Классицизм в русской скульптуре доклад

Обновлено: 17.05.2024

В последние годы в тестах ЕГЭ увеличилось число вопросов по культуре. В особенности появилось множество вопросов по изобразительному искусству и архитектуре. Тесты проверяют знание основных художественных стилей, персоналий живописцев, скульпторов, архитекторов и других деятелей культуры, а также их произведений.

Вы сможете скачать все изображения произведений эпохи классицизма одной папкой в конце этой статьи.

Трудности вызывают у учащихся задания, в которых вопросы сопровождаются изображениями произведений искусства. Обычно в таких заданиях проверяется авторство работ, принадлежность художника к тому или иному направлению в искусстве или его приверженность какому-либо художественному стилю. Вопрос может быть связан, например, с историческим событием, которому посвящено создание картины, скульптуры или архитектурного сооружения.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства. Для того чтобы распознавать эти особенности, нужно обратиться к изучению первоисточника – античного искусства, и попытаться понять, в чем же состоит тот самый античный эстетический идеал применительно к скульптуре, живописи и архитектуре. Позднее эти идеалы возрождали и воплощали в своих произведениях художники эпохи классицизма.

Сначала мы разберем истоки классицизма, а затем рассмотрим, как этот стиль воплотился в культуре России

Античные истоки классицизма

Итак, в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения, обогащая и развивая художественные приемы.

В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.

Скульптура античности

Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли очень четко, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица. Не вдаваясь в подробности канонов, покажем ряд изображений тех шедевров, которые послужили образцом для многих поколений художников и легли в основу классицизма.

Фидий. Голова Афины Лемнии.

Фидий. Голова Афины Лемнии.

Пракситель. Голова Гермеса.

Пракситель. Голова Гермеса.

Поликлет. Дорифор (копьеносец).

Поликлет. Дорифор (копьеносец).

Тела античных скульптур чаще обнажены или слегка прикрыты драпировкой. Позы статуй торжественны, спокойны и уравновешены, даже если они изображены в движении.

Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне тоже внесли весомый вклад в развитие скульптуры: в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, римские авторы стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.

Мирон. Дискобол.

Своих реальных персонажей (политиков, полководцев, императоров) римские скульпторы изображали чаще всего в доспехах или задрапированными в древнеримское одеяние – тогу. Такие статуи именовались тогатусы. Римляне создавали также и конные монументы.

Античная живопись

Представления об античной живописи дает нам древнегреческая вазопись или сохранившиеся древнеримские фрески и мозаики.

Древнеримская мозаика из Помпей, изображающая битву Александра Македонского и Дария III при Иссе.

Излюбленные сюжеты живописи – иллюстрации к мифам и античному эпосу, посвященные подвигам богов и героев. В древнеримскую эпоху сюжеты пополнились деяниями великих полководцев и императоров. Живописцы следовали тем же канонам изображения людей, что и скульпторы.

Античная архитектура

Непреходящую ценность имеют и достижения античного зодчества, тоже ставшего образцом для архитекторов других эпох. Познакомимся с теми элементами античной архитектуры, которые широко применялись последователями классицизма.

Это прежде всего разработанная в Древней Греции система так называемых ордеров. В самом кратком виде ордер – это определенное соотношение между несущими и несомыми частями здания. Выделяют дорический, ионический и коринфский ордеры. Самое зримое их отличие – в исполнении колонн и их капителей – верхних украшающих частей колонны.

Дорический, ионический и коринфский ордеры

Парфенон. Афинский Акрополь. Реконструкция

Парфенон. Афинский Акрополь. Реконструкция

Такие храмы, как правило, были прямоугольными в плане, имели двускатную крышу. А между двускатной крышей и перекрытием образовывался треугольник – фронтон. Его заполняли скульптурными композициями. Появились портики – открытые галереи с колоннадой, которые обрамляли храмы или были самостоятельными сооружениями.

Пантеон (храм всех богов) в Риме.

Пантеон (храм всех богов) в Риме.

В архитектуре Древнего Рима широко использовались полукруглые арки, например, в виде триумфальных арок. Они сооружались в честь знаменательных событий, или военных побед.

А еще римляне научились возводить купола над каменными зданиями.

Все эти особенности античного искусства в полной мере были изучены, усвоены и творчески переработаны художниками эпохи классицизма, зародившегося как художественный стиль во Франции в XVII веке.

Классицизм в Российской культуре

В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.

Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики, представлявшейся временем свободного развития гармоничной человеческой личности под эгидой справедливого государства. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.

Архитектура классицизма

В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Изменялся облик российских городов: на смену стилю барокко пришел классицизм. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.

М. Ф. Казаков. Здание Сената в Москве. Кремль, 1776—1787 гг.

М. Ф. Казаков. Здание Сената в Москве. Кремль, 1776—1787 гг.

М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот, Дж. Кваренги – вот далеко не полный список имен русских и зарубежных зодчих, с которыми связано развитие классицизма в русской архитектуре в XVIII столетии. В первой четверти XIX в. зазвучали новые имена архитекторов: А.Н. Воронихин, Т. де Томон, А. Д. Захаров, О. И. Бове, А. А. Михайлов, Д. Жилярди, К. Росси, О. Монферран.

М. Ф. Казаков. Здание Благородного собрания в Москве, 1775 г.

М. Ф. Казаков. Здание Благородного собрания в Москве, 1775 г.

Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830-1840 гг.

А.Н. Воронихин Горный институт,1806—1811 гг.

А.Н. Воронихин Горный институт,1806—1811 гг.

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге, 1801—1811гг.

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге, 1801—1811гг.

Мы можем только предполагать, какие именно памятники зодчества попадутся Вам в тестах на ЕГЭ по истории, поэтому важно уметь выделять стилистические особенности архитектурных сооружений. Даже если вы видите здание впервые (ведь все знать невозможно!), то можно легко отличить архитектуру классицизма от, например, барокко или модерна, находя знакомые элементы.

О. Монферран. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1818—1858 гг.

По фотографиям зданий, сооруженных в России архитекторами в стилистике классицизма в XVIII-XIX вв., нужно потренироваться находить элементы античной архитектуры, характерные для этого стиля: портики с колоннами, треугольные фронтоны, купола, полукруглые арки. Обратите внимание, что у большинства архитектурных памятников эпохи классицизма — симметричные и строгие фасады с минимумом декора. Исключение – сооружения в духе ампира, обогащенные скульптурным декором, как правило, в стиле Рима эпохи империи.

Скульптура эпохи классицизма

Скульптура классицизма живо напоминает нам античные образцы с характерной для них героизацией и величием, переходящим в некоторый пафос, что, впрочем, присуще большинству монументов. Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Б.И. Орловский, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов – это имена ведущих русских скульпторов, творивших под влиянием эстетики классицизма.

Б.И. Орловский Памятник Барклаю-де-Толли, в Санкт-Петербурге. 1837 г.

Живопись эпохи классицизма

На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. Даже в полотнах, посвященных русской истории, герои изображаются чаще всего в античных или фантазийных одеяниях и доспехах. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность.

Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок и, в целом, достаточно далеки от исторических реалий изображаемой эпохи. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.

Г. И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами, 1793 г.

Классицистические приемы в живописи, замешанные на романтизме, длительное время культивировались в стенах Императорской Академии художеств. Такая живопись получила название академизм. На десятилетия русское изобразительное искусство едва ли не полностью замкнулось в рамках иллюстрации библейских и мифологических сюжетов, а также событий античной и древнерусской истории.

В конце концов, это привело к открытому бунту в стенах Академии художеств, когда претенденты на золотую медаль отказались писать картины на уже порядком надоевшие темы античности и мифологии. Но это – уже совсем другая история…

С уважением, З.А. Цеева, кандидат исторических наук

Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос - каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле. Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения классицизма.

Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством, эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в.

Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину - бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына - свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет.

В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Это 42 скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером. В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Н возвратился в Петербург в 1772г., в 1776г. получил звание академика. Творческий путь Гордеева был тесно связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некоторое время был её ректором.

Гордеев - мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.

Памятник на Суворовской площади, изображающий бога войны Марса, посвящен полководцу Александру Васильевичу Суворову. Под началом генералиссимуса, графа Рымнинского, А.В. Суворова русские войска одержали ряд великолепных побед в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг., а также в ходе Русско-австрийской кампании против французской армии в 1799 году. Его именем в Петербурге также названа площадь, проспект и военное училище.

Здание на Кирочной улице, в котором разместился музей, посвященный великому русскому полководцу, было построено на народные средства в 1901-1904 гг. Созданный в 1799-1801 годах по проекту скульптора М.И. Козловского, памятник А.С. Суворову является одним из лучших произведений скульптуры конца XVIII века. Первоначально монумент был установлен в Южной части Марсова поля, у берега Мойки, но затем К.И. России с его гениальным градостроительным чутьем перенес его ближе к Неве. М.И. Козловский изобразил Суворова в виде древнеримского бога войны Марса. Он стремился не к портретному сходству, а к прославлению таланта, мужества и воли полководца. Скульптура юного Марса в шлеме и латах стремительно поднимает обнаженный меч. Щит с гербом Российской империи прикрывает жертвенник, на котором лежат неаполитанская и сардинская короны и головной убор папы Римского – тиара. Они символизируют победы русского оружия под руководством Суворова. На трех гранях жертвенника изображены аллегории Веры, надежды и Любви. Щит с фигурами Слав на круглом пьедестале великолепно исполнил известный скульптор Ф.Г. Гордеев.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, — это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

В петербургских памятниках Петру I - Э.М. Фальконе и А.В. Суворову Козловского присутствуют уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм. Под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс в эпоху Отечественной войны 1812 года Щедрин, Мартос, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народной героики (памятники Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Ивану Сусанину - Мартоса, Колесница Победы на аттике арки Главного штаба - Демут-Малиновского и Пименова).

Большой вклад представители классицизма внесли в монументально-декоративную пластику, работая в содружестве с ведущими архитекторами своего времени, такими как А. Ринальди, Ч. Камерон, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и К.И. Росси. Примером синтеза скульптуры и архитектуры являются работы И.И. Теребенева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В аллегорической и символической форме они олицетворяют общественные и патриотические доблести России, утверждая идею прекрасного и разумного мира.

В эпоху классицизма получают распространение надгробная и медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера. Строгостью и лаконичностью форм, сдержанным спокойствием и величавой простотой образов, напоминающих лучшие античные памятники, отмечены надгробия с мраморными фигурами и рельефами скульпторов Мартоса, Гордеева, Щедрина, Демут-Малиновского. Большой авторитет и заслуженное признание принесли графу Ф.П. Толстому медальоны с аллегорическими сценами в память Отечественной войны 1812 года.

Уже к 1820-м годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились к 1830-м годам, а позднее приведут к заметному снижению роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры. Впервые в памятниках М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1837) Б.И. Орловский передает точные портретные черты и индивидуальные особенности полководцев, что было нехарактерно для уходящего стиля.

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество П.К. Клодта, автора знаменитых Укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике И.А. Крылову в Летнем саду он применяет новаторский замысел в решении образа баснописца, создав реалистически-правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Вместе с тем жизненно трактованная фигура Крылова входит в диссонанс с горельефным постаментом, решенным в стиле второго рококо, перенасыщенным изображениями персонажей его басен.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Русская скульптура

  • Posted by Монахова Карина
  • 18.04.2021
  • 8 мин на чтение
  • 0 Comments

Что рассказывает история русских скульптур? Когда они возникли? Чему они посвящены? Из чего они делались? Какова была их идея и предназначение? Это ключевые вопросы статьи, на которые я подробно отвечаю.

Русская скульптура в XVIII – XX веках прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества, влияние импрессионизма и отход от него. Каждый из названных периодов был обусловлен историческими закономерностями общественно-политического, экономического и культурного развития того или иного времени. Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из них.

Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко

Русская скульптура зародилась в эпоху Петра I (1689-1725). Это время культурного расцвета в России. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, прорубивший “окно в Европу”.

Для застройки города приглашались иностранные мастера, немецкие, французские и итальянские архитекторы – Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди – и скульпторы – Бартоломео Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер, Николя Пино. Именно они положили начало колоссальному развитию скульптуры и архитектуры в России. Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретали новые формы и характер. К тому же, иностранные мастера нередко становились учителями первых русских великих скульпторов. К примеру, учителями Федота Шубина были Этьен Морис Фальконе и Никола Франсуа Жилле.

Искусство барокко было направлено на создание пафосно – торжественных произведений, представляющих триумф нации и монархии, победившей в Северной войне (1700 – 1721) и утвердившейся на Балтийском море.

Именно в XVIII веке зародился скульптурный портрет. Непревзойденным мастером становится итальянец Карло Растрелли, приглашенный в Россию для увековечивания “славных деяний Петра” и для работы над его памятником. Скульптор является создателем типичных образов эпохи – конная статуя Петра I и его бюста. Если говорить о выборе материала скульптором Карла Растрелли, то он работал с бронзой. Во второй половине XVIII века в качестве материала выбирается мрамор, дающий тончайшую проработку поверхности. Почему же мрамор становится основным материалом скульпторов?

Во второй половине XVIII века в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. И для воплощения новых высоких представлений понадобились и новые изобразительные средства. Им становится мрамор. Таким образом, мраморные скульптуры сменяют бронзовые. В эпоху расцвета скульптурного портрета творил Федот Шубин (1740 – 1805), создавший знаменитые портреты Григория Потемкина, Павла I, Екатерины II и многих других.

Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века

В конце XVIII века барочные скульптурные работы уже не соответствовали эстетике и художественной идее нового утверждающегося в России стиля – классицизма.

Критикуя барокко за приверженность к пышности и чрезмерному великолепию, представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.

Эти идеи нашли отражение в творчестве русских скульпторов-классицистов: Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Федора Гордеева, Бориса Орловского, Ивана Прокофьева, Павла Соколова, Ивана Витали и других.

Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.

В эпоху Отечественной войны 1812 года под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс скульпторы – Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народного героизма. К данной теме относится, например, памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.

В эпоху классицизма большой вклад принесли скульпторы, работавшие в содружестве с ведущими архитекторами – Андреяном Захаровым, Андреем Воронихиным, Карлом Росси и Антонио Ринальди. Примером синтеза архитектуры и скульптуры являются работы Теребнева и Щедрина на здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге. В эпоху классицизма также получают распространение медальерная пластика, в которой также работали самые известные мастера.

Уже к 1820 годам в классицизме стали проявляться внутренние противоречия, которые особенно усилились в 1830-м годам. Так, начинается снижение роли монументально-декоративной и монументальной скульптуры и формирование реализма в русской скульптуре.

Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века

Значительную роль в формировании реализма в русской скульптуре 1830-1850-х годов сыграло творчество Петра Клодта , автора знаменитых “Укротителей коней” на Аничковом мосту в Петербурге. В памятнике Крылову скульптор создал реалистически – правдивое изображение народного поэта, показанного в естественной и непринужденной позе. Это был новаторский замысел в изображении баснописца.

В конце 1830-1840-х годов наступили перелом и поиск новых путей в русской скульптуре. Монументальные формы классицизма постепенно уступают место станковым. Наиболее активно начинают создаваться скульптуры, ориентированные на социальные запросы времени и отражение жизни народа. Важное значение для становления жанрово-бытовой тематики в скульптуре имели работы Степана Пименова и Александра Логановского. Новые работы времени стали следствием дальнейшего утверждения народных тем и сюжетов.

В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.

Мастера, достигшие больших достижений в области бытового, анималистического и портретного жанров в скульптуре второй половины XIX века: Сергей Иванов, Матвей Чижов, Евгений Лансере, Марк Антокольский, Александр Опекушин, Илья Гинцбург. Осваивая различные материалы и разнообразные творческие приемы, скульпторы стремились к более острому выявлению характеров и усилению психологической трактовки образов.

Импрессионизм и экспрессионизм в русской скульптуре 1890 – 1900-х годов

В конце 1890-х годов начинается новых этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений. Их мы можем увидеть в произведениях Анны Голубкиной, Паоло Трубецкого, Сергея Коненкова и Александра Матвеева. Импрессионистические мотивы заметны в скульптурах “Паганини” Коненкова, “Изергиль”, “Портрет Карла Маркса” Голубкиной.

Живописец Михаил Врубель стал одним из первых применять цвет в своих майоликовых и гипсовых работах, прибегая к необычным сюжетам и композициям. Это проявляется в работах: “Голова львицы”, “Демон”, “Египтянка с цветами на голове”.

Русская классическая скульптура в XX веке

Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.

В скульптуру XX века проникают символические трактовки образов. Их можно увидеть в скульптурах Голубкиной “Спящие” и Матвеева “Сон”, “Утро”, “Спящие мальчики”. Скульптура в целом ощущает на себе множество экспериментов, проявляющихся в выборе материала, использовании цвета.

В XX веке русская скульптура сдает свои позиции и проявляется наиболее активно в связи с декретом В.И. Ленина в 1918 году “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции”. Скульптура, таким образом, получила поддержку со стороны советской власти.

В результате ленинского плана монументальной пропаганды появляется большое количество памятников и мемориальных досок, исполненных в самых различных стилях и направлениях. Футуристы внесли динамику в реальную форму, кубисты придали новый характер ее конструкции, конструктивисты дали скульптуре видимость сооружения.

Другую линию в советской станковой скульптуре представляли мастера – реалисты, продолжавшие традиции дореволюционной пластики. Особенно успешно развивалось творчество И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Именно реалистическое искусство увековечило образы государственных и военных деятелей страны, отразило героическое прошлое и подвиги советского народа в Великой Отечественной войне, трудовые достижения советских людей. Ярким примером этому служат работы Андреева “В.И. Ленин – вождь”, Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1958 году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” приводит к изменению форм в русской скульптуре, в которой обозначаются новые веяния и поиски современных форм выразительности.

Для 1960-1970-х годов характерно появление огромного числа памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

Устанавливаются памятники, стелы, мемориальные доски революционерам, военным деятелям, людям науки, искусства и литературы.

К примеру, памятник А.С.Пушкину скульптора М.К. Аникушина, о мастерской которого я даже писала статью в блоге. Вы можете перейти к ее прочтению, кликнув здесь.

В 1970-е годы важное значение приобретает камерная скульптура. Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах Л.М. Баранова “Федор Достоевский”, В.М. Клыкова “Василий Шукшин”, Э.Л. Юдина “Скульптор Я.Н. Куприянов”.

Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры от XVIII века до наших дней, можно наглядно представить себе основные линии ее развития, понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия. Русская скульптура, как вы могли ощутить, – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.

Статья написана по материалам книги “Мастера русской скульптуры” Л.Н. Дорониной.

Скульптура классицизма - описание

Основой классицизма служило античное искусство. Однако, в в отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.

Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть откровенные реплики работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи эллинизма.

В работах скульпторов, особенно в предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.

Аллегорические скульптуры также были популярны (что сближает по содержанию с другим направлением в искусстве - Барокко).

Античная традиция предполагала изображение обнаженной натуры, а мораль 18 века не позволяла это делать. Выход из этого противоречия был найден простой: полководцев и государственных деятелей скульпторы изображали в виде античных богов в полном боевом снаряжении. Женские скульптуры также "одевались" в туники. Позже государственных деятелей изображали в римских тогах.

Широкое распространение получили надгробные памятники в виде скульптур. Это было связано с тем, что около крупных городов стали образовываться публичные кладбища. Надгробные памятники отличаются статичностью, эмоциональной скудностью. В качестве образца мастера выбирают лучшие скульптуры эпохи архаики.

Мода на классицизм была общеевропейской, поэтому многие русские скульпторы творили в рамках этого направления.

Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре - итальянский скульптор Антонио Канова. При жизни его сравнивали с античными ваятелями. Его работы отличались необыкновенным изяществом, текучестью форм и декоративностью.

Скульптура Наполеон Бонапарт, Милан

Работы Кановы украшают Лувр, Эрмитаж, а также площади нескольких итальянских городов. Самые известные скульптуры: Наполеон Бонапарт (Пинакотека Брера в Милане), Амур и Психея (Лувр), Три грации (Эрмитаж).

Амур и Психея (Лувр)

Несмотря на известность и безупречную художественную репутацию, критики обвиняли скульптора в отвлеченности образов и довлеющей декоративности.

Скульптура Наполеона до сих пор вызывает споры критиков. Одни считают ее примером точного следования античным традициям - император изображен в виде Зевса с миниатюрной богиней Никой на ладони. Другие отмечают излишнюю "красивость" статуи, нарушении традиции пропорций мужского тела в угоду эффектной позе и преувеличенной державности изображения.

Бюст Ломоносова, Шубин

Среди русских скульпторов классицизма одним из самых известных был Федот Шубин, чьи скульптурные портреты снискали славу не только в России, но и во всей Европе. Самые известные работы: портреты Потемкина и Румянцева, Орлова и Голицына. Внешность великого Ломоносова многие также знают по шубинскому портрету. Обращался мастер и к образам монархов: он создал портрета Екатерины Великой и Павла Первого.

Минин и Пожарский, Мартос

Несомненно к стилю классицизма относится творчество Ивана Мартоса, чьи работы (Минин и Пожарский и Дюк Ришелье) известны каждому.

Памятник Копернику, Бертель Торвальдсен, Варшава, Польша

Поздний классицизм приобретает некоторую холодность образов, возрастает декоративная составляющая и сентиментализм. Среди мастеров поздней эпохи несомненное лидерство принадлежит Бертелю Торвальдсену, скульптору из Дании. Его работы - памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) - несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что большинство его работ - памятников, надгробий, портретов - выполнены весьма "поверхностно".

Безупречные с технической точки зрения, работы Торвальдсена по своей сути неглубокие, лишенные идеологической основы классицизма. Мастер прекрасно владел формой, но содержание его работ не оставляет никакого впечатления.

Уступив место другим течениям в искусстве, классицизм еще не раз возвращался и становился модным, правда в несколько видоизмененном виде.

Читайте также: