Иоанн лазарев иерей сщмч доклад

Обновлено: 19.05.2024

Родился 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника местной мещанской управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны. Его отец имел тяжелый характер, был неуживчив, часто менял место службы, за что родственники прозвали его "шатуном". Даже в своей семье Михаил Лазарев был несдержан, груб, проявлял нетерпимость по любому поводу и обижал свою супругу, несправедливо наказывал и бил детей. Вместе с Ваней в семье воспитывалось еще двое детей. Незадолго до родов еще одного ребенка Анна Александровна, наконец, не вытерпела поведения мужа и ушла от него, уехав к своим родителям в село Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов Анна Александровна Лазарева скончалась. В семье было принято решение всех осиротевших детей оставить на воспитание у деда церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева. Родная тетя Вани Серафима Порфирьева, красивая молодая девушка, которую многие сватали, отказалась от замужества ради детей своей сестры, которых очень любила.

Ваня Лазарев начал свое обучение в можаровской школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. В доме деда была большая библиотека, и поэтому, рано научившись читать, мальчик с удовольствием рассматривал книги, в особенности жития святых.

В начале 1880-х годов Серафима Александровна Порфирьева увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата, кандидата богословия, преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Алексея Александровича Порфирьева.

По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то Ваня с братом и сестрой стали воспитываться в новой семье. В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым, родом из священнической семьи, оставил государственную службу, принял сан диакона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского уезда, который стал его первым приходом. В этом селе и прошли отроческие годы Иоанна Лазарева. Впоследствии всю свою жизнь отец Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей называл родными братьями и сестрами.

Иерей Иоанн Лазарев с супругой
Иерей Иоанн Лазарев с супругой
В 1897 году Иван Михайлович успешно окончил Нижегородскую духовную семинарию и через год женился на дочери священника из села Городец, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне.

4 февраля 1898 года был рукоположен в сан священника, с назначением в приход села Баранова Горбатовского уезда. Это был большой приход, в состав которого помимо самого села входили еще пять окрестных деревень. Отец Иоанн служил в каменной Покровской церкви, выстроенной еще в начале XIX столетия на средства прихожан. В семье отца Иоанна и матушки Анны воспитывалась единственная дочь Елизавета, которая родилась в Баранове 20 августа 1898 года.

30 июля 1900 года был перемещен на приход в крупное кустарно-промышленное село Павлово на Оке, в Николаевский храм. Здесь, в обширном и многолюдном приходе (количество прихожан этого храма достигало 2000 человек), отец Иоанн служил в качестве второго священника вместе с настоятелем протоиереем Евгением Антоновичем Заколпским.

В течение тринадцати лет о. Иоанн состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более десяти лет также занимал должность наблюдателя за библиотекой Павловской кустарной артели.

По его инициативе в деревне Крюково была построена церковно-приходская школа, в которой он с 1902 по 1913 год являлся заведующим и учителем. Кроме этого, он преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, в период с 1911 по 1913 год являлся членом уездного отделения епархиального училищного совета.

19 июля 1913 года назначен настоятелем Нижегородской церкви Успения Божией Матери, что на Ильинской горе. Это был небольшой храм и малочисленный приход, в котором вместе с отцом Иоанном служил только псаломщик.

В Нижнем Новгороде, отец Иоанн преподавал в Рождественском городском начальном училище. Кроме того, он вошел в состав Нижегородского училищного совета и епархиального эмеритального управления.

В 1915 году овдовел. Единственная дочь Елизавета успела получить начальное образование в частной нижегородской женской гимназии госпожи Н.Ф.Геркен. Впоследствии она попытается поступить в медицинский институт, но ее туда не примут, как дочь известного нижегородского священника. Елизавета Лазарева, несмотря на возражения отца, рано вышла замуж за драматического актера Евгения Писарева. Брак этот распался, и воспитанию ее единственного сына Глеба всячески помогал отец Иоанн, который очень любил своего внука.

В 1922 году возведен в сан протоиерея.

В 1928 году был впервые арестован по обвинению в антисоветской деятельности и находился в горьковской тюрьме в течение месяца. За недоказанностью обвинения и в связи с ходатайством прихожан батюшка был освобожден.

Отец Иоанн был переведен в нижегородскую Вознесенскую церковь. В дальнейшем, уже на основании распоряжения районного Свердловского совета от 28 февраля 1935 года, члены бывшей Успенской общины вместе с причтом и церковным имуществом были отделены от Вознесенской общины и присоединены к Казанской общине при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыре. Однако уже в апреле это решение было отменено, и представители Казанской общины сами переводились в Вознесенский храм.

С 1935 года служил вторым священником в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви. Здоровье его было очень слабым, и совершать богослужения постоянно он уже не мог. Служил отец Иоанн только по воскресным дням и большим праздникам.

В ночь на 6 августа 1937 года был арестован на своей даче в деревне Фроловской, недалеко от города, в ходе массовых арестов по делу Горьковского митрополита Феофана (Тулякова), заключен в горьковскую тюрьму. В городской квартире отца Иоанна был произведен обыск, во время которого у батюшки были изъяты денежные средства, Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий. Во время следствия отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он является активным участником горьковского филиала церковно-фашистской диверсионно-террористической и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Кроме этого, отца Иоанна обвиняли в том, что он якобы проводил вербовку новых участников в эту контрреволюционную организацию, собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города.

На единственном допросе, который состоялся 9 августа 1937 года, отец Иоанн не признал себя виновным.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, предлагаю не задерживать следствие, дать правдивые показания о вашей контрреволюционной агитации, – требовал следователь.

– Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признаю, и я нигде и никогда контрреволюционной агитации не проводил.

Свя­щен­но­му­че­ник Иона (в ми­ру Иван Ива­но­вич Ла­за­рев) ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Лу­чи­но Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1892 Иван Ива­но­вич окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен над­зи­ра­те­лем в Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Он учил­ся в Нов­го­род­ской се­ми­на­рии в тот пе­ри­од, ко­гда рек­то­ром ее был ар­хи­манд­рит Ти­хон (Ни­ка­но­ров), впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский, в 1919 го­ду пре­тер­пев­ший му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков.
4 но­яб­ря 1892 го­да Иван был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Иона, а 3 де­каб­ря то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. 23 де­каб­ря 1893 го­да иеро­ди­а­кон Иона был за­чис­лен в чис­ло бра­тии Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря, а 6 ян­ва­ря 1895 го­да ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. 30 де­каб­ря 1899 го­да иеро­мо­нах Иона по хо­да­тай­ству епи­ско­па По­лоц­ко­го Ти­хо­на (Ни­ка­но­ро­ва) был за­чис­лен в чис­ло бра­тии По­лоц­ко­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, а 5 ян­ва­ря 1900 го­да на­зна­чен каз­на­че­ем и риз­ни­чим По­лоц­ко­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма. 27 но­яб­ря то­го же го­да иеро­мо­нах Иона был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Невель­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го за­штат­но­го необ­ще­жи­тель­но­го мо­на­сты­ря. 2 сен­тяб­ря 1902 го­да он был пе­ре­ве­ден на долж­ность на­сто­я­те­ля Нов­го­род­ско­го Ско­во­род­ско­го необ­ще­жи­тель­но­го тре­тье­класс­но­го мо­на­сты­ря и через год воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
В 1907 го­ду епи­скоп Ти­хон жил в став­ро­пи­ги­аль­ном Вос­кре­сен­ском Но­во­и­е­ру­са­лим­ском мо­на­сты­ре, ис­пол­няя долж­ность его на­сто­я­те­ля. Пе­ред тем как по­ки­нуть мо­на­стырь и за­нять ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру, вла­ды­ка пред­ло­жил Свя­тей­ше­му Си­но­ду на­зна­чить на долж­ность на­сто­я­те­ля Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Иону, ко­то­ро­го он дав­но и хо­ро­шо знал с са­мой луч­шей сто­ро­ны, и 22 мар­та 1911 го­да ар­хи­манд­ри­та Иона был на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля это­го мо­на­сты­ря. В ян­ва­ре 1918 го­да ар­хи­манд­рит Иона был от­прав­лен в рас­по­ря­же­ние ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го и За­дон­ско­го Ти­хо­на.
29 января 1926 года хиротонисан во епископа Велижского, стал викарием Полоцкой епархии. В литературе также упоминается как епископ Невельский. При­сту­пить к сво­им обя­зан­но­стям он по неза­ви­си­мым от него об­сто­я­тель­ствам не смог. 14 мая 19261 го­да он был уво­лен на по­кой с бла­го­сло­ве­ни­ем за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Сер­гия про­жи­вать в се­ле Ба­тюш­ко­ве Дмит­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Жи­вя здесь, он слу­жил в Ни­коль­ском хра­ме в этом се­ле. Мно­гие по­чи­та­ли епи­ско­па Иону за дар рас­суж­де­ния и при­ез­жа­ли, чтобы по­лу­чить от него ду­хов­ные на­став­ле­ния. В трид­ца­тых го­дах на тер­ри­то­рии Дмит­ров­ско­го рай­о­на бы­ла со­зда­на си­сте­ма ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей, за­клю­чен­ные ко­то­рых за­ни­ма­лись стро­и­тель­ством ка­на­лов и шлю­зов. Сре­ди уз­ни­ков этих ла­ге­рей бы­ло мно­го ду­хо­вен­ства, и епи­скоп через за­клю­чен­ных, имев­ших сво­бод­ный вы­ход из ла­ге­ря, по­мо­гал на­хо­дя­щим­ся в нево­ле свя­щен­ни­кам.
Во вре­мя го­не­ний 1937 го­да епи­скоп Иона был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что он под ви­дом цер­ков­ных про­по­ве­дей вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. На до­про­сах он ви­нов­ным се­бя не при­знал. 17 ок­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла вла­ды­ку к рас­стре­лу. Епи­скоп Иона (Ла­за­рев) был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. "Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия". Тверь, Из­да­тель­ство "Бу­лат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.


Кафедра новгородских святителей


Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

Священномученик Иона (Лазарев), епископ Велижский († 1937)


Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

8 окт./21 окт. – День мученической кончины

Неделя 4-я по Пасхе (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в Лучинском погосте Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника. Иван Лазарев учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. В 1892 году Иван Иванович был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище.

4 ноября 1892 года Иван Лазарев был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, расположенного недалеко от города Звенигорода (Московская обл.), а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского во имя Архангела Михаила необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. Обитель была закрыта в 1920 году.

В 1907 году епископ Тихон (Никаноров) жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны. 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. После революционных событий, в январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова). 29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии. Владыка не смог при

ступить к исполнению своих архиерейских обязанностей, видимо, из-за засилия обновленцев. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском сельском храме. После революции в селе рядом с храмом жили насельницы закрытого Спасо-Влахернского женского монастыря, расположенного неподалеку, в Деденево. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

Во время гонений 1937 года епископ Иона 15 августа был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вел контрреволюционную агитацию. На допросах виновным себя не признал. 17 октября Особой Тройкой НКВД по Московской области приговорен к высшей мере наказания. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле в Бутово.

В 1939 году храм закрыли, имущество разграбили, сбросили колокола, сбили кресты с куполов. Протоиерей Сергий Писарев, последний настоятель храма, скончался от сердечного приступа, когда пытался противостоять вандалам. К настоящему времени Никольская церковь почти полностью восстановлена. На стенде храма размещена информация о священномученике епископе Ионе (Лазареве).

Лазарев Иван Иванович реабилитирован 17 июля 1989 г. за отсутствием состава преступления.

Бутовский полигон в настоящее время находится в черте Москвы, это место массовых захоронений жертв репрессий 30-х - начале 50-х годов XX века. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и похоронены 20765 человек. На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т.ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т.ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана).

За веру были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа).

На Юбилейном Соборе 2000 года были канонизированы 120 человек, расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митрополит сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиепископ сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиепископ сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий епископ сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский епископ сщмч. Никита (Делекторский), Велижский епископ сщмч. Иона (Лазарев).

Канонизация:

Епископ Иона (Лазарев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Ионе, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех / и славнаго в муче- ницех Ионе, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе дости же / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.

Источники:

• Иона (Лазарев Иван Иванович) - Православная энциклопедия, т.ХХV (игум. Дамаскин (Орловский)

• Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь. - Тверь, 2003.


Священномученик Иоанн родился 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника местной мещанской управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны.

Вместе с Ваней в этой семье воспитывалось еще двое детей. Незадолго до родов еще одного ребенка Анна Александровна, наконец, не вытерпела поведения мужа и ушла от него, уехав к своим родителям в село Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов Анна Александровна Лазарева скончалась. В семье было принято решение всех осиротевших детей оставить на воспитание у деда — церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева. Родная тетя Вани — Серафима Порфирьева, красивая молодая девушка, которую многие сватали, отказалась от замужества ради детей своей сестры, которых очень любила. Но родной отец Михаил Лазарев, к сожалению, практически и не вспоминал о своих осиротевших детях.

Именно здесь, в селе Можаров Майдан, Ваня Лазарев начал свое обучение в местной школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. В доме деда была большая библиотека, и поэтому, рано научившись читать, мальчик с удовольствием рассматривал книги, в особенности жития святых.

В начале 1880-х годов Серафима Александровна Порфирьева увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата, кандидата богословия, преподавателя Нижегородской Духовной семинарии священника Алексея Александровича Порфирьева (будущего священномученика Нижегородской епархии).

По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев с радостью и детским усердием прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то мальчик с братом и сестрой стали воспитываться в новой семье.

В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым, родом из священнической семьи, выбрал путь спасения через служение в Святой Церкви. Он оставил государственную службу, приняв сан диакона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского уезда, который стал его первым приходом. В этом селе и прошли отроческие годы Иоанна Лазарева. Впоследствии всю свою жизнь отец Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей называл родными братьями и сестрами.

С юных лет будущий пастырь Иоанн Лазарев избрал путь православного священнослужителя. В 1897 году он успешно окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии и через год женился на дочери священника из села Городец, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне.


Церковь Успения Божией Матери, что на Ильинской горе г. Нижнего Новгорода

4 февраля 1898 года состоялось его рукоположение в сан священника, с назначением в приход села Бараново Горбатовского уезда. Это был большой приход, в состав которого помимо самого села входили еще пять окрестных деревень. Молодой батюшка отец Иоанн служил в каменной Покровской церкви, выстроенной еще в начале XIX столетия на средства прихожан. В семье отца Иоанна и матушки Анны воспитывалась единственная дочь Елизавета, которая родилась в Баранове 20 августа 1898 года.

30 июля 1900 года образованный пастырь и проповедник отец Иоанн Лазарев был перемещен на новый приход — в крупное кустарно-промышленное село Павлово на Оке, в Николаевский храм. Здесь, в обширном и многолюдном приходе (количество прихожан этого храма достигало 2000 человек), отец Иоанн служил в качестве второго священника вместе с настоятелем протоиереем Евгением Антоновичем Заколпским.

Спустя три года после переезда в Павлово, в 1903 году, когда состоялось прославление св. прп. Серафима Саровского, отец Иоанн удостоился своей первой церковной награды — набедренника. Спустя три года он был награжден скуфьей, а в 1912 году — камилавкой.

На благо своих прихожан батюшка исполнял различное церковное и общественное служение. В течение тринадцати лет он состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более десяти лет отец Иоанн также занимал должность наблюдателя за библиотекой Павловской кустарной артели.

Известен был отец Иоанн среди местных жителей и как прекрасный законоучитель и преподаватель. По его инициативе в деревне Крюково была построена церковно-приходская школа, в которой он с 1902 по 1913 годы являлся заведующим и учителем. Кроме этого, отец Иоанн преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, в период с 1911 по 1913 год отец Иоанн являлся членом уездного отделения епархиального училищного совета.

В дальнейшем ревностное пастырское служение отца Иоанна Лазарева было связанно с несколькими нижегородскими храмами. Дольше всего отец Иоанн прослужил в качестве настоятеля в одном из древнейших храмов Нижнего Новгорода — церкви Успения Божией Матери, что на Ильинской горе. Его назначение на этот приход указом Нижегородской Духовной консистории последовало 19 июля 1913 года. Это был небольшой храм и малочисленный приход, в котором вместе с отцом Иоанном служил только псаломщик.


Иерей Иоанн Лазарев

Переехав в Нижний Новгород, отец Иоанн продолжил свою педагогическую деятельность в Рождественском городском начальном училище. Кроме того, он вошел в состав Нижегородского училищного совета и епархиального эмеритального управления. В 1916 году он был удостоен очередной церковной награды — права ношения наперсного креста.

За два года до революционных потрясений отец Иоанн овдовел, его супруга Анна Ефимовна скончалась в возрасте 40 лет. Единственная дочь Елизавета успела получить начальное образование в частной нижегородской женской гимназии госпожи Н. Ф. Геркен. Впоследствии она попытается поступить в медицинский институт, но ее туда не примут, как дочь известного нижегородского священника. Елизавета Лазарева, несмотря на возражения отца, рано вышла замуж за драматического актера Писарева Евгения Николаевича. Брак этот распался, и воспитанию ее единственного сына Глеба всячески помогал отец Иоанн, который очень любил своего внука.

После кончины супруги все свои душевные и физические силы отец Иоанн обратил на плодотворную религиозно-просветительскую и проповедническую деятельность среди нижегородцев. По воспоминаниям родных и близких, отец Иоанн все дни проводил в трудах, занимаясь различными церковными вопросами и делами. В 1922 году, до обновленческого раскола, отец Иоанн по ходатайству благочинного перед архиепископом Евдокимом (Мещерским) был удостоен сана протоиерея.

Церковный причтовый дом, который находился рядом с храмом и где жил отец Иоанн, был большой, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей его родственников особенно привлекали подшивки иллюстрированных журналов. В воскресные и праздничные дни к нему очень любили приходить малолетние племянники из семьи Никольских. После революции дом этот был национализирован, и отцу Иоанну пришлось переселиться жить непосредственно в свой храм.

Такое соглашение, подписанное отцом Иоанном, было заключено и в отношении Успенской церкви. Условия этого соглашения неукоснительно выполнялись, община платила налоги, занималась текущим ремонтом церкви, и повода расторгнуть его у представителей новой власти не было. Тогда в 1928 году отец Иоанн был впервые арестован по обвинению в антисоветской деятельности и находился в горьковской тюрьме в течение месяца. Не сумев доказать данное обвинение, а также в связи с ходатайством прихожан батюшка был освобожден. В 1930‑е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма, настоятелем которого долгие годы был отец Иоанн.

Получив это постановление, отец Иоанн и приходской совет решили отстаивать свой храм и написали письмо во ВЦИК с просьбой оставить его верующим.

В ответ на это обращение Москва затребовала все документы по данному приходу. Рассмотрев их, в августе 1932 года ВЦИК вынес постановление об отмене решения нижегородских властей. Но отстоять свой храм отцу Иоанну и его прихожанам удалось ненадолго.

Трудящиеся-безбожники и местные власти решили добиваться своего. Спустя всего год, в сентябре 1933 года, на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещении, было принято окончательное решение о ликвидации данной общины.


Церковь Иоанна Предтечи г. Нижнего Новгорода

После закрытия храма отец Иоанн мог бы прекратить священническое служение, выйти за штат, но он оставался тверд в своем служении Богу. Отец Иоанн был переведен в нижегородскую Вознесенскую церковь. В дальнейшем, уже на основании распоряжения районного Свердловского совета от 28 февраля 1935 года, члены бывшей Успенской общины вместе с причтом и церковным имуществом были отделены от Вознесенской общины и присоединены к Казанской общине при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыре. Однако уже в апреле это решение было отменено, и представители Казанской общины сами переводились в Вознесенский храм.

Незадолго до своего ареста отец Иоанн стал служить в качестве второго священника в церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, которая находится у стен Нижегородского кремля. Здоровье его было очень слабым, и совершать богослужения постоянно, как того требует церковный устав, он уже не мог. Служил отец Иоанн только по воскресным дням и большим праздникам.

В ночь с 5 на 6 августа 1937 года, когда проводились массовые аресты духовенства Нижнего Новгорода, 60-летний отец Иоанн был арестован сотрудниками Кстовского районного НКВД на своей даче в деревне Фроловской, недалеко от города. Затем в его городской квартире был произведен обыск, во время которого у батюшки были изъяты денежные средства, Святое Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий.

Во время следствия отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он является активным участником горьковского филиала церковно-фашистской диверсионно-террористиче ской и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Кроме этого, отца Иоанна обвиняли в том, что он якобы проводил вербовку новых участников в эту контрреволюционную организацию, собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города.

На единственном допросе, который состоялся 9 августа 1937 года, отец Иоанн не признал себя виновным.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, предлагаю не задерживать следствие, дать правдивые показания о вашей контрреволюционной агитации, — требовал следователь.

— Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признаю, и я нигде и никогда контрреволюционной агитации не проводил.

— Сколько раз служил в вашей церкви митрополит Феофан?

— Служил более пяти раз, последний раз служил 24 июня этого года / 7 июля по новому стилю.

— Вы присутствовали при служении Феофана?

— Присутствовал, но служил с Феофаном настоятель церкви Тихонов, Каторжин.

— Посещали ли вы Феофана на квартире, после того как он отслужит обряд? — Я Феофана посещал два раза на квартире, разговор был только на бытовую тему. Я ему пояснил о своей болезни, и митрополит Феофан давал мне советы лечения, других разговоров у меня с ним не было.

— Кто посещал из попов Феофана?

— Посещал Феофана благочинный Лавров Николай Иванович, священник Сергиевской церкви, Тихонов Константин Васильевич, протоиерей Предтеченской церкви, посещали его и другие.

— Какие бывают разговоры при посещении Феофана, как в церкви, а также и на квартире?

— Были ли разговоры Феофана как с попами, а также с другими посетителями, я не знаю, так как я в это время не присутствовал.

— Поясните ваши связи и знакомых?

— Из попов я бываю у Тихонова, своего настоятеля, и Троицкого Петра Николаевича из Похвалинской церкви, но посещаю их очень редко. Посещаю Смирнова Владимира Митрофановича, сына бывшего торговца, но это посещение заключается в том, что последний делал для церкви кое-какой ремонт, а также и другие работы. Больше я никого не посещаю, а также и меня никто не посещает, — отвечал престарелый священник следователю.


Документы из следственного дела протоиерея Иоанна Лазарева

Не получив нужных признаний, следователь в качестве доказательства вины отца Иоанна предъявил показания лжесвидетеля. Спустя пять дней в следственном деле появился протокол допроса одного нижегородского диакона, который дал про отца Иоанна следующие показания:

— Лазарева Ивана Михайловича знаете?

— Лазарева Ивана Михайловича я хорошо знаю, он является попом Предтеченской церкви, проживает в г. Горьком.

— Что вам известно о контрреволюционной деятельности Лазарева?

— Лазарева И. М. я знаю как отъявленного врага советской власти. Среди церковников своего прихода Лазарев ведет большую контрреволюционную работу, внушает церковникам ненависть к советской власти, высказывает контрреволюционные клеветнические суждения. Кроме этого, он высказывал пораженческие настроения, заявляя о неизбежности близкой войны с Японией.

На основании этих обвинений 21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Лазарев был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.

Память сщмч. Иоанна 4 октября.

Читайте также: