Инновационные формы воспитания детей доклад
Обновлено: 05.07.2024
Новые технологии воспитательной работы
… Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
Инновационные воспитательные технологии:
создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
различные варианты школы полного дня;
создание гувернерской службы внутри школы;
создание детско-родительских объединений внутри школы;
телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
коллективное творческое дело (КТД);
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
технология исследовательской деятельности;
технология социально-педагогического диагностирования ;
технология реализации плана;
технология разноуровневой дифференциации;
модульная педагогическая технология;
технология дидактической игры;
личностно- ориентированная технология;
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
групповая проблемная работа (разработка проектов);
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
Начнем с уже знакомых технологий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ , которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности, семейные спортивные праздники и тд.).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
это создание благоприятного психологического климата;
это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
Совместное решение о проведении дела;
Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:
• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);
• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д.;
• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;
• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?
Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Вот некоторые виды коллективных дел:
Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Например, ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Интерактивные технологии и методы:
технология полноценного сотрудничества;
технология моделирования, или метод проектов .
ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.
Цель технологии:
принятие организационных решений,
Проектная технология - организация исследовательской деятельности.
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс ( ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:
описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;
набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.
Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:
1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.
3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит под руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения - преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим, еще одну инновационную технологию.
АРТ-ПЕДАГОГИКА - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики : музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;
Очень интересна ШОУ - ТЕХНОЛОГИЯ.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.
Реализация проекта , плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации. Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Импровизация , когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Достоинства ТОК-ШОУ:
обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
В классе организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное, патриотическое обогащение личности и коллектива в целом.
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Доклад на тему: "Инновации в воспитании"
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен: – уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; – самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления; – четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; – грамотно работать с информацией; – быть коммуникабельным, контактным; – гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Кроме применения инновационных технологий в самом образовательном процессе необходимо применять инновационные интеративные технологии и воспитательном процессе.
Вспомним слова величайшего русского критика В.Г. Белинского
«Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействия процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач . Мы полагаем, что одним из важных условий для развития личности ребенка будет служить инновационный характер воспитания, а точнее - инновации в воспитании. Инновация в воспитании - это нововведение, которое организуется и проводится самими работниками системы образования, а реформы в воспитании - это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Дефиниции данных категорий вполне очевидны и в этом состоит принципиальный подход и научный интерес к работе над проблемой историко-методоло-гического анализа становления и развития социально-педагогического образа инноваций в воспитании как гуманистического и социального феномена.
Инновации в воспитательной работе с учащимися.
Интерактивные формы проведения классных часов, игр, ток-шоу с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников;
работа школы как воспитательного центра (школьный музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал, система ДО, творческие коллективы);
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
· повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
· повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
· осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
· развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
· развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
· развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
· развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Свою задачу коллектив школы видит в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. От педагога зависит может ли засиять талант ребенка, только его чуткое отношение и умение выявить талант ребенка поставят на крыло и отправят его в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты. Если в коллективе нет педагогов, которые проявляют интерес к сочинительству, спорту, туризму, если никто не интересуется театром и не испытывает удовольствия от совместной с детьми постановки спектакля, а после окончания уроков спешит уйти из школы, то в такой среде нет места инновациям. Только творческий учитель способен на инновационную деятельность. Такие учителя и классные руководители, педагоги дополнительного образования сегодня нужны в новой школе. От них и тогда и сейчас зависит будущее детей.В конечном счете , инновации в воспитании, осуществляются не как самоцель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.
В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов. Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Желаю творческих успехов! Спасибо за внимание!
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования.
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
коллективное творческое дело
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
социальное проектирование (акции)
организационно-деятельностные игры (ОДИ)
технология исследовательской деятельности
технология дидактической игры
здоровьесберегающая технология
личностно- ориентированная технология
экологообразовательные
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
групповая проблемная работа (разработка проектов)(Зеленая рапсодия)
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
Совместное решение о проведении дела;
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);
В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010, с. 5
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]. - М., 2008.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.
Применительно к педагогическому процессу обучения и воспитания инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Инновация
Масштаб целей и задач
Выходит за рамки существующих теорий
Характер действий (качество)
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество)
Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Проращивание, культивирование (изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы, методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
- создание профильных классов;
- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
- игровые методики (викторины, диспуты).
Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы) :
- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).
- индивидуальные образовательные траектории;
2. Представление и передача содержания образования
- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- создание компьютеризированных курсов;
- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
- программное обучение;
- проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
3. Методы оценивания образовательного результата:
- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
- создание различных вариантов школы полного дня;
- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
- создание детско-родительских объединений вокруг школы;
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных методик.
Эвристическое обучение;
Проблемное обучение;
Программа саморазвития и т. д.
В основе всех методик лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. НО можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:
между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.
В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.
Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Инновация
Изменение сроков начала обучения
Изменения во внутренней организационной деятельности
Изменения в содержании
Изменения в оборудовании учебных заведений
Изменения в методах обучения
Изменения в продолжительности обучения
Изменения в отношениях
Повышение статуса образования
Новые санитарно-гигиенические требования
Изменения в структуре системы образования
Инновация – это
нововведение, которое организуется и проводится
работниками системы образования
разрабатывается и проводится
организуется и проводится
Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.
Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.
По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.
По характеристике дидактических целей:
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.
По характеристике воспитательных целей :
По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.
По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.
Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Объектами инновации являются следующие проблемы:
как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;
как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;
как ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени и т. д.
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.
Инновационные приемы в процессе обучения плаванию Инновационные приемы в процессе обучения плаванию. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной.
Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Обучение английскому языку требует от педагога постоянного.
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.
Умственное воспитание в процессе обучения детей в ДОУ Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас, как бы случайно.
Читайте также: