Классификация научных проблем доклад

Обновлено: 16.05.2024

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ (от др.-греч. πρόβλημα - преграда, трудность, задача) - 1) это теоретическое или эмпирическое суждение, отражающее противоречие, несоответствие имеющегося уровня научного знания с потребностями науки или практики; 2)знание о незнании [В. Берков]. Незнание может быть результатом неполноты и недостоверности имеющихся в распоряжении ученых фактов, отсутствия корректных и надежных методов исследования, недостаточного уровня теоретического осмысления. Чаще всего проблема выступает как отражение противоречия между имеющимися фактами и теоретическими построениями, т. е. между эмпирическими представлениями и теоретическими знаниями.

Исследование начинается с понимания и формулировки проблемы и завершается ее решением либо уточнением, т. е. получением нового знания. Таким образом, осмысление проблемы является одной из форм познавательной деятельности, включающей процедуры диагностики сущности проблемы, причин ее появления и путей решения. Правильная постановка проблемы служит важной предпосылкой ее успешного решения. Для решения научной проблемы может быть выдвинута гипотеза.

С учетом содержания и характера выявленного противоречия проблема может быть теоретической или практической (эмпирической), тем самым она определяет вид исследования и формулировку цели и задач. Теоретические проблемы явно и неявно включают вопросы: почему, зачем, каким образом, как часто и проч., которые позволяют выйти на уровень понимания причинно-следственных, динамических и структурно-функциональных закономерностей. Эмпирические проблемы ориентированы на пополнение и удостоверение фактографической базы и отвечают на вопросы: кто, что, когда, сколько и т. д., т. е. нацелены на описание и реконструкцию.

С учетом особенностей исторического познания, проблемы могут быть связаны: 1) с познанием объекта и предмета исследования (описание и теоретическое осмысление исторических объектов и процессов), 2) с разработкой и совершенствованием научных методов, 3) с оценкой итогов и результатов исторических исследований, 4) с анализом теоретических и практических аспектов использования исторических источников. По типу решаемого вопроса выделяют оценочные, методологические, аналитические, синтетические проблемы.

При выборе и формулировке проблемы большую роль играют ценностные ориентации и личностные качества исследователя, его представления о назначении истории и исторического труда. Наибольшую трудность вызывает постановка теоретических (фундаментальных) проблем, так как они связаны с необходимостью аналитического обобщения накопленного научного опыта, сложившихся теоретико- методологических подходов, научных школ и их особенностей и т. д.

Проблема задает целый ряд элементов научного исследования: цель и задачи, а также предмет и объект. Все они связаны друг с другом и образуют единое целое.

Л. Н. Мазур, О. М. Мельникова

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 414-415.

Берков В. Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект). Минск, 1979; Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 206; МазурЛ.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010. С. 29- 68; Мининков Н. А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н / Д., 2009; Санцевич А. В. Методика исторического исследования: учеб. пособ. Киев, 1990.

Потому имеющиеся в социально-гуманитарном знании представления о праве и государстве образуют целостное образование, представляющее собой научное знание о праве, часть которого содержит теоретическое осмысление вопросов относительно закона как юридической конструкции.Научный интерес к рассматриваемой теме вызван необходимостью ее обоснования как актуальной проблемы, возникшей на стыке знаний разных наук.Целью реферата является исследование типов научного познания.

Поскольку смерть является абсолютным ограничением жизни, вселяющим страх перед неопределенностью, проблема ее преодоления является актуальной для человечества. Сначала идеи развивались в рамках мифологического мировоззрения, позже религиозного, постепенно приближаясь к научному, которое опирается на объективные знания.Цель работы: исследовать научную концепцию Бехтерева М.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы).

При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования).

Точно так же стновление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

В ходе работы, использовались следующие теоретические методы социологического исследования: логический метод, метод определения понятий, метод сравнения, метод системно-структурного анализа.

Научная картина мира – это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

На сегодняшний день все вопросы, которые касаются неопределенности понятия права и нерешенности проблем правопонимания, вызывают бесконечные споры. Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению .Логически все типы правопонимания можно разделить на две группы.

Список источников информации

1.Ивин А.А. Современная философия науки – М, 2005

2.Идеалы и нормы научного исследования – Минск, 1981

3.Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты – Донецк: издательство Донецкого национального технического университета, 2006

4.Микешина Л.А. Философия науки: эпистемология, методология, культура – М: издательский дом международного университета в Москве, 2006

5.Степин В.С. Теоретическое знание – М: Прогресс-традиция, 1999

6.Цофнас А.Ю. Типы научных проблем — Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке – С-Пб ГУ, 2004

Файлы: 1 файл

научная и социальная проблемы.docx

В самом общем виде проблема -- это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем. Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Например, вопрос о том, в каком мире мы живем решался теорией Коперника.

Иногда встречаются различия между проблемой и задачей. Задача -- вопрос, разрешимый имеющимися теориями. Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научном исследовании.

Задание цели: (1) обнаружение или (2) переформулирование проблемы или (3) включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

Задание направления исследования.

Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга.

Требования и критерии постановки научных проблем.

Наличие предварительного научного знания, в которое проблема может быть включена.

Наличие указания на условие существования решения проблемы.

Наличие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.

Достаточная ограниченность, а не глобальность проблемы.

Синтаксическая и семантическая корректность проблемы.

Синтаксическая корректность -- соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы -- так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, -- а для другой -- так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая -- со здоровой тканью.

Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии -- предпосылка классической физики -- была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика -- учение о том, как знаки связаны с реальностью).

Классификация научных проблем.

Предметные -- объектом является знание об объектах (Сколько существует предметов типа ?).

Эмпирические -- поиск данных. Ответ может быть дан на основе эксперимента, измерения, наблюдения.

Концептуальные -- организация и интерпретация имеющихся данных.

Процедурные -- объектом является способ получения или оценки знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов типа ?).

Методологические -- планирование научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).

Оценочные -- оценка опытных данных и теорий (например, правильность, осмысленность).

По корректности и разрешимости: разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные, ложные), неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом), некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой -- у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -- истинна).

Корректность проблемы абсолютна, а разрешимость относительна. Например, проблема превращения неблагородных металлов в благородные неразрешима в химии, но разрешима в атомной физике. Неразрешимыми могут оказаться проблемы, связанные с реконструкцией объектов (например, скорости всех молекул в газе). Некорректные проблемы могут оказать положительное влияние на развитие науки, например, проблема эликсира жизни привела к развитию химии, а проблема вечного двигателя -- к появлению понятия об энергии. В эмпирических науках важнее не точность решения, а наличие средства уточнения. Гейзенберг: профессионал -- не тот, кто много знает, а тот, кто знает типичные ошибки.

Суть научной проблемы

Проблема заставляет общество учиться, развивать знание, экспериментировать и наблюдать. Наука начинается с проблем, а не с наблюдений, хотя наблюдения могут породить проблему.

Когда исследователь приступает к научному исследованию, он уже имеет некоторое представление, концепцию того, что он собирается изучать. Разные исследователи имеют возможность исходить из разных концепций, чьих-то или своих личных. Ю.К. Бабанский по этому поводу пишет, что научное исследование начинается с анализа теории и практики решения той или иной проблемы, отраженных в научной литературе.

Осознанной задачей, стоящей перед ученым всегда является решение некоторой проблемы с помощью построения теории, которая решает эту проблему путем, например, объяснения неожиданных или ранее не объясненных наблюдений. Вместе с тем каждая интересная новая теория порождает новые проблемы-проблемы согласования ее с имеющимися теориями проблемы, связанные с проведением новых и ранее не мыслимых проверок наблюдением. И ее плодотворность оценивается главным образом по тем новым проблемам, которые она порождает. Наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых, порождаемых ею проблем. Именно поэтому мы понимаем науку и рост знания как то, что всегда начинается с проблем и всегда кончается проблемами - проблемами возрастающей глубины - и характеризуется растущей способностью к выдвижению новых проблем.

Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) - положение, условие, вопрос, объект, который создаёт неопределённость, затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы) побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или нежелателен.

Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опытом.

Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие проблема претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

Научная проблема - это осознание, формулирование концепции о незнании.

Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

Постановка проблемы – начало любого исследования.

В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.

Проблема научного познания – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям (рис.1).

Рис. 1 - Критерии научной проблемы

Проблемы различают по степени их структуризации (рис.2.).

Три класса проблем

Рис. 3 - Три класса проблем

Признаком, по которому отличается научный вопрос от научной проблемы, является различный характер предположения, содержащегося в вопросе. Если заключенное в вопросе знание о незнании превращается в результате научного поиска в знание о том, что неизвестное явление подчиняется уже известному, изучаемому закону, вопрос не оценивается как проблема. Если же он сочетается с предположением (или содержит в себе предположение) о возможности открытия нового закона (ему в прикладных науках соответствует предположение о возможности открытия принципиально нового способа применения ранее полученного знания законов), тогда мы имеем постановку проблемы.

Таким образом, любую проблему можно представить как неразрывное единство двух элементов (рис. 4.).

Рис. 4 - Суть любой проблемы

3. Постановка проблемы, ее формулирование

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема, по Ю.К. Бабанскому, есть характеристика проблемной, т.е. противоречивой ситуации - несоответствие теории о предмете общественной практики этой практике, - которое обнаруживает исследователь в изученном им материале. Видение той или иной проблемы определенным ученым- обусловлено, во-первых, ограниченностью личного опыта - тем, что в непосредственном личном опыте ученый всегда имеет дело лишь с той или иной частью объективной действительности и, во-вторых, теми его представлениями об этой действительности, которые сложились в результате всей его научной подготовки. Ясно, что каждый исследователь видит разные проблемы и может по-разному считать, какая из них является актуальной проблемой. Т.е. по-разному определяется и цель научного исследования, которая, по Ю.К. Бабанскому, есть результат решения проблемы в идеальной форме. Цель вообще может быть внешней необходимостью для исследователя. Например, есть социальный или государственный заказ, что какая-то часть объективной реальности находится в неудовлетворительном состоянии, следовательно, надо познать причины этого, выявить закономерности между внешними связями системы (части объективной реальности) и ее внутренними связями и определить меры по приведению системы в нужное, удовлетворительное для заказывающего состояние. Множественность проблем и целей налицо

Введение
1. Определение научной проблемы
2. Типы научны проблем
2.1. Субстратные, структурные и концептуальные проблемы
2.2. Мнимые и реальные научные проблемы
2.3. Социокультурная обусловленность научных проблем
Заключение
Список литературы

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

В связи с тем, что научная проблема формулируется в виде вопроса, она обладает рядом особенностей. Прежде всего, особенность научной проблемы заключается в том, что ее решение не может быть получено с помощью дедуктивного метода, то есть решение не может быть просто логически выведено из посылок.
2. Типы научны проблем
На основании данных выше определений научной проблемы можно выделить типы научных проблем. Так, например, рассматривая определение Цофнаса, мы показали, что проблему можно понимать как невозможность выделить концепт, структуру или субстрат. Один из указанных компонентов берется в качестве основания для классификации научных проблем и, таким образом, выделяются проблемы субстратного типа, проблемы структурного типа и концептуальные проблемы. Не только Цофнас выделяет типыпроблем по этому признаку. Но в его работе такое деление, на наш взгляд, изложено наиболее четко.
Рассмотрим кратко эти типы научных проблем, обращаясь к различным работам, разных авторов.
2.1. Субстратные, структурные и концептуальные проблемы
Цофнас указывает, что проблемы субстратного типа предполагают недостаток или избыток фактов. Это самый распространенный тип проблем. Для разрешения этого типа проблем необходим научный поиск, верификация и фальсификация.
Структурные проблемы означают непонимание отношений фактического материала в заданном концепте. Для решния структурной проблемы, соответственно, необходимо найти такие отношения между наличными фактами или определить такой набор свойств, которые будут укладываться в принятый концепт. Структурные проблемы, как указывает Цофнас, это проблемы более высокого уровня, чем проблемы субстратные. Именно решение проблем структурного уровня позволяет открывать законы, что считается крупным научным достижением.
В другом учебнике указано, что первый тип научных проблем связан с расхождением теорий с некоторыми экспериментальными данными. Так обнаружение парадоксов в системе физического знания при соотнесении новых фактов и новых теоретических следствий трансформировались в проблемы, поиск решения которых привел к построению специальной теории относительности и квантовой механики1. Кроме того, этот тип проблем может быть связан с конфронтацией теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам.
Еще более высокий уровень, чем структурный, занимают проблемы концептуального типа. Этот тип проблем означает невозможность осмысления – с точки зрения изначально предполагаемых идей (понятий, принципов, парадигм решения задач) – той структуры, которая реализуется на исследуемых фактах (субстрате). Пока соответствующий концепт не найден, данные не могут войти в научную концепцию (систему знания). Этот тип научной проблемы самый сложный. Он не предполагает подведение фактов, отношений и свойств к уже существующему концепту, а указывает на необходимость поиска принципиально нового понимания, нового концепта. В данном типе научной проблемы факты и отношения нагружаются новым теоретическим смыслом1. Этот тип проблем возникает как столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления
Выделяются также подтипы концептуального типа проблем:
1 - несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих в основе конкурирующих теорий
(например, в системе Птолемея и в системе Коперника);
2 - противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества;
3 - противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением, считающееся для теории более серьезным испытанием, чем эмпирические аномалии. Так, механику Ньютона не отвергали за неточное предсказание движения планет, но многие, в частности Г.Лейбниц и Х.Гюйгенс, не соглашались с ее философскими основаниями, противоречащими господствующему мировоззрению2.
2.2. Мнимые и реальные научные проблемы
В предыдущей главе мы указали, что возможна неверная постановка проблемы, но это уже не проблема. Или же вообще можно спутать научную проблему и научный вопрос. Таким образом, возникают мнимые и реальны научные проблемы.
Они сходны с реальными проблемами по своей логической форме, их мнимость выясняется только путем эмпирической проверки и логического анализа полученных результатов, сопоставления с научными фактами, материально-производственной и духовной практикой. Мнимые проблемы неотъемлемы от научного поиска. Они имеют определенную познавательную ценность, стимулируют поиск и, так или иначе, обогащают науку, путь даже отрицательным результатом. Вот почему мы считаем вполне правомерным выделение типов научных проблем на основании их мнимости.
Существует три вида мнимых проблем:
1 – онтологические проблемы. Это проблемы, которые возникакют в резльтате приписывания несуществующих явлений к существующим;
2 - логико-гносеологические псевдопроблемы. Такие проблемы вызываются объективными трудностями познания и уровнем развития средств наблюдения (например, такой проблемой долгое время была проблема геоцентризма – то есть теории, утверждающей, что земля в центре вселенной, а солнце вертится вокруг земли);
3 - логико-грамматические и семантические псевдопроблемы порождаются несоответствием между языком, его структурой, правилами и логикой1.
Таким образом, в этой части работы мы выделили несколько типов научных проблем. По разным основаниям. В качестве первого основания выступили компоненты научного знания. Второе основание для типирования научны проблем – это их мнимость и реальность.
2.3. Социокультурная обусловленность научных проблем
Очень важный параметр научной проблемы – это ее своевремнность. Особенно много внимания уделяет этому Степин В.С.
Он рассматривает социокультурные и историко-аунчные аспекты проблем. Постановка новой проблемы существенно зависит от такого объективного фактора, как степень зрелости или развитости предмета исследования. Так, например, проблема экологии долгое время была неактуальной, она не ставилась учеными несколько веков назад. Проблема не возникает сама по себе, из ниоткуда, она обусловлена историей и развитием человечества.
Но бывает и так, что относительно науки проблема адекватна, но совершенно не учитывает подготовленность общественного мнения к принятию этой проблемы. Бывает так, что некоторые законы открываются преждевременно и долгое время еще жду своего часа. Так, например, Микешина в своем учебнике приводит ситуацию с Менделем: Известно, что большинство современников основоположника учения о наследственности Г.Менделя не понимало, о чем идет речь в открытых им законах, результаты, полученные автором, значительно опережали имевшийся уровень науки, работа Менделя противоречила традиционным подходам науки того времени к изучению наследственности, а также господствовавшему в середине XIX века способу мышления1.
Бывает так, что и сам автор открытия какого-либо закона, постановки какой-либо научной проблемы сам не понимает смысла того, что он сделал. А понимание это приходит много веков или даже лет спустя.

Список литературы

1.Ивин А.А. Современная философия науки – М, 2005
2.Идеалы и нормы научного исследования – Минск, 1981
3.Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты – Донецк: издательство Донецкого национального технического университета, 2006
4.Микешина Л.А. Философия науки: эпистемология, методология, культура – М: издательский дом международного университета в Москве, 2006
5.Степин В.С. Теоретическое знание – М: Прогресс-традиция, 1999
6.Цофнас А.Ю. Типы научных проблем - Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке – С-Пб ГУ, 2004

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: