История развития экологических правоотношений доклад

Обновлено: 19.05.2024

Развитие экологического права в России можно разбить на следующие периоды:

• с 1988 г. по современный период.

Экологические правоотношения начинают развиваться с 1917 года и в дальнейшем регулируются декретами государства. Надо отметить, что в дореволюционной России не существовало понятия земельного или водного права.

В связи с этим необходимо отметить, что развитие экологического права шло неравномерно. Быстро формировались институты земельного права, поскольку земля с экономической точки зрения являлась главным средством производства в сельском хозяйстве, а с политической – представляла собой наибольшую проблему землевладения.

Второй этап развития экологического законодательства начинается с середины 60-х и продолжается до середины 80-х годов. В этот период формируются такие отрасли права, как водное, горное, лесное и фаунистическое.

Третий этап начинается с середины 80-х и заканчивается 90-ми годами. Однако в связи с распадом СССР каждой республике пришлось заново разрабатывать и создавать свое законодательство, учитывая местные экономические и национальные особенности. Эта проблема заслуживает самостоятельного изучения.

Характеризуя период становления земельных, водных, лесных и горных отношений, следует отметить, что, начиная с 1917 по 1926 год, он был интенсивный с точки зрения накопления законодательных актов по регулированию указанных природных объектов. С 20-х по 60-е годы активно развивается союзное законодательство природоресурсного направления. С 60-х по 80-е гг. проводится кодификация союзного и республиканского законодательства, в частности, принимаются законы о земле, о недрах, о водах, о лесах, о животном мире, об атмосферном воздухе. По указанным объектам природы были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а в союзных республиках были приняты кодексы. В 80–90-е гг. была проведена попытка построить новые общественные отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Для этой цели необходимо было разработать Закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в союзном масштабе и в республиках.

В республиках издавались новые законы об использовании и охране природных ресурсов. В целом, нормативные акты 60-х годов были направлены на организацию комплексного использования и охрану природных объектов и ресурсов природы.

Кроме того, Конституция СССР 1977 года содержала несколько статей, посвященных регулированию права собственности и природопользованию. Так, ст. 11 Конституции СССР закрепляла исключительное право собствен-ности государства на природные объекты и, в первую очередь, на землю, воды, недра и леса. В свою очередь, право государственной собственности сыграло важную роль в становлении и развитии законодательства о природопользовании и охране природы. Вместе с тем, оно не могло являться абсолютной гарантией от нерационального природопользования. Институт права государственной собственности не затрагивал интересы таких природопользователей, как общество, коллектив, личность и т. д. Не было ответственного лица, отвечающего за пользование природными ресурсами.

Отмечая природоохраную деятельность государства, следует назвать статью 18 Конституции СССР, которая закрепляла принципы охраны окружающей среды в качестве одной из основных функций государства. татья 67 Конституции того времени обязывала граждан охранять богатства природы. Указанные положения получали свою реализацию в различных законодательных актах (кодексах: о земле, водах, недрах и т. д.). Конституция СССР имела статьи, посвященные выполнению обязанностей граждан в области рационального использования земли, бережного отношения к ней, повышения ее плодородия (ст. 12, 13). А статья 42 прямо говорила о закреплении права граждан на охрану здоровья. В природоохранном и природо-ресурсном законодательстве это право получает свою реализацию в мероприятиях, проводимых государственными органами по рациональному использованию и охране окружающей среды.

В регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды важная роль принадлежала исполнительным органам. Таковым был Совет министров СССР. Ему принадлежали функции специального управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В частности, Совет министров СССР разрабатывал и осуществлял комп-лекс мер по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Для комплексного контроля за использованием ресурсов и охраной окружающей среды в 1988 году был создан Государственный комитет СССР по охране окружающей среды. В этот период большое внимание уделялось планированию природопользования и охране природы.

Аналогичными правовыми актами были Основы законодательства СССР и союзных республик о недрах, Основы лесного законодательства СССР и союзных республик, по которым все недра и леса объявлялись исключительной государственной собственностью, т. е. достоянием народа. Отсюда и принципы целевого, планового, комплексного использования и охраны недр и лесов в масштабах всей страны. В 80-е годы были приняты: Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира, которыми завершается кодификация законодательства об отдельных объектах природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что все основные законодательные акты исходили из принципа комплексного использования природных ресурсов. Кроме того, в них определялись виды природопользования, порядок и условия пользования, определялись цели и задачи хозяйственного использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. В случае нарушения этих принципов лица привлекались к ответственности и наказывались, вплоть до прекращения пользования теми или иными природными ресурсами.

Характерными чертами управления природопользования и охраны окружающей среды были следующие:

а) поресурсовый подход в отношении каждого природного объекта (рациональное использование и охрана природных ресурсов);

б) сочетание в рамках одного государственного органа функций хозяйственной эксплуатации природного ресурса и государственного контроля за соблюдением нормативных требований по его охране.

Понятно, что такое соединение в одном государственном органе функций природопользования и контроля было неоправданным. При таком подходе приоритет получало то ведомство, которое осуществляло эксплуатацию природных ресурсов.

Таким образом, анализ основных законов советского периода позволяет сделать вывод о том, что законодательство об охране окружающей природной среды и использовании природных ресурсов, хотя и устанавливало основные требования к его субъектам, но, вместе с тем не способствовало развитию и укреплению основ природопользования и охраны окружаю-щей среды.

Современный этап развития экологических отношений в России начинается с принятием Конституции РФ 1993 г., тогда и возникает новый этап формирования законодательства об охране природы и природопользовании. В ст. 9 Конституции закреплено право собственности на землю в основном в трех формах: частной, государственной и муниципальной и иных форм собственности. Кроме того, в Конституции провозглашено право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Немаловажным является вопрос о разграничении государственной собственности на землю и иных природных ресурсов между субъектами права – Российской Федерацией и субъектами Федерации.

В связи с этим субъекты Федерации принимают законы, регулирующие соответствующие природоресурсные и природоохранные отношения на своей территории. Однако это не означает, что субъект Федерации определяет реализацию всех правомочий по использованию природного объекта, поскольку Федерация определяет природные объекты, которые могут находиться в ведении субъекта Федерации.

К примеру, находящийся в частной собственности земельный участок может быть использован в качестве федеральной экологической программы. Решение этого вопроса предполагает оптимальной мерой соотношения компетенции центра и субъектов РФ. В настоящее время спорные вопросы по природопользованию и охраны окружающей среды должны решаться по взаимной договоренности.

Однако, принятые в последние годы законодательные акты в области регулирования экологических отношений, зачастую носят декларативный характер, а не конкретный. Давая оценку конституционным положениям, закрепляющих право государственной собственности на природные ресурсы, на наш взгляд, они по существу дают возможность злоупотребления субъектам Федерации своими полномочиями и пренебрежения к федеральным законам. Многие из них нарушают законы о природопользовании, целостность экологического пространства по использованию природных ресурсов Российской Федерации. В самой Конституции РФ имеются недостатки по формированию некоторых ее положений.

Россия, опираясь на международный опыт, придерживаясь международных документов (в частности, принятого в г. Рио-де-Жанейро в 1992 г.) и войдя в третье тысячелетие, должна разработать концепцию перехода на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природоресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.

Важным вопросом в решении экономических проблем в России является экологическая безопасность.

Правовую основу экологической безопасности государству определили и поставили конкретные задачи на заседании Совета по развитию гражданского общества и прав человека (2012 г.), 2013 г. – Год охраны окружающей среды. 2017 – объявлен Годом экологии[14].

Кроме того, в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию обращается внимание вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, а также обеспечению экологической безопасности.

В частности, уделяется внимание стратегическим целям обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов и обеспечения качества охраны окружающей среды для жизнедеятельности человека, и устойчивого развития экономики.

Экологическая безопасность страны непосредственно связана с понятием устойчивого развития государства и в целом общества.

В Нью-Йорке на конференции в 2015 году были приняты документы определяющие преобразования мира в области устойчивого развития для всех стран до 2030 г.[16]

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию определяется целями и задачами внутренней и внешней политики государства, вытекающих из Конституции РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Основными положениями содержания документов конференции являются повышение благосостояния людей и обеспечение социальной справедливости, снижая риски для окружающей среды и деградации[18].

При этом подчеркивалось, что для зеленой экономики должна быть низкая углеродность, т. е. использование в энергетике угля, мазута и других продуктов переработки углеводородного сырья.

Неуклонно развивая техническую мощь, человек превысил все нормы своего житейского бытия, настолько велико, что экономический рост и развитие отраслей хозяйства достигли своего апогея, в результате чего некоторые регионы истощены и превратились в пустующие объекты природы.

Уничтожаются леса с такой скоростью, что через несколько десятков лет на этих местах образуется пустыня. Аналогичные процессы происходят и с животным миром, и недрами.

Закрепленная в законодательстве частная собственность на землю, воды привела к произволу и безнаказанности предпринимателей, использующие природные ресурсы, нарушая природоохранное законодательство.

Серьёзные проблемы, возникшие с движением автомобильного транспорта в городах, которые загрязняют окружающую среду от 30 % до 40 %, осуществляя выбросы окиси углерода. Таким образом, выполняя основные принципы устойчивого развития в России и осуществляя Стратегию в области охраны окружающей среды, должны учитываться все аспекты природопользования и природоохраны на всех этапах обязательного исполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления основных положений этого документа. Здесь важно сохранять баланс между развитием экономики и состоянием экологии. Следует подчеркнуть, что Стратегия определяется и устанавливается целями повышения уровня и качества жизни населения на основе прогрессивных технологий, сохраняя определенный потенциал природных ресурсов и объектов окружающей среды для будущих поколений.

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Данная отрасль молода, в отличие от иных фундаментальных отраслей например таких как гражданское право, и от большинства производных отраслей например банковского права.

Экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине 20 века. Это произошло в связи с обострившейся социально-экономической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т.д. В 50-е годы человечество столкнулось с проявлением региональных и глобальных кризисов и начало осознавать необходимость разработки новых концепций, более того, нового экологического мировоззрения, частью которого является право.

Конечно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты существовали издавна, регулировались разные стороны некоторых опасных видов деятельности. Но в целом экологические правовые идеи и отражающие их предписания были разрозненными. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Формирование экологического права и на международном и национальном уровнях было в основном завершено в 80-е годы прошлого века.

В отечественной литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному – российскому. Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства.

1.Экологическое право до 1917 года

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охраняли специальные сторожа.

В том же XVII веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. В частности, Петр I издавал указы в которых запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными.

В начале XX в. в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или министерства просвещения.

В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы.

2. Экологическое право в советский период

Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то они находились в исключительной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это значило, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Как таковое, кодификационное природоресурсное законодательство сложилось в основном в период с 1970 по 1982 г. Оно включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Тем не менее в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Центральное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем отрывочно, в общем виде. Это объясняется в некоторой степени тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг., во время его разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. Тогда, не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Вместе с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело надобность обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Данное постановление давало ряд значительных директив.

Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

На современном этапе развития российского общества реализацию получают новые подходы к развитию права окружающей среды. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды главным образом в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые удостоверяют начало нового этапа в его развитии.

На нынешнем этапе экологическое право развивается с учетом следующих основных факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, в котором много пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Главнейшим принципом формирования экологического законодательства на нынешнем этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

Экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В 19 веке возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В начале 20 века обсуждается вопрос о создании специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об охране природы. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить многие устаревшие акты, например законодательство о недрах и др. Экологическое законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность РФ: начиная с 1995 г. Только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы – об экологической экспертизе, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. Обсуждается вопрос о систематизации экологического законодательства.

Целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
1. Проследить историю формирования экологического права
2. Описать общие характеристики и дать определение экологическому праву

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. История формирования экологического права в России….4
1.1 История возникновения и развития экологического права…….8
1.2 Этапы развития экологического законодательства……………14
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы……..…………………………17

Прикрепленные файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.doc

Филиал Российского государственного социального университета

Студент 3 курса группы ДЭиП-1-11

Белов Алексей Анатольевич

Чебоксары 2013
СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. История формирования экологического права в России….4

    1. История возникновения и развития экологического права…….8

    1.2 Этапы развития экологического законодательства……………14

    Список использованной литературы……..…………………………17

    Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранен ия и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

    Экологическое право занимает немаловажное место среди остальных отраслей права.

    Большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.

    Актуальность темы: Всестороннее познание и системное изучение экологического права имеет важное практическое значение, так как это позволяет создать базу для дальнейшего эффективного реформирования экологического законодательства.

    Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России.

    Указанная цель обусловила решение следующих задач:

    1. Проследить историю формирования экологического права

    2. Описать общие характеристики и дать определение экологическому праву

    История формирования экологического права в России

    Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:

    - возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права

    - развитие экологического права в рамках природоресурсов ых отраслей

    - современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей

    Первый этап охватывал 1917-1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные).

    Второй – с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира).

    Третий период с 1988, в котом коллективно признано наличие экологического права как правовой общности, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.

    Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:

    1917-1922 гг. – возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов

    1922-1957 гг. – активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления

    1957-1963 гг. – принятие во всех республиках СССР законов об охране природы – новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.

    1985-1990 гг. – попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках

    1990 г. – до настоящего времени.

    Из всего блока природоресурсно го законодательства, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер.

    Существует и мнение о том, что земельное право является подотраслью экологического права. Иные природоресурсные отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права.

    В комментариях к Лесному кодексу под ред. С.А. Боголюбова отмечается, что усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в. Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство.

    В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона – Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

    В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета – курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

    В качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично – от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития. Решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис и во-вторых, государственная экологическая политика.

    Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. Только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо, в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.

    1.1 История возникновения и развития экологического права

    Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне применяли разумное природопользование, основываясь на различных суевериях, народных приметах, хотя и не было никаких специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию природоохранных отношений.

    Существовавшие веками приметы, правила, традиции, которые передавали из поколения в поколенье, обычно строго соблюдались. Так, нельзя было собирать кедровые и лесные орехи, разного рода ягоды (землянику, чернику, бруснику, клюкву и т.п.), мед от диких пчел (бортничество), сеять и убирать урожай, косить травы ранее определенного времени. Например, в подмосковных селениях полагали, что земляника начинает поспевать с 29 июня (9 июля нового стиля). Тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором. По замечаниям поселян, 29 мая (11 июня нового стиля) на день св. Федосия начинает рожь колоситься и т.д.

    Наши деды и прадеды, до появления агрономических лунных календарей хорошо знали влияние Луны на земные процессы.


    В шпаргалке даны краткие ответы на вопросы предъявляемые на экзаменах в высших учебных заведениях; характеристика правовых актов касающихся отрасли экологического права.

    Оглавление

    • 1. Понятие экологического права
    • 2. Предмет и метод правового регулирования
    • 3. История правового регулирования экологических отношений
    • 4. Система экологического права
    • 5. Специфические черты экологического права
    • 6. Принципы охраны окружающей среды

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    3. История правового регулирования экологических отношений

    Экологические правоотношения — общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, которые возникают в результате взаимодействия человека и природы.

    Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. В то время охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности и интересов государства. Например, в 1016 г. в Русской правде предусматривался штраф за уничтожение или повреждение дупла, наполненного сотами с медом. За кражу бобра предусматривался такой же штраф, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду рассматривалась как кража имущества.

    Особое отношение к охране лесных ресурсов появилось и по военным соображениям. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек.

    Строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте.

    В советский период (вплоть до 1970 г.) регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В 1917 г. была проведена сплошная национализация земли вместе со всеми природными ресурсами. При регулировании охраны природы учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов. Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов в 1972 г. была признана одной из важнейших государственных задач.

    Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических правоотношений.

    В условиях рынка появляются некоторые новые явления: введение многообразия форм собственности на природные ресурсы, банкротства и ликвидации предприятий и иных объектов.

    В развитии экологического права можно выделить три этапа.

    Первый этап (1917 – 1968 гг.) – возникновение и развитие экологического права в рамках земельного права. На этом этапе превалировал природоресурсный подход: регулирование отношений природопользования и охраны природной среды осуществлялось в отношении отдельных природных объектов (ресурсов). В начале 1920-х годах были приняты следующие нормативные акты:

    · Земельный кодекс РСФСР (1922 г.);

    · Лесной кодекс РСФСР (1923 г.);

    · Положение ВЦИК РСФСР о недрах земли и разработке их (1923 г.);

    В этих актах главным образом внимание было направлено на упорядочение хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов. При этом под защиту закона брались лишь экономически значимые природные объекты.

    Что касается охраны природы от загрязнения, то в этот период она в основном рассматривалась как санитарная, т.е. чистота природной среды оценивалась с точки зрения ее безопасности для здоровья человека. Это проявлялось, прежде всего, в развитии системы санитарных нормативов качества вод, воздуха, почвы.

    Процесс накопления правовых актов об отдельных природных ресурсах, конкретизирующих их правовой статус, привел к дифференциации земельного права, к отделению от него (относительно) самостоятельных отраслей лесного, горного, водного права. Это положение законодательно было закреплено в принятых в 1968 г. Основах земельного законодательства СССР, установивших, что лесные, горные и водные отношения регулируются специальным законодательством. С этого момента начинается второй этап в развитии экологического права – в рамках природоресурсового права (1968 – 1990 гг.).

    В этот период законодательство о природных ресурсах кодифицируется. В 1970-х – начале 1980-х годах вслед за Основами земельного законодательства принимаются:

    · Основы водного законодательства (1970 г.);

    · Основы законодательства о недрах (1975 г.);

    · Основы лесного законодательства (1977 г.);

    · закон об охране и использовании животного мира (1980 г.);

    · закон об охране атмосферного воздуха (1980 г.);

    · соответствующие республиканские кодексы и законы.

    Основное внимание в этих законах (за исключением закона об охране атмосферного воздуха) по-прежнему продолжает уделяться вопросам использования природных ресурсов, а охрана сводится к обеспечению их рационального использования и воспроизводства.

    Вместе с тем в этот период начинает осознаваться, что при поресурсовом подходе невозможно учесть экологические взаимосвязи, существующие между отдельными элементами природы, необходим комплексный подход, в рамках которого природа рассматривается как единое целое.


    Этот подход был намечен в основном в подзаконных актах. Так, в 1972 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об усилении

    1) образование специального надведомственного органа в области экологического управления – Государственного комитета СССР по охране природы;

    2) введение платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

    3) введение экологической экспертизы;

    4) разработку проекта закона СССР об охране природы.

    Эти директивы предстояло выполнить уже в новых экономических условиях.

    Третий – современный – этап в развитии экологического права характеризуется следующим. Прежде всего, происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты. Земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Переход к рыночным отношениям в экономике затрагивает и природоресурсную сферу:

    · распределительную систему заменяет лицензионно-договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов;

    · устанавливается принцип платности природопользования;

    · происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов.

    Все эти изменения получают свое закрепление в новых природоресурсных законах:

    · Водном кодексе РФ (1995 г.);

    · Лесном кодексе РФ (1997 г.);

    Срочно?
    Закажи у профессионала, через форму заявки
    8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

    Читайте также: