Интеллект норма и отклонения доклад

Обновлено: 07.07.2024

Интеллект - это умственная способность человека уметь решать различной сложности задачи и приспосабливаться к обществу. По своим свойствам наш интеллект - это особая система в нашем головном мозге, которая имеет способность понимать, изучать, запоминать и создавать что-то новое. Уровень интеллекта у всех людей разный. Его можно как и развивать, так и понижать. Он может включать в себя интуитивные процессы, то есть решать все без применения сознательных процессов, а также и осознанные решения.

  • Способности как часть интеллекта
  • Виды интеллекта
  • Развитие интеллекта у человека
  • Коэффициент интеллекта
  • Что влияет на показатели IQ?
  • Умственная отсталость, классификация

Способности как часть интеллекта

  • Память. Человек способен запоминать, усваивать и передавать полученную информацию.
  • Ощущение. Человек может ощущать как физически, так и психически различные свойства внешней среды, независимо от того, касаются они его или нет.
  • Мышление. Человек может думать, размышлять на различные тематики.
  • Восприятие. Человек воспринимает все, что его окружает на физическом и психологическом уровне.
  • Воображение. Способности человека многогранны, поэтому он может воображать и представлять то, что могло бы быть или то, что произойдет. Иначе это понятие обозначают как уход от реальности.
  • Представление. Человек понимает, кто он и где находится, он живет здесь и сейчас, не уходит в прошлое или будущее.
  • Внимание. У каждого эта способность развита абсолютно по-разному. Это свойство человека акцентировать свое внимание на определенный объект.
  • Рефлексия. Каждый индивид всегда думает о самом себе.Человек обращает свое внимание на самого себя, а также на все то, что он сделал.
  • Воля. Человек имеет такую способность, как устанавливать цель и действовать только для решения поставленной им задачи.

Виды интеллекта

  • Подвижный. Это та часть интеллекта, которая помогает нам думать и выходить за рамки уже накопленного нами опыта, решать новые, более сложные для нас задачи. Это своего рода рабочая память. Он включает в себя способности индукции, дедукции и абстракции. Обычно присущ в науке, математике, программировании. Он развивается где-то до 40 лет, а затем начинает постепенно понижаться.
  • Кристаллизовавшийся. Эта уже другая часть интеллекта, в которой главную роль играет накопленный нами опыт и его применение для решения различных, похожих задач. В основном он работает в обычных жизненных ситуациях, которые не требуют включения подвижного интеллекта.

Важно! Когда интеллект начал развиваться у вида человека разумного (Homo sapiens), это выделило его из мира животных и послужило первой предпосылкой для развития большой социальной конструкции и цивилизации. Разные задачи требуют содержание новых интеллектуальных способностей у человека. Во всех случаях необходимо, чтобы человек мог не пугаться нового, уметь мыслить и быть готовым к тому, что может произойти. Показателем интеллектуальных способностей будет отсутствие страха у человека чего-то нового.

Развитие интеллекта у человека

  • Социальный. Это так называемая способность человека понимать окружающих его людей, их поведение, мысли, чувства. Это необходимо для адаптации в обществе, успешному взаимодействию с другими людьми.
  • Эмоциональный. Это тот интеллект, который помогает человеку понимать самого себя, свои мысли, эмоции, чувства.

Рис. 2. Виды интеллекта

Коэффициент интеллекта

Главная составляющая интеллекта человека - это эрудиция. Эрудиция - это большое количество знаний, которые запасает наш мозг. Но пользуясь только одними этими знаниями, нельзя полностью оценить и понять ум человека. Именно поэтому разработали специальную, правильную оценку, позволяющую понять, какой же интеллект у определенного индивида.

Иными словами существует специальный тест на IQ, который помогает разобраться и понять умственный возраст индивида и сопоставить его к хронологическому возрасту. Первое понятие коэффициента интеллекта ввел немецкий психолог и философ Уильям Льюис Штерн в 1912 году. Он обращал внимание на недостатки интеллекта и отмечал различия между умственным и хронологическим возрастом. Тест “айкью” средним значением равен 100, и сделан таким образом, чтобы около 50% людей имели показатели от 90 и до 110. 25% людей могут иметь показатели немного ниже 90 и более 110. А вот если показатель IQ ниже цифры 70, то это в большинстве случаев считается умственной отсталостью.

Каждый человек – это личность, со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше его узнать, нужно ближе познакомиться посредством общения. В процессе, которого по мимике, жестам, манере держаться, при умении слушать раскроется и уровень его умственного развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают навыки индивида к умственной деятельности.

умственное развитие

Что такое интеллект и умственное развитие

Определенно их можно улучшить и повысить благодаря самосовершенствованию.

Умственное развитие предполагает комплекс знаний и навыков, который формировался в процессе их получения.

В переводе с латыни – познание, понимание. И означает совокупность потребностей к оценке, анализу и разрешению ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание, а также восприятие.

Отсюда следует что, человеческий интеллект – это определенная система навыков, которая позволяет приспосабливаться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основываясь на полученном опыте, благодаря которым осуществляется управление различными сложившимися жизненными условиями.

умственные способности

  1. Биологическая. Это умение осознанно подстраиваться под ситуацию;
  2. Воспитательная. Способность к процессу обучения.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине французский психолог. Интеллект – это способность приспособления средств к достижению цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабной способностью к разумному действию, рациональным мыслительным процессом и умелым преодолением жизненных ситуаций.

Теперь разберемся, что способствует развитию умственных способностей

Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника либо без труда объяснить, о чем книга – это качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала дадим определение термину

Это способность индивида к распознанию, анализу и принятию верного разрешения ситуации. Умственные способности объединяют все когнитивные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувствование, понимание и представление.

интеллект это

Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

  1. Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
  2. Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста

На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.

умственное развитие ребенка

Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.

Какими способами его возможно улучшить

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:

  1. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
  3. Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.

понятие об умственном развитии

А теперь поговорим о том, как развить способности ребенка

Нельзя судить об умственном развитии малыша, который только родился, потому что он еще неспособен к действию. Определенно у него есть природные задатки. Это заложенные от рождения особенности, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в какой-либо деятельности. Допустим, чувство ритма и умение слышать музыку для танцев, быстрота реакция и точность двигательных движений для занятия определенным видом спорта и др.

Задатки потом выражаются в предрасположенности ребенка к любому роду занятия (танцы, рисование, пение). Это увлекает малыша, причем доставляет огромное удовольствие.

Для выявления данных талантов, ребенка необходимо погрузить в определенный процесс. Ну и, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярном, системном занятии с преподавателем.

Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребёнок, без трудолюбия, дисциплины, воли, старания нельзя добиться высот. Порой, люди, не имеющие талантов, добиваются небывалых результатов благодаря силе воли и упорству.

Ученые предполагают, что у малыша основа умственных способностей заложена на 50 - 60 %. Причем они имеют больше творческий характер, который не всем удается развить. И только от процесса воспитания будет зависеть, насколько они разовьются.

Об умственных способностях ребенка судят по количеству и качеству полученных знаний. С раннего возраста он совершенствует ум. На основании этого можно сделать вывод, что развитие способностей зависит от ряда социальных и биологических составляющих.

Умственное воспитание

Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника. Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.

Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.

  1. Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
  2. Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
  3. Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
  4. Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.

Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.

умственная деятельность

Что понимают под умственной отсталостью

Отсталое умственное развитие человека – это нарушение интеллекта, которое, к сожалению, необратимо.

Выделяют две основные клинические формы, которые различаются временем возникновения:

  1. Олигофрения. Возникает из-за внутреннего повреждения мозга ребенка на первых годах жизни. Здесь происходит нарушение развития интеллекта вследствие его недоразвития;
  2. Деменция – это развал уже существующих функций интеллекта по причине разных заболеваний мозга, вследствие повреждения его коры в возрасте после первых двух, трех лет жизни.

Поговорим о степенях умственной отсталости

Они различаются повреждением головного мозга:

  • Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
  • Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
  • Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти. У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.

Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах. Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе. Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

Когда стоит обратиться к врачу

И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние

Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.

задержка умственного развития

Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.

Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.

Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.

Умственная отсталость. Степени и формы умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью

Интеллект: коэффициент интеллекта, тесты на IQ

Теория Гальперина: основы теории, содержание и структура

Заслуженный деятель науки РСФРС, выдающийся психолог, доктор педагогических наук Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Москве. Его вклад в науку заключается в том, что он не только ввел в психологию такое понятие, как .

Основные качества ума в психологии. Индивидуальные специфические особенности мышления

Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об .

Ребенок с нарушением интеллекта: специфические особенности развития и воспитания. Советы, методики и программы для помощи ребенку

Практически в каждом коллективе есть детки, которые требуют к себе особого внимания, и не всегда этими детьми являются инвалиды с физическими отклонениями. Возможно также появление ребенка с нарушениями интеллекта. Таким детям сложно усваивать .

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять скрытый потенциал ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Выявление и развитие одаренных детей. Проблемы одаренных детей. Школа для одаренных детей. Одаренные дети.

Не каждый знает, кто такой олигофрен. Это человек, имеющий патологию, проявляющуюся при рождении. Олигофрению невозможно излечить, она сопровождает больного на протяжении всей его жизни.

Узнаем кто такой олигофрен? Чем он оличается от других людей?

Почему один и тот же человек запросто считает в уме, но при этом с трудом выражает свои мысли письменно? Психолог Говард Гарднер утверждает, что все дело в 8 типах интеллекта, заложенных в нас с детства. Лучше узнать свои таланты и способности поможет эта статья.

8 типов интеллекта: специфические особенности классификации, описание

Интеллект, память и внимание - это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных способностей люди постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с малых лет.

Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.

Интеллект

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Какие бывают виды интеллекта

Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.

Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.

Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.

Виды

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Методы

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:

Какие факторы влияют на умственные способности человека

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

1

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Как повысить уровень интеллекта

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.

Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие и сущность интеллекта

Тема интеллекта и умственных способностей индивида представляла интерес в психологии долгое время и в настоящее время нет единой концепции определения понятия интеллекта.

Главным фактором выделения интеллекта как самостоятельного психического явления считается его функция в регуляции поведения личности. Если рассматривать интеллект как некую способность, то в первую очередь надо обратить внимание на его адаптационную роль для человека и высших животных. Интеллект - это определенная общая способность приспособления к новым жизненным условиям.

В истории психологических исследований проблема интеллекта, является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной, но в тоже время остается одной из дискуссионных.

Следует еще раз подчеркнуть, что до настоящего времени не сложилось единого определения интеллекта, тем не менее, это понятие широко используют в различных областях психологической науки.

Под интеллектом можно понимать способность к обучению, также способность к адаптации в окружающей среде, способность структурировать абстрактные символы, аналитические и мыслительные способности. Поэтому исследуя сущность интеллекта, будем исходить из многогранности данного понятия. [6, с. 33]

Интеллект (лат. intellectus) - в широком смысле понимается как глобальная, интегральная, биопсихическая особенность индивида, которая характеризует его способность к адаптации (Штерн, Пиаже). Это способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы на аналогичные ситуации. В узком смысле интеллект можно рассматривать как общее название познавательных способностей. Интеллект проявляется в мышлении, скорости восприятия, объеме памяти, времени удержания информации и др. [6, с. 23]

Тем не менее, интеллект не стоит характеризовать лишь комплексом этих познавательных процессов, ими он не исчерпывается, так же как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мыслительным процессом. Интеллект позволяет обеспечить адаптацию человека в постоянно изменяющихся условиях жизни, решать сложные проблемы, изменять окружающий мир и сохранять видовые системные качества способностей человека. Интеллект определяется как сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. При решении задач и проблем совершается процесс информационного синтеза.

Проблему понимания "интеллекта" в социальном, обыденном сознании, рассматривал Р. Стернберг. Он провел опрос экспертов и исследовал полученные результаты методом факторного анализа. В итоге он выделил следующие формы интеллектуального поведения индивида:

* вербальный интеллект (словарный запас, уровень эрудиции, уровень овладения прочитанным материалом и его понимание);

* способность решать проблемы;

* практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Попытка упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, была предпринята М. А. Холодной. В результате она выделила восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта. Рассмотрим их. [9, с. 45]

1. Социокультурный интеллект характеризуется как результат процесса социализации личности, то есть его адаптации в окружающей среде и влияния культуры в целом (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А. Р. Лурия; Л. С. Выготский и др.).

2. Генетический интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (У. Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).

3. Процессуально - деятельностный интеллект определяется как особая форма человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн; А. В. Брушлинский; Л. А. Венгер; К. А. Абульханова-Славская и др.).

4. Образовательный интеллект это результат целенаправленного обучения индивида (А. Стаатс; К.Фишер; Р. Фейерштейн и др.).

5. Информационный интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки и преобразования информации (Х. Айзенк; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).

6. Феноменологический интеллект как особая форма содержания сознания (В. Келер; К. Дункер; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).

7. Структурно-уровневый интеллект определяется как система многоуровневых познавательных процессов (Б. Г. Ананьев; Е. И. Степанова; Б. М. Величковский и др.).

8. Регуляционный интеллект это некая форма саморегуляции психической активности (Л. Л. Терстоун и др.). [7, с. 85]

М. А. Холодная определяет понятие интеллекта как целостную совокупность ментального опыта, за которым не стоит никакого общего организующего фактора. С данным определением не согласен В. Н. Дружинин, который обращает внимание, прежде всего, именно на наличие данного общего фактора, служащим организующим механизмом для ментального опыта. По его словам, "организация ментального опыта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту". Именно определение этой психической системы и изучение особенностей ее функционирования у разных индивидов - вот главная задача при изучении интеллекта. [9, с. 48]

Таким образом, определение сущности интеллекта на сегодня является дискуссионным вопросом в современной психологической науке и представляет большой интерес.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта

На сегодня выделяют три типа факторов, влияющих на развитие интеллекта. К первой группе относится показатель общения родителей с детьми, что оказывает решающее влияние на развитие детского интеллекта. Считается, что продолжительность общения между родителем и ребенком является основным фактором, влияющим на развитие интеллекта. Но, результаты психологических исследований не подтверждают эту теорию: согласно ей, корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей должны быть выше, чем отцов и детей, но это не наблюдается. Главный недостаток данного фактора — не учитывается эмоционального отношения ребенка к родителям, поскольку влияние оказывает субъективно значимый другой, то есть не обязательно тот родитель, с которым ребенок фактически проводит больше времени, а тот, с которым он себя отождествляет.

И третья модель, автором которой является Р. Зайонц, определяет зависимость интеллекта ребенка от количества детей в семье. Данная модель единственная, находящая эмпирическое, практическое подтверждение, и поэтому рассмотрим ее более подробно.

Пломин различает три типа корреляции генотипа и среды:

1) пассивное влияние — когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду; наблюдается неслучайное сочетание генотипа и среды;

2) реактивное влияние — реакция среды на проявления врожденных особенностей индивида, которая может привести к формированию определенных личностных черт;

3) активное влияние — индивид либо активно ищет, либо создает среду, которая в наибольшей степени соответствует его наследственности.

Существует предположение, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых корреляций изменяется последовательно от пассивного к реактивному и активному.

Модель определяет замедление интеллектуального развития старших детей при рождении младенца, но, по данным Зайонца, этот эффект наблюдается только тогда, когда старшие дети не достигли 14-летнего возраста.

Общение со сверстниками не рассматривается в теории Зайонца как положительный фактор. Существуют, по крайней мере, еще две теории, которые рассматривают взаимодействие ребенка со взрослым или со сверстниками как факторы интеллектуального развития. Пиаже считал, что обсуждение интеллектуальной проблемы ровесниками, взгляды которых различны, приводит к децентрации (преодолению эгоцентризма в мышлении) и к интенсивному развитию когнитивных операций.

Противоположной взглядам Ж. Пиаже считается позиция Л. С. Выготского, который подчеркивал ведущую роль взрослого в детерминации интеллектуального развития ребенка. [6, с. 67]

Но наибольший интерес представляет следующий факт: если оповещать детей о результате решения задачи, дети, работающие индивидуально, прогрессируют более значительно, чем работающие в паре. И только при отсутствии обратной связи у детей, работающих в паре, наблюдается улучшение качества решения задач.

Итак, роль генотипа в детерминации вариации способностей больше, чем роль среды, если:

1) способность является общей, а не специальной;

2) способность тесно связана с общим интеллектом;

3) способность не влияет непосредственно на моторно-перцептивное взаимодействие индивида со средой;

4) способность является специфически человеческой, видовым признаком Homo sapiens (например, вербальная). [7, с. 24]

Отсюда следует, что специфически человеческие способности являются латентными и проявляются через специальные способности, подверженные воздействиям среды.

Виды интеллекта

В современной психологии не существует единой классификации интеллекта. На протяжении истории исследования интеллекта разными учеными были выделены следующие виды.

Исходя из интеллектуального развития человека как необходимого условия социализации и решения социо-культурных задач, выделяют академический, социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта.

Интеллект академический - определяется как способность к обучению в строго регламентированных, специальных условиях, например, в школе, институте, академии. Уровень такого интеллекта определяется уровнем успеваемости по изучаемым предметам в образовательных и воспитательных учреждениях. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта человека.

Академический интеллект включает в себя способности к познанию, анализу, систематизации информации, логическому мышлению, умение обобщать и делать выводы.

Интеллект общий (генеральный фактор) - это умственная способность, оказывающая воздействие на выполнение любой деятельности. Данный вид интеллекта проявляется в форме, скорости и точности решения аналитических задач, в быстроте и успешности обучения, эффективности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптации. Теорию общего интеллекта разработал Ч. Спирмен.

Интеллект вербальный - означает способность к словесному анализу и синтезу, и решению вербальных задач. Его следует определять в качестве самостоятельной составляющая структуры интеллекта. Вербальный интеллект оценивается уровнем словарного запаса, эрудицией, умением анализировать и обобщать прочитанный материал.

Интеллект пространственный - это возможность использовать мысленные пространственные образы, схемы, модели действительности. Его можно охарактеризовать: скоростью и точностью распознания двумерных объектов и способностью к мысленному вращению и преобразование образов в трехмерном пространстве. [5, с. 112]

Интеллект практический рассматривается как возможность манипулировать реальными объектами, оценивается высоким уровнем социальной адаптации личности (адекватное восприятие и понимание того, что происходит в окружающей действительности, реальная самооценка, способность рационально себя вести в новой обстановке).

Интеллект биологический - это врожденный уровень общего интеллекта. В своей основе состоит из особенностей биохимических, нейропсихологических процессов обработки информации центральной нервной системой.

Интеллект социальный - это способность давать рациональную оценку окружающей действительности, прогнозировать и оценивать поведение людей. Данный вид интеллекта был предложен Дж. Гилфордом.

Социальный интеллект определяется способностью осознанно и интуитивно понимать людей, их настроение, состояние, что помогает выстраивать правильное поведение в обществе и социальнйо среде.

Интеллект сенсомоторный - тип мышления, характерный для доречевого периода жизни ребенка (Ж. Пиаже). [6, с. 89]

Интеллект эмоциональный - это способность воспринимать, выражать и понимать эмоции других людей, способность сопереживать, ставить себя на место другого.

Эмоциональный интеллект был введен в наку лишь в 1990 г. американскими учеными Дж. Мейером и П. Сэловей. Уровень эмоционального интеллекта зависит от свойств темперамента, характера, преобладающего типа мышления. Также на него оказывают влияние развитие самосознания, эмоциональная компетентность, уровнь общего образования и др. социальные факторы.

Интеллект флюидный (свободный, текучий) – это врожденная интеллектуальная способность приспособления к новым жизненным ситуациям, перерабатывать новые знания. Оценивается быстротой и гибкостью мыслительного процесса, является одной из составляющих общего интеллекта. Уровень флюидного интеллекта снижается в процессе старения. Данный вид интеллекта был разработан Р.Б. Кэттеллом. [7, с. 58]

Интеллект кристаллический (связный) - система интеллектуальных

навыков, в зависимости от приобретенного опыта (Р. Кэттелл). Сложно определить, к какому виду интеллекта его следует отнести, к врожденному или приобретенному. Одни (Айзенк, Пиаже) считают интеллект врожденным, другие (М. Коул) - приобретенным, третьи (Кеттелл) считают, что внутри генерального фактора существует две части (флюидный - врожденный и кристаллический - приобретенный).

По уровню развития интеллекта выделяют: рассудочный, ум (разум) и мудрость.

Интеллект тесно связан со способностью предвосхищать события, планировать свою деятельность и со способностью к антиципации. Одной из главных характеристик интеллекта является рефлексия.

Интеллект рассудочный - способность ориентироваться в знакомой

ситуации. Это процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.

Ум, разум - способность обобщать данные чувственного опыта и вырабатывать новые понятия. Ум ориентирован на социальные ценности высшего уровня и связан с социально значимыми качествами личности. В этом случае мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности.

Мудрость - высшая степень развития интеллекта. Это обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия. Мудрость - разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества.

Антиципация (лат. anticipatio- предугадывание событий). Способность

Сегодня еще выделяют новый вид интеллекта - инструментальный . Он характеризует специальные задатки человека, умения, способности, которые определяют успешность решения задач в различных сферах жизни.

Инструментальный интеллект проявляеться в умении работать с материалами, механизмами, способность к конструированию, практической работе, проектированию. Это и высокая двигательная активность и способности к высокому спорту, игре на музыкальных инструментах, хореография, живопись и другое. Иначе говоря, данный вид интеллекта включает в себя активную мыслительную активность и практическую деятельность, двигательную и поведенческую активность.

Библиографический список

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2011.- 275 с.

2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии - М.: Академия, 2012.-480 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 464 с.

4. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-Бук, 2010. - 528 с.

5. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 688 с.

6. Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.-Самара.: БАХРАХ-М, 2013 - 672 с.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2003. -407 с.

Читайте также: