству в выполнении обязательств, возлагаемых на него после ратификации или присоединения к Конвенции. Однако, имеются недостатки влияющие на ход работы Комитета, это большое количество не представленных вовремя докладов, в том числе и в связи с низкой способностью Секретариата обрабатывать доклады; отсутствие процедуры осуществляемых на регулярной основе последующих мероприятий; шесть рабочих языков, усложняющих работу ООН.

Значительное количество документов по правам человека отражает признание прав и свобод человека как универсальных. Разногласия касаются механизмов контроля, которые позволяют реально проверить политическую волю государств, не ограничиваясь словесными заявлениями, а на практике обеспечивая эффективную систему защиты прав человека. До сих пор остается актуальный вопрос: готовы ли государства принять принцип обращения в международные судебные инстанции, которые они финансируют, при том, что в полномочия этих инстанций входит вынесение публичного приговора государствам, нарушающим права человека.

Международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.

В то же время в Комитете ООН по правам человека и других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство.

К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не делают заявлений и присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются. Однако, несмотря на это, полагаем, что роль Комитета ООН по правам человека в современный период будет неизменно повышаться, как проявление реакции на глобальные вызовы новой эпохи.

Список использованной литературы

2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Том I (часть первая). Универсальные договоры. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2002. С. 1-7.

4. Чиков П.В., Мезяев А.Б., Насырова А.М., Хадиева Г.Н. универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства, – Казань: Издательство, 2001 – с. 64-66.

5. Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Ст. 1 / Права человека: Сборник международно-правовых документов. С. 28.

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах

Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав

Основные задачи:

наблюдение за выполнением государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах;

изучение и рассмотрение докладов об осуществлении соответствующих прав всеми государствами-участниками Пакта;

рассмотрение индивидуальных жалоб, касающихся предполагаемых нарушений Пакта государствами-участниками Протокола в соответствии с первым Факультативным протоколом к Пакту;

публикация толкования содержания правозащитных положений;

толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах, которые служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов

Жалобы частных лиц

это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам

Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев

После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы

На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях

Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны

Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами

Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования

Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.

Для индивидуальных жалоб (For individual complaints)

Офис жалоб (Petitions Team) Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве (Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva) 1211 Geneva 10 (Switzerland)

Факс: + 41 22 917 9022 (только для неотложных дел)

Секретариат Комитета по правам человека

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) — Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR)

Адрес: Palais Wilson — 52, rue des Pâquis CH-1201 CH-1201 Geneva (Switzerland)

Читайте также: