Классификация цветов по международным стандартам доклад

Обновлено: 02.07.2024

Математическое выражение цветов впервые было предложено Исааком Ньютоном. Он же первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Ньютон показал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на спектральные составляющие.

Наиболее популярными цветовыми системами являются: двойной конус немецкого учёного Вильгельма Оствальда и цветовая сфера американского ученого Манселла (см. приложение, табл. 1). Очень удобна для практиков и проста система Оствальда. Цветовое тело Оствальда представляет собой два конуса с совмещенными основаниями. Оси конусов составляют одну вертикаль. Вершина верхнего конуса - белый полюс, вершина нижнего конуса - черный полюс. Между ними расположена серая шкала, включающая переходы от светло-серого до темно-серого, граничащего с черным. Совмещенные круги оснований конусов образуют цветовой круг, состоящий из цветов максимальной чистоты. Образующие верхнего конуса составлены из хроматических цветов с постепенной примесью белого. Образующие нижнего конуса продиктованы постепенной примесью черного к спектральным. Система Оствальда показывает, что все цвета могут быть составлены из спектральных в смешении с ахроматическими.

Система Манселла (США) - наиболее совершенная и в настоящее время очень широко распространенная система классификации цветов. Манселл усовершенствовал систему цветового шара. При расположении цветов по этой системе он учел светлоту основных исходных цветов. Цветовой круг спектральных цветов располагается в этой системе наклонно по отношению к ахроматической оси. Таким образом, к примеру, наиболее светлый в спектре желтый цвет оказывается лежащим в одной горизонтальной плоскости с равно-светлым серым. На основе цветовой системы Манселла в США выпущен Атлас цветов, включающий 2000 оттенков.

Советские специалисты по колориметрии и цветоведению основываются в своих разработках на системе отечественного ученого Нюберга. Цветовое тело Нюберга представляет собой область в цветовом пространстве, где расположены цвета прозрачных и отражающих предметов в условиях заданного освещения. По форме это параллелепипед с закругленными углами и несколько выпуклой поверхностью, образованной цветами с оптимальными спектрами отражения. Внизу лежит черный, вверху - белый цвет; в углах цветового тела друг против друга лежат основные дополнительные цвета: желтый и синий, красный и зеленый. Область, которую занимают цвета реальных пигментов и красок, всегда лежит внутри цветового тела.

Многочисленные наборы цветов созданы в разных странах. Некоторые из них приняты в качестве стандартов цвета, на основе которых решаются различные задачи: метрологические, практические задачи нормирования и контроля цветной продукции, выпускаемой различными отраслями промышленности. Между системами расположения образцов цвета в определенном, удобном для практики порядке и стандартной системой измерения цвета существует определенная разница. В основе международной стандартной метрики цвета лежит положение, вытекающее из закона смешения цветов: путем оптического смешения в различной пропорции трех основных цветов (красного + зеленого + синего) можно получить все цветовые тона.

Измерение цвета основано на точных законах векторного анализа (Математические основы цветовых измерений подробно изложены в работах советских авторов: Н. Д. Нюберга, Н. Т. Федорова, Е. Н. ЮстовоК, М. М. Гуреинча, С. О. Майэеля, Н. Г. Болдырева, Г. Н. Раутиана н др.). Границы и форма цветового тела Н. Нюберга точно определены математически в результате анализа цветов с оптимальными спектрами отражения.

Смешение цветов

Всякий цвет состоит из смеси колебаний волн различной длины. Монохроматические излучения в природе практически не встречаются. С помощью прибора, который называется спектрофотометром, свет можно разложить на спектральные составляющие, определив тем самым, из каких колебаний по длине волны он состоит. Получаемые при работе на приборе спектрофотометрические кривые (это и есть графический способ обозначения цвета) дают, помимо качественной характеристики цвета, еще и количественную, или энергетическую. Они показывают, какая доля энергии данного света приходится на ту или иную длину волны.

Итак, огромное большинство цветов, которое мы видим вокруг себя, вызывается действием на глаз сложного светового потока, состоящего из волн различной длины. Мы не ощущаем пестроты, оценивая цвет предметов, только благодаря постоянному смешению цветов, которое происходит при восприятии окружающего мира. Принято выделять два способа смешения цветов: 1) слагательное, или аддитивное; 2) вычитательное, или субтрактивное. Если осветить белую поверхность красным и желтым светом одновременно, то результатом смешения - будет оранжевый цвет. Это пример слагательного смешения. Другой метод слагательного смешения цветов можно продемонстрировать с помощью вертушки Максвелла, где различные цвета секторов диска при вращении смешиваются, создавая впечатление одноцветного диска.

Способ вычитательного смешения можно проиллюстрировать, поставив, к примеру, синее и желтое стекло друг за другом и проследив при этом за характером смешения цветов. Белый свет проходит вначале через синее, затем - через желтое стекло. Из спектральных, составляющих белый свет, красный и желтый полностью поглощаются в синем стекле, зеленый и фиолетовый проходят насквозь ослабленными, синий же при прохождении почти не ослабляется. На желтое стекло попадают ослабленные зеленый, фиолетовый и синий луч. Желтое стекло поглощает синий и фиолетовый, пропуская зеленый. Цвет, который мы получим, будет зеленый.

По существу, точно такое же явление происходит, когда художник смешивает на палитре две краски или накладывает одну из них на другую в виде лессировки. Чтобы сказать, каков будет цвет, полученный в результате вычитательного смешения, недостаточно знать, каков цвет тех стекол, которые мы накладываем друг на друга, или тех красок, которые мы смешиваем, надо знать также, из каких спектральных составлен этот цвет.

В нашем примере с наложением синего стекла на желтое, если синее стекло заменить другим, точно таким же по цвету, но не пропускающим зеленых лучей, то результатом смешения будет не зеленый цвет, а черный. Стекла поглотят все лучи.

Разница между двумя видами смешения станет ясной, если вспомнить, что наложение синего стекла на желтое на просвет давало зеленый цвет (вычитательное смешение); при смешении же желтого и синего светового потока на экране (слагательное смешение) поверхность будет освещаться всеми лучами спектра и казаться белой, так как один из источников (синий) будет освещать поверхность фиолетовыми, синими, зелеными лучами, а другой (желтый) - зелеными, желтыми и красными. Как видите: вычитательное смешение не подчиняется законам слагательного смешения. Со слагательным смешением приходится иметь дело при работе над декоративным освещением выставок, интерьеров магазинов, кафе; при проектировании подсветки архитектуры вечером и светорекламы, при праздничных оформлениях, в театральных спектаклях.

О вычитательном смешении цветов приходится помнить всегда, когда берешь в руки краски.

Исааком Ньютоном были сформулированы следующие законы смешения цветов, действительные не только для любых красочных составов, но и для других случаев смешения (светоцвета, цветных стекол, наблюдаемых на просвет и др.):

1. Для каждого хроматического цвета можно найти другой, также хроматический, который при смешении с первым в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие пары цветов принято называть дополнительными.

К красным дополнительны голубовато-зеленые; к оранжевым - голубые; к желтым - синие; к желто-зеленым - фиолетовые; к зеленым - пурпуровые.

В цветовом круге дополнительные цвета лежат на концах одного диаметра. Дополнительность цветов зависит только от их цветовых тонов. Смешение дополнительных цветов в определенной пропорции, зависящей от насыщенности смешиваемых цветов, дает ахроматический цвет. Если пропорции изменились, то в результате смешения мы получим цветовой тон одного из смешиваемых цветов. Смешение дополнительных цветов никогда не может дать нового цветового тона.

II. Смешение двух недополнительных хроматических цветов разных цветовых тонов всегда даст новый цветовой тон, лежащий в цветовом круге между цветовыми тонами смешиваемых цветов. Из второго закона смешения вытекает важнейшее следствие: из трех цветов, расположенных в цветовом круге приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга, можно получить, смешивая их в разных пропорциях, все возможные цветовые тона.

Когда речь идет о смешении красок, то основными являются: красная, синяя и желтая. Возможны варианты: 1) пурпурно-красная (краплак); желтая (кадмий); голубовато-синяя (берлинская лазурь); 2) красный алый (кармин); желтая лимонная; ультрамарин.

III. Результат смешения зависит только от смешиваемых цветов, а не от спектрального состава световых потоков, которыми эти цвета вызываются. Этот закон действителен во всех случаях, когда речь идет о слагательном смешении. В живописи - это пространственное смешение, примером которого являются произведения пуантилистов (Сера, Синьяк).

Архитекторов и художников интересуют прежде всего свойства цвета, рожденного краской. По цвету все краски можно разделить на простые, спектральные и сложные.

Простыми называются краски, которые нельзя составить из других красок. Из простых же можно составить все остальные.

Спектральными красками называются такие, которые входят в видимый спектр.

Сложные краски - это все остальные, имеющие разнообразные цвета, встречающиеся в природе.

Простых красок три: красная (краплак) - синяя (голубая ФЦ, лазурь) - желтая (стронциановая) пли ультрамарин + алая красная + 4-кадмий желтый. Все спектральные цвета можно составить из простых красок. Все сложные цвета могут быть составлены из простых и спектральных цветов с добавлением черного в акварели и белил и черного в живописи гуашью, масляными красками, темперой.

Основными способами смешения любых красок являются: 1) механический и 2) лессировка.

Механическое смешение состоит в том, что две или несколько красок перемешиваются между собой на палитре до нанесения смеси на грунт. При механическом смешении красочный слой состоит из связующего вещества, в котором находятся крупинки смешиваемых красок. Свет, отраженный в глубине красочного слоя или от грунта при механическом - смешении будет более насыщенным по цвету, чем свет, отраженный в верхних слоях красочной смеси. Первый вариант возможен в том случае, когда смешиваются лессировочные краски, второй - при смешении кроющих красок. Для того, чтобы мысль была ясна, достаточно вспомнить, какой насыщенный, звучный красный цвет дает лак. Пользуясь гуашью того же цветового тона, мы не сможем получить равное ощущение насыщенности цвета.

Второй способ смешения красок: наложение краски на краску, или лессировка. Этот способ играет ведущую роль в акварельных отмывках архитектурных чертежей. При лессировке каждый из слоев состоит из связующего вещества (вода) и частиц красящего пигмента в нем, которые в разных слоях различны. При наложении краски на краску не безразлична последовательность наложения качественно разных слоев краски. При смешении двух лессировочных цвет будет обладать наибольшей насыщенностью. Если кроющая занимает нижний слой, то преобладающим цветом в смеси будет цвет верхней краски (световые лучи отразятся, не достигнув грунта).

Лессировочный красочный слой при всей своей многослойности должен иметь наименьшую толщину, чтобы падающий на картину свет дошел до бумаги, отразился от нее и имел достаточную силу, чтобы вторично пройти красочный слой. Для построения красочного слоя необходимы следующие технические условия: 1) мелкая фактура краски, тонкость красочного пигмента, предпочтительно полная растворяемость красок в воде, если речь идет об акварели; 2) максимальная прозрачность красок; 3) последовательность нанесения теплых и холодных лессировочных красок - от наиболее теплых и интенсивных к наиболее холодным и малоин­тенсивным.

Цветная подготовка целесообразна лишь в теплых оттенках. Лессировать следует как можно более тонко и многократно, т. е. слабыми растворами начинать с наиболее прозрачных красок, идя к менее прозрачным. Более трех наслоений различных красок не рекомендуется.



Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.

Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.

Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.

Немного истории

В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.

С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.

Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.

В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.

Цвет и его теория

Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.

Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).

Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.


Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.

Основные термины колористики



Различные температуры цветов

Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.

Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.

Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.

Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.

Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.

Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.

Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.

Цветовые палитры

Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.

Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.



Цветовая палитра

Виды цветовых палитр

Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.



Монохроматическая цветовая схема

Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.



Аналоговая цветовая схема

Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.



Комплементарная цветовая схема

Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.



Сплит-комплементарная цветовая схема

Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.



Триадическая цветовая схема

Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.



Прямоугольная цветовая схема

В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.

К известным инструментам работы с палитрами относятся:


Adobe Color


Coolors


Canva Color Wheel


Paletton


Color Hunt

Психология цвета

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.

То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.

Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.



Психология восприятия цвета

Культурные различия в восприятии цветов

Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.

Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.

Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.

Согласованность цветов фирменных стилей

При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.

Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.




Рекомендации по выбору цветов

  • Стремитесь придать яркость вашему дизайну.
  • Изучите теорию цвета, чтобы вызывать в аудитории нужные эмоции.
  • Задействуйте инструменты цветовых палитр для более быстрого подбора цветов.
  • Используйте цветовые схемы и добивайтесь гармонии, согласуя цвета по температурной характеристике.
  • Следите за новыми трендами на рынке дизайна.
  • Корректируйте цветовые схемы согласно стандартам индустрии. К примеру, для банковской сферы красный и желтый цвета считаются неподходящими.

Заключение

Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.

Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.

Историю классификации цвета можно подразделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по 16 в. и второй - от 17 в. до наших дней.

В основе отношения первобытного человека к цвету был мифологизм. Следует заметить, что одной из важных черт мифологического мышления первобытных народов является амбивалентность (т. е. обозначение одним и тем же словом, термином противоположных понятий) и полисемантичность.

В примитивных культурах белый цвет – это цвет добра, образ блага, святости, очищения, удачи; используется в похоронных обрядах (покойник, переходя в потусторонний мир, становится богом), белые животные и птицы считаются священными.

Не менее почетное место в культуре первобытных народов принадлежит красному цвету. Красный цвет – символ энергии, жизни, силы; цвет царей, богов, жрецов; самый употребительный в медицинской магии (амулеты, птицы и животные); цвет защиты и устрашения (раскраска воинов). Красный цвет наряду с позитивными чертами, характеризуется и негативными моментами (амбивалентность); так красная кровь может быть чистой, когда речь идет о жизни, добре, и нечистой, если она ассоциируется с убийством, колдовством и т. п.

В первый период древности, когда основным источником материальных благ стало земледелие и скотоводство, а главными богами – солнце (или небо), а также земля и произрастающие на ней растения, к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян). У древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей; все самое ценное и значимое отмечалось каким-либо цветом, и эти цвета считались основными.

В древнем Китае всем стихиям, временам года, сторонам света, планетам и веществам соответствовали их собственные цвета. Основных цветов насчитывалось пять: зеленый/синий, красный, белый, черный, желтый.

Цвет Время года Стихии, предметы Стороны света Планеты Животные символы
Зеленый (синий) Красный Белый Черный Желтый Весна Лето Осень Зима Конец лета Дерево Огонь Металл Вода Земля Восток Юг Запад Север Центр Юпитер Марс Венера Меркурий Сатурн Дракон Феникс Тигр Черепаха и Змея

В Махабхарате изложены нормы женской красоты. Одно из положений канона гласит: у красивой женщины пять вещей должны быть красными:

Ладони и мочки, подошвы и губы,

Следы твоих ног, что поклонникам любы.

Ближний и Средний Восток – родина первых цивилизаций, источник культуры Европы и Азии. В культуре народов региона сложилась устойчивая символика цветов.

Белый - это везде божественный цвет. Ближайший к белому золотой – символ сияния и нетленности, подобен солнцу.

Священным также был красный. У египтян почитался красный лотос – символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта. У персов, саков (скифов) и других народов красный цвет почитался как цвет плодородия и любви.

Черный цвет символизирует тьму, зло и грех, является цветом дьявола.

На Ближнем Востоке к числу основных любимых цветов относится синий (или голубой). Синий и голубой были цветами неба, обиталища верховного бога – Солнца. Не менее ценился и зеленый – цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

Цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие; вводится также деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Античные ученые классифицируют цвета еще на основе мифологической традиции (по цветам стихий, света и тьмы), однако античная наука впервые ставит проблему физической сущности цвета, пытается объяснить процесс зрения и восприятия цвета. Античные ученые продолжают и развивают возникшую на Востоке идею о причастности глаза к внешнему свету и цвету. Были замечены и описаны такие явления, как зависимость цвета от освещения (Лукреций, Аристотель), рефлексы, два способа смешения цветов, влияние цветов друг на друга (Аристотель). Но закона дополнительности греки еще не знали, а причиной образования цветов считали форму атомов вещества (Демокрит, Лукреций) или смешение света и тьмы в различных пропорциях (Аристотель).

Средневековая культура на Ближнем и Среднем Востоке развивается под знаком ислама, введенного арабами в начале 7 в. В главной книге ислама Коране изложены не только догматы веры, но и начала философии, этики и эстетики, отражены взгляды на свет и цвет, их место и значение в жизни.

Ковер – это метафора райского сада. Ковровость – универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость – основной признак ковровости. Этот признак можно видеть в полихромии Каабы (главного храма Мекки), в затейливо орнаментированных страницах Корана, в металлических кувшинах и тканях.

Белый цвет – знак божественности, чистоты, духовности; в тоже время седина – символ приближения смерти, цвет савана покойника, цвет проказы и лишаев, бельма на глазу.

Белый, красный и желтый – это священные цвета, причастные к свету. Но и тьма, сотворенная Аллахом – благо; поэтому на Востоке ценимы и любимы цвета тени: синий, голубой, фиолетовый.

Зеленый цвет находится посередине спектра, в нем нет яркости света, глубины мрака, жизненного жара и смертного холода, он как бы промежуточный, срединный (зеленые растения корнями уходят в землю, а листьями – в небо). Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений.

В отношении цветовой культуры особое место среди других стран средневекового Востока занимает Япония. Основные и самые значимые цвета в Японии – белый, красный, зеленый, пурпурный, фиолетовый, черный. В ритуальной одежде, культовой архитектуре и утвари они берутся в относительно чистом виде, но в светской придворной культуре усложняются и приглушаются.

Примечательно, что в колористике средневековой японской культуры мало синих и голубых цветов. Не смотря на то, что в соседнем Китае издавна любили и почитали синий цвет (цвет мужского начала янь), японцы любовь к синему не переняли.

Только начиная с 17 в. в японской живописи появляются насыщенные синие краски (в 19 в. Хокусай как бы берет реванш за тысячу лет воздержания и вводит очень много синего в свою графику). В театре Кабуки, возникшем в 17 в., синий – это цвет злодеев, призраков и дьяволиц.

Белый цвет – символ света, святости, чистоты… В иконографии белый – это цвет одежд святых, апостолов, ангелов (позднее ангелы изображались голубыми). Белый саван покойников – это знак приобщения человека к божественному чину.

Красный или огненный символизирует божественную энергию, животворное тепло, кровь Христа, любовь Бога к человечеству, любовь верующих. В одеждах красный обычно сочетается с синим или белым.

Ренессансная наука о цвете вобрала в себя все, что было открыто в предшествующие века: учения греческих философов, средневековую символику света и цвета, достижения оптики.

Вплоть до начала 17 в. классификация цветов строилась на основе культовой мифологии, а также некоторых частно-практических моментах.

Спектральная система цветовой классификации, введенная Ньютоном, стала основой систематики цвета вплоть до наших дней.

Достижения 18 в. в области физических основ света и цвета скромны, но зато в этот период возникают две самостоятельные отрасли цветоведения: физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) вошел в историю физиологической оптики (наука о закономерностях зрения) как автор гипотезы о трехкомпонентности цветового зрения. Суть ее сводится к тому, что в органе зрения имеются всего три цветовоспринимающих аппарата, дающих возбуждения трех родов – красное, синее и желтое; от смешения этих основных возбуждений получают ощущения всех цветов (равное их смешение дает ощущение белого; отсутствие возбуждений воспринимается как черный цвет).

Идея возникновения всех цветов из трех исходных была подсказана Ломоносову опытом живописцев, получающих все необходимые оттенки красок из трех основных, а именно красной, синей и желтой.

В конце 18 в. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) предложил новый способ классификации цветов – по физиологическому принципу; построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов, но это не цвета спектра, а самые употребительные краски художников – красная, синяя и желтая.

Таким образом, в систематике цвета Гете исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений (явления цветовой индукции), отчасти из обобщения практического опыта живописцев (смешение красок).


В 19 в. благодаря трудам Г. Гельмгольца уточняется вопрос об основных цветах – ими оказались красный, зеленый и синий, дающие в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду в качестве основной. Эти же цвета оказались основными во всех случаях, где имеет место слагательное смешение цветов: в полиграфии, пуантилистической живописи, ткачестве, позже в цветном кино, телевидении, театрально-декоративном освещении.

Но не утратила своего значения и триада основных красок – красной, желтой и синей. Они составили основу цветового круга, которым продолжали пользоваться живописцы, полиграфисты и все те, кто получает цвет путем смешения красок. Цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства.

Типы цветовых моделей

Существует немало цветовых моделей, наиболее часто используемые можно разделить на три группы:

  • аппаратно-зависимые — цветовые модели данной группы описываю цвет применительно к конкретному, цветовоспроизводящему устройству (например монитору), — RGB, CMYK
  • аппаратно-независимые — эта группа цветовых моделей для того, чтобы дать однозначную информацию о цвете — XYZ, Lab
  • психологические — эти модели основываются на особенностях восприятия человека — HSB, HSV, HSL

Рассмотрим по отдельности некоторые, часто используемые, цветовые модели.

Цветовая модель RGB

Данная цветовая модель описывает цвет источника света (сюда можно отнести например экран монитора или телевизора). Из огромного множества цветов, в качестве основных (первичных) было выделено три цвета: красный (Bed), зеленый (Green), синий (Blue ). Первые буквы названий основных цветов образовали название цветовой модели RGB.

Когда смешиваются два основных цвета, получившийся цвет осветляется: красный и зеленый дают желтый, зеленый и синий дают голубой, из синего и красного получится пурпурный. Если смешать все три основных цвета, образуется белый. Такие цвета называют­ся аддитивными.

Цветовая модель RGB

Эту модель можно представить в виде трехмерной системы координат, где каждая отражает значение одного из основных цветов в диапазоне от нуля до максимума. Получился куб, внутри которого находятся все цвета, образующие цветовое пространство RGB.

rgb-2

Важные точки и линии модели RGB

  • Начало координат: в этой точке значения всех основных цветов равны нулю, излучение отсутствует, т. е. это — точка черного цвета.
  • В ближайшей к зрителю точке все составляющие имеют мак­симальное значение, это значит максимальное свечение — точка белого цвета.
  • На линии, соединяющей эти точки (по диагонали куба), расположены оттенки серого цвета: от черного к белому. Этот диапазон иначе называют серой шкалой (Grayscale).
  • Три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов.

Плюс этой модели состоит в том, что она описывает все 16 миллионов цветов, а минус в том, что при печати часть (самые яркие и насыщенные) этих цветов потеряется.

Так как RGB аппаратно-завиисмая модель, то одна и та же картинка на разных мониторах может отличаться по цвету, например потому что экраны этих мониторов сделаны по разным технологиям или мониторы по разному настроены.

Цветовая модель CMYK

Цветовая модель CMYK

Три основных цвета модели CMYK, называют полиграфической триадой. Печатая этими красками, происходит поглощение красной, зеленой и синей составляющих. В изображении CMYK каждый пиксель имеет значение процентного содержания триадных красок.

Когда смешиваем две субтрактивных краски, то результирующий цвет затемняется, а если смешать три, то должен получиться черный цвет. При нулевом значении всех красок получаем белый цвет. А когда значения всех составляющих равны — получаем серый цвет.

Цветовое пространство CMYK в виде трехмерной системы координат

На деле получается, что если смешать три краски при максимальных значениях, вместо глубокого черного цвета у нас получится скорее грязный темно-коричневый. Это происходит потому, что полиграфические краски не идеальны и не могут отразить весь цветовой диапазон.

Что бы компенсировать эту проблему к этой триаде добавили четвертую краску черного цвета, она и добавила последнюю букву в названии цветовой модели С — Cyan (Голубой), М — Magenta (Пурпурный), Y — Yellow (Желтый), К — blacK (Черный). Все краски обычно обозначаются начальной буквой названия, но черную обозначили последней буквой, Почему? На этот счет есть несколько версий.

Как и RGB, CMYK тоже модель аппаратно-зависимая. Зависит конечный результат от краски, от типа бумаги, от печатной машины, от особенностей технологии печати. Поэтому одно и то же изображение в разных типографиях может быть напечатанным по разному.

Цветовая модель HSB

Если вышеописанные модели соединить в одну, то результат можно изобразить в виде цветового круга, где основные цвета моделей RGB и CMY расположены в следующей зависимости: каждый цвет находится напротив комплементарного цвета, его дополняющего и между цветами, с по­мощью которых он образован.

Цветовое пространство HSB

Чтобы усилить какой-то цвет, нужно ослабить цвет находящийся напротив (дополняющий). Например, чтобы усилить желтый, нужно ослабить синий.

Цветовое пространство HSB

Для описания цвета в данной модели есть три параметра Hue (оттенок) — показывает положение цвета на цветовом круге и обозначается величиной угла от 0 до 360 градусов, Saturation (насыщенность) — определяет чистоту цвета (уменьшение насыщенности похоже на добавлене белого цвета в исходный цвет), Brightness (яркость) — показывает освещенность или затененность цвета (уменьшение яркости похоже на добавление черной краски). Первые буквы в названии этих параметров и дали название цветовой модели.

Модель HSB хорошо согласуется с человеческим восприятием: цветовой тон — длина волны света, насыщенность — интенсивность волны, а яркость — количество света.

Минусом модели HSB является необходимость конвертировать ее в RGB для отображения на экране монитора или в CMYK для печати.

Цветовая модель Lab

Эту модель создала Международная комиссия по освещению для того, чтобы уйти от недостатков предыдущих моделей. Было необходимо создать аппаратно независимую модель для определения цвета независящую от параметров устройства.

Цветовая модель Lab

В модели Lab цвет представлен тремя параметрами:

  • L — светлота
  • a — хроматический компонент в диапазоне от зеленого до красного
  • b — хроматический компонент в диапазоне от синего до желтого

При переводе цвета из какой-нибудь модели в Lab, все цвета сохраняются, так как пространство Lab самое большое. Поэтому данное пространство используют как посредника при конвертации цвета из одной модели в другую.

Цветовая модель Grayscale

Самое простое и понятное пространство используется для отображения черно-белого изображения. Цвет в данной модели описывается всего одним параметром. Значение параметра может быть в градациях (от 0 до 256) или в процентах (от 0% до 100%). Минимальное значение соответствует белому цвету, а максимальное — черному.

Индексные цвета

Вряд ли допечатнику придется работать с индексными цветами, но знать что это такое, не помешает.

Итак, когда-то давно, на заре компьютерных технологий, компьютеры могли отображать на экране не больше 256 цветов одновременно, а до этого 64 и 16 цветов. Исходя из таких условий был придуман индексный способ кодирования цвета. Каждый цвет, содержащийся в изображении, получил порядковый номер, с помощью этого номера описывался цвет всех пикселов, имеющих соответствующий цвет. Но у разных изображение наборы цветов разные и по этому пришлось в каждой картинке хранить свой набор цветов (набор цветов назвали — цветовая таблица).

Современные компьютеры (даже самые простые) способны отображать на экране 16,8 млн цветов, поэтому нет особой необходимости в использовании индексных цветов. Но с развитием интернета эта модель вновь используется. Все потому, что такой файл может иметь гораздо меньший размер.

Читайте также: