Исторический прогресс в философии доклад

Обновлено: 28.06.2024

В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.

Идея прогресса родилась в период подъема капитализма. Она нашла выражение в работах Д. Вико, А. Тюрго, И. Гердера, Ж. Кондорсе, Гегеля и других философов. С конца XVIII века все политические программы социального развития, выдвигавшиеся в Европе, формулировались и осмысливались в понятиях теории прогресса. При этом под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку масштабно взглянуть на человеческую историю, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития. В наши дни значение этой важной философской идеи еще больше возросло.

Иными словами, если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Итак, в живой природе и обществе всякое изменение, которое выступает в определенном отношении как прогрессивное, тем или иным образом связано с изменениями регрессивными. Без одного нет другого. Наиболее известна и чаще всего принимается во внимание такая их взаимосвязь, как чередование. Существует концепция, согласно которой развитие любого объекта включает в себя две последовательных фазы: восхождение, затем нисхождение и гибель, смерть, то есть распадение системы и переход ее в иное качество. Любые процессы развития мыслятся здесь по аналогии с ростом, расцветом, а затем увяданием, старением живых организмов. Вариантом такого понимания является признание не линейного, а циклического соотношения восходящего и нисходящего развития, то есть прогресса и регресса. Причем, в циклы подъема и упадка, как правило, включаются какие-либо промежуточные стадии, фазы, но это не меняет общего ритма прогресса и регресса.

Развитие популяций, история этносов, государств, социальных институтов в какой-то мере соответствует такому общему представлению о развитии. Однако связи чередования, как бы наглядно они порой ни иллюстрировались, все же поверхностно выражают глубокое, внутреннее единство прогрессивных и регрессивных тенденций развития. Будучи диалектическими противоположностями, они связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Их диалектические соотношения многообразны.

Диалектическое соотношение прогрессивных и регрессивных тенденций определяет направленность процессов развития. Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. Так, в частности, смотрел на дело Гегель. Но дальнейшее развитие философии, науки, практики убедительно продемонстрировало, что прогрессивное развитие — лишь одно из существующих направлений развития той или иной системы в целом. В реальных процессах развития природных и социальных явлений проявляется объективная многонаправленность процессов. Они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные и круговые изменения. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Концепция всеобщего прогресса, тесно связанная с идеей всеобщего возрастания организованности или бесконечной иерархии в строении материального мира, находится в противоречии и с естествознанием, и с историческим развитием общества. Так, второе начало термодинамики допускает возможность повышения уровня организации отдельных материальных систем, но исключает такую возможность для всей их совокупности. Для поддержания существования бесконечно больших систем, согласно научным расчетам, требуется бесконечно большая энергия внутренних взаимодействий. Но ни одна реальная система такой энергией обладать не может. Здесь действует философский принцип относительности всех конкретных состояний материи и конечности всех конкретных материальных систем.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое единство. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать.

Понятие прогресса как особого типа развития живой природы и человеческой истории имеет интегральный характер и, как правило, применимо к тенденциям изменения сложных целостных систем, все элементы и подсистемы, свойства и отношения которых взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому здесь судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других.

Биологический прогресс сегодня связывают с повышением уровня организации систем, с возрастанием степени их целостности, биологической эффективности, жизнеспособности. Его характеризует формирование более работоспособной структуры, обеспечивающей надежное выполнение жизненных функций индивида и вида (получение большего эффекта в ходе обмена веществ при меньших затратах вещества и энергии).

Способность к изменениям такого рода (эволюционная пластичность) обеспечивается и генетической разнородностью системы, широтой ее генофонда, богатством заключенных в нем скрытых мутаций. То есть речь идет и о большем или меньшем потенциале системы, его исчерпанности или же, напротив, об интенсивности и богатстве присущих системе внутренних импульсов, возможностей дальнейшего прогрессивного развития. Важно учитывать и сбалансированность внутривидовых, межвидовых и других отношений, вплоть до взаимосогласованности целых биогеоценозов.

Показатели прогресса биологических систем можно философски обобщить и использовать как ключ уяснения особенностей прогресса систем социальных. Здесь тоже необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс экономической, социальной, политической, духовной жизни общества. Причем важны прочность, жизнеспособность, перспективность социальной организации, достигаемые посредством ее гармонической сбалансированности. Соответственно прогрессу благоприятствует все, что укрепляет жизнеспособность общества, обеспечивает оптимальные условия функционирования и развития, способствует достижению его целей.

В отношениях между людьми основополагающим идеалом остается принцип высшей ценности человека для человека. Это означает устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Важнейший шаг на этом пути — социальное освобождение людей, то есть ликвидация эксплуатации, антагонизма классов. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей. Сутью общественного прогресса, его целью мыслится человек — его освобождение от различных ограничений, несвободы, рабства, возможность разностороннего и гармоничного развития личности.

Наконец, образ прогресса в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса — социальным программам, ориентированным антигуманистически, античеловечески.

Принципиальной особенностью нашей эпохи является развитие самосознания человечества как единого целого. Осмысление планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать все новые и новые реалии, проблемы, ситуации, с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Вот почему диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического ее освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа напряженной реальной диалектики нашего времени. Вот почему изучение диалектики требует деятельности, практики.

Уровень, на котором сейчас находится марксистская диалектика, есть итог предшествующего развития философии, но не его конец, не его завершение. Диалектика по самой ее природе вообще не может быть завершена. В теории диалектики есть немало нерешенных проблем. Ее дальнейшее совершенствование тесно связано с осмыслением глубинных изменений и процессов преобразований, происходящих в современном мире, общественно-политической жизни, науке, технологии, культуре, во всем их объеме, во всей их реальной сложности. Еще менее может быть отлито в устойчивые формы искусство диалектического мышления. Оно живет и совершенствуется в реальных актах творческого, конкретного и сложного, как сам мир, его непрекращающегося осмысления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение

С. Булгаков – один из них. У него был огромный круг интересов, они охватывали и политические сферы общественной жизни, и духовные сферы политической жизни, и экономические сферы политической жизни. Его трудом был внес неотъемлемый вклад в развитие как философской мысли, так и религиозной. В связи с этим идеи такого выдающегося человека вызывают глубокий интерес у мыслящего современного индивида.

Структура данного реферата: работа состоит из шести глав, три из которых – это структурные элементы, три - основное содержание. Общий объем составляет 18 страниц.

1. Понятие прогресса в истории философии

Итак, Новое время породило социальный прогресс. Именно в то время берет свое начало формирование мировоззрением представление о восходящем становлении общества. Чего не скажешь об античности. В этот период такого представления не было, но была космоцентричность: античные философы представляли космос как что-то прекрасное и вечное, а Эллинская философия можно сказать вписывала человека в это вечное и прекрасное. Человек ищет свое место в космосе, но ни как не в истории.

При поиске поступательного социального развития в античной философии, то можно наткнуться на представление и нисходящем становлении общества – это развитие от лучшего к худшему. Точно такая же трактовка прошлого эллинов у Гесиода. По Гесиоду, в истории существует пять веков, каждый из которых был хуже предыдущего.

Само собой, что в античной философии присутствовали и такие исследователи, которые считали наоборот: движение от худшего к лучшему. К примеру, это возникновение общества, которое, по мнению мыслителей, можно сравнять с государством. Грекам тоже необходимо было объяснить период становления от дикости к цивилизованному состоянию, в связи с тем, что противопоставляли сами себя в качестве культурного, цивилизованного народа окружающим их негреческим племенам, варварам, которые еще не знали государства и находились, по мнению греков, в состоянии дикости; греки знали, что раньше и они, эллины, находились в таком же состоянии.

Представление о линейном историческом времени утверждается вместе с христианским сознанием. И главным в этом отношении является то свойство христианского сознания, которое состоит в его устремленности в будущее, ожидании нового пришествия Христа, Страшного Суда и конца Света. Это ожидание, пронизывающее жизнь человека, и сообщило христианскому мироощущению исторический характер. В христианском сознании выстраивается также четкое представление о прошлом в виде грехопадения первых людей и пришествия Спасителя. Историческое сознание предполагает четкую дифференциацию и в то же время связь настоящего, прошлого и будущего. И не случайно у Аврелия Августина, одного из отцов христианской церкви, находим глубокую философию времени — размышления о природе прошедшего и будущего. Он же разработал и христианскую концепцию истории — концепцию, явившуюся первой теорией исторического процесса.

Но невозможно сделать такое заявление, что идея прогресса содержалась в христианском сознании. Данное сознание хоть и является нужным, однако же оно не есть достаточное условие идеи социального прогресса. Потому, что теория прогресса несет в себе только то, что является движением от худшего к лучшему. Но мировоззрение христианства не несет представлений об улучшений. Земная жизнь дана человеку для борьбы со злом, для искупления первородного греха, и в этом состоит назначение истории согласно христианскому учению, но люди различных времен не имеют в этом отношении предпочтения друг перед другом.

Но все же, христианское сознание и стало духовной базой формирования представлений об общественном прогрессе в Новое время.

В эпоху Просвещения данная теория утверждается.

Ролью разума у просветителей была движущая сила истории. Наблюдалось развитие разума и измена его к лучшему. Разум побеждал и невежество, и предрассудки, и суеверия. Благоденствие человека – это абсолютное торжество разума.

Сам же разум толкуется в Просвещении как целое натуралистическое. Вступая в оппозицию к клерикальной идеологии и ведя с ней борьбу, просветители апеллируют к природе и человека рассматривают как природное существо, а разум — как способность, дарованную человеку природой.

На много сильнее натуралистическая тенденция делается в немецкой философии Просвещения. И. Кант дает следующее толкование человеческой истории: это реализация замысла природы – замысел, который состоит в развертывании задатков, которые развиваются последовательно. Данные задатки в человеке были заложены в самом начале природой. Эти природные задатки, отличающие человека, связаны с наличием у него разума — его полное проявление и воплощение в человеческой жизни и составляет, по Канту, содержание истории и цель природы. Эта цель наполняет историю смыслом, а движение к ней есть прогресс.

И. Г. Гердер обосновывает натуралистический характер истории. Он делает опору на идею развития, которое охватывает у него самого идею как живую, так и неживую природу, а так же общество. Мыслитель считает, что такие сферы истины имею связь одной цепью развития: история – это продолжение развития, которое имеет место в природе. Гердер вместе с Кантом стремятся подчинить историю закону прогресса, а прогресс есть всеобщий закон природы.

Затем появляется эволюционной картины живой природы. Это и стало сильным стимулом в расширении обоснования прогресса. Эволюция в мире растений и животных истолковывалась как прогресс. Ж. Ламарк дает ей вот такую трактовку: как прогрессивный процесс усложнения организации живых организмов. Ламарк считает, что эволюция выражается в движении от простого к сложному в повышении организации живых организмов, и эту направленность эволюции он объяснял стремлением к прогрессу, заложенным в живом, присущим жизни как таковой. Прогресс – это закон живой природы, а характер определяется именно стремлением цели.

В отличие от него, Ч. Дарвин придерживался такого мнения: у эволюции вообще нет никакой цели, она абсолютно полностью определяется адаптацией к условиям среды. Эволюция не тождественна прогрессу.

После того, как появилась данная концепция, ее интерпретировали как обоснование прогресса в живой природе. Итог такой: прогресс становился признаком общим, который объединял и эволюцию биологическую, и развитие общественное. Равнение эволюции с прогрессом нашла законченное выражение у Г. Спенсера: эволюция – это повышение как биологических, так и социальных уровней.

Г. Риккерт настаивал на том, что характер прогресса несет определенную ценность. При этом он отвергал возможность прогресса в природе.

К. Н. Леонтьев – создатель концепции прогресса, где были связаны оба подхода. С одной стороны, он провозглашал важность процессов, которые ведут к разнообразию, с другой же - без контрастности человеческих чувств он никак не мыслили прогресс

К.Н. Леонтьев признает эстетический смысл природной жизни. В прогресс необходимо верить, а верить необходимо так, как в иное перерождение тягостей жизни, как в иные новые виды человеческих страданий. Пессимизм – это и есть основа правильной веры. 1 Можно подытожить так, что прогресс, по Леонтьеву, это ступенчатый восхождение от простоты к разнообразию, а так же оригинальности.

В 70-е гг. XIX в. в России получила распространение теория прогресса. По мнению П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского история как движение прогресса начинается с постановки критически мыслящей личностью сознательных целей и организации усилий масс на их достижение.

И Лавров и Михайловский историю философии трактуют как применение к судьбам человечества идеи прогресса.

XX век. Такое понятие как прогресс глубоко вошло в такие науки, как история, как социология, как философия.

Такие направления, как сциентистское и аксиологическое в XX – XXI все так же остаются ведущими, и это не смотря даже на то, что число теорий заметно растет.

2. Проблема прогресса в философии С. Булгакова

У С. Булгакова был такой период в жизни, когда он обратился к идеализму. Именно тогда и была им рассмотрена проблема теории прогресса. В тот момент, когда русский философ анализировал данную проблему, он доказал следующие:

ограниченные возможности метафизики;

в таком вопросе, как построение общественной теории, слабость материализма, а так же позитивизма.

К теории прогресса же русский великий философ обращается гносеологически. Его целью не являлось определение содержания прогресса, установка целей прогресса, преобладание и недостатки, которые прогресс несет человеку. Вот та цель, которую преследовал Булгаков: как понять идею прогресса адекватно.

Итак, Булгаков дает такое определение теории прогресса – это телеология, которую переложили на язык позитивизма. Хоть она и нашла для себя применение в общественной науке, она не имеет возможности предсказывать будущее, потому что ее конструкции и существуют без законного повторения, и строятся на индивидуальных, никем неповторимых исторических фактов.

Великий русский философ одинаково дает трактовку вопросам о собственности, роли церкви в экономической жизни общества, а так же об использовании. В итоге, Булгаков делает такое заявление, что требование в социализме, которое находится в самом его сердце, а так же имеет потребность в выражении общественных преобразований на таких началах, как справедливость и одинаковость - это самая что ни на есть христианская мысль, идея.

По его мнению, решение такой проблемы, как построение нормального социального строя кроется никак не в социализме. Решение необходимо искать в рамках христианства. Все это подытоживает Булгаков именно так: «Главная идея христианского социализма определяется тем, что меж христианством и социализмом не только может существовать положительное соотношение, но еще и должно.

Для того, что окончательно разрешить проблему будущего и прогресса, по мнению великого русского философа Булгакова, необходимо раскрыть вопросы философии истории. Однако, в связи с тем, что философия истории никак не может быть пригодной для этого, она является метафизичной. Что означает искать суть истории? Это означает, что именно история это раскрытие одного единственного творческого, а так же разумного плана. Если рассматривать христианскую философию, то познание целей прогресса – это и есть одновременно познание целей прогресса.

В теории прогресса русский философ Булгаков показывает собственную привязанность к религиозным правдам. Позитивизм имеет способность установления последовательности, а так же причину и следствие каких – либо явлений. И, именно исходя из этого, он никак не имеет возможности для того, чтобы определить будущее.

В свою очередь метафизика имеет возможность ответить на такой вопрос, как будущее. Однако же ответ будет не окончательным, потому как она у нее нет возможности иметь дело с той стороной прогресса, которая является содержательной, находя его стремление к улучшению человеческой природы или же в стремлении к счастью. По мнению Булгакова под силу христианской философии доступно все то, что не доступно такой науке, как метафизике.

Учение о прогрессе – это особенная часть христианской философии. 5 Правдивое понимание смысла прогресса, у которого существует связь с будущим – вот, что можно рассмотреть в глубине христианской философии, и только в ее глубинах.

Гост

ГОСТ

Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.

Бесконечный прогресс в рамках философии

Идея неуклонного движения общества вперед, т.е. его постоянного совершенствования появилась довольно давно. Уже в античности авторы пытались выявить стадии развития общества, от времен, когда люди не умели ничего и кутались в звериные шкуры, до современного их времени общества. Особенно характерна идея прогресса в истории для Нового времени. Именно в это время формируется устойчивый исторический оптимизм, выражавшийся в идее бесконечного прогресса цивилизации.

Причины формирования идеи постоянного общественного прогресса:

  • развитие капиталистических отношений вширь и вглубь;
  • новые достижения в науке и культуре;
  • развитие философской идеи о бесконечном прогрессе человеческого разума;
  • политическое развитие общества, идеи по совершенствованию государственного устройства и др.

Тюрго и Кондорсе, используя исторический принцип, описывают, как постепенно развивалось общество, постепенно улучшая условия своего существования, совершенствуя свои орудия, одежду, жилища и т.д. Тюрго отмечал, что несмотря на войны и переживаемые каждым народом трудности, прогресс идет вперед, хотя ему присуща такая черта, как неравномерность. Для Тюрго исторический прогресс – это, прежде всего, расцвет человеческого разума, развитие науки и просвещения, другие аспекты человеческого общежития, например, экономика, его не интересуют.

Для Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее прогресс в истории также неоспорим. У него прогресс выступает как развития сознания свободы. Для него характерен диалектический подход к проблеме, который выражается в том, что без борьбы невозможно достижение прогресса в человеческом обществе. Он также усматривал в человеческой истории периоды регресса, но они не останавливают общее поступательное развитие общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Антипрогрессистские идеи в философии 20 века

Вера в общественный прогресс сохранялась в течение всей первой половины 19 века, однако уже во второй половине столетия все чаще высказываются идеи, направленные против постоянного развития социума. Весь 20 век наполнен скепсисом относительно прогрессивного развития. Изменения в философских настроениях напрямую связаны с изменениями в самом обществе.

Причины роста скептических идей в отношении исторического прогресса:

  • обострение буржуазных отношений;
  • две мировые войны, многочисленные революции;
  • экономические кризисы, рост безработицы, обесценивание человеческого труда;
  • тоталитарные режимы и проблемы западной демократии и др.

Смысл истории в контексте исторического прогресса

Прогресс человеческого общества напрямую связан со смыслом всей истории. Длительное время эти понятия не мыслили одно без другого. Уверенность в прогрессивном развитии общества закономерно снимала проблему смысла всего происходящего. Все происходящее имеет свое значение в рамках будущего развития, все идет так, как должно быть, ведь общество в своем развитии постоянно движется вперед.

Вопрос о прогрессе — это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий…

Прогресс в его чисто логическом смысле есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это особенно хорошо доказывает.

В науке иначе — явное преимущество на стороне более современного автора: он или резко ограничил значимость своего предшественника, или отверг его теорию как ошибочную. Но Пушкин не отверг ничего в Шекспире. Время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого.

Некоторые авторы утверждают, что люди биологически, интеллектуально и нравственно вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, больных сердечно-сосудистыми, нервно-психическими, аллергическими и иными недугами; угрожающе много рождается детей с физиологическими отклонениями от нормы, увеличивается число умственно отсталых. Следует также учесть еще число людей, страдающих СПИДом, наркоманией, алкоголизмом.

Каждый новый источник энергии являет собой результат научных открытий, свидетельствуя о взлете научной мысли, способствующей дальнейшему прогрессу производительных сил. Но он же нередко становится угрозой для жизни самого человека. Атомная физика и кибернетика (как и многое другое) тесно связаны с военным делом. В первую очередь именно здесь приобретения оборачиваются потерями.

Сознание многих наших современников пронизывает гнетущее чувство какой-то бесперспективности: стоит ли бороться, стремиться к лучшему, заботиться о судьбах грядущего поколения, если все должно обратиться в тлен? Возникает крайне обостренное чувство обреченности человека в мире. Отсюда идеи трагической участи рода человеческого, кризиса сознания, крушения разума, отсутствия веры в позитивные программы выхода: ради чего жить, когда все идеалы прогресса померкли?

Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках? Что вообще такое прогресс? По смыслу — это развитие к лучшему. Но что такое — это лучшее и как же может развитие к лучшему принести плохое?

Тут имеются две стороны. Во-первых, говоря об издержках и бедах, принесенных прогрессом цивилизации, в содержание этого понятия вкладывают то, что считалось прогрессом (особенно экономическим и технологическим) еще в XIX в., вернее, современную экстраполяцию этих представлений.

Возможность конфликта между общим прогрессом и личностью давно открыта в русской литературе и русской философии. По словам С.Н. Трубецкого, человек не может мыслить свою судьбу независимо от судьбы человечества, того высшего собирательного целого, в котором он живет и в котором ему раскрывается полный смысл жизни. С одной стороны, общество заключает в себе родовую основу личной жизни, а с другой — оно есть нечто сверхличное, разумное, нравственное и правовое целое. На низших ступенях своего становления, когда разумное начало было еще слабо развито, в большей мере проявлялись родовое начало, силы инстинкта и механизмы здравого житейского смысла, на высших общественные отношения все более и более подчиняются сознательным разумным нормам. Так что становление и совершенствование личности и общества и их разумный прогресс взаимно обусловливают друг друга. Каков же смысл и объективная цель этого прогресса?

Несомненно, объективным законом истории является создание все более совершенного общества: общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, потом общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец — наиболее солидарные, разумные и наиболее культурные.

Солидарность объединяет народы и способствует их прогрессу: разумный смысл человечества не может заключаться в бесконечном порождении борющихся, враждующих, воюющих государств, соперничающих в величине и разрушительной силе и пожирающих друг друга, используя все более смертоносное оружие.

Ф.В. Шеллинг, например, говорил: идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет и смысла; бесконечный прогресс — это самая пустая и мрачная мысль. С.Н. Булгаков вторит ему: теория прогресса подобна тусклой свече, которую кто-то зажег в самом начале темного бесконечного коридора. Свеча скудно освещает уголок в несколько футов вокруг себя, но все остальное пространство объято глубокой тьмой. Наука не в силах раскрыть будущих судеб человечества, она оставляет нас относительно них в абсолютной неизвестности.

Отрадная уверенность, что все доброе и разумное в конце концов восторжествует и непобедимо, не имеет никакой почвы в механистическом миропонимании: ведь здесь все абсолютная случайность. И отчего же та самая случайность, которая нынче превознесла разум, завтра его не потопит, и которая нынче делает целесообразными знание и истину, завтра не сделает столь же целесообразными невежество и заблуждение? Или история не знает крушения и гибели целых цивилизаций? Или она свидетельствует о правильном и неправильном прогрессе?

Забудем о мировом катаклизме или застывании Земли и всеобщей смерти как окончательном финале истории человечества, говорят механицисты, но уже сама по себе перспектива абсолютной случайности, полная непроглядного мрака и неизвестности, не принадлежит к числу бодрящих. И на это нельзя возражать обычным указанием, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, ибо ведь речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. Все, что имеет сказать здесь наука, это одно: непознаваемо. Разгадать сокровенный смысл истории и ее конечную цель, оставаясь собой, она не может.

Но, конечно, на этом ответе никогда не может успокоиться человеческий дух. Остановиться на таком ответе — это значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать.

О критериях прогресса. Существует точка зрения, согласно которой невозможно решать проблему критериев прогресса вообще. Эту проблему надо рассматривать применительно лишь к определенным системам, хотя и глобального масштаба, например к обществу, обобщением процесса развития которого она первоначально и явилась. Ее сложнее решать применительно к животному миру и тем более растительному. А говорить о прогрессе применительно к физической реальности вообще не стоит.

С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.

Современная математика научилась придавать числовое выражение сложности системы. Оно базируется на сложности ее описания, грубо говоря, на потребном для этого количестве знаков.

В естественно-научных рамках прогресс обычно характеризуют как общее совершенствование системы, а именно: повышение ее витальности, устойчивости, информационной емкости и увеличение возможностей ее дальнейшего развития и функционирования, ее адаптивности к внешним и внутренним фактором распада. Так, в истории человечества совершенствованием считают повышение уровня жизнеспособности и устойчивости, возрастание производительности труда, совершенствование механизмов управления. Тот способ производства и распределения материальных благ является более прогрессивным, который обеспечивает большую заинтересованность человека в труде и производстве капитала.

Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить пo благородным нормам истинно человеческой морали — морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

Как мы уже говорили, тема прогресса в искусстве еще более осложняется.

А вот в технике? Тут, как уже говорилось, прогресс достаточно очевиден [609][Хотя… Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не в 50 лет (корродирует и лопается стальной прут), а старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны.].

Есть области, в которых прогресс тоже несомненен — это области познания и экономики. В познании человечество идет к одной определенной и ясной цели — к истине, знание дает нам все больше возможности его практического применения во всех сферах нашего бытия. Распространяясь в массах, оно просвещает, возвышает, объединяет человечество, внося свой вклад в единую культуру.

Но разве наука сама по себе может дать человеку и человечеству всю полноту блага — духовного и телесного?

Было бы очень наивным полагать, что исторический прогресс являет собой какое-то торжественное шествие человечества только прямо вперед и только непременно вверх, при этом во всех отношениях.

Но не будем впадать в пессимизм: он не обладает возвышающей душу силой.

Читайте также: