Как часто президент сша обязан подготавливать и представлять доклад о качестве окружающей среды

Обновлено: 07.07.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

11.7. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в США

Действующая система правового регулирования в области охраны природы сложилась на основе двух достаточно важных факторов: во-первых, в США действует общее право, находящееся во взаимосвязи и взаимодействии с обширным и детально разработанным массивом писаного права, и эти две составные части взаимно дополняют друг друга; во-вторых, сыграли роль особенности создания и развития США как федерального государства.

Несмотря на то что право США по своей структуре относится к семье общего права, неуклонно возрастает роль закона как источника права. Развитие американской правовой системы все больше направляется законами, а не исключительно судебными прецедентами. Законы принимаются во многих важных сферах. Охрана окружающей среды – одна из них. При этом принципиально важное значение имеют решения Верховного суда США и федеральных судов, осуществляющих проверку законов на соответствие их Конституции.

В соответствии с принципами разграничения государственной власти в США, конгресс принимает федеральное законодательство, действующее в сфере компетенции федерации, по отношению к федеральной собственности, исполнение которого обеспечивается федеральными министерствами и ведомствами. В отношении остальных природных объектов и ресурсов действует законодательство отдельных штатов.

В конце 1960 – начале 2020-х гг. в США была проведена административно-правовая реформа, результатом которой явилось создание специальных федеральных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов – совета по качеству окружающей среды при президенте США и агентства по охране окружающей среды.

Основным принципом управления в области охраны окружающей среды является сотрудничество органов государства и общественных организаций.

Цели охраны природы достигаются путем переговоров и добровольного выполнения требований. Властные полномочия применяются как крайнее средство.

К организационно-правовым мерам охраны окружающей среды в США относятся установление стандартов качества окружающей среды и предельно-допустимых выбросов для стационарных и передвижных источников, оценка воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды, лицензирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, планирование природопользования и мер по охране окружающей среды.

В настоящее время активно развивается система охраняемых территорий. Более ста лет назад был создан первый в мире Йеллоустонский национальный парк, а в настоящее время национальных парков более сорока, они находятся в ведении департамента внутренних дел (его функции отличаются от МВД других стран и не включают руководство полицией, местами лишения свободы). Необходимо отметить, что особенно активно процесс выделения особо охраняемых территорий идет там, где частная собственность на землю не препятствует изъятию территорий, например, на Аляске – здесь более десяти заповедных территорий, а их площадь в США в целом достигает 3% общей территории страны.


Конкурирующие между собой производители бензина и биотоплива решили отложить свои разногласия и объединиться против экологической инициативы администрации президента США Джо Байдена. Компании вместе обратились в федеральный апелляционный суд в Вашингтоне с просьбой пересмотреть стандарты Агентства по охране окружающей среды (ЕРА), которые призваны стимулировать продажи электромобилей. Об этом сообщает агентство Bloomberg.

Новые правила ЕРА, принятые в конце 2021 года, касаются выбросов углекислого газа легковыми автомобилями и небольшими грузовиками. Стандарты для автомобилей 2023-2026 годов выпуска требуют, чтобы к 2026 году выхлопы легковых автомобилей, внедорожников и пикапов составляли в среднем около 100 граммов углекислого газа на километр. Согласно плану Джо Байдена, это поможет США перейти на электромобили.

Тяжелая ноша. Исландия прекращает охоту на китов. Почему ей пришлось отказаться от скандальной древней традиции?

Тяжелая ноша. Исландия прекращает охоту на китов. Почему ей пришлось отказаться от скандальной древней традиции?

На передовой. Как живут люди, которые уже ощутили на себе необратимые последствия изменения климата?

Еще одно ходатайство о пересмотре стандартов ЕРА было подано совместно Институтом конкурентоспособного предпринимательства и альянсом нефтедобывающих компаний, который возглавляет миллиардер Харольд Хамм. Против правил агентства выступают также 14 американских штатов. Генеральный прокурор Техаса Кен Пакстон считает, что если эти стандарты оставить в силе, то на электрическую сеть Техаса будет оказана огромная нагрузка.

Администрация Байдена решила преобразовать и правительство в углеродно-нейтральное. Принятый ранее исполнительный приказ Байдена позволяет использовать бюджетные средства для сокращения выбросов углекислого газа правительства на 65 процентов к концу десятилетия.

В Алтайском заповеднике прошёл зимний учёт животных в местах зимовок копытных

С российской стороны делегацию возглавил И.о. Руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, американскую делегацию – руководитель Евразийского отделения Управления международных программ Службы охраны рыбных ресурсов и дикой природы США Мишель Хенйс.

Россия и США в рамках Рабочей группы проводят совместные работы и исследования в области управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), включая совместные исследования, просветительские и волонтерские программы.

На мероприятии российские специалисты ознакомили коллег из США с Программой по созданию полувольной популяции лошади Пржевальского в Оренбургском заповеднике. С целью сохранения генетического разнообразия обсужден вопрос долгосрочного сотрудничества в части обмена информацией по вопросам сохранения вида и содержания, проведению совместных научных исследований и оказанию поддержки в деле сохранения вида.

В ходе заседания Рабочей группы обсуждался вопрос борьбы с незаконной торговлей дикими животными, к расширению сотрудничества в этой сфере, а также работ, проводимых по изучению и сохранению крупных наземных млекопитающих, таких как бурый медведь, белый медведь, зубр, сайгак и др.

Рассмотрены вопросы, связанные с ботаническими исследованиями, главной целью которых было сохранение биоразнообразия и обмен фондами редких растений.

Стороны обсудили комплексные меры по изучению и сохранению птиц, в том числе выполнение двусторонней Конвенции по охране перелетных птиц и их среды обитания от 1976 г.

Российская сторона проинформировала, что в период с 1 по 5 октября 2018 г. в Сочи состоится 70-е заседание Постоянного комитета Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

По окончанию заседания стороны подписали Протокол Заседания Рабочей группы по Проблеме V.

С американской стороны приняли участие представители Посольства США, Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA), НПО Центр исследования дикого лосося.

1. Ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране в Республике Татарстан является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения государственных органов управления и населения Республики Татарстан объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности; он содержит сведения об осуществляемых на территории Республики Татарстан правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Доклад призван служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Республике Татарстан.

2. Доклад содержит результаты анализа качества природной среды, состояния природных ресурсов и крупных экологических систем, охраняемых природных территорий, тенденций их изменения под влиянием хозяйственной деятельности, техногенных аварий и природных катастроф, а также оценки остроты региональных и межгосударственных экологических проблем, мер государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды и их эффективности в условиях перехода к рыночной форме ведения хозяйства, состояния мониторинга окружающей среды, строительства и эксплуатации очистных сооружений и установок, уровня научно-технических разработок в области охраны окружающей среды, экологического образования, информационно-просветительской деятельности и общественного экологического движения, эффективности международного сотрудничества.

Доклад должен содержать рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

3. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности кадастров природных сред, мониторинга, других материалов.

4. Подготовка доклада осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан с участием Академии наук Республики Татарстан, министерств, ведомств, глав администраций городов и районов Республики Татарстан, государственных организаций, научно-исследовательских институтов, других организаций и учреждений в установленном порядке.

5. Министерства и ведомства, администрации городов и районов Республики Татарстан, предприятия, организации и учреждения, принимающие участие в подготовке доклада, несут ответственность в установленном порядке за своевременность, объективность, полноту и качество информации, представляемой в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.

6. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан как специально уполномоченный орган по подготовке и распространению доклада несет ответственность за его объективность, качество и представляет доклад в Правительство Республики Татарстан ежегодно к 1 мая.

7. Министерства и ведомства, осуществляющие государственное регулирование использования природных ресурсов, контроль и надзор за соблюдением природоохранного и санитарного законодательств, обеспечивают финансирование подведомственных организаций, привлекаемых к подготовке материалов доклада.

8. После рассмотрения и одобрения государственного доклада на расширенном заседании коллегии Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, проводимом с участием исполнителей, представителей общественных организаций, доклад вносится в Правительство Республики Татарстан для принятия по нему соответствующего решения.

9. Утвержденный Правительством Республики Татарстан доклад направляется Президенту Республики Татарстан, в Правительство Российской Федерации для включения в Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды, а также выпускается в свет отдельным изданием за счет средств госбюджета и рассылается в Академию наук Республики Татарстан, государственные органы управления, главам администраций, другим организациям и учреждениям в установленном порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: