История одной военной фотографии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Военные фотографии. Порой за ними стоят яркие и удивительные истории. Вот лишь некоторые из них

Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один их самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине.

Заретушированные часы

Самым ярким представителем советского военного фоторепортажа, безусловно, является Евгений Халдей, фотокорреспондент ТАСС. Со своей камерой Leica он прошел всю войну от Мурманска до Берлина.

По рассказам самого автора, ранним утром 2 мая 1945 года он шел по центру Берлина в направлении Рейхстага. Тремя часами раньше объявили о капитуляции, однако отдельные бои еще продолжались. У Евгения Халдея были с собой фотоаппарат и то самое советское знамя в рюкзаке.

Как бы там ни было, снимок стал иконой ХХ века, картиной, которая в коллективной памяти немцев и русских одновременно представляет собой поражение нацистской Германии и победу Красной армии.

Обычный танк с необычной надписью. Кто же такая Зина Туснолобова, за которую воевали танкисты?

Зина Туснолобова-Марченко была санитаркой. Окончив школу медсестер, в июле 42-го она добровольцем ушла на фронт. Необстрелянная санитарка попала на Воронежский фронт, в самое пекло войны. Только в первых двух боях Зина вынесла из-под огня по узкому коридору 40 раненых солдат и офицеров.

Всего же за восемь месяцев кровопролитных боев Зинаида Туснолобова вынесла с поля боя 128 раненых бойцов. А потом сама оказалась на больничной койке. Во время одного из боев осколками снарядов ей перебило обе ноги. Зина осталась лежать на снегу… На вторые сутки на нее наткнулись советские разведчики, возвращавшиеся с боевого задания. Медсестру невозможно было узнать. Снег вокруг Зины был красным от крови, кожа на лице висела рваными клочьями. Финским ножом ее вырубили из снежно-ледяного панциря.

В полковом медсанбате, увидев почерневшие руки и ноги медсестры, определили, что началась гангрена. Борясь за жизнь девушки, врачи сделали ей восемь сложнейших операций. Многие месяцы она балансировала на грани жизни и смерти, но в итоге Зинаида выжила.


Несмотря на ампутированные ноги и руки, Зинаида не превратилась в беспомощного инвалида. С помощью протезов она научилась ходить, с помощью специальной насадки – писать, стряпать, топить печь, штопать. Она даже стала мамой – родила сына и дочь.

Еще через восемь лет, осенью 65-го, Международный комитет Красного Креста наградил ее медалью Флоренс Найтингейл, учрежденной в честь английской сестры милосердия.

В атаку!

Войска Сталинградского, Воронежского и Южного фронтов проводили Воронежеско- Ворошиловградскую оборонительную операцию. Враг рвался к городу Ворошиловграду с целью быстрого выхода в южные районы Донбасса, в тыл войскам Южного фронта. Бои носили исключительно ожесточенный характер. Преимущество в танках и артиллерии было на стороне немцев.

На ворошиловградском направлении оборону держал 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии. В этой части, в боевых порядках рот и батальонов, находился фронтовой корреспондент Макс Альперт.

12 июля 1942 года на дальних подступах к городу Ворошиловграду развернулись тяжелейшие, кровопролитные бои как раз в полосе обороны 4-й стрелковой дивизии. Альперт был в стрелковой роте, которая контратаковала немцев на своем участке. В ходе боя командира тяжело ранило, и командование ротой взял на себя политрук. Он поднял бойцов в атаку. Этот момент запечатлел корреспондент. Но случилось непредвиденное — осколок от разорвавшегося снаряда разбил объектив фотоаппарата. К счастью, Макс Альперт остался цел и невредим. Однако в ходе боя он не успел записать фамилию офицера, поднимавшего бойцов в атаку. Корреспонденту по цепи передали, что комбат погиб в ходе этого боя

Родом из моряцкого племени

Анатолий Голимбиевский прожил до 80 лет, заражая всех вокруг своим жизнелюбием. Его золотые руки нашли применение в институте метрологии, где он всю жизнь проработал ведущим инженером и изготовил тысячи механизмов, приборов и приспособлений. По городу и на дачу ездил сам на автомобиле, который переделал на ручное управление.

– Я горжусь, что родом из моряцкого племени! – говорил он.

Снимок, на котором курсанты Нахимовского училища во главе с офицером отдают честь ветерану Голимбиевскому, был сделан в 1989 году на набережной в Ленинграде фотографом Иваном Куртовым.

Использование материала возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт " СССР. Под знаком качества ") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова.

Годы Великой Отечественной войны не должны уйти в забвение. Никогда! Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в памяти тех, кто еще помнит грозовые сороковые, кто знает о них по рассказам очевидцев. Память – это то, что объединяет разных людей разных поколений, соединяет прошлое с настоящим и будущим. Мы, молодежь, должны уважать нашу историю, наше прошлое, каким оно горьким не было. Мы обязаны чтить память о тех, кто отдал свои жизни для того, чтобы мы сейчас были свободны и могли любоваться чистым небом. Ради их памяти. Ради нас самих. Такой ниточкой между прошлым, настоящим и будущим являются фотоснимки военных лет.

Вглядываясь пожелтевшие любительские фотографии, видишь молодые, задорные лица, участливые глаза тех, кто прожил, может, и короткую, но большую жизнь, многое вынес, прошел через испытания, через смерть близких и остался жить. Соприкасаясь с историей из далекого для нас военного прошлого, понимаешь, как рано взрослели мальчики, и становились мужчинами, воинами, способными защитить свое Отечество, а если понадобится - отдать жизнь.

У меня в руках пожелтевшая фотография с молодыми, красивыми лицами солдат. Одно из них я знаю, это мой прадедушка Паша – Шахмамедов Павел Ширмамедович. Он родился и вырос в Сталинградской области. В 1942г. 10 июля его, 18 – летнего, призвали в армию, вернее, на фронт под Сталинград, в 125-й минометный полк. Попал в самое пекло.

19 ноября 1942г. началось легендарное наступление, решившее исход войны. Минометный расчет П. Ш. Шахмамедова в битве под Сталинградом с честью выдержал испытание. Недаром были они в числе передовой части резерва Главного командования в составе 51-й армии.

Военные дороги моего прадедушки были еще долгими до Победы. Участвовал в освобождении Ростова, форсировал Дон. В 1944 г. штурмовал Турецкий вал под Красным Перекопом. При форсировании Сиваша Павла ранило в левую ногу. После госпиталя – снова в бой: в 1-ю гвардейскую армию генерала-майора Никитина командиром минометного расчета 10-го гвардейского батальона. В начале ноября 1944г. часть, где воевал Шахмамедов, соединилась с югославскими партизанами. Освобождали Югославию. Так появилась эта фотография. В верхнем ряду югославские партизаны Савва Секулич и Васа Шашиначки. В нижнем ряду слева направо бойцы Красной Армии С. Коновалов из Астрахани. П. Шахмамедов, Заворошкин из Горького, Бурлаков из Саратова.

Осенью 1944г. советская армия вступила на венгерскую землю. Здесь П. Шахмамедов участвовал в последнем для него бою на северо-западе села Фюле, недалеко от озера Балатон. 16 января 1945г. при массированном контрнаступлении немцев он был трижды ранен. Ранение было тяжелым: в грудь, ключицу и руку. Пуля прошла навылет в 2,5 сантиметрах от сердца. После госпиталя на чужой земле он был перенаправлен на лечение в Сочи, в советский тыл.

В майские дни 45-го в Сочи шумела весна, щедро светило солнце, все цвело. Сама природа радовалась грядущей победе. Только не спалось в госпитале солдатам. Прислушивались к сводкам Совинформбюро. В Берлине еще шли бои. В ночь на 9 мая официально было объявлено о Победе. Бойцы, пережившие смерти, потери, горе, плакали от счастья. Война закончена. Всеобщее ликование, радость и боль утрат. Нет снами сегодня прадедушки, участника Великов Отечественной войны Павла Шахмамедова. А старая фотография продолжает жить, напоминает о прошедшей войне нам, молодым, о геройском подвиге Советского Солдата.

Кикишвили Анастасия Александровна

Рамка для фотографии. Мастер-класс

Рамка для фотографии. Мастер-класс Рамка для фотографий - очень нужный элемент украшения домашнего интерьера. В магазине их великое множество. Можно купить, но тогда не.

Родители и воспитатели: два берега одной реки 1. Цель: установить эффективное и целенаправленное взаимодействие с родителями. Задачи: • создать условия для эффективного взаимодействия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Поречская средняя общеобразовательная школа

ученица 5 класса МОУ Поречская СОШ Костыгина Анастасия

руководитель: Кутинская Ольга Владимировна,

учитель географии, руководитель ДО СЮТур г. Ростов

Поречье — Рыбное, 2017 год

Тема данной исследовательской работы является актуальной в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается история страны, принижаются достижения наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой во всем мире.

Проблема: О чём может рассказать фотография из семейного альбома?
Объект исследования: старые семейные фотографии и письма.
Цель: изучить и систематизировать информацию семейного альбома.

Задачи: 1. Поиск информации из различных источников: интернета, фото и письменных источников.
2. Провести опрос среди членов семьи по теме исследования.

Гипотеза: Предположим, что фотография из семейного альбома может рассказать о истории Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
1. Просмотр и анализ материалов.
2. Беседа с родственниками, опрос.

Этапы исследования:
а/ Изучение источников информации имеющих отношение к исследуемой проблеме.
б/Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.
в/Описание фотографий и писем.

Ценностью данной работы является то, что в ней удалось собрать малоизвестные факты из прошлого нашей семьи периода Великой Отечественной войны.

Я часто листаю у прабабушки старые семейные альбомы, в них очень много старых, пожелтевших от времени фотографий. Прабабушка очень бережно относится к каждой их них. Особенно она дорожит фотографиями своих родителей. Вместе ее папа и мама только на нескольких фотографиях, в основном ее мама одна, либо с ней маленькой, а папа везде в военной форме. Мне всегда очень интересно беседовать с прабабушкой, вот я и завела с ней разговор о фотографиях из ее детства.

Легенда фотографий.

Мне в руки попали фотографии прабабушки Любы, где она совсем еще маленькая. На одной фотографии она одна, а на второй со своей мамой. Прабабушка Люба мне сказала, что история этих фотографий очень печальная. Эти фотографии были на войне, у ее папы, которого она никогда не видела, потому что родилась только через полтора месяца, после того как отец ушел на фронт. Эти фотографии всегда были с ним. А домой с фронта они попали вместе с похоронкой. На одной из фотографий запеклась кровь, после ранения папы. От старости фотографии кровь сейчас не красная, а коричневая. Прабабушка помнит, что она была красной.

Так началось мое исследование.

Моя прабабушка- Карелина (Чиркова ) Любовь Никитична, родилась 15 августа 1941 года.

Ее мама — Чиркова (Задорина) Александра Дмитриевна, 1920 г.р.

Папа — Чирков Никита Петрович, 1911 г.р. ( Приложение 1)

Прабабушка мне рассказала, что придя весной 1940 года с Финской войны ее родители расписались в селе Львы, Ростовского района, а в июне 1941 года отец ушел на фронт, началась Великая Отечественная война. Воевал в 41-ом танковом батальоне. В течение всего времени, что Никита Петрович был жив, они постоянно переписывались с женой, Александрой Дмитриевной.

Описание фотографий.

Первая фотография. ( Приложение 2)

На фото изображена девочка, она сидит, на ней одето белое платье, волосы короткие.

Вторая фотография. ( Приложение 3)

На фото изображена женщина с девочкой. Женщина сидит. Волосы аккуратно заплетены в две косы. Одета в клетчатое платье, поверх него кофта в полоску на пуговицах. На шее — бусы. Девочка стоит рядом с правой стороны от женщины. Одета в платье с цветочным рисунком. Волосы короткие.

Фотография сделана на черно- белой, глянцевой бумаге. Размер 9 см на 12 см.

Сохранность фотографии удовлетворительная. Она помята, сверху по правому разорвана. Верхний левый угол отрезан. В центре фотографии дырка.

Описание письма. ( Приложение 4)

Письмо написано на тетрадном листке в линейку, простым карандашом. Размер листа- 14 см на 19 см. Письмо пожелтело от времени. Сильно помято и разорвано на четыре части. На второй странице письма синим цветом шариковой ручкой начеркано. Письмо читабельно.

Письмо написано 30 мая 1942 года. Данное письмо — это переписка супругов Александры Дмитриевны и Никиты Петровича Чирковых.

Он был механик — водитель Т- 70. Похоронен в братской могиле Орловской области,в деревне Ягодная. ( Приложение 6 )

С 2012 года в день Победы, 9 мая моя прабабушка Люба ездит в Орловскую область на могилу своего отца. В прошлом году сделали фотографию и теперь на братской могиле есть и его фотография. В этом году на день Победы моя прабабушка планирует взять меня с собой. Я очень надеюсь, что эта поездка состоится. ( Приложение 7)

Исследуя данную фотографию я поняла то, что мы очень мало знаем о истории своей семьи, их жизни и судьбе. Не задумываясь выкидываем старые вещи, а по истечении времени жалеем об этом , потому что это история семьи, в каждой фотографии, в каждой строчке старого письма или открытки скрыта радость и боль отдельных людей. Моя прабабушка бережно хранит историю своей семьи, а значит и историю нашей страны, пусть всего крупинку. Я решила, что данное мое исследование — это только начало пути. Эта работа перерастет, и я постараюсь, в исследование моего генеалогического древа.

Выводы по работе:

Цели и задачи исследования выполнены. Проведена систематизация источников информации. Сопоставлены фотографии и фронтовые письма семейного архива. Извлечено максимум информации о людях, запечатленных на фотографиях.

Гост

ГОСТ

Военная фотография – это снимки, сделанные на войне. Иногда к жанру военной фотографии относят снимки, созданные на тему войны.

Фотожурналистика времен Великой Отечественной войны

Практически все известные фотографии времен Великой Отечественной войны, которые есть в энциклопедиях, учебниках, фотоальбомах являются продукцией СМИ тех лет.

У военной фотографии времен Великой Отечественной войны две основные функции. Во-первых, она обличает все зверства фашистов, выполняет роль важного документа, наиболее убедительного свидетельства и одновременно обвинительного акта против оккупантов. В дальнейшем военная фотография стала главным доказательством в судебных процессах над военными преступниками.

Во-вторыхфотография звала в бой, призывала встать на защиту Родины.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно благодаря фотокорреспондентам известно, как выглядел первый день той ужасной войны, и как – последний.

Советские фотокорреспонденты принимали участие в боях с тех же позиций, что и те, кто сражался с оружием в руках. Советская военная фотография прославляла одного героя – народ, который на своих плечах вынес тяжелое бремя войны.

Большой вклад в общее дело внесли фотокорреспонденты Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт, Марк Редькин, Александр Узлян, Эммануил Евзерихин, Яков Халип, Аркадий Шайхет, Александр Устинов и другие.

У каждого была своя фронтовая судьба и своя главная военная тема.

Фотографии Е. Халдея и М. Альперта

Е. А. Халдей дожил до 1997 года. Все послевоенные годы к нему обращались многочисленные агентства и издания – как отечественные, так и зарубежные – с просьбой отдать фотографии. За уникальный военный архив иностранцы предлагали Е. Халдею огромные деньги. Но фотокорреспондент их никому не продал, считая, что эти снимки принадлежат только России.

Работа Аркадия Шайхета в период войны

Аркадий Шайхет войну прошел в должности военного фотокорреспондента. Снимки Шайхета печатались крупнейших советских изданиях. Большая часть работ фотокорреспондента того периода основывалась на съемке крупным планом ключевого объекта сюжета. Это могла быть испуганная женщина, солдат на отдыхе, радостный от встречи с отцом ребенок и другие участники тех страшных событий.

Рисунок 3. Работа Аркадия Шайхета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Аркадий Шайхет воевал наравне с солдатами. Фотокорреспондента представили в высокой награде – ордену Красного Знамени. Во время окончания войны А. Шайхет находился в Германии, а летом 1945 года он вернулся на Родину.

На сегодняшний день фотографии времен ВОВ продолжает печататься в СМИ и успешно конкурирует с современной фотожурналистикой. Снимки тех лет стали символами ушедшей эпохи и свидетелями героизма народа, победившего фашизм.

Читайте также: