Историография литературной среды доклад

Обновлено: 25.06.2024

План
Введение
1 История исторической науки
1.1 Древнегреческая историография
1.2 Древнейшая китайская историография
1.3 Древнеримская историография

2 Христианская историография
2.1 Византийская историография
2.2 Армянская историография

Список литературы

Историогра́фия — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

1. История исторической науки

1.1. Древнегреческая историография

После Геродота по заданному им образцу работало множество историков, которые, как например, Дионисий Галикарнасский, в основном, описывали историю своего города, используя для этого городской архив. Некоторые авторы стоят особняком, например, Гиппий Элидский, составивший список олимпийских игр, и давший тем самым последующим поколениям единую хронологическую основу для датировки описанных событий. Кроме того, некоторые авторы, как Гелланик, сводили исторические труды отдельных авторов в общие исторические хроники, благодаря чему мы получили информацию о содержании многих ныне утраченных античных рукописей. Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, производя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций. Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.

1.2. Древнейшая китайская историография

1.3. Древнеримская историография

2. Христианская историография

Повышение статуса христианской церкви в Римской империи, начиная с правления Константина I, привело к отделению нарождавшейся новой христианской историографии от древней античной. Если древние авторы предпочитали записывать устные рассказы об исторических событиях, христианские авторы прежде всего опирались на письменные источники, начиная, разумеется, с Библии. В центре их повествования находились не войны и биографии политиков, а религиозное развитие общества. Первым христианским историком был Евсевий Кесарийский[2]. Христиане видели историю как результат осуществления божественного плана, в котором общество развивается линейно, а не циклически, как это свойственно, например, взглядам китайских историков. Поэтому в своё повествование они обычно включали краткое описание важнейших событий прошлого, после чего переходили к собственно описываемой эпохе[3].

Традиция написания истории развивалась далее в эпоху Возрождения и претерпела серьёзные изменения в эпоху Просвещения, когда историческая наука приняла в целом современный облик.

Византийская историография Армянская историография

Армянская историография возникла и развивалась с V века н. э., после создания Месропом Маштоцем армянского алфавита. Крупнейшие армянские историографы раннего Средневековья (V—X вв.) — Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци, Фавст Бузанд, Егише, Себеос и другие. Труды этих авторов содержат важные сведения как истории Армении, так и соседних государств и регионов. Новое возрождение армянской историографии охватывает период X—XIII веков, когда были созданы значительные труды Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Киракоса Гандзакеци, Вардана Аревелци и других.

1. Livy’s History of Rome: Book 9

2. Historiography , Concordia University Wisconsin, retrieved on 02 November 2007

3. Warren, John (1998). The past and its presenters: an introduction to issues in historiography , Hodder & Stoughton, ISBN 0-340-67934-4, p. 67-68.

Характерными чертами современного этапа обобщения исторических знаний является медленный, но неуклонный рост числа историографических работ. На наш взгляд, классическая историография переживает в настоящее время своё возрождение. По крайней мере, уже предприняты первые шаги в этом направлении. Также в последние годы в исторической науке наблюдается устойчивый интерес к теоретико-методологическим проблемам. Современная методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов, которые занимались в том числе и историографическими исследованиями. Безусловно, значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки является огромным, и переоценить его невозможно.

Не следует путать историографию с историей литературы. Историография представляет историю исследовательской мысли, посвященной литературе, но не историю литературного творчества. Литературовед – историограф в меньшей мере изучает мир писателей и их произведения, в поле его зрения находятся труды ученых – литературоведов (статьи, книги, учебники). Когда надо знать, что в литературе наличествует наиболее весомого, значительного и авторитетного по данной проблеме, тогда обращаются к литературоведческой историографии, к трудам классиков – литературоведов, к описанию их работ [1].

Сегодня мы пришли к пониманию того, что историография как история исторической (методической) науки является частью интеллектуальной истории, которая демонстрирует в ретроспективе сложный, противоречивый, часто прерываемый процесс познания национальной истории (и национальной школы). Важнейшими задачами историографии как научно-образовательной дисциплины являются:

1. Усвоение закономерностей развития исторической (методической) науки через изучение творчества ее конкретных служителей (ученых-методистов, педагогов-словесников, учительского опыта и пр.);

2. Обучение принципам историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли;

3. Формирование бережного отношения к традиции, личности ученого - историка (ученого-методиста), принципов научной этики;

4. При этом обращении к опыту прошлого, с одной стороны, предостерегает от открытия велосипеда и сохраняет традицию историописания, с другой – помогает аккумулировать новые, зарождающиеся идеи для построения новой картины мира, ибо социокультурная традиция одновременно выполняет несколько функций: сохраняет, транслирует старое знание и формирует новое [2, с. 14-17].

Мы обратились к различным источникам, к таким авторам, которые пытаются осмысливать это понятие: А.Г.Быкова, В.Г. Рыженко, Э.А.Шеуджен, А.И.Николаев. Нами были выявлены следующие общие и отличительные признаки понятия.

1) Историография – это дисциплина, изучающая историю исторической науки, применение научного метода и т.д. (в целом).

Осмысление понятия историографии важно для понимания или определения этого понятия для методической науки. Методическая историография - это наука о путях развития методической мысли, теории методики и школьной практики на разных этапах развития общества. Кроме того, осмысление понятия историографии тесным образом связано с различными историографическими исследованиями. Значение этих историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки необычайно велико. И здесь, конечно, обязательно стоит упомянуть Якова Ароновича Ротковича, которого по праву можно назвать создателем отечественной историографии методики преподавания литературы.

Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Как правило, именно этот опыт формировался вопреки различным реакционным установкам и в борьбе с ними, он протекал чаще всего под руководством лучших педагогов-словесников, методистов и способствовал воспитанию всесторонне и литературно развитой личности. Историографические исследования важны для развития методики преподавания литературы как науки. На наш взгляд, историографические исследования позволяют выявить неразработанные, ещё не затронутые проблемы и их аспекты, выявить в методическом наследии прошлого важные идеи для качественного изменения как развития науки (или изменения вектора ее развития), так и преподавания литературы; выявления незаслуженно забытых имен, методик, учесть положительный опыт прошлого в новых социо-культурных условиях и пр. Историографические исследования позволяют не только получить объективное и целостное представление о развитии методики преподавания литературы, но и изменить картину общего движения методики, диапазон ее как науки, четко сформулировать цели и задачи современной методики преподавания литературы в школе, определяющей содержание литературного образования, разработать адекватные предмету технологии обучения, ориентированные и на традиции отечественной школы, и на социальные потребности уже нынешнего времени.

ЛИТЕРАТУРА

2. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. И., 2011.

3. Прохоров, А.М. Большая Советская энциклопедия / А.М. Прохоров. М., 1972.

4. Роткович, Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я.А. Роткович. М., 1953.

Н.М.Саввина (Сланцы)

Характерными чертами современного этапа обобщения исторических знаний является медленный, но неуклонный рост числа историографических работ. На наш взгляд, классическая историография переживает в настоящее время своё возрождение. По крайней мере, уже предприняты первые шаги в этом направлении. Также в последние годы в исторической науке наблюдается устойчивый интерес к теоретико-методологическим проблемам. Современная методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов, которые занимались в том числе и историографическими исследованиями. Безусловно, значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки является огромным, и переоценить его невозможно.

Не следует путать историографию с историей литературы. Историография представляет историю исследовательской мысли, посвященной литературе, но не историю литературного творчества. Литературовед – историограф в меньшей мере изучает мир писателей и их произведения, в поле его зрения находятся труды ученых – литературоведов (статьи, книги, учебники). Когда надо знать, что в литературе наличествует наиболее весомого, значительного и авторитетного по данной проблеме, тогда обращаются к литературоведческой историографии, к трудам классиков – литературоведов, к описанию их работ [1].

Сегодня мы пришли к пониманию того, что историография как история исторической (методической) науки является частью интеллектуальной истории, которая демонстрирует в ретроспективе сложный, противоречивый, часто прерываемый процесс познания национальной истории (и национальной школы). Важнейшими задачами историографии как научно-образовательной дисциплины являются:

1. Усвоение закономерностей развития исторической (методической) науки через изучение творчества ее конкретных служителей (ученых-методистов, педагогов-словесников, учительского опыта и пр.);

2. Обучение принципам историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли;

3. Формирование бережного отношения к традиции, личности ученого - историка (ученого-методиста), принципов научной этики;

4. При этом обращении к опыту прошлого, с одной стороны, предостерегает от открытия велосипеда и сохраняет традицию историописания, с другой – помогает аккумулировать новые, зарождающиеся идеи для построения новой картины мира, ибо социокультурная традиция одновременно выполняет несколько функций: сохраняет, транслирует старое знание и формирует новое [2, с. 14-17].

Мы обратились к различным источникам, к таким авторам, которые пытаются осмысливать это понятие: А.Г.Быкова, В.Г. Рыженко, Э.А.Шеуджен, А.И.Николаев. Нами были выявлены следующие общие и отличительные признаки понятия.

1) Историография – это дисциплина, изучающая историю исторической науки, применение научного метода и т.д. (в целом).

Осмысление понятия историографии важно для понимания или определения этого понятия для методической науки. Методическая историография - это наука о путях развития методической мысли, теории методики и школьной практики на разных этапах развития общества. Кроме того, осмысление понятия историографии тесным образом связано с различными историографическими исследованиями. Значение этих историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки необычайно велико. И здесь, конечно, обязательно стоит упомянуть Якова Ароновича Ротковича, которого по праву можно назвать создателем отечественной историографии методики преподавания литературы.

Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Как правило, именно этот опыт формировался вопреки различным реакционным установкам и в борьбе с ними, он протекал чаще всего под руководством лучших педагогов-словесников, методистов и способствовал воспитанию всесторонне и литературно развитой личности. Историографические исследования важны для развития методики преподавания литературы как науки. На наш взгляд, историографические исследования позволяют выявить неразработанные, ещё не затронутые проблемы и их аспекты, выявить в методическом наследии прошлого важные идеи для качественного изменения как развития науки (или изменения вектора ее развития), так и преподавания литературы; выявления незаслуженно забытых имен, методик, учесть положительный опыт прошлого в новых социо-культурных условиях и пр. Историографические исследования позволяют не только получить объективное и целостное представление о развитии методики преподавания литературы, но и изменить картину общего движения методики, диапазон ее как науки, четко сформулировать цели и задачи современной методики преподавания литературы в школе, определяющей содержание литературного образования, разработать адекватные предмету технологии обучения, ориентированные и на традиции отечественной школы, и на социальные потребности уже нынешнего времени.

ЛИТЕРАТУРА

2. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. И., 2011.

3. Прохоров, А.М. Большая Советская энциклопедия / А.М. Прохоров. М., 1972.

4. Роткович, Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я.А. Роткович. М., 1953.

Гост

ГОСТ

Историография - это специальная историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки.

Предмет историографии

Предметом изучения историографии является исследование истории исторической науки. Она может рассматриваться как в целом (состояние и развитие исторического знания на отдельных временных этапах или в пространственных регионах), так и при разработке отдельных проблем (совокупность научных трудов по конкретной проблеме). В структуре любого конкретного исследования историография играет значимую роль для определения задач, источниковой базы, а также методологии и методов исследования. Знание о предшествующем опыте исторической науки является важным фактором при интерпретации фактов и подведении их под какие-либо понятия и категории.

Оценивая значение тех или иных исторических концепций, определяя место конкретного ученого в исторической науке, важно выяснить, что нового, по сравнению с предшествующей или современной историографией, дала данная концепция, какое ее значение с точки зрения отражения запросов эпохи, насколько актуально использование конкретных выводов, сделанных в работе.

При определении принципов научного исследования историографы берут за основу объективное содержание историко-познавательного процесса, многообразие, обусловленность внутренними и внешними факторами. Методы познания могут варьироваться в зависимости от предмета исследования и исследовательских задач. Каждый метод раскрывает ту или иную сторону научного процесса и в совокупности представляет его как целостный.

Теоретические и методологические проблемы истории

Историография как специальная историческая дисциплина является одной из важнейших составных частей исторической науки. Она прошла долгий сложный путь, и специалистам требуется осмыслить его этапы, подвести итоги и поставить новые задачи. Все это возложено на историю исторической науки. Сама историческая наука является основой развития историографии.

Готовые работы на аналогичную тему

Долгое время историография воспринималась в качестве вспомогательной исторической дисциплины, чьей задачей было обеспечить историков знанием об их предшественниках в исследовании той или иной исторической проблемы. От историографов требовались практические рекомендации: какие исторические проблемы изучены хорошо, а какие — в недостаточном объеме, и на что следует обратить особое внимание.

Лишь во второй половине XIX в. благодаря ученым, специально занимавшихся историографическими изысканиями, историография стала специальной отраслью исторического знания со своими предметом, объектом и задачами. В наши дни говорят об относительной самостоятельности историографии, изучающей не только эволюцию исторической мысли, процесс научного накопления знаний о развитии человеческого общества, труды и концепции историков, их обоснование и аргументацию, но также условия существования исторической науки, организацию исследований, влияние на историческую науку политики государства.

История исторической науки тесным образом связана с историей общественной мысли, являющейся частью национального самосознания, активно влияющего на развитие исторической науки. Круг факторов, изучаемых историографами, далеко вышел за пределы описания исторического прошлого, что сделало историографию частью истории культуры в целом.

К первоочередным задачам историографии относится выявление всех существенных черт, закономерностей научного процесса, определение методологии исторического познания, источниковой базы и методологии работы с источниками, проблематики исследований и сформулированных общих и конкретных концепций истории на различных этапах развития исторической науки.

Также задачей историографии является изучение технологии и методики исторического исследования, что сближает историографию со специальными историческими дисциплинами — археографией, источниковедением, археологией, архивоведением и др.

Связь историографии и специальных исторических дисциплин:

  • Предметом историографии является история развития этих дисциплин;
  • Использование историографией инструментария этих дисциплин.

Историограф вооружается знанием о том, какие идеи и источники могли быть в распоряжении исследователей в конкретных условиях, каковы были методы исследования, что определяло проблематику исторического исследования. Это связывает историографию с социологией, историей философии, исторической психологией, историей культуры, позволяет отойти от описательности, библиографичности и простого перечисления вышедшей литературы и краткого изложения ее содержания и сосредоточить внимание на изучении собственно истории исторической науки.

Проблемная историография

Историографический анализ стал обязательной составной частью познавательной деятельности исторической науки. Любое крупное историческое исследование содержит подробный анализ литературы по изучаемой проблеме. Обзоры историографии в качестве обязательного элемента присутствуют в докторских и кандидатских диссертациях.

Задачи историографии на современном этапе:

  • подведение итогов изучения исторической проблемы в предшествующие периоды;
  • выявление слабо разработанных или дискуссионных вопросов;
  • определение возможных путей исследования исторической проблемы;
  • выделение в предшествующей историографии на основе ценностного подхода того, что имеет значение на современном этапе развития научных знаний.

Развитие историографии показывает, что проблематика исследований по истории постоянно изменяется. На каждом этапе развития общества историки нацелены на изучение определенных проблем. Это объясняется появлением новых возможностей для проведения исследования (новые источники, совершенствование методик источниковедческого анализа и проч.) или формулированием у общества новых запросов к прошлому.

Предметную область по-другому можно рассмотреть в качестве комплекса исторических работ, для которых характерно внутреннее единство в идеологии, языке, национальности. Например, существует марксистская, англоязычная и французская историография.

Более широкий смысл термина заключается в том, что историография представляет собой дисциплину, в рамках которой изучают происхождение и развитие истории как науки.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Предмет изучения историографии представляет собой изыскания в области развития исторической науки. Дисциплину допускается рассматривать в обобщенном виде, то есть положение и изменение исторического знания на определенных временных этапах или в пространственных регионах, а также в процессе исследования конкретных проблем в форме совокупности научных трудов по определенным вопросам.

Если рассмотреть структуру какого-либо определенного исследования, то можно отметить, что историография обладает большим значением для формулировки задач, определения базы источников, выбора методов и способов проведения изысканий. Обладая знаниями о прошлом опыте исторической науки, представляется возможным интерпретировать факты и подвести их под любые определения и категории.

Перед тем, как оценить важность той или иной исторической концепции, либо определить место какого-либо ученого в исторической науке, необходимо путем сравнения с предшествующей или современной историографией выявить новые знания, данные концепцией, ее значение в отражении запросов эпохи, актуальность представленных выводов по итогам проделанной работы.

Какие решает задачи, основные направления

Так же, как и другие предметные области, историография характеризуется определенным объектом и предметом исследований. Предмет призван решать конкретные задачи с использованием широкого спектра принципов и методик историографических изысканий.

К примеру, если в качестве объекта историографии выбраны дореволюционная, советская, современная отечественная исторические науки, то предметом историографии является в данном случае исследование отечественной истории в исторической науке нашего государства.

Ключевыми задачами историографии являются:

  • исследование того, каким образом организованы научные изыскания, проведение анализа работы научных учреждений, вузов, краеведческих и других самодеятельных организаций, относительно развития исторических знаний;
  • изучение периодов, в которых наблюдается распространение исторических знаний;
  • подведение итогов влияния исторического образования на результаты подготовки и уровня развития ученых историков;
  • становление теоретических и методологических основ исторической предметной области;
  • развитие и повышение эффективности методик, используемых в процессе исторического изыскания;
  • подготовка базы источников;
  • изучение проблем, которые рассматриваются в рамках научных исследований.

Обозначенные задачи являются компонентами историографии и изучаются исключительно в комплексе. При этом необходимо учитывать воздействие на них внутренних и внешних факторов.

Историографическим направлением называют объединение ученых историков, которые схожи в направлении научного поиска, обладают одинаковыми научными взглядами и принципами.

Каждым представителем направления историографии присваивается право на индивидуальные черты, которые, как правило, являются более очевидными в его работе, чем традиционные аспекты всего направления. Методология исследований включает устойчивые критерии, с помощью которых определяют направления:

  • связанные между собой коммуникации представителей;
  • обобщение методологических позиций историков по категориальному аппарату, принципам и методам источниковедческой работы, интерпретации вопросов исторической науки;
  • близость конкретных исторических изысканий, взаимные связи между темами научных трудов;
  • позиция представителей, относительно политических взглядов, которая может отличаться, либо совпадать.

Максимально точно изложил концепцию Марк Блок. По его мнению, чтобы понять историю, требуется выявить смысл явления и понять мотивацию людей, совершавших действия в условиях, понятых на свой манер.

  • понимание исторических источников в новом и расширенном смысле в виде всего, что человек пишет или говорит, что производит и к чему прикасается;
  • инновационные методики использования источников с помощью поднятия вопросов и погружения в идейную подоплеку.

История повседневности

  • жизненные условия;
  • условия для труда и отдыха;
  • факторы, формирующие сознание и нормы поведения;
  • предпочтения большей части населения, относительно социальной и политической сферы.

Данные характеристики рассматривают в определенной стране в какой-то конкретный временной период истории. Целью направления является изучение истории тех малоизученных фигур, без которых она бы не существовала.

Микроистория

Микроисторические исследования направлены на изыскания в области частных явлений, происходивших в жизни людей из прошлого времени. В результате анализа выявляются господствующие тенденции в обществе в целом.

Транснациональная история

Начало данного направления отмечено окончанием холодной войны с конца 1980 – начала 1990 гг. Центральное место в изучении истории занимают закономерности, являющиеся едиными для всех национальностей, а также такие связи и конфликты, которые не представляется возможным объяснить в форме результатов действий отдельной страны или распространения национальных интересов.

Историки, исследовательская работа которых связана с изучением транснациональных процессов, утверждают, что некорректно говорить о нациях или империях, как о ключевой движущей силе истории. В некоторых случаях они могут быть представлены подобным образом лишь в течение короткого периода истории. Специалисты выделяют несколько позиций в понимании единого исторического процесса:

  • историческое развитие является аналогом природного, характеризуется нетрагической случайностью эволюции;
  • историческое развитие в виде конфликта противостояния определенных людей за ресурсы.

Подход предусматривает рассмотрение исторических движущих сил, к примеру гендерных идентичностей или социальных групповых корпораций, которые не совпадают с границами наций с точки зрения географии и идеологии. С помощью транснациональной истории удается сформировать альтернативный взгляд на соотношение личности и общества, феномен войны, значение границ в развитии человечества.

Персональная история

  • индивидуальное сознание;
  • персональный опыт;
  • деятельность.

Историки в процессе исследований понимают героев в контексте эпохи, во времена которой они жили. Персональная история представляет собой не только биографию персонажа из истории, но и жанр исторического изыскания, демонстрирующего историю с помощью исторической личности.

Теоретические и методологические проблемы истории

Историография является важным компонентом исторической науки. Предметная область развивалась длительное время, а это требует от специалистов осмысления и анализа ее этапов, подведения итогов и постановки актуальных задач.

В течение длительного периода историографию воспринимали, как вспомогательный исторический предмет. Основной задачей дисциплины является обеспечение историков информацией об их предшественниках в изучении какой-либо исторической проблемы. Историографам требовалось представить практические рекомендации:

  • хорошо изученные исторические проблемы;
  • вопросы, рассмотренные в недостаточной степени;
  • аспекты, требующие особого внимания.

Благодаря деятельности ученых, занимавшихся конкретными историографическими исследованиями во второй половине XIX столетия, удалось трансформировать историографию в специальную отрасль исторического знания, которая обладает собственным предметом, объектом и задачами. В современном мире историография приобрела относительную самостоятельность и изучает такие вопросы, как:

  • эволюция исторической мысли;
  • накопление научных знаний о развитии человеческого общества;
  • труды и концепции ученых, их аргументация и обоснование;
  • условия, при которых существует историческая наука;
  • организация исследовательской работы;
  • какой эффект оказывает политика государства на историческую науку.

История исторической науки тесно взаимодействует с историей общественной мысли, которая представляет собой компонент национального самосознания, оказывающего активное влияние на развитие исторической науки.

Историографы изучают широкий спектр факторов, который распространился далеко за границы описания исторического прошлого. В связи с этим, историография превратилась в часть истории культуры в целом. Первоочередные задачи историографии:

  • формулировка всех значимых черт и закономерностей научного процесса;
  • выбор методик исторического познания, формирование базы источников и методологии работы с ними;
  • выявление проблем изысканий и формулировка общих и конкретных концепций истории в разных временных периодах исторической науки.

Кроме того, одной из ключевых задач историографии является исследование технологии и способов исторического изыскания, что позволяет соотнести историографию со специальными историческими предметными областями, включая археографию, источниковедение, археологию, архивоведение и другие.

Историография связана со специальными историческими дисциплинами, таким образом:

  • предмет историографии представляет собой историю развития рассматриваемых дисциплин;
  • историография использует инструментарий данных предметных областей.

Историографы используют в своей деятельности информацию об идеях, методиках и источниках, которые могли бы быть полезны исследователям в каких-либо условиях, что позволяет определить проблемы исторического исследования. С этой точки зрения историография связана с такими предметными областями, как социология, история философии, историческая психология, история культуры.

Проблемная историография

Каждое масштабное историческое исследование включает детальную аналитику литературных источников по изучаемой проблеме. Обзор историографии является обязательным атрибутом при оформлении докторский и кандидатских диссертаций. В современной науке к задачам историографии относят:

  • формулирование результатов изучения исторической проблемы в предшествующие периоды;
  • выявление вопросов, которые являются дискуссионными или слабо разработаны;
  • выбор возможных путей изысканий по темам исторической проблемы;
  • выделение в предшествующей историографии тезисов, актуальных на современном этапе развития научных знаний.

С развитием историографии проблематика изысканий по истории постоянно претерпевает изменения. Каждый этап развития общества характеризуется определенными проблемами, которые изучают историки. Такие процессы объясняются формированием новых возможностей для исследовательской деятельности, включая источники и методики, или появлением в обществе новых запросов к прошлому.

Становление, историографическая практика

Становление историографии связано с формированием исторического знания. Отдельные компоненты дисциплины выявлены в работах античных исследователей:

  • исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Тита Ливия, Корнелия Тацита;
  • описания жизни от Плутарха, Гай Светония Транквилла;
  • исторические записи Луция Сулла, Гая Юлия Цезаря.

Такие труды включали значительные элементы исторических споров относительно рассматриваемых исторических событий. Конец античной эпохи отмечен образованием христианской концепции исторического развития, которая оказала большое влияние на развитие европейской и византийской средневековой исторической мысли.

Ранние христианские хронографии Е. Кесарийского, А. Орозия и других исследователей были призваны решить проблему соотношения известных из языческих сочинений исторических событий с образом библейской истории с учетом опыта античных авторов.

Связь с античными традициями проявлялась по-разному, например, как широкое применение трудов античных историков для утверждения авторитета собственных сочинений исследователей. Подобный обычай сохранялся в Западной Европе, разрабатывался и совершенствовался в Византии, окружающий ареал которой сохранил эту традицию и дал ей творческое развитие.

В процессе развития Европы на рубеже XV – XVII столетий выявлены существенные социально-культурные феномены: такие, как Ренессанс и Реформация. В то же время общество проявляло интерес к историческим сочинениям.

Количество авторов и читателей такой исторической продукции увеличивалось, что объясняется формированием образованных городских слоев. Вместе с тем, на второй план отходила провиденциалистская концепция истории. На ее место становилось рациональное объяснение причинно-следственных связей, что стало очевидным к XVIII веку.

С XVIII по XIX века на смену представлениям о предопределении исторического процесса приходят знания об истории, рассматриваемой в качестве процесса с изменениями и развитием. Такие трансформации затронули все сегменты исторического знания, в том числе вопросы теории и методик науки (Э. Гиббон, Л.Ранке, Ш.Ланглуа и В.Сеньобос).

Немецкие историки Л.Брентано, К.Бюхер, К.Лампрехт периода с XIX по начало XX века вошли в число основателей новых направлений в историографии, которые стали альтернативой традиционной политической истории и позитивистской социологии.

Большой вклад в развитие методологии истории и историографии был внесен спорами, инициированными сторонниками немецких философов-неокантианцев. В процессе полемики поднимались вопросы, связанные со спецификой методов исследований в науке (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Э. Мейер).

При наличии разногласий во взглядах участники дискуссии смогли продвинуться вперед на пути к решению ряда проблем, включая философию истории, методологии гуманитарного знания.

На рубеже XX столетия расширяются границы проблематики и тематики научных изысканий в исторической науке в целом и во вспомогательных исторических предметах. В это время появляются новые возможности, относительно определения методологической основы исследований, происходит углубление интеграции и взаимного влияния наук.

Данные процессы отразились на исследовательской деятельности в области историографии. Период характеризовался увеличением числа историографических школ и направлений, развитием и усложнением понятийного аппарата. Специально рассматриваются такие предметы, как:

Данный процесс сопровождается изменением исследовательских тем, способов и течений. В общем смысле исторические и историографические представления получили развитие в странах Центральной, Западной и Восточной Европы.

Становление отечественной историографии

В период с XVII по первую треть XIX веков очерки о работах предшественников можно наблюдать в предисловиях к сочинениям видных историков, включая В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. П. Елагина, А. Л. Шлецера.

Большое значение для формирования справочной информации историографии имели библиографические и биографические труды А. Б. Селлия, Н. И. Новикова, Е. А. Болховитинова, Н. Н. Бантыш-Каменского, А. К. Шторха, Ф. П. Аделунга и других авторов.

Изначально преподавание русской и мировой истории включало изучение историографического материала. К примеру, в 1810 году М. Т. Каченовский вел курс по истории и статистике российского государства, который начинался с критики в адрес исторической литературы.

Такая традиция была перенята С. М. Соловьевым, К. Н. Бестужевым-Рюминым, В. О. Ключевским, А. С. Лаппо-Данилевским в курсах по русской истории, Т. Н. Грановским, П. Н. Кудрявцевым, В. И. Герье, Р. Ю. Виппером в исследованиях всеобщей истории.

Русская историография получила развитие не только из-за научных трудов историков, но и по причине исследований юристов, включая разработки теоретико-методологических проблем (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин).

В середине XIX века была основана школа специалистов в области филологии и истории, которые изучали историю и литературу времен славянского и русского средневековья (С. П. Шевырев, О. М. Бодянский, Н. С. Тихонравов, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов).

Университеты России во второй половине XIX столетия проводили лекции и курсы по историографии. В данном периоде исторические знания понимались в качестве целостного поступательного процесса, в котором сочетаются традиции, уважение к работам предшественников с новыми подходами к исследованиям истории, решением актуальных вопросов. Это было обусловлено самостоятельным течением науки и запросами со стороны общества.

  • сформулированы основные концепции изучения историографии;
  • классифицирована историческая литература;
  • представлена периодизация развития исторических знаний.

Далее многие авторы занимались исследованиями направлений историографии. Работу в области истории исторической науки вел сектор историографии Института истории АН СССР, которым руководила М. В. Нечкина.

  • острая необходимость в изучении теоретико-методологических проблем исторической науки;
  • пересмотр некоторых марксистских положений представителями исторического сообщества;
  • исследование новых этапов отечественной и зарубежной историографической мысли;
  • изменения форм образования исторических и историографических изысканий.

Характерная черта современности – усиление интереса к истории исторических знаний в разных проявлениях. Историография обладает большим значением, являясь направлением научно-исследовательского труда и учебной дисциплиной. Важность и актуальность историографии для современной науки неоспорима.

Дисциплина включает в себя информацию о прошлом времени и выполняет познавательную функцию, благодаря чему можно оценить реальные обстоятельства исторической науки, правильно применить накопленный опыт, сформулировать самые важные и значимые вопросы, а также разработать оптимальные способы их решения.

Историографическая практика

Историографическая практика представляет собой один из методов определения истинности исторического знания.

С помощью такой дисциплины, как историография, представляется возможным с большой точностью выяснить:

  • какие из аспектов научной практики являются действительно реальным шагом на пути к изучению прошлого;
  • что из исследований справедливо только в определенной степени;
  • данные, которые не прошли проверку временем, то есть исторической практикой.

Каждому историку необходимо владеть информацией о своей научной области. Такие знания являются неотъемлемой составной частью деятельности ученого, показателем его профессионализма. Благодаря историографии общество понимает важность бережного отношения ко всему, что создано на пути исследований прошлого, воспитывает в себе уважение к историкам-предшественникам и современникам.

Читайте также: