Клаудио аббадо дирижер доклад
Обновлено: 16.04.2024
Кла́удио Абба́до (итал. Claudio Abbado ; 26 июня 1933, Милан) — итальянский дирижёр и музыкальный деятель.
Сын известного скрипача Микеланджело Аббадо.
Биография
1-я премия на конкурсах дирижёров в США, им. С. А. Кусевицкого (1958) и Д. Митропулоса (1963).
Манере Клаудио Аббадо присущи спокойный, властный жест и сдержанность (дирижирует наизусть).
В 1978 основал Молодёжный оркестр Европейского союза, в 1986 — Молодёжный оркестр им. Густава Малера, став его художественным руководителем и главным дирижёром; также является художественным советником Камерного оркестра Европы.
Признание
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Клаудио Аббадо занял третье место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён [1] .
Примечания
Ганс Рихтер (1904—1911) • Эдуард Элгар (1911—1912) • Артур Никиш (1912—1914) • Томас Бичем (1915—1916) • Альберт Коутс (1919—1922) • Виллем Менгельберг (1930—1931) • Хэмилтон Харти (1932—1935) • Йозеф Крипс (1950—1954) • Пьер Монтё (1961—1964) • Иштван Кертеш (1865—1968) • Андре Превин (1968—1979) • Клаудио Аббадо (1979—1988) • Майкл Тилсон Томас (1987—1995) • Колин Дэвиc (1995—2006) • Валерий Гергиев (с 2007)
Ральф Эрскин (1983/4) · Фумихико Маки / Джанкарло Де Карло (1988) · Фрэнк Гери / Йорн Утсон / Денис Ласдун (1992) · Фрай Отто / Алдо ван Эйк (1996/7) · Альвару Сиза Виейра (2001) · Жан Нувель (2005) · Питер Айзенман / Дэвид Чипперфилд (2010)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Аббадо, Клаудио" в других словарях:
Аббадо Клаудио — Клаудио Аббадо Claudio Abbado В Берлине, май 2008 Дата рождения 26 июня 1933(19330626) Место рождения Милан … Википедия
Аббадо, Клаудио — АББАДО (Abbado) Клаудио (родился в 1933), итальянский дирижер. Руководитель театра “Ла Скала” (в 1971 86), Венской государственной оперы (с 1986) и одновременно Венского (с 1971), Лондонского (с 1979), Берлинского (с 1989) симфонических оркестров … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аббадо — фамилия, известные носители: Аббадо, Клаудио Клаудио Аббадо (род. 1933) итальянский дирижёр и музыкальный деятель Аббадо, Марчелло Марчелло Аббадо (род. 1926) итальянский пианист Аббадо, Микеланджело Микеланджело Аббадо (1900 1979) итальянский… … Википедия
Клаудио Аббадо — Claudio Abbado В Берлине, май 2008 Дата рождения 26 июня 1933(19330626) Место рождения Милан … Википедия
Аббадо, К. — Клаудио Аббадо Claudio Abbado В Берлине, май 2008 Дата рождения 26 июня 1933(19330626) Место рождения Милан … Википедия
Аббадо К. — Клаудио Аббадо Claudio Abbado В Берлине, май 2008 Дата рождения 26 июня 1933(19330626) Место рождения Милан … Википедия
АББАДО (Abbado) Клаудио — (р. 1933) итальянский дирижер. С 1968 дирижер театра Ла Скала (в 1971 86 художественный руководитель), с 1971 главный дирижер Венского филармонического, с 1979 Лондонского симфонического оркестров, с 1986 художественный руководитель Венской… … Большой Энциклопедический словарь
АББАДО — (Abbado) Клаудио (родился в 1933), итальянский дирижер. Руководитель театра Ла Скала (в 1971 86), Венской государственной оперы (с 1986) и одновременно Венского (с 1971), Лондонского (с 1979), Берлинского (с 1989) симфонических оркестров.… … Современная энциклопедия
Аббадо К. — (Abbado) Клаудио (р. 26 VI 1933, Милан) итал. дирижёр и пианист. Сын скрипача, профессора Миланской консерватории Микеланджело А. (р. 1900). Окончил Миланскую консерваторию по классам фп. у Э. Калас (1953) и композиции у Б.… … Музыкальная энциклопедия
Клаудио Аббадо, родился 26 июня 1933 г. в Милане , является сыном скрипача и учителя Микеланджело Аббадо.
Обучение
В семь лет он посетил свой первый концерт:
- интервью Клаудио Аббадо Робертом Париенте в 2002 году в La Symphonie des Chefs
Когда конфликт закончился, Клаудио Аббадо поступил в Миланскую консерваторию, где до 1955 года изучал фортепиано, композицию и дирижирование . Он также посещал литературные курсы у будущего лауреата Нобелевской премии Сальваторе Квазимодо . Иногда он играет в Студенческом оркестре консерватории под руководством Карло Марии Джулини, и его по-прежнему преследуют праздники и его детская мечта. Визит Вильгельма Фуртвенглера в Милан в 1950 году произвел на него глубокое впечатление. «Фуртвенглер - величайший из всех […]; По общему признанию, иногда можно оспаривать свой выбор, свои возможности, но энтузиазм почти всегда преобладает, особенно в Бетховене . Он музыкант, оказавший наибольшее влияние на мое художественное образование. "
Пройдя курс Карло Зекки в Сиене , он отправился в Вену в 1955 году, где брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Гульды и совершенствовал себя в дирижировании с Гансом Сваровски и принимал участие в хорах на концертах Оркестра. Венский филармонический оркестр под управлением величайший, Герман Шерхен , Йозеф Крипс , Бруно Вальтер или Герберт фон Караян .
В 1958 году он выиграл соревнования Кусевицкого в Тэнглвуде , опередив Зубина Мехту, с которым он подружился в Вене. «Я боялся, что меня быстро устранят; перед присяжными я был очень сдержан; Я освободился, только проехав на глазах у публики. Во время этого первого пребывания в Соединенных Штатах мне удалось в Бостоне увидеть Пьера Монтё и Чарльза Мунка , чье очень личное искусство повлияло на меня: они так хорошо интерпретировали произведения Клода Дебюсси. Однако он вернулся в Италию и преподавал камерную музыку в Парме .
Начала
Он блестяще дебютировал в миланском театре Ла Скала в 1960 году по случаю трехсотлетия Алессандро Скарлатти , но его карьера не пошла на спад . Он снова пытается испытать удачу, подав заявку на получение Премии Дмитрия Митропулоса в Нью-Йорке . Он снова торжествует, и на этот раз поступают предложения. Леонард Бернстайн сделал его одним из своих помощников в Нью-Йоркской филармонии ( 1963 ). «Я оставался с ним в течение года, путешествуя туда и обратно по Европе, чтобы провести несколько концертов в Италии и Лондоне . Это пребывание было волнующим и решающим не только благодаря Леонарду Бернстайну, но и благодаря контактам, которые у меня были с Джорджем Сзеллом, который руководил Оркестром Кливленда [… Бернштейн], просил меня вернуться в Нью-Йорк на более длительный период; Я никогда не хотел. Я был слишком увлечен и до сих пор слишком погружен в европейскую культуру, чтобы уйти со Старого континента. "
Его первые записи были опубликованы в 1967 году компаниями Decca и Deutsche Grammophon .
Ла Скала
Будучи преданным художником и вовлеченным в свое время, он сотрудничает с такими величайшими режиссерами , как Джорджио Стрелер , Юрий Любимов , Жан-Пьер Поннель и Андрей Тарковский ; его позиция против американской интервенции во Вьетнаме или против советской интервенции в Чехословакии вызвала к нему неприязнь значительной части политического класса. Несмотря ни на что, в этот период тринадцати лет будет самым богатым из итальянского института: музыкальный подход итальянского дирижера будет творить чудеса в операх о Джузеппе Верди затем поставил, из Макбета , Саймон Boccanegra , Aida , Un Bal Masque à Дон. Карлос .
Вместе со своим другом пианистом Маурицио Поллини , а затем и с Рудольфом Серкиным , одной из его забот является демократизация доступа к музыке для слушателей, но также и для молодых музыкантов, для которых он, среди прочего, создаст Оркестр Молодежи Европейского Союза , Молодежный оркестр Густава Малера возьмет на себя роль художественного руководителя Европейского камерного оркестра или возглавит Национальный молодежный оркестр Венесуэлы Симона Боливара .
Милан, Лондон, Вена
С 1979 по 1989 год , будучи главным дирижером, а затем музыкальным руководителем Лондонского симфонического оркестра , он нашел идеальный инструмент для своей музыкальной эклектики: в 1983 году он отпраздновал столетие Антона Веберна , представил цикл Малера, затем цикл Бетховена с Маурицио Поллини, записи исключительный Кармен по Бизе .
Раздраженный определенными административными трудностями, он покинул Ла Скала в 1986 году и стал (до 1991 года ) музыкальным руководителем Венской оперы и главным дирижером Венской филармонии , где дирижировал Верди , Бетховеном , Шубертом . Как и в Милане и Лондоне, он вводит новшества и навязывает довольно консервативной аудитории программы, которые все чаще не публикуются в Австрии: в 1988 году он организовал Венский современный фестиваль, посвященный современной музыке, и представил произведения Берга ( Воццека ), Рима , Ноно. , Куртаг , Дебюсси ( Pelléas et Mélisande ), Яначек ( Из дома мертвых ) и др.
В 1983 году он участвовал в создании Европейского камерного оркестра с Николаусом Харнонкуром . «Мне нравится руководить этими молодыми людьми, и мне доставляет бесконечное удовольствие руководить ими. Все они обладают исключительной техникой; они демонстрируют приверженность, свежесть, которая очаровывает меня. Они еще не отмечены определенной инерцией, определенными привычками, которые иногда трудно обойти. Я могу многому у них научиться. "
Берлин
В октябре 1989 года , вскоре после смерти Герберта фон Караяна, к всеобщему удивлению, включая его самого, Аббадо был избран главным дирижером Берлинского филармонического оркестра . Он только что потерпел неудачу в завоевании преемственности Георга Шолти во главе Чикагского симфонического оркестра , которую выиграл Даниэль Баренбойм , и переговоры о продлении его контракта с Венской оперой были только что согласованы на условиях, гораздо менее выгодных, чем предыдущий. единицы. За день до голосования в Берлине Аббадо вел переговоры с Нью-Йоркским филармоническим оркестром . Он впервые дирижировал оркестром на 20 декабря 1966 г. и всего тридцать шесть концертов. Для своего инаугурационного концерта в Берлине он выбрал две симфонии Шуберта и Малера, разделенные Даммерунгом (Сумерки) Вольфганга Рима .
В 1994 году он сменил Герберта Караяна на посту музыкального руководителя Зальцбургского пасхального фестиваля, где он также открыл репертуар.
В 1997 году он создал Камерный оркестр Малера, которым руководил до 2003 года, оставив свое место Дэниелу Хардингу .
В Февраль 1998 г. Клаудио Аббадо заявляет, что не будет продлевать контракт с Берлинской филармонией после сезона 2001/2002 годов. В 2000 году из-за рака желудка он был исключен из оркестра, и ему пришлось отменить запланированный тур по Японии; В июле ему сделали очень серьезную операцию. По возвращении, на пике почестей и славы, несмотря на коммерческое давление, он поддержал свое решение покинуть оркестр в 2002 году, но нашел его для ежегодного концерта, что является великим моментом, о чем свидетельствуют различные записи. Затем он дирижирует редкими, долгожданными концертами избранных и глубоких произведений с Моцартом , Бетховеном, Дебюсси, Бахом или Малером в программе.
Люцерн, Болонья
Его любовь старых композиторов собираются расти , чтобы быть очень уважительными исполнители барокко конца XX - го века, он будет говорить , его интерес к интерпретации симфоний Бетховена с Николаусом Арнонкуром . Он создает и дирижирует Болонским оркестром Моцарта со старинными инструментами, а также сотрудничает со своим другом Джулиано Карминьола .
В 2009 году он получил в Мадриде Золотую медаль Círculo de Bellas Artes .
Пожизненный сенатор
Частная жизнь
Клаудио Аббадо познакомился с певицей Джованной Каваццони в Миланской консерватории, и они поженились в 1956 году; их сын Даниэле Аббадо (1958) - оперный режиссер; у них также есть дочь Алессандра (1959 г.), которая работает в театральном менеджменте; они расстались в 1968 году. От второго брака с Габриэллой Канталупи (дизайнер костюмов) родился Себастьяно, археолог. Он также имел четырехлетние отношения со скрипачкой Викторией Мулловой и является отцом своего старшего сына Миши Муллова Аббадо, который является басистом и связующим звеном джазового композитора . Его племянник Роберто Аббадо (сын его брата Марчелло) также является дирижером.
Рак желудка, который он преодолел в начале 2000-х, в конце концов победил. Он умер в Болонье в возрасте восьмидесяти лет. 20 января 2014 г. . Из всех податей , выплаченных ему в Италии и за ее пределами, тысячи людей собираются в Милане через неделю после его смерти на звук похоронного марша из Третьей симфонии Бетховена (Филармонический делла Скала режиссера Даниэля Баренбойма , на длительный друг времени) ретранслируется из совершенно пустой комнаты Ла Скала в знак траура.
Его искусство
Его музыкальные этические руководства выбор редко исполняемых произведений, из композиторов второй школы Вены , Игоря Стравинского , Бартока , больше современников , таких как Луиджи Ноно или Вольфганг Рим , в котором он находится на пике своей музыкальности. Высоко ценимый лидер своих музыкантов, он внимательный аккомпаниатор, солисты они или певцы.
Благодаря его постоянной заботе об уважении к партитуре, его большой чувствительности, его глубокой музыкальности и важному размаху репертуара (от Клаудио Монтеверди до Пьера Булеза ), его влиянию на новое поколение дирижеров, Клаудио Аббадо стал одним из величайших музыкантов. руководители оркестра XX - го века. Его очаровательная личность и непредубежденность отражены в его интерпретациях, отмеченных интенсивностью и напряжением: напряженные оркестровые рамки неумолимо разворачиваются в ключевые моменты работы, и часто на концерте они нарушаются только аплодисментами, иногда через несколько долгих секунд после выступления. конец музыки.
Он похоронен в Зильс-Мария , в Граубюндене в Швейцарии, на небольшом кладбище церкви Фекс Краста, в долине Фекс, где он владел домом.
Избирательная дискография
Концерт намного больше вдохновил дирижера, тем не менее, его дискография качественная; он всегда отказывался от легких выпусков, предлагаемых ему его главным издательством: необходимо отдавать предпочтение записи концертов или параллельных им.
Следует также отметить DVD / Bluray, освещающие, в частности, концерты Люцернского фестиваля (Список в развитии и постоянном росте).
В понедельник, 20 января, в Болонье после продолжительной болезни скончался Клаудио Аббадо, один из крупнейших дирижеров мира. Аббадо, которого по праву считают наиболее влиятельной фигурой в мире музыки второй половины XX века, в разные годы руководил главными оперными театрами Италии и Австрии; в обеих странах в Аббадо всегда видели своего национального героя, служившего искусству.
В 2010 году журнал BBC Music Magazine включил Аббадо в тройку выдающихся дирижеров всех времен. При этом сам он избегал звездности, излишней публичности, медийной популярности, к которой неравнодушен весь современный музыкальный мир. Аббадо не любил, когда его называли маэстро, предпочитая обращение по имени, и гордился, что специально не искал руководства крупными музыкальными коллективами — оркестры находили его сами.
Во многом масштаб дирижера Аббадо объясняется его личными качествами, потому что руководитель Ла Скала и Венской оперы никогда не был тираном или диктатором в общении со своими музыкантами. Наоборот, он полагал, что с оркестром нужно взаимодействовать, он объединял единомышленников, чтобы творить сообща, помогал молодым исполнителям. Зато Аббадо можно смело назвать революционером: именно такой образ закрепился за ним в Италии из-за его социальных проектов — выступлений в тюрьмах и больницах. Музыкальное воспитание — это, по сути, воспитание человека, считал Аббадо.
Мягкость и скромность отнюдь не отменяли его профессионализма, который проявлялся, например, и в том, что Аббадо, обладавший блестящей памятью, дирижировал без нотных листов. Его коллеги говорят еще о безукоризненном музыкальном вкусе и внимании к современной музыке, позволявшим дирижеру вместе с его подопечными, будь то театр или симфонический оркестр, всегда двигаться вперед.
Клаудио Аббадо, три года назад возглавивший в Болонье Orchestra Mozart, только что выпустил с ним первые релизы на Deutsche Grammophon: шесть симфоний Моцарта и его же пять скрипичных концертов плюс Sinfonia concertante. Все это сыграно в манере, которую вполне можно назвать HIP, historically informed performance, или же аутентичной. Аббадо — первый выдающийся дирижер, пришедший к аутентизму. (Это слово и его производные уже не используются или используются условно, ниже объясняется почему; я их употребляю за неимением краткого русского аналога.)
Но вот когда бывало такое, чтобы обитатель дирижерского Олимпа снизошел не просто до отказа от диктаторства, а до осознания себя первым среди равных, вместе делающих музыку, а может быть, и не первым? Чтобы он пожертвовал свою фигуру, харизму, послужил музыке не как надменный паладин или хранитель тайного знания, а как ремесленник?
Orchestra Mozart не только Моцарта играет. Когда я смотрю на YouTube, как Аббадо управляет исполнением Бранденбургских концертов Баха, то испытываю смешанные чувства. Во-первых, восхищаюсь его самоотречением: такой симфонист, презрев ППП, подиум-палочку-партитуру, стоит среди своих оркестрантов и музицирует скупыми, почти незаметными из зала жестами. Во-вторых, недоумеваю: что он, собственно, там делает, люди и без него прекрасно справляются.
Надо сойти с пьедестала, но это еще не самое трудное. Самое трудное — отказаться от профессии, с которой себя отождествляешь, пусть даже на время.
Причем неизвестно ради чего. Ведь мало кто из академических дирижеров всерьез задумывался, чем и почему занимается противоположная HIP-сторона. Такие зубры, как Геннадий Рождественский, позволяли и позволяют себе снисходительно похлопывать ее по плечу. Звучит это всегда неубедительно: не может быть никаких убедительных доводов, отчего свой дух следует совать вперед буквы композиторского замысла, а не наоборот. Хорошо известна история о том, как Караян пытался перекрыть кислород Арнонкуру. Да что далеко в Австрию ходить — ни Гергиев, ни Темирканов никогда не пустят к своим оркестрам того же Курентзиса. Это даже не конкуренция, а боязнь конкуренции, антагонизм под предлогом эстетических разногласий.
У них отлично получилось. Оказывается, это универсальный метод, и работает он на гораздо более широком стилевом поле, чем то, на котором возник. Если получается не отлично, как правило, не из-за самого подхода, а из-за того, что недодумал или недоделал конкретный дирижер.
В то же время именно у Аббадо были и другие предпосылки для такой эволюции. Он ведь и новую музыку предостаточно играл и играет. (Предостаточно — для музыканта, не специализирующегося в этой области. В частности, для крупнейшего дирижера.) HIP и новая музыка суть две стороны одной медали: и то и другое предполагает со стороны исполнителя самоограничение, иногда довольно заметное, и то и другое не возьмешь средним классико-романтическим набором навыков. Аббадо сумел расшириться из этой классико-романтической середины в обе стороны, а следовательно, Аббадо истинно велик. Однако и время на него славно поработало.
Читайте также: