Исторические условия формирования мировоззрения нового времени доклад

Обновлено: 18.05.2024

Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются именно в этот период; и, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания.

пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания.

Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности, с которым мы уже встречались в эпоху Ренессанса, проносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так в производственной и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных факторов, но определенных систем, целостностей.

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в нем человека? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими

Основная проблема философии Нового времени - проблема познания, научных методов, общественного устройства

На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философиясостоит в изучении познавательного отношения в системе “мир-человек”.

Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юм (1711-1776). Эмпирический опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта

б) материалистический эмпиризм (представители Ф. Бэкон,Т. Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.

2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества




Непосредственными провозвестниками и идеологами нарождающейся науки были Ф. Бэкон и Р. Декарт.

Рассмотрим теперь, какие вклады внесли в становление науки выдающиеся представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.

За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

Наука –это экспериментальная наука. В эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. И это новый образ науки – возникший из теорий, систематически контролируемых с помощью эксперимента.

Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе становления новой картины мира.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки(особенно естествознания) потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возродились и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

17.Принципы научного познания Ф.Бэкона.Идея “великого восстановления наук”

Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание её первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на её строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как её лорд-канцлер, разрабатывая её общую стратегию, определяя генеральные маршруты её продвижения и принципы организации в будущем обществе. Идея Великого Восстановления Наук пронизывала всё его философские сочинения, провозглашались им с многозначительностью, афористической проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом.

Нет, в науку следует идти не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям, не ради того, чтобы высокомерно презирать других, из-за корыстных интересов и не для того, чтобы прославить своё имя или упрочить своё положение. И в этом лично я совершенно солидарен с мнением Бэкона и его отношением к науке. Впрочем, неплохо бы было, если люди исповедовали эти принципы и в остальных отраслях жизни и творчества.

В отличие от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки. Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания, мудростью ради мудрости. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель же изобретений – человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала её энергии, умножение власти человека над природой. Только это и есть подлинная мета на ристалище знаний.

Отношение Бэкона к религии типично для передового учёного Возрождения. Человек призван открывать законы природы, которые бог скрыл от него. Руководствуясь знанием, он уподобляется всевышнему, который ведь тоже вначале пролил свет и уже потом создал материальный мир (это одна из любимых бэконовских аллегорий). Бэкон отдавал свои силы пропаганде постижения лишь естественного. У божественного и без него было много служителей и защитников. Отделяя естественнонаучное от теологического, утверждая его независимый и самостоятельный статус, он, таким образом, вовсе не порывал с религией, в которой видел главную связующую силу общества.

В науке, особенно в естествознании, наблюдение и эксперимент являются важными методами исследования. Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение – это активная форма деятельности, направленная на определённые объекты и предполагающая формулировку целей и задач. Наблюдение фиксирует то, что предлагает сама природа. Но человек не может ограничиться лишь ролью наблюдателя. Проводя эксперименты, он является и деятельным испытателем. Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определённые условия, отвечающие целям исследователя. Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью.

Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредственно. Например, я визуально могу наблюдать молекулы в микроскоп, которые недоступны обыкновенному зрению или кривую электрокардиограммы,информирующую меня о состоянии соответствующего объекта, которого мы не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предлагает наблюдение, описывание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов. Например, это то, как я сейчас работаю с разными источниками и трудами различных авторов.

1. Формировать суждения, опираясь на возможно большее количество фактов;

2. Постепенно восходить от фактов к аксиомам;

4. Извлекать из опытов новые аксиомы.

Труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором приходится прокладывать путь познающему человеку, подобно лабиринту; дороги здесь разнообразны и обманчивы, сложны "петли и узлы природы". Познавать приходится при "неверном свете чувств". Да и те, кто ведет людей по этому пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих. Вот почему требуется внимательнейшим образом изучить принципы познания. Поэтому великое дело восстановления наук Бэкон разбивает на две части: первая, "разрушительная", должна помочь человеку "осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум".

Размах социально-устроительной активности Бэкона был поистине огромным. Это и в дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-XVIII вв.

Развитие рационального восприятия действительности, преобладание разума над эмоциями и личным восприятием — это главное в философии Нового времени. Кратко узнать о её основных проблемах и идеях можно из трудов представителей двух ведущих течений — эмпиризма и рационализма. В таблице периодизации философия НВ относится к XVII-XVIII столетиям.

  • Основные направления
  • Главные особенности
  • Проблемы философии
  • Три теории субстанции
  • Отношения с наукой
  • Смысл жизни
  • Основные деятели

Кратко об отличительных чертах философии Нового времени

Основные направления

Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:

Её главные направления и особенности

  • Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
  • Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.

Одной из характерных черт философии НВ стало восхваление человека как активного и творческого существа. Для неё характерен оптимистичный взгляд на будущее и интерпретация исторических событий. В политическом смысле рационализм стал представлять интересы нового класса и капиталистической буржуазии в их стремлении перебороть старые феодальные устои. Для этого нужно было постепенно расширить и раскрепостить умы людей при помощи развития образования и науки.

Рассматриваемая проблематика философии

В XVIII веке сформировалась философия эпохи просвещения. Предпосылкой её появления стало массовое развитие науки, культуры, философии и общественной мысли в результате научной революции. В её основе лежало равенство прав и свобод, свободомыслие, построение всех отношений в обществе на разумных и рациональных основах.

Главные особенности

Философия НВ стала уникальным прорывом в развитии человечества. Среди её особенностей можно отметить:

Связь с наукой и религией

  • Развитие методик познания. Остро встал вопрос достоверности знаний и эффективности способов их получения через индуктивно-эмпирический или рационально-дедуктивный метод. Появился принцип методического сомнения. Возникли идеи о независимости знаний и человека. Философия отдалилась от искусства и религии, с которыми сближалась в эпоху Античности и Возрождения.
  • Стремление сделать философию автономной. Целью мыслителей стало освобождение людей от религиозных или каких-либо других предпосылок в построении своего мировоззрения. Они хотели, чтобы человек формировал свой взгляд на мир только исходя из разумной и подтверждённой опытным путём информации.
  • Механицизм. Основной моделью для построения картины мира стала механика — наука, изучающая движение и взаимодействие материальных тел в пространстве. Философы нового времени предполагали, что по законам этой науки организуются и функционируют и все остальные сферы жизни.
  • Популярность метафизического метода. Мир рассматривался как множество объектов и явлений, которые существует независимо друг от друга и не изменяются. Потому изучать их тоже можно отдельно.
  • Материалистические взгляды. В Новое время популярной стала идея о том, что окружающий мир существует вне зависимости от восприятия человека, а бытиё определяет сознание.

На видоизменение философии и становление её идей большое влияние оказало развитие наук, таких как естествознании, астрономия, математика, механика. Одной из её главных задач стало не только изучение вопросов бытия, но и удовлетворение потребностей общества.

Проблемы философии

Видные представители

В философии НВ также впервые появилась идея о том, что счастье — это не точка назначения, а путь. Только в постоянной динамике человек может удовлетворять свои желания и потребности. При этом насколько бы высоко человек ни взобрался, у него всегда будет желание лезть ещё выше — эмоции от старых достижений притупятся и возникнет необходимость искать новые. Таким образом, постоянного душевного покоя и гармонии можно достигнуть только через активность.

В период Нового времени также впервые появилось упоминание о теории научного метода. Она гласила, что сами по себе несвязанные и хаотичные кусочки информации практически бесполезны — только их систематизация, поиск взаимодействий и изучение общей картины придают им значение. Кроме того, возникла теория о независимости знаний от личности человека, их всеобщности. Центральной идеей философии стало то, что наука едина для всех. Эти взгляды сохранились и в современном мире.

Три теории субстанции

В Новое время была поднята проблема субстанции — некой первоосновы мира, которая существует всегда и не зависит ни от чего другого. Теории о ней существовали ещё со времён античности, но специфика вопроса оставалась значимой для общественности в XVII—XVIII вв. В Новое время возникло 3 основных направления:

О философии Нового времени

  • Дуализм. Теория о том, что во вселенной существуют два первобытных начала, противоположные по своей основе. Согласно ей, вся человеческая жизнь — это постоянная борьба двух противоборствующих сторон, потому люди никогда не смогут достигнуть состояния покоя и умиротворения.
  • Монизм. Согласно этой теории, все объекты и живые существа во вселенной являются порождениями единого начала. Все они похожи между собой и отличаются только количественными, а не качественными характеристиками.
  • Плюрализм. По этой теории, во вселенной существует множество форм субстанции, никак не связанных между собой. Они не борются и не противопоставляются друг другу, сосуществуя во всех областях человеческой жизни, будь то творчество, наука, религия или философия.

В XIX веке, когда начиналась научная и индустриальная революция, теория о субстанции была признана фикцией. На этом этапе её перестали считать значимой.

Отношения с наукой

В Новое время впервые установилась точная связь между философией и наукой. Знаменитые мыслители теперь пытались объяснить картину мира не религиозными учениями и верованиями предков, а исследованиями и рациональным сбором информации. Изменились основные теории о сущности человека, его месте в мире — они больше не соответствовали идеям церкви. Из-за жажды философов к познаниям начал быстрее протекать научный прогресс.

Целью философии НВ стало освобождение человека от ограничений, навязанных невежеством и страхом. На первый план вышло формирование у людей нового мировоззрения на основе научных познаний.

Смысл жизни

Одним из основных различий философии НВ от идей античности стал её взгляд на смысл человеческой жизни. Главной идеей стало то, что он не даётся людям богом или кем-либо ещё, а выбирается самостоятельно, в процессе существования. Это могло быть создание семьи, получение образования или должности и так далее. Через выполнение этих частных целей человек достигал ощущения радости и счастья. Это имело значение само по себе, без служения какой-либо высшей цели.

Приоритетом стало удовлетворение не только своих, но и межличностных потребностей. В процессе воспитания у человека возникало желание не только самому стать счастливым, но и приносить радость друзьям, семье, детям, близким или даже всему человечеству. Идеалом стала самореализация личности без причинения вреда кому-либо.

Основные деятели

Большое влияние на развитие философии НВ оказали её основные деятели. Они не только продвигали свои идеи, но и разрабатывали методики, писали научные труды, налаживали связь с народом. Многие из философов также продвигали противоположные друг другу теории, несмотря на принадлежность к одному течению.

Френсис Бэкон

Достояние философов

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) считается первым в списке представителей философии НВ. Он изобрёл методологию экспериментального естествознания. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер и помогать человеку установить господство над природой и признавал важность как личного опыта, так и анализа, обобщения в познании мира.

Интересно, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Он рассматривал теологию (изучение божественного, которое невозможно понять умом) как науку наравне с философией.

Томас Гоббс

Философы нвоого времени

Томас Гоббс (1588—1679) — ещё один представитель философии нового времени. Фаталист, который считал свободу воли проявлением сил природы. Признавал механическую теорию, согласно которой все характеристики объектов (цвет, размер, вес) субъективны, а объективно лишь их существование. Верил в бога, но считал, что он не вмешивается в земные дела.

В философии Гоббс рассматривал человека прежде всего как часть государства. Считал, что оно должно быть слугой народа и обеспечивать его счастье и безопасность, а не наоборот. Одновременно с этим философ критиковал государственную систему, считая, что она принижает и ущемляет людей.

Рене Декарт

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист и математик. Считал, что разум господствует над всем, а опыт — лишь один из его инструментов. Он первым ввёл идеи эволюции, но смотрел на них только с точки зрения механики.

Основной темой его философии было изучение субстанции. Здесь он придерживался дуализма — идеи двух противоборствующих начал. Одним из них было материальное, понятное разуму и объяснимое механистическими представлениями. Вторым — духовное, непостижимое умом и доступное только бессмертной душе человека.

Одной из основных проблем, которые рассматривал Декарт, был поиск достоверных знаний. Он использовал рационалистические и аналитические методы исследований, а также придерживался философского скептицизма. Главным достижением Декарта стало доказательство рефлекторной сути человеческой психики.

Философия Нового времени стремилась сблизиться с наукой, отдалившись от религии и искусства. Её основными особенностями стали материалистические начала и идея господства разума над всем остальным.

Аннотация. В статье проводится мысль о том, что советская духовно-идеологическая атмосфера, отход от которой наблюдается в последнее десятилетие ХХ-го века, корнями своими уходит в идеологию Просвещения, разрабатывавшуюся на протяжении ХVIII-го века и определявшую собою духовно-мировоззренческий облик европейского Нового времени. Для того, чтобы прояснить мировоззренческие установки европейского человека Нового времени, а, следовательно, дать подробный анализ культуры Европы трех последних столетий, необходимо тщательно рассмотреть социокультурную обстановку ХVIII-го столетия в жизни Европы, и дать комплексную характеристику культурно-исторического явления, которое получило название Просвещения. Этот анализ может помочь при уяснении исторического (локально-временного) характера европейской культуры Нового времени, а также покажет истоки и корни современного духовного кризиса западной культуры.

Марксистская идеологическая доктрина, разработанная в ХIХ-ом веке, в своей теоретической части – диалектико-материалистической философии – осознавала себя как качественно новый, современный уровень философствования и благодаря этому отделялась от предшествующей философии Нового времени как целостная доктрина действия, преобразования окружающего мира во имя создания общества всеобщего благоденствия. Марксистская философия являлась теоретико-идеологической базой для задуманного преобразования общества, заявив о себе как о наиболее современном, научном, адекватном способе объяснения явлений природного и общественного бытия, и на этой основе предложив человеку устойчивые мировоззренческие взгляды в форме определенной идеологии.

Корни эти лежат в идеологии Просвещения. Европейская философия и культура Нового времени, зародившись в ХVII-ом веке, переосмыслив существование и положение человека в мироздании, его мировоззренческие основания, концептуально оформились в эпоху Просвещения в ХVIII-ом столетии. Именно тогда был создан новый тип отношения человека к действительности и его смысложизненные перспективы, которые, несмотря на их попытку пересмотра в ХХ-ом веке, во многом существует в западном обществе и поныне, а в нашей стране были типичными до последнего времени. В известном смысле не будет преувеличением сказать, что российское общество всегда относилось к европейскому культурному ареалу, с той лишь разницей, что идеалы Просвещения, начавшиеся переосмысливаться на Западе уже в начале ХХ-ого века, в нашей культуре продолжали некритически сохраняться до конца ХХ-ого столетия, и только сейчас мы начинаем понимать их культурно-исторический смысл.

В чем же состоят основные посылки Просвещения?

1. Ясперс К. Сочинения. – М.: Республика, 1994. – 527 с.

2. Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: Ладомир, 1994. – 868 с.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: Канон-пресс, 1998. – 84 с.

4. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. / Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. М. А. Кисселя. – М.: Прогресс, 1990. – 387 с.

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Пер. с ит. Ю. М. Юмашева. – М.: Международные отношения, 2000. – 240 с.

6. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект (Речь по случаю вручения премии имени Адорно, учрежденной городом Франкфурт-на-Майне за 1980 г. // Вопросы философии. – 1992. – № 4. – С. 40-44.

7. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Ж.-Ж. Руссо Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М., 1981. – С. 20-42.

8. Кант И. Что такое Просвещение? // И. Кант Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. – М., 1966. – С. 27-35.

Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты. Развилось новое течение философской мысли. Цели и задачи философов заключались в осмыслении и объяснении особенностей современного мира.

Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.

Принято выделять следующие этапы в развитии философии:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Идеи философии Нового времени

Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.

Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.

Направления философии Нового Времени

В философском течении Нового Времени выделяют следующие направления:

Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Рационализм — это противоположное эмпиризму направление, ставящее в основу познавательного процесса человеческий разум. Основатели рационализма считали, что чувства не могут давать объективной картины и часто приводят к ошибочным представлениям. И все в мире может быть познано через возможности человеческого разума, который не имеет границ. Основателями рационализма считаются французские философы Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.

Философия просвещения — это важнейшее направление философии Нового времени, основанное на ценностях гуманизма, равноправия, свободы воли и образования. Мыслители просвещения считали, что только благодаря усилиям разума и постоянному самосовершенствованию можно избавиться от невежества и вывести из тьмы все человечество, независимо от его происхождения и статуса. Ярчайшими представителями просветительской философии были Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и Д. Дидро.

Французский материализм — это направление, возникшее в середине 18 века под влиянием идей античности и эпикуреизма. Французские материалисты считали, что философия является общественным достоянием, а не привилегией элиты и избранных. Основным отличием от остальных направлений считается отношение материалистов к природе, сущность которой сводилась к четко отстроенной системе законов, не допускающих случайностей. Они отрицали идеи Богословия и идеализма. Представителями материализма являются П. Гольбах, Ж. Ламерти, К. Гольвеций.

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Главные идеи

Среди основных идей Нового времени можно выделить:

Основные представители

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты.

Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение.

Рене Декарт (1596-1650)

Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.

Джон Локк (1632—1704)

Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.

Результаты философии Нового Времени

Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить:

Читайте также: