История взаимоотношений человека и природы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одной из самых характерных черт развития человеческого общества является тесная связь человека с природой. Эти отношения проявлялись издавна и не только на уровне чисто потребительском, хозяйственном, но и в плане культурном.

Хозяйственное отношение человека к природе состояло в умении использовать ее плоды, т. е. практически в эксплуатации природных источников. С точки же зрения отношений культурных природа и ее творения всегда представляли для человека неисчерпаемый источник вдохновения и творчества. Объем и содержание этих отношений изменялись по мере развития человеческого общества. Уже на самых первых, самых примитивных ступенях развития человеческой культуры наряду со свидетельствами решения проблем материального существования можно видеть и проявление зачатков первобытного общества и его искусства, черпавшего свои сюжеты в значительной степени из области природы.

Конкретные мерила потребительской ценности сада, а, следовательно, и функциональные задачи садового пространства, также изменялись по мере развития человеческого общества.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался на исключительно развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. В летнее время их жизнь практически и днем, и ночью происходила во внутренних двориках. Потребность охлаждать и увлажнять жизненное пространство в жарких южных странах привела к тому, что уже в далеком прошлом непременной принадлежностью жилища и его окружения были каскады, бассейны и фонтаны, ставшие потом характерными чертами садов юга.

Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. Деление это было большей частью чисто механическим, как и форма симметрично расположенных зеленых участков. Поэтому в таких садах мы не чувствуем_внутренней художественной связи между отдельными элементами. Готическое понимание сада как собрание декоративных или полезных в хозяйственном отношении растений проявляется и в отношении к прилегающим помещениям и строениям. Сам по себе сад еще не создает художественную часть ансамбля, ему, пожалуй, отведена пассивная роль по сравнению с остальными компонентами окружающей среды.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. В соответствии с возникновением новых тенденций в развитии мысли, проявлением которых было стремление личности к свободе и радостям земной жизни, изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках.

Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков, и ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками. Значительно увеличиваются и территории городских садов.

Изменения во взглядах на роль садов в эпоху Возрождения связаны в основном с усилением их общественной функции: они становятся местом приема гостей, встреч и празднеств. Их красоту ищут и видят поэтому не только в отдельных садовых деталях, но и в целостной композиции. В связи с этим для художественного решения садов эпохи Возрождения, в отличие от прошлого, характерным становится стремление к созданию ансамбля, эстетическое влияние которого рассматривается как единое целое. Основным художественным критерием становится ритмичная расчлененность сада. Для этого используются аллеи, дорожки, различные строения и геометрическое расчленение площадей. В соответствии с этими тенденциями предпринимаются и первые попытки к созданию функциональной взаимосвязи дома и сада. С целью конкретного выполнения общественной функции садов строят беседки, лоджии, бассейны и т. п. Следовательно, Возрождение в рамках определенных экономических и общественных условий по-своему подготовило почву для последующего развития садоводства.

Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующим образом обработанные участки прилегающих территорий, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом, например, путем устройства аллей, тропинок и т. п. Речь, таким образом, Идет о принципе, который в определенной мере сохранился до настоящего времени. Здания составляют единое композиционное целое с садом. При всей многоликости решений взаимосвязь ансамбля зданий и окружающей среды и сегодня является обязательным условием при закладке новых садов. Здесь могут быть уместны различные варианты использования контрастов, совершенство орнаментального декорирования, формирование зеленых насаждений в виде различных геометрических фигур, использование воды в разных вариантах, а также мастерское решение террасовидных склонов и обширных зеленых площадей.

События в социально-экономической жизни общества в конце ХVIII века означали конец длительного периода Феодализма. Они проявились, помимо всего прочего, и в пересмотре взглядов на существовавшие до той поры принципы разбивки и закладки садов в стиле барокко. Общественная мысль выступает против закостеневших оков старого этикета. Особенно ярко это проявляется в учении французского философа Руссо, провозгласившего возврат к природе, что в известной степени можно рассматривать как определенное предвестие формирования нового понимания искусства садоводства и взаимосвязи человека с природой вообще.

Однако путь к этому новому пониманию красоты природы не был простым. Прежде всего он был отмечен тенденциями романтизма, что особенно в раннем его периоде сказывалось в композиционном включении в сады искусственных руин, скитов, египетских пирамид или турецких минаретов. Так, сады становятся коллекцией курьезов в ущерб благородству всей композиции.

Приближение сада к природе произошло также и благодаря знакомству с китайским искусством садоводства, прямо основывающимся на принципе свободы природы. Но и этот источник сам по себе не мог еще в полной мере удовлетворить потребностей вновь формировавшегося общества, поскольку был чересчур перегружен символикой природы. Сад, таким образом, представлял собой определенную совокупность этих символов, а не был формой выражения природы, служащей новым потребностям человека.

Читайте также: