Исследование особенностей внимания у детей доклад
Обновлено: 04.07.2024
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание - важная сторона познавательной деятельности.
Содержание работы
1. Введение. 3
2. Определение внимания. 5
3. Виды и свойства внимания. 6
4. Особенности развития внимания у детей. 9
5. Заключение. 12
6. Список литературы …. 13
Файлы: 1 файл
контрольная по анатомии.rtf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра педагогики и педагогического образования
Контрольная работа по курсу
Анатомия и физиология ребенка
Студентка 2 курса 4346 группы
ОЗО «Педагогика и методика
Быкова Мария Вячеславовна
кандидат медицинских наук
1. Введение. . . . 3
2. Определение внимания. . . 5
3. Виды и свойства внимания. . . 6
4. Особенности развития внимания у детей. . 9
5. Заключение. . . . 12
6. Список литературы …. . . 13
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
Л.С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Причиной выбора данной темы является практическая заинтересованность в эффективных средствах и методах развития внимания у детей 3-7 лет.
Актуальность исследования связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по - своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к анализу такого явления, как внимание.
Ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов (в том числе внимания) у детей. Именно поэтому существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для развития внимания у детей 3-7 лет.
Целью исследования является изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также разработка методических рекомендаций с целью эффективного развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.
Объектом исследования было внимание, как психологический процесс.
Предметом исследования являются особенности развития внимания у детей 3-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании следующих педагогических условий:
- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;
- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению.
В исследовании были выдвинуты следующие задачи:
1) дать теоретико–методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;
2) подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
3) измерить уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
4) выявить особенности развития внимания у детей 3-7 лет;
5) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей с целью развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.
Методологической основой исследования: идеи об источниках и механизмах изменения познавательных процессов в психики, фундаментальные положения нейрофизиологии, общей, дифференциальной психологии, выраженные в принципах развития, единства и деятельности, отражения, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученных посвященные общим вопросам психологии (А. Р. Лурия, Л. С Выготский, Р. Корсини и А. Ауэрбах, истории изучения и современному состоянию психологии детства (А. Фрейд, В. С. Мухина, О. О. Косякова, Л. В. Обухова, О. Е. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Н. Е. Веракса, а также проблемам развития психических процессов человека (Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, А. Г. Маклаков, Е. Н. Степанов, Л. Ф. Тихомирова) и в частности экспериментального формирования внимания (П. Я. Гальперин, С. Г. Якобсон и М. И. Яновский). Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин - педагогики и психологии, поэтому в исследовании использованы педагогические пособия (К. Д Ушинский, В. В. Князева).
Научная новизна исследования: рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке понятия внимания, обобщены основные научные представления об особенностях развития внимания у детей дошкольного возраста, выявлены критерии свойств особенностей внимания, влияющие на успешный процесс развития внимания у детей 3-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: уточнены в исследовании научные представления о наличии взаимосвязи особенностей внимания и создании взрослым, определенных педагогических условий для эффективного развития внимания у детей 3-7 лет.
Практическая значимость исследования: апробированный комплекс методических средств, исследования особенностей развития внимания может быть включен в арсенал методов детского практического психолога. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблеме развития особенностей внимания у ребенка дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования: обеспечивалась выбором адекватной его цели и методологической основы, применением валидных и надежных методов исследования особенностей развития внимания, репрезентативность выборки; внедрение в практику и апробацией полученных результатов.
Были подсчитаны результаты обследования в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, дети показали следующие результаты:
Обобщая результаты методик, можно сделать вывод, что у большинства детей исследованной группы внимание развито на среднем и низком уровнях.
Результаты обследования были подсчитаны в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, после проведения развивающих занятий дети показали следующие результаты:
В исследовании 56% детей обладают высоким уровнем, 26% детей – средним уровнем, а 18% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают высоким уровнем развития объема внимания.
При сравнении данных первичной диагностики с повторной диагностикой после проведения развивающих занятий, можно сделать вывод о том, что уровни развития внимания повысились. Таким образом, это свидетельствует об эффективности, применяемой нами методической разработки для развития особенностей внимания.
Таким образом, целью нашего исследования, являлось изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также выявление эффективности развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.
Для достижения поставленной цели были успешно решены следующие задачи:
1) даны теоретико-методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;
2) подобраны и апробированы оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
3) измерены уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
4) выявлены особенности развития внимания у детей 3-7 лет;
5) разработаны методические рекомендации для развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.
Так как поставленные перед нами задачи исследования были решены, то можно сказать с уверенностью, что цель исследования нами была достигнута.
Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании таких педагогических условий, как:
- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;
- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению, получила подтверждение в нашем экспериментальном исследовании.
Методика "Запомни и расставь точки"
Состав экспериментальной группы
№ Имя ребенка Пол Возраст
1 Доминика А. женский 3 года
2 Алиса М. женский 3 года
3 Андрей Т. мужской 3 года
4 Мирослав С. мужской 3 года
5 Василий Т. мужской 3 года
6 Александр О. мужской 4 года
7 Кристина Ж. женский 4 года
8 Карина Г. женский 4 года
9 Макар Б. мужской 4 года
10 Полина Г. женский 4 года
11 Кристина Б. женский 5 лет
12 Милана В. женский 5 лет
13 Светлана Т. женский 5 лет
14 Мария Т. женский 5 лет
15 Анастасия Т. женский 5 лет
16 Арина В. женский 6 лет
17 Артем П. мужской 6 лет
18 Хадижат В. женский 6 лет
19 Матвей Г. мужской 6 лет
20 Татьяна Ш. женский 6 лет
21 Софья К. женский 7 лет
22 Глеб А. мужской 7 лет
23 Дарья П. женский 7 лет
24 Диана М. женский 7 лет
25 Сергей К. мужской 7 лет
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
1. Упражнения на нахождение сходства и различий
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
2. Упражнения на нахождение одного предмета, у которого нет пары, или просто поиск парных изображений
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
3. Упражнения – всевозможные лабиринты
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
4. Упражнения на развитие концентрации внимания
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания
3. Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания
Спасибо за внимание!
Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес детей к созданию.
Комплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗ Внимание – это главное качество, посредством него происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается.
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.
Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.
Изучение сформированности временных представлений у детей 4–5 лет ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Актуальность исследования. Математика- одна из наиболее важных областей.
Психологические аспекты особенностей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Особенности развития игры в старшем дошкольном возрасте обусловлено особенностями психологического развития данной возрастной группы дошкольников.
Читайте также: