Как избежать правонарушений доклад

Обновлено: 05.07.2024



ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО:

СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков.

А ТАКЖЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОСТАВАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ К ДЕЙСТВИЯМ НАСИЛЬНИКОВ И УБИЙЦ НЕЛЬЗЯ

Эта памятка подскажет Вам, как себя вести и куда обратиться, если ваш близкий человек стал жертвой или свидетелем преступления!

ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ ДОВЕРЧИВЫ И БЕСПЕЧНЫ!

А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребёнку нужно хорошо обдумать свои действия.

Избежать насилия можно.

Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ.

Соблюдая правила безопасности, ваш ребёнок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

  1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  2. Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  3. Не садись в машину к незнакомцам.
  4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

Всё равно скажи – НЕТ!

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

1. Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

2. Если за тобой в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.

3. Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.

4. Если новый знакомый угощает чем-то.

Ненужные разговоры с посторонними.

Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.

Объясните ребёнку, что преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей.

Поэтому наш совет:

Но как быть, если взрослый очень настойчив?

Это очень опасно!

От такого человека надо бежать сломя голову, и, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям.

ИТАК, ВОТ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:

ГДЕ преступники поджидают своих жертв?

- Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.

- Не входи с незнакомым человеком в лифт.

- Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, не стой к нему спиной, а наблюдай за его действиями.

- Постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа.

- Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.

- Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

- Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с ним.

- Если можешь – защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирая вещей, убегай в чём есть.

  1. Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
  2. Перед входом в подъезд вызови свою квартиру по домофону и попроси родителей встретить.
  3. Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
  4. Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  5. При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

Машина может быть не только средством передвижения, но и орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.

  1. Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
  2. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если перекрёсток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника полиции.
  3. Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
  4. Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.
  5. Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

На улице даже днём детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец:

- Не жди, когда тебя схватят.

- Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.

- Убегай в сторону, где много людей.

- Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.

- Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).

- Как только ослабил хватку – убегай.

Правила поведения на улице:

- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.

- В автобусе, трамвае, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

- Не ходи в отдалённые и безлюдные места.

- Иди по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, электрички.

- Переходи по подземному переходу в группе.

- Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.

- Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону дороги.

- Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

Дома тоже не всегда безопасно.

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодёжных компаниях и приобретать первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не на тёмной аллее парка или в неосвещённом подъезде, а дома у жертвы или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить Правила поведения:

  1. Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
  2. Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут.
  3. Если без вызова пришёл сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую Ваш дом, и наведи справки.
  4. Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.

Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.

Зачем же тогда отворять дверь?

Ребёнок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика, и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

Прежде всего, надо помнить, что у ребёнка есть права, которые защищаются законом!

Любой ребёнок может обратиться в полицию. По закону дело об изнасиловании несовершеннолетней может быть возбуждено и без подачи заявления.

Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в полицию, надо обратиться к маме, к друзьям, к хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.

Конечно, сделать это трудно, но всё-таки нужно!

Это важно помнить родителям!

- Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против его воли.

- Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.

- Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.

- Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

- Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

- Если вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу без присутствия матери.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе" расчитан на учеников старших классов, а также родителей учащихся. Среди учащихся проводится во внеурочное время, а среди родителей на родительских собраниях. Основной целью является профилактика правонарушений среди учащихся.

Подготовила: Социальный педагог Клевно Е.Н.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по профилактике правонарушений, целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современном Казахстане, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

создать уклад норм школьной жизни;

помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

воспитать навыки правовой культуры.

На основании Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить, что же толкает подростков на совершение правонарушений? Это:

• Бедственное положение в семье, нужда

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально не­благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на­строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите­лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об­разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре­деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до­бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошиб­кой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо­стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо­правные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин­ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

• • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой

• его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет.

• С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

• Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

• Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

• Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

• исправительными работами (до 1 года),

• арестом (до 4 месяцев),

• лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам, что:

Уголовная ответственность

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,такие как:

• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

• угон транспортного средства;

• умышленное уничтожение или повреждение имущества;

• хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

• хищение оружия, наркотиков;

• УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

• Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

• Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

Существует психологический приём, который называется:

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Ответственность за нарушения, совершенные при крайней необходимости

Крайняя необходимость – это предотвращение вреда в короткий срок.

Вначале рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Заведующая детским садом С. заключила контракт на устранение повреждения кровли основного здания и установку окон ПВХ без торгов, за что была привлечена к административной ответственности (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Женщина не согласилась с таким наказанием и обратилась в суд. Суд встал на ее сторону. Согласно актам обследования ДОУ из-за повреждения крыши на потолках в группах появились многочисленные протечки, образовался грибок, возникла вероятность замыкания электропроводки – то есть сложилась ситуация, угрожающая жизни и здоровью воспитанников детсада и работников. Оконные рамы рассохлись, между ними и стеной образовались большие зазоры, появилась вероятность выпадения окна из проема, в медкабинете из-за негерметичности рам были сильные сквозняки. Суд пришел к выводу, что заведующая действовала в состоянии крайней необходимости – ее действия были направлены на скорейшее устранение угрозы [1] .

А теперь рассмотрим другое дело – о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ за аналогичные действия [2] . Директор школы заключила договор о капремонте здания школы с единственным подрядчиком на сумму свыше 113 млн руб. без проведения торгов. Оспаривая примененные к ней санкции в суде, она ссылалась на аварийное состояние здания и необходимость срочных действий – нужно было закончить ремонт до начала нового учебного года. Казалось бы, ситуации схожие, однако суд не согласился с доводом о крайней необходимости. Ведь аварийное состояние школы первоначально выявилось еще в 2010 году и еще раз подтвердилось в 2012 году. Таким образом, у директора имелись возможности и время соблюсти требование о проведении торгов. Суд счел, что доказательств предотвращения и угрозы причинения вреда предоставлено не было.

В третьем споре [3] муниципальное предприятие забирало воду из озера для водоснабжения промышленных предприятий, водоснабжения населения поселка и для собственных технологических нужд. При этом у предприятия отсутствовал договор водопользования о заборе воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что, по мнению административного органа, является правонарушением (ст. 7.6 КоАП РФ). МУП привлекли к ответственности с назначением штрафа 50 тыс. руб. Предприятие оспорило санкции в суде. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что предприятию было отказано в продлении действия соответствующего договора. Основание отказа – отсутствие санитарно-эпидемиологической экспертизы. Но истец принимал меры, направленные на проведение такой экспертизы. Прервать водоснабжение населенного пункта предприятие не могло из-за угрозы возникновения неблагоприятных последствий для населения, забор воды фактически оплачивался в рамках договора водопользования для промышленных нужд. По мнению суда, все это свидетельствовало о действиях в состоянии крайней необходимости, не образующих состава административного правонарушения.

К схожему выводу о действии в состоянии крайней необходимости пришел суд [4] в деле о привлечении к ответственности ФКУ – колонии, которая аналогично добывала воду для снабжения заключенных и населения поселка, а также объектов социального значения (школа, детский сад и т. п.). При этом было отмечено, что действовало учреждение ради предотвращения негативных социальных последствий, беспорядков в колонии.

Довод о наличии крайней необходимости нередко встречается именно в спорах об отсутствии лицензии (разрешения). Причем гораздо чаще суды отклоняют аргументы привлекаемого к ответственности лица. Например, детский сад несколько лет работал без лицензии на образовательную деятельность, за что был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ с наложением штрафа в 170 тыс. руб. При оспаривании в суде ДОУ сослалось на крайнюю необходимость, ведь оно оказывало услуги, право на получение которых закреплено Конституцией РФ, в интересах жителей поселка. Но аргумент был отвергнут в том числе из-за длительного срока деятельности без лицензии [5] .

В другом деле [6] медкабинет детского сада работал без лицензии на осуществление медицинской деятельности (та же ч. 1 ст. 19.20). Руководство ДОУ также считало, что действует в состоянии крайней необходимости, ведь оказанием доврачебной медпомощи оно предотвращает возможный вред жизни и здоровью детей. Однако суд отклонил этот довод.

Итак, мы видим, что суд встает на сторону невольного нарушителя, только если между наступлением крайней необходимости и соответствующими действиями руководства учреждения прошло мало времени.

Предотвращаемый вред должен быть реальным.

Даже при поверхностном анализе видно, что основной аргумент, на который ссылаются привлекаемые к ответственности лица, – возможное предотвращение вреда. Зачастую крайнюю необходимость видят только в этом: возникла угроза негативных последствий – их надо устранить – значит, устранение и есть крайняя необходимость.

Поэтому прежде всего для освобождения от ответственности требуется исследовать:

а) была ли возможность у лица действовать по-другому;
б) принимались ли все необходимые для этого меры;
в) в каких обстоятельствах действовало лицо.

Важную роль при этом играют даже незначительные на первый взгляд детали, такие как календарная дата совершения действия.

В самом первом нашем примере также можно обратить внимание на время заключения контракта без проведения торгов: детский сад функционировал, ребятишки непосредственно пребывали в здании – а дефекты кровли напрямую угрожали их здоровью и жизни, сквозняки, связанные с износом старых оконных рам, не давали полноценно оказывать детям медпомощь. Конечно, можно было приостановить деятельность учреждения, но это бы неминуемо повлекло негативные социальные последствия для воспитанников и их родителей. Во втором же примере, со школой, аварийное состояние здания было выявлено давно, ремонт мог проводиться в каникулярное летнее время, то есть у организации имелось время на соблюдение законодательства.

Таким образом, у лица не должно быть иного выхода, кроме совершения правонарушения, и это правонарушение должно предотвращать больший вред, чем тот, что возникает при его совершении (минимизировать негативные последствия).

В примере с лицензией на осуществление медицинской или образовательной деятельности у организаций имелась возможность получить соответствующее разрешение, но они длительно не принимали соответствующих мер для соблюдения закона, – по сути, самостоятельно создали ситуацию, при которой нарушили установленные законом требования.

Однако большое значение имеет не только ситуация совершения правонарушения, но и сам вред, на предотвращение которого направлены действия лица:

а) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный;

б) предотвращенный вред должен быть реальным, не носить предположительный характер.

Отличным примером служит следующее дело: водоканал был привлечен к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ за повреждение дорожного покрытия при производстве земляных работ и оштрафован на 200 тыс. руб. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с правильностью назначения санкций, но вот суд округа посчитал, что водоканал действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку вскрытие дорожного полотна проводилось для ремонта поврежденной сети водоснабжения и канализации с целью предотвращения большего вреда: жители могли остаться без водоснабжения и канализации, а также могло быть нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, при вымывании грунта и отсутствии ремонтных работ после оттаивания верхнего слоя грунта мог бы произойти провал проезжей части, что создало бы существенную опасность для дорожного движения. После проведения ремонтных работ водоканал уплотнил грунт, засыпал провал гравием. Таким образом, причиненный дорожному полотну вред оказался меньше предотвращенного. Арбитражный суд удовлетворил требование о признании постановления о привлечении к ответственности незаконным [8] .

А вот в другом споре – см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 № 05АП-390/2016 по делу № А51-22816/2015 – ГУП не смогло доказать, что нарушило порядок проведения земляных работ ради устранения аварии, суды отклонили довод о крайней необходимости.

Снова вернемся к примеру с отсутствием лицензии у медкабинета в детском саду. В рассматриваемом случае лицензии – не просто формальность. Это может означать, что в учреждении не соблюдаются все требования к оказанию медпомощи (оборудование медкабинета, квалификация специалиста и т. п.), но сами по себе действия медперсонала (осмотр на педикулез, контроль питания и т. п.) не предотвращают какие-либо доказанные негативные последствия, непосредственной угрозы жизни и здоровью детей нет. У детского сада было время на то, чтобы заключить договор с соответствующей медорганизацией или принять меры для получения лицензии. То есть предположения и доводы ДОУ о наличии предотвращенного вреда субъективны, невозможно достоверно установить, насколько реально наступление негативных последствий от кратковременного приостановления работы медкабинета до получения лицензии. А вот если бы медперсонал этого садика действовал без лицензии в экстренной ситуации (например, предотвращая конкретную угрозу отравления), суд посчитал бы это нарушение крайней необходимостью.

Таким образом, без каких-либо доказательств наличия обстоятельств, позволяющих отнести действия лица к совершенным в условиях крайней необходимости, невозможно говорить об освобождении от административной ответственности по ст. 2.7 КоАП РФ.

Все вышесказанное можно свести к одному слову – опасность. Предотвращение опасности и будет в итоге действием в состоянии крайней необходимости. Так, МУП получило в эксплуатацию котельные от другой организации (в стадии банкротства). Предприятие не успело оформить требуемую лицензию, но и оставить без отопления население не могло, поскольку возникала опасность для жизни и здоровья людей [9] .

В примере с водоснабжением также действия были продиктованы предотвращением эпидемий, возможных в ситуации, когда население остается без воды; и т. п.

Итак, еще раз напомним, что крайней необходимостью считается состояние, в котором лицо вынуждено пойти на нарушение требований законодательства в целях:

а) предотвращения реального вреда, который наступил или реально может наступить в ближайшее время, если не принять срочные меры;

б) вред, причиненный охраняемым законом интересам, имуществу, правам и интересам других лиц, меньше, чем предотвращенный;

в) лицо не могло устранить вред иными способами и не могло воспрепятствовать его наступлению при должной осмотрительности и добросовестности.

Только присутствие трех этих факторов одновременно приводит к тому, что лицо освобождается от административной ответственности, поскольку его деяния не образуют состав административного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного условия приведет к привлечению к ответственности.

Кроме того, значение имеет поведение лица до, во время и после совершения правонарушения. Отличный пример в этом плане – дело с водозабором из озера: предприятие провело все мероприятия, направленные на получение лицензии, и предоставило соответствующие доказательства. Даже если в итоге суд придет к выводу об отсутствии ситуации крайней необходимости, последующие действия лица могут быть засчитаны в качестве смягчающего обстоятельства.

[1] Решение Самарского областного суда от 30.07.2013 № 21-353/2013.

[2] Решение Оренбургского областного суда от 22.03.2013 по делу № 21-100/2013.

[3] Постановление АС УО от 11.11.2015 № Ф09-7498/15 по делу № А60-52282/2014.

[5] Постановление Саратовского областного суда от 27.05.2014 по делу № 4А-362/14.

[6] Решение Самарского областного суда от 21.05.2012 № 12-85/2012.

[7] Постановление АС ВСО от 16.10.2014 по делу № А19-1697/2014.

[8] Постановление ФАС СЗО от 24.01.2014 № Ф07-2159/2013 по делу № А05-11134/2012.

[9] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 № 17АП-1922/2011-АК по делу № А60-43164/2010.

Читайте также: