Казак без веры не казак доклад

Обновлено: 25.06.2024

Новые термины: тачанка,литургия, панихида, домашний иконостас.

Оборудование: мультимедия проектор, компьютер, колонки для воспроизведения музыки, иллюстрации церквей Кубани, портрет А.Головатого, ватманы, маркеры, иллюстрации по теме.

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя (задачи, цели, план).

Учитель предлагает вспомнить изученный материал о традициях казаков.

III. Изучение нового материала

1. Казак и вера в Бога

Православие было непросто верой, афундаментом всей казачьей жизни. Каки укаждого наРуси, указака сЦерковью было связано ирождение, икрещение, ивенчание, ипогребение. Ивесь хозяйственный год был связан сцерковным – после Троицы косить сено, после Рождества Богородицы убирать виноград и т.п. Нобыли исвои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы – Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья.

В 1793 г. с первыми черноморскими переселенцами на Кубань прибыла войсковая Свято-Троицкая церковь в обозе, которую сразу установили. В 1794 году А.Головатым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. (Слайды 4-5).

2. Под сенью храма

Учитель: В воскресные дни с раннего утра все казаки направлялись в церковь. Стар и млад, с женами и детьми, кто пешком, кто в расписных тачанках (4-х колесная парная повозка с легким кузовом), либо в лакированных экипажах. По дороге встречали родных и близких, друзей. Все приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились и входили. В храме заказывали литургию (богослужение, с совершением обряда причащения) или панихиду(молитва за упокой души усопших), зажигали и ставили свечи. (Cлайды 6-7)

3. Святой уголок

Учитель: В любой казачьей семье в богатой или бедной, не было хаты без домашнего иконостаса(святого уголка). Если в дом заходили гости – перво-наперво они крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Святой уголок представлял собой стол-угольник темного цвета, на котором появлялась белая кружевная накидка вышитая хозяйкой дома. Там располагались: Библия, молитвы, иконы и т.д. Когда подходило время службы казака. Родители обязательно брали иконы из святого уголка и благословляли сына. (Cлайды 8, 9, 10)

Мать: Дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи, ни неприятели.

Отец:

1. По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту.
2. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Сын: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

V. Подведение итогов (слайды 11-13)

Учитель: Подвести итог нашего занятия я бы хотела стихами:

РОССИИ ВЕРНО МЫ СЛУЖИЛИ! (казачий марш)

Отгладь, казак, свои лампасы,
Цепляй парадный аксельбант!
В короне Матушки-России
Казак особый бриллиант!

России верно мы служили!
За это, братцы, слава нам!
И Славу эту преумножить
Задача внукам и сынам!

Отгладь, казак, свои лампасы!
Цепляй парадный аксельбант!
В короне Матушки-России –
Казак – особый бриллиант!


Открывая заседание форума, протоиерей Новороссийской епархии отец Василий Симора отметил, что сегодня сложился высокий уровень взаимодействия между казачеством и духовенством, который необходимо углублять. Проблемой остается очень низкий уровень воцерковления казачества. Как позже подчеркивали многие выступающие, если и приходят казаки на богослужение в храм, то чаще всего без своих жен и детей, а ведь семья – это маленькая церковь для каждого человека.

- Поэтому мы должны все вместе над этим работать, - заключил духовник казаков Новороссийска.

Выступая с приветственным словом, войсковой старшина Константин Перенижко призывал участников семинара к конструктивной работе, чтобы совместно находить ответы на поднимаемые вопросы.

- Есть такая присказка: сила есть, воля есть, а силы воли нету. Так и у нас: казачество есть, православная церковь есть, а воцерковления казачества не совсем получается, - подчеркнул Константин Яковлевич. – Наверное, есть тому и объективные причины. Но я бы все-таки сделал акцент на основной нашей работе – с молодежью, которая, на мой взгляд, требует особого внимания. Мы пока сделали лишь маленькие шаги на пути создания казачьих кадетских корпусов, казачьих классов и школ, и это начинание требует наполнение формы соответствующим содержанием, прежде всего – духовно-нравственным, где православное воспитание играет первостепенную роль. Если родители поверили нам и доверили своих детей казачеству, мы со своей стороны обязаны дорабатывать, создавать системность в казачьем православном воспитании.

Участников семинара также приветствовал атамана Черноморского казачьего округа казачий полковник Сергей Савотин. В частности, Сергей Юрьевич рассказал, что на днях столкнулся с неприятной ситуацией в Сочи, где нашлись родители учащихся СОШ №55 отказываются от того, чтобы эта школа стала казачьей, поскольку они не православной веры, да к тому же недавно переехавшие в Краснодарский край из средней полосы России. Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут, а потому и на Кубани приезжие должны придерживаться сложившихся устоев.

Директор Новороссийского казачьего кадетского корпуса казачий полковник Юрий Постников, рассказав о том, как поставлена работы с православным воспитанием учащихся, предложил проводить на базе своего учебного заведения семинары и по истории и традициям кубанского казачества.

- У нас прекрасные педагоги, их знания помогут казакам-наставникам в работе с казачьими классами, - сказал Юрий Петрович.

Еще одно дельное предложение выдвинули священнослужители: ввести в практику, чтобы кадеты, возвращаясь в корпус после каникул, привозили отзывы о проделанной работе не только от атаманов своих казачьих обществ, но и от духовников по месту жительства. Как выяснилось, это давно практикуется в Бриньковском казачьем кадетском корпусе. Но можно этот опыт распространить и на все казачьи школы.

- Посещение церкви казаком не должно быть публичным, озвучиваться и выставляться на показ. Православие, посещение церкви – это образ жизни казака, - особо выделил в своем выступлении духовник Кубанского казачьего войска. – Сегодня многие батюшки надеются на казаков в решении сугубо церковных проблем, особенно финансовых. Напрасно. Казаки могут помочь и помогают своим участием в строительстве храмов, в обеспечении строительными материалами, но не деньгами, которые им самим необходимы для решения других нужд казачества.

Также войсковой духовник отец Иоанн остановился на проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи на личном примере. Так, в казачестве есть немало окруженных почетом и уважением стариков, которые вообще не посещают храм. Объясняют свое неприятие православия тем, что вся их жизнь прошла в атеистическом советском обществе, а потому они не приучены к церкви.

- Но старик должен быть примером и для казаков, и для молодежи – какова должна быть казачья душа. Если нет стариков в храме, какой пример с них может взять молодежь?

Поведал отец Алексей и о действенном способе избавления от чрезмерно навязчивых сектантах, которые зачастую ходят по квартирам и пытаются проповедовать. Что надо сделать, чтобы спровадить непрошеных гостей? А просто поинтересоваться их именем, отчеством, фамилией, где живут, кем посланы, в каком религиозном обществе состоят. И все желательно записывать в блокнотик. Всякого рода евангелисты и свидетели Иеговы страсть как не любят, когда записывают данные о них, а потому ретируются восвояси.

В противовес сектантам, которые, к слову сказать, распространил по миру католицизм, отец Алексей привел Русскую Православную Церковь. Как вовлечь в нее молодежь, как заинтересовать? Один из путей – жены казаков, матери их детей. В качестве примера докладчик привел историю покорения Кавказа генералом Алексеем Ермоловым. Не победами в сражениях удалось сломить непокорных горцев, а строительством больниц, куда на роды спускались с гор жены черкесов, ведя с собой и свои семьи.

Подводя итоги семинара, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко призвал его участников взять на вооружение все выработанные конструктивные предложения. Каждый присутствующий получил сертификат о повышении квалификации в обучающем семинаре.

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Сегодня Донской монастырь стал поистине духовным центром казачества (напомним, что, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в прошлом году дню празднования Донской иконы Божией Матери был придан статус главного праздника православного казачества). В стенах обители поочередно несут паломническое служение казаки от войсковых казачьих обществ, внесенных в особый государственный реестр. В эти же два дня, 24–25 марта, гостями обители стали представители казачьих обществ не только из разных регионов России, но и из Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из дальнего зарубежья.

Епископ Кирилл отметил также: важным моментом в жизни украинского казачества, с которым установлены надежные партнерские отношения, стало недавнее утверждение Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины.

О том, каковы сегодня особенности казачьего движения на Украине, рассказал на конференции епископ Конотопский и Глуховский Иосиф. Но прежде он обратился к историческим истокам, подчеркнув, что на протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Благодаря казачеству Украина осталась православной, а благодаря Православию украинский народ и само казачество сохранили свою самобытность. Поэтому не удивительно, что с момента падения коммунистического режима на Украине стало возрождаться казачье движение.

Сегодня украинское казачество, считает владыка Иосиф, может продуктивно участвовать как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так и в формировании национальных военных традиций. Казаков на Украине около 1 миллиона; к сожалению, они объединены в многочисленные союзы и организации, которые зачастую находятся в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеют прочного духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится практически на нет.

– Украинская Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции, – подчеркнул епископ Иосиф. – И потому главные ее усилия были направлены на воцерковление казаков. В 2009 году был учрежден Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Одной из его основных задач стала выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями.

– Таким образом, – резюмировал епископ Иосиф, – сегодня на Украине созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь – это мать, Бог – Отец, а казачество – любимое духовное чадо Православия.

О системе казачьего образования

Юные воспитанники Московского казачьего кадетского корпуса
Юные воспитанники Московского казачьего кадетского корпуса
В центре внимания конференции, как на ее пленарных заседаниях, так и на четырех секциях, оказалось обобщение опыта, накопленного за последние годы в казачьих формированиях и епархиях РПЦ по взаимодействию в таких важнейших областях, как духовно-нравственное окормление и воцерковление; воспитание гражданина в системе казачьего образования; формирование казачьей экономики, имеющей православный аспект; история, традиции, семейный уклад казачества.

Многие участники конференции отметили: после создания Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством активизировалась работа по оказанию помощи казачьим войсковым обществам и общественным объединениям. Особенно ярко это проявляется, например, в образовательной сфере. Так, Синодальный комитет проводит в Донском монастыре информационно-обучающие семинары для атаманов и священников окружных казачьих обществ, ведет разработку методических пособий, сотрудничает с казачьими образовательными учреждениями.

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова
Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова
О том, что система казачьего образования логично дополняется теперь еще одним звеном – вузовским, сообщил ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). В этом году в университете открыто казачье отделение. Используя площадку данного вуза, где готовят специалистов по экономике, юриспруденции, филологии, истории, журналистике и т.д., а также имеются программы религиозного образования, есть все шансы создать единую систему подготовки молодых казаков, сочетающую качественное профессиональное образование с духовно-нравственным воспитанием.

Слово войскового священника

При прямом участии Владимира Громова, бывшего атамана Кубанского казачьего войска в 1990–2007 годах, а ныне доцента Кубанского государственного университета, собственно и протекал процесс возрождения кубанского казачества. И неудивительно, что именно он написал об этом две главы учебника по истории кубанского казачества для 9-го класса, который и привез с собой в Москву. Он же предложил обязательно включить в учебник и еще одну главу – о взаимодействии казаков и Церкви; более того, включение такой главы стало его условием для согласия работать над этим учебным пособием.

– Ведь с самого начала возрождения кубанские казаки заявили о своей приверженности Православию и установили тесные связи с РПЦ, – замечает Владимир. – Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак.

Следуя старой запорожской традиции, кубанские казаки на Божественной литургии во время чтения Евангелия обнажают частично кинжалы в знак готовности защищать православную веру. А еще за годы возрождения появилась новая традиция: на богослужение войсковое знамя заносится в алтарь.

Протоиерей Сергий Овчинников
Протоиерей Сергий Овчинников
Очень важна, по мнению бывшего атамана, роль войскового священника, ведь духовно окормлять воинство – это сложнейшая работа, требующая души, – здесь приказом не достигнешь успеха. И Кубанское казачье войско – единственное в России, где войсковой священник служит уже 20 лет, и это – протоиерей Сергий Овчинников.

– И вот наступил момент, когда казаки официально обратились в епархию с просьбой прислать именно меня войсковым священником, – рассказывает отец Сергий. – Так началась моя новая жизнь. Сегодняшний этап развития российского казачества, и в частности кубанского, характеризуется тем, что, пройдя определенный путь в возрождении и становлении, оно как сохраняет старые формы жизнедеятельности, так и приобретает новые. В частности, формируются реестровые структуры, связывающие себя обязательствами по несению государственной службы в областях, которыми исконно занимались казаки: это егерская служба, лесничество, помощь при массовых бедствиях (наводнениях и т.д.), охрана общественного порядка… И последние несколько лет реестр развивается, вызывая заинтересованный отклик у властей. В то же время казачьим движением стала усиленно заниматься Церковь. И я, как войсковой священник, должен находиться на переднем крае.

20-летний опыт служения располагает отца Сергия высказать такое свое мнение: казаки – одна из традиционно консервативных здоровых сил общества, и благодаря казачеству, в частности кубанскому, сегодня на Кубани (а это уже кавказский регион) – слава Богу! – мир и спокойствие. Если бы на Ставрополье казаков, в процентом отношении к численности всего населения, было сегодня столько же, как и на Кубани (а присутствие казаков, несомненно, сдерживающий фактор для некоторых экстремистов), то и в этом регионе многие проблемы были бы решены.

Князь Александр Трубецкой
Князь Александр Трубецкой
На конференции выступил князь Александр Трубецкой (Франция), который, по его словам, хотя и не имеет прямых казачьих корней, но гордится тем, что его княжеский род неоднократно был связан с казачеством. Внук известного русского философа Евгения Трубецкого, сын офицера императорской гвардии, а затем – добровольческой Белой армии, сам он является сейчас председателем Общества памяти Императорской гвардии, созданного еще в 1923 году генералом П.Н. Врангелем. И, можно сказать, основной вклад в это объединение внесли, по словам Александра Александровича, офицеры лейб-гвардии Его величества Казачьего полка и лейб-гвардии Атаманского полка. Традиции этих полков бережно сохраняются музеем под Парижем.

Многие казаки подходили затем к гостю из Франции со своими вопросами, и он старался ответить каждому. На наш вопрос, как Александр Трубецкой оценивает значимость конференции, он ответил:

– Встреча в Донском монастыре поможет казакам осознать, какую силу они представляют и какую ответственность несут – на благо Православия и Отечества.

Вот лишь некоторые зарисовки с конференции в Донском монастыре, где рассматривались многие аспекты правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения разноплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью. Участники конференции приняли Итоговый документ, который направлен в федеральные и церковные органы власти, в войсковые и общественные объединения казачества России и ближнего и дальнего Зарубежья.

День памяти, бывшего мытаря ( сборщика податей) апостола и евангелиста Матфея .

День памяти, бывшего мытаря ( сборщика податей) апостола и евангелиста Матфея .

Поверить никогда не поздно. сегодня 29.11.2019 года День памяти, бывшего мытаря ( сборщика податей) апостола и евангелиста Матфея своей гибелью приведший в христианство одержимых беснованием.

Святой апостол и евангелист Матфей принадлежит к числу 12-ти апостолов. В Священном Писании он также называется Левием (Лк. 5, 27). Апостол Матфей был братом апостола Иакова Алфеева и, до своего призвания в апостольский чин, был Галилейским мытарем, т.е. сборщиком податей. После призвания Господом, он, оставив все, последовал за Спасителем. С тех пор Матфей вместе с другими учениками Иисуса Христа пребывал с Ним неотлучно.

Согласно Священному Преданию, по сошествии Святого Духа, апостол Матфей проповедовал Евангелие евреям в Иудее. Здесь, по сказанию Евсевия и других святых отцов, через 8 лет по вознесении Господа, Матфей написал Евангелие к уверовавшим евреям Палестины и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык Евангелие было переведено либо апостолом Иаковом либо апостолом Иоанном Богословом.

Во 2 веке Пантен нашел Евангелие от Матфея, написанное на еврейском языке, у христиан Индии. Согласно свидетельствам святых отцов, подлинник хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в 3 веке мучеником Памфилом.

Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

По сказанию Сократа, Никифора и других, апостол Матфей путешествовал с проповедью слова Божия в Сирию, Мидию, Персию, Азиатскую Эфиопию и Индию. В Эфиопии апостол Матфей предстал с Евангелием племени антропофагов (людоедов).

Через некоторое время святой Матфей рукоположил в городе Мирмены епископа Платона.

Исцелив одержимых беснованием в семействе князя той страны Фульвиана, евангелист привлек сначала его удивление и почтение, а затем после своей проповеди всю силу гнева. В результате этого святой апостол Матфей принял мученическую смерть за Христа около 60 года. Через некоторое время после этого, Фульвиан сам отрекся от своей власти и принял крещение с именем Матфея в честь святого апостола.

После смерти епископа Платона Фульвиан был избран и посвящен на кафедру, и своим служением он продолжил дело святого апостола Матфея в распространении слова Божия

13 ноября 2019 года почитается память преподобного Никодима и преподобного Спиридона.

13 ноября 2019 года почитается память преподобного Никодима и преподобного Спиридона.

13 ноября 2019 года почитается память преподобного Никодима и преподобного Спиридона. В этот день молятся святому Никодиму, который считался защитником дома от пожаров.

Никодим оберегал семьи от несчастий и разных бед. По древним преданиям, святой затушил своей одеждой пожар, который начался в пекарне монастыря. В этот день из курятины готовили различные блюда.
Из курицы можно приготовить бульон, котлеты, курники (пироги с начинкой из мяса курицы). Также 13 ноября рыбаки и охотники, обязательно отправлялись на промысел, чтобы в течение следующего года им способствовал успех в делах.

Именины 13 ноября празднуют: Артем, Степан, Федор.

Народные приметы на 13 ноября

– Хорошая и солнечная погода – к сильному ветру.
– Воробьи громко чирикают – к теплу.
– Не слышно воробьиного чириканья – вскоре сильно похолодает.
– Потеря пуговицы означает, что вас кто-то сглазил.
– То, что приснится в этот день – исполнится через 9 дней.

Что можно делать 13 ноября

1. Сегодня много улыбайтесь и делайте добрые дела.
2. В этот день принято дарить знакомым и незнакомым людям цветы.
3. Считается, что если съесть блюдо из курятины в этот день – будете счастливыми.
4. Чтобы защитить себя от злых глаз, надо положить в карман нитку зеленого цвета. Вечером перед сном надо ее сжечь.
5. Если у вас есть возможность долго поспать – обязательно сделайте это. По поверью, чем длиннее сон 13 ноября, тем дольше вы проживете.

Что нельзя делать 13 ноября

1. Старайтесь ни с кем не ссориться и не входить в конфликты, так как в этот день вашему недругу легче всего вас сглазить.

4 ноября 2019 г. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

4 ноября 2019 г. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, который уничтожил часть города Казани.
Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.
До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.
Сначала на слова девочки не обратили внимания, но когда сон повторился трижды, начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.
Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.
На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.
Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.
На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.
По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы — Казанской.
Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

Читайте также: