Классный руководитель начальных классов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 691 0

Чтобы быть хорошим классным руководителем, нужно верить в того, кого воспитываешь, любить тех, кого воспитываешь.

Все мы учились в школе и хорошо себе представляем, что такое работа классного руководителя. Она важна и первостепенна в учебно-воспитательном процессе. Я считаю, что сегодня роль классного руководителя возросла, в силу следующих причин:

частого осложнения детско-родительских отношений

Быть классным руководителем – не самое простое дело, так как из таких разных ребят необходимо создать единый сплочённый коллектив.

Исходя из этого главным приоритетом в работе классного руководителя считаю – формирование личности. По моему мнению без личности нет коллектива, каждый студент это личность, и в каждом нужно увидеть и воспитать эту личность.

Что же я считаю главным в работе по формированию личности?

Нужно любить тех, кого воспитываешь, принимать каждого обучающегося таким, каков он есть. Надо уметь понимать и любить не только хорошего, но и того, кто доставляет много хлопот.

И – интеллект.

Развитие интеллектуальных умений обучающихся, формирование неформального отношения к учебному труду. С помощью внеклассных мероприятий дополнительно развивается позитивное отношение обучающегося к собственному интеллектуальному развитию. Это и экскурсии, посещение музея, концертов и т.п.

Ч - честность.

Быть честным по отношению к себе, одногруппникам и педагогам.

Самый главный источник честности - это честность перед самим собой: умение себе признаться в своих ошибках, умение себя не обманывать и не оправдывать, а быть честным и честно судить свои поступки и действия.

Н – нравственность.

Воспитательная работа в этом направлении создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, развивает желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, воспитывает интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться. Не менее важным является формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе. Другими словами нравственность - это реализация моральных норм в жизни. В реализации нравственного воспитания чаще всего обращаюсь к такой форме как классный час, который одновременно может выполнять несколько функций: он и просвещает – расширяет кругозор знаний, он и ориентирует – формирует определенное отношение к миру на основе моральных и духовных ценностей, он и формирует – вырабатывает навыки оценки своих поступков и самих себя.

О – образование

Это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Процесс обучения (дидактический процесс) – это процесс становления личности, это всегда личностно-ориентированный процесс.

Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие педагогов-предметников, родителей и обучающихся для того, чтобы образовательная программа была освоена ими в объеме, соответствующем конкурентоспособному специалисту.

Строить хорошую воспитательную работу с группой без сотрудничества с семьей нельзя. Естественно, воспитательная работа невозможна без участия родителей, поэтому регулярно знакомлю обучающихся и родителей с правовыми основами семейного воспитания, с Конституцией страны, Законодательными документами о браке и семье, Конвенцией о правах ребенка, стараюсь поддерживать тесную связь с родителями и сотрудничать с родительским комитетом.

Вот некоторые методы работы с родителями, применяемые мной:

Посещение семьи – считаю, что это - эффективная форма индивидуальной работы с родителями. При посещении семьи знакомлюсь с условиями жизни обучающегося, беседую с родителями о характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к колледжу.

Переписка с родителями – помогает информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.

Селекторные родительские собрания проводятся ежемесячно, родители получают информацию по посещаемости и успеваемости за месяц, а также могут задать все интересующие их вопросы.

Родительские собрания – проводятся один раз в полугодие. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, обсуждаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с колледжем, подводятся итоги работы.

Т- трудолюбие.

Это залог жизненного успеха. Трудолюбие воспитывается в повседневной жизни, на субботниках, встречах с ветеранами труда, представителями различных профессий.

Таким образом, в центре моей деятельности как классного руководителя – личность каждого обучающегося, составляющими которой являются:

Хочется, чтобы мои студенты умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. В своей работе всегда стараюсь создавать условия для саморазвития обучающихся. Здесь немаловажным считаю организацию самоуправления.

Самоуправление в группе организую с учетом взаимоотношений обучающихся. Как относятся дети друг к другу, кого уважают, кого считают лидером, исходя из этого, обучающиеся самостоятельно распределяют обязанности в группе (если нужно, советует), студенты делают то, что им интересно, то, что у них получается.

В настоящее время являюсь классным руководителем 2-го курса группы АиУ-16, очень разного и по социальному составу, и по уровню общительности ребят. Впрочем, как всегда. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтобы каждый был погружён в деятельность, нашёл себя, проявил себя как личность, и, в то же время, сформировать дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путём создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого студента.

В процессе работы стараюсь придерживаться следующих правил:

Не запрещать, а направлять.

Не управлять, а соуправлять.

Не принуждать, а убеждать.

Не командовать, а организовывать.

Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным структурным элементом учебно-воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность школьников, формируются социальные отношения между учащимися.

В обеспечении условий для развития индивидуальности школьника в учебном процессе и во внеурочной деятельности важная роль отведена классному руководителю. Особое значение для организации учебно-воспитательного процесса деятельность классного руководителя имеет на начальной ступени образования.

Функции, роль и обязанности классного руководителя на различных этапах развития педагогической науки выступали предметом исследования ряда отечественных педагогов: Н.Н.Бояновской [5], И.Ф.Исаева [7], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], и других.

В свете реформирования современной системы образования и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, актуальность рассмотрения вопроса специфики деятельности классного руководителя, в том числе, на уровне начальной школы, очевидна.

Объект исследования составляет организация образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в современных условиях.

Предмет исследования составляет специфика деятельности классного руководителя в начальной школе в современных условиях построения учебно-воспитательного процесса.

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности классного руководителя на ступени начального образования в современных условиях.

Задачи работы:

Работа основана на использовании преимущественно общенаучных методов исследования, основным из которых является анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы педагогов: Н.Н.Бояновской [5], Г.М.Коджаспировой [8], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], И.В.Петровой [13], А.Г.Ряписовой [15], и других.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами начальной школы результатов исследования для построения эффективного образовательно-воспитательного процесса.

Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в научно-педагогическом знании

Элементом построения учебно-воспитательного процесса в современной школе выступает класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Классное руководство - традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

На основании анализа приведенных определений, можно согласиться с мнением педагога Н.Н.Бояновской, что при некотором различии приведенных определений, общим в них является то, что основной целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей [5; 22].

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Обратимся к рассмотрению исторических аспектов становления института классного руководства в России.

1.2. История становления института классного руководства в России

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.

На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя.

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя, как отмечает в своей работе В.А.Сластенин, выступали дополнительными к основной преподавательской работе [11; 114].

В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе [15]. Наиболее известны следующие:

- освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

- организатор параллели классов.Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

- руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

- традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Основными требованиями, выдвигаемыми к классному руководителю современной нормативно-правовой базой, ФГОС НОО [4], Уставами образовательных учреждений, регламентирующих, в том числе, деятельность классного руководителя, выступают следующие:

- наличие высшего или среднего специального педагогического образования;

- владение основами педагогики, детской, возрастной, социальной психологии, школьной гигиены, педагогической этики, теории и методики воспитательной работы.

Краткие выводы по первой главе

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В настоящее время классный руководитель - это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Обратимся к подробному раскрытию специфики деятельности классного руководителя в начальной школе на современном этапе.

В сегодняшнем обществе классный руководитель является фигурой, которая требует особого внимания. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Это и любовь к детям и к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека. Я считаю важным и придерживаюсь таких принципов:

- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему,

- быть примером и образцом для подражания;

- вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;

- вселять в человека уверенность, находить нужный стиль общения с каждым ребенком;

- вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

- приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание и стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Организуя свою деятельность в классе, иду от реальных, индивидуальных способностей ребенка, принимая его и любя таким, каков он есть. Стараюсь не подавлять природу ребенка, а словно скульптор, следовать за ней, ценить своеобразие маленькой личности, наблюдать, выявлять, поддерживать основные линии его развития, зажигать искорку задора, желание творить и фантазировать. При организации воспитательной работы использую различные формы, приемы и методы, которые дают возможность лучше узнать своих воспитанников. В соответствии с планом воспитательной работы провожу классные часы, уроки мужества, уроки культуры поведения, творческие дела, утренники, огоньки, беседы, викторины, познавательные игры, турниры, марафоны, экскурсии.

Праздники имеют большое значение в жизни ребенка, для полноценного развития они ему необходимы как воздух. Дети любят праздники и с удовольствием участвуют в них. Есть праздники традиционные, без которых невозможно обойтись, а есть и такие, которые требуют инициативы, творчества не только детей, но и родителей. Такие праздники делают жизнь в классе более интересной, насыщенной, помогают ребятам сдружиться и проявить себя. При организации праздника решается психологическая задача (создается у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства, социальная (укрепляется классный коллектив) и педагогическая (воспитание и всестороннее развитие).

Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, как все, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе: занимается спортом, участвует в художественной самодеятельности, мастерит. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку -всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

Одним из основных направлений моей работы с классным коллективом считаю нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Классные часы, посвященные природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы дети могут оказать: озеленение кабинета, высадка зеленых насаждений на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха.

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной деятельности оказывает устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей - защитников земли Русской.

С 1 класса учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Традиционными в классе стали уроки мужества; праздники, посвященные Дню Победы, Битве под Москвой и другим знаменательным датам. Принимаем участие в митингах и общешкольных мероприятиях.

Уделяется внимание и такому направлению воспитательной работы, как сохранение и укрепление здоровья детей. Провожу разнообразные физкультминутки, подвижные игры. Принимаем участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. На классных часах обсуждаем правила личной гигиены, питания, режима дня.

Игра является одним из важнейших видов деятельности младших школьников, поэтому она должна использоваться во всех направлениях воспитательной работы. Провожу самые разнообразные игры: подвижные, ролевые, сюжетные, интеллектуальные. Использую и игры развивающего характера, разнообразные развлечения, ориентированные на творческое самовыражение ребенка. В них предлагается не только материал для подражания, повторения, но и представляется поле для фантазии, личного творчества, что дает мне возможность лучше узнать своих учеников, выявить индивидуальные особенности каждого из них и наметить перспективы для дальнейшего развития их творческого потенциала. Моих воспитанников привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - хорошие помощники в интеллектуальном развитии школьников.

Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую огоньки, утренники, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток.

Особого внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации. Совместно с патронатным воспитателем провожу работу с неблагополучными семьями. Веду дневник работы с такими семьями. Использую при этом такие формы работы, как посещение семьи, индивидуальные беседы с детьми, тематические консультации с родителями, оказываю посильную помощь в жизнедеятельности таких семей.

Чтобы правильно организовать работу с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. Именно поэтому большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Считаю, что диагностические исследования необходимы в изучении особенностей детского коллектива. Провожу анкетирование детей и родителей, тестирование, наблюдения, сочинения, беседы с учениками и родителями.

Классный руководитель - это человек творческий, и ему необходимы такие качества, как артистичность, активность, оптимизм, трудолюбие, веселый нрав. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками и не обладающими такими качествами. Мои коллеги считают, что творческий подход к делу, делают каждое мероприятие, подготовленное мною, запоминающимся.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Доклад на тему

В данном материале описывается воспитательная работа в классе во внеурочное время. Даны рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей из опыта работы классного руководителя в начальных классах . Прочитав данную публикацию, можно узнать, посредством каких мероприятий, бесед, классных часов можно реализовать духовно-нравственное воспитание.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Еланского муниципального района Волгоградской области

Доклад на тему

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что же делать? Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание.

Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, классных часах информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.

В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.

Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Читайте также: