Кадровый контроллинг и кадровое планирование доклад
Обновлено: 18.05.2024
Титульный лист
Оглавление
Введение 3
1. Теория кадрового контроллинга в системе управления персоналом организации 5
1.1. Понятие и сущность кадрового контроллинга 5
1.2. Принципы кадрового контроллинга 12
1.3. Задачи и функции кадрового контроллинга 14
2. Становление и развитие кадрового контроллинга в России и за рубежом 18
2.1. История развития кадрового контроллинга в России и за рубежом18
2.2. Современное состояние кадрового контроллинга в России и за рубежом 22
3. Проблемы кадрового контроллинга в Российской Федерации 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение
Определение эффективности и выявление результатов управления социально-экономическими системами остается одной из наименее исследованных областей науки управления. Непрерывная модернизация рыночнойэкономики ставит перед предприятиями задачу определения оптимальных параметров, способствующих их развитию как открытой, динамичной социальной системы.
В связи с этим в последние годы перед менеджерами компаний стоит сложная задача – внедрение в практику наиболее передовых и прогрессивных методов работы. К числу таких новаций относится кадровый контроллинг, который в широком смысле представляет собойсистему управления персоналом фирмы для обеспечения ее будущего длительного конкурентоспособного существования.
В настоящее время на многих предприятиях России еще нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции формирования и развития кадрового контроллинга, задействованы лишь отдельные его элементы (информация, знания, контроль, управленческий учет, профессиональный уровень исполнителей ит.п.). А это существенно тормозит внедрение кадрового контроллинга в хозяйственную практику предприятий.
Актуальность работы обусловлена тем, что для реализации этой идеи необходимо профессиональное владение научными основами контроллинга. Теоретические основы по данному вопросу необходимы для ведения осознанной и целенаправленной деятельности по внедрению контроллинга, существенной модификацияметодологии контроллинга применительно к каждой сфере его использования.
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты кадрового контроллинга.
Для достижения поставленной цели необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:
1 Изучить теоретические аспекты кадрового контроллинга, а именно:
Рассмотреть понятие и сущность кадрового контроллинга;
Изучить виды и принципы кадрового контроллинга;Выявить основные задачи и функции кадрового контроллинга;
2 Изучить историю становления и развития кадрового контроллинга в России и за рубежом;
3 Выявить проблемы кадрового контроллинга в России и обосновать пути их решения.
Объектом исследования является контроллинг.
Предметом исследования выступает кадровый контроллинг.
Практическая значимость работы заключается в том, что, выполнив обозначенныевыше задачи и достигнув поставленной нами цели, мы сможем изучить теоретические основы кадрового контроллинга для последующего их применения на практике.
Структура курсовой работы определяется логикой изложения исследуемых в ней вопросов и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Основными методами, примененными в данной работе, стали: анализ, синтез, индукция,дедукция, сравнение и описание.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы периодической печати, Интернет-источники, касающиеся проблем исследования.
1. Теория кадрового контроллинга в системе управления персоналом организации
1.1. Понятие и сущность кадрового контроллинга
Условиянеопределенности, в которые часто попадают предприятия, связанны с недостаточной или неполной информацией для разработки и принятия эффективного управленческого решения и нормального оперативного управления. Поэтому необходимо создать информационную базу или специальный инструмент управления, который позволит своевременно выявить неблагоприятные ситуации внутри предприятия, а также.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Связанные рефераты
Цель кадрового контроллинга
. Введение 1. Кадровый контроллинг и направления его совершенствования 1.1.
27 Стр. 704 Просмотры
Цель кадрового контроллинга
9 Стр. 40 Просмотры
Маматова 3691 современный кадровый контроллинг
. Современный кадровый контроллинг Выполнил: студент группы 3691 Маматова М.Ж.
контроллинг
. становления и развития контроллинга в управлении в США, Германии. Возникновение и эволюция.
4 Стр. 2 Просмотры
Контроллинг
Процесс кадрового планирования состоит из четырех основныхэтапов:
= определение воздействия организационных целей на подразделения организации;
= определение будущих потребностей (квалификация и специальности, количество);
= определение дополнительной потребности в персонале при учете имеющихся кадров организации;
= разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.
1 этап. Кадровое планирование базируется на стратегических планах организации. На основании стратегических планов организации рассматривается план человеческих ресурсов.
2 этап. Постановка кадровой проблемы: требуемое количество рабочей силы (по должностям и специальностям) и ее качество (уровень знаний, опыта, навыков) для заданной производственной программы и организационной структуры фирмы.
3 этап. Оценка кадровых ресурсов фирмы в трех направлениях:
◊оценка состояния имеющихся ресурсов (количество, качество, результативность труда, текучесть, заслуги, компетентность, загруженность и т.д.);
◊оценка внешних источников (работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся;
◊оценка потенциала указанных источников (качественные резервы развития ресурсов).
◊оценка соответствия требований и ресурсов (в настоящее время и в будущем), что корректирует количественную и качественную потребность в кадрах.
4 этап. Разработка планов действия для достижения желаемых результатов, так, чтобы реализовать необходимые корректировки.
Имеются четыре пути, как сократить общее число служащих:
истечение срока работы;
побуждение к раннему уходу в отставку;
побуждение к добровольному уходу с должности.
Кадровое планирование не может быть успешным без контроля. При этом контроль нельзя путать с надзором над людьми в организации. Контроль как функция руководства всегда направлен на конкретные задачи и является составной частью целенаправленного процесса принятия кадровых решений. Первой задачей контроля показателей является фиксация результатов кадрового планирования. За сопоставлением запланированного и полученного результатов обычно следуют анализ отклонений и разработка мероприятий по корректировке планов. Наряду с задачей информационной поддержки кадрового планирования кадровый контроль в рамках общего организационного контроля направлен на оптимизацию использования персонала в организации. Контроль дает информацию для отчетности и позволяет документировать соблюдение трудовых и социально-правовых норм. Контроль может касаться, с одной стороны, самих кадровых процессов, а с другой их результатов, тем самым возникает кадровый контроллинг, координирующий процессы планирования, контроля и информации.
К задачам кадрового контроллинга относится создание кадровой информационной системы, атакже анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы. Задачи могут состоять, например, в проверке эффективности отдельных кадровых подсистем (функций), причем особенно в контроле и анализе кадровых издержек.
В качестве целей кадрового контроллинга рассматривают:
поддержку кадрового планирования;
обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации;
повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков в кадровой работе.
К задачам кадрового контроллинга относят создание кадровой информационной системы, а также анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы.
Функцияконтроллинга состоит в координации целеполагания, планирования, контроля и информации.
В качестве целей кадрового контроллинга можно назвать: поддержку кадрового планирования; обеспечение гарантии надежности и повышения качества информации о персонале; обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации (например, управление производством и т.п.); повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы и т.д.
Кроме того, часто передается координационная функция, как между различными кадровыми подсистемами, так и по согласованию их с другими подсистемами организации. На практике для наглядности кадрового контроллинга используются детализованные перечни задач.
Кадровое планирование реализуется посредством целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.
Учебные материалы для обучающихся по специальности Менеджмент
Кадровый контроллинг и кадровое планирование
Оперативные планы отличаются детальной проработкой подробностей, они лучше поддаются контролю. Их составление возможно только на основе точной информации. Проблемой любого планирования, особенно д/срочного, является наличие пробелов, нехватка информации, неопределенность исходной ситуации. Планирование связанно с прогнозированием. Которое предсказывает, что в будущем при определенных условиях наступят определенные события. Само планирование устанавливает как надо действовать. Чтобы в будущем получить желаемые результаты. Прогноз всегда является основой для планирования. Особая трудность в том, что многие плановые показатели с трудом поддаются либо вообще не поддаются количественной оценке. Поэтому последующие изменения не могут быть точно учтены в планах. Существует еще одна проблема – координация отдельных планов. Это основано на взаимозависимости этих планов, в которых все важные плановые показатели устанавливаются одновременно. На практике согласование отдельных планов происходит последовательно в рамках общего производственного планирования. Необходимо знать. Что к/срочно все отдельные планы должны согласовываться с наиболее слабым звеном производства, исходя из которого все области планирования, одна за другой, приводится в соответствие с возможностями этого узкого места.
Кадровое планирование опирается на информацию о рабочих местах и персонале, а также широко использует обще экономическую информацию. Без контроля кадровое планирование не может быть успешным. Контроль, как функция управления, всегда направлен на конкретные задачи и является составной частью целенаправленного процесса принятия кадровых решений. Главной задачей контроля является фиксирование результатов кадрового планирования. За сопоставлением запланированного и полученного результата следует анализ отклонений и разработка мероприятий по корректировке планов. Помимо информационной поддержки кадровое планирование, кадровый контроль в рамках общего организационного контроля направлен на оптимизацию использования персонала организации. Контроль дает информацию для отчетности и позволяет документировать соблюдение трудовых и социально – правовых норм. Контроль может касаться как самих кадровых процессов, так и их результатов. Расширение традиционного понимания кадрового контроля корректирующего типа обеспечило появление кадрового контроллинга. Функция контроллинга состоит в координации, целеполагании, планировании, контроле и информации. Эта задача становится все более значимой т.к. кадровая работа становится комплексной и многосторонние взаимозависимости целей и средств требуют целенаправленного согласования. Кадровый конроллинг в отличие от традиционного контроля активно участвует в кадровом планировании.
В качестве целей кадрового контроллинга обычно рассматривают:
1. поддержку кадрового планирования;
2. обеспечение гарантий и надежности информации о персонале;
3. обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы УП, а также по отношению к другим подсистемам организации;
4. повышение гибкости в УП на основе своевременного выявления недостатков и рисков в кадровой работе.
К задачам кадрового контроллинга относится создание кадровой информационной системы, анализ имеющейся информации на предмет её значимости для кадровой службы, проверка эффективности отдельных кадровых подсистем при контроле и анализе кадровых издержек.
Кадровое планирование реализуется с использованием следующих задач кадрового контроллинга:
- Создание системы кадрового планирования и контроля (выбор метода и процедур, определение порядка проведения планирования, выявление основных требований по составлению плана и контроль за ними, выявление внешних и внутренних предпосылок плана);
- Создание кадровой информационной системы (определение потребности в информации; участие в создании системы информации о рабочих местах; участие в создании системы оценки кадров; создание информационной системы для учета внешних и внутренних изменений, имеющих значение для планирования; иерархический анализ потребности в информации; определение получателей информации; оформление содержания кадровой отчетности);
- Координация кадрового планирования (подготовка заседаний по планированию; обсуждение плана с руководителем всех функциональных подразделений; проверка соблюдения заданий, установленных кадровым планированием для всей организации; интеграция отдельных планов с другими планами организации; проведение контроля за выполнением плана; выработка мер по устранению отклонений от плана);
- Проведение исследований эффективности планов;
- Выполнение функций кадрового аудита (проверка применяемых в кадровом деле методов, моделей с точки зрения их экономической и социальной эффективности; проверка способности ответственных работников правильно использовать инструментарий кадрового управления; проведение внутренних и внешних сравнительных оценок эффективности работы с кадрами организации);
- Создание системы кадровой информации;
- Составление отчетов по кадрам.
Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.
Содержание
Введение. 3
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии. 5
1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи. 5
1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий. 6
2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии. 11
2.1. Стратегический контроллинг. 11
2.2. Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии. 20
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии. 22
Заключение. 28
Список литературы. 29
Приложение 1. 31
Приложение 2. 32
Работа содержит 1 файл
РЕФЕРАТ Контроллинг.doc
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии. . . . 5
1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи. . 5
1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий. . 6
2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии. . . 11
2.1. Стратегический контроллинг. . . 11
2.2. Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии. . . . 20
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии. . . 22
Список литературы. . . . 29
Приложение 1. . . . 31
Приложение 2. . . . 32
Актуальность темы. Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.
Интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в такие сферы, как инновационный менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.
В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.
В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.
Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.
Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.
Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.
Цель работы – рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;
2. рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;
3. в заключении подвести итоги.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (3х глав), заключения и списка литературы.
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии.
Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.
1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи.
При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.
Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.
Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:
• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
• сбором, анализом внутренней и внешней информации;
• целенаправленным управлением, координацией и контролем.
Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга производная от целей самого предприятия.
Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
• регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
• выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий.
В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.
По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:
В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.
По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.
Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:
1. Пользовательские задачи:
• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты
• планирование и контроль целей;
• стратегические планирование и контроль;
• оперативные планирование и контроль;
• координация всех частных планов;
• учет и отчетность;
• формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;
2. Организационные задачи:
• участие в принятии решений.
В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:
Рисунок 1. Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану).
Приведенная на Рис. 1. система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:
Читайте также: