Канал имени москвы доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пред­на­зна­чен для во­доснаб­же­ния Мо­ск­вы и её при­го­ро­дов, су­до­ход­ст­ва и об­вод­не­ния реки Мо­ск­ва. Про­хо­дит по тер­ри­то­рии Московской области, час­тич­но по тер­ри­то­рии Твер­ской области и по городу Мо­ск­ва. Про­тя­жён­ность ка­на­ла 128 км. На­чи­на­ет­ся у города Дуб­на на реке Вол­га, где со­ору­же­ны пло­ти­на, об­ра­зо­вав­шая Ивань­ков­ское во­до­хра­ни­ли­ще, шлюз № 1 и Ивань­ков­ская ГЭС. За­тем трас­са ка­на­ла идёт на юг, пе­ре­се­кая Клин­ско-Дмит­ров­скую гря­ду (5 шлю­зов с на­сос­ны­ми стан­ция­ми) и под­ни­ма­ясь на 38 м вы­ше уров­ня Вол­ги. На во­до­раз­дель­ном бье­фе нахо­дят­ся 6 во­до­хра­ни­лищ - Ик­шин­ское, Пес­тов­ское, Пя­лов­ское, Учин­ское, Клязь­мин­ское, Хим­кин­ское (все­го по во­до­хра­ни­ли­щам про­хо­дит 19,5 км трас­сы ка­на­ла). С во­до­раз­де­ла трас­са ка­на­ла спус­ка­ет­ся к реке Мо­ск­ва на 36 м (2 двух­ка­мер­ных шлю­за). За­кан­чи­ва­ет­ся на реке Мо­ск­ва в городском районе Ту­ши­но (шлю­зы № 7, 8). Ши­ри­на ка­на­ла по дну 46 м, по по­верх­но­сти во­ды 85 м, глу­би­на 5,5 м. Ши­ри­на шлю­зов 30 м, дли­на 290 м, глу­би­на на по­ро­ге 5,5 м.

Ре­ше­ние о строи­тель­ст­ве ка­на­ла при­ня­то на Пле­ну­ме ЦК ВКП(б) в 1931 году. В 1932 году на­ча­лись изы­ска­тель­ские, про­ект­ные и стро­ительные ра­бо­ты. Со­ору­же­ние ка­на­ла бы­ло по­ру­че­но ОГПУ, уже осу­ще­ст­в­ляв­ше­му с 1931 года строи­тель­ст­во Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла (на­чаль­ник его строи­тель­ст­ва Л. И. Ко­ган был на­зна­чен по со­вмес­ти­тель­ст­ву на­чаль­ни­ком строи­тель­ст­ва ка­на­ла Мо­ск­ва - Вол­га). Для строи­тель­ст­ва при­ка­зом ОГПУ № 889/с от 14.09.1932 года в городе Дмит­ров Московской области ор­га­ни­зо­ван Дмит­ров­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь (ИТЛ) ОГПУ. Из 220 тыс. ра­бот­ни­ков строй­ки свыше 195 тыс. со­став­ля­ли за­клю­чён­ные (по дан­ным на 10.04.1935 года). С сентября 1932 года по январь 1938 года в Дми­т­ров­ском ИТЛ умер­ли свыше 22 тыс. человек; 55 тыс. за­клю­чён­ных бы­ли дос­роч­но ос­во­бо­ж­де­ны по окон­ча­нии строи­тель­ст­ва. При со­ору­же­нии ка­на­ла про­ло­же­но 650 км же­лез­ных до­рог, про­ве­де­но 406 км ли­ний элек­тропе­ре­да­чи, по­строе­но свыше 200 гид­ро­тех­нических со­ору­же­ний, в т. ч. 8 ГЭС. 15.07.1937 года канал от­крыт для дви­же­ния пас­сажир­ских и гру­зо­вых су­дов. Строи­тель­ст­во ка­на­ла ре­ши­ло про­бле­му во­до­снаб­же­ния Мо­ск­вы.

Еже­год­но по ка­на­лу пе­ре­во­зит­ся около 27 млн. т гру­зов и свыше 500 тыс. пас­са­жи­ров, пе­ре­ка­чи­ва­ет­ся около 2 млрд. м3 во­ды. Ка­нал обес­пе­чи­ва­ет свыше 60% всей по­треб­ляе­мой Мо­ск­вой и её при­го­ро­да­ми во­ды (2007 год). В 1937-2007 годах по не­му бы­ло пе­ре­ка­че­но свыше 100 млрд. м3 во­ды, вы­пол­не­но около 3 млн. шлю­зо­ва­ний, про­пу­ще­но около 10 млн. су­дов.

В начале 1930-х годов проблема обеспечения Москвы водой стояла очень остро. Город стремительно рос, благоустраивался, развивалась его промышленность. Нужен был новый источник, который обеспечивал бы столицу питьевой водой, давал воду для судоходства и улучшения санитарного состояния Москвы-реки и ее притоков. Таким источником воды стала Волга.

Старицкий вариант предусматривал подачу воды в Москву по самотечному каналу длиной 230 км. В этом случае не требовались ни насосные станции, ни шлюзы. Но этот, на первый взгляд, заманчивый вариант не решал полностью задач обводнения столицы, был колоссальным по объему земляных работ. Кроме того, вода могла прорваться в карстовые пустоты, которых много в районе Старицы, уйти под землю, а песчаные грунты на трассе будущего канала грозили большими оползнями.

В Шошинском варианте канал брал свое начало у впадения реки Шоши в Волгу. Для обеспечения нужного профиля требовался механический подъем воды на 71 м, а для судоходства – устройство шлюзов.
В Дмитровском варианте трасса канала начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны. Отсюда канал, преодолевая на своем пути довольно значительный подъем пятью ступенями, направлялся на юг через Дмитров и Икшу. Каждая ступень представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. Далее, дойдя до селения Пестово, расположенного при впадении реки Черной в реку Вязь, канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал Клязьминско-Химкинский водораздел и, пройдя далее долиной реки Химки, спускался по крутому склону к Москва-реке в районе селения Щукино.

Водохранилище в восточной части водораздельного участка канала было предусмотрено специальными плотинами разделить на два самостоятельных водохранилища: западное – судоходное, и восточное – отстойное, предназначенное для водоснабжения. От последнего прокладывался водопроводный канал для подачи питьевой воды в городскую водопроводную сеть через городские очистительные станции. От западной же части водохранилища судоходный канал шел на юг и спускался к реке Москве двумя двухкамерными шлюзами.

Благодаря устройству Иваньковского водохранилища с подъемом воды на 16 м уменьшилась высота накачки воды в канал, был обеспечен равномерный забор воды в необходимом количестве.

Геологические условия Дмитровского варианта, хотя и оказались весьма разнообразными, значительно усложнявшими как выбор отдельных участков канала, так и мест расположения его основных сооружений, в целом были более благоприятными, нежели условия других вариантов. Общая протяженность канала составляла 128 км.


1932. Инженер Семёнов чертит трассу Канала


3 сентября 1932. Начальник Химкинского участка Марченко вынимает первый грунт из русла будущего канала

Строительство

Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.









Военные годы

Землянные и бетонные плотины канала, водосбросы. Течение рек и характер водного потока. Организация пропуска судов через шлюзы. Главные особенности организации совместного шлюзования судов. Разовые пропуски через шлюзы технически неисправных судов.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.02.2013
Размер файла 2,9 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика Канала имени Москвы

Канал имени Москвы (КИМ) - соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

Общая длина канала - 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка - 5 шлюзов (№ 2 - 6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка - 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза - № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

В составе канала имени Москвы - более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А.М. Рухлядева, В.Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания - это шлюзы № 7 и № 8 (арх. В.Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (арх. А.М. Рухлядев).

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных. [3]

Акуловская земляная плотина

Иваньковская земляная плотина

Икшинская земляная плотина

Пестовская земляная плотина

Пироговская земляная плотина

Пяловская земляная плотина

Химкинская земляная плотина

Иваньковская бетонная плотина

Карамышевская бетонная плотина

Перервинская бетонная плотина

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять - на северном склоне канала, два - на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры - 290Ч29 метров.

Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный

Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный

Шлюз 9 (Мнёвники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов.

Шлюз 10 (Нагатино)

Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

Основная статья: Гидроэлектростанции канала имени Москвы

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС были добавлены в ведение канала позднее.

Наиболее крупные реки впадающие в канал: верхняя Яхрома впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками (речками).

Пересечение с рекой Сестрой в Карманово. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск.

Северный речной вокзал

Северный речной порт

Южный речной вокзал

Южный речной порт

Западный речной порт

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

Бухта радости (I)

Серебряный бор (III)

Солнечная поляна (II)

Чёрная речка (II)

Основной задачей канала является соединение Москвы-реки с Волгой. Идея соединения этих двух рек витала в воздухе достаточно давно, однако к строительству канала было решено приступить лишь в 1937 году, при этом в строительстве активно использовался труд политических заключенных. Обеспечение свободного судоходства было лишь одной из задач при строительстве канала, главной же задачей проектанты видели обеспечение Москвы питьевой водой.

Канал имени Москвы (кстати, это имя он получил лишь через десять лет после окончания его сооружения) особенно примечателен воздвигнутыми на нем многочисленными гидротехническими сооружениями, прежде всего шлюзами: каждый из этих шлюзов имеет свой неповторимый архитектурный облик и представляет немалый интерес для туристов. Также на канале находится великолепный Северный речной вокзал, от которого начинается большая часть речных круизов по европейской части России и не только.

Особое течение речного потока

канал плотина водосброс шлюз

Течение воды в реках вызвано уклоном водной поверхности от истока к устью: чем больше уклон, тем выше скорость течения. Эта скорость зависит также от средней глубины, извилистости и шероховатости русла. Она различна на плесах и перекатах: в межень больше на перекатах, в половодье - на плесах. Скорость течения уменьшается от истока к устью реки.

Скорость течения реки - это усредненная скорость течения отдельных струй речного потока. Скорости струй неодинаковы в разных точках поперечного разреза потока, площадь которого называют живым сечением русла реки. Скорость струи максимальна над самым глубоким местом вблизи поверхности воды в точке, отстоящей от поверхности примерно на 0,2 глубины. От этой точки скорость струй уменьшается ко дну реки и к ее берегам.

Рис. 1 - Внутреннее течение на изгибе русла: 1 - направление течения на поверхности; 2 - направление течения возле дна - донное течение

На поверхности воды скорость струй максимальна над самым глубоким местом. Линия, соединяющая на водной поверхности точки с наибольшими скоростями течения струй и с наибольшей глубиной русла, называется стрежнем реки.

На изгибах русла одновременно с течением вдоль него наблюдается и поперечное течение: на поверхности - в сторону вогнутого берега, у дна - в сторону выпуклого. Так что на криволинейных участках реки поток воды как бы "ввинчивается" вдоль русла вниз по течению. Это винтообразное течение воды "сносит" стрежень реки ближе к вогнутому берегу. Таким образом, на прямолинейных участках реки скорость течения наибольшая в середине русла, на криволинейных - ближе к вогнутому берегу.

При изменении уровня воды возникают два дополнительных поперечных течения между серединой реки и ее берегами. При подъеме воды эти течения на поверхности воды направлены от середины к берегам, на дне - от берегов к середине, а посредине реки - снизу вверх. При спаде воды - наоборот.

Речной поток может иметь особенности течения, существенно влияющие на движение судна вверх и вниз по реке.

Рис. 2 - Неправильности течения: 1 - майдан за устоями моста; 2 - свальное течение против устья притока; 3 - затяжное течение у при-верха острова; 4 - свальное течение за ухвостьем острова; 5 - прижимное течение; 6 - майдан у впадения притока; 7 - суводь за выступом берега

Прижимным (навальным) называют течение, под действием которого суда сносятся к берегу или какому-то объекту. Прижимное течение реки - это проявление винтообразного движения воды в криволинейном русле. Так как прижимное течение направлено к вогнутому берегу, оно может приводить к навалу судов на него, особенно при движении вниз по реке. Чем круче поворот русла, тем сильнее прижимное течение.

Русло реки на перекате искривлено. На 671,5 км действует прижимное течение к правому берегу. Скорость течения на перекате до 5,5 км/ч.

Свальным называют такое течение в реке, которое пересекает ось судового хода под некоторым углом. Свальное течение вызывается сливом воды, направленным под значительным углом к стрежню реки. Возникает из-за разного уровня воды по ширине реки, например, при впадении в реку притоков, переходе стрежня от одного берега к другому, на перекатах, расположенных на изгибах русла, и т.п.

Кривое колено (1360,4-1357,4) река Нева, на крутом изгибе участка действуют свальные течения: Между 1359-1358 км, а также после 1359 км.

Затяжное течение - то, которое направлено из основного русла в рукав реки. Как и свальное, оно направлено под углом к стрежню реки. Возникает при разделении русла на рукава. Особенно большую скорость имеет в половодье у прорв, протоков, проранов.

В русле реки могут также возникать и вихревые течения, приводящие к образованию суводей и майданов.

Участок реки, на котором вода вращается в одну сторону, называется суводью. Она возникает за выступами берегов, мысами. У правого берега вода в суводи вращается по часовой стрелке, у левого - против нее. При сильном течении большие суводи образуются за рынками гор. Вдоль оси вращения суводи поток воды движется снизу вверх. Особенно много суводей бывает во время половодья.

В районе вершины очень крутой излучины у вогнутого берега также возникает суводь, однако вдоль ее оси поток воды направлен вниз, образуя на поверхности воды воронку. Такую суводь называют также омутом (водоворотом).

Если скорость течения невелика, за выступами берегов образуются не суводи, а тиховоды - участки реки с малыми скоростями течения. Тиховоды возникают также за выпуклыми берегами, отлогими песчаными отложениями в русле.

Затяжное течение чебаковский яр

Участок реки, где вода совершает беспорядочные возвратно-поступательные движения, называется майданом. Майданы образуются при слиянии потоков воды с разными скоростями течения, за опорами мостов, а также при обтекании подводных препятствий, несколько ниже их. Признаками майданов являются перемещающиеся по течению водовороты и рябь на поверхности воды. Водовороты вращаются и по часовой стрелке, и против нее. При этом образуются и воронки, и выбросы струй вверх, вода как бы кипит.

При слиянии рукавов могут образовываться крупные майданы (до десятков метров в диаметре), особенно если потоки воды встречаются почти под прямыми углами. Такие майданы называют также спорными водами.

Организация пропуска судов через шлюзы и операции при шлюзовании

Правило 1. Применение

1. Правила пропуска судов и составов (далее - суда) через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Специфические условия пропуска флота через судоходные шлюзы отдельных бассейнов и каналов отражаются Бассейновыми органами государственного управления на водном транспорте (далее - БОГУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") на навигационных картах, в лоцманских описаниях и в путевой информации.

3. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми БОГУ и ФГУП "КиМ" по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции (далее - ГРСИ) и Государственной инспекцией по маломерным судам.

Правило 2. Термины и определения

4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

4.1. Шлюзованный участок реки - участок реки с системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.

4.2. Судоходный канал - водный путь, соединяющий два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков (рек) и водохранилищ.

4.3. Диспетчер района гидросооружений и судоходства (далее - РГСиС) - специалист, осуществляющий руководство пропуском флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.

4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз - шлюз с двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.

4.5. Многоступенчатый шлюз - шлюз с последовательным расположением камер на различном уровне и общими промежуточными головами.

4.6. Границы отдельного шлюза - створы дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница проходит в середине бьефа.

4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного участка реки (канала) - то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).

4.8. Подходные каналы к шлюзам - судоходные каналы, предназначенные для подхода судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы подходных каналов указываются на навигационных картах.

4.9. Дальний светофор - светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней - к шлюзу. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от шлюза конце; при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала.

4.10. Промежуточный светофор - светофор, при двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.

4.12. Стоповый знак - электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.

4.13. Полезная длина камеры шлюза - часть длины камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании.

4.14. Шлюзование - комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в камеру.

4.15. Судопропуск - комплекс всех организационно - технологических операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.

4.16. Односторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.

4.17. Двусторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных направлениях.

4.18. Встречное шлюзование - одновременное двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.

4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза - специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь вахтенный персонал шлюза.

4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный помощник капитана) - должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.

4.21. Маломерное судно - судно, длина корпуса которого менее 15 м.

4.22. Скоростное судно - любое судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

Правило 3. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов

5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже.

Канал имени Москвы недалеко от Степаньково

Канал имени Москвы недалеко от Степаньково

От древних волоков до петровских проектов

1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, по Лихоборке к Коровьему Врагу, прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, по Клязьме до села Воскресенского, прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки, вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы, вниз по Яхроме до Дмитрова. 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.

2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры, прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, по Сестре до Рогачёвской пристани. 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.

3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак, прокоп в 8 вёрст до реки Клязьмы, по Клязьме до реки Учи, прокоп в 8 вёрст, по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, вниз по Икше в реку Яхрому, по Яхроме до Дмитрова. 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Петровский вариант соединения Москва-Реки с Волгой

Петровский вариант соединения Москва-Реки с Волгой. Из Музея истории и современности Канала имени Москвы (Деденево)

Главным препятствием во всех трех вариантах была Клинско-Дмитровская гряда — водораздел между бассейнами Волги и Оки. Несовершенство технических средств, отсутствие достаточного финансирования и людских ресурсов не позволили в то время реализовать ни один из этих проектов.

Забытый Екатерининский канал

К идее соединить реки Москву и Волгу вернулись в 1824 году, когда понадобилось доставлять строительные материалы с Волги и Севера для строящегося храма Христа Спасителя в Москве. Разработка проекта была поручена генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому, который несколько видоизменил второй вариант Геннина. На строительстве в основном были задействованы солдаты русской армии.

Через водораздел между реками Истрой (приток Москва-реки) и Сестрой (приток Дубны, которая впадает в Волгу) был прорыт канал. Для его питания у деревни Загорье соорудили дамбу, в результате которой образовалось озеро Сенежское. Помимо соединительного канала, были построены два деривационных канала. На Истре было сооружено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов по образцу шлюзов Тихвинской водной системы.

Клин, река Сестра

Клин. Остатки старого моста и плотины в реке Сестре

В 1850 году канал, который в честь императрицы Екатерины Великой был назван Екатерининским, был торжественно открыт. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км), пропускная способность — около 3000 небольших судов в год.

Однако вскоре после завершения работ Екатерининский канал потерял свою актуальность. По построенной в 1851 году железной дороге между Петербургом и Москвой перевозить грузы было удобнее, чем водным путем. В 1860 году Екатерининский канал закрыли, шлюзы разобрали и распродали. Со временем он превратился в заболоченный ручей с отдельными открытыми участками воды.

Наступил ХХ век. Москва испытывала острый дефицит питьевой воды, Москва-река сильно обмелела, но в период паводка нередко широко разливалась, затапливая прибрежные районы. 5 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято историческое решение:

ЦК считает необходимым коренным образом решить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой.

Схема канала Москва-Волга

Схема канала Москва-Волга

Канал имени Москвы в Дмитрове

Канал имени Москвы в Дмитрове

В отдельных местах канал прошел по низинам, болотам и руслам мелких речушек. Согласно официальным данным НКВД, в зоны затопления и отчуждения попало более 200 деревень и сел. 7505 крестьянских хозяйств были перенесены на другие места. Немало уникальных открытий вдоль трассы будущего канала сделали археологи.

Дмитровлаг

Для строительства канала Москва-Волга приказом №889 от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитровлаг, Дмитлаг), крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Заключенные прибывали из Ленинграда, Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ, Сибири. Отправляли сюда и после завершения строительства Беломорско-Балтийского канала.

Заключенные на строительстве канала Москва-Река-Волга, Дмитровлаг

Заключенные на строительстве канала Москва-Река-Волга, фото из Википедии

Управление строительства канала и Дмитлага разместилось в стенах бывшего Борисоглебского монастыря в Дмитрове. За время строительства население города увеличилось в три раза, а улицы города до сих пор напоминают о том времени: Большевистская, Чекистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая и другие.

Вывеска на Борисоглебском монастыре, Дмитлаг

Вывеска на Борисоглебском монастыре, 1932–1937 годы

По всей линии строительства канала выросли лагеря, существование которых отражено в названиях населенных пунктах вдоль канала: Темпы, Соревнование, 3-й участок, 4-й участок и т.п. Трасса канала была разбита на 14 участков, три из которых находились в Москве. Заключенные выполняли основную, физически тяжелую работу, требовавшую ручного труда. Вольнонаемные специалисты были задействованы в основном на более высоких должностях.

Выемка и транспортировка грунта, Дмитровлаг

Выемка и транспортировка грунта

Согласно официальным данным, число заключенных Дмитлага достигало 200 тысяч человек, однако некоторые исследователи полагают, что в действительности через него прошло 600-700 тысяч и более человек. Также на строительстве канала было занято 25.000 человек вольнонаемных, в том числе 3.500 человек инженерно-технического персонала.

Плакат. Типография Дмитлага

Плакат. Типография Дмитлага (ныне фабрика офсетной печати №2)

Деревянное здание клуба Дмитлага

Деревянное здание клуба Дмитлага, 25 августа 1933. Последний слет беломорстроителей с участием М.Горького

По данным НКВД, с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года на строительстве канала Москва-Волга погибло 22.842 человека. По неофициальным данным — гораздо больше.

Шлюз №4 канала Москва-Волга в районе Деденево, 1935 год

Шлюз №4 канала Москва-Волга в районе Деденево, 1935 год

Строительство опалубки Иваньковской ГЭС, 1936 год

Строительство опалубки Иваньковской ГЭС, 1936 год

Останки каналоармейцев до сих пор находят в земле вблизи канала имени Москвы.

Земляные работы, канал Москва-Волга

Земляные работы на девятом километре канала Москва-Волга. Талдомский район, 1935-1936 год

После окончания строительства, в мае 1937 года было освобождено около 55 тысяч погасивших свой срок каналоармейцев. Однако в августе того же года начались массовые расстрелы на Бутовском полигоне заключённых и части руководства Дмитлага, обвиненные в организации государственного переворота силами заключённых под руководством Ягоды. Под каток репрессий попали люди, которые прежде распоряжались жизнями других:

Трасса канала

Канал был завершен за рекордные сроки: 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 года вся трасса канала Москва-Волга была заполнена водой. 1 мая 1937 года по каналу прошли первые волжские пароходы. 15 июля 1937 года он был официально открыт для грузового и пассажирского движения. В 1947 году канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.

Технические характеристики канала:

  • Длина канала составляет 128 км.
  • Канал рассчитан на пропуск крупных речных судов с грузоподъемностью до 5 тысяч тонн.
  • Глубина канала составляет 5,5 м, ширина по уровню воды — 85,5 м, по дну — 45 м. Длина шлюзов составляет 290 м, ширина — 30 м, глубина — 5,5 м.
  • Канал обеспечивает более 60 % всей потребляемой питьевой и промышленной воды Москвы.
  • Уровень воды на Волге в месте забора в канал находится на отметке 124 м, после Карамышевской плотины на Москве-реке — 126 м, наивысший участок в 162,1 м находится между Икшей и Химками.
  • В состав водной системы входит 200 основных и 40 вспомогательных сооружений: 11 шлюзов, 3 железобетонные плотины, 14 земляных плотин и дамб, 5 насосных станций, 15 гидроэлектростанций, 19 железнодорожных и шоссейных мостов, 2 тоннеля и 2 путепровода, аванпорт, речной пассажирский вокзал, 14 паромных переправ, 12 пристаней и остановочных пунктов, маяк, водопроводная и очистительная насосные станции, водоспуски и водосбросы, лотки и многие другие сооружения.

Канал берет свое начало в Дубне, у Иваньковского водохранилища, которое образовано плотиной Иваньковской (Волжской) ГЭС, поднимающей горизонт Волги на 18 метров. Рядом с плотиной расположен однокамерный шлюз №1 канала.

Плотина Иваньковской ГЭС в Дубне Шлюз №1 в Дубне

От Иваньковского водохранилища к городу Дмитрову и далее до станции Икша канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды. Подъем на 38 метров от горизонта Иваньковского водохранилища до уровня водораздельного бьефа разбит на пять ступеней. Для пропуска судов оборудованы однокамерные бетонные шлюзы, подъем воды осуществляется при помощи пяти насосных станций.

Профиль канала Москва-Волга

Профиль канала Москва-Волга

Водораздельный бьеф протяженностью в 52 километра представляет собой ряд искусственных водохранилищ и соединительных каналов между ними. Водохранилища образованы земляными плотинами на реках Икша, Уча, Клязьма и Химка и имеют одинаковую отметку подпорного горизонта — 162 метра над уровнем моря.

Канал имени Москвы в районе Степаньково Неработающая паромная переправа около Рождественно-Суворово Канал имени Москвы зимой (около Новосельцево) Пестовское водохранилище (недалеко от Михалево) Пяловское водохранилище Башня заградворот №114 недалеко от Степаньково

На Химкинском водохранилище расположен Северный грузовой порт и Химкинский речной пассажирский вокзал (на реконструкции). Недалеко от Химкинского вокзала начинается южный склон канала с двумя двухкамерными шлюзами напором по 18 метров каждый. Шлюз №8 располагается непосредственно около выхода канала в реку Москву.

Из Химкинского водохранилища берет начало Сходненский деривационный канал, по которому осуществляется подвод воды к водоприёмнику Сходненской ГЭС. Через него проходит до 80% стока, перебрасываемого в реку Москву из Волги через канал имени Москвы, остальные 20% проходят через шлюзы №7 и №8.

Канал Москва-Волга в годы войны

Канал Москва-Волга сыграл огромную роль в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов. Немцы пытались занять этот важный рубеж. Во второй половине ноября 1941 года на северо-западных подступах к столице сложилась крайне тяжелая для Красной Армии обстановка. Совместно с Инженерным управлением Западного фронта специалистами канала был разработан проект водной преграды, которая должна была остановить врага.

В конце ноября 1941 года, когда немецко-фашистские войска рвались в направлении от Калинина (Тверь) к Большой Волге и начали форсирование Иваньковского водохранилища, скованного к тому времени довольно прочным льдом, специалисты канала начали интенсивный сброс воды через плотину Иваньковской ГЭС. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед проломился, тяжелая военная техника начала уходить в холодную воду. Немцы были вынуждены отступить.

1 декабря 1941 года по приказу Командующим Западным фронтом Г.К.Жукова начался сброс воды в реку Сестру. В результате поймы Сестры и Яхромы (приток Сестры) оказались затопленными. По расчету исследователей, воды Яхромы поднялись на четыре метра, а реки Сестры – на шесть. Врага удалось остановить.

Взорванная башня управления шлюза N3, канал Москва-Волга

Взорванная башня управления шлюза N3, 1941-1942 год

Прекрасен канал имени Москвы. В выходные дни на его берегах много отдыхающих. Летом на водохранилищах белеют треугольники парусов, с многопалубных лайнеров доносится музыка, неторопливо идут нагруженные баржи. Сегодня уже мало что напоминает о той давней великой стройке. 17 июля 1997 года, в связи с 60-летием окончания строительства канала имени Москвы, на откосе канала недалеко от въезда в Дмитров был установлен крест в память погибших строителей канала.

Источники:

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Читайте также: