Избирательное законодательство российской федерации доклад

Обновлено: 08.07.2024

Участники парламентских слушаний отметили, что законодательство Российской Федерации о выборах в целом обеспечивает достаточную правовую базу для проведения свободных демократических выборов в органы государственной власти и местного самоуправления при условии обеспечения независимости, профессионализма и ответственности в деятельности избирательных комиссий.

Заслуживают поддержки принятые в 2005–2006 годах законодательные меры, направленные на усиление защиты избирательных прав граждан, повышение роли и ответственности политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также на предотвращение влияния экстремизма в избирательных кампаниях.

Соблюдение прав и законных интересов участников избирательных кампаний требует не только профессионального, беспристрастного и ответственного исполнения избирательными комиссиями своих полномочий, но и юридически грамотного, корректного и ответственного ведения самими кандидатами и политическими партиями своих предвыборных кампаний. Правоприменительная практика выборов депутатов региональных парламентов 2006–2007 годов выявила случаи отказов некоторыми избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в регистрации списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, которые впоследствии были обжалованы в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и судах и признавались ими незаконными. В связи с этим участники парламентских слушаний полагают, что было бы обоснованным при совершенствовании федерального законодательства о выборах рассмотреть вопрос о необходимости уточнения и корректировки правовых норм с целью исключения возможности их множественного толкования.

Рекомендации

Обсудив состояние законодательства Российской Федерации о выборах, проблемы, выявленные в ходе выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2006-2007 годах, и учитывая основные положения докладов Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ряд предложений, содержащихся в выступлениях членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей политических партий и общественных объединений, специалистов в области избирательного права, принимая во внимание необходимость возвратиться к обсуждению вопросов после завершения текущих избирательных кампаний, участники парламентских слушаний считают возможным рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации при совершенствовании избирательного законодательства исходить из следующего:

1. Законодательство Российской Федерации о выборах, с учетом внесенных в 2005-2006 годах изменений и дополнений, в целом обеспечивает достаточную правовую базу для проведения свободных демократических выборов в органы государственной власти и местного самоуправления при условии обеспечения независимости, профессионализма и ответственности в деятельности избирательных комиссий.

Заслуживают поддержки принятые в 2005-2006 годах законодательные меры, направленные на усиление защиты избирательных прав граждан, повышение роли и ответственности политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также на предотвращение влияния экстремизма в избирательных кампаниях.

Также заслуживает внимания и обстоятельного анализа опыт избирательных кампаний в трех субъектах Российской Федерации, выборы депутатов парламентов которых впервые проводятся полностью по пропорциональной системе: в Республике Дагестан, городе Санкт-Петербурге и Московской области.

6. Одним из важнейших условий для поступательного развития демократических институтов в Российской Федерации является доверие граждан к избирательному процессу и результатам выборов, вследствие чего особую важность приобретают меры, направленные на повышение политической культуры граждан, развитие условий для осознанного, информированного и ответственного осуществления ими конституционного права избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления. Достижению этих целей способствовала бы выработка эффективных гарантий равных условий доступа политических партий к государственным и муниципальным средствам массовой информации, в том числе в период между выборами, и равноправного сбалансированного освещения в государственных СМИ деятельности политических партий.

8. Правоприменительная практика выборов депутатов региональных парламентов 2006-2007 годов выявила случаи отказов некоторыми избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в регистрации списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, которые впоследствии обжаловались в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и судах, и признавались ими незаконными. В связи с этим полагаем, что было бы обоснованным при совершенствовании федерального законодательства о выборах рассмотреть вопрос о необходимости уточнения и корректировки правовых норм с целью исключения возможности их множественного толкования.

9. В целях укрепления гарантий равноправного участия политических партий в выборах представляется обоснованным рассмотреть вопрос о корректировке норм федеральных законов, регулирующих заверение и регистрацию списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, в части устранения возможностей для необоснованного затягивания или отказа в заверении и регистрации списков кандидатов, в том числе рассмотреть вопрос о сокращении числа оснований отказа в заверении и регистрации списков кандидатов. В этом направлении, учитывая имевшиеся во время региональных избирательных кампаний случаи незаконного воздействия на кандидатов с целью вынуждения их снять свои кандидатуры, полагаем обоснованным исключить из числа установленных федеральным законом оснований отказа в регистрации, аннулирования и отмены регистрации списков кандидатов факт выбытия кандидатов, в результате которого число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом.

10. Исходя из необходимости укрепления правовых гарантий деятельности политических партий и обеспечения их равенства перед законом, представляется целесообразным в федеральных законах более полно и четко регламентировать порядок контроля уполномоченными государственными органами соблюдения политическими партиями законодательства Российской Федерации. При этом следует установить четкие основания и порядок признания незаконными решений соответствующих органов политических партий о выдвижении кандидатов (списков кандидатов), учитывая установленный законом запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий.

12. Полагаем целесообразным выработку законодательных мер, направленных на совершенствование порядка заключения договоров на предоставление эфирного времени между представителями избирательных объединений (кандидатами) и региональными телерадиокомпаниями, предусмотрев при этом, в частности, недопущение избыточных технических требований к предоставляемым для трансляции агитационным материалам.

13. В целях укрепления гарантий равноправного участия политических партий в избирательных кампаниях при совершенствовании федерального законодательства о выборах считаем целесообразным рассмотреть вопрос о более полной регламентации процедуры жеребьевки по размещению кратких наименований избирательных объединений в бюллетенях.

14. Следует обратить внимание на необходимость усиления правовых гарантий соблюдения законодательства при составлении повторных протоколов об итогах голосования.

16. Полагаем целесообразным принять дополнительные законодательные меры, направленные на обеспечение соблюдения судами во время избирательных кампаний установленных сроков рассмотрения дел, связанных с избирательными спорами. При этом представляется важным предусмотреть, в частности, указание предельных сроков пересылки дел из одного суда в другой, установление мер ответственности за нарушение сроков рассмотрения указанной категории дел, а также повышение мер ответственности избирательных комиссий за неисполнение и ненадлежащее исполнение решений судов.

17. Представляется важным осуществлять дальнейшее развитие механизмов общественного контроля за проведением выборов, в том числе за установлением итогов голосования. С этой целью полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении общероссийским общественным организациям, в уставе которых предусмотрено участие в осуществлении общественного контроля за проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, права направлять наблюдателей в избирательные комиссии и на избирательные участки в день голосования.

18. Заслуживает внимания предложение Федеральному Собранию после завершения федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов рассмотреть вопрос о целесообразности установления в законодательстве Российской Федерации о выборах правовых норм, позволяющих регистрировать все списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, имеющими право участвовать в соответствующих выборах, без сбора подписей и внесения избирательного залога на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

20. Проблема обеспечения представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления требует законодательного решения. Целью законодательного установления соответствующих правовых механизмов следует признать обеспечение представительства в соответствующих органах власти от территорий, на которых проживают коренные малочисленные народы.

21. Представляется обоснованным предложение Федеральному Собранию после завершения федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов и изучения правоприменительной практики региональных и федеральных выборов рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности проведения кодификации избирательного законодательства Российской Федерации и начале разработки концепции соответствующего кодекса.

13 сентября 2021

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Под избирательными правами традиционно понимается два правомочия гражданина: 1) право избирать, то есть реализовывать свою возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства через формирование его органов; 2) право быть избранным, то есть возможность выдвигать свою кандидатуру.

Учитывая федеративное устройство РФ, вопросы реализации избирательных прав гражданами могут быть разграничены по соответствующим уровням: 1) федеральный; 2) уровень субъекта РФ; 3) муниципальный уровень.

Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан (в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства). Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции РФ (ст. ст. 3, 10, 11, 12, 32 (ч. ч. 1 - 3) и др.), Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Можно выделить общие характеристики избирательного права граждан:

1. В ст. 60 Конституции РФ закреплено, что по общему правилу гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

2. Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого гражданства РФ - т.е. должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина РФ на территории иностранного государства (ч. 3.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). При этом важно подчеркнуть, что указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

3. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Под местом жительства в контексте настоящей статьи следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 ФЗ Об основных гарантиях и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II); Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области"). Также важно подчеркнуть, что пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.

4. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ и ч. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав не могут избирать граждане: 1) признанные судом недееспособными; 2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В данном номере журнала публикуются статьи, подготовленные на основе докладов, сделанных на научно-практической конференции, организованной Избирательной комиссией Иркутской области, Национальным исследовательским Иркутским государственным техническим университетом, Институтом законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского и посвященной обсуждению актуальных вопросов развития избирательной системы России.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Э.И. Девицкий, кандидат юридических наук, доцент

Большинство собеседников, с которыми встречалась ОГГ, сходилось в том, что действующее законодательство чрезмерно детализировано. Последовательно принимавшиеся поправки существенно увеличили объем избирательных законов, преобразовывая их, в сущности, в компиляцию нормативных актов и инструкций. Это дало многим причину утверждать, что действующее законодательство и инструкции являются чрезмерно сложными, в ущерб точности и ясности [1].

Еще один показатель масштаба изменений избирательного законодательства - изменение объема нормативного регулирования. По своей структуре Закон об основных гарантиях из-

бирательных прав состоит из глав, которые делятся на статьи, состоящие из пунктов. За всё время существования закона из него исключено около 40 пунктов. Новых же пунктов со значками добавилось более 110. Причем мы не говорим о новых редакциях пунктов или о внесении в них дополнений.

Всё изложенное позволяет сделать заключение, что выводы экспертов ОГГ довольно справедливы. Однако попробуем ответить на вопросы, почему избирательное законодательство так быстро меняется, является детализированным и так ли это плохо.

Публичные отрасли права, к которым относится избирательное право как подотрасль конституционного права, традиционно обладают особым правовым инструментарием для регулирования общественных отношений. Поскольку регламентации подлежат наиболее значимые для государства общественные отношения в публичной сфере, то основным методом правового регулирования в данных отраслях является императивный метод. Поэтому абсолютное большинство норм избирательного законодательства по своему содержанию либо запрещает совершение определенных действий участниками избирательного процесса, либо, наоборот, обязывает их определенные действия совершать.

Кроме того, в условиях спорности и конфликтности выборных отношений законодатель, в целях придания порядку формирования органов власти максимальной прозрачности и легитимности, вынужден формулировать нормы избирательного законодательства таким детальным образом, чтобы исключить их двойное толкование.

Указанные обстоятельства изначально предполагают стремление законодателя обеспечить высокий уровень детализации избирательного законодательства. Так, установленный главой IX Закона об основных гарантиях избирательных прав порядок голосования и подведения его итогов фактически представляет собой подробную, пошаговую инструкцию для участковых избирательных комиссий. Подобная детализация осуществлялась постепенно.

Следует отметить, что Закон об основных гарантиях избирательных прав не является рекордсменом по числу и объему вносимых изменений. Например, с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года было принято более трехсот федеральных законов о внесении в него изменений и дополнений.

Таким образом, сравнительно небольшая история развития избирательного законодательства, проиллюстрированная на примере Закона об основных гарантиях избирательных прав, свидетельствует о его постоянной детализации и, как следствие, увеличении объема правового регулирования. Представляется, что этот процесс нужно воспринимать как должное, ведь избирательное право, так же как и большинство отраслей российского права, до сих пор находится в стадии становления. Кроме того, отказываться от двадцатилетнего опыта организации и проведения выборов, аккумулированного в действующем Законе об основных гарантиях избирательных прав, вряд ли разумно.

Помимо вышеизложенного, на количество и качество изменений избирательного законодательства непосредственно влияют источники (причины) изменений. На сегодняшний день можно выделить несколько причин внесения изменений.

Прежде всего, это деятельность избирательных комиссий. ЦИК России ежегодно проводит огромную работу по обобщению практики применения избирательного законодательства на федеральных выборах, выборах в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборах. Результаты анализа этой практики трансформируются в проекты федеральных законов о внесении изменений в Закон об основных гарантиях избирательных прав.

Одним из многих таких федеральных законов является Федеральный закон от 23 июля

это не рассчитаны. У многих избирательных комиссий возникли проблемы с соблюдением установленного Законом об основных гарантиях избирательных прав трехдневного срока на заверение списков кандидатов, выдвинутых многочисленными избирательными объединениями. Возникли серьезные проблемы с организацией предоставления кандидатам и избирательным объединениям бесплатного эфирного времени, печатной площади. В связи с большим размером избирательного бюллетеня в ряде субъектов Российской Федерации обнаружилась невозможность использования комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

И З Б И Р А Т Е Л Ь Н О Е П Р А В О

В результате рассмотрения дела Конституционный Суд пришел к выводу, что сама возможность существования норм, которые предусматривают подобное ограничение пассивного избирательного права, Конституции Российской Федерации не противоречит. Однако такое ограничение должно применяться на определенный период. Бессрочный (пожизненный) запрет выдвигать свою кандидатуру на выборах допустим только при пожизненном лишении свободы. В остальных случаях применение такого запрета бессрочно превращается в отмену пассивного избирательного права, что недопустимо. Кроме того, нормы были признаны неконституционными с той точки зрения, с какой позволяют на практике ограничивать в праве быть избранными тех, кто был осужден

за тяжкие преступления, в случае когда их судимость уже снята или погашена, а сами преступления перестали признаваться тяжкими или особо тяжкими.

Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что современное избирательное законодательство во многом отражает общее состояние и тенденции развития российского законодательства в целом.

2. СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.

4. СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

5. СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4607.

6. СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3536.

7. СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2275.

8. СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 739.

9. СЗ РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В.Е. Подшивалов, кандидат юридических наук

Избирательное законодательство Российской Федерации развивается достаточно преемственно, путем эволюционных изменений, хотя и не вполне последовательно. (Возврат к ранее реализованным механизмам можно видеть на примерах института поддержки выдвижения кандидатов со списков кандидатов путем сбора подписей избирателей, установления проходного барьера для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов и других.) В иных областях правовое регулирование подготовки и проведения выборов подвергается частным изменениям, которые идут во вполне определенном направлении, а именно в направлении уточнения, развития уже существующих правовых норм.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации

(с изменениями на 30 марта 1999 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 139-ФЗ (Российская газета, N 232, 04.12.96; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5498);

Принят Государственной Думой
26 октября 1994 года

Одобрен Советом Федерации
16 ноября 1994 года

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как путем принятия Федерального закона.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления;

кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в
выборах

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления, сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Статья 6. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Глава II.
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 8. Составление списков избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 9. Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Статья 10. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Статья 11. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Читайте также: