Казахстан и мировое сообщество доклад

Обновлено: 20.05.2024

Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим. Светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.

В настоящее время в РК в основном завершено конституционное строительство, создан устойчивый институт сильной государственной власти. Юридически оформлено создание обязательных атрибутов современного государства: Государственный Национальный банк, налоговая и таможенная системы, Золотой запас, Алмазный и Валютный фонды, право на образование своей финансово-кредитной систем, собственных Вооруженных сил.

В целях создания более экономической системы управления административно-территориальным устройством страны и обеспечения реального взаимодействия всех ветвей и уровней государственной власти, было осуществлено регионально - территориальное реформирование. Указом Президента "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства РК" от 22 апреля 1997 года были упразднены Талды-Курганская, Тургайская области, соответственно изменены границы Акмолинской, Алматинской, Кустанайской областей. В мае 1997 года, в соответствии с Указом Президента, были упразднены Жезканганская, Кокшетауская и Семипалатинская области. В связи с этим были изменены границы Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.

Сейчас в республике - 14 областей, 160 районов, 84 города, в том числе города республиканского и областного значения, 195 поселков, 2150 аульных (сельских) округов. Среди 180 государств -членов Организации Объединенных Наций, Республика Казахстан по территории (2724,9 тыс кв. км.) занимает 9-е место в мире, соответственно после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины.

На территории Республики Казахстан могут разместиться Франция, Португалия, Норвегия и Финляндия вместе взятые. Протяженность границ по суше - 15 тыс. км., из них около 8 тыс. - с Россией, около 5 тыс. - с государствами Средней Азии и около 2 тыс. - с Китаем. Протяженность водных границ составляет 1,5 тыс. км. Таким образом, общая протяженность границы РК составляет 6,5 тыс. км. Казахстан по праву считается срединной европейско-азиатской страной. Географический центр огромного европейско-азиатского суперконтинента находится именно в Казахстане, на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью, 15 километрами севернее от вершины Большого Дегелена в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона.

На сегодняшний день в Республике Казахстан проживает два крупнейших этноса: казахский и русский; каждая из других национальностей составляет не более 5% от общего числа населения.

Значительная часть казахов оказалась, в свое время, за пределами республики: в Китае - более миллиона человек, в России - 800 тыс., многочисленны диаспоры в Турции, Германии, Австралии.

Среди двух тысяч этносов, казахи по общей численности занимают 70-е место. По европейским стандартам они по численности догнали болгар и мадьяр, сравнялись с греками и португальцами. "Средний" вариант демографического потенциала казахов, который будет исчерпан к концу следующего XXI века, составляет без малого 30 миллионов человек, или почти в два раза больше, чем современное население Казахстана.

Формирование межнациональной структуры населения Казахстана проходило в несколько этапов.

Присоединение Казахстана к России; образование Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества. В ходе крестьянского переселения из России, Украины, Белоруссии прибыло более 1 млн. 150тыс. человек.

Развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Только в первые годы советской власти в Казахстан прибыло более 250 тыс. человек.

Депортация народов. Миграционная политика НКВД, когда Казахстан превратился в место ссылки и спецпоселений. В республику в разные годы было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысяч корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Кроме того, в Казахстан были сосланы крымские татары, греки, турки, калмыки. 1 млн. 200 тысяч человек было переселено в предвоенные годы из европейской части СССР.

Военные и послевоенные годы. В годы Великой Отечественной войны закрытые военные объекты Казахстана приняли 150 тысяч человек. На освоение целины прибыло 1.5 млн. человек.

Коренное население республики - казахи. Казахи преобладают в следующих областях: Атырауской, Кзыл-ординский, Запаздно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Семипалатинской, Мангистауской; наименьший их удельный вес в Северо-Казахстанской, Кустанайской и Карагандинской областях (12-17%) . Регионами преимущественного проживания казахов являются: Кзыл-ординская (92%), Атырауская (83,2%), Актюбинская (61%), Мангистауская (61%), Южно-Казахстанская (61%).

В Казахстане живут народы самого разного демографического возраста. Средний медианный возраст казахов 22 года (русских - 45), среднеарифметический - 25 лет (русских - 50 лет). Численность населения - 15,8 млн. человек; прирост 3% в год; плотность населения - 6 человек 1 кв. км.

Динамика общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста по Республике Казахстан.

В 90-е годы, в связи с образованием на постсоветском пространстве суверенных государств и, соответственно, усилением миграционных процессов, происходит значительное изменение в этническом составе населения республики, прежде всего в численности крупнейших этносов.

Увеличение численности казахского населения происходит за счет высокой рождаемости и естественного прироста, а также иммиграции - возвращение этнических казахов на свою историческую родину.

Уменьшение численности русского населения происходит из-за более низкой рождаемости, естественного прироста, высокой смертности и миграционного оттока.

Одним из основополагающих положений общенациональной модернизации Казахстана является конституционно-правовое обеспечение этнокультурного и этнолингвистического плюрализма. Практическим шагом в его реализации стало образование в марте 1995 года ассамблеи народа Казахстана как консультативно-совещательного органа при Президенте Республики. В состав ассамблеи вошли 320 человек представляющих 33 национальные диаспоры. На областном уровне были созданы Малые Ассамблеи, объединяющие более 250 местных национально- культурных центров. Для практического руководства и координации деятельности при Администрации Президента был организован Исполнительный секретариат.

Деятельность Ассамблеи вносит огромный вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия, в возрождение и развитие культуры народов Казахстана. Проведение национальных праздников, фестивалей; организация культурно-информационных центров, музеев истории этносов; выпуск литературы на языках диаспор; возрождение национального языка, обычаев и традиций; связь с диаспорами за рубежом; разработка и претворение в жизнь мероприятий, направленных на дальнейшую стабилизацию межэтнических отношений - это лишь небольшой перечень тех дел, которые осуществляет Ассамблея.

2. Современная национальная структура Казахстанского общества

Современная национальная структура Казахстанского общества весьма сложная: номенклатурная бюрократия и рядовое чиновничество, профессиональные политики, промышленники, администраторы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие государственных и негосударственных предприятий, землевладельцы (колхозники, арендаторы, фермеры), инженерно-технические работники и рядовые служащие, научно-техническая и гуманитарная интеллигенция, учащиеся и студенты, кооператоры и предприниматели, маргинальные слои. Весьма интересны цифры удельного веса казахов в отдельных отраслях производства: в аграрном секторе - 5,3%, работников образования - 50,6%, в аппарате управления - 47%, здравоохранение, культура, спорт, соцобеспечение, искусство - 44%, торговля, снабжение, сбыт - 33%, промышленность и транспорт - 27,5%, строительство - 22%.

Составными элементами экономического фактора являются: либерализация экономики, приватизация, налогообложение, кредитование, индексация.

Казахстан считается самообеспеченным государством в плане топливно-энергетических ресурсов. Разведано более 160 месторождений с общими извлекаемыми запасами около 2,8 млрд. тонн нефти и конденсата и 1,7 трлн. куб. м. газа. Прогнозируемые запасы нефти и конденсата оцениваются более чем в 13 млрд. тонн, а газа - свыше 6 трлн. куб. м. Выявлено более 400 месторождений угля. Крупнейшие месторождение сосредоточено в Карагандинском бассейне - 52,2 млрд. т. общих запасов, 13,9 млрд. т. балансовых запасов, 3,9 млрд. т. коксующихся углей; Тургайский бассейн - 6,7 млрд. т.; Майкубайский - 5 млрд. т.

На территории Казахстана сосредоточены большие запасы железных руд, на базе крупнейшего месторождения которых (более 2,5 млрд. т.) функционирует Соколово-Сарбайский комбинат.

С 1992 года, когда все залежи полезных ископаемых были объявлены исключительной собственностью государства, было введено жесткое лицензирование на экспорт сырья и продуктов нефтяной переработки.

Что касается цветных металлов, то на долю Казахстана приходится 98% запасов хромитов, 82% - баритов, 64% - фосфоритов, 53% - вольфрама, 38% - свинца, 28% молибдена, 28% - меди и 22% запасов бокситов, которыми располагают страны СНГ. Потребности же Казахстана с учетом структуры его хозяйства и объема перерабатывающих мощностей значительно меньше. Следовательно, есть предпосылки продавать значительную часть добываемых руд и производимых металлов на мировом рынке. Что, в принципе, и делается, правда не в должном объеме и, зачастую, не по биржевым ценам.

Одним из стратегических направлений реформирования экономики является привлечение иностранных инвестиций, развитие совместных предприятий. Президент Казахстана Н.Назарбаев особо подчеркивает, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли".

Казахстаном заключен целый ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций; инвестиционный процесс в государстве регулируется свыше 20 законодательными и нормативными актами.Принимая во внимание значительность привлечения в экономику крупномасштабных инвестиций, Указам Президента Был создан Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям. 30 июня 1998 года был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте РК.

Эти меры способствовали притоку иностранных инвестиций в Казахстанскую экономику. Если в 1994 году инвестиции в основной капитал Республики составили 80,9 млрд. тенге (2,26 млрд. долларов), то на начало 1998 года их стало 114,9 млрд. тенге (2,5 млрд. долларов). За шесть месяцев 1998 года освоение инвестиций в республике составило 65,9 млрд. тенге (869,6 млн. долларов).

Экономику Казахстана инвестируют около 40 стран. Общий объем инвестиций за 1993-1998 годы превысил 7 млрд. долларов США.

Как общеизвестно, наиболее эффективными инвестициями являются прямые инвестиции в создание совместных предприятий со смешанным отечественным и зарубежным капиталом (СП) и предприятий с чисто иностранным капиталом (ИП).

Если в 1990 году их было всего 15, в 1996 году - 995, то в 1997 году - 1227, в том числе СП - 732,ИП - 392. В образовании совместных предприятий приняло участие 74 страны мира, в том числе 11 стран, входивших ранее в состав СССР.

По привлечению прямых иностранных инвестиций в 1997 году Казахстан отнесен международными финансовыми организациями на одно из ведущих мест среди стран с переходной экономикой в Восточной Европе.

Все перечисленные показатели были бы невозможны без проведения целенаправленной политики приватизации государственной собственности, что сделало экономику более открытой путем структурных изменений.

Похожие страницы:

День Независимости Республики Казахстан

. закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, . г. 13. “Казахстан и мировое сообщество”. 1996 г. № 3. С. Тримбетов. “О союзе трех центрально-азиатских государств”. 14. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 .

Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы

. тому является неравномерное развитие государств мирового сообщества, неспособность многих стран самостоятельно профинансировать . России и Беларуссии, ЕвроЗЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Актуальной интеграционной .

Инвестиционная политика Республики Казахстан (1)

. внедрения, т.е. на определенных этапах реализации. Казахстан признан мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В первые . - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной .

Правовые аспекты борьбы с пропагандой терроризма в Республике Казахстан на современном этапе

. признает себя активным членом мирового сообщества. В последние годы Казахстан перешел к устойчивому развитию, как . помешать успешному развитию и интеграции Республики Казахстан в мировом сообществе, одной из которых является пропаганда .

Основные принципы конституции Республики Казахстан

. ответственностью.3 Принципы гражданства Республики Казахстан: 1. Гражданство Республики Казахстан является единым. В статье 2 . являющимся гражданином Республики Казахстан, имеющими выдающиеся заслуги перед Казахстаном или мировым сообществом, с его согласия .

Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим. Светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.

В настоящее время в РК в основном завершено конституционное строительство, создан устойчивый институт сильной государственной власти. Юридически оформлено создание обязательных атрибутов современного государства: Государственный Национальный банк, налоговая и таможенная системы, Золотой запас, Алмазный и Валютный фонды, право на образование своей финансово-кредитной систем, собственных Вооруженных сил.

В целях создания более экономической системы управления административно-территориальным устройством страны и обеспечения реального взаимодействия всех ветвей и уровней государственной власти, было осуществлено регионально - территориальное реформирование. Указом Президента "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства РК" от 22 апреля 1997 года были упразднены Талды-Курганская, Тургайская области, соответственно изменены границы Акмолинской, Алматинской, Кустанайской областей. В мае 1997 года, в соответствии с Указом Президента, были упразднены Жезканганская, Кокшетауская и Семипалатинская области. В связи с этим были изменены границы Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.

Сейчас в республике - 14 областей, 160 районов, 84 города, в том числе города республиканского и областного значения, 195 поселков, 2150 аульных (сельских) округов. Среди 180 государств -членов Организации Объединенных Наций, Республика Казахстан по территории (2724,9 тыс кв. км.) занимает 9-е место в мире, соответственно после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины.

На территории Республики Казахстан могут разместиться Франция, Португалия, Норвегия и Финляндия вместе взятые. Протяженность границ по суше - 15 тыс. км., из них около 8 тыс. - с Россией, около 5 тыс. - с государствами Средней Азии и около 2 тыс. - с Китаем. Протяженность водных границ составляет 1,5 тыс. км. Таким образом, общая протяженность границы РК составляет 6,5 тыс. км. Казахстан по праву считается срединной европейско-азиатской страной. Географический центр огромного европейско-азиатского суперконтинента находится именно в Казахстане, на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью, 15 километрами севернее от вершины Большого Дегелена в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона.

На сегодняшний день в Республике Казахстан проживает два крупнейших этноса: казахский и русский; каждая из других национальностей составляет не более 5% от общего числа населения.

Значительная часть казахов оказалась, в свое время, за пределами республики: в Китае - более миллиона человек, в России - 800 тыс., многочисленны диаспоры в Турции, Германии, Австралии.

Среди двух тысяч этносов, казахи по общей численности занимают 70-е место. По европейским стандартам они по численности догнали болгар и мадьяр, сравнялись с греками и португальцами. "Средний" вариант демографического потенциала казахов, который будет исчерпан к концу следующего XXI века, составляет без малого 30 миллионов человек, или почти в два раза больше, чем современное население Казахстана.

Формирование межнациональной структуры населения Казахстана проходило в несколько этапов.

Присоединение Казахстана к России; образование Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества. В ходе крестьянского переселения из России, Украины, Белоруссии прибыло более 1 млн. 150тыс. человек.

Развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Только в первые годы советской власти в Казахстан прибыло более 250 тыс. человек.

Депортация народов. Миграционная политика НКВД, когда Казахстан превратился в место ссылки и спецпоселений. В республику в разные годы было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысяч корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Кроме того, в Казахстан были сосланы крымские татары, греки, турки, калмыки. 1 млн. 200 тысяч человек было переселено в предвоенные годы из европейской части СССР.

Военные и послевоенные годы. В годы Великой Отечественной войны закрытые военные объекты Казахстана приняли 150 тысяч человек. На освоение целины прибыло 1.5 млн. человек.

Коренное население республики - казахи. Казахи преобладают в следующих областях: Атырауской, Кзыл-ординский, Запаздно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Семипалатинской, Мангистауской; наименьший их удельный вес в Северо-Казахстанской, Кустанайской и Карагандинской областях (12-17%) . Регионами преимущественного проживания казахов являются: Кзыл-ординская (92%), Атырауская (83,2%), Актюбинская (61%), Мангистауская (61%), Южно-Казахстанская (61%).

В Казахстане живут народы самого разного демографического возраста. Средний медианный возраст казахов 22 года (русских - 45), среднеарифметический - 25 лет (русских - 50 лет). Численность населения - 15,8 млн. человек; прирост 3% в год; плотность населения - 6 человек 1 кв. км.

Динамика общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста по Республике Казахстан.В 90-е годы, в связи с образованием на постсоветском пространстве суверенных государств и, соответственно, усилением миграционных процессов, происходит значительное изменение в этническом составе населения республики, прежде всего в численности крупнейших этносов.

Увеличение численности казахского населения происходит за счет высокой рождаемости и естественного прироста, а также иммиграции - возвращение этнических казахов на свою историческую родину.Уменьшение численности русского населения происходит из-за более низкой рождаемости, естественного прироста, высокой смертности и миграционного оттока.

Одним из основополагающих положений общенациональной модернизации Казахстана является конституционно-правовое обеспечение этнокультурного и этнолингвистического плюрализма. Практическим шагом в его реализации стало образование в марте 1995 года ассамблеи народа Казахстана как консультативно-совещательного органа при Президенте Республики. В состав ассамблеи вошли 320 человек представляющих 33 национальные диаспоры. На областном уровне были созданы Малые Ассамблеи, объединяющие более 250 местных национально- культурных центров. Для практического руководства и координации деятельности при Администрации Президента был организован Исполнительный секретариат.

Деятельность Ассамблеи вносит огромный вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия, в возрождение и развитие культуры народов Казахстана. Проведение национальных праздников, фестивалей; организация культурно-информационных центров, музеев истории этносов; выпуск литературы на языках диаспор; возрождение национального языка, обычаев и традиций; связь с диаспорами за рубежом; разработка и претворение в жизнь мероприятий, направленных на дальнейшую стабилизацию межэтнических отношений - это лишь небольшой перечень тех дел, которые осуществляет Ассамблея.

Казахстан в мировом сообществе

Политика любого государства, Казахстана в частности, зависит от ряда факторов - политического, географического, демографического, социально-классового, национального, экономического, экологического, международного. Их соотношение и взаимовлияние напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. С исторической даты - 16 декабря 1991 года, с момента принятия закона "О государственной независимости Республики Казахстан", началась современная история независимого Казахстана. В 1995 году по предложению Президента была принята новая Конституция, утверждающая Республику Казахстан демократическим. Светским, правовым и социальным государством. Высшими ценностями были признаны человек, его жизнь, права и свободы.

В настоящее время в РК в основном завершено конституционное строительство, создан устойчивый институт сильной государственной власти. Юридически оформлено создание обязательных атрибутов современного государства: Государственный Национальный банк, налоговая и таможенная системы, Золотой запас, Алмазный и Валютный фонды, право на образование своей финансово-кредитной систем, собственных Вооруженных сил.

В целях создания более экономической системы управления административно-территориальным устройством страны и обеспечения реального взаимодействия всех ветвей и уровней государственной власти, было осуществлено регионально - территориальное реформирование. Указом Президента "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства РК" от 22 апреля 1997 года были упразднены Талды-Курганская, Тургайская области, соответственно изменены границы Акмолинской, Алматинской, Кустанайской областей. В мае 1997 года, в соответствии с Указом Президента, были упразднены Жезканганская, Кокшетауская и Семипалатинская области. В связи с этим были изменены границы Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.

Сейчас в республике - 14 областей, 160 районов, 84 города, в том числе города республиканского и областного значения, 195 поселков, 2150 аульных (сельских) округов.

Среди 180 государств -членов Организации Объединенных Наций, Республика Казахстан по территории (2724,9 тыс кв. км.) занимает 9-е место в мире, соответственно после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины.

На территории Республики Казахстан могут разместиться Франция, Португалия, Норвегия и Финляндия вместе взятые.

Протяженность границ по суше - 15 тыс. км., из них около 8 тыс. - с Россией, около 5 тыс. - с государствами Средней Азии и около 2 тыс. - с Китаем. Протяженность водных границ составляет 1,5 тыс. км. Таким образом, общая протяженность границы РК составляет 6,5 тыс. км.

Казахстан по праву считается срединной европейско-азиатской страной. Географический центр огромного европейско-азиатского суперконтинента находится именно в Казахстане, на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью, 15 километрами севернее от вершины Большого Дегелена в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона.

На сегодняшний день в Республике Казахстан проживает два крупнейших этноса: казахский и русский; каждая из других национальностей составляет не более 5% от общего числа населения.

Значительная часть казахов оказалась, в свое время, за пределами республики: в Китае - более миллиона человек, в России - 800 тыс., многочисленны диаспоры в Турции, Германии, Австралии.

Среди двух тысяч этносов, казахи по общей численности занимают 70-е место. По европейским стандартам они по численности догнали болгар и мадьяр, сравнялись с греками и португальцами. "Средний" вариант демографического потенциала казахов, который будет исчерпан к концу следующего XXI века, составляет без малого 30 миллионов человек, или почти в два раза больше, чем современное население Казахстана.

Формирование межнациональной структуры населения Казахстана проходило в несколько этапов.

Присоединение Казахстана к России; образование Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества. В ходе крестьянского переселения из России, Украины, Белоруссии прибыло более 1 млн. 150тыс. человек.

Развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Только в первые годы советской власти в Казахстан прибыло более 250 тыс. человек.

Депортация народов. Миграционная политика НКВД, когда Казахстан превратился в место ссылки и спецпоселений. В республику в разные годы было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысяч корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Кроме того, в Казахстан были сосланы крымские татары, греки, турки, калмыки. 1 млн. 200 тысяч человек было переселено в предвоенные годы из европейской части СССР.

Военные и послевоенные годы. В годы Великой Отечественной войны закрытые военные объекты Казахстана приняли 150 тысяч человек. На освоение целины прибыло 1.5 млн. человек.

Коренное население республики - казахи. Казахи преобладают в следующих областях: Атырауской, Кзыл-ординский, Запаздно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Семипалатинской, Мангистауской; наименьший их удельный вес в Северо-Казахстанской, Кустанайской и Карагандинской областях (12-17%) . Регионами преимущественного проживания казахов являются: Кзыл-ординская (92%), Атырауская (83,2%), Актюбинская (61%), Мангистауская (61%), Южно-Казахстанская (61%).

В Казахстане живут народы самого разного демографического возраста. Средний медианный возраст казахов 22 года (русских - 45), среднеарифметический - 25 лет (русских - 50 лет). Численность населения - 15,8 млн. человек; прирост 3% в год; плотность населения - 6 человек 1 кв. км.

В 90-е годы, в связи с образованием на постсоветском пространстве суверенных государств и, соответственно, усилением миграционных процессов, происходит значительное изменение в этническом составе населения республики, прежде всего в численности крупнейших этносов.

Прогноз этнодемографических процессов в отношении численности казахского и русского населения выглядит следующим образом.

Увеличение численности казахского населения происходит за счет высокой рождаемости и естественного прироста, а также иммиграции - возвращение этнических казахов на свою историческую родину.

Уменьшение численности русского населения происходит из-за более низкой рождаемости, естественного прироста, высокой смертности и миграционного оттока.

Одним из основополагающих положений общенациональной модернизации Казахстана является конституционно-правовое обеспечение этнокультурного и этнолингвистического плюрализма. Практическим шагом в его реализации стало образование в марте 1995 года ассамблеи народа Казахстана как консультативно-совещательного органа при Президенте Республики. В состав ассамблеи вошли 320 человек представляющих 33 национальные диаспоры. На областном уровне были созданы Малые Ассамблеи, объединяющие более 250 местных национально- культурных центров. Для практического руководства и координации деятельности при Администрации Президента был организован Исполнительный секретариат.

Деятельность Ассамблеи вносит огромный вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия, в возрождение и развитие культуры народов Казахстана. Проведение национальных праздников, фестивалей; организация культурно-информационных центров, музеев истории этносов; выпуск литературы на языках диаспор; возрождение национального языка, обычаев и традиций; связь с диаспорами за рубежом; разработка и претворение в жизнь мероприятий, направленных на дальнейшую стабилизацию межэтнических отношений - это лишь небольшой перечень тех дел, которые осуществляет Ассамблея.

Современная национальная структура Казахстанского общества весьма сложная: номенклатурная бюрократия и рядовое чиновничество, профессиональные политики, промышленники, администраторы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие государственных и негосударственных предприятий, землевладельцы (колхозники, арендаторы, фермеры), инженерно-технические работники и рядовые служащие, научно-техническая и гуманитарная интеллигенция, учащиеся и студенты, кооператоры и предприниматели, маргинальные слои. Весьма интересны цифры удельного веса казахов в отдельных отраслях производства: в аграрном секторе - 5,3%, работников образования - 50,6%, в аппарате управления - 47%, здравоохранение, культура, спорт, соцобеспечение, искусство - 44%, торговля, снабжение, сбыт - 33%, промышленность и транспорт - 27,5%, строительство - 22%.

Составными элементами экономического фактора являются: либерализация экономики, приватизация, налогообложение, кредитование, индексация.

Казахстан считается самообеспеченным государством в плане топливно-энергитических ресурсов. Разведано более 160 месторождений с общими извлекаемыми запасами около 2,8 млрд. тонн нефти и конденсата и 1,7 трлн. куб. м. газа. Прогнозируемые запасы нефти и конденсата оцениваются более чем в 13 млрд. тонн, а газа - свыше 6 трлн. куб. м. Выявлено более 400 месторождений угля. Крупнейшие месторождение сосредоточено в Карагандинском бассейне - 52,2 млрд. т. общих запасов, 13,9 млрд. т. балансовых запасов, 3,9 млрд. т. коксующихся углей; Тургайский бассейн - 6,7 млрд. т.; Майкубайский - 5 млрд. т.

45. Вхождение Казахстана в мировое сообщество. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе. Участие в деятельности международных организаций.

San Fierro Rifa

San Fierro Rifa

В 1992 г. с Россией был подписан Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В этом документе были затронуты все вопросы — от экономических до сотрудничества в области внешнеполитических мер.Взаимоотношения Казахстана с Китайской Народной Республикой тоже строятся на принципах международного права. Между двумя странами было подписано около 50 договоров, соглашений и протоколов, на основе этих документов появилась возможность для развития разносторонних связей между двумя странами на самом высоком уровне. В этой сфере за последние годы достигнуты значительные успехи. Впервые между двумя сторонами урегулирован вопрос о границе. Навсегда сняты с повестки дня проблемы границ в казахско-китайских отношениях. В настоящее время взаимоотношения с Китаем достигли самого высокого уровня.
Во внешней политике Казахстана большое значение имеют взаимоотношения с США, которые одними из первых установили дипломатические отношения с нашей страной. США назвали Казахстан “своим стратегическим партнером”. За последние десять лет отношения между двумя странами развиваются нормально.
В результате 70-летнего совместного существования в составе СССР между бывшими союзными республиками были установлены тесные многоотраслевые экономические связи. Казахстан продолжает дальше развивать эти связи в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Внутри СНГ возникло несколько групп: Ассоциация стран Средней Азии; Союз России и Беларуси; Ассоциация ГУАМ, объединяющая Грузию, Азербайджан, Украину и Молдавию, Таможенный союз пяти государств и т.д. После образования СНГ было принято свыше 1000 совместных документов, однако многие из них пока остаются на бумаге.
Договор о коллективной безопасности стран СНГ был заключен в Ташкенте. Договор подписали Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения и Россия. Позднее к ним присоединились Беларусь, Азербайджан и Грузия. В 2002 г. в Бишкеке был подписан документ о создании региональных сил коллективной безопасности.
Предложение Н. А. Назарбаева, внесенное им с трибуны сессии ООН в 1992 г. о созыве совещания по взаимному сотрудничеству и доверию (СВМДА), получило горячую поддержку многих стран. Доказательством сказанного является гуманитарная помощь, оказанная Казахстаном соседнему Кыргызстану, в связи с ликвидацией последствий кровавых событий в апреле—мае 2010 г. В настоящее время в данное сообщество входят Афганистан, Азербайджан, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан.

San Fierro Rifa

В 1994 г. Н.А.Назарбаев выступил с инициативой о создании Евразийского союза. После неоднократных встреч, обсуждений и консультаций эта идея осуществилась. Осенью 2002 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕвразЭс) в составе пяти государств.
Казахстан уделяет большое внимание улучшению взаимопонимания, укреплению доверия между мировыми религиями и мусульманским миром. В этой связи имеют большое значение прошедшие в 2005—2006 г. в Астане I и II съезды лидеров мировых и традиционных религий. В работе последнего съезда приняли участие 40 делегаций из 20 стран мира.
Казахстан в первую очередь установил добрососедские отношения со своими ближайшими соседями. С Узбекистаном и Кыргызстаном были заключены договоры о вечной дружбе. С Кыргызстаном был заключен ряд договоров и соглашений, получивший название Среднеазиатского союза. В 1998 г. к нему присоединился и Таджикистан. Эти три страны подписали соглашение о совместной борьбе против экстремизма и терроризма, восстановлении трансазиатской железной дороги. В рамках СНГ был создан центр по борьбе с терроризмом.
В 1996 г. в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к “Шанхайской пятерке” присоединился Узбекистан, и организация стала называться “Шанхайской организацией содружества” (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов.
Крепнут экономические связи Казахстана с Японией, Южной Кореей, Ираном, Египтом, Сирией, Саудовской Аравией, Оманом, Израилем и другими странами.
Таким образом, благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики, Казахстан занял достойное место в международной политике.
29 июня 2010 г. в Астане состоялась встреча высокопоставленных чиновников, политиков и общественных деятелей 56 стран-членов ОБСЕ, которые обсудили проблемы толерантности и взаимоуважения в отношениях государств. Авторитет Республики Казахстан растет год от года. Высокий международный авторитет Казахстана дал ему возможность, по словам президента Н. А. Назарбаева, стать Председателем ОБСЕ. Это для Казахстана высокая честь, подчеркнул он.
“Стратегия развития Республики Казахстан до 2020 г.”, подписанная президентом 1 февраля 2010 г. нацеливает страну в ближайшие 10 лет войти в число развитых стран мира.
2 декабря 2010 г. в Астане состоялся саммит ОБСЕ под председательством Республики Казахстан. На саммите обсуждались вопросы о нестабильности в Кыргызии, ситуации в Афганистане, кризисе на постсоветском пространстве — сепаратизм в Приднестровье, Молдавии. Астанинская декларация провозглашает, что безопасность в регионе ОБСЕ, неразрывно связана с безопасностью примыкающих территорий, в частности, Средиземноморья и Азии. В Астанинской декларации выражается глубокая благодарность Казахстану за организацию саммита и отмечается, что благодаря своей энергии и жизненной силе наша страна успешно справилась с обязанностями председателя ОБСЕ.

San Fierro Rifa

San Fierro Rifa

San Fierro Rifa

В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.
В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22 межправительственных документов, соглашений и протоколов.
В их числе: Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию, Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.
В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере,
Меморандум о сотрудничестве в области топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.

San Fierro Rifa

В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.
В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы Межгосударственный Совет трех стран, Совет премьер-министров. С июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.
В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программа первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года.
Борьба с терроризмом и экстремизмом
Главная цель программы - обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.
В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон "О борьбе с терроризмом", определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Безусловно, определяющим фактором в противодействии международному терроризму и экстремизму является создание условий, способствующих предотвращению их проявлений на территории страны.
Необходимым условием дальнейшего процветания демократического Казахстана в условиях мира и безопасности должно стать содействие решению этой задачи всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности.
В Учебном центре комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан постоянно проводится работа по изучению понятий терроризма и религиозного экстремизма, как среди сотрудников, так и среди слушателей первоначальной подготовки. Так, согласно учебного и тематического плана преподавателями цикла юридической подготовки проводятся занятия со слушателями первоначальной подготовки на тему: "Понятие терроризма и религиозного экстремизма". В соответствии с тематическим планом занятий по боевой и служебной подготовки по данной тематике проводятся занятия, как с аттестованным составом, так и с сотрудниками по вольному найму.

San Fierro Rifa

Сотрудничество Республики Казахстан с Организацией Объединенных Наций
С первого дня независимости Казахстан принимает самое активное участие в работе ООН и ее специализированных учреждений. Это сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства. Главными задачами в этой деятельности является проведение работы по обеспечению стратегических интересов РК на международной арене в области глобальной и региональной безопасности, становления справедливого мирового порядка в политике и экономике, создания рамок для устойчивого развития, гармонизации отношений между членами мирового сообщества.
ОБСЕ
Вступление в Организацию было продиктовано стремлением Республики Казахстан активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ.
Казахстану удалось достичь высокого уровня взаимоотношений с ОБСЕ. На этапе их становления был заложен фундамент сотрудничества с Организацией. В этот период был проведен ряд семинаров ОБСЕ, посвященных обзору экономической ситуации в Центрально-азиатском регионе в условиях перехода к рыночной экономике, выработке рекомендаций по проведению экономических реформ, вопросам региональной безопасности, защите прав человека и др.

San Fierro Rifa

ОИК
С момента вступления ОИК, Казахстан поступательно развивает взаимодействие с Генеральным секретариатом, субсидиарными органами и институтами Организации.
Активизация отношений Казахстана с мусульманскими странами отвечает долгосрочным интересам нашей страны и соответствует положениям Послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г., в котором Глава государства отметил развитие сотрудничества с исламскими странами в качестве одного из приоритетов внешней политики РК.
Казахстан, являющийся полиэтническим и многоконфессиональным государством, полностью поддерживает глобальный процесс, направленный на развитие диалога между цивилизациями и религиями. Активное участие нашей страны в деятельности ОИК, наряду с другими крупными региональными и глобальными организациями, приобретает на современном этапе все большее значение.
Особое место в таком сотрудничестве отводится взаимодействию с Исламским Банком Развития, иными финансовыми, консалтинговыми и работающими в различных отраслях компаниями и фирмами.

Читайте также: