Информационный обмен определяет формы доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике.

2. Преобразование информации ……………………………………………. 8

4. Использование информации ………………………………………………14

Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Информатизация - это п роизводное от слова информация. Информатизация - это процесс получения, использования, хранения, передачи информации.

На протяжении ХХ века сменялось множество способов обмена информацией. Если в XIX веке носителем информации была бумага, а средством передачи была почтовая служба, то в ХХ веке информация стала передаваться гораздо быстрее с помощью телеграфа, в голосовой форме обмениваться информацией можно по телефону, радио и телевидение призваны только для получения человеком информации. В наши дни есть огромное количество способов передачи информации, причем в любой форме. Телефонные линии до сих пор остаются самым удобным средством передачи информации, но теперь ими обслуживаются не только телефоны, но и самое большое достижение процесса информатизации - Internet, содержащий большую часть информации со всей планеты.

Сейчас информатизация не мыслима без компьютера, так как он изначально создавался как средство обработки информации и только теперь он стал выполнять множество других функций: хранение, преобразование, создание и обмен информацией. Но прежде чем принять привычную сейчас форму компьютер претерпел три революции. Первая компьютерная революция свершилась в конце 50-х годов; ее суть можно описать двумя словами: компьютеры появились. Изобретены они были не менее чем за десять лет до этого, но именно в то время начали выпускаться серийные машины, эти машины перестали быть объектом исследований для ученых и диковинкой для всех остальных. Через полтора десятилетия после этого ни одна крупная организация не могла себе позволить обходиться без вычислительного центра. Если тогда заходила речь о компьютере, сразу же представлялись заполненные стойками машинные залы, в которых напряженно думают люди в белых халатах. И тут свершилась вторая революция. Практически одновременно несколько фирм обнаружили, что развитие техники достигло такого уровня, когда вокруг компьютера не обязательно воздвигать вычислительный центр, а сам он стал небольшим. Это были первые мини - ЭВМ. Но прошло еще десять с небольшим лет, и наступила третья революция - в конце 70-х возникли персональные компьютеры. За короткое время, пройдя путь от настольного калькулятора до полноценной небольшой машины, ПК заняли свои места на рабочих столах индивидуальных пользователей.

1. Передача информации

Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации -криптология.

Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.

Компьютер - это самое популярное средство для обработки, хранения и передачи информации и по сей день, но так как в наши дни информации становится все больше, то и компьютеры претерпевают значительные изменения.

Для удобства пользователей стали выпускаться, переносные и карманные компьютеры, подключенные к глобальной информационной сети Internet, чтобы пользователь мог получить необходимую информацию в любом месте, в удобное для него время.

Но так как потоки информации только увеличиваются, то для ее создания, обработки, хранения и передачи необходимо разрабатывать все новые и новые средства и приспособления. Существует множество компаний и корпораций, специализирующихся на разработках программного обеспечения, операционных систем, усовершенствовании и разработке новых более совершенных компьютеров, приспособлений для ввода и вывода информации, аксессуаров для удобства обращения с компьютером и ускорения обработки информации.

Что касается самой информации, то до сих пор одним из наиболее важных способов ее передачи между людьми служит документ. Информация, содержащаяся в документе, может быть предоставлена в различных формах, большая часть из которых отображается на различных носителях. Текст, графика, видео, аудио - все может быть передано, показано, распространено и обработано в виде цифрового файла документа.

Сейчас, когда процесс создания и преобразования документов автоматизирован, можно оценить все преимущества этого метода. Каждый, кто работает с компьютером и имеет принтер, зачастую производит гораздо больше документов, чем его неавтоматизированный коллега. Это объективная реальность - автоматизация повышает производительность труда. Но есть виды весьма важных бумажных документов, у которых может не быть электронного двойника.

Первая группа - это архивная информация. У каждого предприятия, фирмы имеется большое количество разработок в виде схем или чертежей и все они должны храниться в течение всего жизненного цикла изделия или могут использоваться как справочный материал, либо их хранения требует существующее законодательство. Архивная информация составляет львиную долю документов любого предприятия, и она всегда ценна, а иногда незаменима. Но, как правило, она не участвует в основном производственном процессе.

Вторая группа - чертежи выпускаемых изделий, разработанные без применения средств автоматизации. Обновление или редактирование этих чертежей - активная часть рабочего процесса. Увы, чертежи, выполненные на бумаге, приходится перечерчивать заново с использованием средств САПР.

Третья группа - документы ваших партнеров по бизнесу. Более того, зачастую бумажный документ является единственным носителем исходной информации для автоматизированных систем. Например, эскиз дизайнера, результат топографической съемки, рисунок художника, а так же архивные чертежи изделий, которые будут частично или полностью использоваться в новых проектах.

2. Преобразование информации

Фундаментальное свойство информации - преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Каждая наука, занимающаяся вопросами, связанными с информацией, вводит свою систему классификации. Для информатики самым главным вопросом является то, каким образом используются средства вычислительной техники для создания, хранения, обработки и передачи информации, поэтому у информатики особый подход к классификации информации. В информатике отдельно рассматривают аналоговую информацию и цифровую. Это важно, поскольку человек благодаря своим органам чувств, привык иметь дело с аналоговой информацией, а вычислительная техника, наоборот, в основном работает с цифровой информацией.

Человек так устроен, что воспринимает информацию с помощью органов чувств. Свет, звук и тепло -- это энергетические сигналы, а вкус и запах - это результат воздействия химических соединений, в основе которого тоже энергетическая природа. Человек испытывает энергетические воздействия непрерывно и может никогда не встретиться с одной и той же их комбинацией дважды. Мы не найдем двух одинаковых зеленых листьев на одном дереве и не услышим двух абсолютно одинаковых звуков -- это информация аналоговая. Если же разным цветам дать номера, а разным звукам - ноты, то аналоговую информацию можно превратить в цифровую.

Музыка, когда мы ее слышим, несет аналоговую информацию, но стоит только записать ее нотами, как она становится цифровой. Мы легко различим разницу в одной и той же ноте, если исполнить ее на фортепиано и на флейте, хотя на бумаге эти ноты выглядят одинаково.

Разница между аналоговой информацией и цифровой, прежде всего, в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая -- дискретна. Если у художника в палитре только одна зеленая краска, то непрерывную бесконечность зеленых цветов листьев он передаст очень грубо, и все деревья на картине будут иметь одинаковый цвет. Если у художника три разные зеленые краски, то передача цвета уже будет чуть более точной. Для большей точности передачи аналоговой информации о живой природе художники смешивают разные краски и получают большое количество оттенков.

Преобразование информации из аналоговой формы в цифровую называют аналогово-цифровым преобразованием (АЦП).

Чем ближе цифровая информация приближается по качеству к аналоговой, тем больше вычислений приходится выполнять компьютеру, а значит, тем больше информации ему надо хранить и обрабатывать.

Чем мощнее компьютер, тем больше информации он может обработать в единицу времени. Чем быстрее компьютер обрабатывает информацию, тем выше качество изображения, лучше звук и точнее результаты расчетов, но тем дороже обходится людям прием, передача и обработка информации.

Органы чувств человека так устроены, что он способен принимать, хранить и обрабатывать аналоговую информацию. Многие устройства, созданные человеком, тоже работают с аналоговой информацией.

1. Телевизор - это аналоговое устройство. Внутри телевизора есть кинескоп. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану. Чем сильнее луч, тем ярче светится точка, в которую он попадает. Изменение свечения точек происходит плавно и непрерывно.

2. Монитор компьютера тоже похож на телевизор, но это устройство цифровое. В нем яркость луча изменяется не плавно, а скачком (дискретно). Луч либо есть, либо его нет. Если он есть, мы видим яркую точку (белую или цветную). Если луча нет, мы видим черную точку. Поэтому изображения на экране монитора получаются более четкими, чем на экране телевизора.

3. Проигрыватель грампластинок - аналоговое устройство. Чем больше высота неровностей на звуковой дорожке, тем громче звучит звук.

4. Телефон - тоже аналоговое устройство. Чем громче мы говорим в трубку, тем выше сила тока, проходящего по проводам, тем громче звук, который слышит наш собеседник.

К цифровым устройствам относятся персональные компьютеры - они работают с информацией, представленной в цифровой форме. Цифровыми также являются музыкальные проигрыватели лазерных компакт-дисков, поэтому музыкальные компакт-диски можно воспроизводить на компьютере.

Недавно началось создание цифровой телефонной связи, а в ближайшие годы ожидается и появление цифрового телевидения. В некоторых городах Украины и России уже работают цифровые телевизионные станции. После того как телевидение станет цифровым, качество изображения на экране телевизора намного улучшится - оно станет ближе к качеству изображения на экране компьютерного монитора.

3. Хранение информации

А как же информация хранится? Для того чтобы информацию сохранить, ее надо закодировать. Любая информация всегда хранится в виде кодов. Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов. Эти символы всем знакомы - они называются буквами. И система такого кодирования тоже хорошо известна - это обыкновенная азбука. Жители других стран те же самые слова запишут по-другому (другими буквами) - у них своя азбука. Можно сказать, что у них другая система кодирования. В некоторых странах вместо букв используют иероглифы - это еще более сложный способ кодирования информации.

Хранить можно не только текстовую и звуковую информацию. В виде кодов хранятся и изображения. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекла, то видно, что он состоит из точек - это так называемый растр. Координаты каждой точки можно запомнить в виде чисел. Цвет каждой точки тоже можно запомнить в виде числа. Эти числа могут храниться в памяти компьютера и передаваться на любые расстояния. По ним компьютерные программы способны изобразить рисунок на экране или напечатать его на принтере. Изображение можно сделать больше или меньше, темнее или светлее, его можно повернуть, наклонить, растянуть. Мы говорим о том, что на компьютере обрабатывается изображение, но на самом деле компьютерные программы изменяют числа, которыми отдельные точки изображения представлены в памяти компьютера.

Компьютеры предпочитают работать с цифровой информацией, а не с аналоговой. Так происходит потому, что цифровую информацию очень удобно кодировать, а значит, ее удобно хранить и обрабатывать.

Реалии сегодняшнего рынка таковы, что руководителям предприятий и менеджерам среднего звена приходится сталкиваться с колоссальным объемом информации и оперативно обрабатывать ее. К сожалению, часто, руководство, делая акцент на получении информации извне, не затрудняет себя организацией ее распределения. Однако польза от правильно налаженного информационного обмена внутри предприятия значительно превышает затраченные на это ресурсы.

Что такое информационный обмен и как сделать его эффективным

Информационный обмен является необходимым динамическим компонентом каждой социальной организации. В любой компании общее состояние организационного климата зависит от особенностей информационного обмена между руководством, подразделениями и сотрудниками. Информационный обмен существует в системе сложных сетей коммуникаций и взаимосвязей и опосредует отношения между сотрудниками в рамках социально-психологического пространства компании. Именно информационный обмен способствует:


  • упорядочению целей, принципов действия, задач, стратегии и тактики работы компании;
  • возникновению структурной системы компании;
  • созданию основы для возникновения и развития многосубъектных сложных действий;
  • формированию трех основных механизмов совершенствования деятельности — интеграции, координации и концентрации действий.

Успех компании на рынке возможен, если ее деятельность представляет собой устойчивое, поэтапно разворачивающееся движение к четко определенной цели. Такое движение реально только при условии создания упорядоченной системы координации и механизмов конструктивного, нормативно регулируемого взаимодействия.

В своем развитии любая компания проходит ряд уровней организованности — от состояний и отношений деструктивного, неупорядоченного характера совместных действий к сложной, многофункциональной, согласованной деятельности. Динамика взаимодействия предполагает достаточно устойчивый обмен значимыми результатами и средствами, обеспечивающими достижение взаимовыгодных результатов. Этот процесс внутри компании опосредуется потоками информационного обмена. Искажение или блокировка информационных потоков, нарушение паритетности обмена незамедлительно сказывается на организационном климате и приводит к падению эффективности деятельности компании.

Для успешного управления информационными потоками необходимо четко определить функции информационного обмена.

Функции информационного обмена

І. Функция целеполагания (организационной деятельности и поведения).

В современных условиях активно конкурировать на рынке и развиваться может только компания, имеющая свой перспективный план, четко определяющий основные параметры и учитывающий возможные внешние и внутренние факторы влияния. Такой план обязан быть ориентирован на реальные потребности организации и, соответственно, четко определять как ближайшие, так и долгосрочные цели компании. Цель является обоснованием существования компании и задает направление ее деятельности. Цель объединяет представления о желаемых результатах и конкретных возможностях их достижения. Чем конкретнее и реалистичнее цель, тем выше конкурентоспособность компании.

Процессы информационного обмена непосредственно связаны с функцией целеполагания как на групповом (подразделение, компания), так и на личностном уровнях (сотрудники, руководство). На групповом уровне обменные процессы составляют важное условие организационного климата, так как непосредственно связаны с достижением конечных, целесообразных результатов.

Необходимо отличать цели отдельного сотрудника от целей компании, ее подструктур. Индивид, выстраивая поведение, стремится обеспечить себе свободу выбора и сделать свое поведение рациональным. Рациональное поведение предполагает согласование индивидуальных и групповых целей. Организационная структура компании должна создавать условия для исключения возникновения противоречий не только групповым, но и личным целям и обеспечивать их реализацию и развитие. Правильная организация информационных потоков является одним из условий, обеспечивающих самостоятельное, непротиворечивое, целенаправленное поведение сотрудников.

Какая же информация необходима сотрудникам для успешной деятельности в соответствии с целями компании?

1. Цель компании должна быть известна всем сотрудникам.

Наличие генеральной цели определяет постановку промежуточных целей и тем самым задает структуру компании, этапы работы всей компании в целом и ее подразделений. Поэтому общие цели компании должны быть не только реальными, они должны быть известны всем сотрудникам. Конкретность цели дает возможность руководству оценивать успешность движения к ней, фиксировать степень ее достижения, а сотрудникам ожидать вознаграждения как результата достижения цели.

2. Все сотрудники должны понимать цель компании.

Цели должны быть не только известны, они должны осознаваться всеми сотрудниками. Так как именно осознание позволяет увидеть систему целевых приоритетов, субъективной полезности. Сотрудник, осознающий цель компании, может самостоятельно строить иерархию конкретных целей своей деятельности по степени их желательности, порядка предпочтения, по временному и ситуационному критериям. Таким образом, появляется самостоятельность в работе и возможность прогнозировать поведение с точки зрения целевой направленности.

3. Сотрудники должны иметь доступ к информации о средствах достижения цели.

Цель может быть достигнута разнообразными средствами. Конкретные средства определяются не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами и возможностями. Средства и сам по себе процесс достижения цели не вознаграждаются. Поэтому сотрудникам для выбора адекватных средств, методов, способов действий необходима информация, позволяющая оценивать их эффективность (практическую, экономическую, социальную) для достижения цели, а также информация обо всех возможностях и условиях деятельности компании.

4. Сотрудники должны иметь доступ к информации, необходимой для самостоятельного принятия решений по достижению цели.

Осознание цели и выбор средств предшествуют конкретной деятельности и поведению. Целенаправленное поведение всегда начинается с принятия решения. Процесс принятия решения — это оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действия исходя из относительной ценности ожидаемого результата.

ІІ. Функция снятия противоречий (внешних и внутренних).

В любой компании на определенном этапе развития возникает внутреннее противоречие между обязательствами, которые компания берет на себя по удовлетворению обширного круга потребностей сотрудников (через реализацию социально-психологических функций), и системой требований и норм компании, оформленных в виде механизмов регуляции организационного поведения (влияния, зависимости, ответственности). Разрешение этого противоречия позволяет компании сохранять относительную автономию на рынке, обеспечивает способность сохранять деловое, функциональное состояние, осуществлять социально-профессиональное воспроизводство, расширяться, расти и проч.

Руководство компании выполняет координирующую деятельность по двум основным направлениям:


  • определяет систему функциональных задач, заданий, заказов и т. п.
  • опосредованно влияет на механизмы распределения, учета субъективных стоимостей — вкладов, доли ответственности.

Удовлетворенность сотрудников трудом в немалой степени зависит от удовлетворенности руководством, от оценки социальной справедливости в компании. Чувство социальной несправедливости и недовольство действиями руководства может перерастать в конфликт. Часто возникновение такого конфликта обусловлено искажением или блокированием информационных потоков.

Обозначим основные информационные причины конфликтов:

1. Отсутствие или недостаток информации.

Отсутствие или недостаток информации заставляет сотрудника тратить рабочее время на поиск необходимой информации и строить предположения, которые часто оказываются ложными. Например, сотрудник X предполагает, что сотрудник Y что-то делает для организации совещания, тогда как тот надеется на первого — таким образом, задача остается невыполненной.

Каждому сотруднику необходима информация:


  • о задачах, решение которых предполагает занимаемая им должность;
  • о задачах, решение которых возложено на других сотрудников;
  • о задачах своего подразделения;
  • о задачах смежных подразделений;
  • об адекватных источниках получения текущей информации;
  • о способах и методах оценки руководством достижений сотрудников и подразделений;
  • о конкретных текущих оценках руководством достижений сотрудников и подразделений;
  • о системе распределения материальных и нематериальных вознаграждений;
  • о текущем состоянии компании и подразделения;
  • о возможных перспективах развития компании или подразделения.

2. Ложная информация.

Часто руководство компании в силу тех или иных причин предоставляет сотрудникам ложную информацию. Когда правда становится известна, возникают неуправляемые дезорганизующие процессы. Например, руководство небольшой фармацевтической компании взяло крупный кредит для совместной деятельности с новым партнером (впоследствии оказавшимся ненадежным, из-за чего компания понесла значительные убытки). Сотрудникам было сказано, что кредит предназначен для открытия нескольких фирменных аптек (оглашенная сумма кредита была сильно занижена). По истечении девяти месяцев аптеки действительно были открыты, но сотрудники были крайне удивлены снижением своих зарплат. Когда возмущение достигло критического уровня (уволилось несколько специалистов, многие сотрудники саботировали свои обязанности), руководство вынужденно было открыть истину.

3. Разница в понимании важности информации и ее интерпретации.

В каждой компании должны существовать договоренности о способах получения и распределения информации; о критериях оценки ее значимости и важности для деятельности. Такие договоренности необходимо периодически корректировать на совещаниях всех уровней.

ІІІ. Функция упорядочивания (связей, намерений, отношений).

Упорядоченность является сочетанием условий, которые обеспечивают индивидуальные степени свободы партнеров обмена и, в то же время, необходимость следовать нормативам и ценностям компании как относительно закрытой социальной системы. Принято считать, что оптимальный уровень упорядоченности соответствует высокому уровню развития компании. Упорядоченность определяет возможность самосохранения и саморазвития компании.

Информационный обмен создает условия, обеспечивающие оптимальное соотношение между процессами порождения изменений и сохранения стабильности в компании, придающие организационным изменениям свою информационную направленность и целевую обусловленность, обеспечивающие относительно замкнутый способ взаимодействия подразделений и сотрудников компании. Следовательно, именно информационный обмен создает необходимые условия для формирования оптимального уровня упорядоченности.


  • способность понимать и принимать роли друг друга (это обеспечивает эффективность коммуникации);
  • идентификация намерений и интересов (если намерения или интересы противоположны, то взаимообмен приобретает манипуляторный характер);
  • способность группы одинаково или схоже оценивать ситуацию, объекты, явления;
  • ценностно-ориентационное единство.


  • предписывающих ожиданий, определяющих должный характер исполнения социальной роли нормами и статусного поведения;
  • предсказывающих ожиданий, определяющих вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации.


  • заданной системой предписывающих ожиданий;
  • собственным конкретным опытом общения и совместной деятельности с данным субъектом;
  • посредническим условием (поручительством, залогом, векселем, именем и т. п.). Особой формой посреднического условия является мера ответственности, которую несут партнеры, нарушающие паритетность обмена.

Как средство упорядочивания удовлетворенность выражается в конкретных формах, которые соответствуют потребностям. Наиболее важной для упорядочивания является удовлетворенность:


  • трудом, содержанием деятельности;
  • материальными и моральными выгодами;
  • достижением групповых или личностных целей;
  • возможностью квалификационного роста;
  • поведением администрации;
  • взаимоотношениями между работниками;
  • условиями труда.

Информационный обмен, с одной стороны, позволяет интенсифицировать и разнообразить способы удовлетворения потребностей, а с другой — дает возможность субъекту получить конкретный, реально осознаваемый результат, т. е. выгоду как продукт обмена. Для каждого индивида присущ индивидуальный набор способов удовлетворения потребностей. Для упорядочивания важно, чтобы индивидуальные способы удовлетворения потребностей сотрудников совпадали с принятыми и возможными в компании.

При анализе качества информационного обмена как способа повышения удовлетворенности необходимо учитывать, что обмен информацией не только может быть способом удовлетворения потребностей, но часто и сам становится потребностью.

Рассмотренные функции информационного обмена могут быть адекватно реализованы только при создании необходимых условий

Условия, в рамках которых разворачивается информационный обмен:

1. Выделение главной задачи деятельности компании.

Именно выделение и четкая формулировка основной задачи, которая определяет долговременное направление деятельности компании, позволяет согласовать всю совокупность внешних и внутренних обменных процессов и выделить основные социальные и технические ресурсы, необходимые для выполнения этой задачи.

Любая компания, работающая на рынке, выделяет себя из внешней среды по трем основным критериям — технологии, территории и времени. Уровень влияния исходящих и входящих информационных потоков на достижение основной задачи зависит от того, как определена рабочая территория; от состояния технологии; от степени подготовленности сотрудников, позволяющей им быть самостоятельными в выборе средств достижения цели; от наличия групповой ответственности за решения, касающиеся взаимосвязей со средой.

Компания должна стремиться повысить уровень контроля, разнообразить его формы и аспекты, сделать его совершенным и адекватным. Это становится возможным, если обеспечить подразделениям и сотрудникам компании возможность выбирать методы работы и гибко адаптироваться к требованиям среды и условиям задачи; информировать о действительном положении дел при достижении групповых целей; создать предпосылки для принятия решений до наступления серьезных необратимых негативных изменений.

4. Система внутригрупповых связей, обеспечивающих саморегуляцию и самоорганизацию, независимо от изменений среды.

Методики, позволяющие оценить состояние и эффективность информационного обмена на предприятии

Первая методика поможет руководителю самостоятельно оценить структуру информационного обмена предприятия и выявить основные проблемные зоны.

Внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и попытайтесь сформулировать развернутые ответы. Запишите их на отдельном листе бумаги. Снова прочитайте вопросы и ответьте на них, представляя себе идеально работающее предприятие. Запишите их на втором листе бумаги. По окончании работы проанализируйте в целом свои ответы на первом и втором листах и сравните их между собой. В процессе сравнения реальной ситуации и идеальной модели вы, несомненно, увидите существующие проблемы и сможете наметить конкретные пути их решения.


  1. Какое количество каналов и связей существует на предприятии?
  2. Какое количество каналов и связей существует в подразделениях?
  3. Какие производственно-технологические условия влияют на состояние информационных потоков на предприятии?
  4. Какова степень опосредованности (высокая, средняя, низкая) информационных потоков на предприятии?
  5. Какие средства упорядочивания целей и отношений выбираются:

  • Формы и критерии доверия между сотрудниками

    • у какого процента сотрудников преобладают предписывающие ожидания?
    • у какого процента сотрудников преобладают предвосхищающие ожидания?
    • какой процент сотрудников имеет позитивный опыт общения и совместной деятельности с коллегами?
    • какие посреднические условия применяются на предприятии (поручительство, залог, вексель, имя и т. п.)?
    • насколько высока мера ответственности у сотрудников предприятия?

    • какой процент сотрудников понимает и принимает роли друг друга?
    • какой процент сотрудников имеет сходные намерения и интересы?
    • какой процент сотрудников способен одинаково или схоже оценивать ситуацию, объекты, явления?
    • существует ли в компании ценностно-ориентационное единство?

    • трудом, содержанием деятельности?
    • материальными и моральными выгодами?
    • достижением групповых или личностных целей?
    • возможностью квалификационного роста?
    • поведением администрации?
    • взаимоотношениями между работниками?
    • условиями труда?

    Вторая методика поможет определить, в какой степени Ваше предприятие нуждается в организационном развитии и интенсификации информационного обмена. Раздайте опросный лист сотрудникам и попросите их быть откровенными в своих ответах.

    ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

    Слайды и текст этой презентации

    Информационные технологии – формирование, обработка, представление информационных данных Средства обработки информации играют важнейшую роль в комплексе технических

    Информационные технологии – формирование, обработка, представление информационных данных

    Средства обработки информации играют важнейшую роль в комплексе технических средств обработки информации.

    К средствам обработки можно отнести компьютеры, которые в свою очередь разделим на четыре класса:
    микро,
    малые (мини);
    большие
    суперЭВМ.

    Микро ЭВМ бывают двух видов:
    универсальные
    специализированные.

    Средства обработки информации И универсальные и специализированные могут быть как многопользовательскими – мощные ЭВМ, оборудованные

    Средства обработки информации

    И универсальные и специализированные могут быть как многопользовательскими – мощные ЭВМ, оборудованные несколькими терминалами и функционирующие в режиме разделения времени (серверы), так и однопользовательскими (рабочие станции), которые специализируются на выполнении одного вида работ.

    Малые ЭВМ – работают в режиме разделения времени и в многозадачном режиме. Их положительной стороной является надежность и простота в эксплуатации.

    Большие ЭВМ – (мейнфермы) характеризуются большим объемом памяти, высокой отказоустойчивостью и производительностью. Также характеризуется высокой надежностью и защитой данных; возможностью подключения большого числа пользователей.

    Супер–ЭВМ – это мощные многопроцессорные ЭВМ с быстродействием 40 млрд. операций в секунду.

    Сервер – компьютер, выделенный для обработки запросов от всех станций сети и представляющий этим станциям доступ к системным ресурсам и распределяющий эти ресурсы. Универсальный сервер называется – сервер–приложение.

    Средства отображения информации используют для вывода результатов вычисления, справочных данных и программ на машинные носители, печать, экран и

    Средства отображения информации

    используют для вывода результатов вычисления, справочных данных и программ на машинные носители, печать, экран и так далее.

    К устройствам вывода можно отнести мониторы, принтеры и плоттеры.

    Монитор – это устройство, предназначенное для отображения информации, вводимой пользователем с клавиатуры или выводимой компьютером.
    Принтер – это устройство вывода на бумажный носитель текстовой и графической информации.
    Плоттер – это устройство вывода чертежей и схем больших форматов на бумагу.

    В современных системах обработки информации используются цифровые технологии, исключающие бумажный носитель и осуществляющие обмен данными по сети

    В современных системах обработки информации используются цифровые технологии, исключающие бумажный носитель и осуществляющие обмен данными по сети между АРМ технологии предполагают также объединение совместных усилий группы сотрудников над решением какой–либо задачи (т.е. организацию в сети рабочей группы), обмен мнениями в ходе обсуждения в сети какого–либо вопроса в режиме реального времени (телеконференция), оперативный обмен материалами через электронную почту, электронные доски объявлений и т.п.

    В зависимости от характера информационных связей системы с внешней средой можно рассматривать три разновидности систем обмена Замкнутая

    В зависимости от характера информационных связей системы с внешней средой можно рассматривать три разновидности систем обмена

    Замкнутая система. она не имеет информационных связей с другими системами (внешней средой) и, следовательно, по отношению к ним не является ни источником, ни приемником информации.
    Закрытая система. Открыта для поступления информации извне, но закрыта для выхода информации во внешнюю среду, т. е. которая является только приемником по отношению к внешним системам.
    Открытая система. Система, играющую роль одновременно и источника и приемника информации по отношению к внешним системам.

    Системы информационного обмена включают в себя:системы обработки операций;информационные системы управления;системы поддержки решений; экспертные системы;системы поддержки решений.

    Системы информационного обмена включают в себя:

    системы обработки операций;
    информационные системы управления;
    системы поддержки решений;
    экспертные системы;
    системы поддержки решений.

    Системы обработки операций (Transaction Processing System – TPS) Это автоматизированные версии ручных процессов, выполняемых в организациях. Эти

    Системы обработки операций (Transaction Processing System – TPS)

    Это автоматизированные версии ручных процессов, выполняемых в организациях.

    Эти системы автоматизируют обработку операций, которые являются рабочими событиями в деятельности организации.

    В такой системе каждая операция может быть позже отменена или откорректирована. Что самое важное для организации – расчет количества и объема операций для любого периода времени.
    Система также обеспечивает официальные документы, которые обрабатываются другими подсистемами.

    Информационные системы управления (Management Information System – MNS) предназначены для обработки данных, доступных через TPS, и преобразования их

    Информационные системы управления (Management Information System – MNS)

    предназначены для обработки данных, доступных через TPS, и преобразования их в форму для менеджеров обычно в формате отчета.

    Виды отчетов:
    Итоговые отчеты представляют всю деятельность по данному периоду времени, по географическому региону или другой классификации в агрегированном виде.
    Отчеты об исключительных ситуациях представляют информацию в случае, если она находится за пределами нормальных значений.
    Отчеты по требованию предоставляются только, когда менеджер хочет или должен проверить состояние деятельности. Точное содержание отчетов по требованию может изменяться в зависимости от потребности менеджера.
    Регламентные отчеты обеспечивают определенную информацию, если необходимо, содержание которой может изменяться в зависимости от потребности менеджера.

    Системы поддержки решений (Decision Support Systems – DSS)предназначены для помощи организации в подготовке принятия решения. Система

    Системы поддержки решений (Decision Support Systems – DSS)

    предназначены для помощи организации в подготовке принятия решения.

    Система имеет три основных составляющих:
    базу данных, которая содержит данные, предназначенные для принятия решения
    базу моделей, которая содержит некоторое количество моделей, которые могут использоваться для анализа ситуации принятия решения
    модуль взаимодействия, который обеспечивает взаимодействие в процессе принятия решения конечного пользователя.

    Применяя данные и варианты решений с использование моделей, ЛПР может оперативно сравнивать возможные решения проблемы. DSS позволяет менеджеру проверять или предлагать различные решения, а также изучать результаты принятия решений с использованием различных моделей

    Экспертные системы (Expert Systems – ES) пытаются представлять и манипулировать знаниями. Знание – это приобретенное через опыт глубокое

    Экспертные системы (Expert Systems – ES)

    пытаются представлять и манипулировать знаниями.

    Знание – это приобретенное через опыт глубокое и всестороннее обучение.

    Экспертные системы основаны на принципах исследования искусственного интеллекта.

    Обычно пользователи общаются с ES посредством диалога, в течении которого ES задает вопросы, а пользователь дает ответы, которые используются для выбора применяемого правила.
    Данная процедура заканчивается рекомендацией, основанной на использовании правил.

    Способы обработки данных:централизованная, децентрализованная, распределенная,интегрированная

    Способы обработки данных:

    Централизованная обработка данныхпредполагает наличие вычислительного центра (ВЦ). При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и

    Централизованная обработка данных

    предполагает наличие вычислительного центра (ВЦ).

    При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов.

    Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа

    Децентрализованная обработка данных Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место. В настоящие время

    Децентрализованная обработка данных

    Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.

    В настоящие время существуют три вида технологий децентрализованной обработки данных:

    Первая основывается на персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть.(данные хранятся в отдельных файлах и на отдельных дисках). Для получения показателей производится перезапись информации на компьютер.

    Вторая: ПК объединенные в локальную сеть, что ведет к созданию единых файлов данных (но он не рассчитан на большие объемы информации).

    Третья: ПК объединенные в локальную сеть, в которую включаются специальные серверы (с режимом “клиент-банк”).

    Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может

    Распределенный способ обработки данных

    основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть.

    Этот способ может быть реализован двумя путями:

    установка ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени.
    размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.).

    Интегрированный способ обработки данных предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой

    Интегрированный способ обработки данных

    предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных.

    Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных.

    Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ.

    Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.

    Информационная система реализует следующие основные функции:отбор информации, ввод информации, обработка/переработка, хранение информации, поиск информации,выдача информации.

    Информационная система реализует следующие основные функции:

    отбор информации,
    ввод информации,
    обработка/переработка,
    хранение информации,
    поиск информации,
    выдача информации.

    Получение первичной информации и регистрацияявляется одним из трудоемких процессов. Поэтому широко применяются устройства для механизированного и автоматизированного

    Получение первичной информации и регистрация

    является одним из трудоемких процессов.

    Поэтому широко применяются устройства для механизированного и автоматизированного измерения, сбора и регистрации данных:

    электронные весы,
    разнообразные счетчики,
    табло,
    расходомеры,
    кассовые аппараты,
    машинки для счета банкнот,
    банкоматы и многое другое.
    Сюда же относят различные регистраторы производства, предназначенные для оформления и фиксации сведений о хозяйственных операциях на машинных носителях.

    Средства приема и передачи информации

    Взаимодействующая совокупность объектов, образуемые устройства передачи и обработки данных, называется сетью.

    Объединяют устройства, предназначенные для передачи и приема информации. Они обеспечивают обмен информацией между местом её возникновения и местом её обработки.

    Структура средств и методов передачи данных определяется расположением источников информации и средств обработки данных, объемами и временем на передачу данных, типами линий связи и другими факторами.

    Средства передачи данных представлены абонентскими пунктами (АП), аппаратурой передачи, модемами, мультиплексорами.

    Средства подготовки данных представлены устройствами подготовки информации на машинных носителях, устройства для передачи информации с документов на

    Средства подготовки данных представлены устройствами подготовки информации на машинных носителях, устройства для передачи информации с документов на носители, включающие устройства ЭВМ. Эти устройства могут осуществлять сортировку и корректирование.
    Средства ввода служат для восприятия данных с машинных носителей и ввода информации в компьютерные системы
    Накопители данных. Накопитель данных представляет собой абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть любыми.
    Накопитель данных в общем случае является прообразом будущей базы данных и описание хранящихся в нем данных должно быть увязано с информационной моделью

    Потоки данных Поток данных определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приемнику. Реальный поток данных может

    Поток данных определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приемнику.

    Реальный поток данных может быть информацией, передаваемой по кабелю между двумя устройствами, пересылаемыми по почте письмами, магнитными лентами или дискетами, переносимыми с одного компьютера на другой и т.д.

    Учитывая специфику организации, управления и технологии выполнения каждой из указанных функций в ИС целесообразно выделять три самостоятельных функциональных подсистемы:
    Подсистема сбора информации
    Подсистема подготовки информации
    Подсистема выдачи информации

    Контрольные вопросы:Перечислите основные функции информационной системы.Дайте определение системы поддержки принятия решений.Что понимается под цифровыми технологиями передачи информации?Дайте

    Перечислите основные функции информационной системы.
    Дайте определение системы поддержки принятия решений.
    Что понимается под цифровыми технологиями передачи информации?
    Дайте определение монитора.
    Перечислите устройства для механизированного и автоматизированного измерения, сбора и регистрации данных.
    Опишите особенности закрытой системы обмена информацией.
    Охарактеризуйте процесс децентрализованной обработки данных.

    Взаимосвязь процессов хранения, обработки и передачи информации, виды информационных носителей, способы обработки информации, виды источников и приемников информации, каналы связи, их виды и способы защиты от шума, единица измерения скорости передачи информации, пропускная способность канала связи

    Процессы хранения, обработки и передачи информации являются основными информационными процессами. В разных сочетаниях они присутствуют в получении, поиске, защите, кодировании и других информационных процессах. Рассмотрим хранение, обработку и передачу информации на примере действий школьника, которые он выполняет с информацией при решении задачи.

    Опишем информационную деятельность школьника по решению задачи в виде последовательности информационных процессов. Условие задачи (информация) хранится в учебнике. Посредством глаз происходит передача информации из учебника в собственную память школьника, в которой информация хранится. В процессе решения задачи мозг школьника выполняет обработку информации. Полученный результат хранится в памяти школьника. Передача результата — новой информации — происходит с помощью руки школьника посредством записи в тетради. Результат решения задачи хранится в тетради школьника.

    Таким образом (рис. 9), можно выделить процессы хранения информации (в памяти человека, на бумаге, диске, аудио- или видеокассете и т. п.), передачи информации (с помощью органов чувств, речи и двигательной системы человека) и обработки информации (в клетках головного мозга человека).

    Информационные процессы взаимосвязаны. Например, обработка и передача информации невозможны без ее хранения, а для сохранения обработанной информации ее необходимо передать. Рассмотрим каждый информационный процесс более подробно.


    Хранение информации является информационным процессом, в ходе которого информация остается неизменной во времени и пространстве.

    В примере о школьнике были рассмотрены такие носители информации, как бумага учебника и тетради (материальный предмет), биологическая память человека (вещество). При получении школьником визуальной информации носителем информации являлся отраженный от бумаги свет (волна).

    Выделяют два вида информационных носителей: внутренние и внешние. Внутренние носители (например, биологическая память человека) обладают быстротой и оперативностью воспроиз ведения хранимой информации. Внешние носители (например, бумага, магнитные и оптические диски) более надежны, могут хранить большие объемы информации. Их используют для долговременного хранения информации.

    Обработка информации является информационным процессом, в ходе которого информация изменяется содержательно или по форме.

    Обработку информации осуществляет исполнитель по определенным правилам. Исполнителем может быть человек, коллектив* животное, машина.

    Обрабатываемая информация хранится во внутренней памяти исполнителя. В результате обработки информации исполнителем из исходной информации получается содержательно новая информация или информация, представленная в другой форме (рис. 10).


    Вернемся к рассмотренному примеру о школьнике, решившем задачу. Школьник, который являлся исполнителем, получил исходную информацию в виде условия задачи, обработал информацию в соответствии с определенными правилами (например, правилами решения математических задач) и получил новую информацию в виде искомого результата. В процессе обработки информация хранилась в памяти школьника, которая является внутренней памятью человека.

    Вид обрабатываемой информации может быть различным, и правила обработки могут быть разными. Автоматизировать процесс обработки можно лишь в том случае, когда информация представлена специальным образом, а правила обработки четко определены.

    Передача информации является информационным процессом, в ходе которого информация переносится с одного информационного носителя на другой.

    Процесс передачи информации, как ее хранение и обработка, также невозможен без носителя информации. В примере о школьнике в тот момент, когда он читает условие задачи, информация передается с бумаги (с внешнего информационного носителя) в биологическую память школьника (на внутренний информационный носитель). Причем процесс передачи информации происходит с помощью отраженного от бумаги света — волны, которая является носителем информации.

    Процесс передачи информации происходит между источником информации, который ее передает, и приемником информации, который ее принимает. Например, книга является источником информации для читающего ее человека, а читающий книгу человек — приемником информации. Передача информации от источника к приемнику осуществляется по каналу связи (рис.11). Каналом связи могут быть воздух, вода, металлические и оптоволоконные провода.


    Между источником и приемником информации может существовать обратная связь . В ответ на полученную информацию приемник может передавать информацию источнику. Если источник является одновременно и приемником информации, а приемник является источником, то такой процесс передачи информации называется обменом информацией.

    В качестве примера рассмотрим устный ответ ученика учите лю на уроке. В этом случае источником информации являете! ученик, а приемником информации — учитель. Источник и приемник информации имеют носители информации — биологиче скую память. В процессе ответа ученика учителю происходи1: передача информации из памяти ученика в память учителя Каналом связи между учеником и учителем является воздух а процесс передачи информации осуществляется с помощью носителя информации— акустической волны. Если учитель ш только слушает, но и корректирует ответ ученика, а ученик учитывает замечания учителя, то между учителем и учеником происходит обмен информацией.

    Информация передается по каналу связи с определенной скоростью, которая измеряется количеством передаваемой информации за единицу времени (бит/с). Реальная скорость передач* информации не может быть больше максимально возможно* скорости передачи информации по данному каналу связи, которая называется пропускной способностью канала связи и зависит от его физических свойств.

    Пропускная способность канала связи — максимально возможная скорость передачи информации по данному каналу связи.


    Кодирование и декодирование может осуществляться как живым существом (например, человеком, животным), так и техни ческим устройством (например, компьютером, электронным переводчиком).

    В процессе передачи информации возможны искажения или потери информации под воздействием помех, которые называются шумом. Шум возникает из-за плохого качества каналов связи или их незащищенности. Существуют разные способы защиты от шума, например техническая защита каналов связи или многократная передача информации.

    Например, из-за шума улицы, доносящегося из открытого окна, ученик может не расслышать часть передаваемой учителем звуковой информации. Для того чтобы ученик услышал объяснение учителя без искажений, можно заранее закрыть окно или попросить учителя повторить сказанное.

    Сигнал может быть непрерывным или дискретным. Непрерывный сигнал плавно меняет свои параметры во времени. Примером непрерывного сигнала являются изменения атмосферного давления, температуры воздуха, высоты Солнца над горизонтом. Дискретный сигнал скачкообразно меняет свои параметры и принимает конечное число значений в конечном числе моментов времени. Сигналы, представленные в виде отдельных знаков, являются дискретными. Например, сигналы азбуки Морзе, сигналы, служащие для передачи текстовой и числовой информации, — это дискретные сигналы. Поскольку каждому отдельному значению дискретного сигнала можно поставить в соответствие определенное число, то дискретные сигналы иногда называют цифровыми.

    Сигналы одного вида могут быть преобразованы в сигналы другого вида. Например, график функции (непрерывный сиг нал) может быть представлен в виде таблицы отдельных значений (дискретный сигнал). И наоборот, зная значения функции для разных значений аргументов, можно построить график функции по точкам. Звучащую музыку, которая передается непрерывным сигналом, можно представить в виде дискретной нотной записи. И наоборот, по дискретным нотам можно сыграть непрерывное музыкальное произведение. Во многих случаях преобразования одного вида сигнала в другой могут приводить к потере части информации.

    Существуют технические устройства, которые работают с непрерывными сигналами (например, ртутный термометр, микрофон, магнитофон), и технические устройства, работающие с дискретными сигналами (например, проигрыватель для компакт-дисков, цифровой фотоаппарат, сотовый телефон). Компьютер может работать как с непрерывными, так и дискретными сигналами.

    Читайте также: