Изучение родного языка в школе доклад

Обновлено: 25.04.2024

Оценить 2164 0

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 4

Мелеузовского района и г.Мелеуз РБ

Доклад на тему:

Выступила:МОБУ СОШ №4 г.Мелеуза

башкирского языка и литературы

Нигматуллина Расиля Габдрасуловна

Мелеуз- 2015

Башкортостан-наиболее крупная по численности населения республика Российской Федерации. Республика стала родным домом для представителей более 130 национальностей. Межнациональное согласие, общественно-политическая стабильность и спокойствие – это самое дорогое, что мы сегодня имеем в Башкортостане. Задача педагогов - сохранить самое ценное для нашей республики и приумножить его. Большая роль в успешном осуществлении языковой и национальной политики по изучению и сохранению родных языков принадлежит учителям.

Без языка просто невозможно существование и развитие человеческого общества. Знакомство ребенка с малых лет с духовным наследием своего народа, изучение родного языка, истории, культуры родного края способствует росту духовно развитой личности. И мы должны ему в этом помочь. Сохранение и развитие языка становится государственной задачей.

В нашей образовательной организации обучаются 1120 учащихся, из них 181 изучает башкирский язык как родной, что составляет 100%.

В нашей школе созданы необходимые условия для полноценного изучения государственного башкирского и родных языков. Так же организовано изучение русского, татарского и в рамках кружка –родного чувашского языков. В таких полинациональных условиях разные индивидуальные качества обучающихся дополняют друг друга.

Учебно-воспитательную работу по предметам регионального компонента осуществляют 5 учителей башкирского языка, истории и культуры Башкортостана с высшим образованием. Преподавание предметов регионального компонента курирует заместитель директора по учебной работе Нигматуллина Расиля Габдрасуловна. Администрация, коллектив школы всесторонне содействуют повышению качества образования и 100 % -ного сохранения изучения родных языков.

Преподавание башкирского языка как государственного ведется по двухчасовой программе в 5 – 9 классах, в классах реализующих ФГОС - по 1 часу в неделю.

Вводимый новый стандарт- это не свод требований к знаниям по каждому предмету. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс,его результат. Изучение родного языка должно стать одним из путей социализации личности ребенка.

Огромную роль в воспитании и развитии учащихся играет уровень оснащенности кабинета методическими и техническими средствами обучения.Учебный процесс обеспечен соответствующими учебниками, художественной, методической, справочной и программной литературой. В школе имеются 3 кабинета родных языков. В них учителями собран обширный дидактический и раздаточный материал, систематизированный по темам и классам. Необходимая информация к урокам оформляется на стендах. Так же постоянно пополняются видеотека и фонд наглядных пособий.

Изучение родного языка в нашей школе начинается с бесед и встреч с родителями будущих первоклассников.Здесь поднимаются вопросы необходимости изучения языка; проблемы, с которыми могут столкнуться дети. При необходимости оказывается методическая помощь родителям. Они - частые гости на классных, школьных, городских мероприятиях. При разделе классов на подгруппы учитывается мнение и пожелания родителей. Хотелось бы подчеркнуть, что родители положительно относятся к необходимости изучения родных языков, всячески поддерживают учителей в этом благом деле.

Значительную роль в выявлении талантливых, одаренных детей играют различные конкурсы, научно-практические конференции муниципального и республиканского уровней. Основной формой выявления и развития одарённости детей является олимпиадное движение. В текущем учебном году на муниципальном уровне школу представляли 8 обучающихся, 1 из которых признан победителем, 5 человек - призером.

Публикации участников форума, посвященного Международному дню родного языка, письменности и культурыСултангареева Надира, 11класс (рук.Хабирова В енера Р афиковна ), Якшибаевой Айгуль, 7 класс (рук.Гаделева Г ульшат Г алимяновна ) вошли в республиканский сборник.

В целом, положительные результаты при обучении родным языкам, достижения и победы – это результат совместной деятельности учителей, педагогического коллектива, администрации школы, родителей и общественности, подчиненное общей цели - воспитанию всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого учащегося.

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык. Чтобы в стране, республике выросло новое поколение, каждый представитель которого сочетает в себе ум, душу, патриотический дух и прекрасно владеет минимум тремя языками – родным языком, русским и одним из иностранных.

Заканчивая выступление хочу отметить, что человек, знающий несколько языков, культуру разных народов духовно богаче, чем те, которые владеют только одним языком. Например, в загранпоездке дети воочию убедились и были приятно удивлены, что зная башкирский и татарский можно понять многие другие языки. Знание удивительных фактов из истории, культуры, литературы народа, естественное, непринужденное общение на родном языке дома способствует сохранению и развитию интереса к родному языку, позволяет без особых проблем изучать языки и в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной язык и литература - эти предметы, призванные формировать у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа.

Задача это решается путем ярких рассказов о своем селе, о своем народе, о своих героях, об уважении к старшему поколению.

Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС нового поколения. В основу обучения, в соответствии с ФГОС нового поколения, положен системно- деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на уроках родного языка предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько, а на уроках родного языка можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению относятся система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. На уроках часто организовываю групповую работу.

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:

- возрастает объем и глубина понимания материала;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

- желание вступать в контакт с окружающими;

- знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

-умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, быть в сотворчестве равных и разных.

вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

На уроках родного языка в 5 классе использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

Популярной формой инновационного обучения на уроках родного языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, формирование УУД, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества[2, С. 35]. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение. Выше названные методы часто реализую в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; составить конспект по опорным словам и т.д.

На уроки материал выбираю разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану, умения участвовать в учебном диалоге, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

- умение и убеждать, и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваю через обучение правильному пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках по лакскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи..

. Создавая проблемную ситуацию на различных видах уроков, стараюсь пробудить интерес детей к знанию. На уроках родного (лакского) языка и литературы использую современные обучающие технологии:

1) при обучении языку использую учебно-методические комплексы, стараюсь включить в активную индивидуальную учебную деятельность по овладению аудированием и чтением всех учащихся;

2) дидактическая игра занимает важное место в системе личностно-ориентированного обучения.

Дидактические игры эффективны в обеспечении успешного развития коммуникативных навыков. Игры способствуют созданию на уроке языковой среды, вносят в учебную коммуникацию фактор естественности. В игровой практике придерживаюсь определенных принципов:

1. Для имитации заданной среды, как правило, используются музыка, выставка книг, репродукции картин, перестановка в классе. Целесообразно привлекаю учащихся и к процессу изготовления дидактических игр.

2. Кроме духа соревновательности, придаю играм проблемность. Учащиеся, играя, решают важные задачи, связанные с устранением пробелов в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем литературоведческого анализа текста.

З. Учитывая разный уровень развития учащихся, предлагаю игры на выбор, нередко составляю индивидуальные планы игр.

4. После игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи каждого.

Считаю нужным донести до своих учеников слова Паустовского : «По отношению человека к своему родному языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но гражданской ценности. ИСТИННАЯЛЮБОВЬ К РОДНОЙ СТРАНЕ НЕ МЫСЛИМА БЕЗ ЛЮБВИ К СВОЕМУ ЯЗЫКУ. Чтобы добиться определенных результатов и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний использую в своей работе методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, ролевые, деловые игры. Развитие коммуникационных умений учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. В повышении эффективности образовательного процесса уделяю особое внимание развитию у обучающихся инициативы к активному добыванию знаний.

Популярной формой инновационного обучения на уроках родного языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение. Выше названные методы часто реализую в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать лингвистическую сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; начертить лингвистическую карту, составить конспект по опорным словам и т.д.

Одним из критериев оценки компетентности современного учителя является применение на уроке ИКТ, так как ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо касается сферы образования, которая готовит ученика к полноценной жизни в современном обществе. Использование ИКТ повышает интерес к урокам родного языка и литературы, объективно ведет к улучшению качества обучения, позволяя задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Информационные технологии позволяют осуществлять обучение по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект. [8, С. 121]

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видео:

2)при изложении нового материала: видеоматериалы литературным произведениям, к биографиям писателей, заочные экскурсии на родину писателей, прослушивание образцового чтения;

3) закрепление изложенного материала: тренинг - разнообразные обучающие программы, тесты;

4) система контроля и проверки: он-лайн тесты, контролирующие программы;

5)самостоятельная работа учащихся: обучающие программы, электронные словари и справочники, энциклопедии, развивающие программы, выполнение проектных работ, видеоуроки;

7) при выполнении домашнего задания: поиск информации в сети Интернет, составление презентаций.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству татарской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О преподавании родных языков в городских школах

Известно, что язык не только часть нашего культурного наследия, но и важнейшее средство общения, средство формирования и выражения мыслей, чувств, стремлений.

И поэтому изучение родного языка в городских школах приобретает особое значение сегодня, в такой сложный период в жизни нашего общества, когда растет число горожан за счет переселенцев из сел. И оно не должно быть пущено на самотек.

Одна из основных задач обучения родному языку в городских школах – развитие связной речи учащихся. Преподаватель, обучающий городских учащихся родному языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно читать, писать и говорить, т.е. хотя бы элементарно выражать свои мысли. Преподавание и изучение родного языка в городских школах преследует цель практического овладения языком. Поэтому для обучения городских школьников родному языку как второму необходима особая программа развития речи. Она должна быть построена на наблюдениях, на обогащении детей знаниями о языковой культуре своего народа, на развитии мышления и чувств ребенка, на практической и синтетической работе над языком, а не на теоретическом и аналитическом изучении языка. Это должна быть практика речи, а не теория языка.

Источниками развития речи в школьном обучении являются чтение, наблюдение над окружающей действительностью, беседы с детьми, общение дома со взрослыми, специальное обучение нормам литературного языка на уроках и т. д.

Для этого, в первую очередь, учитель должен обучить ребенка правильному произношению и правильному слушанию на основе развития речевого слуха. Он должен привить детям навыки слушания , чтения и пересказа на примере своего произношения. Обогащение же речи словами и оборотами обычно происходит в процессе наблюдений над природой, над трудом людей, общения друг с другом и бесед с учителем и т. д.

б) проводить почаще прогулки в парках, скверах или просто во дворе школы, проводить беседы об изменениях в природе, давая ответ на каждый вопрос учителя 2-3 предложениями;

в) хотя бы один раз в неделю читать детям текст из 15-20 слов, комментировать его, дать пересказать каждому из учеников;

г) на каждом уроке проводить краткую беседу по каждой из картин учебника и составлять высказывания из 3-4 предложений.

Затем необходимо выяснить, как повлияют прочитанные произведения, их пересказы, система работ по картинам и наблюдениям на развитие словаря и связной речи учащихся.

На результаты преподавания родных языков в городских школах влияют следующие составляющие учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, родной язык в городских школах изучается как второй язык, когда мышление ребенка и его речевая деятельность уже сформировались на базе русского языка.

Во-вторых, на данном этапе преподавание родного языка не ориентировано на то, что речь является средством коммуникации, средством общения.

В-третьих, сами учителя не совсем точно представляют себе, какую цель преследует изучение родного языка в городских школах, и в полной мере не владеют методикой работы в городских школах.

В-четвертых, тексты в учебниках для городских школ сложны и не совсем способствуют развитию речи, а упражнения однотипны. Например, анализируя учебник 2 кл., мы выяснили, что из 301 упражнения только 74, или 25 % от общего количества, более и менее способствуют развитию речи.

И какие выводы следует сделать из всего сказанного?

Во-первых, необходимо постоянно проводить качественные специальные курсы для повышения квалификации учителей родных языков городских школ.

Во-вторых, в корне необходимо , методику изучения родных языков в городских школах: а) усилить практическую направленность обучения языкам;

б) в учебники включить близкие по духу, понятные детям тексты;

в) на основе таких текстов, разрабатывать множество разнообразных упражнений, направленных на развитие речи как, например: перестройка предложений , текста; составление предложений, диалогов, высказываний; ответы на вопросы, беседы; наблюдения за природой , трудом людей; пересказы коротеньких текстов и т. д.

В-третьих, присутствие на уроке большого разноуровневого контингента учащихся отрицательно влияет на качество изучения языка.

В-пятых, раз и навсегда на практике покончить с дискриминацией изучения родных языков. Необходимо на уровне Министерства образования принимать меры по изменению отношения администраций школ и учителей, особенно классных руководителей , к изучению родных языков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей родного языка. Особенности преподавания.

Бавасулейманова Роза Омаровна



Учитель родного (лакского)

языка и литературы МКОУ «Кумухская

Бавасулейманова Роза Омаровна

Преподавание родного языка в школе имеет особое значение, так как родной язык является самым ярким признаком национальной принадлежности, национальной самостоятельности. Люди, особенно дети, мыслят на родном языке. Чем лучше они владеют родным языком, тем ярче, красивее и богаче выражают свои мысли в устной и письменной речи. Первоначальные сведения об окружающем мире и о человеческой деятельности дети получают посредством родного языка, на котором они общаются дома, в классе, на улице.

Поэтому первейшая задача школы- обучить детей хорошо владеть родным языком.

Подобная постановка вопроса требует пересмотра и совершенствования существующих сегодня в педагогическом арсенале учителя родного языка национальной школы методов обучения и контроля, а также разработки новых эффективных дидактических технологий и процедур.

Каково же состояние преподавания родного языка в школе?

Меняются времена, люди, мысли, меняется сама жизнь, но для учителя одно остается неизменным – каждый день, входя в класс, он видит глаза детей. Не зря говорят, что глаза – это зеркало души. И глядя им в глаза, мы , учителя, видим и понимаем, как многое зависит от того, чему мы сможем их научить, как сможем воспитать сегодня, чтобы завтра они смело шагнули в жизнь и сумели построить эту жизнь достойно.

Да, сегодняшние дети – не вчерашние ученики, они другие, они меняются. Если вчера слово учителя было неоспоримо, все, что говорил учитель принималось без сомнений, то сегодня учитель должен быть готов доказать каждое слово, суметь убедить и построить диалог с учениками. Сегодня весь процесс обучения и воспитания строится на сотрудничестве ученика и учителя. Хороший учитель не только увлечет за собой ученика, но и сам увлечется новой идеей, поиском, то есть сам постоянно учиться быть учителем.

Все это говорит о том, что учителем сегодня быть нелегко. Труд учителя – это тяжелый труд. Это постоянный труд души и сердца. Ведь каждый ученик находит место в сердце учителя, а учителю так необходимо разглядеть, распознать душу каждого ребенка. И неважно, что учитель порой строг, смотрит с укором, важно, чтоб он не был равнодушным.

И главная проблема на сегодня - это та, что нет мастерски подготовленного, компетентного специалиста. Вы не будете отрицать, если я скажу, что не во всех школах Республики работают учителями родных языков непосредственные специалисты. Во многих школах часы по родным языкам распределены между учителями лишь бы для того, чтобы увеличить нагрузку учителя до ставки. И представьте себе, каково должно быть преподавание родного языка при этом. Большая беда школы и в том, что нет конкуренции среди учителей родных языков, нет конкурсной основы приема на работу, потому что профессия учителя с каждым годом теряет свой авторитет. Доказательством этому является то, что в университетах, институтах с каждым годом уменьшается количество абитуриентов, поступающих на факультет дагестанской филологии и на филологический факультет.

Актуальной остается и то, что бедна материально-техническая база школы по родным языкам. В отличие от других дисциплин, сегодня мало издается дидактический, методический материалы. Очень мал контингент учителей, занимающихся над собой, над развитием родного языка.

Хочу вам сказать, что я, как учитель лакского языка и литературы, за короткое время, впервые в лакской филологии составила следующие учебно-методические пособия:

Я надеюсь, если каждый учитель родного языка и литературы внесет свою лепту в развитие родного языка, то никакие проблемы нам не страшны. Вместе легче преодолеть любые преграды.

Если говорить о перспективах развития родного языка, то знайте, что любое новшество в методике, в дидактике развития русского языка применимо и к родному языку. Любые технологии, которые в последнее время часто применяются на уроках русского языка, можно с легкостью применить и на уроках родного языка.

Читайте также: