Инклюзивное образование в румынии доклад

Обновлено: 16.05.2024

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии:

Создание инклюзивной культуры.

Построение школьного сообщества. Принятие инклюзивных ценностей.

Разработка инклюзивной политики.

Развитие школы для всех. Организация поддержки разнообразия.

Развитие инклюзивной практики.

Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).

Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Система образования в Румынии

На юго-востоке Европы расположилась удивительная Румыния. Эта страна известна не только легендами о графе Дракуле, прекрасной природой и туристическими курортами, но и высоким уровнем образования. Ежегодно всё больше иностранных студентов выбирает румынские университеты, чтобы получить диплом европейского образца.

Что отличает румынскую систему образования, какие варианты поступления доступны российским учащимся и сколько стоит обучение в Румынии — обо всём этом мы расскажем в статье.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Образование в Румынии: особенности

Румыния вступила в Европейский союз в 2007 году. Это событие повлияло на все сферы жизни, в том числе и на образование. Теперь оно соответствует болонской системе, а дипломы румынских вузов принимают во всех европейских государствах.

Однако это далеко не все особенности румынской образовательной системы. Также интересны следующие моменты:

  • обязательное образование в Румынии начинается с пяти лет, оно бесплатное и доступно для всех граждан страны;
  • среднее полное обучение в румынских школах, как и в соседней Болгарии, длится 12 лет;
  • Румыния входит в десятку стран по количеству медалей, завоёванных на олимпиадах по математике и информатике;
  • учебный год в Румынии начинается в начале сентября, но не всегда с первого числа, и заканчивается в июне;
  • иностранные абитуриенты могут поступать в университет на любой профиль — в вузах не требуют точного соответствия;
  • чтобы получить европейское гражданство, нужно прожить в Румынии восемь лет, а если выйти замуж за гражданина страны — 5 лет, причём годы учёбы также идут в зачёт;
  • для поступления в румынские вузы не нужно сдавать экзамены, иностранцы зачисляются по конкурсу аттестатов;
  • обучение для иностранных граждан в Румынии платное, но лучшие студенты могут получить стипендию или грант;
  • в университетах Румынии можно учиться не только очно, но и заочнно, что позволяет иностранным студентам приезжать в страну лишь на сессии;
  • Румыния — это не только возможность получать востребованное образование, но и путешествовать по всей Европе.

Система образования в Румынии: кратко

Как в общем выглядит румынская система образования? Чтобы не запутаться, мы составили простую и понятную таблицу:

Дошкольное образование Школьное образование Профессиональное образование Высшее образование
детские сады (от 3 до 5 лет); начальная школа (с 6 до 11 лет); техникумы (от 1 года до 4 лет); университеты:
подготовительная группа (от 5 до 6 лет). средняя школа: гимназии (с 11 до 15 лет); училища (от 1 года до 4 лет). бакалавриат (от 4 до 6 лет);
старшая школа: лицеи (с 15 до 18 лет). магистратура (от 1 до 2 лет);
докторантура (от 4 до 6 лет).

Дошкольное образование в Румынии

Приводить ребёнка в румынский детский садик можно с трёх лет. Хоть дошкольное образование до пяти лет и не считается обязательным, многие родители предпочитают пользоваться услугами государственных и частных детских садов.

Обучение в детских садах состоит из нескольких ступеней:

  • малая группа (от 3 до 4 лет);
  • средняя группа (от 4 до 5 лет);
  • старшая группа (от 5 до 6 лет).

В отличие от Швеции, где считают, что дети в детском саду должны только играть и общаться, в дошкольных учреждениях Румынии проводят полноценные обучающие занятия. Здесь малыши получают базовые знания в следующих областях:

  • иностранные языки;
  • чтение;
  • математика;
  • компьютерные технологии;
  • танцы;
  • плаванье и другие.


Румынские дети в национальной одежде

Школьное образование в Румынии

Обязательное обучение в Румынии начинается с пяти лет с подготовительной группы детского сада, в которой дети осваивают знания, необходимые им для учёбы в первом классе начальной школы.

Общее школьное образование состоит из трёх ступеней:

  • начальная школа (с 6 до 11 лет);
  • средняя школа: гимназии (с 11 до 15 лет);
  • старшая школа: лицеи (с 15 до 18 лет).

Первые две ступени, начальная и средняя школа, являются обязательными для всех румынских детей.

Начальная школа

  • foarte bine (FB) — отлично;
  • bine (B) — хорошо;
  • satisfăcător (S) — удовлетворительно;
  • nesatisfăcător (N / I) — недостаточно.

Средняя школа

В конце пятого класса дети переходят в среднюю школу, или гимназию. В этот период происходит распределение учеников: классы формируют, учитывая успеваемость и способности школьников.

В том же пятом классе появляется десятибалльная система оценок, где 10 — самый высокий, 1 — худший, а 5 — проходной балл. Помимо этого, используется методика непрерывной оценки учебных результатов.

В отличие от образования во Франции, которое имеет более индивидуализированный характер, учебная программа в Румынии одна на всех — её разрабатывает Министерство образования. Это во многом ограничивает свободу выбора и возможности адаптивного обучения.

После обучения в средней школе ученики обязаны пройти Национальный тест. Его можно сдать лишь один раз в году — в июне. Если результаты тестирования высокие, то школьник может продолжить своё обучение в старших классах, а после поступать в вуз. А если оценки окажутся низкими — ему придётся остановить свой выбор на профессиональнм направлении.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Старшая школа

Если выпускник успешно справился с Национальным тестом, он может продолжить обучение в лицее, или старшей школе. Это обязательная ступень для тех, кто хочет учиться в университете. Общая длительность учёбы в лицее — три года.

В конце ученики сдают обязательный экзамен, который очень похож на российский ЕГЭ. Если выпускник сдаёт его успешно, то он получает звание бакалавра и может подавать документы в выбранный университет.

Румынский национальный бакалавр после старшего класса школы и бакалавр в университете — это две разные квалификации. В данном случае речь идёт лишь о совпадении терминов, но не сути.


Победители международных олимпиад из Румынии

Профессиональное образование в Румынии

В Румынии получают профессиональное образование после восьми классов обучения или на базе средней школы.

Выпускники поступают в техникумы или училища, где приобретают практические навыки. В зависимости от образовательного профиля и первоначальной подготовки, обучение может занять от года до четырёх лет. После окончания они могут сразу устроиться на работу в соответствующие учреждения.

Правительство страны активно реформирует систему обучения, чтобы улучшить условия для инклюзивного образования в Румынии. Разрабатываются документы, которые включают вопросы создания благоприятной среды для особенных детей и необходимой подготовки персонала.

Высшее образование в Румынии

Высшее образование в Румынии полностью соответствует болонскому процессу и предполагает трёхступенчатую систему обучения:

  • бакалавриат (от 3 до 4 лет);
  • магистратура (от 1 до 2 лет);
  • докторантура (от 4 до 6 лет).

Все студенты зарабатывают кредиты по системе ECTS, могут участвовать в программах обмена среди европейских университетов и строить академическую карьеру.

На некоторых специальностях, которые требуют серьёзной практической подготовки, обучение на бакалавриате может длиться до шести лет. Это такие области, как медицина, юриспруденция и другие.

Лучшие университеты Румынии

В Румынии действует около 50 высших учебных заведений. Среди самых лучших можно назвать следующие:

    . Главный вуз страны начал свою историю в 1864 году. Здесь можно выбирать образовательные курсы, которые доступны не только на румынском, но и на английском языке. Дополнительно вуз принимает активное участие в программах международного сотрудничества в области высшего образования. Университет готовит сильных специалистов в сфере гуманитарных и естественных наук. Количество иностранных студентов невысокое и составляет всего 2%. Дополнительный плюс: многие европейские работодатели высоко ценят выпускников данного вуза. . Основанный в 1860 году в честь румынского правителя, государственный вуз стабильно занимает вторую строчку румынского рейтинга высших учебных заведений. Сюда довольно трудно поступить иностранным студентам, их количество составляет лишь 1% от всех учащихся. Это объясняется не только повышенными требованиями к абитуриентам, но и ценой. Она одна из самых высоких и может достигать 5 000 долларов в год. . Данный вуз назван в честь великого румынского математика и работает с 1959 года. Это крупнейшие учебное заведение Румынии, в стенах которого обучается более 41 000 студентов из разных стран мира. Здесь можно получать образование не только на румынском. Доступны программы на английском, французском и венгерском языках. . Этот государственный вуз открыл свои двери в 1962 году и за это время приобрёл особый статус научно-исследовательского центра. Этот факт не только обещает увлекательную учёбу, но и сулит большие перспективы для академической карьеры выпускников университета. . Государственный вуз начал свою деятельность в 1948 году. Расположенный в небольшом городке, университет активно проводит научные исследования и развивает междисциплинарный подход. Привлекает студентов сильными программами в области инженерии, социальных и гуманитарных наук, а также медицины, математики и искусства.


Обучение в Румынии для русских

Иностранные студенты выбирают румынские вузы по двум причинам: сравнительно низкие цены на обучение и возможность получить диплом европейского образца, а в будущем и европейское гражданство. Ведь в отличие от той же Болгарии, в Румынии годы учёбы идут в общий зачёт лет тем, кто мечтает о паспорте ЕС.

Какие же дополнительные преимущества открываются перед российскими студентами при поступлении в румынские вузы? Здесь можно:

  • относительно дёшево получать международное образование;
  • обучаться на заочном отделении и приезжать в Румынию только на сессии;
  • претендовать на стипендию при отличных показателях;
  • пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, которое доступно при университетах;
  • пользоваться студенческими льготами и скидками;
  • трудоустроиться в Румынии или другом государстве ЕС после окончания обучения;
  • зарегистрировать бизнес в Румынии в течение одного года после обучения.

Как поступить в румынский университет

Чтобы поступить в университет Румынии, российским абитуриентам не нужно сдавать экзамены — все вузы проводят конкурс аттестатов среди иностранных студентов. Однако им необходимо сделать следующее:

Список документов для поступления

Каждый университет может предъявлять свои требования к списку документов, которые нужны для поступления. Но стандартный пакет выглядит так:

  • копия загранпаспорта;
  • аттестат о полном среднем образовании или диплом бакалавра (если студент поступает в магистратуру);
  • сертификат, подтверждающий владение румынским или английским языком;
  • резюме с мотивационным письмом;
  • справка о финансовой состоятельности;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • академическая справка, если абитуриент является студентом российского вуза.

Процесс зачисления может затянуться на два месяца, поэтому подавать документы лучше как можно раньше. Если решение положительное, студенту присылают письменное подтверждение, на основании которого выдаётся длительная виза.


Панорама столицы Румынии — Бухареста

Стоимость обучения в Румынии

Иностранные студенты не могут учиться бесплатно в румынских вузах. Зато сами цены на обучение в этой европейской стране вполне демократичные. Так, обучаться в университете Бухареста можно за 1 000 долларов в год. А учёба в самом дорогом медицинском вузе обойдётся в 7 500 долларов в год.

Есть у румынских вузов одна особенность: они требуют предоплату за первые девять месяцев обучения. Так университеты страхуют себя от неблагонадёжных абитуриентов. Учтите этот момент, когда будете подсчитывать расходы на поступление.

Дополнительный плюс образования в Румынии для русских — это невысокие цены на жильё и питание: бюджет на месяц = 500 долларам.

А что делать, если студент не знает румынского языка? У него есть два варианта: выбрать англоязычную программу или пройти языковые курсы при университете в Румынии. Стоимость такого обучения может достигать 2 000 долларов.

Стипендии и гранты для обучения в Румынии

Несмотря на невысокую стоимость высшего образования в Румынии, иностранным студентам хочется хоть чуть-чуть снизить оплату. И хоть в румынском государстве широких возможностей для стипендий и грантов не предусмотрено, кое-какие варианты всё же существуют:

  1. Доказать молдавское происхождение, если оно есть. Студентам этой страны румынское правительство ежегодно выделяет около 2 000 стипендий.
  2. Стать лучшим студентом университета и претендовать на грант от вуза или румынского правительства.

К сожалению, это все грантовые программы университетов Румынии. Однако студенты румынских вузов могут подрабатывать во время учёбы. На работу разрешено тратить не более 15 часов в неделю. Это меньше, чем в других европейских странах. Но на каникулах эти ограничения не действуют.

Обучение в Румынии — это действительно отличный способ получить высшее образование по европейским стандартам, не тратя много денег. Так что, если вы хотите учиться за границей, присмотритесь к этой стране и получайте хорошие знания и оценки. А если будет нужна помощь в написании любых видов работ, обращайтесь в студенческий сервис.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система инклюзивного образования в Великобритании

Система образования Великобритании, как и все другие системы, базируется на четких идеологических принципах. Главным принципом инклюзивного образования является предоставление всем учащимся полноценного уровня знаний, создание условий для получения образования всеми учащимися независимо от нозологии. Высокий спрос на такого рода образование стимулирует педагогов и психологов на разработку новых модулей, программ и видов обучения таких детей. Так же основной целью инклюзивного образования является создание специальной толерантной среды, которая затрагивала бы всех участников образовательного процесса.

Такой подход подчеркивает, что все учащиеся есть индивидуумы с различными нюансами, требующие внимания и понимания, независимо от своих физических возможностей.
К категориям детей, которые имеют право на инклюзивное образование в Англии относятся: дети-инвалиды, аутисты, дети эмигрантов, дети с речевыми расстройствами. Обучение осуществляется на бюджетной и на коммерческой основе. В частных школах возможно наличие отдельно оборудованных кабинетов или специального оборудования в классах. Инклюзивное обучение так же можно получить бесплатно в государственных школах.

В общеобразовательной школе детям предоставляется ассистент, который помогает в общении с учителем и детьми. Возможен пересмотр образовательных программ, возможно индивидуальное обучение. Общеобразовательные школы, как правило, бесплатны. Но предоставляют только базовые программы обучения. При желании возможно посещение дополнительных курсов – однако, они платные.

Существуют школы с ресурсным обеспечением, когда в обычной школе создаются условия при которых дети с тяжелыми нозологиями могут обучаться вместе с обычными. В таких школах есть все необходимое оборудование не только в классах, но в местах общего пользования: коридорах, библиотеках, туалетах и т.д. В такой школе работает штат специалистов (психологов, логопедов, сурдопереводчиков), которые обеспечивают благоприятный климат и психологическую поддержку лиц с ОВЗ.

На обучение принимаются дети в возрасте 5-16 лет.

Система инклюзивного образования в Испании

В отличие от Англии, в Испании дети-инвалиды всегда обучались в общеобразовательных школах. Любая школа в Испании обеспечена, если не всем необходимым, то хотя бы специально оборудованным классом. Традиционно считалось, что совместное обучение обычных детей и детей с ОВЗ является более эффективным. Законодательно утверждены акты и положения, регламентирующие права и обязанности всех участников образовательного процесса. Школы имеющие среди учеников детей с ОВЗ, обязаны предоставить архитектурно-доступную среду для таких учащихся и адаптированные учебные программы. В штате таких школ, работают психологи и ассистенты педагога. В связи с высоким уровнем обучения лиц с ОВЗ, почти все университеты в Испании принимают на обучение таких детей. Число студентов с ОВЗ стабильно не уменьшается. С каждым годом растет количество специальностей, разрабатывается масса адаптированных образовательных программ. На обучение принимаются дети в возрасте 6 лет. В школе они проходят цикл начального обучения и после экзаменов продолжают учебу по циклу старшей школы (12-16 лет). После чего могут получить профессиональную подготовку или поступить в университет. Испания является очень благоприятной страной для проживания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система инклюзивного образования в Китае.

Идея инклюзивного образования пришла в Китай с Запада. На данный момент успешно проходят обучение только глухие дети на базе начальной и средней школы.

Министерство образования города занимается образованием детей с нарушениями слуха на начальном и среднем уровне методом отбора в интегрированных пятилетних группах. В случаях, когда у учеников в интегрированных группах возраст ещё маленький, нарушения слуха достаточно слабые, а результаты высокие, после окончания начальной школы можно сразу продолжать обучение в средней школе, получая четырёхлетнее обязательное среднее образование. Напротив, в случаях, когда возраст достаточно большой, слуховые нарушения сильные, и человек не хочет учиться в интегрированной группе, он получает специальное обучение в Центре специального образования с упором на профессионально-техническое образование, также в небольшом объёме изучая культуру, в итоге заканчивая программу девятилетнего обязательное образования. Поскольку это направление, является новым для Китая, то ощущается нехватка специалистов для работы с такими детьми. Масса молодых талантливых педагогов проходят специальные курсы, переподготовку для работы с лицами с ОВЗ. Таким педагогам проставляются льготы и социальные преимущества. Для помощи учителям министерство образования Китая создает программы профессиональной поддержки, создается платформа для методических разработок и обмена опытом.

В дошкольном возрасте прием таких детей в обычные детские сады – затруднен. Лишь поступая в школу у детей с ОВЗ есть шанс получить полноценное образование. Это связанно с тем, что воспитатели не компетентны в вопросах обучения и ухода за такими детьми. Опросы показывают, что многие педагоги и родители считают что такие дети должны посещать детские сады, поэтому ведется активная подготовка воспитателей для работы с детьми с ОВЗ.

Стоит отметить что, несмотря на неразвитость системы инклюзивного образования в Китае министерство образования делает все, чтобы достичь европейского уровня. Разрабатываются новые программы обучения, создаются курсы повышения квалификации, перенимается успешный зарубежный опыт. Таким образом, уже скоро в Китае появится сильная инклюзивная школа со своими методиками и разработками.

Система инклюзивного образования в Норвегии.

В 1994 году в Норвегии прошла крупная реформа системы образования, в результате которой на государственном уровне были закрыты все коррекционные школы. Одновременно с этим все общеобразовательные школы стали инклюзивными. Так каждый родитель ребенка с ОВЗ может отдать его в любую школу. Как правило такие школы разделены на два корпуса. Дети общаются на переменах и специальных уроках типа физкультуры. Существуют разные системы обучения от полного погружения до частичной интеграции. Что существенно отличает Норвежские школы от остальных – это наличие на семерых детей девяти взрослых. У каждого ребенка свой ассистент. на группу выделяется тьютор. Работают реабилитологи, психологи, логопеда, сурдопереводчики, медики, воспитатели. Учебный день начинается с общих 15 мин, затем дети расходятся по классам и занимаются каждый по индивидуальной программе. Обязательны для всех детей прогулки. Они включены в программу на каждый день и обязательно совместные. Норвежские школы полны не только толерантности, но и специальных умений по обучению и уходу за такими детьми. Здесь важны, не только любовь, но и профессиональная забота.

Таким образом, многие страны мира уже освоили систему инклюзивного образования и готовы делиться имеющимся опытом.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности разных областях жизни, включая образование.

По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г., установлено, что 3/4 стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя,лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" не знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

2. Инклюзивное образование за рубежом

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг (mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. вклю-чение (inclusion).Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Тем не менее, на сегодня в системе образования Англии помимо инклюзивных массовых школ, имеются и специальные. В последних в основном обучаются дети с очень тяжелыми формами инвалидности.

Школы Англии делятся на две категории, это начальная школа (Primaryschools, объединяющая учреждения дошкольного образования и начальную школу, где обучаются дети с 4-х до 12-ти лет. При начальной школе очень часто можно встретить детские центры, в которых консультируют родителей по вопросам здоровья, семейным делам. Старшие дети в возрасте от 13 до 18 лет обучаются в отдельных школах (SeniorSchools). Сочетание детских центров, начальной и старшей школ дают преемственность обучения и наблюдения за детьми с инвалидностью от рождения и до окончания школы.

Английским школам выделяется дополнительное финансирование для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Работает система подготовки квалифицированного персонала. При необходимости ученику-инвалиду выделяется ассистент, разрабатывается индивидуальная программа обучения.

Дети с инвалидностью в обычных классах трудятся наравне со всеми. В школах Англии создается атмосфера, не позволяющая делать различия между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиознозной принадлежности.

В Великобритании существует закон, запрещающий дискриминировать людей с инвалидностью, обязующий предоставлять им равные права. Школы обязаны предоставлять особым детям различные приспособления, защищать их от издевательств, запугиваний и преследований. Школьные администрации формируют позитивное отношение к ученикам с инвалидностью. Этоможно наблюдать на примере дошкольного учреждения BygrovePrimary, где в качестве игрушек можно увидеть кукольную инвалидную коляску и куклу с ходунками. Причем дети с удовольствием играют этими игрушками. Такие игрушки развивают в детях чувство помощи и понимания, хотя, наверное, нам это может показаться странным на первый взгляд.

SirJohnHeronPrimaryschoolsполна различной реабилитационной техникой. Школа была построена 10 лет назад и в ней изначально была запланирована доступная среда. В школе есть подъемник, все коридоры оснащены направляющими перилами для слепых и слабовидящих учеников, есть доступные санитарные узлы, санитарные комнаты с душевыми кабинками. В каждом санузле имеются: кушетка, санитарный стул, подъемник. Очень много в школе вертикализаторов. Это приспособления для неходячих учеников, позволяющие им занять вертикальное положение. Есть комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан упрощенный язык жестов, стенды с которым размещены на стенах школы.

Поражает полная доступность столицы Великобритании для людей, передвигающихся при помощи инвалидной коляски. Все тротуары и пешеходные переходы оснащены съездами. Лондонские двухэтажные автобусы даблдекеры, Лондонское метро тоже приспособлено для людей с инвалидностью. Люди на колясках здесь ощущают свою независимость, свободно передвигаясь от Букингемского дворца до Трафальгарской площади.

В Великобритании на конкретных примерах мы можем понять, что такое инклюзивное образование в действии. Великобритания уже свыше 40 лет работает в этом направлении.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

3. Инклюзивное образование в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

4. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

5. Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

• все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

• все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

• есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

1. Битов А. Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М. : Правда, 2000,С. 254

2. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Я. А. Коменский, учение о материнской школе Выполнила Бабарико Ж. С. Воспитатель.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Социальная модель понимания инвалидности. Преимущества инклюзии для детей-инвалидов.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2014
Размер файла 57,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Международный Независимый Университет Молдовы

Факультет Психологии и Социальной Работы

Реферат на тему:

"Инклюзивное образование в Европе"

Выполнила студентка Хрипко С.

Проверила: Ребежа Теодора

Социальная модель понимания инвалидности

Понятие инклюзивного образования

Принцип инклюзивного образования

Мировая практика инклюзивного образования

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов

Преимущества инклюзии для обычных учеников

инклюзия образовательный инвалидность дети

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Нужно рассмотреть, что именно представляет из себя инклюзивное образование, какие в нём плюсы и минусы.

Современная форма интеграции появляется впервые за рубежом лишь во второй половине ХХ в. Технологическая и информационная революции ХХ в. в сочетании с либерально-демократическими реформами 70-х годов способствовали экономическому подъему, проникновению в педагогику, как общую, так и специальную, гуманистических идей, инновационных теорий и технологий, в том числе внедрению и реализации теории и практики интерактивного и экологического подходов в образовании.

Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создавать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную специальную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями городскую инфраструктуру, снять информационные и иные барьеры и значительно уменьшить ограничения возможностей участия этой категории населения в социальной жизни.

Уже с 60-х г.г. ХХ в.начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии интеграция начинает реализоваться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты.

Следом за первыми западноевропейскими странами, в 1975 г., США ставит интеграцию в своей стране на правовую основу принятием закона 94-142 (The Education for all Handicapped Children Act). Введение в 70-е - нач. 80-х г.г. ХХ в. интеграционных инноваций в образовательную практику массовой школы США привело к появлению целого ряда трудностей и проблем. Как показывают проведенные в то время исследования в учительской среде, одной из существенных проблем стала неготовность учителя массовой школы к новому виду профессиональной деятельности и к новой ответственности. Подобная картина стала довольно типичной и для многих европейских стран, обратившихся во второй половине ХХ в. к реализации интеграционных идей в образовании.

В СССР идея интегрированного обучения не находит поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В виде эксперимента она длительное время является предметом исследования в НИИ дефектологии АПН СССР(70-е годы - Э.И.Леонгард под руководством проф. Ф.Ф.Рау; далее - там же с 80-х г.г. и по настоящее время-коллектив исследователей под руководством Н.Д.Шматко). С начала 90-х годов ХХ в.ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения инклюзивного образования в России не произошло до настоящего времени. В подавляющем большинстве случаев инициатива в продвижении интеграционных идей принадлежит представителям специальной педагогики.

В настоящее время использование как и трактовка термина inclusion различна как за рубежом, так и в России. Он часто используется для обозначения радикально противоположных феноменов. Это и неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур) по поводу возможности полной инклюзии, и воодушевленная пропаганда философии инклюзии, базирующейся на идее моральной и нравственной, а также социальной ответственности и прав человека. Это также обозначение реальных возможностей совместного обучения обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями, подтвержденные пока сравнительно небольшим эмпирическим опытом, который обнаруживает как преимущества, так и недостатки такого совместного обучения. Этот опыт также показывает, что массовая школа имеет пределы (границы) допускаемых в ней изменений, предназначенных для осуществления образовательного включения детей с ограниченными возможностями.

Социальная модель понимания инвалидности

На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике: медицинская и социальная.

Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели это минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.

Читайте также: