Как люди заботятся о почве доклад

Обновлено: 17.05.2024

Кто землю лелеет, того земля жалеет. Без хозяина земля-круглая сирота. Мать кормит детей, как земля людей.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет. Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами. Если хочешь, можешь брать и сажать.

Зачем и как люди заботятся о почве

Предварительный просмотр:

  1. Верхний плодородный слой земли.
  2. Вещество, повышающее плодородие почвы

4. Первое звено в цепи питания.

5. Почва, образуется за 50-60 лет на мягком вулканическом.

6. Личинки майских жуков грызут корни.

7. Он очень нужен детворе. Он на дорожках и во дворе.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Шлыкова Анастасия Александровна

Предмет: окружающий мир

Тема урока : Как и зачем люди заботятся о почве

Цель урока: сформировать у учащихся чувство бережного отношения к почве

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, карточки, презентация.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

Л: Учебно-познавательный интерес к новому

Постановка учебной задачи

Вспомните тему прошлого урока ( почва и ее свойства).

Итак, чтобы понять, как хорошо вы поняли тему мы с вами выполним тест. Приступаем. (взаимопроверка)

А какое было домашнее задание? Итак, кто желает рассказать нам свойства почвы?

Ребята, как мы уже знаем земля вечная кормилица. У русского народа есть очень много пословиц о земле. Мы познакомились уже с несколькими пословицами. Сейчас вам нужно поработать в паре. Работать будем с пословицами. Вам нужно составить пословицу. Приступаем!

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Мать кормит детей, как земля людей.

Как вы понимаете эти пословицы?

Ребята, а как вы думаете людям нужно беречь и заботиться о земле?

Отвечать на вопросы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Изучение нового материала

Когда говорят, что земля кормилица, имеют в виду почву. И это на самом деле так. Растения из почвы берут своими корнями воду и растворенные в ней питательные вещества. Они необходимы для роста и развития всех органов растений : корня, стебля, листьев, цветков, плодов. Растениями питаются многие животные. Насекомые питаются корнями, листьями и стеблями. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси. Растительноядные животные становятся добычей хищников. Следовательно, и хищники зависят от плодородия почв.

Человек выращивает на земле овощные, зерновые, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой из хлопка и льна, а домашних животных - кормом. А животные дают человеку молоко, мясо, яйца.

Почва –важнейшее богатство страны. Поэтому земледельцы заботиться о повышении ее плодородия, охраняют ее.

Ребята, а от чего зависит плодородие почвы? А что можно сделать для повышения плодородия почвы?

Для хорошего плодородия почве необходим воздух и вода. Поэтому земледельцы ее ежегодно перепахивают и рыхлят.

При осенней перекопке после уборки урожая комки земли не разбивают. Зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой.

Рыхлят почву перед самым посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздуха. В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Ребята, в почве очень мало растворенных солей. Необходимо ежегодно пополнять запас солей. Поэтому на заводах изготавливают удобрения, которые содержат все необходимые растениям минеральные соли.

Также есть и другие очень ценные природные удобрения- навоз, птичий помет, торф. Их вносят в почву осенью. Ведь чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Вред наносят овраги. Существуют способы борьбы с оврагами - это правильная распашка холмистой поверхности и посадка растений.

А как вы думаете, почему склоны оврагов распахивают не вдоль, а поперек?

Потому что бороздки задерживают воду. Она не стекает по склону и не размывает почву. Рост оврагов останавливают плановой посадкой кустарников, деревьев. Также на дне оврагов делают запруды, чтобы уменьшить силу потока воды.

Другой враг почвы - сильные ветра. Там где они часты, сажают лесозащитные полосы, сеют траву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа на экологическом кружке при пересадке растений и наборе земли о пользе и сохранности почвы.

Зачем и как люди заботятся о почве

Почва – это верхний плодородный слой земли, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения.

Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли (Это 5 больших самосвалов, груженых землёй!).

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.

Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.

Большой проблемой является замусоривание лесных массивов. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать ученикам представления о почве как верхнем рыхлом пласте земли, на котором растут растения; применяя методы исследовательской деятельности, убедить детей, что в почве есть воздух; рассказать о значении почвы для растений и животных; ознакомить с преобразовательной деятельностью людей: как люди заботятся о земле; развивать общеучебные умения учеников; оказывать содействие накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей общества; воспитывать уважение к земле.

Ход урока: 1. Оргмомент.

Работа с загадкой. Зимой белое, весной черное, Летом зеленое, а осенью стриженное. (Поле)

2. Проверка знаний:

— Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

- Что растения получают из почвы?

3. Знакомство с новым материалом:

1. Открытие Седьмого заседания клуба.

2. Вступление: Почти вся земная поверхность покрыта пластом почвы. Это верхний пласт земли, на котором растут растения.

3. Чтение и обсуждение доклада Кости Погодина (с. 39 – 40 уч.).

Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей.

4. Повышение плодородия почвы; чтение и обсуждение рассказа агронома (с.41 – 42)

***.Подумайте и объясните, в чём причина такого явления:
В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения.
Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы, оказалось, что в одном из них почва была тёмная, а в другом — сероватая. Определите, в почве какого цвета выросло большое цветущее растение. Почему?

*** Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт
плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год
садить на одну и ту же грядку лук. Что будет?
-Что делают родители? (Меняют культуры).

Севооборот–смена культур на определённых участках земли

*** Оцени ситуацию: В низинах, в болотистых местах почва удерживает много
воды. Как это влияет на развитие растений? Что нужно делать в таких случаях?
Осушение — мелиоративные работы.

5. Повторение и закрепление материала:

Работа в рабочей тетради

Почвой называют самый верхний слой земной коры. Он очень важен, так как играет ключевую роль в экосистеме планеты. Почва отлично помогает и поддерживает жизнь, как человека, так и животных. Именно почва и ее богатства служит связующей между людьми, животными и растениями. Из-за этого почву нужно беречь всеми возможными усилиями. В современное время была создана специальная наука, которая должна следить за состоянием почвы на Земле. Это наука называется почвоведенье. В ее обязанности входит организация профилактических мероприятий, направленных на защиту почву.

При радикальном использовании почвы, она быстро приходит в не годность. В результате этого почта теряет свое уникальное свойство, плодородие. Все это прямо пропорционально количеству урожая и обратно пропорционально ее потреблению. Чтобы сохранить плодородие на длительный срок, нужно каждый год вносить удобрения. Для почвы центральной России идеально подходят азотистые и черноземные удобрения. Преимущество черноземов заключается в том, что его не нужно вносить ежегодно, обычно хватает один раз в три года. Также есть существенный недостаток, связанный с концентрацией черноземом. Если в почву внести слишком много удобрения, то есть большая вероятность, что она перестанет плодоносить на протяжении нескольких лет. Существуют еще и азотистые удобрения, которое отлично справляются со своей задачей. Но к сожалению их нужно вносить ежегодно, так как они действуют всего восемь месяцев.

Самый серьезный вред почве наносит сельское хозяйства. Каждый год в самый разгар лето совершается травка полей. Это делается, чтобы избавиться от сорняка и различных вредителей. С каждым годом в почве накапливаются токсичные вещества, которые снижают плодородность и продуктивность земельного участка. В современное время нет таких технологий, которые позволит полностью очистить почву. В таком случаи нужно ждать долгое время, чтобы вещества самоликвидировались. Порой придется ждать тысячелетие, так как период полураспада некоторых соединений составляет несколько тысяч лет. Сейчас человечество не может ждать столько времени, так как численность населения планеты растет и может начаться голод.

Отсюда можно сделать вывод, что выживания человечества напрямую зависит от почвы. Для дальнейшего существования и доминирования человечества, нужно беречь почву, так как она нас кормит. Без почвы человечество не выживет…

Доклад №2

Почва - это верхний слой земли, в которых обитаю живые организмы. Она образуется в результате деления и преобразования растений и животный, то есть в результате сотрудничества органической и неорганической природы. Главным ее отличием является плодородие - это способность давать растением все необходимое для развития и роста (тепло, вода, питание, воздух). Тем самым обеспечивает все человечество и живые организмы - продуктами питания. Без которых мы не прожили бы. Делает огромный вклад в сельскохозяйственную деятельность и лесоводстве. Обеспечивает строительными материалами. Почва и человечество связаны неразрывно друг с другом. Человек должен приложить все усилие для сохранения и охраны почвы. Имеется несколько факторов загрязнения:

  • бытовой мусор
  • промышленные предприятия
  • сельское хозяйство
  • транспорт

Бытовой мусор - остатки пищевых продуктов, обломки и остатки строй материалов, а также после бытовой деятельности человека к ним относиться (изделия из стекла, пластик, резина, бумажная и картонная продукция и многое другое).

Промышленные предприятия - оставляют после себя отходы в виде жидких и твердых химических веществ. А также отходы машиностроительной промышленности (свинец, цинк, оксид азота) и многое другие вредные химически соединения. Которые попадают на почву.

Сельское хозяйство - Пестициды, нитраты, животные стоки. Пестицидами обрабатываю сельскохозяйственные растения от вредителей гребков и плесени. Нитраты - используются в качестве удобрений. Животные стоки-является отходы жизнедеятельности животных.

Транспортом - автомобили выделяют выхлопные газы, которые попадают в атмосферу, а затем осаживают на почву в виде паров или осадков. (И отравляют почву отработанными газами и топливными испарениями).

Многие из людей используют землю и ее неисчерпаемые ресурсы, не думая о том, что разрушаю ее. Мы должны серьезно задуматься о защите почв. Для защиты от пестицидов рекомендовано использовать только экологически чистые компоненты для обработки растений. Что поможет повысить природную способность к самоочищению.

Утилизация отходов - миллионы тон мусора должны сортироваться и использоваться как вторичное сырье или же, как источник тепло - энергии.

Рекультивация земель - большую часть суши занимают горы и пустыни — нужно расширять сельскохозяйственные угодий (улучшать малоплодородные земли).

Также вред окружающей среде и почвам наносит добыча полезных ископаемых открытых (карьеры) и закрытых (шахты). На местах карьеров образуются глубоки впадины, которые со временем заполняются водой.

Почва - обеспечивает промышленность сырьем, а человечество продуктами питания. С годами эксплуатации она не потеряла свое свойства плодородия, а, наоборот, при правильном уходе улучшает их. Давайте беречь ее.

3, 4 окружающий мир

Охрана почвы

Охрана почвы

В 1887 году в Воронеже родился Самуил Яковлевич Маршак. С самого детства Самуил любил читать, с четырех лет у него присутствовали стихи собственного сочинения. В гимназии его навыки заметил учитель литературы.

Сейчас такое время, когда молодым трудно. Почему же? Мы задаемся этим вопросом. Хотя бы потому, что в юности наши желания намного опережают наши возможности. И, хотя, почувствовав себя взрослым человеком,

Читайте также: