Классика как средство воспитания духовности общечеловеческой нравственности доклад

Обновлено: 30.06.2024

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Система духовно-нравственного воспитания в школе

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

заместитель директора по воспитательной работе

Полякова Наталия Валентиновна

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

- святые места родного края (красавица-церковь);

-история нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

-мой край в годы Великой Отечественной войны;

-земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.

За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены. Развитие информационно-компьютерных технологий постепенно вытесняет из нашей жизни книги. Родители не осознают важности вопроса приобщения ребёнка к чтению художественной литературы и не уделяют чтению должного внимания. Современные малыши в основном заняты просмотром мультфильмов по телевизору или проводят свой досуг за компьютером. У детей отсутствует интерес к книгам. Они не имеют представления о значении книги в жизни человека. И, как правило, дети имеют бедный словарный запас, плохо владеют навыками составления рассказа.

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.

Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Это можно сделать посредством чтения художественной литературы.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Благодаря им раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство, затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок.

Необходимо доносить родителям воспитанников о значимости чтения сказок детям. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой!

Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.

Ребёнок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и добрый.

Во время чтения книг происходит развитие речи ребёнка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.

Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.


Нравственная сила, как и мысль, безгранична.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [6].

Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью [4].

Главная забота земледельца — семена для будущего урожая. Это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье — бытье, крестьянин никогда не проест эти семена, убережет их от порчи и потравы. Дети — те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его — судьба всех землян [5].

Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников [3]. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты.

Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание//Педагогика.-1999.-№ 4.-С.117- 120.

5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. –М., 1993.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М.: Просвещение, 2011.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. -М.: Просвещение 1995,с.478.

8. К. Д. Ушинский, Человек как предмет воспитания. М.:Педагогика,1973.- 350с.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, русский язык, ребенок, ценность, духовная часть человека, литература, совесть, урок, урок литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Цель: рассмотрение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Раскрыть методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

3. Описать возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

4. Сформулировать выводы по основным положениям.

1. Сущность и природа нравственности

Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.

2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения[17,109].

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Одной из задач развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей этого возраста различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Расширение связей учащихся 1-4 классов с окружающим миром ведёт к коррекции их действий, а вместе с этим и системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей. [9, 23].

Еще одна немаловажная идея - сотворчество участников образовательного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения учителя и учащихся. Реализуя данную идею, педагог должен изыскивать возможности и для развития сотворчества детей и родителей. Сотворчество педагогов учащихся - это источник и условие их развития. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в тоже время развивает сотворчество между детьми, детьми и родителями, используя специальные коммуникативные технологии.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. Необходимые условия сотворчества:

. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы;

. определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

. совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

. совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости [9, 38].

В школе в основном предпочтении отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Также развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, занятие физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общений в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п К специфической форме внеурочной работы относиться организация работы группы продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Сформулированы следующие выводы по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

4) Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

5) Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

6) Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.

Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности [Текст] /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст]/ Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Зазнобина, Л. С: Как же выжить в мире СМИ. [Текст] / Л.С.Зазнобина //Медиаобразование в школе - 1999 - №3 - С.23- 26.

Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6.

Автор: Зайцева Людмила Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоомутская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г.о. Луховицы р.п. Белоомут
Наименование материала: статья
Тема: "Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию учащихся"
Раздел: начальное образование

на ШМО классных руководителей

учитель начальных классов

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем

отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье доступны пониманию ребенка лишь при условии

воспитание молодого поколения. Во все времена в разных странах проблемам воспитания уделяли

Воспитание личности неразрывно связано с жизнью, общества, семьи,

государства. Если нет достойного воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Что мы понимаем под понятиями: воспитание, мораль, нравственность?

В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести

благонравный, согласный с совестью, с достоинством человека с долгом честного и чистого

у Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими

человека. Ум и нрав слитно образуют дух ( душу в высшем значении); ко нраву относится как

понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти, а к уму: разум, рассудок, память.

Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор

этих начал ведёт к упадку

От характера воспитанности и нравственных убеждений представителей общества зависят

иногда судьбы целых народов, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное

значение. Еще К.Д. Ушинский заметил, что умственное развитие не предполагает и не гарантирует

прочной общественной нравственности. Он был убежден, что «очень умный человек может быть и

воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.

В настоящее время в Федеральном государственном стандарте общего образования

духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи

первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного

образования, одной из приоритетных задач общества и государства, является воспитание духовно-

Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в

отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого

уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации

осуществить. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны

одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.

Нравственное воспитание, в чем его суть?

Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, состоит в том, что

моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила

поведения. Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом,

подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Основным содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких качеств

Писатель и педагог С. Л. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной

жизни, то есть обучение нравственным средствам. Будет нравственное воспитание – ребёнок

родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности

воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.

Современная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Нравственное воспитание в современной школе согласно требованиям Федеральных стандартов

осуществляется по следующим направлениям:

внеурочная деятельность (культурные практики);

внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны

традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не

менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования,

нравственного развития личности. Особое воспитательное значение имеет литература, история,

отечественная и мировая художественная культура. Система базовых национальных ценностей не

только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его

организацию. Важен при этом и пример педагога, выдержанного и мудрого не только в передаче

знаний и наставлений, но и в умении наладить взаимоотношения с учеником.

Внеурочная деятельность.

праздников, викторин, выставок, игр, в деятельности кружков,

секций, в разных формах дополнительного образования. Участие в во внеурочных мероприятиях

обогащает их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в

Внешкольная деятельность.

Внешкольные мероприятия: экскурсии, посещение музеев, театров,

внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать

опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план

общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут

принимать участие не только педагоги и школьники, но и ветераны, священнослужители, деятели

культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Семейное воспитание.

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-

нравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,

что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего

воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье

закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину

сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора

воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме

самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку

лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в

родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно

воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие

авторитеты для ребёнка.

гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно

рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Читайте также: