К жанрам публицистического стиля речи не относится репортаж доклад ораторская речь анекдот

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Публицистический стиль

Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

обладают ярко выраженным субъективным началом;

воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица.

Для чего этот стиль нужен

Публицистический стиль речи.

Примеры №1 Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

Публицистический стиль – это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на общественное сознание, информировать широкие круги населения о важнейших событиях современности. Это стиль репортажей, очерков, интервью, рекламных объявлений, выступлений на митингах и т.д.

Одной из главных черт публицистического стиля является его эмоционально-оценочная окрашенность. В таких текстах, как правило, много эмоционально-оценочных выражений, что напрямую связано с одной из основных их функций – воздействие на адресата. Журналисты и авторы публикаций не просто информируют своих читателей, но и пытаются внушить им ту или иную оценку событий.

Все тексты публицистического стиля существуют в различных формах: письменной (в газетах и журналах) и устной (в электронных СМИ и публичных выступлениях). По своим характеристикам они относятся к книжно-письменному литературному языку (подготовленность речи, осознанный выбор языковых средств и т.п.).

Однако, в последнее время исследователи отмечают одну важную особенность современной речевой культуры: благодаря СМИ (радио и телевидению, Интернету), использующим новые средства общения (например, передачи прямого эфира, спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через телефон), создается новая разновидность устной коммуникации – устный литературный язык, который функционирует не только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступлений. Именно эта разновидность литературного языка приобретает все большее влияние на современную речевую культуру.

Основные признаки публицистического стиля речи

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Обычно выделяют три группы жанров:

- информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

- аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

- художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа "приведем пример", "рассмотрим причины" и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент "к авторитету".

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме "я", он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует "я" героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское "я", при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме "я" героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское "я" чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме "мы" со значением "я, автор, и мой читатель".

Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов общения с читателем создают большое

Публицистический стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции с целью воз­дей­ствия на слу­ша­те­лей и чита­те­лей при осве­ще­нии собы­тий общественно-политической жизни.

Узнаем, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи в рус­ском язы­ке, ука­зав его цель, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры, харак­тер­ные язы­ко­вые сред­ства, отли­ча­ю­щие его от дру­гих книж­ных сти­лей речи. Приведем при­ме­ры тек­стов пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической лите­ра­ту­ры и средств мас­со­вой инфор­ма­ции: газет, жур­на­лов, радио и телевидения.

Публицистику назы­ва­ют лето­пи­сью совре­мен­ной жиз­ни обще­ства. С этой точ­ки зре­ния мож­но утвер­ждать, что она отра­жа­ет теку­щую историю.

Публицистический стиль речи

Нет такой темы, кото­рая ни инте­ре­со­ва­ла бы жур­на­ли­стов. Публицистика обра­ще­на к зло­бо­днев­ным поли­ти­че­ским, соци­аль­ным, куль­тур­ным, фило­соф­ским, быто­вым про­бле­мам обще­ства. С этой пози­ции отме­тим, что пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи реа­ли­зу­ет­ся для выра­же­ния досто­вер­ной и исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции чита­те­лей о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жизни.

В Германии завер­ши­лись пар­ла­мент­ские выбо­ры. Как сооб­ща­ет теле­ка­нал ARD , соглас­но пред­ва­ри­тель­ным дан­ным Федеральной изби­ра­тель­ной комис­сии стра­ны по ито­гам под­счё­та дан­ных всех 299 окру­гов после под­счё­та 100% бюл­ле­те­ней во всех окру­гах побе­ду одер­жа­ла Социал-демократическая пар­тия Германии — она полу­ча­ет 25,7% голо­сов ( лидер — Олаф Шольц).

С дру­гой сто­ро­ны, этот стиль речи при­зван не толь­ко инфор­ми­ро­вать, но и воз­дей­ство­вать на свою ауди­то­рию, фор­ми­ро­вать у чита­те­лей опре­де­лен­ный взгляд на обсуж­да­е­мые собы­тия и живо­тре­пе­щу­щие вопро­сы внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та, то есть в конеч­ном ито­ге вли­ять на миро­воз­зре­ние обще­ства. Учитывая выяв­лен­ную функ­ци­о­наль­ность, опре­де­лим, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи.

Публицистический стиль — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся для инфор­ми­ро­ва­ния о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жиз­ни и созда­ния опре­де­лен­но­го мне­ния у читателей.

В свя­зи с зада­чей воз­дей­ство­вать на людей пуб­ли­ци­сти­ке при­су­щи харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • при­зыв­ность
  • яркость
  • эмо­ци­о­наль­ность

Этот функ­ци­о­наль­ный стиль речи чаще все­го оформ­ля­ет­ся в виде моно­ло­га об опи­сы­ва­е­мом явле­нии или про­бле­ме. Например, автор ста­тьи о рус­ском писа­те­ле Ф. М. Достоевском ведет дове­ри­тель­ный раз­го­вор со сво­им читателем.

Герой наших дней

Публицистический стиль

Аналитические: кор­ре­спон­ден­ция, ста­тья, рецензия.

Художественно-публицистические: зари­сов­ка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музы­каль­ные ком­по­зи­ции, направ­лен­ные на реше­ние соци­аль­ных проблем.

  • акту­аль­ность
  • опе­ра­тив­ность
  • инфор­ма­тив­ность
  • объ­ек­тив­ность
  • при­зыв­ность
  • соче­та­ние логич­но­сти с образностью
  • откры­тая оценочность
  • реклам­ность
  • ясность
  • чет­кость
  • доступ­ность
  • стан­дарт­ность
  • образ авто­ра
  • общественно-политическая лек­си­ка
  • соче­та­ние лексико-стилистической осо­бен­но­сти науч­но­го сочи­не­ния и ора­тор­ской речи
  • соче­та­ние непри­нуж­ден­ной живой раз­го­вор­ной речи и чет­кой упо­ря­до­чен­но­сти лите­ра­тур­но­го языка
  • тро­пы
  • эмоционально-экспрессивная лек­си­ка
  • афо­риз­мы
  • чужая речь

Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи исполь­зу­ет­ся для осве­ще­ния собы­тий в раз­лич­ных сфе­рах общественно-политической жиз­ни. В соот­вет­ствии с этим его жан­ро­вый диа­па­зон доста­точ­но широк. В уст­ной речи пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль исполь­зу­ет­ся в выступ­ле­ни­ях адво­ка­тов, ора­то­ров на митин­гах и собра­ни­ях, выступ­ле­ни­ях поли­ти­че­ских и обще­ствен­ных дея­те­лей по теле­ви­де­нию и радио.

Преобладающей фор­мой пуб­ли­ци­сти­ки явля­ет­ся пись­мен­ная речь, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся в жанрах:

  • пуб­ли­ци­сти­че­ская статья
  • очерк
  • замет­ка
  • интер­вью
  • репор­таж
  • эссе
  • порт­рет­ный очерк
  • путе­вые заметки
  • пам­флет
  • фелье­тон

Жанры публицистического стиля

Языковые средства публицистического стиля

Основу пуб­ли­ци­сти­ки, как и любо­го сти­ля речи, состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лек­си­ка рус­ско­го язы­ка. Вместе с тем пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль отли­ча­ют харак­тер­ные язы­ко­вые средства.

В свя­зи с осве­ще­ни­ем важ­ных или зло­бо­днев­ных собы­тий для пуб­ли­ци­сти­ки харак­тер­на общественно-политическая лек­си­ка (депу­тат, выбо­ры, пар­ла­мент, обо­ро­но­спо­соб­ность, кон­сен­сус), упо­треб­ле­ние морально-этических слов (согла­сие, состра­да­ние, мило­сер­дие, веж­ли­вость), тор­же­ствен­ных слов, фра­зео­ло­гиз­мов и рече­вых штам­пов (Отчизна, дер­жа­ва, вос­пря­нуть, пре­одо­леть, одер­жать побе­ду, сто­ять насмерть, дер­жать руку на пуль­се).

В текстах пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля для реа­ли­за­ции функ­ции воз­дей­ствия на чита­те­лей неред­ко исполь­зу­ют­ся эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные сло­ва, части­цы, меж­до­ме­тия, вос­кли­ца­ния, рито­ри­че­ские вопро­сы, побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния. В пуб­ли­ци­сти­ке часто упо­треб­ля­ют­ся повто­ры и инвер­сия.

Видеоурок

Публицистический стиль речи

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Критерии отбора новостей

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Last updated on 27.11.2021

Post navigation

Previous Post

Анализ инаугурационной речи Джона Ф. Кеннеди, краткая биография президента и факты об инаугурации

Next Post

Жанры, отличительные черты и признаки художественного стиля речи (описание и примеры)

Читайте также: